Природа Иисуса Христа
Природа Иисуса: Введение
Одной из величайших трагедий в христианском мышлении, по-видимому, является то, что Христос не получил должного уважения и возвышения в связи с Его победой над грехом, которую Он одержал благодаря Своему идеальному характеру. Широко распространенная вера в "триединство" делает Иисуса Самим Богом. Сознание того, что Бог не может подвергаться искушению (Иаков 1:13) и не имеет возможности совершать грех, ведет к пониманию того, что Христу не нужно было бы бороться против греха. В силу этого, Его жизнь на земле была бы фикцией. Он вел бы человеческий образ жизни, но без реального чувства духовных и физических проблем, свойственных человечеству, ибо они Его лично не касались бы.
Существует другая крайность, такие группы, как мормоны и свидетели Иеговы не уделяют должного внимания тому факту, что Христос был единственным порожденным Сыном Бога. Как таковой, Он не мог быть Ангелом или родным сыном Иосифа. Некоторые высказывают мнение, что в течение своей жизни природа Христа была такой же, как у Адама до его грехопадения. В Библии нет подтверждения такой точки зрения; кроме того, следует иметь в виду, что Адам был сотворен Богом из праха земного, в то время как Иисус был рожден от Бога девой Марией. Таким образом, хотя Иисус не имел отца-человека, во всех других отношениях Он был такой же, как и мы. Многие люди не могут представить себе, что человек с нашей грешной природой мог иметь безупречный характер. Этот факт создает определенную трудность в принятии истинной веры во Христа.
Нелегко поверить, что Христос, имея нашу природу, был безгрешен по своему характеру и всегда преодолевал свои искушения. Требуется многое осмыслить, что сказано в Евангелии о Его безупречной жизни, и прочитать много библейских поучений, отрицающих, что Он был Богом, для того, чтобы придти к твердому пониманию и вере в реального Христа. Легче предположить, конечно, что Он был Сам Бог, и в силу этого Он автоматически был совершенным. Однако, такая точка зрения уменьшает величие победы, которую Христос одержал против греха и человеческой природы.
У Него была человеческая природа, и так же, как мы Он имел все наши грешные склонности (Евреям 4:15), тем не менее, Он преодолел их, оставаясь верным Божиим путям и прося Его помощи для преодоления греха. И Бог охотно помогал Ему, ибо: "Бог во Христе примирил с Собою мир" через Своего собственного Сына (2 Коринфянам 5:19).
Различия между Богом и Иисусом
Следует отметить то общее, что имеется между теми местами в Евангелии, где говорится до какой степени "Бог был во Христе" и теми отрывками в нем, которые подчеркивают человечность Христа. Эти отрывки делают невозможным подтверждать с библейских позиций идею, что Иисус был Сам Бог, "истинный Бог, единосущный с Богом Отцом", как ошибочно утверждает доктрина о триединстве. (Выражение "истинный Бог, единосущный с Богом Отцом" было употреблено на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г н.э., где впервые была провозглашена идея о "триединстве"; ранним христианам она была незнакома). Слово "триединство" нигде не встречается в Библии. В главе 9 будет подробно говориться о том, как Христос одерживал победу над грехом, и об участии Бога в этом. Но сначала давайте еще раз вспомним о том, что спасение зависит от правильного понимания реального Иисуса Христа (Иоанн 3:36; 6:53; 17:3). Как только мы придем к этому истинному пониманию Его победы над грехом и смертью, мы можем креститься в Него с тем, чтобы присоединиться к Его спасению.
Одним из самых ярких определений родственных отношений между Богом и Иисусом находим в 1 Тимофею 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус". Размышление над этими словами приводит нас к следующим заключениям:
· Есть только один Бог и невозможно, чтобы Иисус был Богом; если Отец-Бог и Иисус - тоже Бог, тогда есть два Бога. Но "у нас один Бог Отец" (1 Коринфянам 8:6). "Бог Отец", поэтому, есть единственный Бог. И невозможно, чтобы было отдельное существо, называемое "Богом Сыном", как об этом утверждает ложная доктрина о триединстве; Ветхий Завет также называет Яхве единым Богом, как Отцом (напр. Исаия 63:16; 64:8).
· В дополнение к этому единому Богу, есть и посредник - человек Христос Иисус - "…един и посредник…" союз "и" показывает разницу между Христом и Богом.
· Христос как "посредник" означает, что он - связующее звено, арбитр. Ясно, что связующим звеном/арбитром между грешным человеком и безгрешным Богом не может быть Сам безгрешный Бог. Им должен быть безгрешный человек, грешной человеческой природы. Фраза "человек Христос Иисус", несомненно, снимает с нас всякое сомнение в правильности этого объяснения. Несмотря на то, что Павел писал о Христе после Его вознесения, он не называл Его "Богом Христом Иисусом".
· В Новом Завете несколько раз напоминают нам, что "Бог не человек" (Числа 23:19; Осия 11:9), и в тоже время Христа ясно называют "сыном человека" или "человек Иисус Христос". Он был "Сыном Всевышнего" (Лука 1:32). Называть Бога "Всевышним" значит говорить, что только Он один имеет самое предельное высочество. Называть же Иисуса "Сыном Всевышнего" значит говорить, что он не может лично быть Самим Богом. Употребление слов об Отце и Сыне, когда речь идет о Боге и Иисусе, свидетельствует о том, что эти Слова не обозначают одно и то же. Хотя сын может иметь определенное сходство со своим отцом, он, однако, не может быть одновременно своим же отцом и иметь с ним одинаковый возраст.
