ИССЛЕДОВАНИЕ БИБЛИИ (часть 7)
18. "ОСТАВЬТЕ ИХ, ОНИ – СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЫХ" "Из Писания я вижу, что те кто ходит во плоти, вслед всем детям Адамовым, не могут понять того, что от Духа Божия" (1Кор.2). Уильям Тиндейл "Библия не открывает своих сокровищ ее критикам". Джон Картер Эта глава не велика по размеру, но очень важна. Прочитайте ее внимательно. Вы, конечно, уже заметили как много общего между Библией, Словом Божьим, и Иисусом – Словом Божиим. Без сомнения, Иисус часто называется этим титулом в Новом Завете, потому что Он был (и есть!) полным воплощением характера, целей Отца, Его воли и учения во всей полноте в какой только смертный человек способен вместить. См. Ин.1:1; 1Ин.1:1; Откр.19:13; Лк.1:2; Деян.10:36 и 20:32; Евр.4:12 (контекст не позволяет усомниться, что речь идет об Иисусе Христе); Иак.1:18; 1Пет. 1:23,25; Кол.1:25-27; Откр.6:9. Такое отождествление между написанным Словом и Словом живым без сомнения не случайно; а правильнее было бы сказать, неизбежно. Как в Иисусе было одновременно два начала, Божественное и человеческое, так и Книга также представляется нам, как Божественное откровение, но написанное людьми. Библия со временем уместила в себя много книг. Также и с Иисусом – многие – в Одном. (Сравните: двусмысленность обетования Аврааму – Семя, в единственном, или во множественном числе?) Библия – Книга книг. Иисус Христос – Человек, Которому предопределено стать Царем царей. На первый, поверхностный взгляд, все выше изложенное кажется нечто неудобоваримым и непривлекательным. Ни то, ни другое не пользуется в людской молве популярностью и воспринимается враждебно, или с безразличием. Но все попытки дискредитации этих идей были безуспешны. Библия описывает, как ни кто другой, человеческие мысли и побуждения, человеческий характер и мотивы его поведения. Иисус также знал "кто есть кто"; Он мог определить человека с первого взгляда. Книга – сила Божия к спасению, "которое и действует в вас верующих". И та же самая сила Христа живет и действует во всех тех, кто в Нем. Написанное Слово – судия всех человеческих деяний. Оно включает в себя незыблемые стандарты, по которым оцениваются любые нюансы поведения. И слово, сказанное Иисусом, также будет судить человека в последний день, когда Он будет Судией всего и всех. Подобные вещи становятся вполне ясными, как только о них сказано прямо, без обиняков. А отсюда вытекает очень важное заключение… Не приходилось ли вам смотреть на слова или действия Иисуса Христа с критической точки зрения? Не думали ли вы о том, что Его проклятие смоковницы и резкие высказывания о фарисеях были вызваны вспышкой неконтролируемого гнева? Не принимали ли вы Его сокрытие от врагов или Его слезы в Гефсимании, как признаки трусости? Не полагали ли вы, что Его ответ человеку, просящему похоронить своего отца, прежде чем последовать за Иисусом, был слишком резок? Задумайтесь на минуту, откуда у вас такое отношение к написанному слову Божьему, где находится источник? Однако критика Библии модна сегодня. Даже совсем молодых людей, которые едва познали азы Писаний, учат читать величайшее произведение всех веков и народов (ставлю Библию на нижний уровень) под таким углом зрения, как будто они стоят на голову выше необразованного и невежественного Божьего народа и могут позволить себе с высока судить о Книге, которая воспитала высшие идеалы не одного поколения. Но существует и более любопытный современный подход к Библии. С убеждением непросвещенного невежества многие пытаются подвергнуть сомнению Божественность происхождения Библии и поместить ее в один ряд с другими человеческими произведениями так, что любой может выбрать для себя из собранных вместе древних произведений что-то хорошее, а от чего-то и отказаться, как несоответствующего его понятиям о хорошем. Моральные последствия такого подхода к Святым Писаниям видны уже сегодня и все отчетливее проявляются с каждым годом в цивилизации, которая, по ее же собственному признанию, стоит на краю пропасти. Ради Христа и ради вашего спасения храните себя как можно дальше от любой критики Библии! Придет