АНГЕЛЫ
Глава 1: Естество Ангелов Жизненно важно понять то, что делают ангелы, ибо именно через них каждую минуту совершает через нас Свою волю, ибо через них происходят все искушения в нашей жизни, дабы через испытания мы смогли сподобиться достичь Царствия Его. Все мы верим, что Бог везде присутствует Своим Святым Духом, однако Дух понятие не столь уж и абстрактное, ибо всегда является в чем-то (как и понятие “диавола”). А потому есть все основания предположить, что Дух в подавляющем своем большинстве, проявляется в Ангелах, через которых Бог являет Себя во вселенной и в нашей жизни. То, что наша награда будет вручаться нам в их присутствии, заставляет взглянуть на Ангелов, на их способности и природу более внимательно, чтобы лучше разглядеть предлежащую нам радость. “Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим”. А сыны воскресения “равны Ангелам” (Лк 20,35,36). Когда в Кол 1,12 говорится о нашем участии “в наследии святых во свете”, то здесь так же подразумеваются и Ангелы. Это изучение затрагивает несколько тем, и не последней из них будет ограничение власти Ангелов, ограничение их знаний и возможностей, что отражается в том, как они действуют в нашей жизни. Очень часто Бог говорит так, как будто Он не всесилен, как будто у Него существуют какие-то ограничения в силе, власти и возможности. Мы же знаем, что это не может относиться к личности Самого Бога, ибо Он “не утомляется и не изнемогает” (Ис 40,28). А это значит, что когда встречаются такие слова, то они говорят об Ангелах, являющих собой имя Божие. Когда мы говорим о том, как в Исх 33,12 Моисей разговаривал с Господом, то подразумеваем, что он разговаривал с Ангелом, ибо человек не может видеть Бога и остаться в живых. Не верящие в Троицу, как правило, и весьма верно, говорят, что сказанное в Быт 1,26 о Боге, Элохим, (“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему”), сказано об Ангелах. Похоже, будет совершенно логично истолковывать и все остальные места в этой главе, а может быть и во всей книге Бытие, где говорится об “Элохим”, что здесь говорится об Ангелах. Так, например, из ст 25, “и увидел Бог, что [это] хорошо”, можно понять, что Бог, посмотрел на сделанное Им, и обратил внимание, что сделанное было сделано совсем не плохо. Нам же известно, что весь труд по сотворению мира был проделан Ангелами, и что это они могли обратить внимание на то, что сделанное ими было совсем не плохо. Богу же было заранее известно, что все сделанное, будет хорошо. Он с самого начала знал, что будет в конце, а потому Ему не нужно было потом проверять, хорошо ли было сделанное Им. То же самое и с Быт 2,2, когда Элохим “почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал”, то подразумевается, что они очень сильно устали, а это невозможно применить к Самому Богу. Еврейское слово, переведенное здесь как “почил”, означает не только отдых, покой но и намекает на причины этого отдыха. Что лучше видно из Исх 31,17, “потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился”, где употребляется слово, описывающее отдых от изнурительного труда. То же самое слово встречается при описании отдыха Давида и его людей, когда они бежали из Иерусалима до Бахурима (2Цар 16,14). Заодно обратите внимание на то, что Ангелы, дававший закон Моисеев, очень часто из всех постановлений особенно выделяли закон о субботе (например, Исх 31,13; Иез 20,12,13,16,20), потому что “это суббота Господня” (Лев 23,3), или же день покоя Ангелов, о покое которых сказано в Бытии. И то, что люди отдыхали в субботу, говорит о том, что и ангелы точно так же, буквально, отдыхали в этот день. В Писаниях очень много сказано об “ограничении возможностей” Бога. Например. Из сказанного в Быт 8,1 о том, что Бог “вспомнил” о Ное в ковчеге, можно понять, что Бог обладает способностью и забывать. В Быт 11,5 сказано, “и сошел Господь посмотреть город и башню” Вавилона так, как будто Ему, для того чтобы что-то понять, нужно рассмотреть это со всех сторон и с близкого расстояния. В Быт 16,7 сказано, “и нашел ее (Агарь) Ангел Господень (названный “Богом” в ст 13) у источника воды”, как будто он не знал где она, а потому и был вынужден искать ее. Вт 32,20,27: “Сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их... но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие”. Сам Бог знает всё с самого начала до самого конца и не считается со мнением людей. Однако Его Ангелы не обладают таким всезнанием и силой, а потому подобные слова больше подходят к ним. Ограниченность возможностей Ангелов лучше всего видна на примерах борьбы Ангела с Иаковом, в князе царства Персидского, противостоящего Ангелу (Дан 10,13), в прилетевшем в изнеможении Гаврииле (Дан 9,21; евр.), и, может быть, в Ангеле Захарии, который проявил удивление из-за недопонимания Захарии (Зах 4,13). Впрочем, все эти “ограничения возможностей” не должны смущать нас, бросая тень на близость отношений Бога с нами, Его чадами. Мысль о явлении Бога в Ангелах не исключает непосредственного сочувствия Бога и Его вмешательства в жизнь Своего народа. Простейшее сравнение на сей счет: когда что-то говорит или делает королева Англии, то она, как правило, говорит и делает через своих представителей, хотя иногда она может говорить и сама, а так же оказать внимание стоящему по пути ребенку. То, что она, как правило, делает через своих подданных, она может сделать и сама. И то же самое, но гораздо в большей степени, относится к Царю Небесному.
