ПРОРОЧЕСТВО ИОИЛЯ (часть 4)
Гл.2,15-17: «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?
Назначьте пост (Лев.16,29).
Объявите торжественное собрание (Лев.23,27).
Соберите народ, созовите собрание.
Пригласите старцев.
Между притвором и жертвенником да плачут священники.
А также, «не оставит ли благословения» (ст.14), не может означать ничего другого, кроме как Числ.6,23. Слава Господня воссияла и удалилась, оставив после себя в святилище первосвященника, который служил народу доказательством того, что его грехи были прощены, и что он (народ) был под крылом Божиим.
Нужно повторить то, о чем мы уже говорили выше, а именно, что не стоит искать буквального исполнения этих слов в последние дни. Ведь самое главное то, что Господь Бог хотел сказать этими словами, хотел передать Свои мысли Своему народу. Если мир будет ожидать построения нового храма в Иерусалиме вместе с восстановлением жертвоприношений и Левитского священства, дабы Израилю прийти к всенародному и чистосердечному покаянию, то ему придется ожидать вечно. Израиль будет совершенно и полностью опустошен задолго до первых признаков подобного развития событий. Не стоит также ожидать перед пришествием Мессии резкого скачка покаяния во всей Иудее, ибо на эту сумасшедшую землю могут подействовать исключительно безжалостное нашествие арабов да настойчивый призыв в духе Илии Иоанна Крестителя. И даже тогда, как и в стародавние дни, милостивая любовь Божия, явленная в исполнении Его обетований, проявится только благодаря горячим молитвам и молениям тех семи тысяч, которые сохранили себя от поголовного отступления. Думается, что только тогда (и не раньше!), когда верный остаток вместе с рассеянным по всему миру новым Израилем воззовет: «Пощади, Господи, народ твой», - тогда небеса перестанут быть как медь.
Святая земля, скоро опустошенная и разграбленная не будет долго оставаться в таком положении в руках врага. Не долго будет потешаться враг, «а! а! и вечные высоты достались нам в удел» (Иез.35,12; 36,2). Ибо эта земля удел, наследие Божие (ст.17), давным-давно приготовленное для Авраама и семени его. Когда же разразится священная война во имя Аллаха (разновидность имени Израильского Бога Иегова), когда победители Израиля будут топтать его землю и насмешливо говорить, «где Бог их?» (точно так, как говорил Рабсак во дни Иоиля), тогда умолчит ли Бог? А если к этому еще прибавятся моления, горячèе Моисеевых (Исх.32,11,12) и Езекии (2Пар.30,20; Ис.37,1)?
Гл.2,18-20: «И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное, а заднее – в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал [зла]».
Это – обещанные плоды покаяния. Язык, каким написан ст.19, написан языком юбилейного года, года, какой был обетован Езекии (Ис.37,30,31), когда окна небесные открываются для излияния благословений и плодородия, изменяя заброшенную и опустелую землю в текущую медом и молоком.
Обещание, «более не отдам вас на поругание народам», подтверждает пятикратное уверение («не будешь более») Иез.36,12-15.
Пришедшие с севера – точно не саранча (ибо когда саранча приходила в землю Израиля с севера?) и вряд ли полчища России (ибо то, что написано здесь совсем не состыкуется с опустошением, описанным в Иез.38). Скорее всего это сильно милитаризованная Сирия (или Ирак), посланная, как и в прошлом, произвести суд (гл.3,9,14).
Двумя морями не могут быть никакие другие, кроме Мертвого и Средиземного морей (Отк.16,3).
Гл.2,21,22: «Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу».
Какое чудное повеление! «Не бойся… Не бойтесь… и… радуйтесь и веселитесь» (в ст.23). Было сделано всё, чтобы превратить землю, в которой течет молоко и мед, в голую и бесплодную пустыню. Однако, несмотря на видимый и стремительный успех в этой безжалостной и жестокой кампании, ответные действия будут еще удивительнее. Точно так, как это было во времена Езекии, когда опустошенная и сожженная Ассирийцами земля за год, или два, полностью восстановила свое плодородие, да еще и с прибытком, так будет и в последнее время великой скорби Иакова. Когда будет казаться, что всё потеряно, придет спасение, ибо «Господь велик, чтобы совершить это». Земля оправится от всех язв также быстро при Мессии, как она быстро была поглощена пьяными строителями империи (Иез.38), но и тогда – «не бойся», Израиль!
