Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Воскресенье, 20.08.2017, 14:36
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18]Иные языки [12]Израиль и пророчества [14]
Суббота [10]О Боге [47]Ангелы [24]
Что есть человек [19]О сатане и диаволе [18]Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25]Наши проповеди [78]Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Ангелы

Ангелы (часть13)

АНГЕЛЫ (часть 13)

Ангел-сатана
В Иов 2,5 сатана просит Бога: “Простри руку Твою”. Рукой же Божией, как правило, называются Ангелы. Бог принимает предложение сатаны и говорит: “Вот, он в руке твоей” (ст 6). Получается, что “рука” сатаны, или же Ангела, являются “рукой” Божией, и Иов, похоже, видит в своих бедах эту “руку” - Иов 2,5,6,10; 6,9; 10,7; 19,21; 27,11; 28,9. В Иов 12,9 написано о том, что он каким-то образом чувствовал, что та же рука, которая сотворил этот мир (а его сотворили Ангелы), тяжко легла и на него самого. “От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона” (Иов 26,13). Так что для Иова рука Божия и Его дух - одно и то же - рука сатаны. Ну, а то, что эта рука и дух больше подходят Ангелу, нежели человеку, видно невооруженным глазом, ведь “великолепие неба” было сотворено руками Ангелов. Иов понимал, что все его несчастья пришли к нему от руки Божией, но он также еще знал, что Он не может убить его: “Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня... Верно, Он не прострет руки Своей на дом костей” (Иов 31,21,24). А это является точь-в-точь кратким содержанием сути испытания сатаны, которому было сказано: “Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги”. Зло к Иову пришло от руки Божией (Иов 2,10), а это напоминает не о людях, а о посольстве “злых Ангелов” (Пс 77,49). Так же и Киру было дано знать, что любое зло, любая беда (не исключая и “сатану” человеческого происхождения) приходит от Бога (Ис 45,5-7). Иов почитал Бога своим врагом, своим неприятелем (Иов 16,9), видя в Нем своего “сатану”, однако почти со сто процентной уверенностью можно утверждать, что в патриархальные времена верующие смотрели на Бога через являвших Его Ангелов.
Книга Иова полна мест, говорящих об ограничении возможностей Божиих, что указывает на то, что здесь говорится об Ангелах. Например, “Он ныне же встанет над тобою...” (Иов 8,6). “Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне... Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня” (Иов 10,6,9). Иов жил во времена патриархов, когда явление Ангелов было не редкостью, а потому и он, и его друзья должны были видеть Бога через являвших Его Ангелов.
Сначала Господь спрашивает сатану: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” (Иов 2,3), однако позже Иов жалуется Богу: “Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое” (Иов 7,17). Так что получается, что Иов видел в Боге (очень может быть, что и через Ангела) Того, Кто обратился против него, хотя немного раньше говорится, что это был сатана. “Сатаны” от человеков не могли бы принести столь много и столь тяжких бед, а потому Иов не особо-то и жалуется на них. Иов больше говорит о тех бедах, о том “внимании”, которое ему оказал Ангел-сатана. Тем же, кто утверждает, что в 7-й главе книги Иова говорится о сатане человеческого происхождения, достаточно указать на стихи 17 и 20: “Что такое человек, что Ты столько ценишь его... страж человеков!” В этой же главе есть несколько слов, сказанных о буквальном передвижении Бога, что, опять-таки, говорит об Ангелах: “посещаешь... испытываешь... оставишь... отойдешь” (ст 18,19).
“В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло” (Иов 5,19). В Пс 90,10, как кажется, подразумевается эти слов: “не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”. В Пс 90 записано наставление Моисея, данное им Иисусу Навину о том, что Ангел-истребитель, шедший с ними в пустыне не причинит ему вреда, если Господь Бог “Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих” (ст 11). Так что получается, что и Моисей видел, что в Иов 5,19 говорится о зле, которое приносят “злые Ангелы” (что подтверждается в Пс 77,49), или же Ангел-сатана, через которого на Иова пришли все беды.
