Демоны (бесы)
Мы живем в такое время, когда зло стало неотъемлемым атрибутом нашей жизни, и порой для все большего числа людей кажется, что источником этого является нечто сверхъестественное. Мы уже коснулись вопроса о дьяволе и сатане и пришли к заключению, что вера в сверхъестественного дьявола (сатану), как некую личность, не привносит исчерпывающего удовлетворительного объяснения. В самом деле, Писание не дает этому никакого повода.
Но, возможно, существуют некие злые духи, несущие ответственность за зло, происходящее в мире? Может быть, в действительности есть существа, известные как демоны, которые могут навлекать на людей зло за их грехи или просто ради своей испорченной демонической натуры? Это серьезные вопросы, и за ответами на них мы должны снова обратиться к Писанию. Некоторые люди испытывают большие мучения от одной мысли, что демоны только и ждут удобного момента, чтобы причинить им страдания любым образом. Другие, наоборот, совершенно игнорируют этот предмет, и предоставляют жизни идти своим чередом. Еще одна категория людей искренне озадачена ссылками Библии на демонов и не знает в точности чему же верить. Давайте подойдем к предмету системно и будем широко использовать Писание для достижения определенных выводов. Возможно, уже на первой стадии разбора следует заметить: мы считаем совершенно нелепым, будто некие демоны используются для наказания человека за грехи, которые он совершил. Иначе можно предположить, что между Богом и демонами существует определенное сотрудничество. Более того, такое наказание имело бы пользу лишь в том случае, если бы человек знал, что происходит и почему. Библия в этом случае обязательно предупредила бы нас о наказании такого рода, имей оно место в действительности, но она хранит абсолютное молчание по этому поводу. Приведем выборку отрывков, имеющих непосредственное отношение к предмету нашего разбора: “И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых (в оригинале стоит слово “даймонидзомай“), и расслабленных, и Он исцелял их” (Матфей 4:24). “Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши” (Второзаконие 32:17). “Служили истуканам их… и приносили сынов своих и дочерей своих в жертву бесам… идолам Ханаанским” (Псалом 105:36-38). “…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу” (1 Коринфянам 10:20). “Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого” (1 Коринфянам 8:4).
Языческие боги
Первый из приведенных стихов имеет дело с болезнями особого рода, о которых мы поговорим позднее. Остальные говорят о языческих богах. Еврейское слово “идол” означает “вещь несуществующая”. Павел подразумевает эту же идею, когда говорит, что “идол в мире ничто”. Даже когда евреи в греческом рассеянии использовали слово “демоны” вместо “идолы”, они, тем не менее, не сомневались, что таковые просто не существуют в природе, как свидетельствует следующий отрывок из греческого перевода Исаии 65:3: “…к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сжигает фимиам на черепках демонам, которые не существуют”. Исследователи Библии не верят в существование демонов, которым поклонялись языческие народы, и среди которых идолопоклонство было широко распространено. Нет в идоле никакого живого духа, нет и реального существования идола самого по себе в каком-либо ином виде. Бог постоянно противопоставляет Свое существование небытию языческих богов: “От начала… Я Господь первый, и в последних Я – тот же… скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. Но вы – ничто, и дело ваше – ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас” (Исаия 41:4,23,24). Несмотря на обобщающий смысл этих слов, их обличающую интонацию, некоторые, соглашаясь с тем, что идол – суть ничто, тем не менее, считают, что лежащее за ним (а именно демон), вполне реальное существо. Это голословное утверждение, которое сводит на нет все доводы, выдвигаемые Богом против идолов и тех, кто им поклоняется. Было бы самым большим обманом, если Бог, высмеивая дерево или камень, из которых сделан идол, не предупредил бы Израиль о том, что за ним стоит могущественная сила. Это, не вмещалось бы ни в какие рамки. Когда переводчики говорили, что демоны не существуют, они заявляли об их полном небытии. Все это обман и суета, тем не немее, культы, построенные на их обожествлении, получили широкое распространение. Именно этого запрещалось делать Израилю. Поклонение идолам зачастую принимало жестокий и разнузданный характер, при этом выплескивались наружу самые дикие человеческие инстинкты: “Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего… не ложись с мужчиною, как с женщиною… и ни с каким скотом… не оскверняйте себя ничем этим; ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас” (Левит 18:21-25). Этими языческими вакханалиями одинаково эксплуатировалась и оскорблялась потребность человека в вере. Библия не приписывает ничему того большого вреда, творимого через эти культы, как только глубокой развращенности, лежащей в человеке. Все обвинения при этом ложатся на тех, кто принимает в них участие или потворствует их совершению. В каждом веке люди, развивавшие эти культы и практиковавшие участие в них, широко пожинали горькие плоды. Именно от этого Бог Израилев стремился освободить евреев, и хочет, через служение Господа Иисуса Христа, освободить нас сегодня. Но что можно сказать о демонах, бесах и нечистых духах в дни Иисуса? Описание случаев исцелений, совершенных Господом Иисусом Христом, полны деталей и легко объяснимы. Способность Христа излечивать все болезни – вот то, о чем со всей ясностью хочет сказать Евангелие. Именно благодаря этому слепые, глухие, немые, парализованные, “лунатики”, хромые, увечные, прокаженные и все другие несчастные получали исцеление, и даже мертвые возвращались к жизни. Мужчины и женщины, дети и взрослые, богатые и бедные, евреи и язычники были среди тех, кто испытал на себе эту чудодейственную силу нашего Господа, которая, кстати говоря, не ограничивалась даже этим. Голодные насыщались, бушующие волны становились тихими и, что самое главное, грешники и потерявшие всякую надежду люди находили в Нем сострадание и доступ к новой жизни. Власть Христа над всем была безгранична. Его способность исцелять все болезни была связана непосредственно с Его духовной миссией: донести до людей Евангелие спасения и прощения грехов: “Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал…” (Лука 5:24,25). Самой главной целью Господа было спасение тех, кто Его слушал.
