Ад
В народе существует мнение, что ад представляет собой место для наказания грешных "бессмертных душ", или место для мучения тех, кто будет отвергнут в судный день. По нашему убеждению, Библия учит, что ад - это могила, куда отправляются все после смерти.
Древнееврейское слово "sheol", переводимое как "ад", означает "покрытое место". Так что, когда мы читаем слово "ад", мы не воспринимаем его точный полный перевод. По-библейски, это "покрытое место" или "ад" есть могила. Имеется много примеров, подтверждающих, что исконное слово "sheol" переводится как "могила". На самом деле, некоторые современные издания Библии редко употребляют слово "ад", переводя его более точным словом "могила". Несколько примеров, показывающих, что слово "sheol" переводится как "могила", должны опровергнуть народное представление об аде, как о месте, где горит огонь и производится мучение грешных:
· "Нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде" (могиле-sheol [Псалом 30:18]) - они не будут вопить в агонии.
· "Бог избавит душу мою от власти преисподней" (sheol [Псалом 48:15]) - то есть, душа или тело Давида воскреснет из могилы или "ада".
Вера в то, что ад - это место для наказания грешных, из которого они не в состоянии выйти, не может соответствовать этому стиху; праведный человек может входить в ад (могилу) и уходить оттуда опять. Осия 13:14 подтверждает это: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю". То же самое видим в 1 Коринфянам 15:55 в отношении воскресения при возвращении Христа. Подобно этому, в предвидении второго воскресения (см. Раздел 5.5) "и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них" (Откровение 20:13). Обратите внимание на тождественность со смертью, то есть, могилой и адом (см. также Псалом 6:5-6). Слова Анны в 1 Царств 2:6 предельно понятны: "Господь умерщвляет и оживляет (через воскресение), низводит в преисподнюю (sheol) и возводит".
Зная, что "ад" есть могила, следует думать, что праведные будут спасены от нее через их воскресение для вечной жизни. Таким образом, вполне возможно входить в "ад", или могилу, и позднее уходить оттуда путем воскресения. Высший пример этого показал нам Иисус, ибо "не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (Деяния 2:31), потому что он воскрес. Отметьте тождественность между словами "душа" Христа и Его "плоть" или тело.
Слова о том, что Его тело не было оставлено в аде, говорят, что оно было там какое-то время, а именно: оно было там в течение трех дней. И то, что Христос был в "аде" служит доказательством того, что это не то место, куда отправляются грешные.
Как хорошие, так и плохие люди отправляются в "ад", то есть, в могилу; Иисусу "назначали гроб со злодеями" (Исаия 53:9). Наряду с этим, имеются другие примеры, когда праведные люди отправляются в ад, то есть, в могилу. Так, Иаков "сказал: с печалью сойду к сыну (Иосифу) в преисподнюю” (“ад” [Бытие 37:35]).
Одним из принципиальных постулатов Бога является наказание смертью за совершенный грех (Римлянам 6:23; 8:13; Иаков 1:15). Раньше мы показали, что смерть есть состояние полной бессознательности. Она приводит к полному уничтожению, а не к вечному мучению (Матфейф 21:41; 22:7; Марк 12:9; Иаков 4:12), - это также верно, как гибель людей от всемирного потопа (Лука 17:27, 29), и как израильтяне умирали в пустыне (1 Коринфянам 10:10). В обоих этих случаях грешники умирали, а не подвергалисть вечным мучениям. Поэтому, невозможно, чтобы грешные подвергались наказанию вечного сознательного мучения и страдания.
Мы также показали, что Бог не вменяет грех в вину, и не приписывает его на наш счет, если мы не знаем Его слова (Римлянам 5:13). Те, кто находится в таком положении, будут оставаться мертвыми. Наказание, которое получат грешники - смерть, ибо такова расплата за грех. Следовательно, после прихода к судному месту Христа, им будет объявлено наказание, и затем они умрут опять. На этот раз они будут мертвыми вечно. Это будет "вторая смерть", о которой говорится в Откровение 2:11; 20:6. Эти людт умерли однажды смертью полного бессознания. Они будут воскрешены и осуждены при возвращении Христа, и затем наказаны вторичной смертью, которая, как и их первая смерть, будет состоянием полной бессознательности. Эта смерть будет продолжаться вечно.
