"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Эти стихи показывают чудовищность обвинений, выдвинутых против Иисуса в Мф.10:25. Веельзевул мог привести человека только к смерти, а не излечить его (ст.4).
1:10
Ссылка на полях ведет нас к Лк.9:54,55, а оттуда проследуем к Евр.12:29 и 2Фес.1:9.
2:9
Двойная порция духа Елисея описана шестнадцатью чудесами, против восьми Илии. А поскольку Илия прототип Иоанна Крестителя (Мф.17:12), то чьим тогда прототипом является Елисей (Ин.1:21)? Сравните ст.15 с Мк.9:15 (после Преображения!).
гл.3
Предполагает связь с Иоил.3:12.
гл.4
Сразу видно, что что-то есть символического в этой главе. Гнезия пошел с жезлом своим и не смог вылечить. Женщина доверяла только Елисею. Когда он пришел, он распростер свое тело над телом ребенка, прибавив свои мольбы (ходатайство), и в его второй приход произошло воскресение. В этих и последующих стихах (33-44), описан голод в той земле, плоды собираются с "дикого вьющегося растения" (с лозы!), подразумевая голодную смерть многих, но Елисей делает похлебку безвредной, насыщая всех малым количеством хлебцев и сырыми зернами в шелухе…
гл.5
Язычник излечен, а неверный слуга наказан болезнью, которая осуждена по закону (позже излеченная, гл.8) - милость Божия к язычникам и Иудеям. Некоторые детали очень впечатляющие.
гл.6
Ст.1-7. И здесь отчетливо видна символика, хотя и другого рода.
Ст.13-23. Сравните с пережитым Павлом: преследование церкви, видение славы Господней, ослепление и отведение его в город, возвращение зрения, подкрепление пищей, исчезновение враждебности (Рим.8:31 и 12:20,21).
Нужно ли продолжать дальше? Правление Езекии (сильно искаженное через неверное понимание Ис.39:8), также хороший прототип. На нем и ему подобных базируются пророчества Исаии и многих Псалмов. Некоторые детали, связанные с именем Езекии, дают толчок для более подробных разработок о Мессии.
• Его рождение и слава были предсказаны. • Новое освящение храма. • Установление новой пасхи. • Его призыв присоединиться в праздновании пасхи всех, живущих вдалеке. • Его посредничество ради нечистых. • Его страдания, как прокаженного, за грехи всего народа. • Его чудесное "воскресение" на третий день. • Его личное ходатайство пред Господом. • Победа над главным Врагом через Его веру. • Юбилейный год. • Восстановление плененной Иудеи. • Его слава среди царей земных.
Иисус Христос в пророчествах Иеремии: Память нам сразу подсказывает пророчество Господа о праведной Отрасли в 23:1-8 и трех главах (31-33), в которых подробно описывается новый завет и восстановление Израиля с яркими и живыми картинами его морального возрождения, которые полностью отвергают расхожее мнение о "неясности" пророчеств Иеремии. Окончательное собрание рассеянных евреев, новый завет в Иисусе Христе и всепрощение грехов в Нем, Его место "по чину Мелхиседека", праведность Его правления – все это описано в этих, столь не уважаемых многими главах, главах, о существовании которых можно было бы предположить из 16:14-21. Глава 25:15-33 с математической точностью дает предсказание о предназначенном народам суде в последние дни, что имеет свое продолжение в главах 46-51 с более подробными деталями о доле, предопределенной каждой нации. Без сомнения все эти пророчества имели отношение к временам близким времени жизни Иеремии, но в них также содержатся признаки того, что они относятся и к временам более дальним (48:47 и 49:6,39). Да и главы 50,51 (которые не поддаются сравнению по своей беспощадности приговора с чем-либо) описывают одну зловещую картину за другой апокалипсического падения Вавилона в день победы Мессии (Откр.17,18). Но кроме всего прочего, что выделяет книгу Иеремии из всех пророчеств о грядущем Мессии, – это множество мельчайших деталей, которые можно разглядеть лишь сквозь призму знания Евангелий. Начать хотя бы со сходства между Иеремией и Иисусом. Посмотрите на 1:5,9 и 11:18,19, 37:15 и 38:13. Попытки Иеремии исправить циничное и любящее власть священство; его усилия очистить храм от множества злоупотреблений и возродить дух истинного поклонения в людях, исполненных предрассудков и суеверий из-за формализма религии. А вот еще несколько примеров. "Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь… И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: "мир, мир!" а мира нет… во время посещения их будут повержены… не останется ни одной виноградины на лозе… Отчего же нет исцеления дочери народа моего?