АНГЕЛЫ (часть 3)
2.6 “Лицо Господа” Время от времени при описании явления Бога в Ангелах, об этом говорится довольно-таки открыто. “И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога (ходящего в раю)” - они скрылись от Ангела (Быт 3,8). Из этого места видно, что Ангел искал встречи с ними лицом к лицу, что мог делать только Ангел. “И пошел Каин от лица Господня” (Быт 4,16) - Ангел-херувим (см. ниже) хранит путь к древу жизни и к жертвоприношениям. “Если не пойдешь Ты Сам...”, - убеждал Моисей идти с ним Ангела (Исх 33,15...) “Земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева” - сказано об Ангеле. Закон был дан через Ангелов на горе Синай, которые “сходили” к Моисею (Пс 67,9). Пс 96,5: “Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли”, земли Израильской. Ангелы охраняют Израиль. “Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева” (Пс 113,7) - одни из самых ясных слов, говорящих об Ангелах. “Ангел лица Его” (Ис 63,9) - самый лучший из всех спасителей. Понятие “лица” в еврейском языке очень близко к понятию “обращения”, что в свою очередь указывает на Ангела-херувима, а так же на Ангелов, охраняющих путь к древу жизни в Быт 3. Очень интересные результаты может получить тот, кто захочет проследить возможные связи между Ангелами и “лицом” в следующих местах: Лев 22,3; 1Пар 16,27,33; 2Пар 20,9; Иов 1,12; 2,7; 23,15; Пс 9,4; 15,11; 16,2; 67,3,9; 94,2; 96,5; 99,2; 113,7; 138,7; 139,14; Ис 64,1,2; Иер 4,26; 5,22; 23,39; 52,3; Иез 38,20; Иона 1,3,10; Наум 1,5; Соф 1,7.
2.7 “Страх Божий” Ключ к этому понятию находится в Быт 48,15,16: “Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла...” Бог Авраама и Исаака был для Иакова тем Ангелом, который ежедневно избавлял его от всяких бед. То, что Бог использовал Ангелов в Своих откровениях патриархам, объясняет почему они подразумевали под Богом Ангелов. И здесь же лежит объяснение того, почему Ангел позже называется “Богом Иакова” и “Богом Израиля”, особенно если учесть, что Михаил был Ангелом (Богом) представляющим Собой Израиль (Дан 12,1). В Быт 31,42,53 видна связь между “Богом” и “страхом”, ибо Иаков говорит: “Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака... Бог Авраамов... Иаков поклялся страхом отца своего Исаака”. В Быт 48 говорится о вере Иакова в то, что Бог Авраама и Исаака был Ангелом, который избавлял его от всякого зла. Из Быт 31 видно, что он почитал Бога Авраама и Бога Исаака за “страх”. Так что получается, что “страх” - это имя Ангела. А это может объяснить почему “Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия” (Быт 20,11). Из рассказа видно, что Авимелех, местный царь, “боялся Бога”, ибо он, не в пример остальным многим языческим царям, все же “не прикасался” (Быт 20,4) к очевидно незамужней прекрасной принцессе, которую некому было защитить. Возможно, “не прикасался” на протяжение нескольких месяцев! (Пока женщины его страны не поняли, что их чрево было заключено). Последующее поведение жителей Герара говорит о том, что его правители были людьми честными и справедливым, даже несмотря на то, что Авраам так коварно поступил с ними. Таким образом, “страх Божий”, которого по опасениям Авраама не было в Гераре, должно означать опасения Авраама, что Ангел Божий не был с ним там... Потому-то он и придумал такой плотский хитрый план. Его слова совсем не означают, что на этом месте не боялись Бога. Ибо и мы можем подумать, что Ангел оставил нас, несмотря на то, что он все еще с нами, и поступить примерно так же, как поступил Авраам. “Вот, Я посылаю пред тобою Ангела... Ужас Мой пошлю пред тобою” (Исх 23,20,27). Как говорится, любые объяснения излишни. В Исх 23,23,27 “ужас Мой” (или же страх), посланный перед Израилем, сравнивается с Моим Ангелом, идущим перед ним. Так что “страхом Исаака” явно был Ангелом. В ст 28 ужас, страх, Ангел сравнивается с шершнями, которых Бог должен был послать, чтобы изгнать Ханаанские народы. Однако ослабление этих народов произошло прежде всего по вине окружающих их племен, которые, скорее всего, действовали по прямому руководству “Моего Ангела”, а потому и “шершни”, некоторым образом, являются также образом Ангела.