Наказание за грех в этом смысле будет "вечным", то есть, не будет конца для смерти. Быть мертвым навсегда есть вечное наказание. Пример употребления такого выражения находим во Второзаконие 11:4, где дается описание уничтожения Богом армии фараона в Красном море, как вечное, продолжающееся уничтожение, в результате чего именно эта армия никогда не будет больше беспокоить Израиль: "Он потопил в водах Красного моря... и погубил их Господь (Бог) даже до сего дня".
Даже в ранние времена Ветхого Завета верующие понимали, что в последний день будет воскресение, после чего ответственные грешники возвратятся в могилу. Иов 21:30, 32 говорил очень ясно: "Злодей... отводится в сторону (то есть, будет воскрешен)... и его провожают (затем) ко гробам". В одной из притч о возвращении Христа говорится о возможности избиения в Его присутствии (Лука 19:27). Это едва-ли согласуется с идеей о вечном существовании грешников с сохранением их сознания и постоянным подверганием их пытками. В любом случае это было-бы в какой-то мере неразумное наказание - вечное мучение за дела в течение 70 лет. Бог не получает радости от наказания грешников; следует, поэтому, ожидать, что он не будет налагать вечное наказание на них (Иезекииль 18:23, 32; 33:11; сравните с 2 Петра 3:9).
Христиане-отступники часто ассоциируют "ад" с идеей огня и мучений. Это находится в резком противоречии с учением Библии об аде (могиле). "Как овец, заключат их в преисподнюю (ад); смерть будет пасти их" (Псалом 48:15). Этот стих подразумевает, что могила есть место для мирного забвения. Несмотря на то, что душа или тело Христа было в аду в течение трех дней, оно не подверглось тлению (Деяния 2:31). Это было бы невозможно, если бы ад был местом, в котором горит огонь. Иезекииль 32:26-30 дает картину могущественных воинов соседних народов, лежащих мирно в своих могилах: "Все пораженные, павшие от меча... которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю (в ад) и мечи свои положили под голову... и лежат они с... пораженными мечом и... с отошедшими в могилу". Это относится к обычаю, когда погибших воинов хоронили вместе с их оружием, положив под их головы мечи. Описанный таким образом "ад" есть не что-иное, как могила. Эти могущественные воины, все еще лежащие в аду (то есть, в своих могилах), едва-ли подтверждают идею, что ад есть место с горящим огнем.
Описание случившегося с Ионой также противоречит этому. Когда большой кит проглотил его живым "помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей... из чрева преисподней (ада) я возопил" (Иона 2:2-3). Здесь "чрево преисподней (ада)" сравнивается с чревом кита. Чрево кита было, на самом деле, "покрытым местом", что представляет собой точное значение слова "sheol", переводимое как слово "ад". Понятно, что это не было место с огнем, и Иона вышел "из чрева преисподней (ада)", когда кит изверг его. Это служило предсказанием о воскресении Христа из ада (могилы) - см. Матфей 12:40.
Метафорический огонь
Однако, в Библии часто используется образ вечного огня, чтобы показать гнев Бога на грех, который приведет в конце концов к полному уничтожению грешника в могиле. Содом был наказан "вечным огнем" (Иуда 1:7), то есть, он был полностью разрушен из-за греховности его жителей. Ныне этот город лежит в руинах, погруженный в водах Мертвого моря; никоим образом он не охвачен сейчас пламенем, что должно было быть, если бы мы стали понимать слова "вечный огонь" буквально. Подобно этому, Иерусалим также был под угрозой вечного огня Божьего гнева, вследствие греховности евреев: "А если не послушаете Меня... то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет" (Иеремия 17:27). Так как Иерусалим является обетованной столицей будущего Царства (Исаия 2:2-4; Псалом 47:2), то Бог не имел в виду, чтобы мы принимали эти слова буквально. Большие дома Иерусалима сгорали от огня (2 Царств 25:9), но этот пожар не продолжался вечно.
