ИССЛЕДОВАНИЕ БИБЛИИ (часть 6)
15. ПРИТЧИ И ЧУДЕСА "Осмелюсь утверждать, что в отдельных случаях, наше толкование Слова Божия, зиждется на нашем учении, а не на объяснениях самой Библии, которое она дает при внимательном и близком рассмотрении". Джон Уильям Бургон Притчи и чудеса Иисуса Христа занимают такое важное место в Евангелиях, что заслуживают особого разговора. Начнем с того, что Сам Господь объяснял, почему Он говорит притчами – "для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им (у Марка – "внешним") не дано". Таким образом, притчи имели двойное значение – просвещать дальше тех, кто уже был просвещен, и быть тайной за семью печатями для не желающих света, или настроенных ему враждебно. Начнем со второго. Туманность и неясность мысли или определения, не только сбивали с толку, но вызывали прямой протест и враждебность. С другой стороны, для открытого и пытливого ума в живых и жизненных историях открывались несметные богатства, которые Господь не жалел выставлять из Своей сокровищницы, "ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами" (Мф.13:12,13 ср. Ин.15:2). Эта мысль подчеркивается далее словами Матфея: "И без притчи не говорил им, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: "отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира" (Мф.13:34,35). Здесь контекст указывает на то, что притча – идеальная форма обучения для ума подобного детскому уму (Пс.77:1-8), оставляя при этом, мудрых мира сего блуждать в неудовлетворении. Существуют два основных направления в понимании и толковании притч, не считая "бездумной" (притча – история с небес, а потому не имеет ничего общего с земными делами). Итак, главный вопрос: надо ли выискивать мельчайшие значения в каждой притче, или же притча заключает в себе одну какую-то главную идею духовной истины? Если выбрать второе, то значительная часть притчи будет служить лишь сервировочным украшением для основной мысли; рамой, обрамляющей саму картину. Если же начать докапываться до мелочей, то это может вызвать нежелательные трудности в понимании. Но, несмотря на все трудности, ваш покорный слуга все же настойчиво советует рассматривать в притчах каждую деталь отдельно, и на то есть три веские причины. Достаточно беглого взгляда на Евангелия, чтобы понять, что Иисус не бросал слов на ветер. В Его речах каждая фраза имела назидательное значение. Действительно трудно поверить, что для передачи какой-то одной, пусть и очень важной мысли, Он не выбрал бы другого более подходящего способа. Очень многие притчи, даже после первого прочтения, сами просятся на внимательное детальное изучение. Например, притча о винограднике, или о свадебной одежде, или о минах, или о десяти девах и, как это не покажется странным, притча о добром самарянине, все содержание которой рассказано лишь только для того, чтобы преподать главный урок. Интересно отметить, что из сорока притч объяснения даны только трем: о Сеятеле, о Плевелах и о Неводе (все в Мф.13). В это главе, что само по себе знаменательно, показано толкование Самого Господа, Который объяснял все детали отдельно почти с математической краткостью и точностью:
• "Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; • поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царства, • а плевелы – сыны лукавого; • враг… есть диавол; • жатва есть кончина века, • а жнецы суть Ангелы". И так далее…
