КТО ТАКОЙ ИИСУС ХРИСТОС (часть 2)
Древнееврейский язык Иоанна
Поскольку Иисус явно отрицал, что он — Бог в послании От Иоанна 10:34-36, было бы неразумным считать, что он противоречил самому себе где-либо ещё. Евангелие Иоанна должно быть рассмотрено непременно с учётом определённых аксиоматических принципов.
Иисус отличен от «единого истинного Бога» (От Иоанна 17:33 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа). Только Отец-Бог (5:44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? ).
Иоанн хочет, чтобы его читатели поняли, что всё, о чём он пишет, способствует той великой правде, что Иисус это — Мессия, Сын Божий (20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. )
По словам самого Иисуса, как мы имели возможность убедиться, термин «бог» вполне может быть использован по отношению к людям, представляющим Бога, но совсем не предполагает «равенства с Богом». Самопредназначение самого Иисуса это явно — «Сын Божий» (От Иоанна 10:36).
В послании От Иоанна 10:24, 25 Иисус «ясно» сказал им, что он — Мессия, но они ему не поверили. 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
Иисус часто говорит, что он «послан Богом». Обычный читатель слышит в этой фразе совсем не то, что имеет в виду Иоанн. Иоанн - Креститель также был «послан Богом», что совсем не означало того, что он существовал до своего рождения (От Иоанна 1:6).
Пророки вообще «посланы» от Бога (книга Судей 6:8; Михея 6:4), и ученики его должны быть «посланы», как был «послан» сам Иисус (От Иоанна 17:18). Выражение «сходящий с небес» означает спуск с высот прежней жизни ничуть не более того, чем выражение о том, что Иисус, будучи «плотью, которая есть хлеб живый сшедший с небес» означает, что Иисус буквально сошел с неба (От Иоанна 6:50, 51).
Никодим признавал, что Иисус «пришёл от Бога» (От Иоанна 3:2), но тем не менее не считал его существовавшим до своего пришествия. Так же как и евреи, говорившие о пророке «которому должно придти в мир» (послание От Иоанна 6:14; сравните со Второзаконием 18:15-18), не имели в виду, что он был жив до своего рождения.
Иаков вполне может сказать, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иакова 1:17). «Сходящий с небес» — это Иисус, а также наглядный способ описания евреями божественного происхождения, которое, безусловно, принадлежало Иисусу путём его девственного рождения. Заявления о «пресуществовании» в Иоанне (От Иоанна 3:13; 6:62) связаны с Сыном Человека, иначе говоря, «с человеком».
Самое большее, что может быть доказано этими стихами это то, что Иисус был человеком, жившим на небесах перед тем, как он был рождён на земле! Такого рода обьяснение излишне; однако, однажды было отмечено, что Даниил 600 лет тому назад видел Сына Человеческого в видении, сидящего по правую руку Отца, на том месте, которое, по словам Нового Завета, Иисус получил путём воскрешения и восхождения.
Как Мессия, Иисус видел себя в роли того, кто позднее будет вознесён на небеса, поскольку это, согласно вдохновленному видению Даниила, было судьбой Мессии до его второго пришествия в славе. Иисус, в самом деле, «существует до» своего будущего возвращения на землю. Всё это было увидено Даниилом заранее, до рождения Мессии.
Таким образом, Иисус ожидал вознесения по правую руку Отца, где он был увиден ранее в видении как вознесённый человек — Сын Человеческий (От Иоанна 6:62). Сказать, что Иисус действительно был на троне Отца на небесах в качестве человека перед своим рождением в Вифлееме — это неправильно понять и Иоанна, и Даниила.
Иисус должен был быть рождён до того, как что- либо, предсказанное о нём в Ветхом Завете могло иметь место!
Слава Аврааму
Иисус обнаружил историю о самом себе, написанную в еврейском Священном Писании (послание От Луки 24:27). Роль Мессии была в нём ясно обрисована. Ничто в божественных записях не наводило на мысль о том, что единобожие Ветхого Завета будет коренным образом нарушено при появлении Мессии.