Подобным образом, Бог наказал землю Едом огнем, который "не будет гаснуть ни днем, ни ночью, вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою... и филин и ворон поселятся в ней... и зарастут дворцы ее колючими растениями" (Исаия 34:9-15). Принимая во внимание, что животные и растения могли были существовать в разрушенной земле Едом, слова о вечном огне должны относиться скорее к Божьему гневу и полному уничтожению Им места, чем воспринимать их буквально. Неоднократно Божий гнев на грехи Иерусалима и Израиля сравнивается с огнем: "Изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие (на Иерусалим)... и возгорится и не погаснет" (Иеремия 7:20; другие примеры в Плач Иеремии 4:11 и 2 Царств 22:17).
Огонь также ассоциируется с Божьим осуждением греха, особенно при возвращении Христа: "Ибо вот, придет день, пылающий, как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день" (Малахия 4:1). Когда солома или даже человеческое тело, сгорает огнем, тогда все это превращается в прах. Невозможно, чтобы любое вещество, особенно человеческая плоть, горело в полном смысле вечно. Слова "вечный огонь", следовательно, не могут относиться в буквальном значении к вечному мучению. Огонь не может продолжаться вечно, если нечему гореть. Следует отметить, что "ад повержен в озеро огненное" (Откровение 20:14). Это означает, что ад не то же самое, что и "озеро огня"; это представляет собой полное уничтожение. В книге Откровение символически говорится, что могила будет полностью разрушена, потому что в конце тысячелетнего Царства Христа (Золотого века) смерти совсем не будет больше.
Геенна
В Новом Завете употребляются два греческих слова, переводимые как "ад". "Hades" эквивалентно древнееврейскому "sheol", о котором мы говорили раньше. "Gehenna" - название свалки, расположенной за пределами Иерусалима, где сжигались разные отбросы. Как собственное имя, то есть, название реального места, оно должно было скорее не переводиться совсем, чем переводиться словом "ад". "Gehenna" это арамейский эквивалент древнееврейского слова "Ge-ben-Hinnom". Это было место вблизи Иерусалима (Иисус Навин 15:8), и во времена Христа оно использовалось под свалку отходов. Мертвые тела бросались в огонь, который всегда горел там, так что Геенна стала символом полного уничтожения и отвергания.
Следует опять отметить, что все брошенное в огонь не оставалось там вечно - тела превращались в прах. "Бог наш (будет) огонь поядающий" (Евреям 12:29) в день суда; огонь Его гнева на грех скорее поглотит грешников до полного уничтожения их, чем оставит их только в состоянии опаливания и все еще живыми. Во времена предыдущих Божьих судов над Его народом Израиля от рук вавилонцев Геенна была заполнена мертвыми телами грешников и Божьих людей (Иеремия 7:32-33).
Своим изумительным путем Господь Иисус объединил все эти идеи Ветхого Завета в употребление слова "геенна". Он часто говорил, что те, кто будут отвергнуты у судного места при Его возвращении, отправятся "в геенну (то есть, ад) в огонь неугасимый, где червь их не умирает" (Марк 9:43-44). Геенна будет вызывать в сознании евреев идеи отвергания и уничтожения тела. И мы видим, что вечный огонь это идиома, представляющая Божий гнев на грех и вечное уничтожение грешников через смерть.
Слова "червь их не умирает" составляют, очевидно, часть этой идиомы о полном уничтожении, ибо невероятно представить себе червей, которые никогда не умирают. Тот факт, что Геенна была местом для предшествующих наказаний грешных среди Божьих людей, подтверждает соответствие употребления Христом этого слова геенна.