И, конечно же, решающим является то, что в Иов 38,7 под “сынами Божиими” подразумеваются Ангелы, названные также “сынами Божиими” в Иов 1,6, между которыми был и сатана.

Дополнительные доказательства
Подобное понимание книги Иова позволяет шире и глубже взглянуть на отношения человека с Богом через явление Его в Ангелах.
Иов 2,4: “кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него”. Слова, “кожа за кожу” - чисто человеческое выражение, возможно основанное на товарообмене шкурами. Говорит ли это о том, что только Ангелу-сатане присуще разговаривает с Богом грубым человеческим языком, или же все Ангелы в общении с Богом употребляют человеческие обороты речи? Мы, как и многие верующие, о которых рассказывается в Библии, склонны говорить метафорами, так почему бы той же склонностью не могут обладать и Ангелы? Сильный Ангел из Откр 18 называет Вавилон “жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (ст 2), говоря точно так же, как если бы он говорил о бесноватом. 
Иов 2,3: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” - спрашивает Бог Ангела. Похоже, что этот Ангел-сатана Иова не был его Ангелом-хранителем, ибо если бы он был им, то, конечно же, обращал бы на него внимание. А это значит, что и другие Ангелы, помимо наших Ангелов-хранителей, могут принимать участие в нашей жизни. Или же это значит, что на протяжении жизни наши Ангелы-хранители меняются? Вопрос сатаны: “Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него?” (Иов 1,10) - мог быть задан, в данном случае, другому Ангелу, Ангелу-хранителю Иова. И все же позже Иов причиной всего доброго и злого в своей жизни называет Бога. Таким образом на время испытаний Иова место его Ангела-хранителя занял Ангел-сатана. 
Бог упрекает сатану: “А ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно” (Иов 2,3). А это говорит о том, что Ангелы могут убедить Господа Бога сделать то, что в виду их ограниченных духовных возможностей предвидения, лучше было бы не делать (что часто происходит и с нами, когда мы настойчиво просим о чем-то Бога через своего Ангела-хранителя). Если Господь Бог соглашается, то Он “утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих (Ангелов) посланников” (Ис 44,26). А потому и жизнь Иова была в буквальном смысле “погублена”, ибо этому Ангелу удалось привести в исполнение желаемое, ибо он побудил Бога сделать то, что ему хотелось, побудил Его так же, как человек возбуждает в Боге гнев Его. 
Иов 1,7,8: “обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле?” Бог знал, что Ангел-сатана скажет Ему в ответ, а потому таким образом заставлял Ангела задуматься о верующем, о человеке, дабы через это возросла духовность самого Ангела. А это все еще и все так же необходимо, даже несмотря на то, что их чувства и были уже приучены навыком к различению добра и зла, так как познание добра и зла, которым обладают Ангелы, является тем же самым познанием, которым обладаем и мы, ибо Ангел сетовал в Едеме, что “Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт 3,22). Однако, несмотря на свои переживания, мы, к сожалению, все так же очень мало знаем о том, как Бог действует через зло. Некоторые, в особенности ничего не знающие об истине, вообще не представляют себе этого, и все же, благодаря своему врожденному естеству, мы имеем смутное представление об этом, такое же смутное, как было и у Ангелов в Едеме, которые так же вкусили от того же дерева добра и зла, от которого вкусил Адам. А потому становится понятной причина, почему и Ангелам необходимо духовное возрастание. 
Иов 5,7: “человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх” - написано тем же языком, что и о Ангеле-херувиме, а это говорит о том, что все беды в нашей жизни привносятся Ангелами. 
