ИМЕЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ, ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ?
Заглавие этой статьи выражает объективную истину. "Одна Библия - множество церквей" - это, конечно, бесспорно? Подзаголовок субъективен. "Имеет ли значение во что мы верим?" - вопрос, открытый для обсуждения, ответ на него зависит от наших суждений. Кажется, разумно начать оттуда, где может быть самая большая степень согласия, - что есть одна Библия. Несомненно, это очевидная истина? Конечно, существует несколько вариантов текста и много переводов, но одна Библия, независимо от того, восточный это язык или западный, древний или современный. Ее текст нельзя менять для того, чтобы привести в соответствие с той или иной точкой зрения. Сотни ученых быстро обнаружат любое вмешательство в текст Библии. Тысячи перьев готовы обнародовать любую попытку вмешательства в ее слова. Библия уникальна в том смысле, что есть одна Библия. Она одинакова у любого народа и единство Библии неприкосновенно.
То, что существует множество церквей, кажется в равной степени очевидным. Некоторые утверждают, что есть много названий, но церковь - одна. Это словесное средство спрятать различия Разные названия означают различные цели. Верно, что они схожи в некотором отношении, но различия действительно реальны. Учение одной церкви отличается от учения другой, и иногда эти различия очень значительны и даже фундаментальны. Иногда внутри одной церкви идеи и практика противоречат друг другу. В любом случае результат говорит сам за себя: всякий, ищущий истинную церковь, бывает озадачен и смущен и в конце концов готов плакать из-за невозможности прийти к окончательному решению, когда он видит так много разных церквей, теснящихся вокруг одной Библии. Проблема усугубляется еще и тем, что различные церкви в один голос заявляют, что основывают свое учение на одной Библии. Как возникла такая ситуация?
Происхождение различий
Когда протестантские реформаторы оказывали сопротивление римской церкви и вследствие этого отделились от нее, их боевым призывом было: "Библия, вся Библия и ничего, кроме Библии". Основой этого призыва была теория, что, если люди сами смогут читать Библию, они откроют истину о Боге и Его замысле, отбросят свои старые ошибки и, следовательно, объединятся в общей вере.
Одним из сильных разочарований Протестантизма было то, что эта теория не сработала. Вместо ожидаемого единства со временем она привела к многообразию мнений и увеличила количество противоборствующих религиозных общин, каждая из которых утверждала в определенном смысле, что основывается на Библии; и в итоге это привело к современному религиозному хаосу. Одной из причин современного экуменического движения является осознание того, что существование такого большого количества различных церквей порочит само христианство. Именно личная свобода, бывшая основной чертой Протестантизма, породила то, что его ослабило. Предположительно сосредоточенные вокруг одной Библии протестантские церкви на протяжении веков множили свои различия.
Была ли порочна теория - идея, что учение Библии - совершенно достаточно и для здравомыслящих людей доброй воли доказательств не требует? Тот факт, что результаты далеки от идеала, не делает теорию ошибочной. Как будет показано ниже, существовали другие факторы, которые исказили и ограничили объединяющий эффект религиозной истины. Содержащиеся в Библии утверждения о самой себе подтверждают, что ее учение включает в себя все и вполне достаточно. Это обращение Бога к людям. Оно провозглашает, что Бог на протяжении столетий говорил через Своих святых пророков и, наконец. Он говорил через Своего собственного Сына Иисуса Христа. То, что было сказано пророками и Сыном, запечатлено для нас на страницах Библии. Уберите Библию - и Бог для нас умолкнет. Некоторые религиозные люди заявляют, что у них были видения и что они получили особые откровения помимо Библии, но для значительного большинства мужчин и женщин нет знамения или знака с неба. Голос с неба слышится в напечатанных предложениях Слова Божьего в Писаниях - и нигде больше. Примите во внимание свидетельство Библии о ее полной достаточности. Наш Господь часто упрекал Своих современников, но Он никогда не упрекал их за чтение Писаний, скорее Он упрекал их за то, что они не поступали в соответствии с прочитанным. Он говорил: "Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (Иоанна 5:3940). Об отношении саддукеев к воскресению Он говорил так: "Заблуждаетесь, не зная Писаний" (Матфея 22:29), и далее продолжал: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (22:31, 32). Иисус утверждал, что так Бог разговаривает с Его современниками, и они заблуждаются, потому что пренебрегают этим.
