Природа человека
Большинство людей уделяют, по-видимому, мало времени на размышление о смерти или о своей собственной природе, которая является в конечном счете причиной смерти. Отсутствие такого анализа самого себя ведет к отсутствию самопознания и, следовательно, люди плывут по течению жизни, принимая свои решения в соответствии c cобственными естественными желаниями. Тем не менее, в глубине души каждый человек признает мимолетность своей жизни, и, что рано или поздно ему придется встречаться со смертью. "Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий" (Иаков 4:14). "Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать" (2 Царств 14:14). "Как трава, которая утром вырастает, утром (наша молодость) цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает" (Псалом 89:6). Моисей, истинно мыслящий человек, признавал это и, обращаясь к Богу, просил: "Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое" (Псалом 89:12). И, принимая во внимание недолговечность нашего бытия, мы должны рассматривать истинную мудрость нашей жизни как первоочередной приоритет.
Люди по-разному относятся к мысли о своей смерти. Некоторые культуры пытались представить смерть и похороны человека как часть его жизни, сглаживая тем самым горечь его утраты и заглушая мысль о кратковременности жизни. Многие люди, называющие себя "христианами", пришли к выводу, что человек имеет "бессмертную душу" или какую-то бессмертную частицу внутри себя, который переживает смерть, отправляясь в какое-то место для получения награды или наказания. Поскольку смерть представляет собой основную проблему и трагедию человеческого бытия, то следует ожидать, что разум человека найдет какой-то способ для смягчения этой душевной тревоги. Неудивительно, поэтому, возникновение ряда ложных теорий относительно смерти и самой человеческой природы. Для того, чтобы найти истинную правду в этом вопросе необходимо, как всегда, обратиться к Библии и выяснить, что сказано в ней по этому поводу. Следует помнить, что самая первая ложь, о которой говорится в Библии, была ложь змея в саду Эдема. Несмотря на ясное заповедование Бога, что человек "смертью умрет", если согрешит (Бытие 2:17), змей сказал: "Нет, не умрете" (Бытие 3:4). Эта попытка отрицать конечность и безусловность смерти стала характеристикой всех ложных религий.
Чтобы понять нашу истинную природу, нам нужно знать, что именно говорит Библия о создании человека. Описание этого события дается простым и ясным языком, который, если брать его буквально, не оставляет никакого сомнения в вопросе о том, что мы представляем собой по нашей природе (см. Отступление 18 в отношении буквальности того, что сказано в книге Бытие). "И создал Господь Бог человека из праха земного... ибо прах (земли) ты, и в прах возвратишься" (Бытие 2:7; 3:19). Здесь нет абсолютно никакого намека на то, что человек может иметь бессмертие; не останется никакой его части, которая могла бы жить после его смерти.
В Библии неоднократно подчеркивается, что человек состоит в основном из земного праха: "Мы - глина" (Исаия 64:8); "человек - из земли, перстный" (1 Коринфянам 15:47); люди, "которых основание - прах" (Иов 4:19); "человек возвратился бы в прах" (Иов 3:14-15); Авраам допускал, что он "прах и пепел" (Бытие 18:27). Сразу же после того, как Божие наставление было нарушено в Эдеме, Бог "изгнал Адама... как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Бытие 3:24, 22). Если бы человек имел внутри себя бессмертную частицу, то все это было бы, конечно, излишним.
Бессмертие при определенном условии
В Евангелии неоднократно повторяются слова, говорящие, что человек может найти способ получения вечной жизни и бессмертия через труды Христа. Это единственный способ получения бессмертия, о котором говорит Библия, и отсюда следует, что всякая мысль о вечной жизни человека, который будет сознательно страдать за совершенные им грехи, лишена какой-либо библейской поддержки. Единственный путь для получения бессмертия состоит в послушании наставлениям Бога; и только покорные люди будут иметь вечную жизнь в состоянии совершенства как награду за свою праведность.
Следующие отрывки служат ясным доказательством, что бессмертие дается при определенном условии, и что человек не обладает им в любом случае:
· "Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие" (2 Тимофею 1:10; 1 Иоанна 1:2).
· "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день", чтобы дать ему эту "вечную жизнь" (Иоанн 6:53-54). В главе 6 Иоанн приводит слова Христа о том, что Он есть "хлеб жизни", и, что только при правильном поведении по отношении к Нему может быть надежда на бессмертие (Иоанн 6:47, 50, 51, 57, 58).