В Иов 7,17-20, как уже об этом говорилось выше, говорится об Ангелах, а потому стенание Иова, “завтра поищешь меня, и меня нет”, говорит о том, что Ангел не сможет причинить ему больше страдания (“посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его” - ст 18), потому что он ляжет в прахе и его не будет, так как Иов думал, что умрет в эту ночь. Таким образом видно, что Иов понимал ограниченность возможностей Ангела-сатаны. Так же обратите внимание на то, как Иов просит Ангела простить его грех и снять с него его беззаконие. Если такой властью обладали Иисус, Петр и Апостолы, то ею же мог быть наделен также и Ангел - именно по этой причине, как знамение прощения грехов Израиля, осиял все вокруг Ангел в день очищения. 
Иов 23,3: “О, если бы я знал, где найти Его” - звучит так, как будто Бог буквально присутствовал где-то на земле, а это намекает на то, что Иов встречался с Ним в образе Ангела. 
Иов 10,11,12: “кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой”, - сетует Иов. Здесь слово “скрепил” то же самое еврейское слово, что и “оградил” которое использует сатана в разговоре с Богом об Иове. Возможно, что Иов слышал об этом как от Ангела, так и от Самого Бога. Так что Иов здесь говорит, что единственной его оградой, единственной его защитой осталось его тело, его плоть. В Иов 3,23 и Иов 19,8 это “ограждение”, похоже, понимается как ограниченность духовных чувств, как будто Иов, как и Павел, был научен своим грешным и тленным телом, что такое славное откровение сынов Божиих (Ангелов). Иов понимал, что в любой момент его жизнь находится в руке у Ангела: “попечение Твое (Ангела) хранило дух мой”. Мы уже предполагали, что Ангелы, будучи духовными созданиями, дают и отнимают дух жизни нашим телам, а потому Иов тем самым как бы хотел сказать: “Ты (Ангел-сатана) говоришь, что я огражден со всех сторон благословениями. Однако сейчас моей защитой является только вот это больное тело. Единственно, что ты сейчас можешь сделать, не трогать мою душу, мою жизнь, ибо только так ты можешь и дальше продолжить мучить меня”. И это вполне понятно, если принять во внимание положение Иова. 
Иов 14,3: “И на него-то Ты (Ангел) отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?” Похоже, здесь говорится об ощущении Иова близкого присутствия Ангела, ибо он спрашивает Бога о причинах такого повышенного интереса к нему, о причинах того, почему Бог посылает к нему Своих Ангелов, устремляя на него Свои очи, почему Бог просил Своего Ангела обратить “внимание на раба Моего Иова”? Когда Иов просил Бога отойти от него, он тем самым еще подразумевал, чтобы Он не смотрел на него (Иов 7,8,19 и проч.), а эти слова более приемлемы, если они сказаны об Ангелах, об очах Божиих, от которых, как понимал Иов, и зависели все его несчастья. 
Иов 14,5: “дни ему (человеку) определены, и число месяцев его у Тебя” - сказано ли это об Ангеле “учетчике” из Дан 8,13, в чьей власти находятся времена и сроки? 
Иов 16,9: “Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими; неприятель мой острит на меня глаза свои”. Из текста видно, что Иов почитает Бога за своего врага, а как мы уже ни раз видели, глазами Его являются Ангелы. 
Иов 19,8: “Он (Ангел) преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму”. Это удивительнейшим образом напоминает Ангела-сатану, преградившего путь Валааму (Числ 22,22-27). Между Иовом и Валаамом много общего: оба они были пророками (в случае с Иовом - Иов 4,4; 23,12; 29,4 ср. с Иов 15,8; Ам 3,7; Иак 5,10,11); у обоих были настоящие трудности в понимании путей Божиих; оба были недовольны действиями Божиим (Ангела) и оба услышали от Бога упрек за то, что полностью не сознавали, что все в природе этого мира находится во власти и под надзором Ангелов. Думаю, что общность между Иовом и Валаамом можно было бы продолжить. 
