АНГЕЛЫ (часть 20)
14-3 Тысячелетие Исаия, глава 65 Единственная помощь в этом вопросе может быть найдена исключительно в Ис 65,20: “столетний грешник будет проклинаем”. Во-первых, как это можно примирить с наказанием беззаконных в огне? И, самое главное, ведь в Ис 65,17-25 описываются смертные люди, живущие в период Тысячелетия. Здесь не рассказывается о святых. Об этих людях говорится, как о людях повинующихся Господу Богу, а потому и благословенных и праведных. Однако то, что некоторые будут отвергнуты на суде в конце Тысячелетия, говорит о том, что не все из них благословенны и праведны. Даже во время Тысячелетия грешник не будет благословен долгими годами жизни и “будет проклинаем”. Таким образом в обществе будет более ярко заметна разница между семенем жены и семенем змия, как то было и в самом начале (что видно из книги Бытие и сути дискуссии книги Иова). Ис 66,24 заключает, что осужденные будут “мерзостью для всякой плоти” - о том же самом, об участи осужденных на суде, говорится и в Дан 12,2, где “посрамление” = “мерзости” из Ис 66,24. Таким образом у нас имеется Библейская основа для того, чтобы видеть Ангельский надзор за наказанием грешников на Сионе во времена Езекии, как прототипа наказания Ангелами недостойных в Иерусалиме. Царство начнет свое существование с недостойными вне стен Иерусалима. Однако, из-за того, что в Иерусалиме все еще будут жить смертные евреи, логично предположить, что суд состоится в старом городе Давида (“на Сионе”), где на его престоле воссядет Христос. Вторжение арабов перед пришествие Христовым (Зах 14), будет побеждено превосходящими силами евреев, а потому нет ничего удивительного в том, что в окрестностях Иерусалима будет жить большое количество смертных людей. Существует достаточно много доказательств того, что Царство начнет свое существование с Иерусалима, постепенно распространясь по всему миру. Очень многие пророчества указывают на Иерусалим и на гору Сион. Камень из видения Дан 2 “сделался великою горою и наполнил всю землю”. А потому логично будет, если камень, разбивший “железные и глиняные ноги” царств земных, разобьет народы, собравшиеся вместе против Иерусалима. Из всего этого следует, что после гибели недостойных, святые, по законам Царства, станут жить вместе вокруг Иерусалима, живя в земле неогражденной, беспечно, без стен, запоров и дверей (Иез 38,11) - т.е. как в Царстве. Ангелы пошлют Гогу “на сердце мысли”, чтобы он задумал “злое предприятие” подняться “на землю неогражденную”, очевидно, сразу после вторжения вообще в Израиль. Живущий в нем “народ, собранный из народов”, также упоминается и в Мф 25,31-34. Великая добыча, которая так сильно будет привлекать Гога, должно быть появится благодаря жизни в Царстве, ибо при вторжении арабов (Зах 14), произошедшем еще перед пришествием Христа, Иерусалим был “разграблен”, теперь же опустошенная земля вновь стала богатой. Слухи о внезапном процветании Иерусалима и его окрестностей, без всякого сомненья заинтересуют весь мир, который захочет “наложить руку на вновь заселенные развалины” (ст 12), где под развалинами, возможно, подразумеваются большей частью развалины месторасположения храма, в старом городе Иерусалима, местом, самых яростных столкновений между Израилем и арабами. Таким образом самое последнее нападение Гога и его союзников произойдет во время, когда Иерусалим уже будет освобожден Христом, ибо тогда во всей полноте исполнится пророчество Пс 2: “Восстают цари земли (ср. с Ис 24,21), и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его (Иисуса Христа)... Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею”. Тому же, кому трудно представить себе, что Христос со Своими святыми может на время уступить Гогу, позволив окружить Себя в Иерусалиме, стоит поразмышлять над очень похожим положением, которое должно произойти в конце Тысячелетия, когда тот же самый Гог и Магог будут окружать стан святых в Иерусалиме вместе со Христом до тех пор, пока Он снова не поразит их.
