Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Понедельник, 20.11.2017, 10:35
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18]Иные языки [12]Израиль и пророчества [14]
Суббота [10]О Боге [47]Ангелы [24]
Что есть человек [19]О сатане и диаволе [18]Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25]Наши проповеди [78]Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Есть ли вечные мучения

Богач и Лазарь (часть 2)
БОГАЧ И ЛАЗАРЬ (часть 2)

 ЗДЕСЬ НЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГА ИЛИ ХРИСТА

Похоже, что эту картину многие наклеивают на свои очки и надевают их всякий раз, когда читают или говорят об этом отрывке. Но эта история не является описанием подобной картины. В ней нет никакого намека на Бога, и никто в ней не изображает Бога. Она не содержит ни слова о Христе или Его деле. Здесь нет никого, кто являлся бы образом Христа. В ней нет ни грешника, ни великого святого, ни слова об искуплении или спасении; и нет учения о том, как человек может оправдаться перед Богом. Единственное содержащееся в ней учение, обосновывающее мучения богача и блаженство нищего, полностью противоречит всем откровениям о праведных отношениях Бога с человеком. Авраам, который сам был богат, дает богачу неуместный и бессмысленный ответ, представляя его страдания как результат благополучной жизни (каковой была и жизнь самого Авраама).

После продолжительного размышления над этим отрывком возникают многие проблемы и трудности. Их устранение требует тщательного изучения, и только дойдя до сути истории, они смогут быть сами собой разрешены. Для нас очень важно найти истинный характер того, о чем нам здесь сказано, а также выяснить цель, которую преследовал Христос, рассказывая ее. Когда мы этого добьемся, все трудности исчезнут, и этот отрывок воссияет во всей славе, которую Бог дал Своему Слову.

ЧТО ТАКОЕ БИБЛИЯ

Библия есть Слово Божие. Я однозначно понимаю это и твердо верю в ее богодухновенность как в целом, так и каждого слова в отдельности. Более сорока лет усердного исследования Библии дают мне право говорить о ее характере с некоторым авторитетом. Это Книга записанных Божиих мыслей.

Когда мысль приводится в письменную форму, она становится литературой. Итак, Библия является литературой в ее наивысшем и наилучшем виде. С ней всегда надо обращаться как с литературным произведением. Те, кто игнорируют это, сами остаются в неведении; или же они желают иметь ее как книгу, которую можно заставить говорить то, что они хотят услышать. То, что Библия является литературой, можно проиллюстрировать на простом примере.

Допустим, кто-то посетил самую большую в мире библиотеку. В ней тысячи томов на разных языках. И все же во всех этих книгах содержится всего лишь 8 типов слов. Точно так же и с Библией. Каждое слово в ней является либо существительным, либо прилагательным, либо глаголом, либо местоимением, либо наречием, либо предлогом, либо союзом, либо междометием. Эти слова выстраиваются в предложения по установленным правилам. Это называется синтаксис. В каждом предложении есть подлежащее и сказуемое. Другими словами, Библия о чем-то говорит, и при этом она использует средства сообщения общие для человека.

Существует много способов передачи мыслей. Эти способы выражения мыслей обычно называются литературными формами или риторическими приемами. К примеру, если высказаться в стихах, то литературной формой этого будет поэзия. Если что-то высказано иронично, то литературной формой будет ирония, если сатирично - сатира. Существуют также такие формы как басня (так искусно использованная Эзопом), притча, аллегория, юмор, пословица и многие другие. Все эти риторические приемы можно найти в Библии. Некоторые из них (например, притчи и иносказания) названы так в самом Слове. А большинство из них (такие как поэзия) так очевидны, что их с трудом можно не заметить. Тем не менее, многие из них самым вопиющим образом игнорируются, потому что кто-то желает использовать образные места для подтверждения некоторых своих учений, не имеющих никаких других подтверждений в Слове Божием. Иллюстрация этому видна в действиях учеников, когда Господь сказал: “Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его” (Ин.11:11). Они проигнорировали использованную им метафору, и обратили образ в действительность, сказав: ”Господи, если уснул, будет спасен “. Они поступили так, потому что именно таким они хотели бы все видеть, что он не умер, а уснул. Наш Господь исправляет их, говоря прямо: ”Лазарь умер”. В это время Божиего молчания рядом с нами нет Господа, чтобы поправить нас, когда мы обращаем образы в действительность и действительность в образы).