время, когда она сама вторгнется в круг вашего внимания, и тогда "глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть", и встречай ее с открытым забралом, не пряча голову в песок. Относитесь к ней в таких случаях спокойно, но внимательно, все время повторяя про себя: "Я знаю, почему я верю Библии, а потому, сказанное против нее, я просто обязан подвергать сомнению до тех пор, пока они не разрешатся". Такой настрой мыслей – единственно приемлемый способ справиться с любой критикой. Вы же не откажетесь от своего лучшего друга только из-за того, что кто-то, кого вы толком и не знаете, скажет что-то плохое о нем? А когда придет нужный момент, Библия сама ответит за себя! На первых порах храните от себя на расстоянии вытянутой руки всю современную критику, ибо она опаснее, чем открытый атеизм. И всеми способами избегайте книг подобной направленности. Несколько лет назад состоялась конференция юных Братьев во Христе, на которой в течение нескольких занятий изучались определенные темы, и в конце всем был роздан список рекомендуемой литературы для дальнейшего самостоятельного изучения. Не плохо, правда ведь?! Но, увы, эта рекомендованная литература была не так хороша, как того хотелось бы. В нее вошли, по крайней мере, пара очевидно вредных книг. Горячие протесты по этому поводу не дали никакого результата; остается надеяться, что не многие обратят внимание на столь неудачный подбор. Если эта глава оставит у читателя осадок того, что его пытаются засадить за монастырские стены, отказывая ему в возможности борьбы, которая требует разностороннего знания Библии, прошу за это прощения, поскольку это совсем не так. Глава призывает лишь отсрочить встречу с критикой Библии до тех пор, пока вы прочно не встанете на ноги в полной ее оценке. Если бы автор прочитал литературу, упомянутую чуть выше, в свои двенадцать лет, кто знает, имел бы он сейчас веру, а если бы и имел, не остались бы на ней неизлечимые шрамы на всю оставшуюся жизнь? Зато теперь он может читать все подряд, извлекая из всего одну только пользу (иногда просто диву даешься, из каких "помоев"), отличая добро от совсем противоположного. На самом деле, современное критиканство может неожиданно обернуться в хорошего союзника. Некоторые из современных комментаторов, анализируя пророчества, просеивают текст с такой тщательностью, не упуская при этом мельчайших деталей, что читая их ощущаешь стыд за тех, кто, веря в богодухновенность Писаний, не делают этого сами. И с им только присущей "добросовестностью", они открывают такие загадочные тайны, которые простой верующий зачастую даже не замечает. Подобные "открытия" заносятся в список "поздних вставок", или "псевдоавторства". Но вы, с вашим полным доверием Библии, конечно, знаете, что такие заключения не могут быть правдой. Есть ли другое объяснение? Конечно же есть, хотя для того чтобы все встало на свои места, часто требуется не один час для упорных поисков доказательств противного. Опыт показывает, что встреча с какой-либо загадкой в Библии – это начало, стимулирующее к новому изучению и открытию, позволяющее достичь лучшего понимания этой Книги. В будущем критика будет бесценна в этом ракурсе; она снабдит вас в изобилии интересным материалом, и когда вы найдете контрдоводы, то вы возблагодарите Господа за то, что Он даже критику против Себя обращает к славе Своей. И последнее. Это почти как закон: если человек обращается к современным взглядам, то он перестает обращать к Христу других; само желание пропадает. Это замечалось как у отдельных людей, так и у целых групп, и неоднократно. Перед вами список из многих имен, проповедовавших Евангелие. Ни один из них не позволял себе даже намека на недоверие к Библии. Сейчас существует много различных так называемых Христианских Движений, которые лишь приветствуют критический подход к Священным Писаниям. Их не так много, но они есть, и присоединиться к ним, или нет, целиком зависит от верующего. Когда Иисус говорил: "По плодам узнаете их", то Он имел в виду проповедование и обращение к вере. Взгляните на контекст и извлеките урок для себя, памятуя современные веяния.
19. МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАШЕГО СКЛАДА УМА "В течение постоянных и непрерывных занятий, неизбежно свет проливается на тысячи мелких деталей, находя между ними связь, гармонию, аллегории и скрытый смысл, помогающий в жизни и постоянно прибавляющий что-то новое к уже тому, что имеется в запасе". Ислип Колиер "Почти невероятно, что книга, читаемая многими поколениями, содержит в себе еще много неоткрытых истин". Епископ Бутлер Эта книга рассматривает почти исключительно технические вопросы изучения Библии, следуя которым может быть достигнуто ее правильное понимание. Но если ваша связь с Библией не будет систематичной и без нужного усердия и желания, то цель, поставленная автором, не будет достигнута. Проще сказать, многое зависит от вас и вашего склада ума. Во-первых, вы должны твердо верить, что Библия – неиссякаемая сокровищница, в которой содержатся безграничные запасы знаний и наставлений. Уверенность в том, что все уже открыто до вас, умудренными и съевшими не одну собаку на этом деле "патриархами", и что вам остается только внимательно ознакомиться с их авторитетным мнением, а потом сидеть сложа руки, с высока своего положения поучая других, напоминая иудейских раввинов, свободно цитирующих других "авторитетов", весьма опасна и заслуживает, мягко говоря, осуждения. Конечно же, их работы ценны и никто не умаляет их заслуг, но, будь они сейчас среди нас и читай они эти строки, они бы только приветствовали бы такой подход к Слову Божьему, ибо и сами некогда были убеждены, что только самостоятельные упорные поиски могут привести к положительным результатам. Что и доказывают их работы! Наше поколение унаследовало от них основные принципы учения, которые не могут быть изменены. Они стоят на солидном и прочном фундаменте, на Писаниях, в которых ни одно слово не было оставлено без внимания. Это – основы, которым посвятил большую часть своей жизни д-р Томас, и которые составляют первоначальный базис, начинающих Братьев во Христе. Истинная ценность этих познаний, дающих настоящую Христианскую привилегию, редко бывает оценена по достоинству. У вас уже есть то, что первооткрыватели, такие как д-р Томас, имели гораздо позже, чем вы. А отсюда следует простой вывод: вы должны идти дальше, чем они. Когда вы стоите на плечах другого, вы имеете возможность видеть дальше. Но при этом не стоит забывать, что любое новое открытие, сделанное вами в Библии, должно не противоречить тому, что уже было сделано до вас. Библия не противоречит сама себе! А потому те принципы, которых вы держались к моменту вашего крещения, должны оставаться неизменными, а то новое, что открыли вы, должно лишь прилагаться к ним, гармонизируя и не противореча с ними. С этими принципами вы можете свободно судить о правильности ваших открытий. Если же возникают противоречия, то стоит внимательно просмотреть все с самого начала, осторожно и со свежим взглядом анализируя каждый шаг в доводах до тех пор, пока ваше новое открытие не встанет в один гармоничный ряд с предыдущими, или же полетит в мусорную корзину. Руководствуясь такими принципами, вы преодолеете любые препятствия, мешающие вам двигаться вперед к вершинам знаний и понимания Слова Божьего. Было бы ошибкой полагать, что вы зря потратите время и силы над интересными и загадочными местами Писаний, таких, как книга Иова, пророка Иезекииля или Откровениями. Когда Иисус, быв не узнан, шел вместе с двумя учениками по дороге в Еммаус, то Он "начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании". Моисей и пророки, с которых Он начал открывать все Писание, были известны в те дни (Лк.16:29,31; Деян.26:22 и 28:32)! Из контекста можно догадаться, что первым делом Иисус сделал короткий обзор, всех Писаний, останавливаясь на особо выдающихся местах, которые требовали пояснений. А в результате: "Не горело ли в нас сердце наше… когда изъяснял нам Писание?" Без сомнения, многие места из Библии, упомянутые Иисусом, были им хорошо известны, да так, что когда Он начинал их цитировать, они могли бы их продолжить, но