Пророк
Ничего не известно об этом человеке Божием, кроме его имени – Иоиль сын Вафуила. А потому сейчас будет предпринята серьезная попытка делать кирпичи без соломы.
В еврейском языке, среди всего разнообразия и богатства слов, обозначающих дурака, или глупца, есть и это слово, «Иоиль». Но в данном случае такое толкование его выглядело бы не серьезно.
Очевидно, что здесь имя составляется из двух Божественных имен, Яхве и Эль: «Яхве есть Бог» (ср. с «Илия», то же самое, только в другом порядке). И это, почти на сто процентов, правильно. Есть и другие примеры составления имен подобным образом. Иосиф – Йо-сиф. Иосафат, Иосия и т.п.
Совсем не помогает и имя отца из-за схожести его с еврейскими словами «лесть» и «внезапность». Однако в переводе 70-ти его имя звучит (из-за легкости спутать еврейские буквы «б» и «п»[1]) как «Вафуил» (= «Бефуил»), что означает «опустошенный Богом» (то же слово в Ис.5,6), имея тем самым прочную связь с главной темой пророчества. Такое имя для отца несомненно было бы избрано и самим пророком, дабы подготовить читателя к тому, о чем пойдет речь в его пророчестве, ибо настоящим его отчеством, скорее всего, было: «сын Азарии» (2Пар.29,12). Что делает Иоиля левитом, и очень возможно – священником. Подтверждение этому предположению можно найти в Иоил.2,12.
Когда жил Иоиль? Где пророчествовал? Обширный диапазон для предположений: времена Иосафата (гл.3,12), Гофолии, Езекии и Софонии (некоторое сходство мыслей и выражений). Всё говорит в пользу третьего, ибо если пророчество читать с мыслью о Езекии и Исаии, то оно проливает дополнительный свет на события тех времен.
Частое упоминание Иерусалима также говорит в пользу времен Езекии. Ссылки на окружавшие Израиль языческие народы звучат в унисон со всем тем, что известно о царствовании Езекии из многочисленных упоминаний их Исаией. С другой стороны, бросающееся в глаза отсутствие пророческих упреков за смешение с язычеством, как нельзя уместно связать со временем после очередной реформации (см. 4Цар.18,4; 2Пар.30 и 31), что, в любом случае, трудно согласовать с главной темой пророчества Иоиля о нашествии врагов, о гибели и спасении. Как будет показано в следующей главе, пророчество Иоиля очень удачно вставляется именно в этот временной промежуток.
Содержание пророчества
После краткого, но чрезвычайно выразительного вступления (гл.1,2,3), остальные стихи этой главы и ст.1-11 следующей, повествуют красочным ветхозаветным языком о гибельном нашествии саранчи. Остаток 2-й главы призывает ко всенародному покаянию, прибавляя заманчивые обетования небесного благословения.
В 3-й главе говорится об ужасах массового вторжения в землю Божию на Его народ множества народов, а также о спасении Божием. В заключительных торжественных аккордах восхваляется благость царства Мессии вместе с всевластием Божием.
Нашествие саранчи
Пророчество звучит воистину ужасно. Весь урожай съеден. Ревут, стонут из-за отсутствия пажити стада. Небо потемнело от множества опустошителей, земледелец несчастен в своем бессилии перед безжалостным вторжением вражеского войска, которое плотными рядами проходит по земле, неся с собою гибель, совершенно равнодушно взирая на все, совершенные ими опустошения.
Многие комментаторы решили, что Иоиль видел в недавнем нашествии саранчи на святую землю осуждение Божие, призывающее Его народ к необходимости покаяния. И, в основном, это так. Однако, говорит ли это пророчество только о нашествии саранчи, или все же о вторжении безжалостных Ассирийцев?
При внимательном чтении становится ясно, что если пророк и описывал исключительно нашествие саранчи, то только для образного сравнения ее с нашествием на землю более грозного и более безжалостного врага.
a. «Ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле… огонь истребил пастбища пустыни» (гл.1,19,20). Никакая саранча не истребляет пастбища и деревья огнем.
b. «Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя» (гл.2,3). Выглядит ли земля после саранчи так, как будто после пожара?
c. «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим» (гл.2,11), сравните с Ис.8,7,8; 10,5-7; Мф.22,7; Откр.9,11.
d. «Чтобы не издевались над ним народы… (говоря) где Бог их?» (гл.2,17).
e. «И пришедшего от севера (разве саранча в Израиль приходит с севера?) удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное (Мертвое море), а заднее – в море западное» (гл.2,20). Может ли одна и та же стая саранчи разделиться, чтобы разлететься в две противоположные стороны?