14-4 Сеннахирим последних дней По образу Сеннахирима гибель Гога во второе пришествие будет так же совершена Ангелами под руководством Христа. Загадочное Мих 5,5, возможно, в первую очередь относится к тому, какое влияние оказал Езекия на силы Ангельские, приведшее к погибели Ассирийских полчищ. А это должно быть прообразом того, каким образом Христос будет распоряжаться Ангелами для того, чтобы уничтожить Гога: “И будет Он (Езекия - Христос) мир. Когда Ассур (Гог) придет в нашу землю... мы выставим против него семь пастырей (пастырями называются Ангелы в Пс 79,2 и в Ис 63,9-11 - ср. с семью очами-Ангелами у Захарии и в Откровении) и восемь князей” (еще один намек на Ангела, ибо у Даниила Ангел назывался “князем Персидским”. Так же может быть, что здесь подразумевается то, что Ангелы, для победы над Гогом, используют другие народы. Первоначально это могло быть сказано и о Рабсаке, до которого дошел слух о вторжении противников (например, о Тиргаке, царе Ефиопском), а потому он и был вынужден возвратиться в свою землю (Ис 37,8,9). То же самое должно повториться и в последние дни с нападающим с севера, который услышит тревожные слухи с востока и севера (Дан 11,44). Трудно поверить, что эти слухи будут о Христе и святых, идущих к Иерусалиму, да и в любом случае, как одно Тело Христово может одновременно оказаться в двух совершенно разных местах? Скорее всего слух придет о человеческих войсках, может быть о западной коалиции. Некоторые толкователи пророчеств видят сходство между Британией и Ефиопией (единственная страна упоминаемая в связи с плохими вестями для пришедшего с севера царя Ассирийского). Евреи, живущие в Иерусалиме, точь-в-точь станут образом тех, кто жил в Иерусалиме во времена Езекии, ибо им придется пережить унижение всех предыдущих поражений, как и насмешки врагов за то, что они не поверили своему Мессии (как над ними насмехались из-за Езекии), когда они окажутся между двух огней: сдаться, приняв предложение установить коммунизм в Израиле (ср. с Ис 36,16,17, а также политику Ассирии с побежденными народами), или же совершенно полностью уверовать в Христа. Принимая во внимание испытания, не так давно выпавшие на их долю от рук арабов (Зах 13,8,9), они примут правильное решение. И теперь становится понятным рассказ в Ис 63 о евреях, осторожно высматривающих из Иерусалима Ангела-спасителя. Спаситель, идущий от Едома и Восора для того, чтобы судить (образ точила в ст 3) как святых, так и врагов евреев, является, как о том сказано в ст 8-13, Ангелом, который вел Израиль через пустыню. В Ис 63 виден тот же самый дух благодарности евреев за то великое спасение, которое будет явлено им снова, как то было во времена их исхода из Египта, когда Ангел, ведший их, оказывал им совершенно незаслуженную милость и любовь. Подобно тому, как во времена Езекии евреи выходили из Иерусалима оживлять землю, а также для того, чтобы получать дань от окружающих их народов (главное в пророчествах Исаии о Царстве), так и святые будут распространять Царство по всей земле, начиная с Иерусалима. “Итак вы выйдете (из Иерусалима) с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь” (Ис 55,12). После же осады Христа в Иерусалиме и уничтожения Гога, в Пс 2 говорится о распространении Царства по всему миру: “и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе... Почтите Сына, чтобы Он не прогневался” (ст 8,12).
