Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Пятница, 29.03.2024, 03:11
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18] Иные языки [12] Израиль и пророчества [14]
Суббота [10] О Боге [47] Ангелы [24]
Что есть человек [19] О сатане и диаволе [18] Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25] Наши проповеди [78] Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » О Боге

Троица - определение и историческое развитие
Троица - определение и историческое развитие
 
В этой статье мы дадим определение доктрины Троицы, кратко проследим её историческое развитие и рассмотрим некоторые из присущих ей двусмысленностей и проблем.

Определение доктрины Троицы

Тринитаризм – это вера в то, что в одном Боге существует три личности. Это утверждалось различным образом: “Один Бог в трех Личностях” и “три Личности в одной Сущности”. Это учение считает, что в Боге есть три различия сущности, но не деятельности. Вот три имени, данные этим трем личностям: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Ортодоксальная тринитарная доктрина в своем развитии в течение веков придерживалась также мнения, что эти три личности равны по силе и власти, что они вечны в прошлом, настоящем и будущем, и каждая имеет полноту Божественной природы. Однако каждой личности дана уникальная характеристика: Отец – не рожден, Сын – рожден или произошел, Дух – исходит. Тринитарии иногда говорят,что уникальность Отца проявилась в творении, Сына – в искуплении, Духа – в освящении, и всё же все три личности активно участвуют в каждой из деятельностей,с различной долей участия в каждой из функций. Поскольку каждая участвует в деятельности других, между ними нет четких различий.

Тринитарии называют эти три личности Троицей или триединым Богом. Один из ученых- тринитариевописывает Троицу следующим образом: “Не следует считать Троицу ни одним Богом в трех проявлениях, ни соравной триадой личностей с различными функциями; Троица означает одного Бога в трех способах существования – как Отца, Сына и Духа, и каждый из них участвует в деятельности другого”. Тринитаристы часто используют схему треугольника для объяснения своей доктрины. Три угла представляют трех членов Троицы, а полный треугольник представляет Бога как целую Троицу. Таким образом, Отец – не Сын и не Святой Дух. К тому же, ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не являются Богом друг без друга.

Проблемы с тритеизмом

Ортодоксальные тринитаристы отрицают тритеизм, который представляет собой веру в существование трех богов. Однако, когда у них спрашивают о том, каким образом возможно существование трех различных личностей и только одного Бога, они, в конечном счете, объясняют, что Троица – это тайна, которую наш ограниченный человеческий ум не может понять полностью.

Поскольку тринитаристы стремятся отвергать концепцию трех богов, они обычно не склонны описывать Бога в терминах трех существ, обособленных личностей (personalities) или индивидуумов. Один из тринитариев заявлял: “Ни один известный христианский богослов не утверждал, что в Божестве имеется три обладающих самосознанием существа”.

Другой ученый-тринитарист отрицает идею о том, что Троица состоит из трех индивидуумов, но осуждает чрезмерный акцент на Единстве, который (по его словам) ведет к иудейскому взгляду на Бога.

Это нежелание использовать термины, которые резко разделяют Бога, похвально; однако личность (person) уже сама по себе является таким словом. Уэбстер определяет личность следующим образом: “Индивидуальное человеческое существо” и “индивидуальная личность человеческого существа”.

Это не простая игра в терминологию. В течение всей истории тринитаризма многие тринитаристы толковали концепцию личности практически и даже богословски как означающую три существа. Например, три каппадокийца четвертого века (Григорий Нисский, Григорий Назианзин и Василий Кесарийский) подчеркивали тройственность Троицы вплоть до того, что у них получалось три личности. Боэций (ок. 480-ок. 524 гг.) определял личность как “индивидуальную субстанцию с разумной природой”. От средневековья до наших дней тринитаристы очень часто представляли Троицу в виде иконы, на которой изображены три мужа, или иконы с изображением старца, молодого человека и голубя.

В настоящее время в кругах пятидесятников-тринитариев существует концепция Божества, которая означает прямой тритеизм. Она, очевидно, вытекает из высказываний трех пятидесятников-тринитаристов: известного комментатора Библии, известного евангелиста и одного из публицистов: “То, что мы имеем в виду под Божественной Троицей, является тремя отдельными и отличающимися друг от друга личностями в Божестве, каждая из которых имеет своё собственное духовное тело, собственную душу и собственный дух в том же самом смысле, как и каждое человеческое существо, ангел или другое создание имеет своё собственное тело, душу и дух… Таким образом, существуют три отдельные личности в божественной индивидуальности и божественной множественности… Слово Бог используется или в единственном, или во множественном числе без изменения формы, также, как слово овца (sheep)”.