Подобные подробности решают всё. Пророк вполне мог построить свое предупреждение на воспоминании о недавнем нашествии саранчи (точно так же, как Апостол Иаков предупреждает об опасности присутствия в церквах лжеучителей – см. Иак.3,1 – на образе, находящегося «между членами», нетренированного языка), однако то главное, что он хотел сделать, было подкреплением своего народа перед грядущим на него нашествием, подобного которому история еще не знала. И заканчивается это пророчество в 3-й главе буквальным пророчеством о «священной войне».
Именно по этой причине все последующие комментарии будут в первую очередь вращаться вокруг крупного вторжения в Иудею Ассирии во время царствования Езекии, а потом уже касаться и более полного исполнения этого пророчества в последние дни среди беззаботного Иудейства в неспокойном государстве Израильском.
В то время
Современных комментаторов вполне удовлетворяет то, что три главы книги Иоиля были написаны исключительно в связи с современными ему событиями – небывалое ранее нашествие саранчи полностью уничтожило сельское хозяйство, тем самым оказав сильное влияние на все стороны национальной экономики тех дней. Согласно их взглядам, чтобы избежать всего этого в дальнейшем, нужно обратиться к Господу, принять отвергнутые Его уставы и постановления, поверить Ему – и тогда всё это нынешнее бедствие обернется в богатое изобилием блаженство.
Более ранние комментаторы видели в этом пророчестве лишь образную часть – того как Бог испытывает избранный Им остаток, которому было обетовано духовное Царство Мессии. Такое образное видение не допускало никакого буквального исполнения этого пророчества.
Однако я попытаюсь на этих страницах отстоять свое собственное мнение о том, как буквальное нашествие саранчи послужило Богу и Его пророку удачным образом для описания вражеского вторжения в Иудею страшных Ассирийцев во времена царствования Езекии.
Однако и это всего лишь пол дела, ибо любое Библейское пророчество (за небольшим исключением) несет в себе двойственность:
1. говорит о современных тому времени событиях, которые только что произошли, или готовых произойти в ближайшее время;
2. говорит о Мессии, Его первом и втором пришествиях.
В этой главе читателю предлагается посмотреть на исполнение первого пункта книги Иоиля, после чего мы поговорим о последних днях и о Царстве Божием. Схема исполнения пророчеств точна такая же, как и в Ис.66, которое мы уже рассмотрели. И, как мы увидим позже, события, на которых основываются оба этих пророчеств, происходили в одно и то же время.
Будет полезно напомнить, что в писаниях некоторых пророков (и Апостолов тоже) иногда наталкиваешься на серию нарочито сделанных неувязок и несвязанности изложения. В таких случаях не стоит придаваться отчаянию, а тем более ударяться в критику – нужно просто принять это так, как оно есть. Иоиль также обладает этими особенностями. А потому, дабы современному читателю стали более понятны некоторые аспекты его пророчества, в этой главе мы будем следовать этим принципам. Когда же дело дойдет до более важного для нас предмета, до последних дней, в нашем изучении мы не пропустим ни одного стиха. Надеюсь, что таким способом мы достигнем наилучшего результата.
Нашествие «саранчи»
Ни одному из современных рассказчиков о привидениях не удалось бы произвести столь жуткого эффекта, которого достиг Иоиль в своих двух кратких описаниях безжалостного нашествия летучей саранчи.
На каждом лице можно прочитать безнадежный ужас (гл.2,6). Это – ненасытное, ни перед чем не останавливающееся войско, которое бежит, карабкается, налетает, как мрачная туча, продвигается вперед и вперед, не нарушая, как во всяком хорошо организованном войске, своих рядов – не мешая друг другу (гл. 2,7-9). Они хорошо приспособлены жить в условиях войны. Ибо только для этого они и созданы. Где бы они не появились, они едят, едят и едят (гл.1,4). Перед ними земля, как сад Едемский, сад Божий, за ними – опустошенная степь, пустыня (гл.2,3). Виноградники и смоковницы (гл.1,7), весь скот, все стада (гл.1,18) – всё пропало, всё погибло.
