Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Пятница, 29.03.2024, 15:35
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18] Иные языки [12] Израиль и пророчества [14]
Суббота [10] О Боге [47] Ангелы [24]
Что есть человек [19] О сатане и диаволе [18] Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25] Наши проповеди [78] Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Есть ли вечные мучения

Богач и Лазарь (часть 5)
БОГАЧ И ЛАЗАРЬ (часть 5)
 

ИТОГИ

Некий человек был богат. Этот персонаж в рассказе Господа указывает на аристократию, правящий класс в Израиле. Он состоял из фарисеев, саддукеев, священников и книжников. Слово “богатый” в Писании не обязательно указывает исключительно на тех, кто богат материально. Оно описывает класс людей, определенную касту. Место в ней обычно передавалось по наследству. Представление об общем характере тех, кто принадлежал к этой касте, можно получить из таких мест как Иак.2:5,6 и 5:1-6. Эта кастовая система твердо удерживалась в Израиле. Пропасть между богатыми и бедными не имела мостов, и богатые никому не позволили бы их построить.

одевался в порфиру (т.е. пурпур). Слово “пурпур” описывает одежду, которую обычно носили цари. Царские права нашего Господа были осмеяны тем, что Его одели в пурпур (Ин.19:2). Утверждение, что богач одевался в пурпур, указывает на то, что аристократический класс в Израиле присвоил себе место царей. Они присвоили себе власть, но совершенно оставили без внимания ответственность, наложенную Богом на правителей в Израиле. “Владычествующей над людьми должен быть праведен, владычествуя в страхе Божием” (2Цар.23:3). Правящий класс в Израиле был деспотическим и притесняющим. Они не были праведными, они не владычествовали в страхе Божием, и они совершенно не имели пастырского характера, которого Бог ожидал от всех, правящих Его народом.

и виссон. Это была одежда, которую носили израильские священники. Это указывает на тот факт, что фарисеи в Израиле контролировали священство и присвоили себе исключительное право священников - учение народа. Господь говорил об этом: ”На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи” (Мф.23:2). Его слова говорят об уже свершившемся факте, а не о праве этих людей на Моисеево седалище. Их не звали на это седалище, как Моисея. Моисей принял его с неохотой, но эти люди присвоили себе его место по своему желанию и решительно удерживали его. Они были самопомазанными захватчиками и действовали так, как будто их заявления были такими же обязывающими, как откровения, данные Богом Моисею. Они навязывали свои учения и наставления другим, но не применяли их к себе. “Говорят они и не делают” (Мф.23:3).

и каждый день пиршествовал блистательно. (Более точно: “каждый день жил в удовольствиях и роскоши”) Это указывает на роскошь, в которой жил богатый правящий класс Израиля. Их положение ограждало их от притеснения и страданий, которые большинство израильтян вынуждено было сносить из-за римской оккупации.

нищий же некий. Этот персонаж указывает на нищих в Израиле. Слово “нищий” в русском языке подчеркивает бедность описываемого человека. Но в еврейском и греческом это слово имеет значение “тот, с кем плохо обращаются”, и “жалкий”, “несчастный”. Хотя, конечно, нищие часто претерпевали нужду, прежде всего они страдали от социального бесправия или бедствий. Такие места, как Амос 8:4, Ис.3:14-15,10:1,2;32:7; Иез,16:49; 22:29 показывают, что нищие притеснялись высокомерной и жестокой аристократией. В писаниях пророков мы находим, что богатые правящие классы постоянно подвергались осуждению за их жестокое и несправедливое обхождение с нищими. Это нисколько не изменилось во дни нашего Господа.

по имени Лазарь. Само использование конкретного имени играет определенную роль в сатире нашего Господа. Оно означает “Бог помощь”, и оно указывало на распространенный в Израиле обычай: в ответ на все просьбы нищих о помощи, богатые направляли их к Богу. На все просьбы о пище и одежде они отвечали шаблонной фразой: ”Идите с миром, грейтесь и питайтесь” и ничего не делали для помощи в их нуждах (Иак. 2:15,16) Эти слова фактически означали: ”Бог согреет тебя, Бог накормит тебя”, но само слово “Бог” было пропущено, потому что Иудеи старались не употреблять Его имени всуе.

лежал у ворот его. В Писании ворота - это символ власти. Нищие в Израиле были на ответственности богатых, но богатые перебрасывали эту ответственность на Бога. Они поедали имущество вдов, а после долго молились Богу за них.

покрытый язвами. Это дальнейшее описание жалкого положения, обычного для нищих в оккупированной и притесняемой стране. Они претерпевали множество оскорблений от деспотичных римских завоевателей. Также они терпели лишения от сборщиков налогов и беззаконных соседей. А на все это накладывались оскорбления, которые они сносили от израильской аристократии. Они действительно были покрыты язвами.