В истолковании любого места для нас особенно важно определить использованную в нем литературную форму (если есть). Если мы этого не сделаем, нас ждет заблуждение. Чтобы знать, что говорит Библия, надо знать, как она говорит. Помня об этом, давайте рассматривать некоторые литературные формы, которые мы можем найти в книге Божией.

Первым, и, наверное, наиболее распространенным, является реальный исторический рассказ. Примером этому может служить описание Воскресения Лазаря в Евангелии от Иоанна, 11. Другой пример - поражение Давидом Голиафа в 1 Цар.17.

Далее идет поэзия. Давид, Исаия и Иеремия использовали поэзию в своих посланиях. Псалмы сразу признаются как поэзия, но у Исаии и Иеремии многие ее не видят. Поэтический характер этих книг во многом утерян при переводе.

Потом идут притчи или иносказания. “Это все сказал Иисус народу в притчах” (Мтф. 13:34) - божественное описание этого литературного метода написанное Матфеем, Марком и Лукой изобилует примерами этого риторического приема.

В Библии сказано, что некоторые люди передают свои сообщения посредством басен. В Библии есть литературный жанр “басни”. Под “басней” я понимаю рассказ, предназначенный для усиления истины или наставления, особенно тот, в котором животные, растения и даже неодушевленные предметы говорят и действуют как люди. Наистарейшей во всей литературе является Иофамова Басня о деревьях (Суд.9:8-15). В этом рассказе фактически соединены сатира и басня. И даже хотя эта басня рассказана так, как будто это все произошло в действительности, всякий, кто воспримет ее в буквальном смысле слова, подпадет под осуждение Притчей 26:7, где сказанное о притче также является справедливым по отношению к басне, сатире и аллегории.

“Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах у глупцов”.

Глупец никогда не сможет использовать притчу соответственно тому, что она должна иллюстрировать. Так, хотя Господь в предисловии к Своим притчам принял предосторожности, говоря: ”Чему подобно Царство Божие, и с чем сравнить его?”, люди игнорируют их и находят подобие церкви, Евангелия, христианства и многого другого, но только не Царства Божия.

Павел использовал аллегорический метод в Гал. 4:22-31.

В некоторых утверждениях Христа содержится и юмор и ирония, но, как отмечает Дж. В. Филлипс: “неизменная серьезность языка делает для нас почти невозможным понять ни иронию, ни юмор некоторых изречений Христа”. Некоторые из этих ироничных утверждений мы рассмотрим позже.

Никто не может отрицать, что в Библии могут быть найдены многие литературные формы. Возникает вопрос: какая из них использована в истории о богаче и Лазаре?

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛУК. 16:19-31 ИСТОРИЧЕСКИМ РАССКАЗОМ?

Я уже высказал свое соображение о том, что эти слова Христа не могут рассматриваться как рассказ о реальных событиях. Тем не менее, есть те, кто твердо стоит на том, что раз Господь сказал: ”Некий человек был богат” и “нищий же некий по имени Лазарь”, то эти двое, должно быть, реально существовали, и что все сказанное о них должно было происходить.

В Библии есть повествование или притчи, рассказанные с целью указать на важную истину; они могут начинаться со слов “был некий...”, хотя говорящий не утверждает, что это происходило буквально. Примером могут служить притчи в Мф.21:33 и Лук.18:2. Более того, в оригинале Лук.16:19 нет слов “был некий”. Там сказано “некий человек был богат”.

Эти слова нашего Господа могут быть притчей, сатирой, басней или вымышленной историей, но только не рассказом о реальных событиях. Те, кто стоят на этом, тотчас откажутся от такой точки зрения, как только дойдут до деталей этой истории.

Возможно, глупым кажется тот, кто принимает басню о деревьях, рассказанную Иофамом (Суд.9:8-15), как рассказ о реальных событиях, так, как будто они действительно происходили. Некоторые могут также верить тому, что история, рассказанная царю Давиду Нафаном (2Цар.12:1-4) реально происходила. Но я не верю. Фактически Давид был уверен, что Нафан передавал ему реальные происшествия, пока он не воскликнул, что поступивший так бесчестно достоин смерти, и Нафан не сказал ему: ”Ты тот человек”.