Отступление: Чистилище
Римско-католическая церковь учит, что души Божьих людей могут отправляться после смерти в так называемое чистилище, которое находится на полдороги между "небом" и "адом". Церковь говорит, что это место служит для "очистки"; в нем душа будет мучиться какое-то время перед тем, как стать годной для спасения на небе. Если человек и его друзья будут молиться, жечь свечи и делать финансовые пожертвования церкви, то это, возможно, сократит время страдания души в чистилище. То, что эти идеи представляют собой большую ошибку видно из следующих примеров:
· Библия хранит молчание о существовании такого места.
· Мы показали, что душа скорее относится к нашему телу, чем к какой-то бессмертной частице внутри нас, и "ад" есть скорее могила, чем место для наказаний.
· Праведным никогда не давалось обетований о спасении на небе. Спасение будет представляться у судейского места при возвращении Христа, а не в какое-то время после смерти, когда мы выходим из “чистилища" (Матфей 25:31-34; Откровение 22:12).
· Все праведные получат награды в одно и то же время, а не каждый человек в отдельности.
· За смертью следует полная бессознательность, а не активность, предполагаемая доктриной чистилища.
· Мы очищаемся от наших грехов через крещение во Христа и укрепляем нашу веру в Его труды в течение нынешней жизни, а не через какой-то период страданий после смерти. Нам велят "очистить старую закваску" греха в нашей жизни (1 Коринфянам 5:7); очистить совесть нашу от мертвых дел (Евреям 9:14; 2 Тимофей 2:21). Поэтому, мы должны очищаться сейчас, в нашей жизни, а не в "чистилище", в которое мы якобы входим после смерти.
"Теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Коринфянам 6:2). Наше повиновение Богу в крещении и развитие духовного характера в этой жизни приведут к нашему спасению (Галатам 6:8), а не проведение какого-то периода времени в "чистилище".
Усилия других людей спасти нас через сжигание свечей и другие пожертвования католической церкви, совершенно не повлияют на наше спасение. "Хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него... чтобы остался кто жить навсегда" (Псалом 48:7-9).
Отступление: Дух и перевоплощение
С незапамятных времен человек старается убедить себя, что смерть не является концом его жизни. В результате этого, у него появилась вера, что после своей смерти он продолжает жить в теле другого человека или животного, обладающего его духом.
Мы показали, что дух человека относится к дыханию (жизненной силе) внутри него, и что дух возвращается к Богу, когда человек умирает (Екклесиаст 12:7). Это означает, что его дух не блуждает вокруг нас, как "привидение", и что он не свободен обладать другим человеком или животным, так чтобы личность человека жила в нем. "Каждый из нас получит соответственно тому, что он делал" (2 Коринфянам 5:10). Если наши поступки и характеристики являются функцией характера предыдущего человека, то концепция о Божьем суде и награждении нас в соответствии с нашими делами (Откровение 22:12) теряет всякий смысл.
Дух возвращается к Богу со смертью человека и полной потерей им сознания. Поэтому, всякая попытка установить контакт с умершим свидетельствует о серьезном непонимании библейского учения в отношении этого (см. Исаия 8:19-20). Библия совершенно ясно говорит, что люди не возвращаются в свои предыдущие дома или города в любом виде после своей смерти. Нет никакого "духа" или "привидения", обитающего в таких местах после смерти человека. Иов 20:7-9 не мог бы выразить это более ясно: "Как помет его, на веки пропадет он; видевшие его скажут: "где он?"... и не найдут его... Глаз, видевший его, больше не удивит его; и уже не усмотрит его место его". Подобен этому и стих Иов 7:9-10: "Нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его". Скромное признание этого утверждения приведет нас к отрицанию всех разговоров о видении "духов" умерших, которые будто-бы посещают свои старые дома. Такие "видения" в лучшем случае являются обманом зрения.