“Таким образом, существует три отдельных личности в божественной индивидуальности и божественной множественности… Индивидуально каждая личность называется Богом; в совокупности о них можно говорить как об одном Боге, благодаря их совершенному единству… Всё, что могло бы принадлежать Богу, также могло бы быть применено к каждому члену Божества как к индивидуумам. Однако существуют некоторые особенности, которые принадлежат каждой индивидуальной личности Божества, которые не могли бы принадлежать никому из других членов Божества: это касается положения, предназначения и деятельности”.

Третий пятидесятник-тринитарий, публицист, цитирует определение личности из словаря Уэбстера: “конкретный индивидуум”. Затем он дает своё собственное определение: “Личность есть тот, кто имеет интеллект, чувство и волю”. Он пытается обосновать тринитарное использование слова личность:

“Когда слово личность относится к любому созданному существу, оно представляет индивидуальность, абсолютно отдельную от всех других; но в применении к Отцу, Сыну и Святому Духу оно должно раскрываться таким образом, чтобы исключить раздельное существование, поскольку, хотя эти три личности отличны друг от друга, они нераздельны – это один Бог. Тем не менее, с этой оговоркой слово личность остается тем термином, который наиболее близко передает постоянный способ существования внутри Божества”.

Совершенно ясно, что многие тринитаристы толкуют своё учение, имея в виду три личности, три существа, три ума, три воли или три тела в Божестве. Они отрицают, что под словом личность они понимают только проявления, роли или взаимосвязь с человеком. Они защищают вечную троичность сущности, хотя и допускают, что это непостижимая тайна. Они свели концепцию Божьего единства к единению нескольких личностей. Своим определением они превратили монотеизм в форму политеизма, отличающуюся от языческого политеизма только совершенным согласием и единением между богами. Несмотря на возражения тринитаристов, это есть политеизм (тритеизм, чтобы быть точнее) и, конечно же, не есть монотеизм, которому учит Библия.

Проблемы с субординатизмом

Тринитаристы также отрицают любую форму подчинения одной личности другой в отношении власти или вечности. Однако они очень часто говорят: Бог Отец есть глава Троицы, Бог Сын рожден Отцом, а Дух исходит от Отца или от Отца и Сына. Они настаивают, что в этом нет противоречия, а просто наш ограниченный ум не может воспринять полноту значений, описанных этими взаимоотношениями.

Однако мы встречаемся в истории с тем фактом, что известные тринитаристы толковали своё учение таким способом, который ставил Иисуса Христа в подчиненное положение или делал Его меньшим по положению. Тертуллиан, первый известный представитель тринитаризма, учил, что Сын подчинен Отцу и что Троица не вечна. Он учил, что Сын не существовал как отдельная личность в начале, но был рожден Отцом, чтобы совершить творение мира. Более того, Тертуллиан считал, что различие личностей исчезнет в будущем. Ориген – первый, кто распространил тринитаризм на Востоке, – также рассматривал Сына как подчиненного Отцу, и он даже считал, что молиться следует только Отцу. Оба, Тертуллиан и Ориген, имели в виду Божество Христа, когда использовали термин Сын. Таким образом, можно сказать, что тринитаризм начался как доктрина, которая подчиняла Иисуса Богу.

У современных тринитаристов существует форма выражения подчиненности, когда они используют человеческую ограниченность Христа для доказательства различия между Богом Отцом и “Богом Сыном”. Например, отметим использование ими молитв Христа, недостатка у Него знаний и власти, чтобы доказать, что “Бог Сын” отличается от Бога Отца. Даже заявляя о равенстве Сына и Отца, они часто отрицают это на практике и признаются, что не понимают, что всё-таки это значит на самом деле.

Верующие Единства утверждают, что Сын был подчинен Отцу. Однако они не считают, что Иисус подчинен Отцу в том смысле, в каком говорят об этом тринитаристы. Они считают, что Иисус был подчинен и ограничен в Своей человеческой роли, как Сын, но в Своей Божественной роли, как Отец, Он не был подчинен или ограничен. Разделяя Отца и Сына на личности, тринитаристы отрицают, что Иисус есть Отец, тем самым неизбежно преуменьшая Божество Иисуса. Несмотря на их возражения, их учение в результате подчиняет Иисуса Отцу в Божестве.