Гл.2,23: «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде».
Это обетовано «чадам Сиона», тем в народе, кто уже возложил свои духовные ценности в Боге и Его святом храме. Это те, кто будут веселиться в Господе и в Его милостивых благодеяниях, когда дождь дается в свое время и в меру, гарантируя изобилие и благосостояние без напряженного для земледельца в поте лица и с мозолями на руках труда.
Благодатный климат в Израиле благословен двумя дождливыми периодами – ранним в октябре, когда сеются ячмень и пшеница, и поздним – во время пасхи, орошая созревшие колосья. Израиль, спасенный от врагов, будет благословен этими дарами, как никогда прежде.
Однако пророк строит свое пророчество не только так, что его можно прочитать как «осенний дождь праведности» (в месяце празднования дня очищения и праздника кущ), но и как, «учитель праведности». И здесь не стоит забывать о Мессии. Сначала Он приходит как пророк Господень, призывая народ к праведности (Иисус родился во время праздника кущ), во второй же раз Он явится ради спасения народа во время празднования пасхи, «весной» (см. Совр. пер.)
Гл.2,24-27: «И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки».
Пророки всегда волнующее говорят о царстве Мессии, противопоставляя его постыдному и унизительному положению народа Божия. Однако разве Иоиль говорит в этом месте нечто особенное, отличное от того, что он говорит и в других местах?
Еще и еще раз здесь описываются несравненные благодеяния, дарованные этой земле, которая является наследием Божиим. И здесь все еще звучит язык, которым говорят о юбилейном годе. Захватывающее дух плодородие и изобилие приходят не благодаря умелым сельхоз работам Сионистов, достигающим своих политических интересов, а благодаря благодатному слову Создателя, Который еще в начале сказал: «Да будет», - и стало так.
Нашествия орд арабской саранчи, которые ранее нападали на Израиль из чисто хулиганских побуждений, только потому, что там живут евреи, больше никогда, никогда не повторятся, ибо больше никогда не потребуется судить народ Израильский, так как теперь, в присутствии славы Господней, они наконец-то исполнят все свои обещания. Они будут «славить имя Господа», Его милости, благодеяния и любовь, оказанные им, дабы исполнить все обетования Израилю как раз тогда, когда им казалось, что вся надежда Израилева превратилась в бред сумасшедшего.
С настойчивостью, на какую он только способен, Иоиль уверяет этих детей, «в которых (сейчас) нет верности», что они, народ Божий, «не посрамятся во веки».
Гл.2,28,29: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего».
Употребление здесь, «после того», указывает на то, что всё это исполнится только после восстановления на святой земле рая. Впрочем, на этом вряд ли стоит настаивать, ибо Иоиль написал свое пророчество далеко не в хронологическом порядке (обратите внимание, как гл.3 возвращается назад ко временам нашествия, чтобы затем перескочить опять к Царству Мессии и суду над народами).
Только одно из всего этого ясно, что излияние Святого Духа произойдет только среди народа Израильского, т.е. далеко не на всех, как понимают это место современные пятидесятники. Всё это пророчество целиком, и особенно ст.32 (+ Деян.2,16-18) неизбежно приводят к такому выводу.
От этого вывода не может отвести и упоминание «всякой плоти». Те, кто под «всякой плотью» понимают все народы, упускают из вида одну главную деталь – помазание Святым Духом сродни священному помазанию, которым удостаивались лишь избранные (ср. с Исх.30,32). Только в недалеком счастливом будущем, и это оговорено, в «помазании» произойдут изменения, ибо среди сподобившихся будут не только первосвященники, но и весь остальной народ, без исключений.
Так же возможно, что в этих всеобъемлющих словах ст.28-го содержится ключ к пониманию значения пророчества Малахии о служении Илии в последние дни, когда «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал.4,6), ибо Малахия до этого уже дважды делал ссылки на книгу Иоиля.
