Вера или суеверие
Раз вера так важна, само собой разумеется, что та вера, которую требует Бог, не может означать веру в ложное или придуманное самим человеком. Вера, требуемая Богом, - это вера в то, что истинно, а вера в то, что ложно, - это на самом деле суеверие. В Библии сказано: "Каковы мысли в душе его, таков и он" (Притчи 23:7). Она говорит нам, что действия человека полностью обусловлены и контролируются тем, во что он верит, следовательно, ложная вера может привести к неправильной жизни.
Авторы Нового Завета знали об этом и постоянно убеждали верующих крепко держаться истины. Обратите внимание на веские слова, которые Апостол Павел говорил по этому поводу:
"Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Галатам 1:8-9).
Это важное высказывание. Павел дважды проклинает тех, кто проповедует ложь. Это пример нетерпимости, о которой мы уже упоминали и которая так отличается от современного отношения излишней терпимости к идеям о Боге, которые совершенно противоположны, а иногда взаимоисключающи. Павел настаивает, что проповедуемое им Евангелие истинно и все, что ему противоречит, - ложь. Он утверждал, что существует поддающийся определению критерий истины о Боге и Его намерении и те, кто отступают от него, находятся в опасности.
Сейчас часто говорят, что христианскую веру нельзя четко обозначить. Предполагается, что она слишком личностна и слишком таинственна для этого. Именно эта точка зрения поощряет слишком многих говорить о том, что не имеет значения, во что ты веришь или к какой церкви принадлежишь. Но такая точка зрения явно ложна по определению учения Нового Завета, где Церковь изображена как "столп и утверждение истины" (1-е Тимофею 3:15). На каждого верующего возложена серьезная обязанность гарантировать то, что его вера и его церковь построены на истинном основании, как это показано в Библии.
Когда Иисус рассказывал самарянке об истинной религии. Он произнес очень важные слова:
"Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и в истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Иоанна 4:23). Иисус имел в виду то, что истинная религия состоит не из показных церемоний и ритуалов и не только из восхвалений и проявлений покорности; она во внутреннем состоянии, это скорее дух, чем буква. Этим подчеркивается важность жизни по заповедям Бога. Невозможно восхвалять Бога губами, а в жизни бесчестить Его. Можно петь песни покорности и склонять голову в смирении и одновременно носить в сердце павлинью гордость. Мы доказываем истинность нашей религии покорностью нашей жизни. Необходимо открыть истину через смиренное обращение к Слову Божьему и применять ее в нашей жизни день за днем. Это поклонение "в духе и в истине".
Вопрос жизни и смерти
Проблема касается не только тех, кто интересуется богословием или любит религиозные споры. Это вопрос жизни и смерти для всех, кто ищет спасения. На вопрос о значении поисков истины можно ответить только на основании вечных принципов, раскрытых в Библии. Принципы, руководящие нашим подходом к Богу, постоянны: они всегда применимы, они нестареющи.
В книге Левит рассказывается о двух мужчинах, которые отвергли эти принципы и печально закончили свою жизнь. Надав и Авиуд были священниками Господа и в богослужении их жизнь регулировалась заповедями Бога: "Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (Левит 10:1-3). Священники были вправе приносить курения "пред Господа", но как это делать, было тщательно расписано Богом. Однако эти два человека пренебрегли заповедями Бога и принесли неосвященный огонь, взятый не от алтаря Господа, а в другом месте. Возможно, это произошло по неосторожности или из-за безразличия, или просто из-за обыкновенного непослушания, но Бог отверг их богослужение, потому что оно проводилось не по Его заповедям .
Некоторые могут сказать, что противозаконные средства следует оправдывать, если цель справедлива, что сомнительные средства облагораживаются, если результат хороший. Несомненно, это неверно в вопросе служения Богу. Это повествование разоблачает и осуждает теорию о том, что цель оправдывает средства. Оно показывает, что Бог небезразличен к тем методам, которые придумывают люди для служения в Его присутствии. Действительно, мы можем заявлять о своем праве получать удовольствие, но это может не нравиться Богу. Библия снова и снова учит нас, что истина не распространяется посредством безнравственных средств и что она не может держаться на испорченном основании. Нельзя служить Богу, не повинуясь Его заповедям. Нельзя славить Бога, оставаясь безразличным к Его воле, как делали Падав и Авиуд. Сейчас так же, как и тогда, бесполезно приходить с "огнем чуждым". Бог не изменился по Своей природе или в Своих намерениях. Те, кто стоит в Его присутствии для служения, должны побеспокоиться узнать о Его воле, стремиться исполнять ее и подчиняться Его Слову. Старый принцип, который Моисей повторил Аарону остается верным: "В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь". Если собираешься славить Бога, то необходимо подчиниться Ему. Любая церковь, которая приводит людей к вере, что слово Божие ненадежно, или что можно пренебрегать Его заповедями, или что это дело выбора, верить ли нам в определенные основополагающие доктрины, - ложна, потому что в конечном итоге она учит людей неповиновению Слову Божьему.