· "Бог даровал нам (верующим) жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" (1 Иоанна 5:11). Не может быть надежды на бессмертие для людей, которые "не во Христе". Только через Христа возможно бессмертие. Он - автор (вечной) жизни (Деяния 3:15); Он "сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евреям 5:9). Бессмертие для людей, поэтому, связано с трудами Христа.
· Истинный верующий стремится получить бессмертие, и будет вознагражден за это даром вечной жизни, а этот дар не дается при рождении человека сам собой (Римлянам 2:7; 6:23; Иоанн 10:28). Наше смертное тело должно "облечься в бессмертие" при возвращении Христа (1 Коринфянам 15:53). Таким образом, бессмертие это то, что обетовано, сейчас же его никто не имеет (1 Иоанна 2:25).
· Один Бог имеет присущее Ему бессмертие (1 Тимофею 6:16).
Душа
В свете вышесказанного невозможно представить себе, что человек имеет "бессмертную душу" или какую-то бессмертную частицу внутри себя, данную ему от природы. Сейчас мы попытаемся устранить то недопонимание, которое окружает слово "душа".
В древнееврейском и греческом языках слово, переводимое в Библии как "душа", может означать следущее:
· Тело;
· Дыхание;
· Создание;
· Сердце;
· Разум;
· Личность;
· Сам человек.
Слово "душа", поэтому, относится к личности, телу или самому себе. Знаменитая фраза "Спасите наши души" (СОС) ясно означает "Спасите нас от смерти!" Как видно, слово "душа" означает личность ("ты”, “вы") или обобщение всего того, что составляет личность человека. Становится понятным, что многие современные издания Библии редко используют слово "душа", а переводят его словами "ты”, “вы" или "личность”, “человек". Животные, созданные Богом, это - "душа живая... всякая душа животных, пресмыкающихся" (Бытие 1:20-21). Древнееврейское слово "nephesh" переводится здесь как "душа". То же самое мы видим в примере из Бытие 2:7: "... и стал человек душею живою". Таким образом, человек это есть душа и животные тоже - души. Единственная разница между человечеством и животными состоит в том, что человек в умственном отношении превосходит животных; он создан в физическом облике Бога (Бытие 1:26; см. раздел 1.2). Кроме того, некоторые люди призваны знать Евангелие, через которое им открыта надежда на бессмертие (2 Тимофею 1:10). В отношении основных природных данных и природы смерти нет разницы между человеком и животными.
"Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна (обратите внимание на трижды упоминаемое одно и то же слово); как те умирают, так умирают и эти... Все (то есть, человек и животные) идет в одно место (могилу); все произошло из праха, и все возвратится в прах" (Екклесиаст 3:19-20). Боговдохновенный писатель книги Екклесиаста молился, чтобы Бог помог людям понять тот прискорбный факт, что они (люди) сами по себе животные (Екклесиаст 3:18). Конечно, многие люди сочтут для себя унизительным признать, что по своей природе мы есть только животные и живем по тем же самым инстинктам самосохранения, проходя естественный отбор и воспроизведение. В стихе Екклесиаст 3:18 (Новое Международное Издание Библии) говорится, что Бог "испытывает" человека, заставляя его думать, что он сам по себе есть животное; то есть, тот, кто достаточно скромный, чтобы быть Его истинным человеком, поймет эту правду, а тот, кто не понимает ее - не проходит это "испытание". В течение двадцатого века по всему миру незаметно распространилась философия гуманизма - идея, что люди представляют собой величайшую важность и ценность. Предстоит проделать трудную задачу, чтобы освободить наше мышление от влияния гуманизма. В этом помогут нам следующие стихи: "Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий" (Псалом 38:6). "Не во власти идущего давать направление стопам своим" (Иеремия 10:23).
Одной из наиболее основных истин, которые мы знаем, является то, что все люди умирают, на самом деле, умирают в конце концов все живые создания. Умирает, следовательно, и "душа". Она совершенно противоположна чему-то бессмертному. Неудивительно, что, примерно, одна треть слов в Библии, переводимых как "душа", связана со смертью и уничтожением души. Сам факт, что слово "душа" употребляется таким образом, показывает на то, что она не может быть неразрушимой и бессмертной:
· "Душа согрешающая, та умрет" (Иезекииль 18:4).
· "Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геене" (Матфей 10:28). Другие упоминания на гибель души имеются в стихах: Иезекииль 22:27; Притчи 6:32; Левит 23:30.
· Все "души", которые были в городе Асоре, погибли от меча (Иисус Навин 11:11; сравните Иисус Навин 10:30-39).