Небиблейская терминология

Существуют серьезные проблемы с тринитарной терминологией. Во-первых, Библия нигде не использует слово Троица. Слово три ни разу не упоминается по отношению к Богу в любом переводе Библии, за исключением Библии короля Иакова (King James Version), да и то только однажды, в переводе спорного стиха 1 Ин. 5:7. Но и этот стих читается: “…и Эти три – одно”.

Слово личность (person) также не появляется применительно к Богу, за исключением двух мест в KJV: Иов. 13:8 относится к лицеприятию; Евр. 1:3 говорит, что Сын – посланный образ Самой личности Бога (означающей природу или сущность), но не вторую личность. Библия никогда не использует множественное число слова личность (ипостась) для описания Бога. (Единственным возможным исключением может быть Иов. 13:10 в KJV – “Не will surely reprove you, if ye do secretly accept persons”, если слово persons относить к Богу. Однако, скорее всего здесь речь идет о лицеприятии по отношению к людям).

Короче, как признают многие ученые-тринитаристы, Библия не выражает четко доктрины Троицы. Новая Католическая Энциклопедия заявляет: “Толкователи и библейские богословы признают… что не следует говорить о тринитаризме в Новом Завете без серьезных оговорок… В настоящее время общепринято, что толкование Нового Завета показало: не только формулировки, но даже и образ мышления, характерный для патристики [отцов церкви] и соборности [постановлений соборов], совершенно чужд мышлению и культуре авторов Нового Завета”.

Тринитарный богослов-протестант Эмиль Брюннер заявил: “Сама доктрина Троицы, однако, не является библейской доктриной, и это не случайно, а неизбежно. Она есть результат богословского размышления над проблемой… Церковная доктрина Троицы – это не только продукт истинно библейской мысли, это также результат философского умозрения, далекого от идеи Библии”.

Историческое развитие тринитаризма

Если Библия не говорит о тринитаризме, откуда же он произошел? Бесспорно, что христианский тринитаризм развился несколько столетий спустя после написания Нового Завета. Согласно Новой Католической Энциклопедии историки догмы и систематические богословы признают, “что когда говорят о безоговорочном тринитаризме, то уходят от истоков христианства, скажем, к последней четверти четвертого века… Из всего, что мы видели до сих пор, может создаться впечатление, что тринитарная догма является изобретением конца четвертого века. В каком-то смысле это верно, однако это предполагает чрезвычайно строгое толкование ключевых слов “тринитарная” и “догма”… Формулировка “один Бог в трех личностях” не была прочно установившейся и, конечно, не укоренилась в христианской жизни и вероисповедании до конца четвертого века. Но именно эта формулировка прежде всего соответствует названию “тринитарная догма”.

Кратко проследим историческое развитие этой доктрины в христианстве, но сначала исследуем некоторые языческие предпосылки тринитаризма.

Языческие корни и параллели

Ученый-тринитарист Александр Хислоп считает, что жители Вавилона молились одному Богу в трех личностях и использовали равнобедренный треугольник как символ этой троицы. В своей книге Хислоп приводит рисунки, которые использовали в древней Ассирии и Сибири для изображения триединого божества. Он прослеживает далее тринитарные идеи в Вавилонском культе отца, матери и ребенка, отмечая, что Вавилонской троицей были “Вечный Отец, Дух Отца, воплощенный в человеческой матери, и Божественный Сын, плод этого воплощения”.

Историк Уилл Дюран так описывает троицу Древнего Египта: “Ра, Амон и еще один бог, Птах, были объединены как три олицетворения или стороны одного высшего триединого божества”. В Египте также была своя троица Отца, Матери и Сына, выраженная в Озирисе, Изиде и Горе.

Троицы существуют и в других влиятельных языческих религиях, например: индуизме, буддизме и даосизме. В индуизме с древних времен имелась высшая троица: Брахма – Создатель, Шива – Разрушитель, Вишну – Спаситель. Один из ученых так описал эту веру: “Брахман-Атман, безличная совершенная реальность, выполняющая религиозный символ троякого проявления или тримурти [триады богов] посредством трех персонифицированных божеств, представляющих божественные функции творения, разрушения и спасения соответственно”. Эта троица иногда изображалась статуей одного бога с тремя головами.