Его чудодейственные силы, и знамения, и поступки сострадания, – все было демонстрацией Его способностей, включая сюда и исправление разбитых жизней, и пробуждение разума, и надежду людям, которые были мертвы по своим грехам и преступлениям.
Пораженные демонами
Помимо всего прочего, Господь имел абсолютную власть и над демонами. Давайте предположим, в целях достижения истины, что демоны являлись фактически некими злыми духовными существами, принадлежащими потустороннему миру, который овладел человеческим естеством и разумом. Отсюда сразу же появляются определенные вопросы, требующие соответствующих ответов. Рассматривал ли Господь Иисус пораженных демонами виновными в чем-либо и, соответственно, некоим образом, заслуживающих произошедшего с ними? Говорил ли Он им после их исцеления, что их страдания были навлечены на них за их грехи? Говорил ли Он им, за что они были наказаны и, в особенности, как избежать того же самого в дальнейшем? Предостерегал ли Он вообще людей, не подвергшихся поражению демонами, что они должны делать во избежание возможности подобного поражения? Ответ на все эти вопросы однозначен – нет! Иисус исцелял больных, не давая при этом никаких наставлений о демонах. Не вызывает ли это удивление, если допустить существование мира демонов, противостоящего человеческому роду? Писание хранит полное молчание на этот предмет. Иисус ничего не говорил об этом возможным потенциальным жертвам, или окружающим их, что делать на случай поражения подобными демонами. Евангелия не дают никаких свидетельств, что любой из пораженных (демонами), излеченных Иисусом, был связан с культом демонов, или что они погрязли в смертных грехах. Ничего подобного. Здесь идет речь только о таких недугах, как слепота, немота, эпилепсия, после излечения которых человек становился вполне нормальным и здоровым. Даже если допустить веру в существование злых духов, называемых демонами, мы, в тоже время, ничего не найдем в учении Иисуса о том, как избежать их воздействия. Полное молчание по этому вопросу ставит в тупик и вызывает серьезные сомнения в существовании демонов в той форме, в какой сегодня верят в них люди. Определенно, учение Иисуса не содержит ничего подобного на этот предмет, что могло бы вызвать нашу озабоченность. И снова, мы не находим у Него ничего, что вело бы к предположению, что любой из пораженных демонами был каким-либо образом связан с распространением греховных учений. Чем больше мы читаем Евангелие и размышляем о нем, тем больше мы приходим к заключению, что пораженные демоном люди являются просто людьми, временно или постоянно лишенными в какой-то степени нормального восприятия действительности или каких-либо функций. К тому же слепые, немые и глухие просто не способны к нормальному общению с их здоровыми братьями. Эпилептик и “лунатик” в той же степени не способны к нормальным контактам со своими знакомыми и членами своих семей частично или на постоянной основе. Здесь нет ничего подобного тому, как будто два разных фактора действуют в одно и то же время. Иными словами, мы не видим работы демона в слепом человеке, а также его проявлений и в самой слепоте. Демон и слепота идентифицируются как одно и то же. В одном случае о немом человеке так и говорится, что он был одержим “духом немым” (Лука 11:14). Другими словами, если не брать во внимание используемый язык (о чем мы поговорим позднее), Евангелия не говорят о чем-то другом, как просто об исцелении тяжелых физических недугов. Если мы так и будем подходить к этому, то ничего из учения Иисуса не будет потеряно или упущено. Исследователи Библии подходят к этому предмету подобным образом. Тем не менее, остается некое пространство, вызывающее определенные трудности, а именно: - Иисус обращается к демонам- Демоны отвечают- Демонов изгоняют или они уходят сами. Почему используется подобный язык, если демоны не существуют? Некоторые объясняют это тем, что Иисус просто использовал язык Своего времени, ибо именно так люди думали, объясняя себе эти явления. Хотя это объяснение и имеет некоторую ценность, в то же время у него имеются и недостатки. Похоже на то, как будто Господь Сам содействовал укреплению людских суеверий. Более вероятное объяснение лежит в той плоскости, что Иисус был вынужден использовать слова, оказывающие на больного положительное воздействие. Окружающие твердили несчастному, что его недуг вызван демонами, поразившими его. Иисус вынужден был считаться с этим в процессе оказания помощи больному. Мы должны сразу отметить, что Иисус никогда не поддерживал существующее суеверие о демонах. Подобных суеверий было предостаточно, как у греческих, так и у еврейских религиозных учителей, наподобие того, что демоны были духами умерших людей или что они находились в подчинении у “Веельзевула, князя бесовского” (Матфей 12:24). Он не ассоциировал их с миром зверей, во что, как известно, верили языческие народы. Язык Христа – самый прямой и откровенный. Он совершал исцеления посредством Своего слова. Он не пользовался никакими побочными средствами, какими пользовались (и до сих пор пользуются в некоторых частях мира) всевозможные колдуны, шаманы и им подобные. Они не верят во Христа. Христос подходил к людям, которых считали пораженными демонами, просто как к больным людям и исцелял их. И язык Его – это язык врача. Почему же демоны разговаривают? Почему Христос общается с ними? При внимательном чтении можно заметить, что здесь присутствует смешение речи, где-то говорит больной, где-то демон, но никогда они не говорят вместе одновременно. В тех случаях, где воспроизведен подобный диалог явно видно, что больной поражен умственным недугом. Очень важно принять во внимание этот факт. При исцелении Иисусу необходимо было войти в контакт с “пораженным демоном” человеком, и Он мог сделать это только используя ограниченные рамки восприятия самого больного. Интересно отметить, что при ответах больного, или демона, ответ идет от одного лица. Нет никаких реальных фактов, подтверждающих то, что Иисус разговаривает с двумя персонажами.