Масса доказательств подтвердит предположение, что апостолы никогда, ни на один момент, не подвергали сомнению абсолютное единство Бога или, что появление Иисуса создало бы какую-либо теоретическую проблему для монотеизма. Таким образом было бы пагубным для единства Библии предполагать, что в одном или двух текстах Иоанна, Иисус опровергает своё собственное убеждённое заявление о том, что Отец был единым истинным Богом» (17:3), или, что он помещает себя далеко за пределы категорий человеческого существа, говоря о своём сознательном существовании извечно. Очевидно, что его молитва о славе, которую он имел до начала мира (17:5) может быть легко понята как желание славы, которая была приготовлена для него по плану Отца. Слава, которая была предназначена Иисусом для своих учеников также была «дана» (От Иоанна 17:22), но они еще не получили её. 7
Для еврейского мышления характерно то, что всё, что является предельно важным для Божьей цели — Моисей, Закон, покаяние, Божье Царство и Мессия — «существовало» с Богом с начала вечности. Таким же образом, Иоанн может говорит о распятии «случившемся» до основания мира (Откровение 13:8). Пётр, писавший в поздние года первого столетия, всё ещё считает «пресуществование» Иисуса только существованием в предвидении Бога (1-е Петра 1:20). Его проповеди в ранних главах Деяний отражают в точности ту же самую точку зрения.
Но как же насчёт любимого многими доказательства в тексте послания от Иоанна 8:58 о том, что Иисус существовал до Авраама?
Создаёт ли Иисус всё-таки путаницу, утверждая, что с одной стороны, только Отец — это «единый истинный Бог» (17:3, 5:44) — и, что он сам не Бог, а Сын Божий (От Иоанна 10:36) — но с другой стороны, что он, Иисус, — это также существующее извечно бытие? Уточняет ли он свой статус в рамках признанных категорий Ветхого Завета (От Иоанна 10:36; Псалом 82:6, 2:7) только с тем, чтобы предложить неразрешимую загадку, сказав, что он был жив до рождения Aвpaaмa?
Будет ли проблема догмата Троицы, которая никогда ещё не была удовлетворительно разрешена, поднята вновь из-за единственного текста в Иоанне? Не будет ли более благоразумным читать Иоанна 8:58 в свете более позднего заявления в 10:36 и всего остального Священного Писания?
В досконально еврейской атмосфере, которая наполняет собой Евангелие Иоанна, наиболее естественным было бы считать, что Иисус говорил на языке, который был бы общепринятым среди обученных раввинским традициям. В еврейском контексте утверждение кого-либо о своём «существовании до рождения» вовсе не означает, что он заявляет о том , что он — существующее извечно бытие! Однако, это подразумевает чью-либо абсолютную значимость в божественном плане. Иисус, безусловно, является главной причиной для сотворения.
Но эта созидательная деятельность Бога и его план спасения не были проявлены в его уникальном творении, Сыне, до рождения Иисуса. Личности Иисуса была положено начало, когда самовыражение Бога приняло форму человека (От Иоанна 1:14). 8
То, что беседы между Иисусом и евреями часто преследовали противоположные цели — хорошо известный факт. В послании от Иоанна 8:57, Иисус на самом деле не заявлял, как это представлялось евреям, что он видел Авраама, но что Авраам был рад увидеть день Мессии (стих 56).
Патриарх рассчитывал подняться во время воскрешения в последний день (От Иоанна 11:24; От Матфея 8:11) и принять участие в Мессианском Царстве. Иисус утверждал своё превосходство над Авраамом, но в каком смысле?
