Смерть есть бессознательное состояние
Из всего того, что мы узнали до настоящего времени о душе и духе, следует сделать вывод о том, что мертвый человек находится полностью в бессознательном состоянии. В Библии говорится, что дела ответственных перед Богом помнятся Им (Малахия 3:16; Откровение 20:12; Евреям 6:10), но в ней не содержится какого-либо упоминания, что мертвый человек имеет какое-либо сознание. Трудно возразить против следующих ясных утверждений в отношении вышесказанного:
· "Выходит дух его (человека), и он возвращается в землю свою; в тот же день (момент) исчезают все помышления его" (Псалом 145:4).
· "Мертвые ничего не знают... и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли" (Екклесиаст 9:5-6). В могиле нет мудрости (Екклесиаст 9:10) - нет мышления и поэтому, нет сознания.
· Иов говорит, что после своей смерти он станет "как небывший" (Иов 10:19). Он рассматривал смерть как состояние забвения, бессознательности и полного прекращения существования, как это и было до его рождения.
· Человек умирает также, как это делают и животные. Если сознание человека побеждало бы где-то смерть, то и животные также должны были бы делать это. Однако, как Евангелие, так и наука хранят полное молчание об этом.
· Бог "знает состав наш, помнит, что мы - персть. Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не знает его" (Псалом 102:14-16).
То, что смерть есть истинная бессознательность даже для праведных говорит тот факт, что рабы Божии постоянно обращались с молитвой о продлении их жизни, ибо они знали, что после смерти они не будут в состоянии хвалить и прославлять Бога, так как смерть - это состояние бессознательности. Наглядными примерами этого являются Езекия (Исаия 38:17-19) и Давид (Псалом 6:4-5; 29:9-10; 38:13-14; 113:25). Смерть неоднократно упоминается как сон или отдых как для праведных, так и для грешных (Иов 3:11, 13, 17; Даниил 12:13). На основании достаточного количества доказательств мы можем с твердой увенностью заявить, что в Библии не находят подтверждения народные поверия о том, что после своей смерти праведники отправляются прямо на небо для получения там награды и пребывания в состоянии блаженства. Истинное учение о смерти и человеческой природе дает большое чувство умиротворенности. После всех травм и страданий человеческой жизни, могила является местом полного забвения. Для тех, кто не знал наставлений и требований Бога это состояние забвения будет длиться вечно. Никогда опять не возникнут перед ними старые глубокие следы этой трагической жизни с неисполненными желаниями, с напрасными надеждами и боязнью за потерю своего человеческого разума.
При изучении Библии существует определенная система нахождения истины; но, к сожалению, есть и система ошибок в религиозном мышлении людей, обусловленная невнимательным отношением к Библии. Безнадежные усилия человека в поисках смягчения его конечной, смертельной участи привели его к вере, что у него есть "бессмертная душа". Как только человек пришел к выводу, что внутри него есть такая бессмертная частица, он начал думать о том, куда она уйдет после его смерти. Это привело к мысли, что при наступлении смерти должна быть какая-то разница между судьбами праведных и грешных людей. Размышляя над этим вопросом, человек пришел к выводу, что должно быть место, куда-бы направлялись "хорошие бессмертные души". И таким местом он выбрал Небо, а для "грешных бессмертных душ" он избрал другое место, назвав его адом. Ранее мы показали, что по библейскому учению "бессмертной души" не существует. Другими ложными идеями, имеющими хождение среди людей, являются следующие:
1. Что наградой за нашу жизнь, при наступлении смерти, служит направление "нашей бессмертной души" в определенное место.
2. Что разделение между праведными и грешными происходит при наступлении смерти.
3. Что наградой для праведных является направление их на небо.
4. Что, если каждый имеет "бессмертную душу", то каждый должен направляться или на небо, или в ад.
5. Что грешные "души" направляются в место наказания, называемое адом.
Ниже мы постараемся дать анализ всем перечисленным выше утверждениям. В своем анализе мы не стремимся дать только отрицательный ответ. Мы хотим выразить ту правду, которая имеется по этому поводу в Библии, и которая составляет важную часть в отношении человеческой природы.
Воскресение
В Библии подчеркивается, что наградой для праведных будет воскресение при пришествии Христа (1 Фессалоникийцам 4:16). Первым делом, которое совершит Христос, будет воскрешение умерших, за которым последует суд. Если бы "душа" отправлялась на небо после смерти человека, то не было бы необходимости в воскресении. Павел сказал, что если бы не было воскресения мертвых, то все наши усилия, направленные на покорность Богу, были бы бесполезными (1 Коринфянам 15:32).
Конечно, он не говорил бы так, если бы верил, что его "душа" отправится на небо, когда он умрет. Но он верил, что единственной наградой для человека будет воскресение его тела. Христос ободрял нас, говоря, что мы получим награду за нашу праведную жизнь при "воскресении" (Лука 14:14).
