АНГЕЛЫ (часть 17)
Ангелы и крест Закланный в Едеме агнец, из которого были сделаны одежды кожаные, был образом Иисуса Христа (Откр 13,8), ну, а то, что почти все сделанное Богом, о чем написано в книге Бытие, было сделано руками Ангелов, мы уже говорили, а из этого вытекает также еще и то, что за образом жертвы на кресте Христа также надзирали Ангелы. “О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф” (Зах 13,7). Ангелы назывались “Господом Саваофом”, а это значит, что они были не только Его “соучастниками”, но и следили за тем, чтобы и меч поднялся на Него. В Пс 37 рассказывающем о Мессии, описываются страдания Иисуса Христа на кресте, когда Он признает, что “рука Твоя (намек на Ангела) тяготеет на мне” (ст 3). Причастность Ангелов к распятию может объяснить путаницу в местоимениях, которая должна бросаться в глаза любому внимательному читателю 53-й главы книги Исаии, где первые шесть стихов, рассказывают о мыслях Иудейских и Христианских верующих о жертвенное смерти Господа, где сплошь и рядом встречаются местоимения “нас” и “мы”. В стихах же с 7 по 12 рассказывает так же о Нем, однако уже от первого лица: “за преступления народа Моего претерпел казнь... Посему Я дам Ему часть между великими” (Ис 53,8,12). Из слов, “народа Моего”, можно предположить, что это говорит Михаил, Ангел Израиля.
12-2 Ангелы укрепляют Иисуса Псалом 79: Ангелы укрепляют Иисуса Мы не можем совершенно точно объяснить, как “Бог был во Христе”, однако то, что Иисус обладал тем же самым естеством, что и мы, и точно так же боролся с грехом при помощи Божией, помогает понять, как Бог помогает и нам подвизаться против греха. То, что Он былом Сыном Божиим, конечно же, имело огромное влияние на Его укрепление, однако думается, что и в противостоянии греху Его укрепляли также и Ангелы. Интересно проследить за тем, как Ангелы служили Ему после искушений в пустыне, укрепляя и пополняя Его естественные и духовные силы. О укреплении Иисуса очень многое сказано в Пс 79, в котором так же просматриваются на Ангелы. Ст 2: “Пастырь Израиля!” - Ангел был пастырем Израиля в пустыне, как о том также написано и в Ис 63,9-11. “Водящий, как овец, Иосифа... Пред Ефремом” - Ангел шел в столпе облачном перед Израилем в пустыне, расположенном в определенном порядке. “Восседающий на Херувимах” - сильный Ангел, буквально обитавший над ковчегом откровений. Ст 3: “воздвигни силу Твою” - намек на ограничение возможностей Ангелов? Ибо Господь Бог всегда обладает одной и той же силой. Ст 4: “Боже!” - не Яхве. Ст 5: “Господи, Боже сил!” - Ангелы. Ст 4,8: “да воссияет лице Твое” - сказано об Ангеле, осветляющего скинию собрания. Ст 9: “Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее” - все это было сделано Ангелом. Ст 15: “Боже сил! (Ангелы) обратись же, призри с неба (Ангелы - очи Господа Бога), и воззри, и посети виноград сей” - мольба Ангела буквально вернуться с неба для обитания на земле? Ст 20: “Господи, Боже сил!” - Ангелы. Этот Ангел просит обратить особое внимание на охрану того, “что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе... Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе” (ст 16,18). Отрасль - Христос (Ис 11,1; Иер 23,5), так что во многих случаях отрасль, или “сын человеческий”, укреплялся Ангелом для Себя (“укрепил Себе”). Это укрепление Ангелом, несомненно, является пророчеством того, как Ангел явился Ему с небес “и укреплял Его” в Гефсимании (Лк 22,43). И это так же созвучно популярной мысли о том, что Ангелы оставили Иисуса на кресте, почему Он и воззвал громким голосом: “Боже Мой (сила, крепость Моя!), Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф 27,46) - возможно тем самым исполняя пророчество о распятии из Пс 30,23: “В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих" (от Ангелов); но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе”. Так же и Пс 21,20: “Но Ты, Господи (вспомните о буквальном сошествии Ангелов), не удаляйся от меня; сила моя! (ср. с “Боже Мой! Боже Мой!” - Ангел) поспеши на помощь мне”. В ст 22 просматривается херувим: “от рогов единорогов (херувима), услышав, меня...” - как будто Ангел, которому Он молился, обитал среди херувимов. Мы уже говорили о возможности того, что этот сильный Ангел вполне мог быть образом Христа, что находит свое подтверждение в Быт 49,23,24: “огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы (пророчество о страданиях Господа), но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного [Бога] Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, [Который] и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя”. Все это сильно напоминает об укреплении рук Моисея Аароном и Ором до полной победы над Амаликитянами - об укреплении поднятых над головой рук уставшего человека, молящего о даровании победы над врагом народа Божия (ср. над грехом), образ напоминающий о крестных страданиях Христа. В этих стихах так же встречается много имен Ангелов (“Бог Иаковлев”, “Бог отца твоего”), что вполне уместно, ибо совершенно очевидно, что в Быт 48,15,16 под Богом понимался Ангел. Так что получается, что Ангелы укрепляли Христа и на кресте. Впрочем, вполне может быть и так, что Иисуса Ангелы никогда не укрепляли в противостоянии греху, примерно так же, как Он отказался (оправдано ли?) на кресте от обезболивающего средства. Кое-что в Пс 90 намекает на это, однако эти намеки настолько тонки, что многим кажутся довольно-таки натянутыми: “Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона” (ст 11-13). Предполагается, что эти слова нужно понимать, как духовную защиту Ангелами Христа от греха, особенно, когда Он был искушаем в пустыне. Слово “охранять” в ст 11 является тем же самым словом, которое говорит о духовной, а не о буквальной охране пути к дереву жизни Херувимом в Быт 3,24. Образ преткновения “о камень ногою твоею”, является образом духовного преткновения, особенно, о “камень преткновения”. Ангелы носили на руках Иисуса, чтобы помочь Ему избежать всего этого. Попрание аспида так же должно вызывать в памяти то, о чем говорится в Быт 3, о семени жены, попиравшем грех. А потому победа Иисуса над грехом, частично была осуществлена благодаря тому, что Его укрепляли Ангелы. Через них же и “Бог во Христе примирил с Собою мир” предложив Христа в жертву за наши грехи. Мы уже упоминали (в гл 7) об одном примере, когда один сильный Ангел, обещавший никогда не нарушать завета с Израилем (Суд 2,1 и т.д.) все-таки передумал, и нарушил его (Иез 16,59-62; Зах 11,10). То, что говорится об Ангелах в Зах 11, очень интересно. Если под “Я” в этой главе подразумевать Господа Бога, явленного в Ангеле, что неизбежно следует из слов, “и возьму жезл Мой... и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я”, ибо Сам Господь Бог никак не может изменять Свои намерения, тогда следует, что Ангел так же надзирал за жертвенной смертью Христа: “И возьму жезл Мой - благоволения (Христа) и переломлю его (на кресте), чтобы уничтожить завет, который заключил Я”. Таким образом жертва Христова для Ангела была также еще поводом для уничтожения завета. Похоже, что этот Ангел сливается с Христом вместе: “И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою (насколько мне известно, Иисус никогда не говорил этого, Ангел же вполне мог сказать это Иудеям)... и они отвесят в уплату Мне (Христу и Ангелу) тридцать сребренников... И взял Я (Ангел, действовавший руками Иуды) тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника”.