Отступление: Природа нашего воскресения
Мы показали, что вечная жизнь и переход в Божию природу будут даны праведникам после суда. Христос воскресит в первую очередь ответственных перед Его судом, и будет судить их после того, как все они соберутся перед Ним. Так как перевод в вечную природу будет производиться на суде, то из этого следует, что все воскресшие имеют, прежде всего, смертную природу. Если бы при своем воскресении они обладали бессмертными телами, то тогда бы не было смысла для их суда, на котором раздается награда.
Мы входим в Божие Царство прямо после суда (Матфей 25:34); следовательно, праведные не находятся в Божьем Царстве до суда. "Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия ( поэтому)... мы все изменимся... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие" (1 Коринфянам 15:50-51, 53). Из этого следует, что смена природы, от смертной в бессмертную, происходит у судейского места, если только мы войдем в Царство.
Однако, боговдохновенный апостол Павел часто говорит о "воскресении" в смысле "воскресения жизни" - воскресении праведных, которые получат вечную жизнь после суда. Он понимал, конечно, "что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных" (Деяния 24:15). Он сознавал, что ответственные "изыдут (из могил) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоанн 5:29).
Таким образом, Павел часто ссылается на "воскресение жизни", когда говорит о "воскресении". Праведные выходят из своих могил "в воскресение жизни" - после выхода из земли они будут судимы и затем получат вечную жизнь. Весь этот процесс и есть "воскресение жизни". Нет разницы между их "выходом" из могил и "воскресением жизни". Павел говорит о своем стремлении жить христианской жизнью, "чтобы достигнуть воскресения мертвых" (Филиппийцам 3:11). Поскольку он был ответственным, он воскреснет, чтобы в любом случае дать отчет на суде, и то, что он стремился "достигнуть воскресения", означает, что "воскресение" здесь относится к "воскресению жизни".
Другие примеры употребления слова "воскресение" в значении "воскресение жизни" (сравните Лука 14:14) находим в стихах: Лука 20:35; Иоанн 11:24; 1 Коринфянам 15:21, 42; Евреям 11:35; Откровение 20:6. Употребление слова "воскресение", как это сделано в главе 1 Коринфянам 15, помогает понять смысл стиха 1 Коринфянам 15:52 - "мертвые воскреснут нетленными". Следует заметить, что слово "мертвые" иногда (и особенно в 1 Коринфянам 15) относится к праведным мертвым, которые воскреснут, чтобы получить на суде вечную жизнь: 1 Коринфянам 15:13, 21, 35, 42; 1 Фессалоникийцам 4:16; Филиппийцам 3:11; Откровение 14:13; 20:5-6.
В стихах 1 Фессалоникийцам 4:16-17 указываются события, связанные с возвращением Христа:
1. Христос, видимый людьми, сходит с неба.
2. Мертвые воскресают.
3. Ответственные, которые будут живы в это время, доставляются на суд.
Объявление о вечной жизни происходит после того, как все соберутся вместе (Матфей 25:31, 34; 13:41-43); поэтому, бессмертие не может объявляться при воскресении, так как последнее предшествует всеобщему сбору. Мы показали, что все праведные получат награду в один и тот же момент (Матфей 25:34; Евреям 11:39-40). Это было бы невозможно, если бы бессмертие объявлялось при воскресении, так как оно предшествует общему сбору живых ответственных.
Следует, однако, отметить, что наше восприятие времени очень человеческое. Бог нисколько не связан этим. Можно заходить слишком далеко в попытках разработать особую хронологию событий, которые будут происходить при приходе Христа. Воскресение и наш переход в бессмертие у судейского места произойдет "вдруг, во мгновение ока" (1 Коринфянам 15:52). По необходимости, в момент возвращения Христа время будет идти в другом измерении, по крайней мере, для тех, кто будет судим. Общий библейский принцип заключается в том, что каждый ответственный перед судом даст отчет о своей жизни и, до некоторой степени, будет говорить об этом со своим судьей, Господом Иисусом (Матфей 25:44 и т.д.; Екклесиаст 3:17; 12:14; Лука 12:2-3; 19:23; Иезекииль 18:21, 22; 1 Тимофею 5:24-25; Римлянам 14:11-12).