Священные Писания
У Апостола Павла в проповеди Евангелия был товарищ по имени Тимофей, сын еврейки из Листры. Два из Посланий Павла были адресованы этому юноше, и в одном из них Апостол написал следующее: "...ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса" (2-е Тимофею 3:15). Из этого письма к Тимофею мы также видим, как он получил свое раннее познание писаний: его учили мать Евника и бабушка Лоида. В 17 главе Деяний Апостолов дается описание того, как Павел и Сила проповедовали Евангелие евреям в Верни. Они с радостью приняли слово, но проверяли истинность того, что говорили Павел и Сила, "ежедневно разбирая Писания, точно ли это так". Павел не упрекал их, а скорее хвалил за усердие.
Верующим в Фессалониках он писал: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1-е Фессалоникийцам 5:21). Эти отрывки подчеркивают, что тот факт, что Писания достаточны и способны преподать истину о Боге, необходимую для спасения, и подтверждают право и обязанность простых людей самостоятельно читать Писания.
Абсолютно верно, что Апостол Петр предостерегал верующих от тех, кто искажает значение Писаний. Но он никогда не предостерегал их от чтения Писаний, ибо он призывал: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1-е Петра 2:1, 2). Их духовный рост и возрастающее знание о Боге зависело от внимательного чтения Слова Истины. Нет ни малейшего намека на то, что, поступая так, они подвергнутся опасности или их уведут от веры. Напротив, основной и определяющей чертой этих отрывков является то, что Писания способны научить людей истине о спасении и эта истина понятна простому человеку. Таким образом, теория Реформаторов соответствовала Библии, но что-то не получилось.
Множество церквей
Раз Библия предназначена не для того, чтобы скрывать, но открывать, не для того, чтобы привести в замешательство, но чтобы объединить, как случилось, что после того, как Библия стала доступна для каждого на родном языке, с приходом религиозной свободы христианство превратилось в разнообразие церквей, и это привело к современному религиозному хаосу? Главным образом, два фактора привели к такому неудачному результату. Во-первых, если хочешь хорошо понять Библию, необходимо подходить к ней непредвзято, с готовностью учиться и с желанием подчиниться ее учению. Беда в том, что так много людей обращались к ней с предвзятыми идеями и искали на ее страницах подтверждения доктринам, уже сформировавшимся из других источников.
У людей есть заметная склонность создавать Бога по своему собственному образу - лепить свои идеи о Нем из собственных желаний, так что они изобретают такого Бога, какого они хотят, а не такого, каким Он открывается в Библии. Они обращаются к Библии, ища поддержку изобретенному ими самими Богу, и очень часто они удовлетворены, что Библия поддерживает их.
Это удовлетворение достигается поверхностным прочтением определенных отрывков из Писаний, причудливым выбором тех частей Библии, которые подходят, и отбрасыванием тех частей, которые не подходят. Более того, доктрины опираются на отдельные тексты без обращения к общему учению Писаний. Очень часто доктрины стремятся отделиться друг от друга, словно отдельно упакованные посылки, и их конечный и логический результат не рассматривается основательно. В итоге расхождения и противоречия остаются невыявленными.
Во-вторых, в определенных церквах преобладающее влияние получили отдельные доктрины, которым придавалось более чем особое значение, что привело к отрицанию других важных учений. Итогом этого стал смещенный и невзвешенный взгляд на Библейскую истину, ведущий к ложным заключениям и нарушенному пониманию спасения.