Предполагаемая хронология событий Теперь можно составить предположительную хронологию событий. Арабы вторгаются в Израиль, Иерусалим разграблен (Зах 13), земля опустошена, если только это не является частью начала вторжения Гога (см. следующий пункт). Ангелы “посещают” Гога, чтобы вдохновить его пойти на Израиль (Иез 38,4; Ис 24,21), после чего опять возвращает его назад (ср. с Ассирией, вторгавшейся несколько раз в Израиль). Именно в это время “царь северный” успешно завоюет Израиль и возьмет Иерусалим и установит в нем богохульное поклонение (Дан 11,40-45). Второе посещение Ангелов Гога через несколько лет (“после многих дней”) вызовет следующее вторжение. Вполне возможно и так, что в это время Гог и его арабские союзники нападут на Израиль, что и будет тем вторжением, о котором было сказано выше. Пришествие Христово; должные предстать пред судом собираются в Иерусалиме. Ангелы буквально приходят в Иерусалим, чтобы вместе с Христом совершить суд. Отвергнутые на суде наказываются в геенне. Царство вокруг Иерусалима приобретает видимы очертания - камень из Дан 2, основывается на земле. Ангелы вдохновляют Гога задумать “злое предприятие”, напасть на это сообщество искупленных (Иез 38,10,11). Евреи, все еще живущие в Иерусалиме, с верой в Христа, перед лицом еще пущей опасности, одерживают победу. От Едома (Восора) для того, чтобы совершить суд (образ точила в Ис 63,3) идет Ангел, у которого возникают чувство любви и жалости к безнравственному Израилю, такое же, какое испытывал Ангел, ведший Израиль через пустыню (Ис 63). Ангел уничтожает Гога и помогает Христу в Иерусалиме. Из Мих 5,5 можно предположить, что для этого Ангелами будут использованы другие народы - возможно, что коалиция запада заставит Гога отступить от Иерусалима и окончательно поразит его. Святые и евреи выходят из Иерусалима, устанавливая Царство по всему миру. А потому получается, что примирение двух разных мнений о толковании пророчеств последних дней лежит в признании того, что одни пророчества говорят о Христе и святых, тогда как другие об Ангелах, которые действуют не там, где действует Христос. А потому идея о пришествии Ангела облеченного облаком может быть и не так уж и не верна, ибо главной ошибкой является то, что этого Ангела идентифицируют с Христом и святыми. Ну, а если это так, тогда нет почвы для споров о том, что верующие будут судимы на Синае. Остается последний вопрос. По образам времен Езекии и того, о чем пишется в Дан 11 и Иез 38, обязательно должен существовать какой-то “царь”, ведущий войско на Израиль с севера. Рабсак, как и Сеннахирим последних дней, сравним с “царем (не силой!) северным”, а в Иез 38 особо выделяется Гог, князь Роша. Всё это нуждается в объяснении. Если прообраз последних дней будет сильно напоминать Рабсака и Сеннахирим, тогда здесь не может идти речь о народах, а скорее нужно говорить о молодом, напористом и властном генерале, который во всем напоминал бы Рабсака. К тому же, ради интриги, вспомните, что Рабсак, возможно был из евреев перебежчиков, ибо он называл заветное имя и ему очевидно было хорошо известно положение дел внутри Иерусалима. “Человек греха”, который сядет в храме Божием в последние дни, похоже имеет нечто общее с “мерзостью запустения” и раскидыванием шатров царя северного “между морем и горою преславного святилища”, или же на месте храма в Иерусалиме (Дан 11,45). А этот “человек греха” должен быть человеком.
Дополнительные доказательства И, как дополнение, предлагаются еще несколько известных пророчеств о последних днях, в которых упоминаются Ангелы. О приближении Христа к Иерусалиму говорится в Пс 23,10: “Кто сей Царь славы? - Господь сил (Ангелов), Он - царь славы”. Таким образом Христос, Господь славы, придет к Иерусалиму с Ангелами. Он идет со Своими святыми Ангелами, со Своими “святыми” - т.е. спасение от вторжения Сеннахирима последних дней произойдет от Ангелов. “Туда, Господи, веди Твоих героев” (Иоиль 3,11) - ср. “элохим”. Здесь говорится о явлении Бога в Ангелах, которые поразят врагов (Сеннахирима) в последние дни. Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его... и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет... Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его - жгучий ветер” (Авв 3,3-5). Здесь все напоминает Ангела-херувима, что намекает на то, что народ Израильский через пустыню был ведом Херувимом, хотя и не видимым ими. Так что Ангел, выведший Израиль из Египта, является прообразом второго пришествия Христова, солнца праведности. Это место похоже на восход солнца, который сравнивается с возвращением Христа в Мал 4,2. “Я расположу стан у дома Моего против войска, против проходящих вперед и назад (Сеннахирим последних дней)... Господь Саваоф (Ангелы) будет защищать их” (Зах 9,8,15). Это здорово напоминает историю встречи Иакова с Исавом, когда его “полк” окружал “полк” Ангелов.