Принимая во внимание большое количество ответственных, мы должны заключить, что время будет приостановлено или сильно уплотнено с тем, чтобы всех нас судили немедленно и в то же время индивидуально. Так как время на этой стадии будет уплотнено с тем, чтобы весь процесс воскресения и суда происходил "вдруг, во мгновение ока", то, понятно, что о воскресении иногда говорят, как о событии, посредством которого праведным будет даваться вечная жизнь. Однако, это произойдет вследствие той скорости, с которой мы будем перенесены из могилы к судейскому месту, а затем с Божьей милостью в вечное состояние. Из стихов, о которых говорилось ранее, следует, что в соответствии с учением Библии, вечная жизнь будет представляться на суде, а не при воскресении. По этой причине 1 Фессалоникийцам 4:16 говорит, что праведные будут вызваны звуком трубы, в то время как 1 Коринфянам 15:52 говорит о той же самой трубе в ассоциации с представлением им бессмертия. Это также объясняет, почему Павел думал о воскресении, как об идентичном вызову к судейскому месту (например, Филиппийцам 1:23).
Отступление: Вознесение
Среди "евангелических" церквей существует широко распространенная вера, что при возвращении Христа праведные будут вознесены на небо. Эта вера часто ассоциируется с идеей об уничтожении тогда земли. В Отступлении 9 мы показали ошибочность такого взгляда. В разделе 4.7 мы также сказали, что местом Божьего Царства будет земля, а не небо. Эти религиозные ошибки основываются на неправильном истолковании стихов 1 Фессалоникийцам 4:16-17: "Сам Господь... сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем".
Не говоря об очевидной опасности делать серьезные выводы на основе только одного отрывка Евангелия, следует отметить, что здесь нет упоминания о том, что праведные будут вознесены на Небеса. Христос сойдет с неба прежде, чем верующие увидят Его. Христос будет вечно царствовать на престоле Давида в Иерусалиме, и мы будем с ним вместе на земле. Поэтому, не может быть, что мы будем проводить вечность с ним в подвешенном состоянии где-то посредине неба. "Воздух" простирается только на несколько километров от поверхности земли, и он не может относиться к Небесам, служащим местом нахождения Бога.
Греческая фраза, переводимая в Евангелии как "восхищены будем" буквально означает "унесены будем"; она не содержит указания на какое-либо определенное направление. В стихах Левит 6:4 и Второзаконие 28:31 в греческом Ветхом Завете (Септуагинта) эта фраза встречается при описании "унесения" украденного.
Она также встречается в Деяния 8:39-40: "А Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его... А Филипп оказался в Азоте". Здесь говорится как Филипп был чудесным образом перенесен с одного места на другое.
Когда придет Христос, все ответственные соберутся у судейского места; но им не позволят добираться туда самим. Возможно, это означает, что мы будем перенесены к этому месту буквально по воздуху.
Иисус сказал: "В тот день, когда Сын Человеческий явится... двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится" (Лука 17:30, 36). Это тоже дает основание думать о неожиданном унесении. Апостолы искренне спросили: "Где, Господи?" И Он ответил им: "Где труп, там соберутся орлы" (Лука 17:37). Как орлы инстинктивно летят по воздуху, а затем садятся на землю там, где находится труп, так и ответственные будут перенесены к месту, где они встретят своего Господа на суде.
Мы опять должны подчеркнуть важность учения о судейском месте Христа. Первыми должны прибыть на суд ответственные, из их среды будут награждаться праведные. Поверхностное чтение стихов Фессалоникийцам 4:16-17 может привести нас к выводу, что все ответственные будут унесены на небо и останутся там вечно с Христом. Однако, мы знаем, что все ответственные будут собраны на суде, возможно, они будут перенесены туда по воздуху и затем получат свои награды.
|