Ограничения в пространстве Откр 9,14 повелевает: “освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате”, после чего они живо берутся за приготовление путей для второго пришествия. Подразумевается, что эти Ангелы были ограничены в пространстве, будучи связанными при реке Евфрате до того времени, пока события не подошли к последнему дню и они были освобождены от своего ограничения. Упоминание “Ангела вод” точно так же предполагает ограничение действий это Ангела в пространстве. А потому вполне возможно, что и мы, как будущие элохим, будем ограничены в пространстве будущей вселенной, данными в нашу власть “городами”.
Ограничение знаний Жизненно важно понимать, что Ангелы не обладают совершенно полным знанием, что мы увидим из того, как Ангелы меняют свое мнение и планы, а так же, что и мы в будущем сразу после суда не станем вдруг обладать совершенным духовным пониманием и знанием. Об ангелах часто говорится, как они о чем-то спрашивают Бога, не понимая почему и зачем Он делает то, или это. Например, в притче о пшенице и плевелах, “рабы домовладыки (называемые Ангелами в ст 39)” говорят своему господину: “Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?... хочешь ли, мы пойдем, выберем их?” (Мф 13,27). Здесь, о чем мы подробнее поговорим позже, содержится хороши пример того, как Ангелы пред Богом пытаются понять, что и как Он хочет делать, предлагая Ему свою помощь в этом после того, разумеется, как они поймут что и как надо делать. Ангелы (как и мы в этой жизни!) могут делать что-то совсем не так, как того хотелось бы Богу. И отличный пример тому можно найти в Иез 9,4,5: “И сказал ему Господь (одетому в льняную одежду, ст 2, или же Ангелу): пройди посреди города... и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем (другим Ангелам) сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите”. Здесь в ст 4 “Господь”, похоже тоже Ангел, тот же Ангел, который в ст 1 “возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города”. То, что это предложение начинается с “и”, обращает наше внимание немного назад, на Иез 8,3, на дух простирающий “как бы руку” (слова, напоминающие описание херувима, который, как мы увидим, являл собой Ангелов) для того, чтобы переносить в видениях Иезекииля из одного места в другое. Описание подобия мужа в Иез 8,2, “как бы огненное... как бы сияние”, является описанием того же самого Ангела. “Карателями города”, о которых говорится в Иез 9,1, тоже были Ангелами (как в Ис 62,6). Этим Ангелам сейчас говорится, чтобы они шли по городу и без всякой жалости поражали тех, которые не были отмечены предыдущим Ангелом, что говорит о том, что те же самые Ангелы, которые спасают нас и охраняют от всех жизненных невзгод, могут обратиться против нас, чтобы исполнить заслуженное нами осуждение Божие. Сейчас же стоит отметить, что этим Ангелам неоднократно было сказано, чтобы их чувства не мешали делать им делать порученное им дело: “пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти”. Из этих слов понятно, что главный Ангел знал о том, что при исполнении осуждения у них могли проявляться чувства, а потому заранее и предупреждал их об этом. Точно так же мы знаем, что осуждение Божие часто основывается на том, что мы называем “чувствами”, когда мы читаем о том, как Бог в первые дни Израиля без всяких на то причин жалел его, а после переставал жалеть, осуждая и наказывая Израиль. Очень многие молитвы Давида призывают Бога оказать милость и пожалеть его. Многие псалмы очень часто начинаются с жалобами на беды, с жалобами на то, что Бог оставил человека, что Он нечувствителен к его огорчениям, и кончаются торжеством веры и силы молитвы потому, что Бог все-таки пожалел и помог ему. Похоже, Ангел из Быт 18,21 понимал, что его знания ограничены, когда говорил: “Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю”.