Следует отметить опять, что в Библии не говорится о существовании в любом виде отдельно от телесной формы - это относится одинаково к Богу, Христу, Ангелам и людям. При своем возвращении Христос "уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Филиппийцам 3:21). Так как сейчас он имеет в буквальном смысле телесную форму, движимую скорее Духом, а не кровью, то и мы будем иметь подобную форму. На суде мы получим по заслугам за то, как мы жили в нашем теле (2 Коринфянам 5:10). Те, кто жили плотской жизнью, будут оставлены в своем обычном смертном теле, которое затем подвергнется тлению и снова превратится в прах; а те, кто в своей жизни старался заменить свою плоть на Дух, будут иметь жизнь вечную. В Евангелии так и сказано: "а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Галатам 6:8) в виде тела, наполненного Духом.
Имеется большое число свидетельств о том, что наградой за праведность будет телесная форма. С принятием этого утверждения становится понятной жизненная важность воскресения. Ясно, что наше тело прекращает существование при наступлении смерти. Но, если мы можем иметь вечную жизнь и бессмертие в телесной форме, то из этого следует, что смерть есть состояние бессознательности до того момента, когда наше тело не воскреснет опять и не примет Божью природу. Вся глава 1 Коринфянам 15 подробно говорит о воскресении; ее всегда нужно читать очень внимательно. Стихи 1 Коринфянам 15:35-44 объясняют, что как сеется семя, а потом оно произрастает из земли и принимает форму, данную Богом, так и мертвые восстанут из земли и примут телесную форму. Как Христос восстал из могилы и его смертное тело превратилось в бессмертное, так и с истинным верующим произойдет тоже самое (Филиппийцам 3:21). Через крещение мы соединяем себя со смертью и воскресением Христа, показывая тем самым нашу веру, что мы также разделим Его награду, которую Он получил через Свое воскресение (Римлянам 6:3-5). Через разделение Его страданий сейчас, мы также разделим и Его награду: "Всегда носим (сейчас) в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем" (2 Коринфянам 4:10). "Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим" (Римлянам 8:11). С такой надеждой мы ждем "искупления тела нашего" (Римлянам 8:23) через становление его бессмертным.
Эту надежду на получение телесного бытия Божии люди понимали с ранних времен. Аврааму было обетовано, что он лично наследует на вечные времена землю Ханаанскую с такой достоверностью, с какой он ходил по ней вдоль и поперек (Бытие 13:17; см. Раздел 3.4). Его уверенность в эти обетования порождала его веру в то, что его тело когда-то в будущем восстановится и станет бессмертным.
Иов ясно выразил свое понимание всего этого, сказав, что, несмотря на то, что его тело будет съедено червями в могиле, он получит награду в телесной форме: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истлевает сердце мое в груди моей!" (Иов 19:25-27). Такой же была надежда Исаии: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела" (Исаия 26:19).
Очень схожие слова находим мы в описании смерти Лазаря, близкого друга Иисуса. Вместо того, чтобы успокоить сестер умершего, сказав им, что его душа ушла на Небеса, Господь Иисус сказал о дне воскресения: "Воскреснет брат твой". Сестра Лазаря быстро реагировала на это: "Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет и воскреснет, в последний день" (Иоанн 11:23-24). Этот ответ показывает насколько сильно ранние христиане верили в свое воскресение из мертвых. Как и Иов, Марфа понимала, что смерть не открывает ворота на небе для жизни в забвении, но, вместо этого, она думала о воскресении "в последний день". Господь обещает: "Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне... и Я воскрешу его в последний день" (Иоанн 6:44-45).
Суд
Учение Библии в отношении суда представляет собой один из основных принципов одной веры, и этот принцип следует правильно понимать до принятия обряда крещения (Деяния 24:25; Евреям 6:2). Часто Священные Писания говорят о "дне суда" (например, 2 Петра 2:9; 3:7; 1 Иоанна 4:17; Иуда 1:6); о том времени, когда те, кто знал Бога, получат по своим заслугам. "Все мы предстанем на суд Христов" (Римлянам 14:10); "всем нам должно явиться пред судилище Христово" (2 Коринфянам 5:10), чтобы получить по заслугам за нашу жизнь в телесной форме.
Пророк Даниил видел во сне второе пришествие Христа с наступлением судного дня, представшего в виде престола (Даниил 7:9-14). Притчи помогают до некоторой степени понимать подробности. Так в Евангелии приводится притча о господине, который призвал своих рабов и дал им деньги (таланты) с тем, чтобы узнать как они распорядятся ими, когда он уйдет от них (Матфей 25:14-29). Притча о рыбаках сравнивает призыв Евангелия с рыбацким неводом, собирающим разных людей; рыбаки затем садятся (сравните с судным днем), чтобы отделить хорошую рыбу от плохой (Матфей 13:47-49). Объяснение очень простое: в конце мира выступят Ангелы и произведут отбор праведных и грешных.
Из всего сказанного выше справедливо сделать вывод, что после возвращения Христа и воскресения мертвых, в определенном месте и в определенное время будет произведен сбор всех тех, кто был призван к познанию Евангелия. На этом сборе произойдет их встреча с Христом, и каждый из пришедших даст Ему отчет о своей жизни.