Забота и воодушевление Из Ис 49,2 можно прийти к мнению, что Иисус был храним и оберегался Ангелом до тридцатилетнего возраста: “тенью руки Своей (Ангел) покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня”. Еврейское слово “колчан” идентично слову “волхв”, “гадатель”, т.е. человеком, обладающим сокровенным знанием. Таким образом получается Ангел скрывал истинную суть Иисуса так, что “плоть и кровь” без помощи свыше не могли узнать Его (Мф 16,13-17). Мы уже говорили о том, что “Господом”, Который прошел перед Моисеем, укрыв его в расселине скалы рукою Своею, был Ангелом, что еще раз подтверждает, что это был Ангел, названный “рукою Божией”. К тому же будет совсем не лишним сравнить это с 3Цар 19,5-12, где описано то, что пришлось пережить Илии, что очень похоже на то, что происходило с Моисеем, ибо “пещера” в ст 9 то же самое, что и “расселина” в Исх 33,22. Тот же самый Ангел вкладывал слова и в Иисуса, которые Он говорил: “Господь Саваоф (Ангелы) - имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей (забота Ангелов) покрою тебя... чтобы... сказать Сиону: "ты Мой народ"” (Ис 51,15,16). “Господь Бог (Ангелы) дал Мне (Иисусу) язык мудрых... каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал (о распятии?)... и Я не воспротивился, не отступил назад” (Ис 50,4-6). Очень многое о смирении и кротости нашего Господа можно узнать, если задуматься о Его отношениях со Своим Ангелом в тяжелые для Него минуты жизни, о чем написано в Псалтири, а также в пророчествах о страданиях раба Божия. В Ис 49 описаны муки Христа из-за отказа Израиля слышать истинное благовестие: “А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою” (ст 4). Однако Он вдохновляет Себя тем, что сознает, что Бог образовал Его для того, “чтобы Израиль собрался к Нему”, и что Он “почтен в очах Господа (Ангелов), и Бог Мой - сила Моя” (Гавриил - “Сила Божия”?) И Ангел также вдохновляет Иисуса: “Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его (имя Ангела), презираемому всеми, поносимому народом (Израильским), рабу властелинов: (языческие) цари увидят, и встанут... ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя” (ст 7). Ангел вдохновлял Иисуса тем, что его усилия не тщетны, что Он все же будет светом как для язычников, так и для Израиля. Таким образом Иисус всеми силами старался угодить Ангелу, а знание близкого присутствия его и непосредственный интерес Ангела к Его жизни, укрепляли Его духовные и душевные силы. Именно по этой причине Иисус так сильно испугался на кресте, когда почувствовал, что Ангел оставил Его: “В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"” (Пс 30,23). Обратите также внимание на то, насколько сильно Иисус почитал Ангелов. Одно это, а также Его прославление Иоанна Крестителя, являет Его кротость и смирение, кротость и смирение Того, Кто был намного праведнее как Иоанна, так и Ангелов. То же самое видно и при внимательном рассмотрении 8-го псалма, слова из которого, в качестве доказательства превосходства Христова перед Ангелами, цитируются в Евр 2. В ст 4-8 описывается удивление Христа из-за того, что такой Человек, как Он, может привлекать такое большое внимание Ангелов, - настолько сильно Он почитал их: “Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов (небеса были сотворены Ангелом, и Ангел же написал перстом Божиим слова закона), на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек (почему ты так много внимания уделяешь такому простому Человеку, как Я?), что Ты помнишь его (ограниченность возможностей Ангелов), и сын человеческий (Иисус), что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих (руки Господа - Ангелы, руками которых было все сотворено); все (включая и Ангелов) положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей”, или же весь естественный мир, над которым надзирают Ангелы. В Пс 41 существует множество отголосков креста, хотя, само собой, он и был в первую очередь посвящен страстному желанию Давида посещать скинию собрания, от которой он был отлучен Авессаломом. “Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому (к Ангелу, обитающему в скинии): когда приду и явлюсь пред лице (Ангела) Божие!” (ст 3). Он вспоминает, как в прошлом, когда он “ходил... в дом Божий” (ст 5), или же в Вефиль, который так много напоминает об Ангелах. “Что унываешь ты, душа моя?” (ст 6), что в переводе 70-ти звучит так: “Вскую прискорбна еси, душе моя?” (ср. с Мф 26,38: “душа Моя скорбит смертельно”). Иисус