ЕВАНГЕЛИЕ, ПРОПОВЕДАННОЕ ИСААКУ И ИАКОВУ. БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИЗБРАННОСТИ
ВЕРА Авраама стала совершенной посредством сурового испытания, которому она подверглась на Горе Господней; остаток его временного проживания среди живущих, как явствует, не сопровождался больше ангельскими посещениями. Сарра умерла "в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской" (1), через два года после его переселения из Вирсавии, где он прожил еще тридцать восемь лет, доживая свои дни. В течение этого времени "Господь весьма благословил" его, и он сделался великим в Ханаане, хотя владел в нем только полем и пещерой Махпела, которую купил у сынов Хетовых в качестве места для погребения. Господь дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов (Бытие 24:35), таким образом, подарив ему влияние и уважение окружавших его племен, явившиеся, конечно, благодаря богатству. Однако при всем своем преуспевании он не забыл обетований.
Он воспитал Исаака в духе своей веры, и для того, чтобы уберечь его от злого и развращающего влияния неверующих женщин и содействовать будущему процветанию своих потомков, он заставил своего управляющего поклясться, что тот возьмет в жены его сыну не из дочерей Хананеев, среди которых он жил, а из родственников его в Месопотамии женщину, которая окажется также верующей в Бога (Бытие 24:50). Управляющий, однако, думал, что он может не преуспеть в этом, но у Авраама не было таких опасений. "Господь, Бог неба, - сказал он, - который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, который говорил мне, и который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", - Он пошлет Ангела Своего перед тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда". Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, которую он привел в шатер Сарры. К этому моменту Сарры уже не было в живых в течение трех лет. По прошествии с этого времени тридцати пяти лет умер Авраам, будучи ста семидесяти пяти лет, "живший в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования" (Евреям 11:9) в течение пятнадцати лет. "И приложился Авраам к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле" в доброй старости, как предсказывал ему Господь (2). "Он умер в вере, не получивши обетований; дабы он не без нас достиг совершенства" (Евреям 11:13,39,40). Он вошел в библейский список умерших в надежде на Царство Божье. После кончины Авраама Исаак разбил свой лагерь в Хевроне, намереваясь пойти в Египет из-за голода в земле Ханаанской. Он двинулся на юг и достиг на своем пути в ту сторону Герара Филистимского. Однако там ему явился Господь и сказал: "Не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе. Странствуй по сей земле; и Я буду с тобою, и благословлю тебя: ибо тебе и Потомству (Семени) твоему дам все земли сии, и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему. Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Бытие 26:2-5). Этими словами евангелие было проповедано Исааку, как до него - Аврааму. Он так же верил в Господа, ибо, будучи уверенным в этих обетованиях, он не отправился дальше в Египет, а "поселился в Гераре". Он не сомневался. Он не рассчитывал на загробную жизнь в "неизвестной стране, откуда не возвращается ни один путешественник". В будущем для него не было тайны. "Небеса" для него были состоянием блаженства на земле - вполне определенным порядком вещей. "Я благословлю тебя", - сказал Бог и отметил те основы, на которых это благословение утверждено: "ибо", продолжал Господь, 1) Я дам все земли сии тебе; 2) Я дам все земли сии твоему Потомству (Семени), "которое есть Христос", как говорит апостол; 3) Я умножу потомство твое; 4) Я дам всему этому множеству людей все земли сии; и 5) Я благословлю все народы в Семени твоем, Христе. Поскольку Авраам умер, не получив этих обетований, данных также и ему, и поскольку Исаак знал, что они должны стать наследниками вместе, обетование обо "всех землях сиих" было равносильно гарантии того, что он воскреснет из мертвых, когда увидит своего отца и Христа, владеющих этой землей, и его потомков, число которых многократно умножится, и они станут сильным народом, единственным, занимающим ее, а все народы - счастливыми и довольными под властью Христа. Это и было то евангелие, в которое он верил, и те небеса и блаженство, на которые он надеялся. После этого Исаак засеял землю и получил в тот год урожай "во сто крат", и "стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим, ... и Филистимляне стали завидовать ему". И сказал их царь: "Удались от нас; ибо ты сделался гораздо сильнее нас". Вследствие этого он оставил Герар и перешел в Вирсавию. Позже его навестил царь Герарский вместе с одним из своих друзей и с военачальником его. Однако Исаак оказался недовольным их визитом, ибо сказал им: "Для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?" Их ответ показывает, что они знали об отношениях, поддерживаемых Исааком с Богом и Его обетованиями, ибо они ответили: "Мы ясно увидели, что Господь с тобой, и потому мы сказали: ... заключим с тобой союз, чтобы ты не делал нам зла", - и закончили свою речь следующим признанием: "Теперь ты благословен Господом"; то есть, Авраам, с которым мы заключили договор до тебя, умер, и благословение Господа, обещанное ему, сейчас возложено на тебя, от которого мы ожидаем дружеских отношений и мира (Бытие 26:29; 21:23). Когда Исааку исполнилось шестьдесят лет, а Аврааму - сто шестьдесят, родились Исав и Иаков. До их рождения Господь сказал Ревекке: "Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему". Апостол делает следующие замечания по поводу этого избрания: "Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: "больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Римлянам 9:10-13; Малахия 1:2,3). Это избрание имеет отношение к намерениям Бога, открытым в обетованиях Аврааму и Исааку. Его целью было создать "сильный народ" из их потомства, "Происшедший" от которого "овладеет" (будет властвовать) (Числа 24:19). Этой цели нельзя было достигнуть, если бы она была предоставлена неуправляемой воле человека. Авраам сделал бы своим наследником Измаила, а Исаак выбрал бы Исава, оба из которых, как показали события, скорее расстроили бы, чем содействовали "изволению Божьему". Дикие арабы пустыни, которые произошли от Измаила, или идумеи, потомки Исава, - оба эти племени иллюстрируют моральные отклонения своих отцов - были бы плохим выбором для осуществления намерений Божьих. Отказ от Измаила и избрание Иакова подтверждают мудрость и провидение Того, с Кем отцы должны были иметь дело. Он видел окончание всего с самого начала, и, зная будущие характеры этих двух рас людей, Он говорил Малахии: "Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни". Можно было бы здесь отметить, что избрание в Писании связано с "изволением (намерением) Божьим" относительно устройства Царства. Он избрал его территорию; Он избрал народ для вечного владения им; Он избрал царя для руководства им; Он избрал святых для помощи себе в управлении делами. Во всех этих случаях избрание было "от Призывающего" (3).
Это избрание, однако, не является таким, о котором заявляют "богословы", и не имеет отношения к тем людям, с которыми они имееют дело. Он не говорит такому человеку: "Я избираю тебя из всего загробного мира, чтобы спасти от пламени ада; делай, что ты можешь", - не говорит Он ему: "Я предопределяю тебя для осуждения и вечной муки; делай, что ты можешь". Утверждать такое о Боге - значит поносить Его имя. Писание говорит, что "Бог нелицеприятен", что "Он не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" и что "Он долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (Деяния Апостолов 10:34; Иезекииль 33:11; 2-е Петра 3:9). Такие заявления полностью расходятся с "теологией", традиции которой есть порождение плотского разума болезненного и темного времени. Бог выбирает святых для Своего Царства не посредством заранее известного решения, являющегося необратимым, а люди "избираются при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1-е Петра 1:2). Это открывает нам способ и замысел избрания по отношению к настоящему времени. "Освящение от Духа" - это способ, а "послушание и окропление Христовой Кровью" - это цель. Как это осуществляется, объяснено в следующих словах: "Послушанием истине через духа очистили вы души ваши" (1-е Петра 1:22). Образ действий, при помощи которого люди приходят к послушанию и очищению окроплением кровью через дух, фактически, объяснен при употреблении ключей Петром в день Пятидесятницы и в доме Корнилия. Дух, посредством апостола, "пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде" (4) и подкрепит свои слова знамениями, сопровождающими их. Они уверовали и стали послушны истине, и в послушании очистились от всех прошлых грехов верой в окропляющую кровь. Таким образом, они "омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (5) и