и хотел он насытиться тем, что падало со стола богача. Нет никаких записей о том, что бедные в Израиле восставали против богатых. Все о чем они просили - это небольшое облегчение их тяжкого бремени. Вполне во власти фарисеев было ниспосылать им это. Но они отвергли исполнение Божьего указания во Втор.15:7,8.

И собаки приходили и лизали язвы его. Несомненно, это утверждение указывает на то, что в римской оккупационной армии находились те, кто оказывал благотворительность израильским нищим. Одним из них был Корнилий, делавший много милостыни народу (Деян.10:2).

Дойдя в своем рассказе до этого места, наш Господь четко нарисовал картину всего происходящего в Израиле. Далее Он заставляет героев картины действовать и говорить в полном соответствии с принципами и учением фарисеев.

Все учения в Израиле жестко контролировались фарисеями. Никто не мог учить без их на то согласия. Не имело значения то, насколько нелепыми и нечестными стали их учения; никто не осмеливался сомневаться или критиковать их. Никто не осмеливался навязывать им то, что они навязывали другим. Книжники как попугаи повторяли их наставления народу. Вот почему они говорили не как имеющие власть (Мф.7:29). Книжники сами не верили тому, чему учили, но вынуждены были это делать, чтобы не навлечь на себя гнев фарисеев.

Когда Господь пришел на землю, Он обратил их учения против них самих. Он разоблачал их принципы, выразив словами их обычаи. Этим Он вызвал их глубокую ненависть.

Среди их учений было одно, которое утверждало, что если в этой жизни человек был нищ и нуждался, то в грядущей он будет богатым. Это вызывало у многих удовлетворенность своей нищетой, помогало утвердить пропасть между богатыми и бедными и избавляло фарисеев от необходимости помогать им. Они заявляли, что если эта жизнь наполнена бедами, то грядущая будет наполнена добром. Но не более того. Но они никогда не развивали эту идею дальше, а именно, что если человек в этой жизни был богат, то в будущей он будет нищ; или, что если в этой жизни человек наслаждался благом, то в грядущей он получит злое.

Причина, стоящая за этим односторонним учением, вполне ясна. Есть ли более ясные предписания в Слове Божием, чем те, которые ставят в обязанность богатым в Израиле заботиться о нищих? Даже хитрые фарисеи с трудом могли оправдаться в нарушении столь ясных предписаний, как во Втор.15:7-11. Поэтому они упразднили эти слова традицией, в которой нищета была сделана добродетелью, гарантирующей великое блаженство в следующей жизни. Заставляя людей принимать даже сильный голод как волю Божию, они спасли себя от неприятной обязанности развязывать свои собственные кошельки.

Хотя это только предположение, но могло быть, что одним из таких учений фарисеи совершили серьезное преступление против человека по имени Лазарь, и это также может быть причиной того, что Господь дал это имя персонажу Своей истории. Это мог быть совершенно бедный и больной человек. Целыми днями он лежал на улице, слишком слабый, чтобы как-либо помочь себе. Возможно, что его жалкое положение трогало сердца многих, но они не имели возможности помочь ему. Их сострадание и жалость к нему побуждали их что-то сделать для него. Кто-то мог предположить, что можно попросить помощи для этого сострадальца у правителей Израиля. При их богатстве и власти они, конечно, не откажут в нескольких крохах, могущих облегчить тяжелое положение этого нищего.

Возможно, что несколько человек были посланы к фарисеям. Мы можем представить себе их страх, неуверенность, но их сострадание превозмогло. И вот эта ситуация была изложена перед фарисеями.

Она поставила их в трудное положение. Они не могли отрицать, что этот человек нуждался в помощи, и не могли сказать, что не имеют возможности помочь ему. Если они просто откажутся, то этим упадут в глазах людей. Похоже, что в этот раз им придется развязать кошельки.

Но фарисеи владели всякой ситуацией и всегда были готовы уклониться от своих обязанностей при помощи своего учения. Возможно, что они выразили свое глубокое сострадание по отношению к этому нищему и, как полагается, смахнули пару слез. Это всегда производило хорошее впечатление. С грустью они рассказали, что его жизнь была нищенской и наполненной бедами. Но, несомненно, сказали они, скоро для него настанут хорошие времена. Он получил свое злое в этой жизни, и это значит, что в грядущей он получит доброе. Зачем же тогда им идти против Бога и менять жалкое состояние этого нищего, когда само состояние предвещает лучшее положение в следующей жизни.