2.8 “Святый Израилев” Здесь мы поговорим о том, что Ангел буквально обитал в святая святых, над ковчегом откровения, а потому имя “Святый Израилев” должно было подходить именно к Нему. Как правило, Ангелы в основном олицетворяют святость Божию, одно их присутствие на земле делает эту землю святой (Исх 3,5; Нав 5,15), а потому, вполне возможно, что вся святость и, особенно, святость скинии собрания были святы только потому, что Ангел освящал святилище. Отсюда, когда Ангел-слава отошел от храма во время плена, как о том говорится у Иезекииля, вместе с ним отошла и святость, так что Бог попустил поклоняться в нем идолам, что было совершенно противоположным тому, что произошло с осуждением Филистимлян за то что они захватили ковчег во времена перед пришествием Ангела. Каждое место, одно за другим, убеждают в том, под словом “Святый” нужно понимать Ангела. В 4Цар 19,22 говорится о том, как Сеннахирим поносил “Святаго Израилева”. И тут же рассказывается о том, как он был наказан за это Ангелом, сошедшим в стан Ассирийский из храма, что говорит о возможности названия здесь этого Ангела “Святым” (больше об этом в гл 10, “Ангелы и Ассирия”). Очень частое упоминание “Святаго Израилева” у Исаии встречается как раз тогда, когда говорится о спасающем Езекию Ангеле от Ассирийцев. Пророчества Исаии о восстановлении Израиля, главным образом, должны были исполниться через того же самого Ангела (см. гл 11, “Ангелы и восстановление”). Иер 51,5: “Ибо не овдовел Израиль и Иуда от Бога Своего, Господа Саваофа; хотя земля их полна грехами пред Святым Израилевым”. Здесь Господь Саваоф (Ангелы) то же самое, что и Бог Иуды и Святый Израилев. Так что, несмотря на грехи Израиля и здесь говорится, что его Ангел не оставил народа Своего. В Пс 88 существует много намеков на Ангелов: ст 2,4: “Милости [Твои], Господи, буду петь вечно... Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду”. Обетования как патриархам, так и Давиду давались через Ангелов; ст 8: “Страшен Бог в великом сонме святых” - в собрании Ангелов (как в 3Цар 19,10; Быт 1,26; Иов 1); ст 12: “вселенную... Ты основал” - это было сделано Ангелами; ст 16: “во свете лица Твоего” - Ангел светился от храма в день очищения; ст 19: Святой Израилев - “царь наш” - Давид сознает, что на самом деле царем Израиля является не он, а Ангел Израиля; ст 20: “Некогда говорил Ты в видении святому (то же, что и в ст 19) Твоему (давал обетования Давиду)” - обетования были даны Давиду Самим Богом через Ангела, Святаго Израилева; ст 21: “Я обрел Давида, раба Моего” - слова, напоминающие сказанное в Пс 77,70-72 о Давиде, в псалме, повествующем о том, что было сделано Ангелами. “Господь Саваоф... возжет пламя... Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет” (Ис 10,16,17). “Ты творишь ангелами Твоими... огонь пылающий” (Пс 103,4). Подобно Ангелу в горящем кусте. “Святаго Иаковлева... Богом Израилевым” (Ис 29,23) - Богом Иакова (Израилевым) был Ангел. “Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран” (Авв 3,3). В этой главе дальше говорится об Ангеле-херувиме, ведшим Израиль через Чермное море и пустыню. В Пс 77,41 также говорится об Ангеле в пустыне, как о Святом Израилеве (о том же, что в Пс 77 говорится об Ангеле, см. гл 10). “Господь Саваоф” - понятие, явно связанное с Ангелами, часто встречается рядом со “Святым Израилевым”: “Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев” (Ис 47,4); “Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев” (Ис 54,5); “Ибо не овдовел Израиль... Господа Саваофа; хотя земля их полна грехами пред Святым Израилевым” (Иер 51,5, а так же ср. Ис 48,17 с Иер 50,34). Сюда же можно добавить: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!” (Ис 6,3).