Иов 19,26: “и я во плоти моей узрю Бога”. В Ветхом Завете существует множество примеров того, в какой ужас приходили люди от мысли, что они своим глазами видели Бога, и первыми приходят на ум Маной и Исаия. А потому мало вероятно, чтобы Иов хотел видеть глаза в глаза Самого Господа Бога. Скорее всего здесь Иов говорил о Боге в лице Ангела. То же самое можно сказать и о Иов 42,5: “Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”. Очевидно, что Иов чувствовал, что теперь он намного лучше понимает то, что происходило с ним по воле Божией и по вине Ангела-сатаны. 
Иов 20,29: “Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!” - определенное Богом исполняется Ангелами. 
Иов 21,9: “Домы их безопасны от страха (ср. с домом Иова, падшим от ветра, посланным Ангелом-сатаной), и нет жезла Божия на них”. Чуть раньше Иов умолял: “Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня” (Иов 9,34). “Страх Божий” - это об Ангелах, как и жезл Его, ибо жезл сейчас находился в руке Ангела-сатаны. 
Иов 26,13: “От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона”. Здесь дух Божий приравнивается к Его руке, одно и то и другое часто связано с Ангелами, что дает еще одно лишнее подтверждение тому, что этот мир был сотворен руками Ангелов. 
Иов 34,18: “Можно ли сказать царю (Богу): ты - нечестивец, и князьям (Ангелам): вы - беззаконники?” Здесь Елиуй, говоря от лица Божия, упрекает Иова в незаслуженном обвинении Ангелов, виновных в его несчастьях. 
Иов 38,22: “Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града?” Из этого вопроса видно, что Бог входил и видел, и исследовал Свое же собственное творение, что больше подходит Ангелам, а не Самому Господу Богу. 
Иов 6,9,10: “О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня... ибо я не отвергся изречений Святаго”. Мы уж говорили о том, что рука Божия была рукой Ангела-сатаны, которому было запрещено “сокрушить” Иова, чего так хотелось не только ему, но и самому Иову. Иов приравнивает здесь сатану Святому, что также является языком, которым говорится об Ангелах. Иов, будучи пророком (см. комментарии на Иов 19,8), должен был получить откровение от Ангела, изречений которого он не отрекся. 
Иов 1,14: “И [вот], приходит вестник (евр. “малак”) к Иову” и рассказывает о новых бедах, которые учинил ему Ангел-сатана. Было бы вполне логично, если бы слово “вестник” было переведено здесь, как “ангел”, ибо в этом месте почти все говорит о них. 
Иов 1,16,19 - здесь рассказывается о том, как отроки Иова погибают от ветра и огня - и то и другое образ явления Ангелов. 
Еврейское слово “шадай” (Всемогущий, Вседержитель) очень часто в Пятикнижии связано с понятием плодородия и изобилия всего доброго (Быт 17,1; 28,3; 35,11; 43,14; 49,25). Еврейское слово “шад” означает грудь. Упоминания Всемогущего в книге Бытие связаны с обетованиями, а как мы видели обетования давались Ангелами. Таким образом на Ангелов смотрели как на источник всех благ, что объясняет, почему в книге Иова так часто Бог называется “шадай”, а так же объясняет причину того, почему вся книга Иова посвящена ошибочному мнению о том, что от шадай человек получает только добро. Возможно, об этом написано в противопоставление истинного Бога всем богам плодородия народов, от которых они, по их мнению, могли получать исключительно одно только добро. 
Так же очень может быть, что Ангел-сатана Иова являл собой трех друзей (сатаны) Иова. Из-за того, что он был образом их, Ангел-сатана высказывал их мысли так, как будто они были его собственные - сравните, например, мысли Елифаза (Иов 4,5) с тем, что говорил сатана (Иов 1,9,10).