… О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего… женщины… учите дочерей ваших плачу, и одна другую – плачевным песням. Ибо смерть входит… чтоб истребить детей с улицы, и юношей с площадей" (7:11; 8:11,12,13,22; 9:1,20,21 ср. Мк.11:15-17; Лк.19:41-44; 20:10; 23:38; Мк.5:26,41). С этой же позиции теперь давайте рассмотрим Псалтирь, которая заслуживает особого внимания. Некоторые из Псалмов стоят особняком и, что называется "открытым текстом" говорят о Мессии, ибо им дано толкование в Новом Завете. К этой категории относятся: 2, 3, 15, 17, 21, 39, 41, 44, 67, 71, 108, 109, 115, 117, 132. Ну, а что же с остальными? Следует ли их читать в отрыве от Христа и Его миссии? Может ли быть, чтобы псалмопевец, кто бы он ни был, в одном случае писал Псалом богодухновенный, а в другом псалме просто бы описывал свои чувства, мысли и эмоции о Создателе безо всякой связи с чем-то еще, более значительным? Здесь открываются большие возможности, а потому мы даем только короткие примеры, показывающие путь для дальнейших разработок. Многие Псалмы написаны Давидом, что подтверждается их названиями. Почти с полной уверенностью можно утверждать, что большая часть остальных была написана во время правления Езекии, возможно Исаией. (Схожесть между Псалмами и книгами пророка часто вызывает удивление. Прочитайте Пс.103, как комментарий на Ис.6:3; Пс.97 также включает в себя характерные для Исаии выражения). Вполне возможно, и это можно утверждать почти с полной уверенностью, что Псалтирь был составлен до Вавилонского плена. Если предположение верно, что все Псалмы в основном связаны с жизнью Давида и Езекии, то существует и еще одна значительная причина (если не считать, конечно, того, что оба они были глубоко верующими царями), почему Псалтирь должен (!) принадлежать их перу. Среди всех царей Израильских, они стоят особенно обособленно, разделяя во многом судьбу, уготованную будущему Мессии. Так многие Псалмы могут быть рассмотрены двояко: во-первых, как непосредственно связанные с тем, что чувствовали сами Давид или Езекия во время написания того, или иного Псалма, а во-вторых, как пророчество о грядущем Мессии, чей жизненный опыт, в какой-то степени, был испытан его царственными предками. Деян.2:30,31 ("будучи пророком и зная…") позволяют нам предположить, что Давид знал, что его жизненный путь, путь "раба Господня", – это тень жизненного пути Мессии. Пс.40 дает хорошую иллюстрацию этого. Обстоятельства написания Псалма почти точно определены: восстание Авессалома и предательство близкого советника Давида Ахитофела. Все в Псалме намекает на эти события, особенно признание Давидом своих грехов и понимание того, что наказание, которое он несет, является следствием его неправедных деяний. (Можно четко проследить прямую связь между восстанием Авессалома и грехом Давида с Вирсавией). Но и Иисус Христос во время последней вечери использует слова из Пс.40, но они уже относятся к предательству Иуды: "Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою" (Ин.13:18). Каждое слово Псалма, кроме одного стиха (ст.5), можно отнести к пророчеству о Христе. Аналогичные особенности можно наблюдать и в других Псалмах, которые Новый Завет связывает с Иисусом Христом: Пс.39:13; 68:6; 30:12. Объяснение этих стихов становится "камнем преткновения" для тех, кто пренебрегает множеством свидетельств из Библии о том, что живущий в грешном мире, несет вместе с ним и его грехи. Даниил признавал грехи всего Израиля, как свои собственные. Не были в этом исключением ни Неемия, ни Ездра, ни Иеремия. И не важно, как странно это звучит для современных представлений "популярных" вероисповеданий; верящий Библии неизбежно поверит и этому выводу (Дан.9:5-19; Неем.1:6,7; Пс.105:6; Нав.6:25,26; 7:1,24; 22:20,18; 24:6,7; 1Пар.15:13; 21:13; Езд.9:6; 2Цар.21:1; Лев.4:3; 26:40; Ис.59:8,9; Иер.3:25; 