Как Мессия, Иисус на самом деле «существовал» в божественных планах с начала вечности (1-е Петра 1:20; Откровение 13:8) и заявление Иисуса в 8:58 вполне может быть понято в этом смысле. Но решающая фраза «Прежде нежели был Авраам, Я есмь», любопытно двусмысленна. 9
Она точно так же может быть переведена, как «прежде нежели Авраам будет, Я есмь». Обсуждение сосредоточилось на «жизни в приходящей (Мессианской) эпохе», то есть, на «невкушаемой смерти вовек» (8:52), что в Евангелии Иоанна (и на протяжении всего Нового Завета) означает «быть воскрешённым к жизни в последний день» 10 (От Иоанна 6:39, 40, 44, 54). Перспектива Авраама принять участие в Дне Мессии сделает необходимым его поднятие из мёртвых.
Так что Иисус вполне мог бы сказать «Прежде нежели поднимется [в воскрешении! Авраам, Я [уже] есмь». Он будет предшествовать Аврааму в воскрешении (сравните с 1-ым к Коринфянам 15:23). Павел имел в виду то же самое, описывая Господа, как перворождённого из мёртвых (к Колоссянам 1:18).
Логос в Иоанне 1:1
Нет никаких причин, кроме силы привычки, понимать «Слово» в Иоанне 1:1, как означающее «второй божественный человек, до рождения Иисуса». 11 Похожее олицетворение мудрости в Пословицах 8:22, 30 и Луке 11:49 не означает, что «она» — это второй человек. Нет никакой возможности дать пристанище «второму божественному человеку» в выраженном Боге, в соответствии с тем, как это понимали Иоанн и Иисус. Отец остаётся, тем, кем он был всегда: «единым истинным Богом» (17:3), «единственным, кто есть Бог» (5:44). Воспринимая термин Логос («Слово») с точки зрения Ветхого Завета, мы воспримем его, как деятельность Бога в созидании, его могущественный приказ, дающий жизнь, приказ, положивший начало всему существующему (Псалом 33:6-12).
Слово Бога — это та власть,которая способствует всем целям (Исаия 55:11). Если мы обратимся к каким-либо ещё отрывкам из Нового Завета, мы будем приравнивать Слово с созидательным сообщением о спасении, Евангелием. Это и есть смысл Слова на всём протяжении Нового Завета (От Матфея 13:19; к Галатам 6:6, и т.д.).
Этот комплекс идей — это то, что составляет значение Логоса, «Слова». «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (От Иоанна 1:3). В Иоанне 1:14 Слово воплощается в реального человека, имеющего божественное происхождение в его сверхъестественном зачатии.
С этого момента, в «полноте времени» (к Галатам 4:4), единый Бог выражает себя в новом создании, собрате первоначального создания в Адаме. Зачатие Иисуса и его рождение отмечают новую беспрецедентную фазу цели Бога в истории. Как второй Адам, Иисус готовит сцену для целой программы спасения. Он становится пионером на пути к бессмертию. В нём Божья цель в конечном счёте открыта в человеке (к Евреям 1:1).
Всё это, однако, не означает, что Иисус поменял одну жизнь на другую. Это серьёзным образом нарушило бы параллель с Адамом, который был также «Сыном Бога» путём прямого сотворения (От Луки 3:38). Это также противоречило бы чистому единобожию, выраженному через Священное Писание, которое «не может нарушиться» (От Иоанна 10:35).
Скорее, Бог начинает говорить с нами в первом столетии н.э. в своём Новом Сыне, своём последнем Слове миру (к Евреям 1:1). Понятие существующего извечно Сына — это то, что так яростно нарушает библейское построение, оспаривая единобожие и угрожая подлинной очеловеченности Иисуса (1-е Иоанна 4:2; 2-е Иоанна 7).
Это понимание Иисусом Евангелия Иоанна приведёт Иоанна к гармонии со своими собратьями-апостолами, оставляя в сохранности единобожие Ветхого Завета. Факты церковной истории указывают на то, что отход от неограниченного монотеизма в Священном Писании евреев произошёл вскоре после времён Нового Завета, ввиду влияния чужестранных идей греков. В то же самое время предопределённая структура Мессианства была забыта, а с ней и реальность будущего Мессианского Царства.