Поэтому в современном религиозном мире совершенно невозможно получить ясное и единодушное объяснение Царства Божьего, авторитета и вдохновенности Библии, Второго Пришествия Иисуса Христа, важности крещения, природы Церкви, значения Вечери Господней, природы человека, воскресения Иисуса Христа и жизни после смерти, Церкви, которые на протяжении длительного времени учили своих прихожан богословию, основанному на доктрине о бессмертии души, обнаруживают сейчас, что некоторые из их выдающихся богословов и писателей утверждают, что эта доктрина является не Библейской, а языческой; что выживание отдельного человека произойдет не через отлет души на небеса во время смерти, а через телесное воскресение во время второго пришествия Иисуса Христа. Вот Библейский взгляд на природу человека, но только немногие верят в это. Библия говорит, что человек смертен. Она категорически и решительно заявляет об этом, однако в религиозном мире по этому вопросу существует неуверенность, сомнение и преднамеренное расхождение. Один только этот вопрос является образцом той путаницы и разнообразия идей, которые встают перед искателем религиозной истины, и это так часто наполняет его тревогой и отчаянием или вызывает безразличие, ведущее к апатии и агностицизму. Иногда это безразличие выражается в вере в то, что не имеет значения, к какой церкви принадлежишь или во что веришь - при таком богатстве выбора одно не хуже другого.
Имеет ли это значение?
Прежде всего, положитесь на здравый смысл. Представьте пациента в больнице, ожидающего хирургическую операцию. Он узнает, что хирург, который будет проводить эту операцию, придерживается мнения, что принципы хирургии не имеют значения, а самое главное - приготовить инструменты и приступить к работе. Почти наверняка пациент откажется от операции! Представьте собирающегося лететь самолетом пассажира. Он обнаруживает, что пилот самолета считает, что принципы воздушной навигации не имеют значения, а что действительно имеет значение, так это поднять самолет в воздух и довериться чувству направления. Почти наверняка пассажир выберет другой вид транспорта!
Эти примеры, конечно, утрированы и гипотетичны. Однако, когда дело касается религии, тогда то, что в случае хирургии и управления самолетом явно неправильно и опасно, очень часть считается разумным и безвредным. Очень многие придерживаются мнения, что, пока человек ведет благоприличную жизнь, не имеет значения, как он верит в Бога. Является ли это на самом деле разумным? Вероятно, Бог, который сотворил мир и поддерживает его день за днем с помощью неизменных и абсолютных законов, будет безразличным к тому, как люди относятся к Нему? Не будет ли разумным ожидать, что Бог крайне заинтересован в том, что люди думают о Нем и как они относятся к Его Слову? Но истина в том, что человек не оставлен наедине со своими чувствами по этому вопросу. Бог говорил об этом, и Библия сообщает нам, что она является Его Словом. В ней Бог раскрывает принципы истинной религии, принципы, с помощью которых мы можем прийти к Богу и быть принятыми Им; и получить Его спасение.
Если хорошо подумать, то пренебрегать принципами истинной религии так же глупо и так же опасно, как пренебрегать принципами хирургии или управления самолетом. Единственное различие состоит в том, что результаты пренебрежения в случае с религией не так очевидны в начале, но в итоге они более необратимы. В случае с религией - и это правда - жизнь человека также находится под угрозой.
А как же терпимость?
Религиозная терпимость является благом, когда она означает свободу поклоняться Богу без помех, но она меньше, чем благо, когда она заражает людей религиозным дальтонизмом, который лишает их возможности отличить черное от белого. В старые времена, когда люди испытывали сильные чувства в отношении своих религиозных верований, они были готовы смело говорить о том, что они считали правильным или неправильным; но сегодня, в век разносторонности и компромиссов, религиозная полемика считается устаревшей, ее почти следует стыдиться. Гораздо реже занимаются непримиримые позиции - умеренность является ключевым словом и неодобрение вызывает все, что может разжечь пламя полемики.