10:24; Мф.18:25; 23:35,36; Рим.5:12-21). Отсюда вытекает, что очевидная несовместимость с пророчеством о Мессии очень даже совместима, и описывает признание грехов. И это в точности согласовано с учением Библии о том, что Иисус действительно разделял природу и характер тех, кого Он пришел спасти, и что Господь возложил на Него все наши беззакония. И если возникает вопрос, почему эти пророчества написаны в таком непонятном виде, то ответ может быть найден в характере самого псалмопевца и в его жизненном опыте. Прежде всего – это были грехи самого псалмопевца, а в более глобальном смысле – это те грехи, которые Христос понес на Себе, грехи, из-за которых Он и был послан в мир; грехи, к которым была так склонна Его собственная природа. Но следует строго придерживаться правила: при чтении таких "личностных" Псалмов, сначала смотрите, как это относится к автору Псалма, а уж только потом, и то в свете исторических событий, к Иисусу. И в то же самое время всегда держите в подсознании мысль о связи псалмов или пророчеств с главной темой всех Писаний – с Иисусом Христом. В заключении хочется отметить, что в Псалтыре описана иная сторона жизни Иисуса Христа, чем в Евангелиях. И возможно настанет такой день, когда кто-нибудь дополнит деталями псалмов Его жизнеописание. Это была бы замечательная работа, прибавляющая много знаний о жизни Иисуса Христа в плоти, о Его внутренней жизни и борьбе, о которой Евангелия почти ничего не говорят; а за одно пополнила бы понимание и помогла по-настоящему оценить Его будущую славу. Но это должно быть сделано лишь со всеми псалмами в руках, а не только с кучкой избранных. Готово ли нынешнее поколение взяться за работу, необходимость которой видна невооруженным взглядом?
21. "НЕ Я ЛИ, ГОСПОДИ?" "Мы обращаемся к Библии только за знаниями, и исключительно за ними. Мы сами не выбираем предмета, ибо мы обращаемся к Библии, чтобы познать только этот предмет, а именно, предмет, к которому Всемогущий Бог, призывает наше внимание". Джон Уильям Бургон "И если все эти уроки не будут запечатлены в твоем сердце, то все Писания для тебя будут подобны ядру, скрытого скорлупой. И хотя ты можешь читать их, вести умные беседы, цитировать на память подходящие места в дискуссиях и быть искушенным во всех мельчайших деталях, но истинного знания и понимания у тебя нет, и не будет". Уильям Тиндейл В Евангелиях ученики Иисуса Христа не всегда показаны только с хорошей стороны, но их общее поведение во время последней вечери заслуживает внимания и похвалы. Когда Иисус сказал, что один из них, сидящий сейчас вместе со всеми за столом, предаст Его, незамедлительно последовала реакция: "Не я ли, Господи?" Это только потом они начали "озираться друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит". Это позже они спросили: "Господи! кто это?" Итак, вторым вопросом, который должен возникнуть у вас при чтении Библии (после первого, описанного в предыдущей главе): "не я ли, Господи?" Когда вы читаете Послание Иуды, задумайтесь: "Куда бы пошел я, если бы не милость Господня?" Или, читая Послания Павла, вздрогните: "А где я сейчас по милости Божией; куда я пришел?" Где бы и что бы вы ни читали в Библии, все нужно примерять к себе. Конечно, для человеческого сердца было бы проще не подвергаться больному испытанию Святым Духом, ибо оно так склонно к инстинктивной самозащите от всепроницающего ока Библии. Но… "Все Писание богодухновенно", и здесь так легко упустить в погоне за знаниями самое главное – "…и полезно!" Сейчас в школах и в других учебных заведениях снова начали "проходить" Библию. На уроки географии приносится карта Палестины, и обсуждаются вопросы особенностей ее географического положения и климата. На уроках литературы рассматриваются особенности языковых построений Библии и притч, как художественных произведений тех времен, по некоторым из них даже ставятся самодеятельные спектакли. Учителя математики берут в руки калькулятор и подсчитывают, сколько мог весить хлеб, которым были накормлены пять тысяч человек, и сколько можно было бы купить на двести динариев Филиппа. А самые "ученые" объясняют, что никакого чуда вообще не было, ибо "Мать