только теперь завеса спала, и перед ними открылась Истина, которая была там всегда. Пелена была в их умах, а не в Писаниях! Всем, изучающим Слово Божие, хорошо знакомо подобное состояние, а потому никогда не будьте уверены, что вы знаете полностью значение того, или иного места. При этом совсем не важно, насколько основательно вы его уже проштудировали, сколько времени потратили на это, и как много полезного в нем нашли; там могут быть еще и еще ценные и необходимые наставления для вас. Возьмем, к примеру, три простых объяснения нескольких очень хорошо вам известных стихов. Проклятие змея в Едемском саду включает в себя также обещание Искупителя: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3:15). Вы, конечно, уже знаете и понимаете, что здесь скрывается пророчество о противостоянии между Иисусом (Семенем Женщины) и Грехом (змеем). Символика укуса в пяту показывает излеченные страдания Иисуса в результате этой борьбы. Поражение же в голову – полная победа над силой греха этого мира. Все это вы уже знаете. Но может быть, здесь есть еще что-то для вас не известное? Стих содержит три сбалансированные пары фраз:
• Между тобою (змеем) – между женою; • Его семенем – семенем ее; • Голова, поражаемая ее Семенем. • Пята ее Семени ужалена (поражена) Змеем. Но баланс между последней парой нарушен, хотя, логично было бы ожидать гармонии. На основе первых двух утверждений мы можем ожидать примерно следующее:
1. Голова семени твоего (змея) должна быть поражена Семенем женщины; 2. Семя твое (семя женщины) поразит Семя Женщины в пяту.
Отсюда возникает вопрос, почему вторая половина стиха не построена в согласии с первой? Ответ такой: пророчество должно было подчеркнуть, что победа Христа была необходима не только для того времени и для того поколения, но и для всех времен и поколений, начиная с Адама. Другими словами, жертвенная смерть Христа покрывает грехи всего мира с самого начала. Он не только поразил семя змея, но и полностью победил его самого. То, что жертва Христова покрывает грехи сделанные прежде, является бесспорной истиной. И эта истина была очень важна Аврааму, Исааку и Иакову и для всех тех, кто умер в вере перед появлением Христа, что особенно подчеркнуто в Новом Завете (Рим.3:25; Евр.9:15). И здесь же лежит объяснение воскресения Его учеников вместе с Иисусом, умерших во время Его служения (Мф.27:52,53). Это удивительное и чудесное событие должно было случиться, чтобы подчеркнуть безграничность и вневременность жертвенной деятельности Господа, как для того поколения, так и для всех остальных, начиная от Адама. Именно это значение имело такое необыкновенное чудо, служа мерилом важности включенного сюда принципа. Другая иллюстрация того, как необходимо неослабленное внимание к даже очень знакомым местам Писаний, которые могут дать вам что-то новое. "И произойдет отрасль от корня Иессеева…" (Ис.11:1). Многие останавливались в этом месте пророчества о Мессии, Сыне Давидовом, чтобы спросить, почему Он должен произойти "от корня Иессеева?" Об Иессее ничего не сказано, кроме того, что он был отцом Давида. И так многие пророчества говорят о приходе Царя, как Сына Давида. Но тогда, почему не "от корня Давидова?" Один из Викторианских комментаторов писал об этом следующее: "От корня прорастает ствол. И здесь указывается на то, что Мессия произойдет от этого ствола, когда он будет уже "срублен", и некогда царственное колено Давидово будет вести обыкновенную, обыденную жизнь. Царственный дом переместился из Сиона в Вифлеем". Та же истина обозначена и в пророчестве Михея 5:2. И это было правдой о первом приходе Иисуса; род Давида существовал, но уже не как царственный. То же самое относится и ко второму пришествию, когда никакого царствования не будет в Иерусалиме, даже при правлении евреев. Его родственные связи будут абсолютно новыми, как это было в то время, когда царский род начал быть "от корня Иессеева". Другое знакомое пророчество, в котором так просто пропустить заложенный в него смысл. "Сказал Господь Господину моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс.109:1). Несмотря на все возражения критиков – псалом принадлежит перу Давида потому, что Сам Иисус подтвердил это, а также правдой является, что Давид является прототипом Иисуса Христа. Всего один единственный раз Давид описывает себя, сидящим в присутствии Яхве. Это было тогда, когда он был во святилище, принося свои молитвы и хвалы за великое Обетование, данное ему только что через пророка Нафана (2Цар.7:18). И теперь он пишет о Том, Кто величественнее его, о Том, Кто сидит одесную его Господа. Зачем он написал это, если не для молитвы, для молитвы о себеподобном потомке? Ничего удивительного в том, что Псалом дальше описывает Мессию из рода Давидова, как "священника вовек по чину Мельхиседека" – царственная мольба царя за свой народ. Нет конца подобным изысканиям. Очень хорошо знакомые места готовы в любой момент снабдить вас свежим взглядом на вещи. Так, при всяком удобном случае, известные Писания, Быт.3; Пс.71; Деян.1; 2Пет.3; 2Тим.3, при воскресном чтении должны быть рассматриваемы не как загадка блуждающего ума, а наоборот, как вызов к открытиям, способный дать новый толчок к новым мыслям и открытиям. И таких мест много… Но это приходит только к тому, кто жаждет истины. "В поте лица твоего будешь есть хлеб", – так что сначала, пот! "Много хлеба и на ниве бедных", – но должна быть "нива"! "Закон Господа… слаще меда и капель сот", – но нужно иметь вкус, чтобы познать эту сладость! Итак, будь всегда начеку против любых, замеченных в себе признаков скуки, или усталости. Когда ученики разделяли хлеб в пустыне, то чем больше они давали, тем больше его становилось! Маленький кувшин вдовы давал масло до тех пор, пока были свободные сосуды для вмещения оного! Иисус удостоил беседой Марию потому, что она села возле Его ног! Марфа, с ее лучшими побуждениями, но, увы, для этого мира, не могла предложить Ему лучшую пищу, чем Мария с ее жаждой получить Его слово, что и вызвало ответную реакцию Учителя, а потому то, что она получила, намного ценнее того, что имела Марфа от своей кухни. Не будет лишним, и вполне к месту, напоминание всем известной притчи – "железо железо острит". Во время Второй Мировой войны, где-то в центральной части Англии, по воскресеньям собиралась группа из десяти-пятнадцати человек, для изучения Библии. Каждый из приходящих готовил короткий, минут на пять, на десять, доклад (если можно так выразиться) о своих последних достижениях в изысканиях. Каждому докладу посвящалось несколько минут обсуждения. Все происходило без всяких условностей, почти по-домашнему. В те мрачные и голодные дни духовной пище часто сопутствовала пища физическая, принесенная с собой, которая всеми вместе и делилось поровну. Но нас всех вместе, конечно же, прежде всего, связывали духовные узы. Иногда приходит чувство сожаления, что такие наполненные духовностью дни канули в лету. Но возможно у кого-нибудь возникнет желание возобновить старые традиции?
20. ХРИСТОС В БИБЛИИ "Писания вытекают от Бога и текут, ведя нас к Христу. А посему ты должен руководствоваться Писанием, как компасом до тех пор, пока ты не придешь к Нему, к концу пути и месту своего отдохновения". Уильям Тиндейл Что бы вы ни читали в Библии, вы постоянно должны сопоставлять прочитанное с Иисусом Христом и с самим собою. Эта глава посвящена большей часть первому, и хотя она достаточно коротка, при желании, из нее можно было бы составить внушительного объема труд. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что вся деятельность Иисуса Христа, во всем ее многообразии, описана, как в Ветхом, так и в Новом Заветах прямыми пророчествами, которые трудно истолковывать как-то иначе, чем относящимися исключительно к Иисусу. Пророчества, вызванные обстоятельствами того времени, когда они были написаны; пророчества, написанные в "апокалипсической" форме, говоря современным языком; заповеди, в которых изложены моральные принципы поведения; в описаниях скинии собрания и храма и в уникальных уставах с ними связанных; в намеках и отображениях, изображенных "многократно и многообразно", как