Результатом стали годы конфликта, всё ещё неразрешённого, по поводу того, как уже существующий второй божественный человек может быть соединён с полностью человеком в одном и том же лице. Концепция буквального пресуществования для Мессии — это вносящая тревогу идея, та часть Христологической головоломки, которая ни к чему не подходит.
Без неё возникает ясный портрет Иисуса в рамках откровения евреев и учения апостолов. Бог, Отец, остаётся на самом деле единым истинным Богом, единственным, кто есть Бог (От Иоанна 17:3, 5:44) и единство Иисуса с его Отцом может быть найдено в единстве функций, выполненных тем, кто истинно есть Сын, как Библия повсюду понимает этот термин (От Иоанна 10:36).
Если Христианство будет оживлено и объединено, это должно быть сделано на основе веры в Иисуса, Мессии из Библии, неиспорченного обманчивыми предположениями греков, которые выражали очень мало сочувствия еврейскому миру, в котором было рождено христианство.
«Божественность» Иисуса
Сказать, что Иисус — это не Бог, это не значит отвергнуть, что он уникально облечён в божественную природу. Божественность, так сказать, «встроена» в него в силу его уникального зачатия под влиянием Святого Духа, а также Духом, который пребывал в нём во всей своей полноте (От Иоанна 3:34). Павел признаёт, что «в Нём обитает вся полнота Божества» (к Колоссянам 1:19; 2:9). Видя Иисуса - человека, мы видим славу его Отца (От Иоанна 1:14). 12
Мы воспринимаем самого Бога как «во Христе примирившего с Собою мир» (2-е к Коринфянам 5:19). Сын Божий — это, таким образом, вершина Божьего создания, полное воплощение божественного характера в человеке. Хотя слава Отца и проявилась, в гораздо меньшей степени, в Адаме (Псалом 8:5; сравните с Бытием 1:26), в Иисусе воля Отца нашла полное отражение (От Иоанна 1:18).
Ничто из того, что говорит Павел об Иисусе не выводит его из категории человека. Присутствие Бога, которое пребывает в храме не превратило храм в Бога! Редко бывает замеченным, что высокая степень «божественности» приписана Павлом также Христианину,13 который обладает духом Мессии, присутствующим в нём (к Ефесянам 3:19).
Как «Бог пребывал во Христе» (2-е к Коринфянам 5:19), так и Христос пребывал «в Павле» (к Галатам 2 20) и он молится о том, чтобы христиане могли быть «исполнены всей полнотою Божиею» (к Ефесянам 1:23; 3:19). Пётр говорит о верующих, имеющих «божеское естество» ( 2-е Петра 1:4). Что является истинным по отношению к христианину, является истинным в гораздо большей степени по отношению к Христу, который является «прокладывающим путь», ведущим других через процесс спасения после своего собственного успешного «завершения курса» (к Евреям 2:10).
В Форме Бога
Несмотря на солидные доказательства, исходящие от Нового Завета, свидетельствующие о том, что апостолы всегда различали Иисуса с «одним Богом, Отцом» (1-е к Коринфянам 8:6), многие с уверенностью обращаются к традиционному взгляду на Иисуса, как на второе существующее извечно бытие, полностью Бога, в послании к Филиппийцам 2:5-11. Является своего рода парадоксом то, что писатель Христологии в Словаре Апостольской Церкви может сказать, что «Павел никогда не даёт Христу имя или описание «Бога», но, тем не менее, находит в послании к Филиппийцам 2 описание вечной «пре жизни» Христа на небесах. 14
Недавнее и широко признанное исследование библейского взгляда на Христа — Христология в Процессе Становления, проведённое Джэймсом Данном — предупреждает нас oб опасности вкладывания в слова Павла смысла выводов более позднего поколения богословов, «отцов» греческой церкви во время столетий, последовавших за завершением писаний Нового Завета.