Если мы считаем, что эти два человека рассказали о никогда не происходивших событиях, то это ничуть не уничижает Слово Божие. И также мы не уничижаем Слово, считая, что события, описанные в истории о богаче и Лазаре никогда не происходили. Пусть тот, кто усердно изучает Слово, прочитает еще раз Суд.9:19-31, и он увидит истину, содержащуюся в них. Иофам рассказал вымышленную историю о деревьях и терновнике; Нафан рассказал историю о нищем, богаче и овечке. Они были рассказаны с целью обличения и обвинения тех, к кому были обращены. История о богаче и Лазаре - это вымышленная история, рассказанная нашим Господом для обличения, обвинения и укорения фарисеев и всех, кто был в союзе и ними.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛУК.16:19-31 ПРИТЧЕЙ?

Вымышленные истории могут являться притчами, но я не считаю, что история о богаче и Лазаре является таковой. Однако, здесь я отказываюсь признавать многие глупые аргументы, выдвигаемые некоторыми, которые также утверждают, что это не притча. В комментариях Скоуфилдовской Библии сказано, что эта история не является притчей потому, что “ни в одной притче не использованы личные местоимения”. Тем не менее, в 23 главе Иезекииля в Скоуфилдовской Библии дан заголовок: ”Притча об Оголе и Оголиве”. Если уж есть явная притча в Слове Божием, то это Иез.23:1-10, в которой даны 2 имени. “И именовались - Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом”. Я думаю, что нам всем было бы неплохо прочитать этот отрывок, а потом навсегда отказаться от пустого аргумента, что Лук.16:19-31 не может быть притчей, потому что человек в ней назван по имени.

Я тщательно рассмотрел позиции многих учителей, утверждающих, что эта история является притчей. С некоторыми из них я переписывался относительно этого, и по их аргументам было видно, что они искренне желают понять эту историю. Они не могли принять ее буквально, т.к. изложенные в ней представления противоречили всему, что было открыто в Ветхом Завете относительно смерти, шеола (по-еврейски “ад”), и состояния человека между смертью и воскресением. Однако, дальше многие делают неправильный вывод, что если это не описание реальных событий, то тогда эта история должна быть притчей. Они предполагают, что в Слове Божием встречаются всего две литературные формы.

Те, кто утверждают, что это - притча, вынуждены истолковать ее как притчу. Все попытки сделать это являются совершенно неудовлетворительными. Во многих случаях они являются просто подгонкой. Греческое слово parabole (притча) означает “располагать рядом друг с другом для сравнения”. Притча во всех основных пунктах должна быть параллельна тому, что они иллюстрируют. Хотя необязательно все детали в притче должны что-нибудь изображать. Некоторые из них вставляются для того, чтобы создать цельный рассказ и связать вместе те пункты, которые что-то изображают. Это можно увидеть из притчи о плевелах среди пшеницы, где спящие люди и рабы, которые спрашивали о плевелах, при истолковании Господом этой притчи были оставлены без внимания.

При попытках истолковать историю о богаче и Лазаре как притчу, было дано огромное количество замечаний для ее образов и действий. В целом эти истолкования заключались в том, что богач изображал неверующий и эгоистичный Израиль; дорогие одежды и роскошная жизнь представлялись как Божие попечение об этом народе; Лазарь представлял мытарей и грешников, изгнанных от Израильских благословений теми, кто удерживал власть. Их смерть представлялась как национальная смерть Израиля, поразившая одинаково все классы в нем. Пламя и мучения представлялись как нынешние страдания Израиля. Другие варианты истолкований отличаются в незначительных деталях. При изучении этого места Писания я пытался рассмотреть их все, и нашел их неадекватными, неполными, натянутыми и очень часто противоречащими Божественному откровению. Я считаю, что если мы будем рассматривать Лук.16:19-31 как притчу, то это лишь умножит наши трудности, оставит наши вопросы без ответа, а наши проблемы - неразрешимыми. Это заставит нас показывать, кого изображает каждый основной персонаж, события, действия и место. А это совершенно невозможно, особенно когда мы подходим к разговору между Авраамом и богачом, и к “пяти братьям”, которые все еще были на земле и мучались.

Отметим снова, что если мы отбрасываем идею о том, что история о богаче и Лазаре говорит о реальных событиях, а также и то, что она является притчей, то этим мы еще не исчерпываем все способы ее истолкования. В Слове Божием используется много других риторических приемов.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛУК.16:19-31 САТИРОЙ?