очень верно отмечено в Евр.1:1. Но необходимо сразу предостеречь от неверного подхода. Если вы считаете, что многие места в Библии (такие как: Пс.21; Иер.23; Ис.9 и 53; Дан.9) прямо говорят об Иисусе Христе, а остальные просто рассказывают о людях и их жизни в те времена, то вы глубоко заблуждаетесь. Такой взгляд в корне неверен! Это значит недооценивать место Христа в Божественном плане спасения. Если Он был "предназначен еще прежде создания мира", и если Он во всем имеет первенство, то следует ожидать проявления Божьего намерения во всем, всегда и везде. Что касается Природы, то, действительно, в первой главе Бытия ничто не указывает на Христа Иисуса в Новом Завете. Аналогично в проявлениях Бога в истории государства Израильского, трудно найти высший смысл, кроме одной основной идеи – искупление человечества через Иисуса Христа и видимой в Нем славы Господней. Вполне допустимо, что в некоторых частях Ветхого Завета вы не достигните того, чего бы вам хотелось. Однако, возможно, эта глава вас подтолкнет на поиски Христа в Библии там, где вы раньше и не подозревали о Его существовании. Полезная привычка – держать постоянно в уме мысль, что Писания содержат в себе много (очень много!) основополагающих учений об Иисусе Христе, которые, в настоящий момент, вы просто не замечаете. Исаак Ньютон, которому мы обязаны, как открывателю целой математической эпохи, говорил, что сделать научное математическое открытие также тяжело, как найти несколько драгоценных камней на бесконечном берегу океана, усыпанного галькой. Искателю Божией Истины также следует обладать подобным смиренным трудолюбием и упорством. И, если вы что-то найдете, не говорите: "Ура, я нашел это!" Гораздо лучше будет, если вы скажете: "Увы, как это я не видел этого раньше и сколько же еще существует такого, что мною еще не найдено! Господи, открой мои глаза…". Несколько примеров из книги Бытие могут послужить вам чем-то вроде "открывалки" на Иисуса Христа в Ветхом Завет. Книга Бытие, как предсказание Божьего намерения во Христе:
1-3 |
Адам |
3:15 |
Обещание Семени |
4:1-16 |
Авель и Каин* |
6 |
Ной |
7 |
Потоп |
9:26,27 |
Благословение Ноя* |
12,13,17,22 |
Обетование Семени Аврааму |
14 |
Мелхиседек |
16 |
Агарь и Сара |
18,19 |
Разрушение Содома |
22 |
Жертвоприношение Исаака |
24 |
Женитьба Исаака* |
28 |
Вефиль и обетования Иакову |
31 |
Возвращение Иакова в Землю |
32 |
Борьба Иакова с Ангелом |
37-45 |
История Иосифа |
38 |
Иуда и Фамарь |
48 |
Два сына Иосифа |
49 |
Пророчества Иакова |
Все, кроме помеченных символом (*), упомянуты где-нибудь еще в Писаниях с пророческим неординарным толкованием. Оставляю читателям возможность самим, пользуясь параллельными местами и справочной литературой, найти толкования к этим местам в других Писаниях. Было бы удивительно, если бы этот список не был вами продолжен! Но просто об этом сказать, значит, ничего не сказать. Одна из основных особенностей, на которую современные читатели не обратили бы никакого внимания, (если бы Библия сама не указывала на эту особенность), – множество ссылок на книгу Бытие, связанных прямо с Иисусом Христом, встречающихся во всех Писаниях и особенно в Новом Завете. Это – ключ к тому, как надо истолковывать Библию, ключ, совершенно противоположный тем методам, которые использовались в течение последних двадцати столетий. К большому сожалению, надо признать, что наше современное образование и знания не замешаны на Божием благословении. Вы, конечно, можете возразить, что выше приведенный пример из Писаний был мною выбран потому, что в нем содержится целая серия пророчеств о Христе, и что в других местах таких пророчеств не так уж и много. И в этом возражении есть свой резон. Но давайте посмотрим в две другие книги Ветхого Завета, которые не почитаются читателями с этой точки зрения. Четвертая книга Царств и книга пророка Иеремии (поверьте, на выбор этих книг было потрачено не более двух минут). Могу предположить, что не многие из читателей предполагают найти здесь достаточное количество пророчеств об Иисусе Христе.
|