берет Себя в руки, говоря Самому Себе: “Уповай на Бога (на Ангела), ибо я буду еще славить Его, Спасителя лица моего и Бога моего” (евр.; см. церковнославянский) - что исполнилось, когда Ангел явился Иисусу в Гефсимании (дав часть от славы своего лица Иисусу, как то было с Моисеем, отчего пришедшие брать Иисуса сначала отступили назад и пали, когда увидели его?). “Скажу Богу, заступнику моему(“заступник”, “твердыня” - имена Ангелов в Быт 49,24; Вт 32,4,18): для чего Ты забыл меня?” (ст 10). Слово “забыть” здесь означает, вычеркнуть из памяти, совершенно не обращать внимания - само собой, что Иисус никак не мог обвинять во всем этом Своего Отца, а значит, все это относилось к Ангелам. Пс 88 является комментарием к обетованиям, данным Давиду об Иисусе во 2Цар 7. Заслуженные Израилем наказания, пали на Иисуса, особенно во время Его страданий на кресте: “посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их” (Пс 88,33). Все это исполнилось во время распятия Христа. Слово “посещу” указывает на Ангелов, так что причиной крестных страданий Христа были Ангелы.
Укрепление и прославление Совершенно не возможно определить когда и какую помощь Иисус получал от Ангелов, однако, судя по духу Христову в псалмах, во многом Своей окончательной победе над грехом и смертью, Он обязан Ангелам. Само собой, что это ни в коей мере не умоляет и участия в стремления нашего Господа совершить благоугодную Господу Богу жертву. “Ныне познал я, что Господь спасает помазанника (Христа) Своего, отвечает ему со святых небес Своих (Ангел в храме?(1)) могуществом спасающей десницы Своей” (Пс 19,7). Мы знаем, что десницу Божию являет Ангел. “Господь - крепость моя и щит мой (как Ангел, который обещал быть щитом Аврааму в Быт 15,1); на Него уповало сердце мое, и Он помог мне... Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника (Христа) Своего” Пс 27,7,8). Это может также еще говорить как о воскресении Ангелами Иисуса из мертвых, так и о Его духовном укреплении. В Деяниях Апостольских особое внимание уделяется тому, что Иисус Христос из мертвых был “вознесен десницею Божиею” (Деян 2,33; 5,31), так же как и то, что Он сейчас пребывает одесную Бога. Если десницу Божию являет Ангел, который был образом Иисуса в Ветхом Завете, а также был сильным Ангелом Израиля, обитавшим между херувимами (почему Ангел называл Иисуса “Израилем” в Исаии), тогда вполне естественно было бы и то, что Бог помогал Иисусу Своей десницей во время Его служения (Пс 62,9), которой Он и воскресил Его, чтобы посадить одесную Себя, заменив Им, восседающего там прежде Ангела. Исаия говорит о том, как Бог держит Христа за руку, чтобы укрепить Его (например, в Ис 41,13; 42,6). Мы также берем кого-нибудь за руку, чтобы поддержать или утешить - ну, а то, что Бог брал Иисуса за руку, говорит о том, что Он укреплял Его руками Ангелов. В псалме 79-м говорится об Ангелах, а в стихе 15-м “Боже сил” сравнивается с десницей, насадившей Иудейский виноград (ст 16), что было сделано Ангелом на Синае, насадившем Израиль в земле обетованной. Бог Своей десницей “укрепил Себе” эту особенную ОТРАСЛЬ, и этой ОТРАСЛЬЮ был Иисус (Ис 11,1; Иер 23,5; Зах 3,8; 6,12). Это еврейское слово, переведенное здесь как “укрепил”, не совсем обычно, и переводится в других местах, как “быть мужественным”, например, когда Ангел уверял Иисуса Навина в том, что всегда будет с ним. Позже мы увидим как Ангел, укреплявший Иисуса Навина (образ Иисуса Христа), также будет укреплять и нашего Господа, ибо укрепление Ангелом Иисуса Навина, было прообразом укрепления духа и мужества Иисуса Христа, особенно, после Его воскресения. Да и в Гефсимании в Иисус Христос также нуждался духовном укреплении Ангела. То же самое слово встречается в Пс 88,22, где говорится о потомке Давида (весь этот псалом является комментарием на обетования Давида): “Рука Моя (Ангел) пребудет с ним, и мышца Моя (Ангел) укрепит его”. Самым важным укреплением Христа было укрепление Его после воскресения, да и то, что Ангелы находились рядом с гробом говорит о том, что они надзирали и за ним тоже. И, что интересно, Петру в темнице пришлось пережить то же самое: Ирод, желая угодить Иудеям, начал преследовать Христиан; канун пасхи; Петр спал между двумя воинами (ср. с двумя злодеями); толчок в бок; смерть Иакова - ср. со смертью Иоанна Крестителя и т.д. И под конец всей этой образности, Петр был выведен из темницы Ангелом, что говорит о том, что и Иисус был воскрешен Ангелом.