Глава 10: Ангелы и Израиль
10-1 Ангелы и Израиль

Ангелы проявляют особое внимание к тому, что происходит в Израиле. Очи Господа (Ангелы) всегда устремлены на землю Израильскую. Господь Бог сравнивает врагов Израиля с теми, кто прикасается к Его зенице ока (Зах 2,8). А это значит, что Ангелы, являющиеся оком Господа Бога, проявляют особое внимание к естественному и духовному положению Израиля. И причин для такого повышенного внимания, две: во-первых, показать, насколько сильно они заинтересованы в делах нового Израиля, и во-вторых, научить нас умению надзирать за смертными людьми в тысячелетнем Царстве, а может и не только, когда мы заменим собой Ангелов.
“Виноградник Господа Саваофа (Ангелы) есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие” (Ис 5,7). Ожидание Богом правосудия означает то, что Он всматривался в ожидании, т.е. использовал Свои глаза, Ангелов. Заодно, возникает вопрос, не означает ли это, что Ангелам ближе Иуда, нежели Израиль, мужи которого сравниваются с любимым насаждением Ангелов? Что мы можем подумать о том, что Ангелы придают предпочтение одним перед другими, в зависимости о духовности каждого?
Еще очень веские доказательства тесной связи между Ангелами и Израилем, можно найти в псалмах Асафа, особенно с 72-го по 82-й, где содержится очень много слов и фраз, которые могут относиться исключительно к Ангелам, действовавшим в Израиле на протяжении всей его истории, начиная с исхода из Египта, и кончая Вавилонским пленом. Из Мал 1,9 следует, что Ангелы могут даже вместе с Израилем нести грехи его: “говорит Господь Саваоф (Ангелы)... молитесь Богу, чтобы помиловал нас”. Так же и во Вт 33,2,3 видно единство между Ангелами и Израилем в том, что и те и другие называются тьмами святых.

Обетования
Обетования, составляющие основу “надежды Израилевой”, давались Ангелами, ибо многие из них были даны в видениях, а видения не отделимы от Ангелов. Так, например, Господь Бог “вывел его (Аврама) вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды... (после многозначительной паузы)... столько будет у тебя потомков... Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение” (Быт 15,5-7). Это должен был быть Ангел, который вывел Аврама из его шатра на подходящее место и дал ему обетования. Об Ангеле, выведшем Израиль из Египта в обетованную землю, частенько говорится тем же самым языком, что и о “Господе” из Быт 15, давшем обетования Авраму о земле. В Быт 17,3 написано: “И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним...” давая ему обетования. Люди часто падали на лица свои в присутствии Ангелов, а то, что Бог говорил с Авраамом очень сильно напоминает, как позже лицом к лицу Ангел разговаривал с Моисеем. В Быт 18,1 Господь является Аврааму в Ангеле, чтобы поговорить с ним о будущем Содома, о чем в этой же главе, но чуть позже, разговор будет продолжен. Однако словосочетание о явлении Господа встречается и в Быт 17,1, как предисловие перед дачей обетований Аврааму. И куда яснее: “И... воззвал... Ангел Господень с неба и сказал... Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные” (Быт 22,15-17). Ангел Господень, явившийся в кусте Моисею, говорил, что Он является Богом патриархов, Который “поставил завет” с ними, чтобы ввести “вас в ту землю, о которой [Он], подняв руку... [клялся] дать ее Аврааму... в наследие” (ср. Исх 3,2-9 с Исх 6,2-8). Точно так же Ангел, дававший обетования Аврааму, мог сказать и Агари: “Умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества” (Быт 16,10).
В обетованиях, данных Давиду, так же много намеков на Ангелов - как будто эти обетования были даны ему также Ангелом.
2Цар 7,2: “вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром” - Ангел обитал над ковчегом, под шатром (см. ниже).
ст 6: “переходил в шатре и в скинии” - Ангел “переходил”, когда Израильтяне переносили на своих плечах шатер, скинию и ковчег, над которым обитал Ангел.
“Я... вывел сынов Израилевых из Египта” - это было сделано Ангелом.
Ст 8: “так говорит Господь Саваоф” - Ангелы.