Разве Бог человек? Из-за недостатка полного знания Ангелам нужно время на обдумывание и на беседы друг с другом о том, что они собираются делать, что может привести, с человеческой точки зрения, на некоторую отсрочку дела. Так в Быт 18,17 читаем: “И сказал Господь (Ангел, см. ниже): утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!” Однако тут же видно, что и Ангелы не все знают, по крайней мере, на каком-то этапе времени. Ведь Ангел, погубивший Содом, утверждает, что он избрал Авраама “для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя” (Быт 18,19). Однако тот же самый Ангел, или же другой сильный Ангел Израилев, через которого давались обетования патриархам (см. ниже), говорил буквально через несколько месяцев тому же Аврааму после принесения в жертву Исаака: “Теперь Я знаю, что боишься ты Бога” (Быт 22,12), из чего вытекает, что до этого он не знал, искренна вера Авраама, или нет, и что уверенность, явленная в Быт 18,19 была уверенностью в том, что Авраам будет наставлять своих детей истине, и ни чуть не говорила о знании глубины и силы веры Авраама. И здесь, похоже, другого объяснения нет и быть не может. В таком случае Содом мог был остаться нетронутым не из-за веры Авраама Богу, а ради знания того, что Авраам станет наставлять истине других. Таким образом получается, что ревность и успешная проповедь кого-то может вовсе не отражать ни веры, ни духовности этого человека. Мысль о том, что радуга должна служить “напоминанием” Богу о том, чтобы Он не погубил землю еще раз потопом, довольно неудобоварима, если применять ее к Самому Богу. Если же радуга служит напоминанием Ангелам, которые и привели на землю потоп (см. ниже), то эта мысль приобретает смысл (Быт 9,16). В Исх 2,24,25 можно найти еще один пример: “И услышал Бог стенание их (Израиля в Египте), и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом (заключенный во всех случаях через Ангела). И увидел Бог сынов Израилевых (см. ниже, Ангелы - очи Божие), и призрел их Бог”. Бог вспомнил и обратил внимание на Израиль - слова выражающие ограничение возможностей и применимы только к Ангелам. Отсюда можно даже сделать вывод, что Ангелы имеют способность забывать. В Ис 63 мы читаем об Ангеле лица Божия, шедшего с Израилем через пустыню и его размышлениях в то время: “Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его (Ангела лица Божия); поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам (Ангел) воевал против них. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ангела), Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды... Так вел Ты народ Твой (ст 10-14). Это место повествует о воспоминаниях Ангела, который вел Израиль через пустыню и во гневе не забывал и о милости. “Где Тот, Который вывел их из моря?” - спрашивает тот же Ангел, который и вывел их. Здесь Ангел вспоминает то, как он являл собой Бога, когда вводил Израиль из Египта, решая снова, к в те дни, стать таким же по отношению к народу Божию. И здесь опять находится место для жалости и чувствам, которые влияют на решение Ангела, даже несмотря на то, что все и делается под властной мышце Божией. Так же нам известно и о том, что Ангелы молят Бога даровать им больше знания. Так они, точно так же, как и мы, сильно “желают проникнуть” в духовные вещи и знамения времен, например, “отвечал Ангел Господень (обратите внимание на зависимость Ангелов от Бога) и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом?” (Зах 1,12). Очень может быть, что Ангелы так же ограничены в том, что они говорят и пишут (например, пишут книгу жизни, говорят “языками ангельскими” - 1Кор 13,1). Так в Пс 80 рассказывается о том, что делал Ангел, выводя Израиль из Египта: ст 2: “Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова” - имя Ангела, Иаков говорил о своем Боге, как об Ангеле (Быт 48,15,16); ст 6: “когда он вышел из земли Египетской” - Ангел Господень сделал, порази в первенцев Египетских; ст 5,6: “это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева” - Ангел дал закон Моисеев, как о том говорит Павел в 1 и 2 главах Послания к Евреям; ст 7: “Я снял с рамен его тяжести” - Ангел вывел их из земли рабства; ст 8: “при водах Меривы испытал тебя” - как мы увидим позже, испытывать - это дело ангелов, а не Бога, Который и так всё знает, а потому и не нуждается ни в каких “испытаниях”; Когда мы читаем удивительные слова, о том, что Ангел “услышал звуки языка, которого не знал” (ст 6), то просто не верится, что Ангел мог не знать Египетского языка. Или же это происходило лишь потому, что Ангел настолько сливался со своим народом, что все, сказанное о них, так же непосредственно касалось и Его? ст 11: “Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской” - это было сделано Ангелом в столпе облачном.