Тенденция находить в Священном Писании, то, во что мы уже и так верим, естественна, поскольку никто из нас не может с лёгкостью предстать перед угрожающей нам возможностью, что наше «полученное» понимание не совпадает с Библией. (Проблема становится ещё более острой, если мы вовлечены в преподавание или проповедование Библии.)
Однако, не требуем ли мы от Павла больше, чем он может дать, прося его предоставить нам, в нескольких коротких фразах, другое извечное бытие, помимо Отца? Это станет такой очевидной угрозой строгому единобожию, которое он повсюду так ясно выражает (1-е к Коринфянам 8:6; к Ефесянам 4:6; 1-е Тимофею 2:5).
Это также поднимет целую проблему догмы троицы, о которой Павел, блестящий богослов, кем он был, совершенно ничего не знает.
Бросая свежий взгляд на послание к Филиппийцам 2, мы должны задаваться вопросом, ссылался ли Павел в этих стихах на то, что впоследствии стало его единственным упоминанием жизни Иисуса до его рождения. Контекст его замечаний указывает на побуждение им святых быть скромными. Часто был задан вопрос, существует ли какая-либо возможность того, что он проведёт в жизнь этот урок, попросив своих читателей временно позаимствовать расположение духа того, кто будучи вечным Богом, принял решение стать человеком.
Может также показаться странным для Павла обращение к пресуществующему Иисусу, как к Иисусу-Мессии, таким образом отодвигая назад в вечность имя и назначение, полученные им при рождении. Павел может быть легко понят в послании к Филиппийцам 2 в контексте любимой многими темы: Христологии Адама. Адам был в образе Бога как сын Бога (Бытие 1:26; От Луки 3:38), в то время как Иисус, второй Адам (1-е к Коринфянам 15:45) был в форме Бога (слова «образ» и «форма» взаимозаменяемы).15
Однако, в то время как Адам, под влиянием Сатаны, ухватывался за равенство с Богом («Вы будете как Боги» — Бытие 3:5), Иисус этого не делал. Несмотря на то, что он имел все права на божественное назначение, поскольку он был Мессией, отражающим божественное Присутствие, он не считал равенство с Богом тем, за что «хватаются».
Вместо этого, он уступил все привилегии, отказываясь от предложенной Сатаной власти над царствами мира (От Матфея 4:8-10), и вёл себя в течение всей своей жизни как слуга, вплоть до гибели смертью преступника на кресте. В ответ на эту смиренную жизнь, Бог теперь возвёл Иисуса в статус Мессианского Господа по правую руку Отца, как это и было предсказано в Псалме 109. Павел не говорит, что Иисус вновь приобрёл позицию, которую он временно уступил. Он, скорее, производит впечатление приобрёвшего своё возвышенное назначение в первый раз после своего воскрешения.
Несмотря на то, что всю свою жизнь он был Мессией, его позиция была публично подтверждена, когда он.был «соделан Господом и Христом» будучи поднятым из мёртвых (Деяния 2:36; к Римлянам 1:4). Читая отчёт Павла о жизни Иисуса, таким образом, как описание продолжительного самоотречения, можно проследить близкую параллель с другим его комментарием о карьере Иисуса. «Что Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2-е к Коринфянам 8:9). В то время как Адам пал, Иисус добровольно «уступил».
Традиционное чтение отрывка из послания к Филиппийцам 2 почти полностью основано на понимании пребывания Иисуса «в форме Бога», как ссылки на пресуществующую жизнь на небесах. Переводы многое сделали для укрепления этого взгляда. Глагол «был» в фразе «был в форме Бога» часто встречается в Новом Завете и ни в коем случае не несёт смысла «существующего в вечности», хотя некоторые версии пытаются насильно придать ему это значение.