Слово satire (сатира) - широкий термин, и его значение трудно выразить сжатым определением. В нашем исследовании мы можем дать такое определение: сатира - это литературная форма или риторический прием, устный или письменный, где в вымышленной истории выставляются пороки, глупость, представления, злоупотребления или недостатки описываемого объекта с целью высмеивания и порицания. Эта наименее понятая литературная форма, пользующаяся дурной славой у тех, кто крайне не одобряет ее использование. Тем не менее, в Библии имеются замечательные примеры сатиры в ее наиболее возвышенном виде, и наше познание об этой риторической форме может намного возрасти после изучения некоторых из них.

САТИРИЧЕСКАЯ БАСНЯ В СУД. 9:8-15

Для того, чтобы оценить сатиру, надо хорошо знать то, что является ее объектом. В случае с сатирой Иофама это очень просто, т.к. предшествующие ей события детально описаны в Библии. Человек по имени Гедеон, освободивший израильтян от горького рабства мадианитян, оставил их в вечном долгу перед собой. Благодарные сограждане хотели сделать его царем, но он отказался. Тем не менее, в течение всей своей жизни он служил Израилю как полководец и судья. К моменту смерти у него было 70 сыновей от многих жен, и один Авимелех - от наложницы. Вскоре после смерти его добрые дела были забыты, а его дом и семья оставлены без внимания.

Вскоре Авимелех отправился к братьям своей матери в Сихем и объявил, что 70 сынов Гедеона собираются взять власть в Израиле. И, как это часто бывает, он заранее продумал свою тактику во время поднятой им ложной тревоги. Он спрашивал, лучше ли, чтобы над ними царствовали 70 или один, предлагая себя как единственного исключительного правителя в Израиле.

Его слова, сопровождавшие это предложение - “и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша” - были не более чем обещанием того, что, когда он станет царем, они все обогатятся на общественных расходах.

Жители Сихема снабдили его деньгами, на которые он нанял праздных и своевольных людей, и в истинно диктаторской манере отправился в дом своего отца в Офру и убил 69 братьев на одном камне. Лишь один из них, по имени Иофам, сумел скрыться и убежать. Далее жители Сихема сделали Авимелеха царем, о чем было донесено Иофаму.

Услышав это, Иофам пошел и стал на вершине горы Гаризим и кричал к ним: “Послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!” Этот человек хотел что-то сказать. Его целью было выставить их грех напоказ, высмеять и осудить его. Способ, который он избрал для этого, принес одну их древнейших и одну из лучших сатирических басен во всей литературе. Подумайте над его словами:

Пошли некогда дерева помазать над собою царя, и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказал им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец, сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами, Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские” (Суд.9:8-15).

Можно заметить, что если мы будем рассматривать эту сатирическую басню как притчу, то мы будем вынуждены искать параллели каждому символу в ней; маслине, смоковнице, винограднику и терновнику. С терновником все ясно - он веско и прямо указывает на Авимелеха, но конец этой басни не подходит ни под какие известные нам исторические события. Однако, если мы принимаем, что это - вымышленная история, рассказанная в сатирической манере, то тогда нам не надо искать параллели для главных действующих лиц и событий этой истории.

Фактически эта история никак не совпадает с действиями Авимелеха. Жители Сихема вовсе не искали себе в цари сильного и хорошего человека, и им не было отказано тремя подобными людьми, в результате чего они в последней надежде предложили царствовать тому, кто не был способен. Авимелех искал царского престола, а не престол его. Не деревья упрашивали терновник, а наоборот. Итак, мы не можем рассматривать это как притчу, как предлагает в своих комментариях Скоуфилд, но как сатирическую басню. Некоторые смогут даже обнаружить в ней юмористический стиль, когда терновник говорит деревьям: “идите, покойтесь под тенью моею”. Представьте себе как ливанские кедры ищут защиты от знойного солнца под тенью терновника.

САТИРИЧЕСКИЙ РАССКАЗ НАФАНА

Во 2 Царств 12:1-4 мы читаем: “И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему”.