были избраны таким способом согласно Его предвидению и предопределению (6). Никому не нужно обольщаться по поводу того, что он является одним из избранных Божьих до тех пор, пока он не уверует в Евангелие Царства и не станет послушен ему, и не пойдет по стопам Авраамовой веры. В таком случае человек знает и чувствует, что он - избранный, потому что Бог говорил: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". В пророчестве на Горе Елеонской об избранных говорится в связи с подавлением Еврейского государства. Там написано: "Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть (то есть, ни один еврей не был бы спасен); но ради избранных сократятся те дни" (Матфей 24:22). Эти избранные были теми слугами Господа в Израиле, которым Иисус даровал полномочия стать сынами Божьими, так же, как и отцам, во имя которых Израиль - возлюбленный Божий (Римлянам 11:28), и ради чьей будущей благодати и славы этот народ сохранен. Это сохранение Израиля ради избранных прекрасно выражено пророком, сказавшим: "Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить. И Я произведу от Иоанна Семя, и от Иуды - наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои (землю Ханаанскую), и рабы Мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня" (Исаия 65:8-10). "Не отверг", поэтому, "Бог народа Своего, который Он наперед знал", и говорил Аврааму и Исааку до того, как у них появились сыновья. Он подверг их наказанию за их грехи, но, "по избранию благодати, сохранился остаток". "Избранные же получили" благодать, принятием Иисуса в качестве Семени и наследника земли, "а прочие... не видят... даже до сего дня". Однако эта слепота не постоянна. Они станут великим и могущественным народом, радостно служащим Господу Иисусу и избранным, ибо "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется" (Римлянам 11:2,5,7,8,25,26), то есть, все двенадцать колен будут объединены вновь в один народ и царство на своей собственной земле и будут приняты под покровительство Божье (Иезекииль 37:25-28; 36:33- 38; 39:25-29), и они будут пересажены туда вновь, согласно слову Господа. В заключение, все, что связано с Царством, устанавливается на принципах монархии. Ничто не предоставлено человеческой воле. Поэтому апостол говорит: "Зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (7). Призыв язычников, чтобы они приняли участие в будущем царстве, - это замечательная иллюстрация истинности этого. Если бы это было завещано апостолам, они не распространили бы на людей других народов приглашение стать вместе с ними наследниками царства Ханаанского и властвовать над миром. Они ходили туда-сюда среди своего собственного народа, призывая этих людей стать детьми обетования, которые "признаются за семя" (8); однако не по их воле, а вопреки ей, "слово" было проповедано язычникам, что открыло последним дорогу в Царство. Приглашение нашему роду, как верно говорит апостол, было "от Бога милующего". Египетский Фараон является еще одной иллюстрацией этого принципа. Бог намеревался продемонстрировать Свою власть в том, что Его имя может быть провозглашено на всей земле. Это обнародование не было оставлено мудрости или воле Моисея. Оно должно быть продемонстрировано по Божественной воле. В мире были распространены невежество и суеверия, фараон же был самодержцем того времени. Он был абсолютно несведущ в том, кто такой Господь, а потому отказывался подчиняться Ему. Он был "сосудом в низком употреблении" - идолопоклонником под властью страстей. Если бы он был предоставлен себе, он бы продолжал оставаться, подобно другим лидерам грешной власти, "сосудом гнева, готовым к погибели". Его тирания пришлась на этот кризисный момент, когда, либо израильтяне должны были быть истреблены, либо угнетатель должен был погибнуть. Суд в этом случае принадлежал Богу Авраама, Исаака и Иакова, и в исходе, поэтому, нельзя было ни на момент сомневаться. Тот, кто имел власть над глиной, предназначил Израилю стать "сосудом для почетного употребления", которому Он оказал милость по Своей высшей воле. Они были, следовательно, "сосудами милосердия", которые Он до того приготовил, чтобы на их примере явить богатство Своей славы, как тогда, так и в грядущем времени. Для того, чтобы осуществить это избавление, чтобы наказать фараона и его соучастников за их тиранию и чтобы сделать Его известным окружающим народам, Он побудил египетского царя полностью проявить свою упрямую и безжалостную природу.