14-5 Книга жизни Если верить притчам Иисуса о суде, то Он вернется на землю со Своими Ангелами. В притче о пшенице и плевелах говорится о том, что Ангелы не просто будут собирать урожай, а будут отделять пшеницу от плевел. А потому получается, что в суде активное участие будут принимать Ангелы. В 1Фес 4,17 сказано: “потом мы, оставшиеся в живых... восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе”. Под “облаками” нужно разуметь облака Ангелов, с которыми приидет Иисус, а под “воздухом” - место, где мы в первый раз встретимся с Ним, явленным нам через Ангелов, которых Он пошлет собирать нас на суд (впрочем, вполне возможно, что “на воздухе” имеет также и буквальное значение). В ветхозаветные времена “элохимами” назывались также и судьи, надзиравшие и судяще разное количество народа Божия, над которыми были более старшие судьи, над которыми, в конце концов, стоял Моисей(6). Вполне возможно, что мы будем судимы по тому же самому принципу, и что нашими судьями будут наши Ангелы-хранители, которые как нельзя лучше подходят для того, чтобы обсудить всю нашу жизнь, чтобы затем передать “дело” на рассмотрение Самому Иисусу Христу. В книге Даниила, гл 10,9-11 образно описывается суд, на котором Даниил являет собой образ святых восставших из могил, когда он встал с чувством великого страха и недостойности, после того, как пал лицем к земле “в оцепенение”, однако был утешен словами Ангела, сказавшего ему, что он “муж желаний”. А это также говорит о том, что на суде Ангелы будут играть далеко не последнюю роль.
Книга жизни Когда Христос открывает книги Своих людей (в Откр 20,12 это выглядит так, как будто на каждого святого заведена своя “книга”), Он начинает обсуждение всей нашей жизни с нашим Ангелом-хранителем. Очень может быть, что у Ангелов будут в руках самые что ни на есть настоящие книги (вспомните о том, что мы ранее обсуждали способности Ангелов читать и писать). В Мал 3,16 описано отношение меньшинства к делу восстановления царства после Вавилонского плена и безразличие большинства, о котором говорил не только Малахия, но и Ездра, Неемия и Аггей: “Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его (или же пред Его Ангелами) пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его"”. Обратите внимание на то, как много существует намеков на Ангелов в 3-й главе книги Малахии, и, конечно же, на Ангела исхода. А это значит, что “памятная книга”, что явствует из слов книги Малахии, содержит в себе запись всех наших дел, а также слов. Существуют и другие свидетельства того, что в книге записано все, что делал каждый из нас: “и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими” (Откр 20,12). “Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни” (Флп 4,3). Обратите внимание на то, как книга жизни связана с делами тех, чьи имена записаны в ней. И эта книга, несмотря на то, что она пишется о каждом из нас, была написана “от начала мира” (Откр 13,8; 17,8). “Дела [Его] были совершены еще в начале мира” (Евр 4,3) - т.е. все, что бы ни сделал святой, было совершено и записано Ангелом в книгу Божию с самого начала. Сказанное в Быт 1,31 о том, что “увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”, могут также подразумевать, что все, буквально все, совершенное Им и увиденное в начале мира, было хорошо весьма. Еще раз обратите внимание на то, что неизмеримое предопределение и предвидение Божие зависит от Его Ангелов. Первоначально эту книгу писали Ангелы, ибо Моисей умолял Ангела на Синае изгладить его “из книги (жизни) Твоей, в которую Ты вписал” еще в начале мира (Исх 32,32). В Евр 12,23 подразумевается то же самое: “к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах... и к духам праведников, достигших совершенства”. Мы уже говорили о том, что здесь под “духами” подразумеваются Ангелы-хранители праведников. Эти Ангелы, несмотря на то, что их имена могут быть изглажены из книги жизни, еще в начале мира облекаются в имена