Подобное объяснение дает нам в руки подходящий инструмент для дальнейшей работы. Толкование притч о Сеятеле и о Неводе лишь подкрепляют это. И последний довод – решающий. Иисус знал как толковать Свои притчи! Слова из Мк.4:34 также имеют большое значение: "без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все". Было бы довольно странно, если бы какая-то одна важная мысль требовала для своего объяснения целой притчи. Таким образом, мы видим рекомендованный подход к объяснению притч, в которых каждая деталь, каждое слово имеют свое определенное и большое значение. Начнем с очевидных примеров, которые убедят вас в правильности сделанного вывода. И даже в них, столь хорошо вам знакомых, вы найдете что-то интересное для себя. Таким способом, вооружась главными принципами, вы сможете постепенно добраться и до тех притч, которые вызывают у вас особые трудности. Но если даже и при этом вы не сможете найти объяснение – не беда! Приготовьтесь к тому, что не все, из того чему учил Иисус, познается с первого, а то и с десятого, раза. Если бы Его учение было понятно и доступно с первого раза, за Ним не последовало такое множество. И это совсем не обскурантизм, а обыкновенная человеческая природа, ибо кто выберет себе в лидеры кого-то, кто ниже тебя по всем параметрам и по интеллекту в том числе? Наученные Торе евреи советовали: "Учись говорить, я не понимаю о чем речь". Нежелание признать существование определенных трудностей, которые не позволяют дать скорый и удовлетворительный ответ, вызывали не мало нареканий в изучении Библии даже среди Братьев во Христе. Не лучше ли смотреть трудностям прямо в лицо и просить Господа о милости однажды пролить свет на непонятное? Возможно, кого-то из вас воодушевит тот факт, что многие притчи, скрывающие свои тайны для автора этой книги в течение многих лет, совсем недавно открыли свою завесу благодаря пророку Иеремии. Назидательность мелких деталей притч Иисуса, прекрасная возможность подтвердить правильность афоризма Бэкона: "использование человеком пера и чернил делает из человека – человека". Вы можете испытать это на примере любой притчи о смоковнице (Лк.13:6-9), помещая в столбик значения каждой из деталей, примерно так:
Притча: |
Значение: |
Некто |
Бог |
Виноградник |
Земля обетованная |
Смоковница |
Народ Израиля |
Поиск плода |
Плоды праведности |
Три года |
Служение Иисуса |
"Сруби ее" |
было безрезультатным |
Занимает землю |
Иудаизм препятствует проповедовать народам |
"Оставь ее и на этот год" |
Последний год для свидетельства |
"Я окопаю ее и обложу навозом" |
Особый призыв Христа к народу |
Если и после не будет плода |
Малая надежда на изменение |
"Срубишь ее" |
В 70г. Н.Э. Израиль прекратил свое существование, как государство. |
В притчах Иисуса Христа часто, то тут, то там, попадаются места, которые в жизни редко можно встретить, (если вообще это возможно). Например, не реальна одинаковая плата за одинаковый труд, но разный по времени; или же прощение долга человеку, который не прощают долги; или же пастух, оставляющий девяносто девять овец в пустыне, чтобы найти одну заблудившуюся; или о богаче, идущему в ад, не потому что он был грешен, а только потому, что он был богат – и в этой притче виноградарь (!) говорит своему господину: "В следующий год срубишь ее". Исполнение приговора Израилю в 70г. Н.Э. было исполнено Богом, не Иисусом (ср. Мф.22:7). Притча точна в своих символах, вплоть до мелочей! Другой пример, обещанный в этой главе, – притча о добром самарянине. И хотя в данном случае требуется всего лишь один основной ответ на вопрос, кто мой ближний, которого я должен любить, давайте посмотрим, как широко Иисус развил эту тему. Его притча, прослеженная словом за словом, покажет нам, что этот "ближний" не простой, а "Ближний" с большой буквы. "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон…". Иерусалим – город примирения с Богом, тогда как Иерихон – город, проклятый на полное уничтожение (Нав.6:24,25), и нет дороги в мире более пологой и печальной, чем эта. Здесь представлена натуральная картина всего человечества. Деятельность разбойников – символизирует человека, как жертву своих собственных грехов вместе с наследственными. И этот путник "попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым". Состояние, подобное состоянию любого грешника, хотя и еще живого, но живого "едва", без всякой надежды на какую-либо помощь. Сам себе он помочь не может! Его собственное одеяние "праведности" было сорвано с него. Он наг и беспомощен. Священный и моральный законы, представленные священником и левитом, лишь подчеркивали его безнадежность. И если уж они не могли ему помочь, то кто? Они и сами шли по той же дороге и в том же направлении! "Человек оправдывается не делами закона… ибо законом познается грех". Но тогда появился тот, кто был презираем и отвергнут людьми – и здесь не сказано, что он следовал туда же, куда и эти двое (!), но этот человек, "проезжая, нашел на него". Этот неожиданный спаситель отождествляет себя с пострадавшим настолько, насколько это возможно. Иисус имел ту же природу тех, кого Он пришел выкупить. Учение Ветхого Завета о святости помещает широкую пропасть между Богом и человеком, в противоположность учению Нового, учению Иисуса Христа – Сына Божия! Этот спаситель, движимый состраданием ("ибо Бог так возлюбил мир"), обвязал его раны и полил на него масло и вино. В этом ясно видно милостивое служение Иисуса. Чем он мог еще обвязать раны нагого тела, как не своей собственной одеждой? Затем он, "посадив его на своего осла, привез его в гостиницу". Таким образом, без всяких на то усилий со своей стороны, несчастный оказывается в том месте, где должен бы находиться его спаситель – грешник отождествляется со своим спасителем (символ крещения?), в месте, где он получает покой и заботу. "В доме Отца Моего", – говорил Иисус, – "обителей много". Там он "позаботился о нем" – не говорит ли это о постоянной заботе Спасителя о раскаявшемся грешнике? "На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы…". Эти "два динария" в точности равны половине сикля (Исх.30:15), которые одинаково платили богатые и бедные по закону "для выкупа душ ваших". Одна и та же сумма, простое ли это совпадение? Иисус мог бы сказать "один динарий", или "три", но Он не сказал этого – и это примечательно! И случайно ли было, что это было "утром" (Церковнославянский перевод), а не в тот же самый день, или двумя днями позже? Не значит ли это, что самарянин сначала спал, а потом проснулся снова перед своим уходом – Спаситель "воскрес для оправдания нашего". Могут ли мелочи быть более интересными, чем эти? Но и это еще не все. "Позаботься о нем; и если найдешь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". Здесь обещание вернуться, а также гарантия того, что все, что будет затрачено для пользы человека, полностью окупится. Жертва Христа в достаточной степени удовлетворяет все эти требования; она не только покрывает прошлые грехи, но также и последующие, совершенные ко дню Его прихода теми, кто был призван по милости Его. Дальше следует весьма интересный, неожиданный и любопытный вывод. Иисус сказал: "Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего…". "Но кто мой ближний?" В ответ была рассказана притча, кончающаяся: "Кто из этих троих… был ближним попавшемуся разбойникам?" "Оказавший ему милость", – был ответ, т.е. самарянин, олицетворяющий Иисуса, был Тем "Ближним" путнику, который олицетворял грешника. Вывод противоположный общепринятому, где принято считать, что грешник был "ближним" самарянину, потому-то самарянин и возлюбил его. Трудно представить себе, что Иисус случайно употребил здесь смысл противоположный выше сказанному. Путнику был дан наказ возлюбить своего "Ближнего", самарянина – грешник должен любить своего Спасителя Иисуса. Есть ли большая заповедь, достойная встать рядом с наибольшей: "Возлюби Господа Бога Твоего?" И если человек любит Иисуса, как должно любить, разве не будет он прославлять своего Спасителя, любя также окружающих его