Взятие и избрание Ис 41,9 цитируется в Евр 2,10,14, где говорится о взятии и избрании Иисуса, Его раба. Однако в Ис 41,10 так же говорится о Иисусе: “не бойся, ибо Я с тобою (то же самое Ангел говорил и Иисусу Навину); не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей” (Ангела). Десница Ангела Божия укрепляла, помогала и поддерживала Иисуса духовно. Ну, а то, что Он чувствовал смущение, упомянутое здесь, то оно могло возникать от Его внутренних сомнений из-за того, что именно на Него выпало такое великое призвание. Все это точь-в-точь чувствовал и Иисус Навин. В Откр 4 и 5 рассказывается о важной роли, которую сыграли Ангелы в вознесении Христа на небеса, в Его совершенстве и прославлении(2). И это вполне понятно, ибо они должны были быть вовлечены в каждое движение и перемещение Иисуса, особенно, после воскресения. В Зах 3,3-5 говорится о том же самом: “Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который (Ангел) отвечал и сказал стоявшим перед ним (Ангелам) так: снимите с него запятнанные одежды (человеческое естество?)... И сказал (Ангелам): возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял”. Возможно, что Ангелом надзиравшим за прославлением Иисуса на небесах, был Гавриил, который, похоже, был Его Ангелом-хранителем. То, что Иисус был “вознесен десницею Божиею”, говорит о том, что Он был вознесен Ангелами, которые, к тому же, были видимы при вознесении Христа.
12-3 Ангел Гавриил Тот факт, что в Ветхом Завете рассказывается об Ангеле, являвшим собой образ Иисуса Христа, похоже, большей частью был незамечен. Более того, в Ветхом Завете очень часто рассказывается об Ангелах делавших то же самое, что делал Сам Иисус. Об Иисусе в Лк 1,68; 24,21говорится как об избавителе Израиля, однако и в Ветхом Завете пророки говорят о том же. Однако очень часто об избавителе Израиля говорится так, как будто этим избавителем является Ангел - Лк 1,68: “Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему”. В Ис 44,6 “Господь Саваоф” (Ангелы) назван “Искупителем Израиля”. В Ис 49,7 Искупитель Израиля называется “Святым его”, а как мы уже говорили, так назывался Ангел. Существует много общего между искушением Святого (Ангела Гавриила?) в Массе (Исх 17,7; Вт 6,16) и искушением новым Израилем Иисуса Христа (1Кор 10,9). “Мышца Господня” - одно из имен Христа - призывается восстать (ср. с воскресением Христа) и иссушить (Чермное) море, “чтобы прошли искупленные” (Ис 51,9,10). Здесь говорится о том, что было сделано Иисусом Христом, однако образами Ангела, проведшего Израиль через Чермное море. В Мал 3,1 Христос называется “Ангелом завета”. Вполне возможно, что сильный Ангел из Откр 10,1, спускающийся с неба, облеченный облаком, с лицом как солнце и с раскрытой книжкой суда в руке, является образом Иисуса Христа в Его второе пришествие. В Ис 43,1-5 видно много намеков на Ангела, ведшего Израиль через пустыню в Ханаан: “Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой”. Говорил ли Ангел Иисусу Христу, что он является Его Господом Богом, Его спасителем? Возможно ответить на это вопрос поможет Деян 7,35: “Сего Моисея (Иисуса), которого они отвергли... сего Бог чрез Ангела... послал начальником и избавителем”. Тесное сотрудничество между Ангелом и Моисеем в пустыне, возможно намекает на такое же сотрудничество того же Ангела (Гавриила?) с Иисусом Христом. В Ис 45,8 говорится о духовном пришествии Христа с неба в Его первое пришествие: “Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду”. О том же говорится и в Ис 64,1: “О, если бы