Если люди замечали противоречия в учениях, подобного рода, то они не осмеливались указывать на них, потому что фарисеи имели власть, и народ никогда не высказывал сомнения и не переспрашивал их. Сами они могли рассудить, что если бы были гарантией доброго в будущей жизни, то тогда доброе в этой жизни должно указывать на злое в грядущей. Однако, если они и размышляли так, то никогда не высказывали этого. Лишь немногие осмеливались противостать гневу фарисеев (Иоан.12:42,43). Этим, заставляя людей верить, что нищета - это великая добродетель, фарисеи защищали свое богатство и положение. Но никто из них не старался овладеть этой добродетелью.

Когда на землю пришел величайший из учителей, Он не убоялся их. Они требовали у Него ответа, чьей властью Он учит, но Он не ответил им. Он обвинил их посредством их собственного учения, призвал к ответу за пустые слова, их же устами осудил их и наложил на них то, что они накладывали на других. Посредством сатирических историй Он развил их учения до своего логического конца и его последствий. Если одно положение должно измениться на противоположное в грядущей жизни, то должны измениться все положения: если бедный должен стать богатым, то и богатый должен стать бедным. Если в этой жизни человек находится на хорошей стороне великой пропасти, то в грядущей жизни он будет на плохой стороне. Это мы находим во второй части истории о богаче и Лазаре. Наш Господь заставляет все персонажи действовать в полной гармонии с учениями и принципами фарисеев. Результат - просто потрясающий, особенно когда мертвые начинают действовать и говорить.

И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово (грудь Авраама). Так должно было все быть по фарисейским традициям. Чтобы это представление не выглядело нелепым, люди были вынуждены вводить здесь понятие о бестелесных душах или бестелесных духах. Но в Слове Божием подобное неизвестно. В словах нашего Господа нет и намека на душу или дух. Те, которые жили, умерли; и те, которые умерли, были отнесены ангелами. Здесь нет откровения о том, что происходит после смерти. Наш Господь выставляет здесь учение фарисеев о том, что ангелы относят мертвых в место, которое они называли “грудь Авраама”. Ни эти действия, ни это место не известны в Слове Божием. Но это были традиции фарисеев, о чем дают обильные свидетельства Талмуд и произведения Иосифа Флавия.

Умер и богач, похоронили его; и в гадесе, пребывая в мучениях, поднял он глаза свои. Тот, кто умер, был погребен; и тот, кто был погребен, представлен мучающимся в гадесе. Поскольку никто не может объяснить, как он перешел из могилы в место мучения, люди вынуждены были вводить некое неопределенное представление о душе. Это утверждение несет не больше смысла, чем если бы я сказал: “некий человек умер, и был похоронен, и был в одиночном заключении в исправительном доме”, это не может быть истиной. И наш Господь представляет историю о богаче и Лазаре не в гармонии с истиной, а в полной гармонии с фарисейской традицией о переселении душ. От 1 главы Бытия до 16 главы Евангелия от Луки в Библии нет ни одной записи о том, что после смерти человек может быть где-либо кроме могилы. Божие Слово к Адаму было: ”В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.” (Быт.3:19).

Если кто-то верит, что Адам может быть где-либо, кроме праха земного, то он не верит этому Божьему утверждению. Многие верят, что Библия - это Слово Божие, и все же отказываются верить, когда им указывают на особые утверждения, сделанные в Слове Божием. Они заявляют: ”Это вопрос истолкования”. Очень хорошо - пусть они истолкуют это место (Быт.3:19), без того, чтобы переделывать его, внося туда представления об адамовом теле; посмотрим, как у них это получится.

И видит издали Авраама и Лазаря на лоне (груди) его. Это соответствует учению фарисеев, и поэтому Господь представляет это так в Своей истории.

И воззвал он со всей силой: ”отец Авраам, смилуйся надо мной, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени. Здесь представлен вывод, который фарисеи никогда не включали в свое учение. Поскольку на земле Лазарь ждал крох, богач в гадесе просит каплю воды. Представления о лоне (груди) Авраама, глазах богача, пальце Лазаря, языке богача служат для усиления сатирической истории, рассказанной нашим Господом.

Но Авраам сказал: ”дитя мое, вспомни, что, как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучишься. И при всем том, между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и оттуда к нам не переходили бы”. В ответ на просьбу о нескольких каплях воды, Авраам излагает все фарисейские традиции о том, что бедные в грядущей жизни становятся богатыми. Его ответ - чистая тарабарщина. Он не может иметь никакого отношения к тому, почему нищий утешался, а богач мучился. Ответ Авраама совершенно не соответствует истине о Божией благодати, которая лишь одна делает грешника годным для благословений грядущей жизни. Этот ответ отрицает Божию справедливость, поскольку, согласно ему, человек страдает лишь потому, что в своей жизни получил доброе. Но это все находится в полном соответствии с учением фарисеев. Более того, если кастовая система, как утверждали фарисеи, Божия воля на земле, то она будет продолжаться и после смерти. И наш Господь представляет все именно так, но при этом Он помещает богача на плохой стороне пропасти. Это было бы именно так, если бы фарисейская традиция о том, что нищие будет богатыми, была истинна.