людей, точно так, как и его возлюбил Господь? Большое искушение продолжить столь благодатную тему, особенно если принять во внимание возможность помочь вам справиться с трудностями, возникающими в понимании тех или иных притч. Но надо двигаться дальше, ибо эта маленькая книга призвана показать вам лишь путь, а не вести вас по нему. Принято считать, что чудеса в Евангелии от Иоанна всегда связаны со "знамениями". А если так, то что это были за знамения? И опять все тот же вопрос: какова основная мысль; идея, скрывающаяся за этими знамениями? Возможно, стоит рассмотреть эти чудеса подробно, как притчи? Достаточно трудно дать короткий и простой ответ, но некоторые чудеса определенно носили в себе признаки знамений. Чудо с насыщением пяти тысяч, описанное во всех четырех Евангелиях, вполне подходит для такого случая. Подумайте о последовательности событий, в связи с общим представлением деятельности Христа. Он отделили Своих учеников от мира водой, взяв на другую сторону Геннисаретского озера. Там, в пустыне, к ним присоединилось множество жителей. Там Он учил их и затем чудесным образом напитал их Хлебом Живым. Это была Пасхальная пища, даваемая через апостолов. Двенадцать корзин с остатками были бережно собраны ими. Затем пришла ночь, в которую Иисус молился на возвышенном месте. В это время Его ученики безрезультатно боролись с волнами штормового моря. Перед самым рассветом Иисус пришел к ним по воде и как только Он присоединился к ним, шторм утих, "и тотчас (!) лодка пристала к берегу, куда плыли". Народ, признав Его, приносил к нему больных из "селений, городов и деревень", и Он их лечил. Насыщение пяти тысяч и все события, связанные с этим, несомненно, были "знамением". Никакая до сих пор написанная книга не содержит особенностей такого рода. Другие "знамения" в Евангелии от Иоанна могут быть рассмотрены в этом же ключе, хотя и с встречающимися трудностями. Вас ожидает чудное время, проведенное над изучением исцеления слепого, превращения воды в вино, излечения калеки в Вифезде, а также чудесного лова рыбы. Но ни в коем случае не останавливайтесь на этом, ибо в остальных Евангелиях тоже есть чудеса, которые требуют вашего внимательного к ним отношения, такого же внимательного, как и к притчам. Вам открывается огромное поле деятельности, поскольку еще так мало сделано в этой области.
16. КАЛАМБУР – ЭТО СЕРЬЕЗНО "КАЛАМБУР – шутка, основанная на комическом использовании сходнозвучащих, но разных по значению слов, игра слов". (Словарь Ожегова) ПРИМЕР – "Осип охрип, а Архип осип". В наше время каламбур принял форму шутки, часто непристойной. Двусмысленность, особенно ее подоплека, – главное в каламбуре. Но в Библии, и особенно это относится к именам, которые встречаются на каждом шагу, это совсем не так. Второй смысл здесь очень часто играет важную роль! Пророчество Исаии особенно богато на двусмысленности, впрочем, как и другие книги Писаний. Каждому знакомо двойное значение имени Петра, данного ему Господом. "И Я говорю тебе: ты – Петр ("Петрос" – небольшой камень), и на сем камне ("Петра" – большой камень, глыба) Я создам Церковь Мою" (Мф.16:18). Таким образом, имя Петр означает небольшой камешек, а совсем не то солидное основание, на котором якобы стоит Католическая церковь, что, кстати, подтверждается и в Мф.16:23 (камень преткновения), и в Амос 9:9, и в Ис.44:8; и именно это имел в виду Иисус в Лк.22:31. Авигея, удержала Давида от опрометчивого поступка, о котором, соверши его, он сильно бы в последствии сожалел, потому что в имени Навала скрывался второй смысл: "Навал (безумный) – имя его, и безумие его с ним" (1Цар.25:25). Также и Павел, убеждая Филимона принять без гнева обратно беглого раба Онисима, использовал двусмысленность – "он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне" (Фил.11). Имя "Онисим" означает "годный", но в данном случае это был совсем не "каламбур", ибо Павел имел в виду совсем другое (см. ст.20). Все сыновья Иакова имели имена с двойным значением, а в рождении Иоанна Крестителя, и в имени его, используется тройной намек на то, почему ребенок в семье был назван так, а не иначе. "Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой, клятву, которую клялся Он Аврааму" (Лк.1:72,73). Имя Иоанн означает "дар, или милость Яхве"; Захария – "Яхве помянул"; Елизавета – "Мой Бог клялся клятвою". Павел вообще часто прибегал к подобному приему. "Ибо я наименьший ("крошечный", греч.) из Апостолов", – писал он жонглируя своим собственным именем, которое означает "крошечный". В Флп.2:30 он делает то же самое с именем Епафродита, имени близкому к Афродите, богини удачи в азартных играх: "Он… был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне". И в Рим.2:29 он обыгрывает в первой части своих доводов легко узнаваемое значение имени Иуды, "Хвалебный": "Но тот Иудей… (кому) похвала не от людей, а от Бога". Но здесь кроется опасность впасть из одной крайности в другую и выискивать второй смысл во всем и везде. Многие исследователи, включая несколько хорошо известных, попались на этом в ловушку. И все же переплетение еврейского имени, или названия, со своим значением встречается очень часто, и часто в совершенно неожиданных местах. Так в книге Бытие имя Иакова ("вытесняющий") и имя Измаила ("Бог слышит") очень часто оправдывают себя. В Мих.1 мрачное предсказание пророка на города Иудеи многое теряет в переводах наших Библий, но если бы это было сделано дословно, то такой перевод пролил бы немало нового света на это пророчество. Оно прозвучало бы примерно так: "Согласно имени твоему будет тебе". Посмотрите, как много экспрессии вложено в простые слова: "Лот возвел очи свои, и увидел (Содом)… как сад Господень" (Быт.13:10), а если при этом знать, что имя Лота значит "покрывало", или "завернутый в покрывало" (рожденный в рубашке), то как по-разному будет все это читаться!? А стихи Пс.106:35,36 и Ис.41:18; 53:2; 25:5,6; 32:2, зная, что слово "Сион" означает "сухой"…? И не получил ли Даниил огромное удовлетворение в последних словах, сказанных ему Господом, которые ассоциировались с его собственным именем ("судия Божий")?
17. КАЖДОЙ КНИГЕ СВОЕ ВРЕМЯ "Ничто из того, чему сурово учит Евангелие, не должно пренебрегать ради пресловутой "согласованности". "Дайте Библии толковать саму себя. Пусть человек какое-то время просто читает и удивляется… Тогда, на самом деле, здравомыслящий комментатор появится на свет. А в настоящем он бы только сбивал с толку и озадачивал". Джон Уильям Бургон Изо дня в день читая и перечитывая Библию, любой изучающий Писание, рано или поздно приходит к мысли, что надо изучить какую-либо отдельную ее книгу более основательно. И это верно! Даже если вы будете затрачивать на это по четверть часа в день – нет лучшего пути для действительного постижения Слова Божия. Многие экклесии посвящают этому достаточно много времени – замечательная особенность, всегда вызывающая ваше непосредственное участие. Но, увы, можно заметить различные подходы к выполнению этой благородной задачи. Многие выбирают книгу с комментариями на ту, или иную, книгу Писаний и кропотливо штудируют ее каждый раз, расточая таким образом данное им драгоценное время. Названия таких занятий с успехом можно было бы заменить с библейских на названия читаемых ими книг. Не поймите меня здесь превратно: если человек говорит, что книги на библейские темы бесполезны, то он просто глуп. Но это совсем не то, что изучение самих Священных Писаний. С некоторым запасом опыта за плечами преподавателя в Библейских классах, автор этой книги без замедления готов заявить, что некоторое количество времени, уделенное на просмотр