Упоминание «рабов и рабынь», возможно намекает на то, что в это благословенное число попадут и те из народов, кто добровольно присоединился к Израильскому народу, к надежде Израилевой (Ис.60,3; Зах.8,23; Мф.21,43; Гал.29; Откр.21,24). И это вряд ли относится к пятидесятникам, ибо даже самые знающие из них на удивление мало осведомлены об определениях Иеговы в отношении Израиля.
Есть удивительное сходство между словами Иоиля и Ис.44,3. То ли Исаия полагался на Иоиля, то ли Иоиль опирался на найденное им у Исаии. Пророки Ветхого Завета много и часто заимствовали друг у друга. И также существует большое искушение полагать, что Павел, когда писал Гал.3,28, заглядывал в то же самое место.
Есть двойная проблема в том, что Петр цитировал именно это место из Писаний в Деян.2,16-20. а) Почему Петр изменил слова, «после того», на «последние дни»? б) Почему он говорит о своем времени, если это было написано о конце времен?
Возможно, что схожесть между еврейскими словами, «после того» и «последние (дни)», была использована Петром, дабы подчеркнуть, что он цитирует слова из пророчества о последних днях?
И все же, пятидесятническая речь Петра произносилась не «в последние дни»! Нужно прямо смотреть фактам в глаза, ибо это далеко не единственное место, где в Новом Завете говорится о вере в очень скорое второе пришествие, ибо верующие тогда искренне полагали, что именно они живут в последние дни. А они то уж точно обладали дарами Святого Духа. Могли ли они ошибаться?! (На этот вопрос Г. Виттакер отвечает в своей книге «Откровение» в Дополнении).
Гл.2,30,31: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный».
Есть места, где видно, что подобные обороты речи используются исключительно образно (напр., Иер.31,35,36; Быт.37,9,10), но иногда в образности речи начинают возникать сомнения. Несмотря на уж слишком возвышенный стиль речи, совсем не легко видеть здесь одну лишь образность. Буквальный же смысл ужасающ, ибо воистину, день Господень будет великий и страшный (Мал.4,5).
«Столпы дыма» буквально – «пальмы дыма», что заставляет вспомнить о современных «грибах» ядерного взрыва. В других местах Писаний пальмы, как правило, являются олицетворением народов языческих (в противоположность смоковнице и лозе, образам Иудейства). Впрочем, другие места, где говорится о небесных катаклизмах, истолковываются как образное описание Израиля. А потому прилежному ученику Библии во всех случаях, когда ему встречаются такие места, рекомендуется не ограничиваться толкованием лишь с одной стороны медали, но и заглядывать на другую.
Если эти слова, процитированные Петром в Деян.2, приложить к первому столетию, то они достаточно точно подойдут к описанию ужасам войны с Римом (67-70 годы по Р.Х.; 3½ года). Но даже в то время можно было отчетливо разглядеть буквальное исполнение этого пророчества.
Так что? Имеет ли подобное пророчество двойное исполнение, или нет? У пишущего эти строки нет однозначного и догматичного ответа на этот счет.
Гл.2,32: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь».
В великий и страшный день Господень будет возможно спасение для тех, кто называется именем Господним. Надо заметить, что для Писаний такая идиома совсем не редкость (напр., Деян.22,16; Иак.2,7; Откр.14,1). Хотя в этом месте ее можно найти в греческом переводе, в еврейском эта мысль не сохранилась. «Называться именем Господним», быть облеченным им – понятие для верного остатка довольно-таки привлекательное и глубокое.
В переводе 70-ти изменено также и окончание стиха, которое звучит так: «…как сказал Господь, и благовестники, которых Господь призвал (к Себе)».
В середине стиха встречаются слова, на которые очень легко не обратить внимания: «как сказал Господь». За этой фразой скрывается то, что Иоиль в этом стихе говорит о вещах уже знакомых ему либо из более раннего откровения, о котором нам ничего не сказано, либо (и это более правдоподобно) о том, что он узнал из другого недавно произнесенного пророчества. Здесь выбор лежит между Авд.17 и Ис.37,32, между пророками современниками Иоилю. И это еще один пример того, как часто пророки ссылались на другие Богодухновенные Писания.
В наши дни и в Израиле появились Братья во Христе.
Последние дни, Иоиль, гл.3
Гл.3,1,2: «Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили».