тех, кому предстоит предстать на суде. Все это похоже на то, как если бы Бог поведал Ангелам всю предстоящую историю человечества, после чего каждый из Них через всю жизнь его ведет его по записанному в книге Своего подопечного. Возможно, что лучше всего всё это объясняется в Пс 55,9: “У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, - не в книге ли они Твоей?” Это сказано так, как будто Давид знал, что его имя уже вписано в книгу Божию, и все же хотел, чтобы Ангел сделал еще дополнительную запись, положив его слезы “в сосуд у Тебя”, где под “сосудом”, похоже, подразумевается все та же “книга”. Если Ангелы пишут книгу жизни, тогда логично предположить, что они же и “изглаживают” записанное в ней. Числ 5,23: “И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду”. Священники были образом Ангелов, примерно так же, как все постановления и указы закона были “образами небесного”. В свое время и то и другое назывались “элохим” (см. так же Мал 2,7). То, что священник записывал проклятие на свитке (в книге), напоминает проклятие, произнесенное Ангелами на Израиля, как и на то, что оба они (Ангел и священник) могли прощать грехи. Вт 9,14: “не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их (Ангелов?) из поднебесной, а от тебя (от Моисея) произведу народ, [который будет] сильнее и многочисленнее их”. Это были слова Ангела, который позже изменил Свое решение. Вт 29,20: “не простит Господь такому... и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге (книге жизни, пишущейся Ангелом), и изгладит Господь имя его из поднебесной”. Неем 4,5: “и грех их да не изгладится пред лицем Твоим” - всё, и добрые и злые дела записываются в книге жизни. Пс 50,3,11: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои”. Милость и истина часто упоминаются в связи с обетованиями, данными Аврааму о благословении прощения грехов всему его семени (Деян 3,25,26). Это обетование претворяли в жизнь Ангелы, а потому и “изглаживать” беззакония и грехи должны так же они. “Отврати лице Твое (имеется в виду лице Ангела) от грехов моих и изгладь все беззакония мои”. Кол 2,14: “истребив учением бывшее о нас рукописание... отняв силы у начальств и властей”. Если “истребление” здесь относится к Ангелам, тогда у нас есть еще одно свидетельство того, что закон Моисеев прекратил свое существование не без участия Ангелов. Откр 3,5: “и не изглажу имени его из книги жизни”, сказано Ангелом, который являл собой Иисуса Христа (Ангел-дух, “подобный Сыну Человеческому”, не является Самим Сыном Человеческим).
Ангелы и отвергнутые на суде Не приходится сомневаться в том, что отверженные на суде будут исключительно изумлены появлением злого Ангела (или Ангелов), который явится точно так же, как Он явился проклятием для почитавших закон Моисеев: “и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона” (Вт 29,21). Точно также “Ангелы (на суде)... отделят злых из среды праведных” (Мф 13,49). О ком, если не об Ангелах, сказано в Иов 18,18? “Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли”. А о ком, если не об Ангелах, также говорится и в Лк 12,48? “И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”. Вполне реально, что те, от кого “много потребуется” на суде, являются Ангелами. Слово “потребуется” напоминает о том, что говорится раньше в этой главе. “Безумный (отвергнутый на суде)! в сию ночь душу твою возьмут у тебя”, - сказано так, как будто суд происходит сразу же после смерти, когда Ангелы начинают обсуждать нашу жизнь. Так что “взыскание” Ангелами начинается раньше, чтобы на суде Ангел мог предъявить воскрешенному все, что ему было “вверено”. Не так ли истолковывается и Евр 9,27? “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд”. Также и слова из Евр 10,31, “страшно впасть в руки Бога живаго”, могут говорить о наказании от рук Ангелов, являющимися руками “Бога живого”, а также нести в себе мысль о еврейском “Боге животных”, или же Ангела-херувима.
