ЧИСТАЯ И НЕЧИСТАЯ СОВЕСТЬ
Читатель, созерцая Адама и Еву в невинности, а позже - в грехе, поймет на их примере природу чистой и нечистой совести. Когда они наслаждались "обещанием доброй совести" (1), в них не было стыда и страха. Они могли оставаться обнаженными в присутствие Бога, не смущаясь, и не трепетать при звуках Его голоса, а радоваться, слыша его как предвестника хорошего. Они, потому, были чисты и не развращены, и на совести их совсем не было греха. Они были "от истины" (2), живя в послушании ей, выраженной в законе, а потому они всем сердцем доверяли Богу. Никакие сомнения и страхи не угнетали их в то время. Однако позже стали появляться признаки изменений. Когда они потеряли свою чистую совесть, Его голос стал вызывать в них ужас, и стыд поселился в их душах, они стремились скрыться от Его глаз как можно дальше. Что же было причиной этого? Только один ответ может быть дан: грех.
Грехом были отняты у них и "обещания доброй совести", он превратил их в нечистую совесть, о существовании которой известно из того, что они устыдились истины и подверглись сомнениям и страхам. Они, будучи просвещенными, чувствовали себя уличенными, или, будучи еще несведущими, предчувствовали дурное. Им могло быть стыдно и страшно из-за неверия или "мертвой веры", ведь устыдиться Божьей истины значит устыдиться Его мудрости и силы. Люди такого рода осуждают любые разговоры об истине, как несовременные или простонародные или рассчитанные на сохранение мира в семейном кругу. Другие же, напротив, громко протестуют против дискуссий, опасных, по их мнению, для религии, ведь, чтобы произвести благоприятное впечатление на врагов, Божья истина должна была поселиться в сердцах людей без споров. Другие, испытывающие застенчивость перед грехом, сводят все к мнениям и говорят о "милосердии" не потому, что они более свободны от предрассудков и добры, а потому, что боятся, как бы не открылась их собственная нагота, и люди "не увидели срамоты их" (3). В то же время другая группа застенчивых профессоров выкрикивает: "Не трогайте то, что является тайным"; это их главное правило поведения в любом грязном деле, особенно, когда разоблачение сломало бы все "корыстные интересы" и денежные вознаграждения. Так обстоят дела: в то время как "праведник смел, как лев", "нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (4). Грешники, пусть они даже обладают репутацией "набожных" людей, - всегда трусы, они стыдятся смелых заявлений в защиту собственного вероисповедания и боятся независимого и непредвзятого исследования закона и завета Божьего.
Становится понятно, что грех, или нарушение Божьего закона, подтвержденное сомнениями, страхами и стыдливостью, является болезненным законом нечистой совести. Каково же указание к его устранению, напрашивающееся само собой? Ответ таков: загладить грех, и совесть человека будет вновь чиста. Нездоровые явления исчезнут, и останутся "обещания Богу доброй совести" (1-е Петра 3:21). Из природы вещей ясно, что грешник неспособен излечиться сам, хотя суеверия и учат его сделать это посредством постов, наложения на себя обетов, всех этих "самовольных смиренномудрий" и "пустых обольщений" (5), внушаемых ему "слепыми". Адам и Ева напрасно вообразили, что могут покрыть собственный грех и спрятать его от испытующего взгляда Всевышнего; замысел их был глуп и говорил о том, что их совесть нечиста. Последующие поколения не научились мудрости на неудаче Адама и Евы, но до сего дня усердно прикрывают изобретенными ими покровами свою нечистую совесть, как поступили их прародители, когда сшили смоковные листья, опоясав свой стыд. Таким образом, истина состоит в том, что "Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы" (Екклесиаст 7:29). Однако после всех опоясываний и очищений они будут, как Иешуа, Первосвященник, с которого сняли "запятнанные одежды" (Захария 3:3-4) и к ногам которого легли все беззакония.
Люди все еще не усвоили урок, состоящий в том, что все они призваны Богом верить Его слову и подчиняться Его законам. Он ничего больше не требует от них. Если они не верят и не выполняют, или верят, но не подчиняются, то они - плохие исполнители и находятся с Ним во вражде. Он просит от людей действий, а не слов, ибо Он будет судить их "по делам", в свете Своего закона, а не по их фальшивым чувствам и традициям. Причина, по которой Он не разрешает людям приобретать право на собственное нравственное зло, состоит в том, что Он является врачом, они же - прокаженные; Он - монарх, а они бунтуют против Его закона. Это Его верховное право, и только Его, - диктовать условия примирения. Человек согрешил против Бога. Это сделало его, потому, безоговорочным капитулянтом; со смирением и прилежностью ребенка, с открытым сердцем и чувством благодарности ему следует получить все от мудрости, справедливости и щедрости Бога, когда Он снизойдет до этого.
Пока же они могут пророчествовать от Его имени (Матфей 7:21-23), делать широкие "хранилища" на лбу (23:5-7), трубить перед собой в синагогах и на улицах (6:1-4), творить долгие молитвы в присутствие людей (5:7; 23:14), принимать мрачное выражение лица, чтобы показаться постящимися (6:16-18), строить церкви, обходить море и сушу, чтобы обратить хоть кого-то в веру (23:15), основывать больницы, наполнять мир своей благотворительностью, - все это просто изобретение смоковного листа в качестве суррогата "праведности Божьей" (6). "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты" (Римлянам 4:7), но это блаженство не легло ни на плечи Адама, ни на его потомство их собственным покровом. Господень покров для греха - это "торжественные одежды" (7), "белые одежды", которые Он советует людям купить, "чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы" их (Откровение 3:18). Это условие - чтобы люди уверовали и надели их - и есть Его цена.
ССЫЛКИ
1) 1-е Петра 3:21; 2) 1-е Иоанна 3:19; 3) Откровение 16:15; 4) Притчи 28:1; 5) Колоссянам 2:8,18; 6) 2-е Коринфянам 11:15; 7) Захария 3:4
|