Ст 8-9: “Я взял тебя от стада овец... и был с тобою везде, куда ни ходил ты” - Ангел надзирал за Давидом, всегда находясь в непосредственной близи к нему.
Ст 10: “И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его” - Ангел устроил место, посадив и укоренив Израиль как лозу (Пс 79,9, где много намеков на Ангелов).
В стихах с 12-го по 14-й также даются обетования Давиду. В ответ Давид восхваляет Господа Саваофа - Бога над Израилем (2Цар 7,26), упоминая сразу два имени, которыми называются Ангелы - так, как будто он знал, что обетования ему были даны через Ангела.

10-2 Ангел Михаил и Израиль
Из слов о том, что Михаил - “князь великий, стоящий за сынов народа твоего”, или же народа Даниила (Дан 12,1), а так же из-за того, что “Михаил” называется в книге Даниила Ангелом следует, что этот Ангел был особо близок Израилю, а потому Он и был наделен особой властью, превосходящей власть всех остальных Ангелов: “Михаил, один из первых князей” (Дан 10,13), “князь великий” (Дан 12,1). Во власти Михаила находится много других Ангелов, исполняющих то же самое дело, надзор за народом Израильским: “земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего (Ангелы), непрестанно на ней, от начала года и до конца года” (Вт 11,12). Кстати сказать, “Господь, Бог твой”, разве не так назывался Ангел, проведший Израиль через пустыню? А может быть это и был, как раз Ангел Михаил? Вспомните, что и как говорил Моисей народу в то время о “Господе, Боге их”, об Ангеле, шедшем впереди их. Таким образом Господь Бог обещал, что Ангел Его будет всегда присутствовать среди них в земле, внимательно следя за тем, что будет происходить с ними. То, насколько сильно Богу было угодно, чтобы народ смотрел на Него через Ангелов, особенно хорошо видно при глубоком размышлении над данной Израилю заповедью не иметь коней и колесниц (ср. Вт 17,16 с Ис 2,7). По мере возрастания популярности такого вида транспорта это было равносильно тому, если бы сегодняшним Христианам было запрещено обладать автомашинами. А это значит, что за этой заповедью должно скрывать нечто большее. Вероятнее всего, эта заповедь призывала Израильтян более пристально всматриваться в Ангела-херувима, в колесницу Божию. Ведь и само слово “херувим” связано с мыслью о колеснице, а понятие всадника тут же напоминает об Ангелах-всадниках Захарии и Откровения.
В Зах 1,11 об Ангелах говорится, что они “обошли... землю (землю Израильскую), и вот, вся земля населена и спокойна”. “Это очи Господа (Ангелы), которые объемлют взором всю землю” (Зах 4,10). Так же вполне возможно, что и сатана Иова, когда “обходил землю”, то обходил не всю планету, а лишь землю Израиля, наблюдая за истинными поклонниками (которых можно было найти, да и то с большим трудом, исключительно только среди Израильтян). Возможно, именно о буквальном присутствии Ангела в земле говорится в Иез 35,10: “Так как ты (образ арабов) говорила: эти два народа и эти две земли будут мои, и мы завладеем ими, хотя и Господь (Ангел Михаил) был там”. Однако тот же самый Ангел производил и суд в Израиле - в Иез 7,9 и Иез 20,17 говорится об очах Божиих (об Ангеле Михаиле), которые не щадят и милуют, что напоминает о Ис 63, где также говорится о милостивом Ангеле, перестающим миловать из-за грехов Израиля (ст 9,10). В Пс 82 также рассказывается о нашествии арабов на землю Израиля в последние дни, а значит и о Ангеле Михаиле: “против народа Твоего составили коварный умысел” (ст 3 - против народа Ангела Михаила), “которые говорили: возьмем себе во владение селения Божии” (ст 13 - или же место обитания Ангела в храме). Однако они будут наказаны могучим явлением Божиим, которое будет “как огонь... и как пламя”, как буря и как вихрь (ст 14-16), что живо напоминает видение Ангела-херувима, а также явление Бога в Ангелах (например в Пс 103,1-4).

