БЕССМЕРТИЕ ДУЩИ (часть 2)
1 Фес. 5:23 "Дух и душа и тело"
ПРОБЛЕМА:
Из данного стиха заключают, что некто может иметь душу и дух.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Слова "дух" ("пнеума") и "душа" ("псухе") используются самым различным образом в Писаниях. Однако, они никогда не употребляются в качестве сознательной, бессмертной субстанции внутри человека.
2. Вполне вероятно, что в рассматриваемом месте, посредством слова "дух", подразумевается "разум" (см. сноску 15), а словом "душа" - "жизнь". Выражение "дух и душа и тело" синонимично целому человеку. Рассмотрите следующее:
а). Дух, душа и тело синонимичны целому человеку из-за предшествующих слов: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте". Данные слова подразумевают наличие связи между двумя выражениями.
б). В некоторых случаях слово "дух" используется Апостолом Павлом как синонимичное со словом "разум". Например:
(1) "А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом. . ." (1Кор. 5:3).
(2) "Что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно. . ." (Филип. 1:27).
(3) См. также 1Кор. 7:34; 2Кор. 7:1.
в). Также, слово "душа" используется апостолом для обозначения жизни. Напр.:
(1) "Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны" (1Фесс. 2:8; см. сноску 16).
(2) "Бога призываю во свидетеля на душу мою. . ." (2Кор. 1:23).
3. Труп - это безжизненное тело. Идиот - это тело, имеющее душу (жизнь), но только лишь с неправильно функционирующим духом (разумом). Личность же с духом и душой и телом - полноценный человек, о котором Павел молится, чтобы он мог быть сохранен в непорочности до прихода нашего Господа Иисуса Христа.
4. Если тело разрушается, тогда жизнь и разум неизбежно прекращают функционировать. После смерти существо разлагается (Еккл. 9:5,6; Псал. 145:4).
Евр. 12:23 ". . .к духам праведников, достигших совершенства."
ПРОБЛЕМА:
Евангелисты спорят, что выражение ". . .к духам праведников, достигших совершенства" относится к бессмертным духам (или душам) умерших.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Тот же самый автор послания к евреям выразительно утверждает, что великое облако свидетелей, перечисленных в одиннадцатой главе, ". . .не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39,40). В двенадцатой главе автор использует прошедшее время, чтобы описать, тем не менее, событие будущего, но которое произойдет обязательно - ". . .к духам праведников, достигших совершенства". Данный стиль изложения является общим для Писаний и ясно обоснован в Рим. 4:16,17. (См. также Откр. 13:8 - Христос не был заклан буквально "от создания мира"; Матф. 25:34 - Царствие еще не утверждено).
2. Когда же духи праведников станут совершенными? Они не станут таковыми до воскресения и суда, после которых будет дано бессмертие (2Кор. 5:10 срав. Филип. 3:9-12 - "не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился"). Человек становится оправданным (делается праведным) посредством принятия великого спасения Евангелия в момент своего крещения (Рим. 6:3,4 срав. со стихами 17,18; 4:24). Закон Моисеев не мог сделать совершенным того, кто приносил жертвы (Евр. 10:1). Но Христос "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр. 10:14). Дух или жизнь верующего не достигают совершенства до тех пор, пока он не выстоит до конца, побеждая мир (Матф. 24:13; Откр. 2:26,27). Но Бог может говорить о верующих, приходящих к духам "праведников, достигших совершенства", поскольку Ему известны все Его дела "от вечности" (Деян. 15:18). По существу, эти духи не будут совершенными до тех пор, пока не получат бессмертие при возвращении Господа.
3. Достаточно трудной является попытка определить точный смысл слову "духам" в этом отрывке. "Жизни" было бы справедливым замещением. В Евр. 12:9 автор спрашивает: "Не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?" Связи с этим стихом появляются в Числ. 16:22; 27:16. Цель данных сносок состоит в том, чтобы показать, что жизнь дается Богом и поэтому, Его необходимо уважать даже когда он воспитывает или наказывает. Но жизнь всякого человека раскрывается в том ее образе, который он ведет (другими словами, в характере этого человека), отсюда "к духам . . . достигшим совершенства" относится к жизням людей, достигших совершенства.
1Петра 3:19 Духи в темнице
ПРОБЛЕМА:
Данный отрывок часто цитируется мормонами и евангелистами с целью доказать разумное существование мертвых в виде "бестелесных духов".
Без всякого на то основания утверждается, что когда Иисус умер, он проповедовал этим духам в темнице.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Как может "дух" возвратиться к Богу, который дал его (Еккл. 12:7) и, в то же время, быть заключенным в подземелье?
2. Слово "духи" никогда не обозначает бестелесных существ в Писании (см. сноску 17). Даже ангелы, которые называются духами в Евр. 1:7, являются телесными существами. Лот назвал их людьми (Быт. 19:1,8) а Иаков боролся с одним из них (Быт. 32:24). Подобным образом, апостол Иоанн поучает верующих: ". . .испытывайте духов. . ." (1Иоан 4:1), но тот же самый стих отождествляет этих духов со лжеапостолами.