Ты расторг небеса [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего... Ибо от века не слыхали... другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него”. Эти слова цитируются в 1Кор 2,9 об откровении тайны Христова благовестия (что видно из текста). Когда говорится о “сошествии”, то говорится об Ангелах, однако здесь подразумевается Христос. Иисус называется “владыкой” и “вождем” (Мих 5,2; 1Пар 5,2), но точно так же называются Ангелы и у Даниила. Обещание Христа: “Я предваряю вас в Галилее” (Мк 14,28), - звучит как намеренный намек на Ангела, идущего перед Израилем, как будто Христос знал, что Он (через Ангела-Утешителя, Ангела-Гавриила?) берет на Себя роль Ангела, который был до этого Его образом. “Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам” (Откр 3,22 и т.д.) - сильный пример. Послания церквам звучало из уст Ангела, возможно, Ангела Гавриила. Однако они все же были посланиями Христа, ибо “Господь есть Дух” (2Кор 3,17). Один из Ангелов среди херувима из видения Иез 1, должен был быть образом Сына Человеческого (“Господь есть Дух”), стоявшим среди светильников (Откр 1,13).
“Камень” В 1Кор 1,4 недвусмысленно сказано: “и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос”. Однако из Вт 32 видно, что этим “камнем”, или “скалой”, “твердыней”, был Ангел. “Имя Господа прославляю (намек на провозглашение Ангелом имени в Исх 34)... Он твердыня... Он нашел его (Израиль) в пустыне... Господь один водил его” (Вт 32,3,4,10,12). Все это делалось Ангелом. Израиль восставал и огорчал Ангела (Ис 63,10), “презрел твердыню спасения своего... забыл” Заступника своего (Вт 32,15,18). Еще об Ангеле, как о твердыне Израиля, говорится в Быт 49,24: “...[Бога] Иаковлева (Ангела)... Пастырь (Ангел в Ис 63,9-11) и твердыня Израилева”. Обратите так же внимание на то, что и Иисус является Пастырем и камнем как краеугольным, так и камнем преткновения. Из 1Кор 10 понятно, что на “камень” нужно смотреть и понимать его не буквально, а духовно (о чем мы поговорим в гл 13), и что Утешителем был Ангел, являвшим собой Иисуса Христа, который был тем же Ангелом, что и в Ис 63, ведшим Израиль через пустыню. А потому становится понятным, почему в 1Кор 10 для образа Иисуса Христа Павел избрал “камень”, из которого истекало “духовное питье”, из чего видно, что Ангел-камень укреплял их не только духовно, но и физически. И эту мысль о духовном и буквальном укреплении Ангелом Израиля в пустыне, поддерживает сравнение Иисуса Христа манны со словом Божиим в Ин 6. А из Исх 29,42 видно, что это происходило в пустыне ежедневно, когда Ангел Господень вставал “пред дверями скинии собрания”, где и говорил с ними. Возможно, то же самое происходит и сегодня с теми, кто при помощи Ангелов, питается ежедневно манной слова Божия, о чем больше сказано в гл 8, “Ангелы и слово Божие”. Вполне возможно, что искушение Израилем Христа в 1Кор 10,9, было тем же, что и в 1Кор 10,4: “и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос”. Искушением Христа, таким образом становится искушение камня дать воду. Камнем же (скалой, твердыней) назывался Ангел, который был с ними и он же был образом Христа, которого они искушали. Несмотря на то, что этот Ангел Гавриил и был заменен Иисусом одесную Бога, похоже, что он все еще продолжает являть собой Иисуса Христа, будучи Ангелом среди семи светильников (ср. с Ангелом среди херувимов), подобным “Сыну Человеческому” (Откр 1,13) - т.