14-6 Ангелы на суде Притча о минах Притча о минах также рассказывает об отношениях Ангелов к недостойным. Иисус “сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин... (предстоящие же) сказали ему: господин! у него есть десять мин” (Лк 19,24,25). Слово “предстоящие” должно быть было выбрано намеренно, дабы указать на Господа из пророчества Захарии об Ангеле “стоявшим перед” Христом (Зах 3,4,7) - обратите внимание, что и это место напоминает о суде. Если наш Господь говорил об Ангелах, тогда пред нами предстоит удивительная картина того, как у недостойных отбирается данная им возможность и дарится оправданным на суде. То, что от них требуется, полностью соответствует нашим представлениям о их ограниченных возможностях в познании, а так же тому, что наша награда будет гораздо больше ожидаемого (Евр 1 и 2). Именно по этой причине возникает такая неадекватная реакция, “у него уже есть десять мин”. В Откр 14,18-20 дается другой взгляд на суд, где говорится о другом Ангеле, имеющим власть над огнем, который бросает созревшие гроздья винограда в точило за городом, чтобы они были истоптаны там. То, что это были те, кому надлежит быть судимым, видно из слов Господа об отверженных, которые отсекаются от лозы за то, что они не приносят духовных плодов (Ин 15,2). Так что получается, как будто один Ангел отвечает за порядок наказания отверженных, которое он производит вне стен Иерусалима. Из чего напрашивается вывод, что отверженные будут наказаны в буквальном огне, в месте, издревле называемом геенной.
Ангелы на суде Павел в 1Кор 10,10 предупреждает не роптать, “как некоторые из них роптали и погибли от истребителя”, или же от Ангела-истребителя, что говорит о том, что недостойные в “Израиле Божием” точно так же будут истреблены Ангелом, если мы совершим те же самые ошибки, что и Израиль в те времена. То, что Ангелы будут принимать активное участие в наказании недостойных (Мф 13,49: “Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную”), тех, за кем они надзирали, отвращали всякого рода опасность и давали всякий раз возможность для духовного роста. Подобные мысли разрывают сердце, а также служат причиной для того, чтобы с большей готовностью принимать испытания, посылаемые нам от Бога через Его Ангелов. Суд очень часто ассоциируется с молотьбой. Так недостойные “будут... как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их]... и Ангел Господень да преследует их” (Пс 34,5,6). Ангелы творят духов (или же “ветры”, то же самое еврейское слово), а потому и сравниваются с ветром при молотьбе, угоняющим недостойных – как Адам, образ всех отверженных, был изгнан из Едема Ангелами. “Как проносится вихрь, [так] нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании” (Пр 10,25). Этот стих из книги Притч, похоже, является основанием для притчи Господа о доме, построенном на камне, где ветры должны олицетворять второе пришествие и суд. Слово “вихрь” напоминает об Ангеле-херувиме, как будто именно им будут уничтожены все беззаконные. Обратите внимание на то, что “беззаконник” и “глупец” в книге Притч, часто олицетворяют тех, кому предстоит предстать пред судом.