· "... все одушевленное умерло" (Откровение 16:3; сравните Псалом 77:50).
· Часто закон Моисеева наставлял, что любая "душа", которая нарушит закон Господне, должна быть истреблена (например, Числа 15:27-31).
· Ссылки на то, что душа подвергается удушению или ловле в западню, могут иметь смысл только тогда, когда имеется в виду, что душа может умереть (Притчи 18:7; 22:25; Иов 7:15).
· Христос "предал душу Свою на смерть", так что его "душа" или жизнь была приношением за грех (Исаия 53:10, 12).
То, что "душа" относится скорее к человеку или к телу, чем к какой-то бессмертной искре внутри нас, показано большинством стихов, в которых встречается это слово. Ниже приводятся очевидные примеры этого:
· "Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его" (Псалом 102:1-2).
· "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня... тот сбережет ее" (Марк 8:35). Это достаточное доказательство, что душа не относится к какой-либо духовной части внутри нас, здесь слово "душа" ( по-гречески "psuche") означает только чью-то физическую жизнь, поэтому оно и переводится так здесь.
Дух человека
В головах многих людей есть, к сожалению, путаница между словами душа и дух. Это отягщается тем фактом, что во многих языках и в переводах Библии английские слова "душа" и "дух" имеют только один эквивалент. Душа, относящаяся в основном ко всей конституции человека, может иногда относиться также и к духу. Однако, обычно существует различие в значении между "душой" и "духом", как это употреблено в Библии; душа и дух могут "разделяться" (Евреям 4:12).
Древнееврейские и греческие слова, обозначающие "дух" (Ruach" и "Pneuma", соответственно) могут переводится как:
· Жизнь;
· Дух;
· Разум;
· Ветер;
· Дыхание.
Мы уже рассматривали тему "Дух" в разделе 2.1. Бог употребляет Свой Дух для сохранения естественного создания, включая человека. Божий Дух, который находится в человеке, является, поэтому, жизненной силой внутри него. "Тело без духа мертво" (Иаков 2:26). "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (дух) жизни, и стал человек душею живою (живым существом [Бытие 2:7]). Иов говорит о "духе Божием", как находящимся "в ноздрях моих" (Иов 27:3; сравните Исаия 2:22). Следовательно, дух жизни дается нам при рождении, и остается в нас до тех пор пока наше тело живое. Когда Божий Дух изымается от чего-либо, то это что-то немедленно погибает, ибо Дух есть сила жизни. Если бы Бог "взял к Себе дух ее (вселенной) и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. Итак, если ты имеешь разум, то слушай это" (Иов 34:14-16). В последнем предложении опять содержится намек, что человек с трудом воспринимает свою реальную природу существования.
Когда Бог отбирает у нас Свой Дух при нашей смерти, то умирает не только наше тело, но приходит конец всему нашему сознанию. Давид понимал это и верил скорее в Бога, чем в такие слабые создания как человек. В Псалме 145:3-5 довольно трезво говорится о гуманизме: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасенья. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою (в прах, из которого мы сделаны); в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Иаковлев" (Псалом 145:2-5).
Со смертью "возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Екклесиаст 12:7). Раньше мы показали, что Бог присутствует везде через Свой Дух. В этом смысле "Бог есть Дух" (Иоанн 4:24). Когда мы умираем, "мы дышим в последний раз" в том смысле, что Божий Дух, находящийся внутри нас, покидает нас. Этот дух впитан в Божий Дух, который находится везде вокруг нас; так что с нашей смертью "дух возвращается к Богу".
Поскольку Божий Дух поддерживает все созидание, тот же процесс смерти происходит и с животными. Люди и животные имеют тот же самый Дух, или жизненную силу, внутри себя. "Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно (то есть, то же самое) дыхание (дух) у всех, и нет у человека преимущества перед скотом" (Екклесиаст 3:19). Описание людей и животных, имеющих один и тот же дух и умирающих одной и той же смертью, дается при повествовании о том, как люди и животные, которые имели дыхание жизни от Бога (Бытие 2:7; 7:15), погибли одной и той же смертью во время всемирного потопа: "И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли" (Бытие 7:21-23). Обратите внимание, между прочим, на то как сравнивается смерть с потопом в Псалом 89:6.
Описание, приводимое в главе 7 Бытия, ясно показывает, что в основном человек относится к той же самой категории, что и "всякая плоть... всякое существо". Это обусловлено тем, что он имеет, один и тот же дух, что и животные.
|