Иисус Христос определит кто будет достоин награды на вход в Царство Божие. Только в этот момент праведные и получат свое вознаграждение. Обо всем этом говорится в притче об овцах и козлах: "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей (на Давидовом престоле в Иерусалиме, Лука 1:32-33), и соберутся пред Ним все народы (то есть, люди всех наций); и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Матфей 25:31-34).
Наследование Божьего Царства, разделение с Авраамом данного ему обетования - это и есть награда праведным. Но все это будет после суда, который последует за возвращением Христа. Поэтому, невозможно получить обетованную награду до пришествия Христа. И мы должны сделать вывод, что со времени смерти Христа и до момента воскресения, верующий совершенно не ведет сознательного существования, ибо невозможно существовать в любой форме, не имея тела.
Неоднократно повторяемый библейский принцип состоит в том, что, когда Христос вернется, тогда и будет дана награда, но не раньше:
· "И когда явится Пастыреначальник (Иисус), вы получите неувядающий венец славы" (1 Петра 5:4; сравните с 1:13).
· "Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его... А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный" (2 Тимофею 4:1, 8).
· В последние дни при возвращении Мессии, "многие из спящих в прахе земли (сравните Бытие 3:19) пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниил 12:2).
· Когда Христос придет на суд, то "мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоанн 5:25-29).
· Иисус сказал: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откровение 22:12). Мы не отправляемся на небо, чтобы получить по заслугам - Христос принесет с Неба для нас награду каждому по делам нашим.
Слова о том, что Иисус принесет нашу награду с собой означают, что эта награда уже приготовлены для нас на небе, но будут принесены нам на землю при втором пришествии Христа. Наше "наследие" земли, обетованной Аврааму, в этом смысле следует понимать как, "хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время" (1 Петр 1:4-5).
Правильное понимание сказанного выше дает нам возможность точно излагать смысл отрывка в Иоанн 14:2-3, который часто истолковывается не совсем верно, Иисус сказал: "Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место (сранвите: награду "хранящуюся на небесах"), приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я". В другом месте Иисус говорит, что придет опять, чтобы воздать нам по заслугам (Евреям 22:12), и мы знаем, что это будет сделано в судный день. Он будет "вечно" царствовать на Давидовом престоле в Иерусалиме (Лука 1:32-33). Он будет проводить вечность здесь на земле, и где будет Он - в Божьем Царстве на земле, там будем и мы. Его обетование "взять нас к Себе" можно, следовательно, понимать как слова о том, что в судный день он примет нас. Греческая фраза "взять кого-либо к себе" также встречается в стихе Матфей 1:20 в отношении Иосифа, решившего "принять к себе" в жены Марию. Отсюда видно, что это не обязательно означает физическое движение в направлении Иисуса.
Так как решение о награде или возмездии будет выноситься только на суде при возвращении Христа, то из этого следует, что после своей смерти как праведные, так и грешные отправляются в одно и то же место, то есть, в могилу. Смерть не делает различий между ними. Следующие ссылки на стихи служат подтверждением этого:
· Ионофан был праведным, а Саул грешным, но они "не разлучились и в смерти своей" (2 Царств 1:23).
· Праведный Авраам "приложился к народу своему", или к своим предкам, которые были идолопоклонниками (Бытие 25:8; Иисус Навин 24:2).
· Духовно мудрого и глупого постигнет одна и та же участь - смерть (Екклесиаст 2:15-16).
Все это находится в резком противоречии с народным "христианством". Их учение о том, что праведные сразу же после смерти отправляются на небо, устраняет необходимость в воскресении и суде. Но мы уже видели, что эти события представляют собой жизненную необходимость в Божьем плане спасения. В соответствии с распространенной идеей, после своей смерти праведный человек в виде награды отправляется на небо, за ним ежедневно, ежемесячно и ежегодно следуют другие. Но это резко противоречит библейскому учению, которое говорит, что все праведные будут награждаться вместе, в одно и то же время:
· Овцы отделяются от козлов на суде одна за другой. Как только закончится суд, Христос скажет всем овцам, собравшимся по правую его сторону: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Матфей 25:34). Таким образом, все овцы наследуют Царство в одно и то же время (сравните 1 Коринфянам 15:52).
· При наступлении "жатвы", когда вернется Христос и состоится суд, все те, кто трудился по Евангелию "вместе радоваться будут" (Иоанн 4:35-36; сравните Матфей 13:39).
· В стихе Откровение 11:18 "время судить мертвых" определяется как время, когда Бог дает "возмездие рабам Твоим... святым и боящимся имени Твоего", то есть, всем верующим вместе.
В главе Евреям 11 перечисляются многие праведные люди Ветхого Завета. В стихе 11 этой главы говорится, что "все они умерли в вере, не получивши обетований", данных Аврааму о спасении путем входа в Божие Царство (Евреям 11:8-12). Из этого следует, что после своей смерти эти люди не отправлялись один за другим на небо за получением заслуженного ими. Причина этого описана в стихах 39-40: Они "не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершества". Задержка в предоставлении им обетованной награды обусловлена тем, что Божий план предусматривает, чтобы праведные "достигли совершенства" все вместе, в одно и то же время. Это будет объявлено им на суде при возвращении Христа.
|