“Восстание” Ангела Михаила
Близость между Ангелом Михаилом и Его народом Израильским такова, что когда Он “восстанет” в последние дни, многие из народа Израиля (народа Даниила) также “восстанут”, будучи воскрешены (Дан 12,1-3).
Как Ис 63, так и Авв 3 рассказывают о том, что было сделано Ангелом, когда тот вел Израиль через пустыню, когда Бог через Михаила вдруг внезапно “вспомнил” о том, что Им было сделано для Израиля в прошлом, и решил совершить “дело [Свое] среди лет” (Авв 3,2), или же “вспомнил древние дни, Моисеевы, народ Его: где Тот, Который вывел их из моря... Который вел их чрез бездны” (Ис 63,11-13; AV). Обратите внимание на язык, которым написаны эти места: “вспомнил”, “совершил” - все это может относиться исключительно только к Ангелу, к Ангелу Михаилу, как будто “Ангел лица Его” вспоминал в последние дни о Его предыдущем явлении Израилю, решая снова совершить подобное же дело.
Впрочем, на сей день кажется, что по крайней мере в последние 2 000 лет Ангелы мало заботятся о земле Израильской. Вероятно по этой причине о Ангеле Михаиле говорится, что он “восстанет” за Израиль. Так же и в Зах 12,4 многозначительно говорится: “В тот день, говорит Господь... на дом Иудин отверзу очи Мои”, или же Ангелов, надзирающих за Израилем (обратите внимание на то, что о них говорится чуть раньше в этом же пророчестве). Все это звучит так, как будто активность Ангелов в делах Израиля оживится в последние дни. Также и “рука Божия” ассоциируется с оживлением и покаянием Израиля в последние дни, а мы уже говорили, что слова, “рука Божия”, также относятся к Ангелам: “И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале” (Ис 1,25-26). “И будет в тот день (в последний день): Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего... и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем... так что в сандалиях могут переходить ее” (Ис 11,11,15). Сравните это также с тем, как рука Божия очищает Исаию и народ, которого он представлял, от их грехов (Ис 6,5,6).
В Иез 20,35 рассказывается о “втором исходе” евреев из рассеяния во время второго пришествия, в котором примет участие также и Ангел Михаил: “И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами лицом к лицу”. Господь Бог должно быть судился с ними лицом к лицу через Ангела Михаила (Исх 33,10).

10-3 Ангелы исхода
Ангелы в пустыне

Ангел-хранитель Израиля должен был “хранить” его на пути (Исх 23,20), что напоминает об Ангелах охранявших путь к дереву жизни в Едеме. Одно и то же еврейское слово, переведенное как “хранить”, очень часто встречается в книге Исход, когда говорится о “хранением” Израилем заповедей Божиих, однако их желание соблюдать (хранить) их подогревалось Ангелом, хранящим их на пути повиновения. Они должны были беречься и тщательно хранить себя на пути (Вт 4,9), но и Ангел был должен делать то же самое. Эта обоюдность показана и в Исх 23,20,21, где говорится о том, что Израиль должен блюсти себя и слушаться посланного хранить его Ангела. Слово “блюсти” здесь то же самое, что и “хранить”. Ангел должен был хранить их, но и они сами должны были хранить себя пред лицом Его. И это пример того, каким должны быть наши взаимоотношения с нашим Ангелом-хранителем, ибо и нам необходимо помогать Ему исполнять Его обязанности. Это же еврейское слово, переводимое как “хранить”, в Суд 1,24 переведено как “стражи”, охранявшие Израиль на пути в обетованную землю. Но и Ангел также охранял их на пути в землю, будучи “стражем” их. Так что стражи Израильские делали то же самое, что и их Ангелы, а потому и действовали благоуспешно. Иисус Навин вместе с Моисеем также ходили тем же путем, что и Ангел, ибо написано, что “чрез пророка (Моисея) вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка (Иисуса Навина) Он охранял его” (Ос 12,13). Из Египта Израиль “вывел” Ангел и Он же хранил его на пути (Исх 23,20). А это еще раз говорит о том, как пророки и Ангелы плечом к плечу делали одно и то же дело. Если же и мы выводим народ Божий и “охраняем” его ради имени Божия, то и мы можем также чувствовать дружеское плечо Ангела-хранителя, поддерживающего нас на каждом нашем шагу.