Нашествие войска
Это нашествие безжалостных и жестоких расширяющих свою империю Ассирийцев: «Ибо пришел на землю Мою народ» (гл.1,6). На самом деле не один народ, а несколько, которые предпочли, во избежание варварских неприятностей от Ассирийцев, присоединиться к ним. «Все народы»,- говорит Иоиль (гл.3,2). Слова, которые не стоит понимать буквально. Жители Тибета или же краснокожие индейцы не участвуют в исполнении Божиего определения по отношению к Израилю. Тогда даже не было необходимости называть главного врага по имени, у которого «зубы… зубы львиные» (гл.1,6 – занятная деталь в описании саранчи!), ибо за этими словами легко угадывалась Ассирия, ибо археологи утверждают, что Ассирийцы в своей гордыни сравнивали себя со львами. Это был тот образ, который с радостью перехватил Вавилон после падения Ниневии (Дан. 7,4). Упоминание колесниц также помогает идентификации с Ассирийцами, ибо ни у одного из народов, даже у Египтян, не стояла на вооружении такая техника.
Упоминание четырех разновидностей «пожирателей» (гл.1,4) обычно приравнивают к четырем различным состояниям саранчи. Однако, похоже, что за этими четырьмя именами кроются еще и четыре великих Ассирийских монарха, каждый из которых внес свой вклад в нападениях на народ Божий. Феглаффелласар III, Салманассар V (умерший при осаде Самарии, Саргон II (Ис.20,1) и самый худший из всех – Сеннахирим.
Предпринимались различные попытки подстроить эти вызывающие мурашки на спине еврейские имена (переводя их в числа) под сравнение с четырьмя империями истукана Навуходоносора. Но при этих попытках встречаются, по крайней мере, две трудности: а) ни один из получившихся образов не укладывается в рамки известной человеческой истории; б) подобные домыслы чужды пророчеству Иоиля.
Названы некоторые, из присоединившихся к Ассирии народам в нападении на Иудею, это – Тир, Сидон, Едом и Египет (гл.3,4,19). Последний был заклятым, всегдашним врагом Ассирии, однако и это не остановило огромное Египетское войско от вторжения в южную часть Иудеи, незадолго до своего окончательного поражения при Елтеке (или же Елфеке) от всё тех же Ассирийцев. Другие члены союза против Иудеи – Елам, Мид (Ис.21,2 ср. с Ис.22,6), Моав (Ис. 16,4,5).
«Приготовьтесь к войне» (гл.3,9). Буквально, «освятитесь к войне»,- ибо очень многое говорит о том, что Сеннахирим почитал эту военную кампанию за битву между Ахшуром, богом Ниневии, и Яхве. Вспомните: «Для чего будут говорить между народами: где Бог их?» (гл.2,17).
Естественно существует связь между воодушевлением врагов перековать «орала ваши на мечи и серпы ваши на копья» (гл.3,10) и совершенно противоположным пророчеством Исаии о Царстве Мессии (Ис.2,4).
Упоминание «долины Иосафата» приводит некоторых к мысли, что это пророчество относится ко временам царствования одноименного царя, чему нет никаких подтверждений (см. далее комментарий по этому поводу). С другой стороны слова, «все народы окрестные» (= «все народы отовсюду»), теряющие всякий смысл, если они не относятся к Иерусалиму, предполагают идентификацию этой долины с долиной суда Господа (гл.3,14), которая находилась сразу же за стенами святого города. Осаждающее город войско располагалось там, и там же нашло свою погибель. «Туда, Господи, веди Твоих героев (Ангелов)… ибо там Я воссяду; чтобы судить все народы отовсюду» (гл.3,11,12; Ис.37,36).
Однако перед тем, как состоялась эта великая победа, опустошения, наведенные ими в земле, привели обитателей Иерусалима в непреодолимый ужас. Ненависть Сеннахирима к Израилю и Израильскому Богу была настолько велика и бесконтрольна, что его военные действия отличались варварской безжалостностью и безумной свирепостью. Как правило, войны велись для того чтобы землей и богатством побежденного народа победитель мог прибавить себе самому богатства и славы, но Сеннахирим был исключением из этого правила. Его целью было превратить Израиль в пустыню. Он должен был показать всему цивилизованному миру, что он думает о Боге этих жалких Иудеев. Однако и Исаия, и Иоиль отлично сознавали, что он был всего лишь послушным орудием в могучей деснице Яхве (Ис.8,7,8; 10,5-7), что войско Сеннахирима было Его воинством (гл.2,11).
На самом деле в этом гибельном нашествии участвовало не одно войско. Пока осаждали Лахис, город, являющимся ключом к Египту, чтобы за тем перейти к следующему, значащемуся в списке, к Ливне, другие отряды шарили по земле, ограбив и предав огню сорок шесть защищенных городов (так вытесано на каменной призме тех времен, хранящейся в Британском музее). Кавалерийские отряды, не встречая никакого сопротивления, прочесывали деревни (ср. с Ис.10,28-32), уничтожая все агрокультурные сооружения, построенные при царе Озии (2Пар.26,9,10).