Переходное слово «ибо», с которого начинается эти стихи, связывает написанное с предыдущим, а это говорит о том, что пророчество Иоиля нельзя разрывать на куски. Это – одно пророчество. Но здесь отличный пример того, как пророчество может резко переходить от одного к другому: от вторжения – к страданию, от страданий – к плену, от плена – к покаянию, благословению и славе царствования Мессии. И среди этого – ни одного упоминания о Мессии! Может ли кто-нибудь объяснить сие явление? Как понимать то, когда он пишет от первого лица (как, напр., в гл.2,25 и гл.3,1,2), или когда упоминает «Господа»? Говорит ли это Сам Мессия, или же это он, Иоиль, говорит о Нем?
Итак, здесь, в ст.1 и 2, содержится предварительные замечания о том, как будут развиваться драматические события в последнее время. Должно быть еще одно пленение Израиля, да такое, перед которым все предыдущие покажутся мелочью. «Я возвращу плен», означает – «Я возвращу из плена». Иоиль, само собой, строит свое пророчество уже на пережитом его народом страшном и необратимом поражении от Сеннахирима, в сравнении с которым нашествие плен Навузарданом, был игрой «в казаки-разбойники». О нацистской жестокости Ассирийцев также выгравировано на каменной призме, историческом памятнике тех времен, находящемся в Британском музее.
И все же худшее впереди. Совсем не важно, как выглядит леденеющая кровь история исполнения Лк.21,24 в изложении Иосифа Флавия, всё это окажется лишь детской «страшилкой» в сравнении с будущим, ибо настоящее попрание Иерусалима язычниками еще не было. Эти «времена» (время, времена и полу время) еще не начались.
Если под словами «все народы» понимать что-то наподобие ООН, включая туда чукчей и ямайцев, собравшихся против народа Божия и Его земли, то получится глупость, ибо в Библии достаточно много мест, где под «всеми народами» подразумеваются «все народы, окружающие Израиль». Одним из последствий победы над Сеннахиримом стало то, что «многие приносили дары Езекии… И он возвеличился… в глазах всех народов» (2Пар.32,23). См. также Ис.29,7,8; 17,12-14; 1Пар.14,17; 18,11; Пс.117,10; Ис.14,26; 34,2,4; Иер.27,7; Авд.15. Некоторых из народов, входящих в это число, упоминает Иоиль. Это – Тир, Сидон (Ливан), Филистимляне (сектор Газы), Египет и Едом (ст.4 и 19).
Точное место нахождения «долины Иосафата» установить невозможно. Назвать «долиной» то, что находится при «потоке Кедрона», было бы слишком громко. Более подходит «долина сыновей Енномовых», особенно если учесть, что там, в Тофете (Ис.30,33, букв. «место огня», намек на Иоил.3?) были поражены Ассирийцы. Эта долина – «долина суда» Иеговы, «чтобы судить все народы отовсюду».
И причина для излияния Божественного гнева достаточно проста: «они рассеяли между народами» (упоминаемыми в ст.4) народ Мой.
Гл.3,3-6: «И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили. И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их».
Жуткая картина унижения Израиля, в определенное для того время. Иерусалим будет захвачен, и половина жителей его (естественно, евреев) будет уведена в плен, дабы изведать все ужасы его, приготовленные для них арабами (Зах. 14,2). Между победителями будет соревнование, у кого больше будет захвачено рабов (несмотря на то, что многие народы во всем мире уже позабыли о рабстве, у арабов оно процветает до сих пор). Рабы будут разменной монетой, за которую можно будет купить вино и женщин. Многие будут увезены в другие страны (Грецию, Турцию, Египет – ст.4, 6, 19).
На разграблении же всего того, что только можно будет разграбить в Израиле, не стоит даже и останавливаться. Употребление первого лица при описании грабежа во времена пророка, «вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши», имеет особую силу. И все это произошло буквально! Святыня в Иерусалиме была разграблена в отчаянной и тщетной попытке откупиться от врага (4Цар.18,16). Ну, а поскольку в современном Иерусалиме нет ничего ценного из посвященного Иегове, то очень может быть, что великолепные мусульманские мечети («капища»), стоящие на горе Сион, вдобавок будут украшены драгоценными трофеями, захваченными в Израиле.