Ангелы на суде служат спасению Однако Ангелы не только осуществляют осуждение, они так же по слову Христову на суде с радостью дают жизнь вечную своим верным подопечным, которых “Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими” (Лк 12,8). Возможно, что как раз об этом и намекается во 2Кор 10,18: “Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого (на суде) хвалит Господь”? Хвалит через Ангелов? Так что, когда приидет Христос, то Он пошлет Своих Ангелов собирать нас (Мф 13,41), а так же для того, чтобы они наказали беззаконных (Мф 13,41), однако праведников будут вознаграждать Ангелы Божие (вспомните о той разнице между Ангелами Божиими и Ангелами Христовыми, о которой мы говорили выше). Ангелы Христовы соберут нас пред лицем Его на суд, на котором Он, при участии их, будет принимать решение о нашей участи, после чего недостойные будут наказаны теми же самыми Ангелами, тогда как верные будут исповеданы перед Ангелами Божиими для дальнейшего прославления. Главное в том, что мы можем ожидать нашу последнюю встречу со своим Ангелом-хранителем на суде для того, чтобы хотя бы тогда полностью осознать, какую важную роль играют Ангелы в нашей судьбе. Не приходится сомневаться, что только тогда мы поймем, насколько важно было присутствие их в нашей жизни. Похоже, что и Моисей лишь под конец своей жизни понял, насколько важную роль играл Ангел в его жизни. То, что облако, следовавшее с народом Израильским, состояло из тем и тем сильных Ангелов, похоже Моисей понял лишь во время последнего своего благословения народа “пред смертью своею” (Вт 33,1,2), когда он в восторге хвалы Бога за Его величие и близость к Своему народу, говорил: “Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых (Ангелов); одесную Его огнь закона (или же Ангелы, служители закона)”. Хотя раньше и читаем: “и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран” (Числ 10,12). Похоже, что Вт 33 является явным пояснением сказанному ранее.
Язык В некотором смысле Ангелы поступают с людьми согласно человеческим представлениям о самих себе, в зависимости от той, или иной, духовной культуры. Они никогда “не произносят на них... укоризненного суда” (2Пет 2,10,11), как то было на примере с беззаконным Навуходоносором, которого они вот-вот были готовы наказать: “тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя” (Дан 4,28). И в этом не только состоит пример для нас вежливости и терпимости к тем, которые очевидно глубоко и серьезно заблуждаются. Это - пример того, как мы должны обращаться с людьми с точки зрения их собственных представлений. Интересно, будет ли Господь на суде обращаться к подсудимым, “профессор”, “господин” или “товарищ”, т.е. так, как они привыкли при этой жизни... если принять во внимание, что как и в случае с Навуходоносором, человеческие почести совершенно ничего не значат пред лицем Его праведного суда?
14-7 Ангелы в Царстве Божием Ангелы в Царстве Иисус приидет со Своими Ангелами на землю, а это означает, что Ангелы будут существовать с нами бок о бок на земле целую вечность. И об этом не стоит забывать, когда мы размышляем о Тысячелетии и о Царстве. Похоже, что они действительно играют важную роль в установлении Царства, и что позже мы заменим их. Мы уже видели, что они будут “делателями”, или же жнецами в собрании святых, а так же, что именно руками Ангелов будет совершаться осуждение народов (2Фес 1,7,8). Вначале суда мира Ангелы будут находиться вместе с Иисусом Христом, когда нераскаявшиеся поклонники зверя будут мучимы “в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем” (Откр 14,10). Возможно, что эти поклонники зверя будут собраны все вместе на одно какое-то место для суда над ними, на место, называемое “геенна”, где недостойные святые и будут осуждены. Это собрание вместе будет осуществляться Ангелами, точно так же, как Ангелами же будут собраны народы на место, называемое “Армагеддон” (Откр 16,16). Существует несколько намеков на то, что даже еще в Царстве Ангелы будут играть важную роль. Так в Ис 19,18 говорится, что “пять городов в земле Египетской будут... клясться Господом Саваофом”, когда земли Египта и Ассирии “благословит Господь Саваоф” (ст 25). Как известно, слово “Саваоф” означает “силы”, “воинства”, а потому если эти “воинства” состоят из искупленных святых, то следует ожидать употребления ими имени Яхве Элохим. О том же говорится и в Мих 4,4: “каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо (потому что) уста Господа Саваофа (Ангелы) изрекли это”. Т.