Существует множество схожих образов между путем, который проделал Израиль через пустыню в землю обетованную и путем, которым идем мы в обещанное нам Царство. Однако на их путь огромное влияние было оказано Ангелами, а это значит, что и в нашей жизни Ангелы играют не менее значимую роль. Отношения Моисея с Ангелом во времена исхода Израиля из Египта, возможно сравнимы с отношением Иисуса с Ангелом-Утешителем (см. гл 13), спасающего нас из духовного Египетского рабства. То, что их Ангелы шли впереди, приготовляя им вход в обетованную землю, говорит о том, что и нам вполне возможен доступ в Царство, отчасти из-за помощи наших Ангелов-хранителей, выравнивающих наши пути. Мы уже говорили о том, что все войны Израиля с жителями Ханаана были заранее выиграны Ангелами, так что им всего лишь оставалось не восставать против них и верить в то, что они могут воспользоваться их победой. “Господь Бог твой (Ангел) ходит среди стана твоего (слова, сказанные Ангелом чуть раньше, когда Он отказывался идти с Израилем: “Сам не пойду среди вас”), чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя” (Вт 23,14).

“Будьте тверды”
Позже Моисей вдохновлял Иисуса Навина и прочих идущих через пустыню путников описанием тех великих дел, которые делались Ангелами по подготовке им пути в обетованную землю, в которой очень сильно заметна связь между страхом (ужасом) Божиим Ханаанских племен, “шершнями” и Ангелом: “Вот, Я посылаю пред тобою Ангела... Ужас Мой пошлю пред тобою... пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев” (Исх 23,20,27,28). Тогда же Моисей вспомнил, как Бог говорил ему, что “Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою”, а потому он и говорил Иисусу Навину и всему Израилю: “Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог (так Моисей называл Ангела(1)) твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя” (Вт 31,3,6,7). Эти слова цитируются в Евр 13,5, а потому будет неплохо заметить, что здесь речь также идет об Ангелах: “довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам (Ангел) сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник (или же Ангел), и не убоюсь: что сделает мне человек?” Чуть ниже мы увидим, что и Иисус Навин видел Господа Бога через Ангела - так что он внял наставлению Моисея.
Таким образом, когда Иисусу Навину пришло время умереть, его советы на смертном одре, как и советы Моисея, были полны размышлениями об Ангеле Израиля: “Господь - Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской... и хранил нас на всем пути, по которому мы шли... Господь прогнал от нас все народы (во времена исхода это было сделано Ангелом)... Он... не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (ср. с Исх 23,21, где Бог говорит, что Ангел, выводящий Израиль из Египта, не простит грехов их)... Если вы оставите Господа... то Он наведет на вас зло и истребит вас” (Нав 24,17-21). Последние слова упоминаются и в Ис 63, где рассказывается об Ангеле лица Господня бывшего с Израилем в пустыне, который, однако, “обратился в неприятеля их: Сам воевал против них” (ст 10). В книге Иисуса Навина чуть раньше сказано, что “не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось” (Нав 21,45). Обетованное Ангелом во время исхода, в принципе, исполнилось, однако, к сожалению для Израиля, не всё и не слишком хорошо, только потому, что не все благословения ими были поняты и приняты.

Категория: Ангелы | Добавил: Вериец (08.07.2008)
Просмотров: 1891 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2017