литературы, приносит неоценимую помощь. Даже в том случае, если количество мыслей от такого чтения невелико, внимание, уделенное словам Писаний, о чем говорилось выше, ценно уже потому, что развивает способности, которые уже не отнимутся, а со временем лишь увеличатся. И при этом, конечно, нельзя забывать про то, что ваши амбиции в знаниях Библии не должны базироваться на знаниях других. Ваше вооружение знаниями должно быть добыто своими собственными усилиями, и должно составлять большую часть вашего арсенала. В этом плане личные достижения гораздо важнее и ценней, чем те, что для вас и за вас сделали другие. Но еще раз повторю, что вся работа, проделанная до вас другими, не маловажна, а потому не должна пренебрегаться. Но им должно уделить свое определенное место, для всеобщей пользы. Только для пользы, и ни для чего больше, следует читать такую литературу. Библия и только Библия должна быть поставлена во главу угла наших встреч. Поскольку речь зашла о встречах и об изучении на них какой-либо книги Писаний, или определенной темы, то стоит сказать, что на такие встречи надо приходить уже подготовленными, уделив некоторое количество времени чтению дома, для того чтобы по окончании вы имели решенную проблему, или для того, чтобы вы смогли пролить свет на какой-то вами уже решенный вопрос, к всеобщей пользе и удовольствию. Увы, с молчаливого согласия на большинстве встреч, вся нагрузка возлагается на какого-то одного оратора, в то время как остальные являются всего лишь пассивными слушателями. И вызывает тысячи сожалений, что не все сознательные члены собрания вносят свою лепту в это дело. Нам всем следует брать пример с одного товарища, который к каждой (!) встрече готовился так, как будто ему надо было выступать на ней с лекцией. Хорошие результаты достигаются, если на ваши встречи приглашается кто-то с циклом лекций на ту, или иную тему, способный осветить и принести пользу всем членам вашего собрания. И если у вас есть такая возможность, – непременно ею воспользуйтесь. Но опять стоит предупредить, что такое мероприятие может побудить остальных к ленивой пассивности. Пример "батюшки" и его "паствы" в наших церквях достаточен для предостережения против такой опасности. Невозможно не понять, что никакое познание Библии другими несравнимо с тем положительным результатом, который достигается вашими собственными усилиями. Итак, вы решили, что вам нужно заняться изучением какой-то книги Писаний, тратя на это от 15 до 60 минут в день. Но какой? Почему-то юные Братья во Христе всегда хотят летать прежде, чем они научатся ползать? Почему они настойчиво стремятся увязнуть в сложностях Откровения, или же почему-то самонадеянно уверены, что Евангелие от Иоанна и его 1-ое Послание вполне им по зубам? Что заставляет их думать, что в их нежном возрасте они способны переварить верх зрелости Павла – Послания римлянам и ефесянам? (В Ветхом Завете Псалмы, Исаия и Иов относятся к этой же категории). Не знаю ни одного, не сделавшего такой ошибки! Поэтому сильно сомневаюсь в результативности моего предупреждения. Я и сам, следуя своим ранним притязаниям, прошел через все это – первые три года были посвящены изучению на семинарах Апокалипсиса, затем, уже по собственной инициативе и самостоятельно, последовали изнурительные и большей частью бесполезные изучения Захарии, книги Левит, Псалтыря и несколько лет было угроблено на изучение четырех Евангелий. Куда лучше начинать с книг, которые большей частью повествовательные. В них не требуется усиленная концентрация на мелких подробностях, да и само содержание помогает растолковать их. Также немаловажен и объем книги. Не плохой выбор для начала – книги Руфи, Ионы, Посланий фессалоникийцам и Тимофею, ну, а уже затем можно уверено переходить к Бытию, Исходу, Евангелиям и Деяниям.