В 1-м послании к Коринфянам 11:17, Павел говорит, что человек не должен покрывать своей головы, поскольку он есть в образе и славе Бога. Этот глагол ничем не отличается от глагола «был», описывающего Иисуса, пребывающего в форме Бога. Если обыкновенный человек пребывает в славе и образе Бога, насколько же более пребывал в них Иисус, который является совершенным человеческим представителем Бога, в котором царствуют все свойства божественной натуры (к Колоссянам 2:9). Намерение Павла в Филиппийцах 2 — это не представить нам безбрежный предмет вечного божественного бытия, которое стало человеком, а преподать простой урок покорности. Мы должны иметь такое же отношение, какое имел Иисус, думать так же, как думал он.
Но нас не просят вообразить себя вечными божественными созданиями, находящимися на пороге сдачи полномочий Бога, с тем, чтобы прийти на землю в качестве людей. Не является широко известным фактом то, что у многих были серьёзные сомнения по поводу чтения Филиппийцев 2 в качестве заявления о пресуществовании. Бывший профессор богословия, кафедра которого была учреждена одним из английских королей, писал в 1983 году: «Павел умоляет Филиппийцев прекратить раздоры и вести себя покорно по отношению друг к другу. Во 2-м послании к Коринфянам 8:9 он увешивает своих читателей быть щедрыми в раздаче милостыни.
Задаётся вопрос, будет ли достаточно естественным для него усилить эти два простых моральные урока случайными ссылками (и единственными ссылками, им сделаними» на безбрежную проблему способа воплощения. Многие думают, что его безыскусственные обращения имели бы больший эффект, если бы они указывали на вдохновенный пример покорности Христа и роли самопожертвования в его человеческой жизни, как это было им сделано во 2-м послании к Коринфянам 10:1: «Я убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым»». Автор этих комментариев, А. Х. МакНил, 16 предложил следующее парафразирование: «Несмотря на то, что всю Свою жизнь Иисус был божественен, Он не воспринимал это как привилегию, которую необходимо сохранить любой ценой, ту привилегию, согласно которой к нему должно обращаться как к равному Богу, но он Сам отказался (от самоутверждения или божественной чести» принятием натуры раба».
Павел указывает на тот факт, что Иисус показался на человеческой сцене, так же как и любой другой человек («в похожести на людей»). Его жизнь, если посмотреть на нее в целом, была продолжительным процессом самоукрощения, кульминацией которого стала его смерть на кресте. Второй Адам, в отличие от первого, покорился полностью воле Бога и в награду получил высочайшее вознесение.
Глава Нового Создания
Параллель между Адамом и Иисусом формирует основу мышления Павла о Мессии. Христос так же относится к новому зданию, церкви, как Адам относится к сотворению, начавшемуся в Бытие. Беря начало с Иисуса, человечество начинает сначала. В Иисусе, представителе людей, новом Адаме, общество начинает сначала.
Эта аналогия серьёзно нарушается, если Иисус, всё-таки, не произошёл так же, как произошёл человек. Так же, как Адам создан «Сыном Бога» (От Луки 3:38), так и зачатие Иисуса учреждает его «Сыном Бога» (От Луки 1:35).
Безусловно, Адам — это земной человек (1-е к Коринфянам 15:47), в то время, как Иисус — это «человек с небес — » не тот человек, который, согласно Павлу, пришёл с небес во время своего рождения, но появившийся во время своего второго пришествия с тем, чтобы поднять верующих мёртвых (1-е к Коринфянам 15:45).
На этом этапе мы наблюдаем недостаток традиционных идей о пресуществовании. Движение Христа с неба на землю сосредотачивается, согласно Павлу, под Парусией (второе пришествие). В более позднем мышлении внимание было сосредоточено на его рождении. Таким образом, любопытно традиционная схема смотрит назад в историю, в то время как Библия ориентирует нас в основном по направлению к будущему пришествию Мессии во славе.