Все эти случаи могут быть достаточно хорошо объяснены, принимая во внимание то, что диалог между больным и Господом происходит на том языке, который понимает только больной, и Христос использует этот язык для того, чтобы избавить несчастного от его болезни. Разговор с якобы реально существующим демоном по существу не отличается от того, когда Иисус запрещает горячке, как будто разговаривая с ней, и она оставляет больную, как это было в случае исцеления тещи Симона (Лука 4:39). Очень трудно предположить, какой другой язык мог бы взять на вооружение Господь, разговаривая с заблуждающимся, пораженным недугом человеком. В другом случае исцеления, при котором не говорится о причастности к нему нечистого духа, Иисус просто смешивает глину со своей слюной и смазывает этим составом глаза слепого (Иоанн 9:6). Его действия при этом очень похожи на действия, так называемых, врачей тех дней, но Он при этом не способствует распространению суеверия и никоим образом не содействует вере в волшебную силу приготовленного Им состава. Он использует данный прием как средство контакта с больным, нуждающимся в исцелении, и это средство рассматривается больным как необходимое лекарство. Но как смотреть на слова следующего рода? “Он… изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос” (Марк 1:34). Мы уже отметили, что все сказанное мужчинами и женщинами, имеющими нечистый дух, сказано при естественном общении. Здесь присутствуют голос и речь людей, пораженных болезнью. При разговоре такой человек время от времени пользуется словами, указывающими на его некоторую осведомленность о Господе Иисусе Христе, и этим он подчеркивает свое знание о Нем. Каким образом он получил эти знания? Конечно, это можно рассматривать как полностью сверхъестественное явление, порождавшееся близостью Христа, Его готовностью помочь нуждающимся в исцелении, что в свою очередь будило ответную реакцию пораженных умственным недугом людей, реакцию в некотором роде выходящую за рамки их нормальных способностей. Если это так и было, то трудно объяснить, почему Христос старался заставить их замолчать. Подобным же образом, если существовали реальные демоны, вынужденные признавать Христа, снова трудно понять, почему Христос хотел заставить их замолчать, вместо того, чтобы наоборот, поощрять их в этом. Более достоверным кажется тот факт, что молва об Иисусе шла, опережая Его (Марк 1:28). Фактически, именно эта молва и способствовала приводу к Нему пораженных “демонами” и других несчастных. Поэтому нет ничего удивительного, что они уже слышали об удивительных способностях Иисуса. По существу, мы располагаем другими примерами, когда отчаявшиеся, но верующие люди постигали сущность Христа, выходя за рамки своего ограниченного восприятия окружающей действительности: “И вот, двое слепых, сидевших у дороги… начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!” (Матфей 20:30). Остается еще один вопрос, требующий ответа. Почему бесы (фактически бесноватые) говорили о некоем мучении до времени (Матфей 8:28,29)? Вполне очевидно, здесь имеется в виду ссылка на суеверие, что демоны, поражавшие людей, в будущем будут мучимы и получат наказание. Этого взгляда придерживались некоторые евреи, которые способствовали распространению подобных поверий, основываясь на небиблейских источниках. Отсюда не удивительно, что “пораженные демоном”, говорили подобным образом. Конечно, Христос не поддерживал подобных взглядов и никоим образом не подтверждал, что говорили голоса. Прежде чем закончить эту главу, хотелось бы привести стихи, написанные после дней служения Христа, которые, как полагают некоторые люди, способствуют подтверждению доктрины существования сверхъестественных демонов. Вот эти стихи: “Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” (1 Тимофею 4:1). “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Ефесянам 6:11,12).
|