Испытание истиной
Нет смысла приводить в оправдание аргумент, что нас ввели в заблуждение другие люди. В высоком небесном суде такая защита недействительна. Иисус сказал: "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Матфея 15:14). Нет смысла убеждать, что способные и ученые люди учили нас во что верить и что делать. Мерилом является не ученость, а истина, определяемая словом Божьим. Религия, созданная человеком, не заменит религию Бога, какой бы умной она не была. Иисус разъяснил это, когда Он взял слова древнего еврейского пророка и усилил их значение:
"Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Матфея 15:9).
Это далеко от современного общераспространенного религиозного учения. В современном христианстве существуют выдающиеся учителя, отрицающие Библейское учение о Боге и Его намерениях, ставящие под сомнение истинность воскресения Христа и значение слова Божьего, смягчающие Его заповеди. Мораль состоит в том, что нас не должны слишком поражать рекомендации и звания "ученого". Когда ученость верна слову Божьему и помогает нам лучше понять его, мы должны быть благодарны ей за это. Но Библия никогда не предполагала, что человеческая одаренность является пропуском к божественному знанию. Напротив, она говорит, что истина открывается тем, кто покорен и кается.
Библейское учение
Великие доктрины христианской веры основаны на фактах. Отвергните факты - и вы исказите доктрину. Отвергните девственное рождение Иисуса Христа - и Он станет сыном Иосифа, а не Сыном Божьим: Он станет человеком своего времени и не более того. Отвергните физическое воскресение Иисуса Христа - и это потрясет само основание веры и превратит Апостолов Христа в ложных свидетелей и оставит навсегда мертвых в могилах. Отвергните тот факт, что Христос творил настоящие чудеса - и Он лишается Своей власти и истинного положения, потому что Он говорил, что чудеса являются знамением Его божественности. В конечном счете стремящийся к истине должен проявить дух независимости и внимательно взглянуть на учение самой Библии, а не принимать мнений из вторых рук.
Прежде всего, в Новом Завете подчеркивается, что доктрину можно определить. Иногда в наши дни утверждают, что христианскую веру нельзя сформулировать в предложениях и что она что-то мистическое, что нельзя проанализировать. Если это правда, то как понимать следующее: Апостол Павел в послании к Галатам удивляется, что некоторые из них отвернулись от истины а отступили от Евангелия к иному благовествованию. Обратите внимание на следующее: как можно сказать, что отступил от чего-то, если это что-то нельзя определить? Несомненно, учение Нового Завета состоит ц том, что существует поддающийся определению объективный критерий, с помощью которого можно делать суждения. А если Господь Бог с великой заботой открыл истину о Себе и о Своей цели, то нелогично вести себя, словно это не имеет значения, и нелогично, что люди могут тешить себя тем, во что они верят.
В Ветхом Завете есть строки, которые разъясняют это:
"А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Исаия 66:2).
Трепетать пред словом Божьим - значит понимать его, верить в него и слушаться его. Люди не имеют права тешить себя, если это ведет их к безразличию по отношению к тому, что показал Бог. Люди должны внимательно и искренне посмотреть на свою веру.
Жизненно важные доктрины, которые необходимо открыть
Те, кто откликается на призыв посмотреть на свою религию и сравнить ее со словом Божьим, часто были удивлены, обнаружив, что то, во что они верили всю свою жизнь, ложно! Автор признает, что таким был его собственный опыт: подобный процесс раскрыл ему ложность учения о бессмертии души и сопутствующих ему идей, касающихся судьбы души после смерти. Он привел к освобождению от учения о бесах, дьяволах и бестелесных духах и вместо этого выявил истинное и жизненно важное значение воскресения как способа выживания во время второго пришествия Иисуса Христа - Царя Мира. Он пролил свет на пониманий Царства Божьего и привел к осознанию того, что это настоящее царство, которое будет установлено на земле, в том месте, где человеческие царства гибнут, разлагаясь. Он открыл перспективу жизни вечной, жизни, незапятнанной грехом и неутомленной бессилием, жизни бессмертной и удивительной, которая будет проходить в Царстве Божьем рядом с Христом.