Главной причиной для столь жестокого грабежа будет «возмездие». Арабы злопамятны. Одно поражение за другим во всех последних арабо-израильских конфликтах прочно засело в мусульманской памяти. Четвертая по военной мощи современная держава, вскоре окажется попранным никчемным государством.
Сильное место Иез.39,23-25 красноречиво говорит о причинах рабского состояния Израиля в последние дни. Полнейшая безбожность большинства и страшное отступничество «ортодоксальных» религий от завещанных Моисеем и пророками истин, являются достаточной причиной для того, чтобы начатое истребление Гитлером имело свое жуткое продолжение в последние дни. Во многие времена среди проиудейских общин возникал один и тот же вопрос, почему, ну, почему Богом избранному народу, приходится так много страдать? И, лежащий на поверхности ответ, почему-то никогда не находился. А ответ прост – потому что они, Богом избранный народ, отказываются прославлять Бога отцов своих.
И все же Бог не забыл Своих обетований: «Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» (Иез.34,12). И остаток третьей главы книги Иоиля рассказывает, как это будет.
Гл.3,7,8: «Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу. И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному; так Господь сказал».
Трудно понять ст.8, ибо в нем говорится о том, как по завету Иеговы, Израиль сам становится работорговцами. Однако не нарисована ли здесь картина спасения Израиля Вседержителем от смешения народов в их земле? Разбогатевшие на нефти эмираты с радостью заплатят за возвращение 800 000 дышащих ненавистью сынов Исава в землю, предназначенную Богом для Едома (Быт. 36,6,8). Кстати, именно такое решение данной проблемы в 1929 году предлагал профессор Бродетский. Тогда это стоило 11 миллионов фунтов стерлингов.
Гл.3,9,10: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: я силен».
«Приготовьтесь к войне», или «освятите рать» (церковнославянский) – слова, призывающие к священной войне, к которой почти с пеленок готов каждый правоверный мусульманин. К тому же, разве они не провозгласили Иерусалим своим третьим по счету святым городом? Орала – на мечи, серпы – на копья. Звучит пародией на описание Исаией жизни во времена царствования Мессии. Как будто кто-то хочет сказать: «Мы покажем им, что мы думаем об их Мессии и об их единственно правильной вере (Ис.2,4). Да будет даже самый слабый из нас, храбрым и непобедимым воином! Ибо это будет день победы и возмездия!»
Гл.3,11-13: «Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди твоих героев. Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика».
Странно читать о собрании Господом всех народов в долине Иосафата, что они низойдут туда. Ибо, если учесть сделанное ранее предположение (см. ст.2), то туда нужно восходить, что, кстати, и подтверждается в оригинале (см. церковнославянский). Любая долина вокруг Иерусалима возвышается над уровнем море примерно на 600 метров, и чтобы взойти на нее, нужно буквально карабкаться по склонам вверх.
«Туда, Господи, веди Твоих героев». Горячая молитва, чтобы Ангел вмешался в дела человеческие и помог Израилю. (Сравни с Ис.13,3: «Я дал повеление избранным Моим… призвал… сильных Моих, торжествующих в величии Моем»). Оба пророка писали об одном и том же. И конец у обоих один и тот же (Ис.37,36; Иоил.3,16,17). Осуждение постигшее войско Сеннахирима в Тофете поблекнет перед будущим Божественным спасением святого города.
Образное описание суда не заканчивается на сборе ягод – они еще должны быть истоптаны в точиле. Однако в Откр.14,15-20, в месте очень схожем с Иоил.3, упоминаются два серпа, две жатвы, два суда. Очевидно, что первая жатва, это жатва Мессии (Мф.13,30). Другая жатва – сбор ягод, описанный в Иоил.3 – производимый Ангелом суд от лица Вседержителя. Два разных суда видны из употребления слова «серпы» во множественном числе ( в синодальном переводе и переводе 70-ти). И это правильно, ибо «долина суда», на самом деле «долина молотильная» (см. Ис.28,22,27; 41,15; Мих.4,13). И все-таки трудность остается, ибо ясно, что Иоиль одновременно говорит и о сборе винограда и о жатве, относя и то и другое к одному и тому же событию.
Гл.3,14,15: «Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой».