е. он не был Самим Сыном Человеческим. Точно так же и Ангел-Утешитель (см. ниже, возможно тот же самый Ангел) являет собой Иисуса так, что его нахождение среди учеников заменяло им присутствие Христово (именно по этой причине об Утешителе говорится как о личности). Видение из Откр 1 очень сильно напоминает видение из Дан 10, ну, а если видение из Откр 1 рассказывает об Ангеле, тогда и Дан 10 тоже. Сутью видения Даниила была его молитва о помощи против тех, кто мешал восстановлению Иерусалима и Израиля. В ответ на его молитву ему было дано видение сильным Ангелом, которого Даниил называет “одним мужем” (Дан 10,5). Когда Ангел приходит к нему и говорит, что он, несмотря на препятствия, все же пришел чтобы ответить на его молитвы, Даниил называет его “тем человеческим обликом” (Дан 10,18), тем самым, возможно, желая сказать, что это был тот же самый Ангел, которого он видел и раньше, но не в столь благоговейном облике. В Ис 9 перечисляются имена, которыми должен был называться Иисус (после Своего вознесения - Флп 2,9 и т.д.), среди которых (ст 6) есть и имя “Бог крепкий” - “Эль Гиббор”, что равносильно имени “Гавриил”. А потому, разве не говорит это о том, что Иисус Христос, после Своего вознесения, занял место Ангела Гавриила, который до этого был Его образом, а возможно, и Ангелом-хранителем? Возможно, что из этого следует, что и мы, после своего прославления займем места наших Ангелов-хранителей. В Ис 9,6 Иисус так же еще называется “Чудным”, или же именем еще одного Ангела (Суд 13,18; или это еще одно из имен Ангела Гавриила?) А потому получается, что Иисус, после своего превознесения выше всех Ангелов, как о том написано в Евр 1, стал именоваться всеми Ангельскими именами, точно так же, как и именем Самого Господа Бога.
12-4 Искушение Иисуса в пустыне Искушение Иисуса в пустыне Прежде всего стоит отметить, что ни в коем случае не стоит забывать, что пресловутым “диаволом”, искушавшим Иисуса в пустыне, были Его внутренние желания. И все же в рассказе об искушении существует достаточно много намеков на то, что ни малую роль на ход мыслей Иисуса оказывали Ангелы, ибо Его искушения в пустыне показали, что Он частенько помышлял неверно употребить их власть и силу… вплоть до самого креста (Мф 26,53). Как Иоанну, так и Иезекиилю Ангелом были показаны будущий храм и высокая гора. Вполне возможно, что Иисусу в Его изнуренном состоянии (Он не ел сорок дней - ср. с 1Цар 30,11,12), Ангел в видении показал нечто подобное. Иисусу было показано грядущее Царство (Лк 4,5), или же время, когда “царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его” (Откр 11,15). Примечательно так же и то, что между Откр 21 и 22 существует много общего с тем, что происходило во время искушения в пустыне: “святой город”, высокая гора, храм, поклонение не тому, кому нужно. Иоанну были показаны видения (Откр 1,1; 4,1) точно так же, как и Иисусу Ангелом были показаны “все царства мира”. Из-за того, что Иисус Христос любил и почитал Ангелов, Он был искушен тем, чтобы передать им Свое превосходство над ними, а Самому поклоняться сильному Ангелу, который был образом Его в Ветхом Завете. Может статься, что именно этот Ангел предлагал в воображении Иисусу все царства мира сего в обмен на поклонение ему. Не стоит забывать, что Ангелы властвуют над царствами человеческими. Мы уже видели, что Навуходоносор смирился как раз после того, как узнал, что Ангелы властвуют над царствами человеческими. В Дан 4,29 сказано, “что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!” - а потому искусительное предложение дать власть над ними Иисусу было не простым совпадением с Дан 4. Это предложение происходило от “Всевышнего”, от Ангела, который, возможно был выше всех остальных Ангелов, от сильного Ангела, являвшего собой Иисуса и обитавшего между херувимами. Иисус Христос преодолел все искушения благодаря цитатам из Второзакония, из чего видно, что Он укреплял Себя словами Ангела, ведшего Израиль через пустыню, да и сама схожесть положений между Ангелом, ведущим Израиль через пустыню и тем, что пережил Иисус Христос в пустыне, бросается в глаза:
Второзаконие, гл 8: |
Евангелие от Матфея, гл 4: |
ст 4: “вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне”; |
ст 1: “Иисус возведен был Духом (Ангелом?) в пустыню” |
“вот уже сорок лет”; |
на “сорок дней и сорок ночей”. |
ст 3: “Он (Ангел из ст 2)... томил тебя голодом”; |
Ангелы дали Ему взалкать. |
“и питал тебя манною” (Пс 77.25); |
Ангел искушал Иисуса тем, что предложил Ему сделать хлеб так же, как он сделал то когда-то в пустыне для Израиля. |
“не одним хлебом живет человек”. |
ст 4: “не хлебом одним будет жить человек”. |
Внутренние помышления Таким образом Иисусу Самому пришлось познакомиться с переживаниями в пустыне и извлечь лично для Себя наставление из того, что было пережито в пустыне Израилем. Ангел вел Израиль через пустыню для того, “чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет” (Вт 8,2). Сам Господь Бог знает все и вся, а потому эти слова должны относиться к Ангелу, желавшему поближе посмотреть на духовные силы Израиля, точно так же, как и Ангел-сатана Иова хотел узнать духовные возможности Иова. Так же и Ангел Иисуса Христа повел Его в пустыню, дал Ему взалкать и смирял Его для того, чтобы узнать, как Он на самом деле относится к слову Божию. А потому Его ответы цитатами из слова на искушения, должны были удовлетворить Ангела, особенно тем, что Он явил способность смотреть на Себя с точки зрения Писаний, а потому и извлекал из них для Себя максимум наставлений. Иисусу Христу было дано понять всю важность того, что Он помнил слово Божие, и что, как Он понял позже, только так Он и мог одолеть все искушения, ибо духовно человек живет исключительно “всяким [словом], исходящим из уст Господа”. И в конечном итоге, после искушений в пустыне как Израиль, так и Иисус, познали, “в сердце (своем), что Господь, Бог твой (Ангел), учит тебя, как человек учит сына своего”. Из чего следует, что духовное наставление Христа в пустыне было делом рук Ангелов. Впрочем Ангелам не обязательно нужно было буквально искушать Иисуса Христа в пустыне, ибо они могут непосредственно воздействовать на человеческое сердце. То, что мы молим Бога не вводить нас в искушение, не обязательно говорит о том, что Он вводит нас в искушение через Ангелов, ибо Сам Он никого не искушает (Иак 1,13), а искушают Ангелы, как они, среди прочих, искушали Авраама, Израиля и Иисуса Христа. Точно так же, как наша духовная сила зависит от наших собственных усилий в познании слова Божия и помощи Ангела, воздействующего на нас, так и наши искушения возникают от наших внутренних похотей, и так же не без помощи Ангела-духа, действующего в нас. Так же Ангелы могут создавать и внешние побуждения, например, плод дерева познания добра и зла, который порождает в нас внутренние желания, искушающие нас. На искушение броситься вниз с крыла храма, зная о том, что Ангелы позаботятся о Нем, Иисус Христос также ответил цитатой из Второзакония, говорящей также об Ангелах: “Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе” (Вт 6,16). В Массе же, Израиль искушал Ангела тем, что просил у Него дать воду для питья (Исх 17,2-7).
|