е. из-за того, что Ангелы установили Царство, никто не сможет помешать его существованию. Так же вполне может быть, что когда говорится, что “все народы ходят, каждый во имя своего бога” (ст 5), то под своим богом нужно понимать своего Ангела-хранителя. Мы уже доказали, что под “Богом Иакова” подразумевается Ангел, или же, по меньшей мере, Ангельская сила. В Царстве “пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева”, или же в Вефиль (Ис 2,3). Гора Господня - храм, был тем “домом Божиим”, в котором обитал Ангел, точно так же, как Вефиль был “домом Божиим”, потому что на том месте были Ангелы. Означает ли это, что во времена Царства Ангелы снова будут буквально обитать в храме? У Иезекииля описывается, как слава Господня оставляет храм, и как она возвращается с пришествием Христовым, о чем также существует множество намеков у Исаии, когда он прорекает о возвращении Господа на Сион. Можно ли таким образом говорить, что Иисус как бы вернется в храм? У Бога существует одно единственное желание, чтобы Его народ стал одним целым. Из Еф 1,9,10 видно, как сильно Богу угодно соединить нас вместе с Ангелами, и что именно в этом состоит самая великая и окончательная Его воля: “...открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное (Ангелов) и земное (нас) соединить под главою Христом”. В 48-й главе книги Исаии, где рассказывается о совершенстве нового творения, просматривается та же самая мысль: “Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе... Оно произошло ныне (т.е. новое творение), а не задолго и не за день” (ст 13,7). Когда прозвучит “призыв”, Ангелы и святые “предстанут” вместе, или же для совместного прославления.
Замещение роли Ангелов в Царстве Мы уже говорили о том, какую важную роль в установлении Царства играют Ангелы, а так же о том, что со временем мы заменим их, что помогает лучше понять то, что мы будем делать и как жить в веке грядущем, ибо о том, что и как делается Ангелами нам известно достаточно много. Мы уже говорили, что Ангелы будут выступать в роли делателей, или же жнецов, ибо описание окончательного суда Израиля в Откровении, говорит о том, что мы начнем постепенно замещать Ангелов в этом мире именно в этот период времени. “И вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому (подчеркивается, что подобный, или же святые); на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата” (Откр 14,14-16). Под “землей” здесь скорее всего нужно понимать землю Израильскую. Ангел говорит святым, что пришло время пожинать духовные плоды среди покаявшихся и принявших наконец-то Христа евреев. Существуют и другие намеки на участие святых в покаянии Израиля, например, Иер 3,15. Возможно, что этим Ангелом является Ангел Палмони, “удивительный учетчик” из Дан 8,13, в чьих руках находится время исполнения воли Божией. А это говорит о том, что святые будут сотрудничать с Ангелами, хотя и по-разному, но исполнять одну и ту же волю Божию. Ведь именно так действуют Ангелы и в наше время. А это значит, что в основном в том, что и как делается на небесах, останется неизменным, хотя количество элохим благодаря нам и сильно возрастет. Впрочем, может быть и так, что, принимая во внимание, что будущая вселенная будет покорена не Ангелам, а нам, то непосредственный надзор за нами Ангелов окончательно завершится исключительно во время установления Царства.В наше время делом Ангела-херувима является “охранять путь к дереву жизни”. Однако, когда Ангелам давалось задание, они могли решить, что исполнить его можно и руками людей. Так Ангелы решили избрать Авраама “для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд” (Быт 18,19). Нам будет поручено охранять пути от Ангелов, ибо в чем, в чем, а в этом мы порядком поднаторели еще при этой жизни. Так же мы будем указывать еще живущим смертным: “вот путь, идите по нему” (Ис 30,21).Очень может быть, что до некоторой степени покаявшиеся евреи будут исполнять роль Ангелов, служа Богу вместо них Его очами, обходя всю землю (возможно, Израильскую). К такому мнению можно прийти на основании описания Ангелов, обходящих землю у Захарии (Зах 1,10; 6,7), а также того, что Израиль будет ходить во имя Божие (Зах 10,12).
|