В определенных кругах считается большим достоинством не приходить к окончательному заключению о чем бы то ни было. "Обсуждайте и рассматривайте, но никогда не решайте". "Некоторые религии могут быть лучше других, но вся религия хороша". "Выбери одну, которая устраивает тебя и выявляет в тебе самое лучшее и не приносит вреда другим". Эта точка зрения выглядит умеренной и разумной, но она противоречит учению Библии. Истинной религии, как показано в Библии, свойственна идея, так сказать, нетерпимости, потому что есть истинная религия, а то, что противостоит ей и противоречит, должно быть ложным. Эта точка зрения неприятна, но при честных намерениях она должна быть логичной.
Библия использует повелительные и категорические слова в отношении подхода к Богу. Пример можно найти в Послании к Евреям: "А без веры угодить Богу невозможно: ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (11:6). Обратите внимание на слова "невозможно" и "надобно" (необходимо). Написавший не говорит, что лучше приходить к Богу с верой или что трудно прийти без веры. Он сказал: "Невозможно угодить Богу без веры и надобно, чтобы приходящий веровал". Эти слова не допускают двойного смысла. Кто приходит к Богу, должен верить, и нет смысла приходить к Богу без веры. Тогда возникает вопрос: "Почему я не могу делать так, как я делаю? Что в этом плохого?" Библия свидетельствует, что Бог не готов принять любого доброго по природе человека. Это неприемлемо и было бы нечестно. Некоторые люди рождаются в неблагоприятной среде и живут в плохих условиях, поэтому природная доброта для них - борьба; другие рождаются в хорошей обстановке и живут в благоприятном окружении, поэтому быть добрыми для них легко. Бог не принимает людей на этом несправедливом основании.
Основание для того, чтобы быть принятым Богом
С точки зрения Бога все - грешники, и их доброта недостаточна, чтобы оправдать себя в Его присутствии. Есть только один критерий праведности, святости и справедливости - критерий Бога. Бог никогда не поставит под угрозу этот критерий ради того, чтобы приспособиться к людскому непостоянству. Грех сегодня не менее грешен, чем он был в дни Ноя или Евы. Бог не превратился из Бога ненавидящего грех, в Бога, просто не замечающего греха. Человеческая доброта в сравнении с Божьим критерием праведности ничтожна. Нет смысла приходить к Богу со свидетельством того, что мы порядочные люди, что мы отдаем долги и никогда не вредим своим соседям. В вопросе благопристойности это может быть важным, но в вопросе спасения это не имеет значения. Наша доля праведности не служит пропуском к благосклонности Бога. Библия учит, что нам следует отречься от нашей собственной увядшей морали и признать, что мы не соответствуем критерию Бога. Это называется Покаянием.
Раз люди не могут быть приняты на основании своей природной доброты, что недостаточно и несправедливо. Бог принимает их на основании их веры. Для Бога праведностью считается проявляемая ими вера. Это великое учение оправдания верой, и оно объясняет, почему невозможно прийти к Богу без веры и почему тот, кто приходит, должен верить. Чтобы показать действие этого великого принципа. Апостол Павел приводит пример одного человека - Авраама. Авраам получил от Бога известные обетования, которые, как оказалось, не могли быть исполнены в то время, когда они были даны. Авраам верил в обетования, несмотря на неблагоприятные явления, и Бог посчитал это за праведность.
"(Авраам) не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Римлянам 4:20-25). Павел настаивает, что принципы, которые применялись в отношении Авраама, действительны для каждого человека, который придет к Богу для спасения. < Слово в>Непременной чертой этого процесса является вера в Слово Божие. Это начало новой жизни, основа истинной религии. Апостол Петр пишет: "...возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век" (1-е Петра 1:23). Вот почему во многих местах Нового Завета подчеркивается необходимость веры:
"Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Иоанна 1:11-12).
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал" (Евреям 11:6).
"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марка 16:15,16).
|