Природа" делает такие "чудеса" каждый год. Сколько бесполезной суеты; и все ради культуры и образования! Но та же опасность при изучении Библии, хотя и в меньшей степени, существует и среди нас. Например, при обсуждении бури на озере. Что вы думает об этом? Без сомнения вы сначала должны установить, откуда и куда плыла лодка. Затем у вас наверняка возникнет вопрос о причине неожиданной бури на озере, расположенном внутри страны, и вы прочитаете в трех различных Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки) об этой "синоптической загадке природы". Возможно, что вы потратите время на поиски ответа в Ветхом Завете и даже пойдете дальше и задумаетесь об учениках Иисуса и их характерах… Но если вы оставите это место без вопроса, обращенного к себе: "А какой урок веры я могу извлечь из этого случая?", – то вы рискуете съесть кожуру и лишиться сладости плода, находящегося внутри. Когда жизненные невзгоды и неурядицы навалятся на вас (а это неизбежно), какая возникнет у вас реакция на встреченные трудности? Будет ли это: "Господи! спаси нас: мы погибаем", или же: "Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" А может быть все-таки: "Иисус с нами, неужели Он позволит нам погибнуть?" В таком простом подходе к Евангельским историям есть много полезного. Но эту историю вы можете также обернуть для пользы и назидания других, предположив, что такие опытные рыбаки, какими были ученики, могли рассуждать между собой примерно так: "Иисус не знает этого озера так, как знаем его мы, иначе бы Он не захотел отправиться в плавание. Будем благоразумны и переждем опасность на берегу. Нет никаких видимых причин отправляться в плавание прямо сейчас". Вполне возможно, что они отказывались плыть, когда Иисус приказывал им. Они совсем не хотели подвергать свои жизни риску, но, если бы они не поплыли, тогда они не видели бы "дела Господа и чудеса Его в пучине" и не смогли бы потом "славить Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!" Это маленькое происшествие – ответ Господа на ваши собственные проблемы, который не найти в изучении географии или в математических подсчетах. А посему всегда и везде сопоставляйте ваши собственные проблемы с Библией. Вы обратили внимание на то, что Иисус послал Своих учеников проповедовать и лечить парами? "Идеальное число для работы Господней", – как сказал бы опытный "делатель". Немного дольше вы задержитесь в раздумьях над чашей Господней, которая есть "новый завет в Его крови для прощения грехов". И внезапно почувствуете, что здесь сказано о ваших грехах, о тех, которые вы совершили в последние несколько дней, из-за чего вы ощущали стыд и раскаяние. А когда вы увидите, что вы оправданы, то почувствуете такое внутреннее облегчение и успокоение, какие не мыслимо передать словами. Вы прочитаете с чуть большим чувством и воображением, чем прежде, о том, как рабыня осмелилась сказать своей госпоже, что проказу господина ее может вылечить пророк чуждого им Бога. И вы задумаетесь, сказала ли она это просто так, инстинктивно, только потому, что ее мысли постоянно вертелись вокруг этого предмета, или же она произнесла эти слова, запинаясь, с нервным подергиванием на лице, с замиранием сердца после многих часов отчаянной борьбы в преодолении ее естественного страха перед своими господами? И затем вы спросите себя, какой урок я могу вывести из этого для себя, если я могу помочь кому-то добрым словом, или хорошим советом сегодня при подобных обстоятельствах? Когда вы неспешно и внимательно проследите за отречениями Петра от своего Господа, то вы заметите, что каждое отречение было вызвано обстоятельствами, испытывать которые Иисус Назарянин не требовал от Петра. Вы спросите себя, почему Петр рисковал собственной жизнью даже после первых признаков опасности и лез в пасть льва вплоть до первого крика петуха? Также вы заметите, что все это происходило в присутствии Самого Иисуса, что в целом меняло ситуацию, и это Петр припомнил, когда уже было слишком поздно. И если вы действительно проникнитесь переживаниями и мыслями Петра, когда он пошел, горько плача и ругая себя самыми последними словами, упрекая себя: "Ах, почему