Глава нового создания и центр космической цели Бога — вот как описывает Павел Иисуса в послании к Колоссянам 1. Его намерением является продемонстрировать ту верховную позицию, которой достиг Иисус путём воскрешения, а также его превосходство при новом порядке, как например, против утверждений враждующих систем религий, угрожавших Колоссянам.
Все авторитеты были созданы «в Христе» (к Колоссянам 1:16). Так же утверждал и сам Иисус: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (От Матфея 28:18). «Все вещи», в этом случае, означает для Павла интеллектуальное, одушевлённое сотворение, состоящее из «тронов, превосходства, правителей или авторитетов», которое были создано «во Христе», «через Христа» (не «Христом») и «для Христа». Это его Царство, которое имел в виду Павел (1-е к Колоссянам 1:13). Иисус — это первенец каждого сотворения, а также первенец из мёртвых (стихи 15,18). 17
Титул «первенец» указывает на него, как на ведущего члена нового созданного порядка, а также как на его источник, это титул, которого он достиг тем, что стал первым, получившим бессмертие путём воскрешения. Иоанн, в Откровении 3:14, подобным же образом называет Иисуса «началом создания Божия», что наиболее естественным образом означает, что он сам был частью этого создания.
«Первенец», указывает Библия, это тот, который находится на верховном посту, согласно Псалму 88:28, где «первенец», Мессия— «превыше царей земли», тот, который был избран, подобно Давиду из народа и возвышен (Псалом 88:20). Ещё раз Павел развивает Мессианские концепции, уже прочно установленные Священным Писанием.
Ни одно из заявлений Павла не принуждает нас к поискам «второго вечного божества». Павел скорее представляет нам прославленного второго Адама, теперь возвышенного к божественному назначению для которого первоначально был создан человек (Бытие 1:26; Псалом 8).
Иисус теперь представляет человеческую расу, как Глава нового порядка человечества. Он ходатайствует за нас, как верховный Высочайший Священник в небесном храме (к Евреям 8:1).
Нет никаких причин думать, что приписыванием таких возвышенных титулов воскрешенному Господу, Павел нарушил своё собственное ясное единобожие, выраженное в 1-ом послании к Коринфянам 8:6: «Но у нас, христиан, один Бог, Отец и один Господь Иисус Христос».
Ничто в 1- ом послании к Колоссянам не принуждает нас верить тому, что Павел, без предупреждения, распрощался с Матфеем, Марком, Лукой, Петром и Иоанном, и отклонился от абсолютного единобожия, которого он придерживается с такой предельной осторожностью и ясностью на протяжении всей Библии (1-е Тимофею 2:5;5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, к Ефесянам 4:6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. ), и которое занимало прочное положение во всей его богословской подготовке.
Будущую Вселенную, о которой говорим
Писатель Послания к Евреям придаёт особое значение человеческой природе Иисуса. Он был искушён во всём и всё-таки оставался без греха (к Евреям 4:15). Бог первоначально сотворил века через Сына (не «Сыном»), имея в виду его судьбу Мессии (к Евреям 1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. ).
После общения с нами различными путями через своих представителей в прошлом, Бог в конечном итоге говорил с нами с помощью того, кто истинно есть Сын (к Евреям 1:2). Писатель не намеревается сказать нам (того, о чём не знал Иисус — От Марка 10:6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. ), что Иисус был активным посредником в сотворении Бытия. Бог был тем, кто отдыхал на седьмой день, после завершения своей работы (к Евреям 4:4, 10). 19
Бог также является тем, которому ещё предстоит представить Сына на «обитаемую» землю будущего:"когда Он вновь вводит Первородного во вселенную" (к Евреям 1:6). 19 Когда Мессия вернётся на землю, несколько важных заявлений о нём станут историей, Во-первых престол Мессии будет установлен (к Евреям 1:8). (Сравните с: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей»). Категория: О Боге | Добавил: Вериец (03.07.2008)
|