Эта история - мягкая сатира, рассказанная, чтобы обличить и укорить царя Давида. Она не такая резкая, как басня Иофама, так как ее целью является исправление и усовершенствование. Скоуфилд утверждает, что это также притча, но такое представление создает неразрешимые трудности. Особенное событие в этой истории - убийство овечки бедняка. Без этого не было бы никакой истории; но мы не найдем ничего параллельного этому в великом грехе Давида. Конечно, просто заявить, как некоторые, что богач изображал Давида, бедный изображал Урию, множество животных богача - многочисленных жен Давида, а единственная овечка бедняка - Вирсавию, единственную жену Урии. Однако, в этом случае, все изображения искажаются с того момента, как Урия (бедняк) был убит, а Вирсавия (маленькая овечка) стала женой Давида. Если бы это была притча, то история бы вероятно заключалась в том, что богач убил бедняка и забрал его овечку в свое многочисленное стадо.

В этом виден очень важный принцип. Развитие притчи всегда должно идти в гармонии с тем, чему она параллельна, но для сатиры это необязательно. Сатира более свободна, т.к. она не является иллюстрацией. Она указывает на понятие, но не изображает его, и поэтому она свободна передавать их в любом ракурсе. Ей не нужно быть параллельной тому, что она высмеивает. Стоит нам только признать, что рассказанная нашим Господом история о богаче и Лазаре - сатирическая, как все наши трудности исчезнут. Однако, перед тем как дать детальное ее рассмотрение, мы должны установить некоторые другие принципы, относящиеся к словам нашего Господа.

ИЛИЯ НА ГОРЕ КАРМИЛ, 3 ЦАР. 18:17-41

Важный принцип в божественном откровении можно найти в рассказе об Илии и пророках Ваала на горе Кармил. Похоже, что Илия забавлялся тем, как пророки Ваала прилагали усилия в попытке расшевелить своего бога и заставить его действовать. Он насмехался над ними, в его словах звучали осмеяние и сарказм:

В полдень Илия стал смеяться над ними, и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется” (3 Цар.18:27).

Захочет ли кто-нибудь сказать, что Илия советовал все это всерьез, что он действительно верил в то, что Ваал мог задуматься, или быть занятым чем-то, или быть в дороге? Можно ли нам на основании этих утверждений сказать, что он верил в существование бога по имени Ваал и в то, что он бы ответил, если бы его разбудили или отвлекли от своих занятий? Конечно, нет!

Эти слова были сказаны в насмешку, и они показывают, что один из величайших Божиих пророков эффективно использовал это острое оружие для разрушения претензий тех, кто отверг истинного Бога и поклонялся Ваалу. Если мы видим, что Илия использовал оружие сарказма и насмешки, чтобы низложить этих лжепророков, то мы не должны испытывать трудности, когда подобное оружие используется нашим Господом против тех, кто любит деньги, кто служит маммоне и кто упраздняет Слово Божие своими традициями. Правильное преподнесение Слова Божия заключается в нашем осознании истинного характера утверждений Илии. Каким несправедливым по отношению к нему был бы ярлык “представления Илии о Ваале”.

Тщательное изучение риторических приемов в Слове Божием покажет, что когда люди используют сарказм, иронию или сатиру, они могут говорить вещи, совсем не выражающие то, во что они верят.

 
Целью Господа при рассказе о нечестивом управляющем было выявить нелепую и абсурдную позицию книжников и фарисеев. Они контролировали в Израиле все, но они использовали свое положение и власть для обогащения. Они обесценили Божии требования, чтобы приобрести себе друзей и удержать свою систему и власть. Они смотрели на свои достижения с гордостью и удовлетворением, и действительно думали, что раз их хвалят люди, то похвалит их и Бог. Они были в немилости у Бога, и поэтому использовали Божие, чтобы добиться благосклонности у людей.

Наш Господь раскрыл их нелепую позицию рассказом нелепой истории. Это шедевр сатиры. Еще не было произнесено более сильного укора. Он подытожил все, обратив их внимание на очевидный факт, что даже люди мира не поверят, что работодатель, решивший уволить человека за неверность, передумает и похвалит его, когда найдет его в еще большей неверности. Никакой человек мира не поверит этому, но книжники и фарисеи, почитавшие себя детьми света (Ин.9:41), поступали так, как будто так и должно. Он выразил их принципы словами и высмеял их.
 

За этим следует одно из самых ироничных утверждений Библии:

И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители” (Лук.16:9).
 

Читайте продолжение...

Категория: Есть ли вечные мучения | Добавил: Вериец (26.06.2008)
Просмотров: 1003 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2017