Наряду с этим, имеется ряд очевидных различий между Богом и Иисусом, которые убедительно показывают, что Иисус не был Богом:
Бог |
Иисус |
"Бог не искушается" (Иаков 1:13) |
Христос "подобно нам искушен во всем" (Евреям 4:15). |
Бог не может умереть - Он бессмертен по природе (Псалом 90:2; 1 Тимофею 6:16). |
Христос был мертв три дня (Матфей 12:40; 16:21). |
Люди не могут видеть Бога (1 Тимофею 6:16; Исход 33:20). |
Люди видели Иисуса и осязали его руками (1 Иоанн 1:1). |
|
|
Когда мы подвергаемся искушению, мы стоим перед выбором совершить грех или подчиниться Богу. Часто мы выбираем первое и не подчиняемся Богу. Перед Христом также стоял такой выбор, но Он всегда избирал повиновение. Таким образом, Он имел возможность грешить, но на самом деле Он этого никогда не делал. Нельзя думать, что Бог имеет какую-либо возможность совершать грех. Мы видели, что Христос был от семени Давидова (2 Царств 7:12-16). Стих 14 говорит о возможности совершения Христом греха: "Если Он согрешит, я накажу его".
Природа Иисуса
Слово "природа" относится к тому, что мы естественно представляем собой. В главе 1 мы показали, что Библия говорит только о двух природах - о природе Бога и о природе человека. По природе Бог не может умереть, подвергаться искушению и т.д. Ясно, что при жизни Христос не имел природу Бога. Следовательно, Он полностью имел природу человека. Из нашего определения слова "природа" следует, что Христос не мог одновременно иметь две природы. Важно, что Христос, подобно нам, подвергался искушениям (Евреям 4:15), и только благодаря Своей замечательной способности преодолевать их, Он мог завоевать прощение для нас. Порочные желания, составляющие основу наших искушений, исходят из нас (Марк 7:15-23), из нашей человеческой природы (Иаков 1:13-15). Поэтому, необходимо было, чтобы Христос имел человеческую природу и мог претерпеть и преодолеть эти искушения.
В послании к Евреям (2:14-18) все это сказано такими словами:
"А как дети (мы) причастны плоти и крови (человеческой природы), то Он (Христос) также воспринял оные (нашу природу); дабы смертью лишить силы… диавола… Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет (природу) семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником… для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь".
В этом отрывке особенно подчеркивается тот факт, что Иисус имел человеческую природу: "Он также воспринял оные" (Евреям 2:14). В этой фразе для большей убедительности употреблены три слова, все имеющие одно и то же значение. Стих Евреям 2:16 подчеркивает, что Христос не имел характер Ангелов, так как Он был семени Авраамова, пришедшего для спасения многих верующих, которые станут его семенем. По этой причине Христу было необходимо иметь человеческую природу. Он во всем должен был "уподобиться братьям" (Евреям 2:17), так чтобы Бог мог дать нам прощение через Его жертву. Следовательно, говорить о том, что Иисус не имел полностью человеческую природу, значит не знать самих основ о Христе.
Если крещеные верующие совершат грех, то они могут придти к Богу, признаваясь в своем грехе в молитве через Христа. Бог сознает, что Христос, так же как и они, подвергался искушению, но Он, преодолевая такой же грех, был совершенным, а они нет. По этой причине, "Бог во Христе" может простить вас (Ефесянам 4:32). Поэтому, важно понимать, что Христос искушался так же, как и мы, и Ему нужно было иметь нашу природу, чтобы сделать это возможным. Стих Евреям 2:14 ясно говорит, что Христос имел для этого природу "плоти и крови". "Бог есть Дух" (Иоанн 4:24) по природе, и хотя Он имеет физическое тело, как "Дух" Он не имеет "плоти" (Лука 24:39). Тот факт, что Христос имел "телесную" природу означает, что при Своей жизни Он никоим образом не имел природу Бога.
Предыдущие попытки людей жить по Божьему Слову, то есть, полностью преодолевать искушения, заканчивались все неудачей. Поэтому "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти" (Римлянам 8:3).
"Грех" относится к естественной склонности удовлетворять искушение (грешить), что мы в силу своей природы способны делать. Мы уже пошли по этому пути и продолжаем идти, а "плата за грех - смерть". Для того, чтобы выйти из этого затруднительного положения, человек нуждался в помощи с внешней стороны. Сам он оказался неспособным к совершенству; плоть не может искупить грех плоти. Тогда вмешался Бог и дал нам Своего собственного Сына, который имел нашу "греховную плоть" с такими же склонностями к греху, как и у нас. В отличие от любого другого человека, Христос преодолел все искушения, хотя Он мог потерпеть неудачу и так же согрешить, как делаем мы.
Стих Римлянам 8:3 описывает человеческую природу Христа, имевшего греховную плоть. А несколькими стихами выше Павел говорит, что в плоти "не живет доброе", и что плоть борется против послушания Богу (Римлянам 7:18-23). В связи с этим, еще большее восхищение вызывают слова о том, что Христос имел "греховную плоть" (Римлянам 8:3). И только по этой причине и еще потому, что Он преодолел свою плоть, перед нами открылся путь к спасению от нашей плоти. Иисус очень хорошо понимал греховность Своей собственной природы. Однажды некто, обращаясь к Нему, назвал его "учитель благий", подразумевая, что Он был "благий" и безгрешный по природе. В ответ на это Иисус сказал: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог" (Марк 10:17,18). В другой раз люди, видя ряд чудесных дел Христа, стали верить в Его величие. Однако это не произвело никакого впечатления на Иисуса, "потому что (Он) знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке" (Иоанн 2:23-25). Так как Христос имел большие знания о природе человека, Он не хотел, чтобы люди хвалили Его лично, ибо знал какая грешная была Его природа.
|