2.9 “Сошествие” В главе 6-й мы поговорим о том, что когда говорится о перемещении Ангелов, то имеется в виду буквальное перемещение, ибо Ангелам свойственно двигаться в ограниченном пространстве. Очень часто мысль о решении Бога посетить людей и сойти к ним на землю, относится к Ангелам, ибо само представление о том, что Бог, для выяснения истины, должен сойти и посетить людей, являет ограничение Его возможностей, а, следовательно, не может относиться непосредственно к Нему, а значит, говорит об Ангелах. Еврейское слово “сходить” очень часто употребляется для описания буквального перемещения вниз. “И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие” в Вавилоне. Здесь, в виду ограничения возможностей, речь должна идти об Ангелах, которые ответили: “Сойдем же и смешаем там язык их” (Быт 11,5,7), что напоминает о сказанном Ангелами в Быт 1,26: “Сотворим человека по образу Нашему”. То же самое было сказано Ангелами и по отношению к грехам Содома: “сойду (Бог, являющий Себя в Ангелах) и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю” (Быт 18,21). После чего два Ангела были посланы в Содом, которые и приняли решение: “мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу” (Быт 19,13 ср. с Исх 33,12,20, где говорится об Ангеле). Таким образом, слова о сошествии Бога здесь выражают послание Ангелов в Содом. В Исх 3,8 все предельно ясно, ибо Ангел в горящем кусте говорит: “Схожу избавить” Израиль (евр. см. церковнославянский). Во многих местах говорится о присутствии Ангела на горе Синая при сошествии на нее Господа Бога (например, Исх 19,11,20; Неем 9,13). Об Ангеле в столпе облачном, который постоянно общался с Моисеем, говорится как о Господе, сходившем к нему в Числ 11,17,25; 12,5. 22-я глава 2-й Книги Царств полна рассказами о явлении Бога через Ангелов (см. гл 3). В ст 10 сказано: “Наклонил Он небеса и сошел”, что цитируется также в Пс 17,10 и Пс 143,5. Илия повелел сойти огню с неба, чтобы попалить посланный за ним пятидесяток (4Цар 1,10), что и было, скорее всего, осуществлено Ангелами, по образу явления “Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне (ср. с Пс 103,4) совершающего отмщение не познавшим Бога” (2Фес 1,7,8). Сошествие огня с неба (например, 2Пар 7,1) и потребление им благоугодной жертвы, должно означать Ангелов, делающих огонь поядающий (Пс 103,4). Во 2Пар 7,1 это должно быть было сказано об Ангеле, обитающем в храме. Вероятно, то же самое происходило и в Едеме, когда Ангел-херувим поглощал жертвоприношения. В Мих 1,12 говорится о сошествии бедствия от Господа, сотворенного Богом (Ис 45,7) через Его “посольство злых ангелов” (Пс 77,49).
“Посещение” “И посетил Господь Сарру, как сказал” (Быт 21,1; евр. см. церковнославянский) - говорил об этом Ангел, которого угощал в определенное время Авраам. То же самое можно сказать и о 1Цар 2,21 (“И посетил Господь Анну, и зачала она и родила”), ибо в большинстве случаев ранее не рожавшие женщины начинали рожать после явления Ангелов. Иосиф прорекал об Израиле, что “Бог посетит вас и выведет вас из земли сей” (Быт 50,24; см. также Исх 13,19), что и исполнил Ангел, явившийся Моисею в горящем кусте (Исх 3,16,17; 4,31). Ангел, который давал обетования и говорил с Израилем на горе Синай, так же должен был наказывать народ за его неповиновение. Много раз о таком наказании говорится, как о посещении Богом Израиля за его греха (например, Ос 9,9, где, обратите внимание, речь идет об Ангеле [“накажет” = “посетит”; евр.]). Пс 58,6: “Господи, Боже сил, Боже Израилев (два имя, которыми называются Ангелы), восстань (намек на ограничение возможностей) посетить все народы”. Подобные примеры можно найти также в Ис 29,6; Зах 10,3; Иер 11,22,23; 50,31; Ам 3,13,14. В Пс 79 очень много говорится об Ангелах. Так в ст 15 сказано: “Боже сил (Ангелы)! обратись же, призри с неба (Ангелы являются очами Божиими, так же обратите внимание на ограничение возможностей), и воззри, и посети виноград сей” (Иисуса - ст 18). Иеремия молит: “Посети меня... Господи, Боже Саваоф” (Ангелы - Иер 15,15,16). Ангел, пастырь Израилев, обещает: “посещу вас за злые деяния ваши” (Иер 23,2; евр. см. церковнославянский). Иудеи должны были оставаться в Вавилоне “до того дня, когда Я посещу их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие” (Иер 27,22). “Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие” (Иер 29,10). Это посещение ради восстановления народа было соделано Ангелами (см. “Ангелы и восстановление”). Деян 15,14: “Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое”, - так Петр, рассказывает о истории посещения им Корнилия, причиной которого, как видно из Деян 10, было посещение его Ангелом. Так что благовествование язычникам было делом Ангелов. В гл 12 (“Ангелы и закон”) делается предположение о том, что нескольким Ангелам было поручено исполнить особую миссию - уничтожить у людей существование предвзятого мнения о евреях, чтобы открыть путь спасения не в принадлежности к их народу, а по вере. В Мих 7,4 сказано, что день посещения Израиля является днем “провозвестников” Божиих, или же Ангелов (Ис 62,6; Дан 4,10,14,20, а также см. гл 8, где говорится об Ангелах, очах Божиих, призирающих за исполнением Его слова на Израиле). Иудеи не знали времени своего посещения Христом и Ангелами Его в 70 году Н.Э. (Лк 19,44; 1Пет 2,12). Книга Иова, рассказывающая о испытаниях Иова, говорит о них, как о результате Божиего посещение Иова (например Иов 35,15), хотя на самом деле все его испытания учинил ему Ангел-сатана (см. гл 9). Одним из качеств Ангела, носящего имя Господа, было то, что Он обещал “посетить вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (Исх 34,7; евр.), что не всегда исполнялось в истории Израиля, а это говорит о том, что эти слова не могут относиться к Самому Богу, а относятся к Ангелам, которые могут менять уже принятые ими решения.
Глава 3: Херувим Похоже, что видение херувима и животных как-то связано с Ангелами, о чем уже было сказано в другом месте(1). Одним из самых ясных на сей счет мест является то, что херувим охранял “путь” к дереву жизни (Быт 3,24), тогда как позже говорится, что любые “пути” соблюдаются Ангелами. Так, например, в Быт 18,19 Ангел говорит о избрании им Авраама за то, что тот будет “ходить путем Господним”, что подразумевает наставление его на этом пути Ангелом. В Исх 32,8 Ангел, разговаривая с Моисеем на горе Синай о народе Израильском, говорит, что “скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им” (см. также Вт 9,10,12). В Быт 6,12 сказано: “И воззрел Бог (Ангелы - очи Божии) на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле”. Больше о связи между Ангелами и потопом см. в гл 7. Джон Томас(2) подчеркивает, что о Боге в основном говорится, как о свете (1Ин 1,5), как о Духе (Ин 4,24) и как об огне поядающем (Евр 12,29). Все эти три элемента отчетливо видны в видениях херувима, как и сами Ангелы очень часто ассоциируются со светом, духом и огнем, что заставляет прийти к выводу, что Бог чаще всего проявляет Себя в Ангелах. Сказано, что у херувима есть крылья. Но и Ангел, ведший Израиль через пустыню, сравнивается с орлом, у которого большие, осеняющие крылья, что, в свой черед, очень сильно напоминает херувима: “как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его” (Вт 32,11,12) - а это в пустыне было сделано Ангелом. Похоже, что херувим является образом явления Бога, которое, в целом, во все времена остается одним и тем же. Так в Ис 6, Иез 1 и Откр 4 по-разному описывается Восседающий на главном престоле, окруженные разными Ангелами. “Животные” из Иез 1 являются херувимами того же самого явления, которое описано в Иез 10. “Над головами животных было подобие свода... А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола”. В Иез 1,4,5 говорится, что животные были видны из середины пламени, из середины огня, тогда как в Откр 4 говорится о видении их посреди и вокруг престола, из чего можно предположить, что эти животные всегда были близки к престолу, хотя, очевидно, в Иез 1 и ниже его. Великое облако, клубящийся огонь и свет пламени в Иез 1,4 является тем же самым, что и престол среди животных в другом видении.
|