Исходя из той точки зрения, с которой мы рассматриваем этот случай, Он избрал фараона и его воинство для страшного поражения, в то время как Израиль был избран Им, чтобы стать Его народом на земле Ханаанской. "Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (Римлянам 9:14-33). Такова доктрина избранности, как ей учит истинное Писание. Давайте вернемся сейчас к дальнейшему обсуждению истории Исава и Иакова. Мальчики превратились в мужчин. Исав стал "искусным в звероловстве, человеком полей" (9). Для этих занятий он окружил себя воинами, чья сила превратилась в будущее царство Едомское. Когда ему исполнился девяносто один год, он был способен выступить против Иакова с четырьмя сотнями мужей во время возвращения последнего из Месопотамии. Иаков же обладал более мирным нравом. Он был "человеком кротким, живущим в шатрах". Пока они жили с отцом, Исав был любимцем Исаака, а Иаков - матери. Однажды, когда Иаков готовил похлебку из красной чечевицы, Исав пришел с охоты очень усталый. Он попросил разрешения у Иакова отведать его красной чечевицы. Однако Иаков не был расположен делиться ею без вознаграждения. Исав был старшим, и, в соответствие с обычаем первородства, имел право на определенные привилегии, называемые правом первородства. Теперь Иаков, имя которого означает "вытесняющий, или занимающий чье-то место", возжелал вытеснить брата и получить это право, чтобы самому потом иметь превосходство над Исавом, о котором Бог засвидетельствовал: "Больший будет служить меньшему". Поэтому, прежде чем согласиться с просьбой Исава, он сказал: "Продай мне теперь же свое первородство". Исав недолго сомневался по поводу этого требования, и, наконец, сказал: "Вот, я умираю, что мне в этом первородстве". "Поклянись мне, - сказал Иаков, - теперь же"; тот поклялся ему и продал свое право первородства Иакову. Иаков дал ему красной похлебки. С этого времени Исав приобрел прозвище Едом, что означает "красный" и служит напоминанием о том, что "пренебрег Исав первородство" (Бытие 25:27-34). Когда Исаву было сорок лет, он взял себе в жены двух хеттеянских женщин, чем огорчил своих родителей. По прошествии почти тридцати лет, когда Исаак достиг ста тридцати одного года, он решил даровать Исаву свое благословение, несмотря на то, что тот продал свое первородство. Однако преданная бдительность Ревекки расстроила этот план. Больший должен был служить меньшему, и она вознамерилась сделать так, чтобы Исааково благословение было направлено именно по этому пути. Таким образом, в благословении предполагаемого Исава (ибо глаза Исаака были слишком слабы, чтобы правильно видеть) он сказал: "Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!" Это благословение, вопреки воле Исаака, было объявлено Иакову, которого Бог предназначил благословить на то же самое дело. Истинно, все это - "не от желающего, но от Бога милующего" (10). Исав вполне рассчитывал на благословение, хотя и променял свое первородство на похлебку, поскольку Исаак пообещал одарить его после возвращения с поля. Когда, однако, он вошел, чтобы получить благословение, и объявил, что он и есть Исав, "вострепетал Исаак весьма великим трепетом", обнаружив, что он обманут; тем не менее, он подтвердил сделанное им, сказав: "Он и будет благословен" (11). Когда Исаву открылось случившееся, он "поднял громкий и весьма горький вопль, и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня". И дал волю рыданиям. Однако свершенное не могло быть отменено, ибо в этом была рука Божья. Апостол ссылается на историю с Исавом, предупреждая верующих о том, чтобы кто-то из них "не лишился благодати Божией" (12). Все, являющиеся семенем Авраамовым, будучи во Христе, приобрели первородство, а потому получили право на благословение Авраама, Исаака и Иакова о том, что в будущем "им будут служить народы, и поклонятся племена, и они будут господами над братьями своими". Однако, если во имя какой-то временной выгоды они "произвольно грешат", и, таким образом, продают свое право, "то не остается больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евреям 10:26-37). Нет никакой возможности, позволяющей таким людям раскаяться, ибо они поставили себя точно в такое же положение, в котором был Исав. Следовательно, апостол увещевал своих братьев усердно заботиться о том, чтобы никто из них не оказался "нечестивцем", как Исав, который за одну снедь отказался от своего первородства, "ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (Евреям 