АНГЕЛЫ (часть 21)
Заключение Мы видели, что Ангелы не обладают ни совершенной властью, ни полным знанием, а потому вынуждены испытывать нас для того, чтобы узнать нашу истинную духовность. И все-таки Бог действует именно через подобные слабости, точно так же, как Он действует и в нас, с будущими элохим, совершая Свою окончательную волю. Он попускает Ангелам ограничивать Свои возможности, что, как мы видим, но уже через Его проявления в нас, является Его самым возвышенным качеством. “Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих” (Пс 10,4). Из-за того, что Он смотрит на нас как бы из под вежд, получается, что Он как бы подсматривает за нами, а подсматривание означает ограниченность видения. Т.е. великий Бог на небесах, позволяет не видеть Себе буквально всего через Свои очи, Ангелов. Ангелам предоставляется определенная степень независимости в исполнении воли Божией, почему они и обсуждают между собой, как лучше сделать то, или иное дело, а так же помогают друг другу, сотрудничая между собой в любви. И все это является для нас примером для подражания не только в сем веке, но и в веке грядущем, когда мы все объединимся во едино для исполнения воли Божией. Пусть читающие эти строки постараются со всем желанием подражать ревности Ангелов в исполнении замыслов Божиих, дабы соединиться вместе с ними “в устроении полноты времен”.
Дополнение 1: Пророчества Исаии о восстановлении Со всей очевидностью было доказано(1), что большинство пророчеств Исаии исполнились во времена Езекии, хотя так же не приходится сомневаться, что во многих пророчествах Исаии о восстановлении Израиля, есть нечто такое, что заставляет полагать о дальнейшем, более полном их исполнении в будущем. Мы уже говорили о двойственности пророчеств, когда воля Божия могла исполниться либо так, либо иначе - в зависимости духовного настроения народа. Похоже, что Израилю пришлось пережить намного большие благословения во времена восстановления храма и Израиля, чем во времена Езекии, однако еще большие благословения сберегаются на будущее восстановление, но уже в Царстве, после второго пришествия. Существует много общего в пророчествах о восстановлении Израиля у Аггея, Захарии и последних глав Исаии(2). Так что вполне возможно в “рабе” Господнем видеть Зоровавеля, ибо именно так он называется в Агг 2,23. Ис 40,1: “Утешайте, утешайте...” Имя “Неемия” означает, “Утешение Ях-ве”. В 40-й главе много общего с Зах 3, где прорекается о восстановлении. Ис 40,29: “Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость” - кстати сказано, ибо очень много сил уходило на восстановительные работы. Ис 41,6,7: “каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!" Кузнец ободряет плавильщика...” Здесь упоминаются разные рабочие, участвовавшие в восстановлении Иерусалима. Подходит ли это для времен Езекии? Ис 41,11,12: “Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою... борющиеся с тобою будут как ничто”. Всё это исполнилось в лице Самарян. Ис 41,14: “Не бойся... малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит... Святый Израилев”. Эти слова говорят о тех немногих евреях, которые, с помощью Ангелов, восстанавливали Иерусалим. Ис 43,22: “А ты, Иаков, не взывал ко Мне... Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение” - о том же самом положении в Израиле после его восстановления говорится и в Мал 1,13; 2,17. Ис 43,28: “Я предстоятелей святилища лишил священства” - т.е. они были “исключены из священства” (Ездр 2,62). Ис 44,26: “Который утверждает слово раба Своего (Иеремии)... Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен"”. Ис 44,28: “Который говорит о Кире... и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!"” Ис 45,18: “Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю... Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного”. Если “земля” - это земля Израильская, а “небеса” - храм (см. 3Цар 8,30; 2Пар 30,27; Пс 19,3,7; 10,4; Евр 7,26 и т.д.), тогда здесь Бог говорит, что если храм и земля будут оставаться незаселенными, тогда Он напрасно создал их, а потому у Него есть желание восстановить и то и другое. Слова в пророчестве Исаии о восстановлении, напоминающие о Боге сотворившем небо и землю, должны были говорить о Его власти и возможности сотворить новую землю для людей Израиля (храма). Ис 46,10: “Я возвещаю от начала, что будет в конце”. Особое выделение этой мысли (например, в Ис 41,26) говорит о том, что пророчество о 70-ти летнем плене было дано и было исполнено. Ис 49,4: “награда Моя у Бога Моего”. Ср. с “Помяни меня, Боже мой, во благо [мне]!” (Неем 13,31). “Мой Бог” - излюбленное словосочетание как у Ездры, так и у Неемии. Ис 49,16: Разрушенные “стены твои всегда предо Мною”. Ис 50,10: “Кто из вас боится Господа”, Бога своего? Ср. с Ездра 1,3. Ис 51,7: “Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь”, или же Самарян. Ис 52,12: “вы выйдете (из Вавилона) неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь” (Ангел) - так они и вышли не спеша, с царским благословением. Ис 54,5: “Святый Израилев: Богом всей земли” - так у Захарии назывался Ангел, главный среди восстанавливающих Израиль Ангелов. Ис 54,7,6: “На малое время (на 70 лет) Я оставил тебя... как жену, оставленную и скорбящую духом... [как] жену юности, которая была отвержена”. Ср. с нашими комментариями и том, как Ангел обручился с Израилем, став его Богом, и как Он оставил его. Ис 56,2,5: “Блажен муж... который хранит субботу от осквернения... тем дам Я в доме Моем и в (восстановленных) стенах Моих место”. Во времена восстановления суббота часто осквернялась. Ис 57,19: “мир дальнему (тому, кто в Вавилоне) и ближнему”, или же в земле. Ис 58,12: “И застроятся... пустыни вековые: ты восстановишь основания... и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения”. Так же ср. Ис 58,13 с Неем 13,22. Ис 64,10,11: “Иерусалим опустошен. Дом освящения нашего и славы нашей... сожжен огнем”. Ис 66,1: “где же построите вы дом для Меня?.. А вот на кого Я призрю... на трепещущего пред словом Моим”. А таких было совсем не много во времена восстановления (Ездра 9,4; 10,3), ибо подавляющее большинство было больше заинтересовано в буквальном восстановлении храма, нежели в восстановления своей духовности по слову Божию. Не то же ли самое происходит и с нами?
|