Глава 2: Язык Ангелов Некоторые слова и выражения определенно относятся к Ангелам, однако очень часто точно такие же слова и выражения описывают действия Бога, и в таком случае под Богом нужно подразумевать Ангелов. Иногда же те же самые слова, которые ясно говорят об Ангелах, позже, в других местах, очень трудно применить к Ангелам. Возможно, что это происходит от нашего недопонимания, или же потому что эти места описывают явление Божие несколько иным путем, чем Его явление через Ангелов. Взять, к примеру, Исх 31,18, где сказано, что скрижали были написаны перстом Божиим, тогда как очевидно, что закон был дан Ангелами и, скорее всего, ими же был и написан на скрижалях. Однако как-то язык не поворачивается сказать, что “перст Божий” - это Ангелы. В данном случае так же уместно задать вопрос, является ли слово “Элохим” именем Самого Бога, или же оно относится к явлению Бога в Ангелах? Подробный и всесторонний анализ этого слова можно найти в журнале “The Testimony” за 1947 год на стр. 420, и почти в каждом выпуске за 1948 год.
2-1 Господь Саваоф Понятие слов “Господь Саваоф” (где слово “Саваоф” переводится также как “воинство”, “ополчение”, “война”, “служба”, “войска”, “сражение”, “сил”) является ключевым для понимания того, что говорится об Ангелах. Слова “Господь Саваоф” (“сил, воинств”), как правило, говорят о явлении Бога в большом количестве кого-то, в “силах”, или же воинствах, что подразумевает некоторую организованность и иерархичность такого собрания. Собрание же кого-то может состоять из: Ангелов; народа Израильского; святых (кому, кому, а “Яхве Элохим” лучше всего подходит для них); языческие воинства, используемые Богом. Большинство мест могут говорить исключительно об Ангелах, что открывает огромное поле для поисков, ибо имена Божии в изобилии встречаются во всех Писаниях. Можно ли прийти к другому мнению, чем решить, что все места, где встречаются слова “Господь Саваоф” (или “сил, воинств”) всегда говорят об Ангелах? Если в этом есть сомнения, тогда надо ответить на вопрос, кто, если не Ангелы, подразумеваются в каждом месте под словом “Саваоф”, “силы”, воинства” и т.д.? Очень во многих местах, что нельзя отрицать из-за многих веских причин, под словами “Господь Саваоф” (“сил, воинств”) надо подразумевать Ангелов. Всякий раз, когда встречается это имя, оно ассоциируется с другими местами Писаний, где без всяких сомнений говорится об Ангелах. Самые очевидные места, где “Господь Саваоф” (или “сил, воинств”) означает Ангелов, перечислены ниже. “Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие” (Быт 32,1,2). Здесь под словом “ополчение” подразумевается то, что обычно переводится как “стан”, “множество”, “войско”. Ангел, встретивший Иисуса Навина, называет себя “вождем воинства Господня” (Нав 5,14,15), воинства Ангелов, которые должны были идти перед Иисусом Навином и Израилем, ведя их войны. Илия говорил, что он “возревновал... о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой... и пророков Твоих убили мечом” (3Цар 19,10), - видя в Ангеле Бога Саваофа. Когда в Неем 9,6 говорится, что “небесные воинства Тебе поклоняются”, очень трудно представить, что это говорится о звездах. Шум крыльев Ангела Херувима был “как бы шум в воинском стане” (Иез 1,24). Ангелы, наблюдавшие за рождением Христа, составляли “многочисленное воинство небесное” (Лк 2,13). “Благословите Господа, [все] Ангелы Его... благословите Господа, все воинства Его... Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его” (Пс 102,20,21; 148,2). “Господь даст слово (завоевать Ханаан): провозвестниц великое множество... Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч” (Пс 67,12,18).
|