я не послушал слов Его предупреждения? Ведь всего этого я тогда бы мог и избежать?" – тогда вы со стыдом поймете, что ваше собственное отречение от вашего Господа следует по все тем же следам Петра; вы играете в опасные игры с огнем, а почему и зачем, кто может ответить? Если вы строите планы на будущее без учета участия в них Иисуса Христа, и если вы вдруг почувствуете, как вы в этом не правы, осознав свою вероломность и почувствовав презрение к собственной персоне, тогда вы вспомните слова Господа, обращенные специально к Петру (Мк.16:7), и Его особенное явление только Петру (1Кор.15:5). Вы примете с верой, что один проступок не влечет за собой серьезных последствий, если только из него извлечен урок на будущее. Отсюда неизбежно последует вывод, что человек, надеющийся только на свои силы, рискует больно упасть, как бы он твердо не стоял. А тот, кто надеется на милость Иисуса Христа, поднимется из своих прежних руин прощенный и воодушевленный для дальнейшего пути с новыми неизвестными ему до сего дня силами. Ну, а раз вы пришли к выводу, что все люди, встречающиеся вам на страницах Писаний, имеют ту же плоть и кровь, что и вы; что их переживания ничем не отличаются от ваших собственных притязаний и слабостей, то вы поймете, что все написанное о них задолго до вашего появления на свет, может пригодиться и вам в собственной жизни. А потому изучение характеров этих лиц и их жизненного опыта может быть интересно не только само по себе, из простой любознательности, но может также послужить огромным запасом примеров и предостережений от набивания шишек. Но будьте осторожны, дабы вам не впасть в распространенную ошибку, собирая факты из жизни царя Саула и с трагичным развитием его характера. История жизни Руфи – не описание самой Руфи! Если вы действительно хотите получить что-то от Писаний такого рода, то вам нужно читать, читать и читать до тех пор, пока вы не представите все написанное так же ярко, как будто вы смотрите это по телевизору. Надо останавливаться и вникать в сами мотивы каждого поступка. Только в таком случае эти люди, спящие давным-давно в прахе, оживут для вас к вашей пользе. Они войдут в вашу жизнь проводниками, примером и предупреждением при условии, если вы войдете в них. Если вы отождествите себя с робким Тимофеем, то вы увидите, что увещевания Павла относятся и к вам, как к его чаду в вере. Вы залюбуетесь твердой верой Епафродита и сравните его жизнь, с вашим легким житьем, обнаружив между ними огромную разницу. Вы поймете отчаяние Иоанна, брошенного в подземелье, истомленного и недоумевающего из-за Иисуса Назорея, Которого он провозгласил перед всем народом Агнцем Божиим. Который должен взять грех мира, и как Божественный Судия сжечь солому огнем неугасимым, а Он не показал ни одного признака или намека на то, что Он именно Тот, а не другой, а всего лишь стал популярен среди огромной массы народа, следующей за ним, как за проповедником и целителем. И из Иоановой дилеммы вы извлечете для себя урок, как надо спокойно смотреть на вещи, когда Божий взгляд на развитие событий не совпадает с вашим собственным. Вы посочувствуете бедному Осии, связанному божественными узами с блудницей-женой, чье полное безверие привело его к тому, что он остался с тремя детьми на руках, а позже был вынужден, против своей воли выкупить ее из рабства и снова полюбить ее, но лишь для того, чтобы в последствии похоронить ее. И если такая история заставит вас усиленно молиться, чтобы Господь не дал вам в жизни подобного испытания, то, возможно, вы извлечете из этого урока еще кое-что, но нечто большее о милости Божией, приготовленной для неверного и испорченного Израиля. Осия и сам видел в Писаниях примеры для себя: "В Вефиле он нашел меня (Иакова), и там говорил с нами" (Ос.12:4). Это простое заявление говорит о том, что Осия читал Быт.28, как слово Божие, обращенное к нему и его современникам – урок народу, который вскоре должен был пленен Ассирией, точно также, как то было и с Иаковом, когда он покинул свой дом и пошел на встречу тяжестям жизни в той же самой Ассирийской земле! Итак, каждый Братьев во Христеин должен непременно вооружиться при чтении Библии постоянной готовностью сопоставить прочитанное со своей собственной жизнью. Такая способность приносит мудрость, добрый совет и пример Слова Божия в наших повседневных делах, независимо от их значения и важности. Ученый теолог подходит к изучению Библии с беспристрастием и зачастую критически. Он изучает текст. Но для нас, "достигших последних веков" (1Кор.10:11), такой подход равносилен богохульству. Бог дал нам эту Книгу не просто для того, чтобы мы пополнили наш информационный запас, но чтобы сформировать из нас Себе народ во славу Его святого имени!