Как же лучше это сделать? Во-первых, позаботьтесь иметь с полдюжины разных книг с комментариями по выбранной вами для изучения теме и постарайтесь сохранить их нераскрытыми до тех пор, пока вы не составите свое собственное мнение после детального изучения, хотя бы первой главы. И конечно, не стоит тратить время на чтение предисловий, которые призваны зафиксировать ваше внимание на главной идее книги еще до начала чтения. А поскольку они еще и намереваются вложить в себя основную информацию содержания книги, то они, в большинстве своем, бесполезны и даже вредны. Если вы чувствуете, что вы не совсем знакомы с содержанием, то прочитайте избранную вами для изучения книгу целиком и сразу, прежде чем начнете изучать первую главу. И, как только что рекомендовалось, оставьте все посторонние комментарии в стороне до тех пор, пока вы самостоятельно не пройдете по тропе, не затоптанной посторонней мудростью. После усиленной и кропотливой борьбы один на один с выбранным вами объектом, у вас появится хороший шанс узнать, насколько мало знают все эти комментаторы. Но есть и другая причина для такого совета. Опыт показывает, что если вы прежде обращаетесь к этим книгам, ваши собственные способности к анализу и размышлению над текстом замораживаются; у вас никогда не возникнут свои оригинальные мысли, вы в плену чужих идей, вы "надеваете их очки" и уже смотрите на все их глазами. Итак, трудитесь сами безо всяких посторонних добрых советчиков, используя параллельные места и хорошую справочною литературу. Обсасывайте каждый стих, каждое необычное слово, каждую неожиданную фразу, каждое звено между контекстом. Каждое "эхо" в другом похожем месте должно вами быть обдумано и внимательно исследовано. Используйте любой понравившийся вам метод в изучении, предложенный в этой книге, и особенно ту ее часть, где пишется об умении задавать вопросы. Рассмотрим один пример. Предположим, вы решились исследовать книгу Руфь. Первых пяти стихов будет для начала достаточно. После нескольких раз внимательного прочтения их, у вас непременно возникнут с дюжину вопросов. Примерно следующие:
• Почему книга начинается с "И" (Церковнославянская)? • "Когда управляли судьи". К какому времени 400-летнего правления судей относятся описанные события? • "Голод". Какова его причина? Есть ли здесь какая-нибудь связь с Вифлеемом? • Почему Вифлеем Иудейский? Был ли другой город в Иудее с таким же названием? • Почему они пошли в Моав, а не в Египет, "житницу" древнего мира? • Как совместить это с постоянной войной с моавитянами (Суд.3:12)? • Есть ли еще подобные примеры, когда убежище обреталось в земле Моавитской? • Имел ли вообще Елимелех право идти в Моав? И если нет, то что он должен был сделать? • Что означают имена в этой книге? • Почему они названы ефрафянами? (Я бы очень удивился, узнав, что в этом месте ваша "справочная литература" не завела вас в ваших поисках в 1-ую книгу Паралипоменона). • Можно ли было этим израильским юношам жениться на ком-то, кроме как из своего народа? Есть ли альтернатива? Какой религии могли бы принадлежать их жены. Что-то об этом сказано? • Десять лет замужества и – бездетны. Сделалась женою Вооза (старого человека; вы это можете доказать?) и сразу забеременела.
Ваше мнение? После того как вы придете к каким-то определенным заключениям по этим вопросам; или наоборот скажете, что ничего не можете на это ответить; или: меня не удовлетворяют те выводы, к которым я пришел, а потому мне нужна дополнительная информация, то тогда (только тогда и не минутой раньше) обращайтесь к вашим комментаторам и посмотрите, что они об этом говорят. Вы с удивлением обнаружите, что большинство интересующих вас вопросов, они обходят со стыдливым молчанием. И все же не жалейте ни времени ни сил использовать все предоставленные вам возможности. Где-нибудь что-нибудь, да обнаружится! Со временем и с опытом вы убедитесь, что самый лучший результат от комментариев – подстегнуть ваши собственные старания к дальнейшим исследованиям по интересующей вас теме. Возможно, что ваши выводы будут совершенно противоположными тем, которые вам предлагались и, в таком случае, вы будете благодарны им за то, что они дали вам толчок для изучения в правильном направлении. Будет весьма странно, если ваши поиски не заставят вас обсуждать ваши проблемы с кем-нибудь еще. Не стоит останавливать себя в этом стремлении; в беседе одна идея тянет за собою другую, помогая разрешить предыдущую. Часто новый, свежий взгляд (а может и критический) на вещи, который всплывает в разговоре, обнаруживает слабость и хрупкость ваших собственных идей. Особенно это относится к тем нерешенным проблемам, которые разрешаются сами собой, когда точно такую проблему выносит на обсуждение кто-то еще. И очень может статься, что ваш энтузиазм о ваших библейских изысканиях будет заразителен и для других. И чем сильнее такая инфекция, тем лучше! Итак, да преобладает в ваших разговорах ваш "конек" – исследуемый предмет в Библии.
|