Виноградники опустели, смоковницы (образ процветания Израиля), вместе с гранатовыми деревьями были безжалостно порублены (гл.1,12). Все жнивье, каким бы оно не было, сожжено. Все кладовые, полные ли, или пустые были варварски разрушены (гл.1,17). Не реквизированные Ассирийцами волы и овцы умирали от отсутствия пастбищ и заготовленных кормов (гл.1,18). В дикой ярости был спален весь урожай, густой столп дыма поднимался до небес (гл. 1,19,20). Мрак духовный и буквальный окутал всю землю. И этот дым был не дымом от жертв, приносимых Богу, он не был признаком благодарности за удавшийся урожай, который наполнял двор храма в обычные годы.
Для Израиля это было полным затмением, ибо потемнели их солнце, луна и звезды, померкла слава (гл.2,10).
Их негодные соседи, присоединившиеся ради спасения своей шкуры к Ассирийцам, с огромным удовольствием рыскали по земле Иудейской (помимо двухсот тысяч Ассирийцев, как о том написано на каменной призме тех времен, хранящейся в Британском музее), захватывая в плен Иудеев, чтобы затем продать их работорговцам (гл.3,6).
На всей Иудее, исключая умирающий от страха Иерусалим, было написано: «Бедствие».
Ухудшение
Само собой разумеется, что была веская причина того, почему Бог был на стороне огромных жестоких полчищ. Кроме небольшого верного остатка (гл. 2,32), весь народ был уже далеко в стороне от сделанных Езекией великих перемен, которые на короткое время вывели народ из состояния нечистоты, отведя его от края гибельного и почти полного отступления (2Пар.29 и 30). Теперь же и священники, и князья народа вновь пьянели от мирского (гл.1,5; Ис.28,7,8).
Покайтесь!!!
Это было время, когда они постигали знамение его, с трудом разбирая, написанное для них грозное послание: Воздаяние!
Для них оставался всего лишь один выход – покаяние. Покаяние всенародное, от всего сердца. Настоящее!
«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (гл.2,12,13).
Итак, народу нужен был день очищения такой искренности и подлинности молитв и молений, какого они не помнили: «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание» (гл.2,15).
И священники первыми должны были показать всем и во всем пример! Их значимость ни чуть не должна умаляться. Ибо именно для этого они и предназначены!
Только так могла хоть как-то измениться ситуация. «Кто знает, не сжалится ли Он (Господь) и не оставит ли благословения» (гл.2,14).
Спасение
О, да! Еще есть надежда. Наш Бог не из тех, кто совершенно оставляет Свой народ. «Возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой» (гл.2,18). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме (где же еще?!) будет спасение» (гл.2,32).
Как?
«И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное, а заднее – в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал [зла]» (гл.2,20). Ибо Господь покажет тогда «знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма» (гл.2,30 ср. с Ис.37,36; 30,30-33; 31,8,9).
«И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых» (гл.3,16).
Отмщение (гл.3,7) падет на головы не только Ассирийцев, но и на Египтян, друзей-предателей, которые притесняли невинных Иудеев (гл.3,19; Ис.19,20), а также и на Едом, коему лучше бы быть врагом Израиля, нежели притворяться любящим братом (Ис.63,1-4; 34,6,8).
Год юбилейный
Взял ли Исаия чудесную картину благословения, нарисованную Иоилем, или же то было вдохновлено каждому отдельно и было передано Езекии, что худые годы вдвое компенсируются плодородием богатого благословениями юбилейного года (гл.2,23-26; Ис.37,30,31)? Пораженному Богом народу была представлена краткая, но очень утешительная картина полного восстановления всего, что ими было утеряно, мерой полной, утрясенной.
Такая земля, как земля священная, нуждается всего лишь в дожде – и уже ничто не остановит ее от плодоношения. Совсем не зря ее называют землею, где течет молоко и мед (трава и цветы!). Итак обещанный юбилейный год должен принести обилие освежающего дождя на прекраснейшую из всех земель, неся радость как людям, так и скоту (гл.3,18).
Гумна, которые ассоциировались с молотильным гневом Божиим, теперь переполнены отборным хлебом (гл.2,24). Точила изливают свою переливающуюся на солнце жидкость, из подточилий так же сочится елей, а изумленные земледельцы оторопело стоят перед чудом плодородия, благодарно поднимая к небу глаза свои, восхваляя Господа за то, что Он по милости Своей, дал им то, что они совсем не заслуживали (гл.2,18).
[1] Правильно – «Пефуил».