12:15-17). Бог милостив, но Он также и ревнитель; Он "не оставляет без наказания" (13). Если Его дети продают свое первородство миру за что бы то ни было, соблазняющее их, Его мысли, подобно Исааковым, остаются непоколебимы, и согрешившие не могут их изменить, хотя они могут старательно добиваться этого слезами, молитвами и громкими и полными горечи воплями. Когда Иаков был невольно назначен Исааком наследником благословений, Исав почувствовал ненависть к нему; слышали, как он угрожал брату смертью, когда их отец скончается. Это решение было передано Ревекке, которая, послав за Иаковом, сообщила ему о злом умысле Исава и посоветовала бежать в Месопотамию и оставаться некоторое время с ее братом Лаваном в Харане, пока не утихнет ярость его брата. Однако было необходимо получить согласие Исаака, чтобы между ним и Иаковом не возникло ссоры, ибо любимым сыном отца был Исав. Ревекка хорошо знала, как справиться с этим. Исаак, как и сама она, был тяжко раздосадован женами Исава, чье поведение, по сути, внушало им отвращение. Она жаловалась Исааку на то, как они огорчают ее, и заявила ему, что если и Иаков должен будет взять себе в жены кого-то из дочерей этой земли, ей самой не стоит и жить. Поскольку в этом случае Исаак чувствовал то же самое, он немедленно согласился с точкой зрения жены и, призвав Иакова, благословил его и заповедал ему: "Не бери себе жены из дочерей Ханаанских". Он, потому, направил сына пойти и взять жену из семьи Лавана, сказав при этом: "Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама, тебе, и потомству (Семени) твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!" (Бытие 28:1-4). Таковым было Исааково понимание благословения относительно времени его выполнения. Он не ожидал его до тех пор, пока не явится Семя, или Христос; однако, когда он вступит во владение, они, Авраам, Исаак и Иаков, будут благословлены вместе с ним. Давайте теперь перейдем к рассмотрению.
ВИДЕНИЯ ИАКОВА О ЛЕСТНИЦЕ.
Ночью, после своего отбытия, когда он спал под небесным сводом, Господь явился ему во сне. В этом видении он увидел, что "лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. ... И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе" (Бытие 28:10-15). Таким образом, в благословении, которое было возложено на Иакова, Бог пообещал: 1) что когда-то в будущем, которое не было точно определено, Он даст Иакову подлинное и персональное владение той землей, на которой он тогда лежал, и где в течение веков находился город Вефиль; 2) что у него будет семя, или потомок, в котором благословятся все народы; и 3) что Иаков и его потомство будут владеть Палестиной и Сирией вместе, то есть, - в одно и то же время. Точное время, как я говорил, в обетовании не было названо. Иакову, однако, было дано понять при помощи образа в видении, что после момента его сна пройдет много времени. Как говорит апостол, он, "не получивши обетований, только издали видел оные, и радовался, и говорил о себе, что он странник и пришелец на земле" (14). Он видел осуществление обещанного в отдаленной точке времени, а не в далеком пункте пространства, ибо местом, где это должно свершиться, был Вефиль, находящийся в пятнадцати милях от Иерусалима. Он был именно в этом месте и настолько хорошо понимал это, что назвал Вефиль "воротами в небеса". Временной интервал между вручением обетования и его осуществлением представлен Иакову в образе лестницы необычайной длины, один конец которой находится в Вефиле, другой же касается небесного свода. Это были две точки соприкосновения земли Иудейской и небес, а способ их соединения - лестница между ними. Это было наиболее выразительным символом, который будет понят, если принять во внимание те цели, для которых используется лестница. Она является приспособлением для соединения отдаленных друг от друга точек, посредством которого находящийся в нижнем конце может достичь желаемой высоты. Это, следовательно, - способ связи точек, находящихся на расстоянии. Теперь, если вместо отдаленных друг от друга участков местности представить себе отдаленные эпохи, то века и поколения, соединяющие их, будут поддерживать такую же связь с этими эпохами, как лестница - с землей, на которой она стоит, и с точкой на высоте, на которую она опирается. Лестница в видении Иакова, поэтому, символизировала собой его потомство в их поколениях и в определенные времена. Один ее конец был в его чреслах, другой