и он сказал: ” тогда прошу тебя, отец, послать его в дом отца моего, ибо есть у меня пять братьев: пусть свидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения”. Эта просьба богача указывает еще на одну позицию фарисеев, которую также надо было разоблачить и осудить. Вследствие своего привилегированного положения они считали, что им не обязательно верить тем знамениям, которые были даны простым людям. “Знамение с небес” - вот чего они требовали у Господа Иисуса (Мф.16:1). Они полагали, что знамения, совершенные Им до этого, недостаточны, и их положение требовало того, чтобы им было послано особе знамение, которое во внешней грандиозности превзошло бы все остальные совершенные Им знамения. Эта ложная позиция разоблачается словами, вложенными Господом в уста Авраама.

И говорит Авраам: ”есть у них Моисей и Пророки: пусть слушают их”. Это было Божиим обеспечением для всего Израиля, больших и малых, богатых и нищих. Если люди верили Моисею, то они верили и Христу (Ин.5:46).

Он же сказал: ”Нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придет к ним, покаются”. Богач заявляет, что написанного Слова недостаточно, но если кто придет к ним, воскреснув из мертвых, то покаются.

Он же сказал ему: ”если Моисея и Пророков не слушают, то, когда бы и воскрес кто из мертвых, не убедятся они”. Здесь выставляется суеверие фарисеев. Этот человек знал, что его браться не верят Слову Божьему, но был уверен, что они среагируют, если кто-то воскреснет из мертвых. Всегда будут те, которые поверят любому необычному явлению, но не окажут ни малейшего доверия Священному Писанию. Одна женщина посетила спиритический сеанс, и потом утверждала, что ее умерший муж материализовался в виде пузыря и рассказал ей много интересного. Она охотно верила этому пузырю, но нисколько не верила Библии (примечание: игра слов - пузырь bubble; Библия - Bible). Многие охотно внимают духу, но не внимают Слову Божьему. Суеверие и неверие всегда идут рука об руку.

Господь заканчивает Свое долгое сражение с фарисеями утверждением, что поскольку они не верят написанному Слову, то никакое чудо не склонит их к вере. Его сатирическая история окончена. Фарисеи раздеты донага. Они полностью разоблачены. Любая их попытка ответить покажет лишь, что Его сатира понята, что она попала в цель. У них осталась лишь одна надежда - уйти от прямого противостояния с Ним, и искать более хитрого пути заставить Его замолчать.

 

ВДОХНОВЛЕННАЯ САТИРА

Все Писание богодухновенно. История о богаче и Лазаре - богодухновенная сатира. Её изучение - это изучение сатиры, сказанной Богом. Это насколько же Слово Божие, насколько любая другая часть Писания. Она не была дана с целью научить людей путям и делам Божиим. Ее цель - пролить свет на фарисеев. Это не то место, где Господь учил о смерти, состоянии мертвых, будущем наказании или утешении.

 

ЭТО НЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Мы предчувствуем неодобрение. Некоторые скажут, что обращаться с этим местом как с сатирой значит предлагать истолкование, которое слишком сложно для того, чтобы его мог достичь простой и неумудренный искатель Божией истины. Но не верно ли то же самое, когда Лук.16 рассматривается как исторический рассказ?

Эта история - не Евангелие. В ней не указывается ни на Евангелие о “Сыне Его... Иисусе Христе, Господе нашем” (Рим.1:3) ни на самого Христа. Эта история не направлена ни к честным исследователям, ожидающим Спасителя, ни к простым верующим, желающим больше узнать о Боге и Христе. Эта история была нацелена на насмехающихся, неверующих, самоправедных фарисеев. Будучи правильно преподнесенной, она несет сильное послание для всех подобных им сегодня.

Категория: Есть ли вечные мучения | Добавил: Вериец (19.07.2008)
Просмотров: 1188 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 3
3 aiex  
0
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕХАЛАК МЕХОХМАТО ЛИРЕАВ !

2 Вериец  
0
Да, когда я узнал об этом, очи моего сердца распахнулись настолько, что я стал по другому смотреть на смерть и воскресение! Слава Богу, за жизнь вечную, во Христе Иисусе, Господе нашем!

1 Georges  
0
Очень точно означен стиль сей притчи - сатира. А ведь на этом рассказе Иисуса с полной серьёзностью строят учение об аде, чистилище и бессмертии души. wacko

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2024