Этот процесс принес также отрезвляющее убеждение а том, что одна из самых серьезных заповедей Господа не была мной исполнена - необходимость креститься. С пониманием Библейского учения о крещении стало ясным, что то, что раньше считалось крещением в виде опрыскивания водой или обливания, не гармонировало с учением и практикой Писаний. Слово Божие показало наглядно, что крещение - это акт повиновения, вытекающее из веры, добровольное погребение в воде как символ смерти прошлой жизни и восстание из воды к новой жизни в покорности.
В дни зарождения церкви многих верующих забивали камнями, избивали; они голодали, на них охотились, их травили и, в конце концов, предавали мученической смерти. Они стойко переносили все это, так как верили, что то, о чем им надо было сказать жизненно важно. Или, словами Петра: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деяния 5:29). Если не имеет значения, во что мы верим или с кем мы служим Богу, то тогда Апостолы ошибались в своей решимости проповедовать истину любой ценой.
Примеры живой веры
Полезно наблюдать, как Апостолы применяли на практике уже обрисованные принципы важности понимания истины, показанной Богом. В 10 главе Деяний Апостолов содержится интересный рассказ о человеке по имени Корнилий. Повествование говорит, что он был человек "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу". Бог послал Петра и братий найти этого человека и проповедовать ему истину о Христе и Его царстве. Когда они услышали и поверили, крестились в спасительное имя Искупителя. Это интересно, потому что Корнилий был человеком добрым во всех отношениях, богобоязненным, регулярно молящимся, живущим честно и щедро; но, несмотря на все это, ему необходимо было познать истину и отозваться на нее, чтобы спастись. С сегодняшней точки зрения многие бы сказали, что он прежде всего был достаточно добр, но повествование Доказывает, что имело значение то, во что он верил. Ему необходимо было познать истину, чтобы он мог отозваться в вере.
В 8 главе Деяний Апостолов содержится знаменательный рассказ о человеке, которого с сегодняшней точки зрения можно назвать любителем Библии и постоянным прихожанином. Это был Ефиоплянин, возвращавшийся на родину после поклонения в Иерусалимском Храме. Он сидел в колеснице и читал пророка Исаию (гл. 53). Ангел направил Филиппа к Ефиоплянину, чтобы помочь ему в понимании того, что он читал. Так Филипп взошел к нему в колесницу и объяснил ему истину об Иисусе Христе. Продолжая путь, они приехали к воде, и Ефиоплянин выразил желание креститься. В ответ Филипп сказал: "Если веруешь от всего сердца, можно". Здесь еще раз подчеркивается важность веры в процессе обращения.
Третий пример связан с Апполосом, который был "муж красноречивый и сведущий в Писаниях... Он был наставлен в начатках пути Господня" (Деяния 18:24, 25) и горел духом. Но повествование разъясняет, что необходимо было большее. Два ученика, "Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень" (18:26). Вопросом жизненной необходимости было, чтобы он понял путь Бога точнее. Смотрите: благочестивый человек, всегда молившийся и живший честно; человек, читающий Библию и с благоговением служащий Богу; человек красноречивый и сведущий в Писаниях, горящий духом и старательно проповедующий, - в каждом случае им было необходимо, чтобы их научили истине точнее. Ни в одном из этих примеров вы не найдете поддержки идеи, что религиозные люди могут утешаться тем, во что они верят. Напротив, свидетельства говорят, что тот, кто со своей серьезностью относится к своей религии, должен позаботиться, чтобы основание его веры полностью совпадало с учением слова Божьего. Спасительная вера - это вера в то, что истинно. Любая другая вера скорей всего окажется бесплодной.
"Одна Библия, множество церквей". Имеет ли значение какая? В конечном итоге ответ будет зависеть от того, что ищет задающий этот вопрос. Если есть потребность в дружбе или удовлетворении веры, которой надо когда-то поклоняться каждому, тогда ответ - НЕТ, наверное, это не имеет значения. Однако, ответ будет ДА, если есть потребность в жизни вечной и форме богослужения, приятной для Бога.