Буддизм также имеет своего рода троицу. Махаянская (северная) школа Буддизма имеет “тройное тело” или Трикайю. Согласно этому верованию у реального Будды три “тела”. Первое – вечная, космическая реальность; второе – небесное проявление первого; третье – земное проявление второго. Многие буддисты поклоняются трехголовым статуям Будды.

Даосизм, древняя мистическая религия Китая, включает официальную троицу высших богов: императора Яде, Лао-Цзы и Линг-Пао. Они называются Тремя Непорочностями.

Философская троица появляется у Платона и становится очень важной в нео-платонизме. Несомненно, греческая философия, в частности платонические и неоплатонические идеи, имела большое влияние на богословие древней церкви. Например, тринитарная доктрина Логоса исходит от философа-неоплатоника Филона. Таким образом, мы можем видеть, что идея Троицы не родилась с христианством, а является существенной чертой многих древних языческих религий и философий дохристианской эпохи, и её нынешнее существование в различных формах намекает на древнее языческое происхождение.

После-апостольское развитие

В Писании мы не находим доктрины Троицы, но своими корнями она уходит в язычество. Каким же образом это языческое учение нашло дорогу в христианство? Отвечая на этот вопрос, мы исходим из исследований главным образом профессоров лютеранских семинарий Отто Хейка и Е. Х. Клотше, профессора истории церкви Йельского Университета Роланда Байнтона, университетского профессора Джона Носса, упомянутого выше философа-историка Уилла Дюрана, а также опираемся на Энциклопедию Религии и Этики.

Мы отмечали, что ранние после-апостольские отцы (90-140 гг. н. э.) не принимали идеи Троицы. Они подчеркивали монотеизм Ветхого Завета и Божество Христа. Греческие апологеты (130-180 гг. н. э.) также подчеркивали единство Бога. Однако некоторые из них продвинулись в сторону тринитаризма.

Начало этому процессу положило толкование Логоса (Слова в Ин. 1) как отдельной личности. Следуя греческой философии, а именно учению Филона, некоторые греческие апологеты начали рассматривать Логос как отдельную от Отца личность. Однако это была скорее форма бинитаризма, чем тринитаризма, и она подчиняла Логос Отцу. Для них только Отец был реальным Богом, а Логос был сотворенным божественным существом второго уровня. В конце концов, Логос стал приравниваться к Сыну. Очевидно, некоторые церкви тогда стали практиковать формулу триединого крещения, хотя несколько ранних её использований могут представлять собой либо пересказ Мф. 28:19, либо интерполяции, добавленные более поздними переписчиками. Более того, в этот же период апологет по имени Феофил использовал слово триада (triados) для описания Бога. Однако он, вероятно, использовал его не для описания троицы личностей, а скорее, троицы Божьей деятельности.

Ириней (ум. в 200 г. н. э.) часто считается первым настоящим богословом этого времени. Он подчеркивал явление Бога во Христе для искупления. Некоторые ученые определяют взгляды Иринея как “икономический тринитаризм”. Имелось в виду, что он верил не в вечную Троицу или Троицу сущностей, а лишь в троицу, которая временна по природе – вероятно, только в троицу деятельности или действий Бога. Ириней, не следовавший греческой доктрине Логоса, отождествлял Логос с Отцом. Его богословие имело три ключевых характеристики: строгая приверженность Библии, глубокое почитание и уважение апостольской традиции и строгая приверженность христоцентризму. Он, как представляется, не был подлинным тринитаристом, но самое большее – промежуточной фигурой.

В общем, в первом после-апостольском веке доктрина Троицы еще даже не появилась. Однако в некоторых кругах появилась форма “субординационного бинитаризма”, основанного на греческих философских идеях; это учение осуждается в первой главе Евангелия от Иоанна. Новая Католическая Энциклопедия говорит о тринитаризме этого периода в истории церкви: “Среди апостольских мужей не было ничего, даже отдаленно напоминающего подобный менталитет или подход; среди апологетов второго века наблюдалось едва ли нечто большее, чем само сосредоточение на проблеме множественности внутри единого Божества… В конечном счете, достижения богословия во втором веке были ограничены… Тринитарная идея была всё еще делом будущего”.

Категория: О Боге | Добавил: Вериец (28.06.2008)
Просмотров: 1496 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2024