Возможно, для пущего эффекта в переводе 70-ти это место звучит так: «Голоса, голоса в долине суда». Как уже было отмечено, под словом «долина» здесь скорее всего понимается просто какое-то ровное место (ст.2), в данном случае, возможно, место в районе храма на горе Сион, которое первоначально было гумном (2Цар.24,18). «Близок день Господень» - зловещая игра слов, ибо звучит примерно как, «день Господень есть херувим» - намек на то, что в дело вступают колесницы Божии.
В таком случае повторное упоминание солнца, луны и звезд, потерявших «блеск», очень подходит к описанию жуткого положения, в котором окажется в то время Израиль, ибо отсюда ясно, что тогда исчезнет, пропадет всякий признак присутствия Божественной славы в Израиле. Эти образы совсем не подходят для олицетворения ни властей мира сего, ни церковных сил, ни других каких «звезд». Какое было дело до них Иоилю? Такое привычное толкование, с посылки французского приходского священника ХVIII столетия, давным-давно пора было бы выбросить за борт. Очевидно, что позже и д-р Томас пришел к выводу, что подобные образы, и особенно у Иоиля, относятся только к Израилю.
Гл.3,16: «И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых».
Здесь – единственное упоминание Иоилем Мессии, да и то, косвенным образом, ибо как еще «возгремит Господь с Сиона», если не через льва от колена Иудина (Откр.5,5)? Это будет первым явлением Мессии, первым видимым явлением славы Господней возвратившейся в Иерусалим с горы Елеонской, с которой Он и вознесся (Иез.43,1,2).
Иоиль занял эти слова из Ам.1,2, где они являются предисловием описания окончательного суда, которому посвящены первые две главы. Однако было бы серьезной ошибкой считать, что последующие десять определений наказания последуют в хронологическом порядке, ибо совершенно ясно, что последние два будут первыми на те «все народы» из Иоил.3,2.
Прообразом такого поражения от голоса Господня было удивительное поражение Ассирийского богохульства у ворот Иерусалима. О том же самом, но гораздо в больших масштабах, говорит и Иоиль.
Предсказанное здесь «содрогание» неба и земли, должно, конечно же, пониматься образно. И ключ к пониманию этих образов находим в словах Иисуса. Когда Он прорекал о тех же самых событиях, Он прибавил: «Ибо силы небесные поколеблются» (Лк.21,26). Под «силами небесными» в Писаниях очень часто подразумевается либо силы Святого Духа, либо Ангелы. Таким образом получается, что Господь здесь говорит о таком злом времени, когда даже Ангелы, вестники Божии, будут на грани своих сил. Так и здесь: «Содрогнутся небо (Ангелы) и земля (Израильская)».
Но здесь возможен и другой Библейский подход. Как уже упоминалось, землетрясение вызывает две ассоциации: а) гнев Божий (Пс.17,8) и б) замену ветхого (Евр.12,26,27). Несколькими поколениями позже Аггей, переняв язык Иоиля, писал: «Еще раз (однозначно!) – и это будет скоро (загадочные слова), - Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы (Иоил.3,2), - и придет Желаемый всеми народами (подразумевает благовестие всем народам!)» (Агг.2,6,7). Из Евр.10,37 и Евр.12,26,27 совершенно ясно виден еще один пример того, как в первом столетии ожидали пришествия Мессии. Господь «потряс» небо и землю в 70-м году, да так, что от закона Моисеева мало что осталось, однако Царство тогда не настало. Такие места как это и Откр.16,18 (из той же категории) не стоит толковать с кондачка, ибо они нуждаются в серьезном объяснении.
Эти слова говорят о времени, когда Израиль окажется в таком жалком положении, что с него, похоже, уже нечего будет и взять то (как в 70-м году). Только тогда Бог вмешается в происходящие события. «Господь (Иегова!) будет защитою для народа Своего». Когда Павел исповедовал, что «за надежду Израилеву обложен» он «этими узами», он имел в виду великое обетование, данное Иакову, что в его многочисленном потомстве также благословятся и «все племена земные» (Быт.28,13,14). Как же будет здорово и весьма кстати явление Мессии, принеся с Собой защиту и надежду, которых сам Израиль никогда не имел и не мог иметь, во время, когда само существование народа будет висеть на волоске.
|