Quote (Вериец)
почему рыба?
А почему нет? В отношении кошерности она лучше куриной ножки. Добавлено (06.08.2008, 20:02)
---------------------------------------------
ПОСТ ПЕРВЕНЦЕВ И ПОДГОТОВКА К "СЕДЕРУ"
В память о том, что Всевышний сохранил еврейских первенцев, когда первенцы египтян от сына рабыни до сына фараона погибли, старшие сыновья в еврейских семьях обязаны поститься накануне первого дня праздника. Пост начинается на рассвете. Но поскольку пост может быть отменен ради участия в сеудат-мицва (застолье по случаю свадьбы, обрезания или завершения изучения какого-либо трактата Талмуда), то принято назначить сеудат-мицва на день поста, приглашать на трапезу первенцев и тем самым освобождать их от необходимости поститься.
- Если пост выпадает на субботу, то его переносят на предыдущий четверг.
- Перед "Седером" нельзя есть мацу – это снизило бы торжественность момента, особенно для детей.
- Стол накрывают заранее, перед уходом в синагогу. Правила приготовления к "Седеру" ничем существенно не отличаются от правил приготовления к субботней трапезе.
"СЕДЕР"
- Слово седер означает "распорядок". Это трапеза, проводимая по особым правилам.
- Кроме разнообразных праздничных блюд на столе должны быть: вино (желательно красное); маца; сельдерей или растертый хрен (марор); петрушка, салат или отварной картофель (карпас); кусочек мяса с косточкой (зроа); крутое яйцо; харосет — смесь протертых яблок и грецких орехов с вином, приправленная корицей; блюдце или чашка с соленой водой.
- Перед ведущим "Седер" кладут три целых мацы, покрытых салфеткой . Отдельно ставят соленую воду.
- Перед каждым участником трапезы кладут Агаду— книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для "Седера" молитвы и благословения.
- Если на блюде не помещаются все продукты, необходимые для проведения "Седера", оставшиеся раскладывают на других тарелках. Символическое значение приготовленных блюд таково:
• Маца напоминает "хлеб бедности", который наши предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта, ведомые Всевышним.
• Вино — символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян..."; "И избавлю вас..."; "И спасу вас..."; "И приму вас..." (Шмот, 6:6,7). Следующий стих начинается словами: "И введу вас в эту землю...". Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый "бокалом Элияу" (кос Элияу). Его, однако, не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элияу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.
• Марор напоминает о горькой участи евреев в Египте.
• Харосет символизирует глину, из которой еврейские рабы лепили кирпичи на стройках фараона.
• Соленая вода – это слезы, пролитые еврейскими рабами в Египте.
• Карпас – символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.
• Зроа и яйцо напоминают о разрушении Храма и символизируют соответственно пасхальную и праздничную жертвы. Кроме того, яйцо является традиционным символом печали и траура. Зроа можно съесть только на следующий день после "Седера".
- Две мацы из трех, лежащих на столе, заменяют две халы, над которыми необходимо произносить благословение в субботу и праздники. От третьей же в определенный момент "Седера" отламывают кусок – афикоман, – которым завершают пасхальную трапезу.
- Мудрецы рекомендовали в ночь "Седера" привлекать внимание детей особым ритуалом застолья. Этой же цели служат и знаменитые "четыре вопроса", которые задает младший сын отцу, ведущему "Седер". Специально для детей в Агаду включен поучительный рассказ о четырех сыновьях и песенка "Хад гадья". Не дают детям заснуть раньше времени и веселые поиски афикомана.
- Для ведущего приготавливают удобное кресло с подлокотниками или подкладывают с левой стороны подушку:
в древности у людей свободных и богатых было принято возлежать за трапезой. Дополнительные удобства, которые мы создаем себе в Песах, призваны подчеркнуть, что ныне мы свободны и не зависим от других народов.
- Во многих семьях принято (хоть это и не обязательно) , чтобы ведущий надевал китл — белое одеяние, которое символизирует чистоту и святость.
- "Седер" начинают тотчас после возвращения из синагоги. Его ритуал освящен веками и подробно описан в Гага-де. Порядок "Седера" вкратце таков:
• Кадеш. Ведущий читает "Кидуш" . Присутствующие отвечают амен и выпивают первый бокал (как минимум, чуть больше половины) .
• Урхац. Совершают омовение рук. Благословение при этом не произносят.
• Карпас. Каждый берет петрушку или картофелину, макает в соленую воду и произносит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ!
• Яхац. Ведущий разламывает надвое среднюю мацу, меньшую половину кладет обратно, другую заворачивает в салфетку и откладывает в сторону – это афикоман. Бокалы наполняют вторично.
• Магид. После ответов на четыре вопроса ребенка начинается чтение Агады , сопровождаемое цитатами из Торы, Талмуда и других священных книг, пением псалмов. "Достойно поощрения, — говорят мудрецы, — рассказывать о событиях Исхода и чудесах, явленных нашим предкам, во всех деталях". В заключение ведущий произносит благословение над вином и все выпивают второй бокал.
• Рахца. Снова совершают омовение рук, уже с положенным благословением. До вкушения мацы все сидят молча.
• Моци маца. Ведущий берет в руки оставшуюся на блюде мацу, поднимает ее и читает два благословения:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ)
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАЦУ!
Произнеся благословения, ведущий разламывает мацу на кусочки и раздает всем присутствующим.
• Марор. Берут лист сельдерея или хрен, окунают в харосет и съедают после произнесения следующего благословения:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАРОР1
• Корех. Делают своеобразный сандвич из двух кусков мацы и хрена, ибо сказано о пасхальной жертве: "С опресноками и горькими травами ешьте ее" (Бемидбар, 9:11) и "С пресным хлебом и горькими травами пусть едят ее" (Шмот, 12:8). Во времена Храма великий мудрец Илель, трактовавший эти повеления Торы буквально, именно так ел мацу вместе с мясом пасхальной жертвы и горьким хреном.
• Шулхан орех. Приступают к праздничной трапезе. Во многих ашкеназских семьях принято начинать ее с крутых яиц, смоченных в соленой воде.
• Цафун. Отложенный заранее афикоман разламывают и каждому дают по кусочку в качестве "десерта", завершающего трапезу. Такой обычай связан с тем, что афикоман символизирует пасхальную жертву, которую вкушали в конце трапезы.
• Барех. Бокалы наполняются в третий раз, и ведущий вместе с участниками "Седера" читает "Биркат амазон ". Молитва заканчивается благословением над вином. Третий раз пьют из бокала и снова наполняют его. Кос Элияу наполняют доверху.
• Алель . Читают псалмы и другие хвалебные молитвы. В конце произносят благословение над вином и выпивают четвертый бокал.
• Нирца. "Седер" завершен. В заключение все его участники хором произносят: лешана абаа бирушалайим ! ("В следующем году — в возрожденном Иерусалиме!")