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
ВОПРОСЫ ПО КНИГЕ БЫТИЕ 1. Кому из Своих творений Господь Бог дал имена? 2. Что вы можете сказать о сотворении воды? 3. Повторите по порядку Его творения. 4. Слово в слово опишите пищу, предназначенную для человека. 5. Что сказано о происхождении птиц? 6. Каким-нибудь творениям Божиим даются отдельные и особые комментарии? 7. Под какими именами представлены солнце, луна и звезды? 8. Сказано ли о творениях каждого дня: "И увидел Бог, что это хорошо?" 9. Что особенного в словах о творениях шестого дня? 10. Что сказано о творении человека? 11. Над какими Своими творениями Бог дал власть человеку? 12. Власть человеку была дано до, или после его творения? 13. Что сказано об Адаме? Из чего он был сотворен? 14. То же ли самое относится и к Еве? 15. Какое дано разделение в описании флоры в третий день творения? 16. Действительно ли Создатель благословил человека, зверей, рыб и птиц? 17. Какое разделение времени здесь упоминается? 18. Что сказано и пище зверей, рыб, птиц и пресмыкающихся? 19. Что первое произвела земля? 20. Что особенного в создании звезд? Созданы ли были они вместе с солнцем и луною?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ПРИМЕРНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИСХ.2:11-15 1. Деян.7:22,23 дополняют картину. Исх.2:11 (Септуагинта и церковнославянский переводы говорят буквально: "Моисей был велик"). Евр.11:24 заставляют предположить, что Моисею пророчили престол фараона, но он осознанно (и публично?) отказался от такой чести. 2. Спасибо его матери, которая верой приучила его думать о себе как об израильтянине, а не как о египтянине. 3. Изумительная кротость (Числ.12:3), которая подготовила его отбросить почести египетские и причислять себя к народу рабов. 4. Еврейское слово предполагает 1:11. 5. Ис.59:16 и 63:5 дают повод думать, что "не было заступника", и после того, как он "посмотрел туда и сюда". Какого заступника? 6. Общая беда делает друзьями, а не врагами. 7. Ссора из-за того, что Моисей претендует на роль посланного Богом избавителя. И это верно, но этому нет доказательств, если не считать того, что Моисей – прототип Иисуса Христа. 8. Правильный ответ – Яхве (см. ответ на следующий вопрос). Но также возможны ответы, "поставлен фараоном", или "поставлен самим собой", как бы здесь ответил человек с иудейским складом ума. Другие примеры: Иосиф и Иисус, конечно. 9. Достаточно ясный ответ: Бог давал им освобождение через Моисея, но они согрешили и отвергли его. Другое предположение, что Моисей в юные свои годы (в 40 лет!) не был еще достаточно подготовлен, в корне не верно и является серьезным поклепом на Моисея (см. "№15"). 10. Никакого противоречия. Два разных случая. Евр.11:27 относится к Исх.12:37 и 13:17,18. 11. Реакция фараона показывает, что все действия Моисея по его желанию дать свободу Израилю, носили открытый характер. 12. Возможно, что это случилось во дворце фараона с глазу на глаз. 13. "По исполнении" предполагает пророчество. Моисей убежал и скрывался сорок лет, потому что Бог приказал ему сделать так? 14. Думать, что он остановился и сидел там, как утомленный путник, было бы серьезной ошибкой. Исх.4:20 предполагает, что Моисей женился на Сепфоре лишь к концу сорокалетнего срока. 15. Упрек, испытанный Иисусом Христом на Себе веками позже, – неприятие людьми, которые были просто обязаны сделать Его своим вождем. 16. Как сказано: "он взирал на воздаяние", т.е. награду. Его взор был устремлен не на египетские сокровища, а на далекую, но Обетованную Землю (2Кор.4:18).