Израиль в последние дни: Иоиль, гл.1
Не может быть никаких сомнений в том, что пророчество Иоиля относится не только к его собственным дням, но и предупреждает Израиль Божий о последних, более серьезных скорбях, объясняя как им, пользуясь мудростью Божией, описанной здесь, войти в радость и великую славу своего народа – в Царство Мессии-Христа. И пусть новый Израиль не надеется, что это пророчество не про него. Если они следят за знамениями того же самого Мессии и того же самого Царства, им также нужно внять звучащему предупреждению и наставлению, которыми полны три главы, описывающие всякие ужасы.
Гл.1,2,3: «Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду».
Редкая по содержанию глава о всенародном испытании делает особое ударение на том, что она обращена к пяти поколениям. Вспомните, было ли что-нибудь подобное в прошлом? И смотрите в будущее, сравнивая происходящее с описанными ужасами.
Память о сверхъестественных чудесах, которые сотворил Бог ради Своего народа, или же его последующие наставления на путь истины, должны передаваться верными от поколения к поколению. С самого начала Моисей старался установить подобный обычай:
«Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, – о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Вт.4,9,10).
Если бы сыны Израилевы обратили внимание на эти слова Моисея и Иоиля, произошло ли бы Вавилонское нашествие пятью поколениями позже?
Такое же точно наставление, и даже более настойчивое, звучит в большом историческом псалме 77:
«Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, -
возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному» (Пс.77,3-8).
Здесь не только перечисление вероломства Израилева в Египте и в пустыне, но также, и это главное, неверность народа сего во все последующие годы такому Богу, Которого не было ни у одного из других народов и к Которому они были так близки.
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего… ибо время близко» (Откр.1,3).
Вам необходимо установить такой обычай в ваших семьях, понуждает пророк. От отца к сыну и далее к внуку нужно бережно передавать сии слова. Как много поколений будут заняты этим? Пять? Шесть? И как много поколений, верно хранящих Истину в последние дни, пристально вглядываются в горизонт, ожидая восходящего солнца на горе Елеонской?
Сегодня пять поколений нового Израиля, обладая Таким Словом, которое не всем знакомо, и зная (!!) близость его исполнения, довольствуются чуть теплящимся интересом к делам Божиим своих детей и внуков.
Помнить и учить! И еще раз, помнить и учить! Такова должна быть обязанность верных. Впрочем Моисей сознавал, что люди могут и пренебречь этим. А потому он особо подчеркивал и выделял это правило: «Поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих».
Но часто ли прадедушки обращаются с «сынами сынов своих» как с инкрустированными шкатулками, куда складывается самое ценное и дорогое, хранимое в доме? Увы, гораздо удобнее говорить об устарелости и непостижимости писаний Иоиля, передавая по наследству именно это предание, оставляя молодых надеяться только на свои собственные силы!
Гл.1,4: «Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки».
О чем говорит это назойливо повторяющееся безжалостное уничтожение? О том, что такое нашествие «саранчи» в последние дни произойдет и не отменится. Здесь нет места для «может быть». В последние и самые худшие для Иакова времена придет к нему такая скорбь, какой никогда не бывало. Можно лишь удивляться радушным толкам о том, как погрязшее в идолопоклонстве современное государство Израильское, плавно и безболезненно перейдет в славное Царство Мессии.
Тогда образом чего служит описание нашествия саранчи? В тексте есть два намека на это: а) близость двух еврейских слов, означающих «саранчу» и «арабов», которые хотя и пишутся по-разному, почти одинаково произносятся; б) и то, что (о чем уже говорилось выше), мрачная картина, представленная здесь, описывает нашествие вражеского войска (гл.1,6,19; 2,20). Так же будет уместно вспомнить, что мародерствующие полчища арабов сравнивались с саранчой и во времена Гедеона (Суд.6,5).
Но почему здесь упоминаются четыре разновидности едящих? Как уже говорилось, предпринимались каббалистические попытки перевести эти четыре насекомых в числа (путем перевода букв в цифры), чтобы потом заявить, что здесь сокрыты четыре временных периода империй, о которых предсказывается в Дан.2 и 7. Однако, насколько можно судить, подобные умелые, но далеко неуместные манипуляции с историей, могут привести к любому, желаемому результату.
Скорее всего четыре вида насекомых говорят о четырех нашествиях арабов с тем чтобы опустошить до конца Израиль. Названия, встречающиеся позже в пророчестве, указывают на Тир, Сидон (Ливан), Филистимлян (сектор Газы), Египет и Едом (Иордания, или же Саудовская Аравия).