же - в Господе Иисусе, когда последнему суждено воссесть на свой престол для управления той землей, на которой спал Иаков. Однако на этой лестнице веков и поколений, с Иаковом и его семенем внизу и Силомом-Примирителем наверху, "Ангелы Божие восходят и нисходят по ней". Это объясняло ему, что все дела его потомства, кровного и духовного, по отношению к миру, будут управляться Элохимом, который будет двигаться туда - сюда между землей и небесами в процессе исполнения ими работы. Поэтому апостол называет их "служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евреям 1:14). Израиль и народы находятся под их наместничеством до прихода Господа Иисуса, который примет на себя верховную власть над миром. Когда он явится в своем царстве, главным образом, земля Израильская не будет больше подчинена их управлению. Апостол включает Палестину и Сирию, где Еврейское государство будет преобразовано под их руководством в "будущую вселенную", или "будущее жилище" (Евреям 2:5). Когда он писал это, эти страны были подчинены посредством Израиля Моисееву устройству, смешанному с языческим и находящемуся в зависимости от него. Под этим порядком их дела руководились ангелами Божьими. Однако в "будущей вселенной" должно быть по-другому, ибо, как говорит апостол, "не Ангелам Бог покорил" ее, но "когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (15). Это возвращение Господа во "вселенную" не может относиться к эпохе его воскресения, потому что он тогда не покидал ее. В самом деле, он никогда не оставлял своей земли, кроме одного случая до воскресения, да и то не добровольно, когда Иосиф и Мария увели его в Египет. Он сам сказал, что не был у Отца до воскресения из мертвых (Иоанн 20:17). Только умерший он был в этой "вселенной". Однако, когда он вознесся, он ушел в далекую страну, чтобы получить царство, а получив его, он должен вернуться. Однако он все еще не получил его, иначе он был бы сейчас в будущей обитаемой земле, или вселенной. До тех пор пока Господь Иисус не воссядет на свой престол в качестве "Царя Иудейского" (Иоанн 18:33-39; 19:12-19), предопределенное руководство человеческими делами вверено Элохиму, который назван ангелами "малых, верующих в Иисуса" (Матфей 18:3-6,10), потому что они служат их пользе, ради того, чтобы все народы работало вместе для их окончательного блага. Когда это замечательное изменение в устройстве вещей будет готово произойти, когда Иисус получит верховную власть, а ангелы Божии поклонятся ему, на всей земле наступит великий национальный юбилей. Народы, которые сейчас стонут под запятнанной кровью тиранией мира и призывают несчастья на головы своих мучителей, направят вверх, на небеса, возглас, "как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель" (Откровение 19:6). Павел, несомненно, имел точку зрения на этот период блаженства, когда цитировал слова "Поклонитесь перед Ним, все боги". Это цитата из девяносто шестого псалма*, где прославляется эпоха этого царствования такими словами: "Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его. Перед Ним идет огонь, и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит, и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его. Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь перед Ним, все боги (Элохим).
Слышит Сион, и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи. Ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами (Элохимом)". Таковым будет явление, когда Отец возвратит Господа Иисуса вновь в обитаемый мир, "вселенную". Сейчас же Элохим восходит и нисходит по лестнице, так сказать, между Господом Иисусом, который находится по правую руку Всевышнего на небесах, и землей; однако когда он "воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и перед старейшинами его будет слава" (Исаия 24:23), небеса и обитаемый мир-вселенная будут едины, а те, имя которым Элохим, будут восходить и нисходить перед ним. Небеса откроются для глаз святых, и они увидят чудеса невидимого. Именно таково учение, преподанное самим Господом, который, когда Нафанаил признал в нем Сына Божиего и царя Израилева, потому что он открыл его скрытые поступки, сказал ему: "Увидишь больше сего. Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Иоанн 1:51). Затем будущая вселенная покорится Сыну. Лестница веков и поколений, как я уже сказал, связывает начальные и завершающие эпохи долгого периода времени. Прошло около четырех тысяч лет в этом интервале времени. Осталось совсем недолго, и вершины этой лестницы достигнут Авраам, Исаак, Иаков и все другие, кто будет достоин Царства Божьего. Они дотянутся до небес, но не посредством полета туда, как духи на крыльях ангелов, а потому что небеса опустятся на землю, когда Господь Иисус низойдет в славе. Иаков прожил со своим дядей Лаваном двадцать лет (Бытие 31:38). За время пребывания в Месопотамии у него родилось одиннадцать сыновей. Двенадцатый, Вениамин, родился у Рахили, матери Иосифа, в Вифлееме Ефрафе, где она умерла и была похоронена. Поскольку Иосифу было тридцать девять лет, когда Иаков пришел в Египет, будучи в то время ста тридцати лет от роду (Бытие 41:46,47; 45:6; 47:9), значит, Иакову был девяносто один год, когда Иосиф появился на свет, и семьдесят семь лет, когда он убежал в Харран. После рождения Иосифа ему явился ангел Божий и сказал: "Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал мне обет. Теперь встань, выйди из земли сей; и возвратись в землю родины твоей". Он послушался. Тайно собрав все свое имущество, он убежал от Лавана, выступив в путь, "чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую". Перейдя Евфрат, он оказался около реки Иавок, которая впадает в Иордан приблизительно на полпути между Галилейским и Мертвым морями. Недалеко от слияния этих рек "встретили его Ангелы Божии", и поэтому он назвал это место Маханаим, что значит ополчение Божие. Послав вестников к Исаву в землю Сеир, чтобы умилостивить его, и переправив все, что у него было, он остался на северном берегу один. Именно там он боролся с одним из ангелов, который благословил его и изменил ему имя с Иакова на более почетное - Израиль, означающее князь Божий. В память об этой чести, ангел коснулся жилы на составе бедра его, что привело к ее сжатию. Так Иаков стал хромать "на бедро свое". Перейдя Иавок в Пенуэле и присоединившись к своей компании, он встретился с Исавом, который принял его с явной добротой, несмотря на очевидное недоверие со стороны Иакова. Последовало примирение. Исав принял щедрый дар и навязал Иакову непрошенную охрану из своих воинов. Иаков, однако, уговорил брата отправиться без него, "а я, - сказал он, - пойду медленно, и приду к господину моему в Сеир". Однако как только Исав двинулся в путь, Иаков поспешил в Сокхоф. Остановившись там на время, он пересек Иордан и поселился в Сихеме, в земле Ханаанской. После того, как его сыновья отомстили этому городу за Дину, свою сестру, Бог явился ему вновь и сказал идти и поселиться в Вефиле и устроить там жертвенник Богу, явившемуся ему, когда он бежал от лица Исава. Его семья до сих пор хранила богов Лавановых. Поэтому, во исполнение слова Божьего, он распорядился, чтобы его домашние выбросили их. Они так и поступили и отдали ему вместе с ними и свои серьги, и Иаков закопал богов и украшения под дубом недалеко от Сихема. Прибыв в Вефиль, он устроил жертвенник, как ему наказал Бог. Сказал ему там Бог: "Я Бог всемогущий; народ и множество народов будет у тебя, и цари произойдут из чресл твоих. Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и Потомству (Семени) твоему по тебе дам землю сию" (Бытие 35:11- 12). В этом обновленном обетовании Иакову раскрылась дополнительная мысль о том, что народ, составленный из его потомков, будет вмещать в себя множество народов, то есть, это будет национальный союз племен, или колен. Он должен будет унаследовать эту землю вместе с ними и с Семенем, или Христом, и, поскольку он знал, что они должны будут быть притесняемы другим народом четыре сотни лет, после чего этот народ будет осужден, а его собственные дети выйдут с большим богатством, это благословение в Вефиле напомнило ему, что он воскреснет из мертвых вместе с Авраамом и унаследует землю навеки вместе со своим Семенем. Покинув Вефиль, он отправился в Вифлеем, по пути в который умерла Рахиль. После ее смерти он раскинул шатер свой за башнею Гадер, на горе Сион. Оттуда он пришел в Хеврон, где жил его отец Исаак. Спустя двадцать девять лет после того, как Иаков покинул Лавана и воссоединился с семьей, Исаак умер, достигнув ста восьмидесяти лет, и его сыновья Исав и Иаков погребли его (Бытие 35:29).
ССЫЛКИ
1) Бытие 23:2; 2) Бытие 25:8; 15:15; 3) Римлянам 9:12; 4) Иоанн 16:8; 5) 1-е Коринфянам 6:11; 6) Ефесянам 1:5; 7) Римлянам 9:16; 8) Римлянам 9:8; 9) Бытие 25:27; 10) Римлянам 9:16; 11) Бытие 27:33; 12) Евреям 12:15; 13) Исход 34:7; 14) Евреям 11:13; 15) Евреям 1:6.
|