3. "Духи в темнице" - это выражение, служащее для обозначения людей, находящихся в рабстве у греха и смерти. Темница имеет такой смысл в следующих местах:
а). "Я, Господь, призвал Тебя (Христа) . . . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы" (Исайя 42:6,7).
б). "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы" (Ис. 61:1).
в). См. также Ефес. 2:1,2 - Павел говорит ефесянам о времени, когда они еще не были верующими: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления."
4. Толкования данного отрывка мормонами и евангелистами выглядят ложными, поскольку все они предполагают наличие некой удобной возможности для умерших отвечать на поучение. Писание говорит ясно: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27); ". . .не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою" (Исайя 38:18); ". . .а мертвые ничего не знают" (Еккл. 9:5). Мертвые в 1Петр. 4:6 были живы когда им проповедовал Ной, но мертвы во время написания послания Петром.
5. Выражение "духи в темнице" говорит мормонам о многом. Мормоны практикуют крещения взамен только тех родственников, которые умерли, не имея евангельских знаний. Духи в темнице, однако, не были таковыми, но были непослушными, осужденными проповедованием Ноя (1Петр. 3:19,20 срав. 2Петр. 2:5; Евр. 11:7). Почему миссия Христа была ограничена проповедованием тем непослушным во дни Ноя (которые имели проповедника - Ноя) за счет всех остальных, не имеющих познания о Евангелии и умерших до и после времени Ноя?
6. Данный отрывок не утверждает, что Иисус лично проповедовал тем духам в темнице, но, скорее, "КОТОРЫМ он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал" (ст. 19). То был "Дух Христов" в Ное, и именно им он проповедовал упомянутым духам в темнице (людям, живущим в рабстве греха и смерти) много лет до рождения Иисуса во дни царя Ирода (Матф. 2:1). Посредством Святого Духа, дававшегося пророкам, они могли говорить так, как-будто они являлись Христом. Рассмотрите следующие места:
а). "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Псалм 15:10 срав. Деян. 2:26-27).
б). "Вот я и дети, которых дал мне Господь" (Исайя 8:18 срав. Евр. 2:13).
в). "Тело уготовал Мне" (Евр. 10:5 срав. Псал. 39:7).
На самом деле плоти и тела Христа не существовало в то время, когда данные слова были написаны. Дух Христов в пророках подвигал их на то, чтобы предвозвещать "Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Петр. 1:11). Ной, "проповедник правды" (2Петр. 2:5), "получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере" (Евр. 11:7).
7. Петр, находясь под вдохновением, рисует следующий образ. Он говорит: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение . . . спасает. . ." (1Петр. 3:21). Вся человеческая раса выступает в качестве единого сообщества узников, обреченных на смерть из-за греха. Даже во время ожидания неотвратимого приговора они являются "всю жизнь подвержены рабству" (Евр. 2:15). Единственный путь спасения из этой темницы лежит через крещение во Иисуса Христа, прототипа спасительного ковчега. "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3:27).
Откр. 6:9 "Я увидел под жертвенником души"
ПРОБЛЕМА:
Данный отрывок цитируется евангелистами для поддержки учения о том, что души умерших отправляются на небеса.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Всегда учат, что души, которые уходят на небеса, наслаждаются состоянием блаженства, но данное место говорит о душах, кричащих "громким голосом" (ст. 10).
2. Вместо поддержки данным местом доктрины о бессмертии души, контекст показывает, что оно прямо противоположно ей. Этим душам даются белые одежды (ст. 11). Могут ли нематериальные души вообще одеваться?
3. Души в этом тексте находятся под алтарем. Это ли является тем самым местом, о котором говорят, что в нем обитают бессмертные души?
4. Одним из принципов Писаний является то, что "жизнь плоти (душа, "нефеш") в крови" (KJV - Левит 17:11). Посредством персонификации, о пролитой человеческой крови говорят, что она "вопиет" или "говорит" (Быт. 4:10 срав. Евр. 12:24). Откровение содержит свыше 500 ссылок на Ветхий Завет и в данном тексте проводится параллель с кровью жертв всесожжения, которая выливалась на основание медного алтаря (Левит 4:7). Отрывок, следовательно, относится к жизням мучеников, отданых как свидетельство их веры. (Павел делает похожую ссылку: "Ибо я уже становлюсь жертвою (буду излит; см. сноску 18), и время моего отшествия настало" (2Тим. 4:6).
Матф. 5:12 "Ибо велика ваша награда на небесах"
ПРОБЛЕМА:
По пониманию евангелистов и пятидесятников, данный отрывок учит, что праведники после смерти отправляются на небеса и позже награждаются там.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Если награда находится на небесах, тогда существуют две возможности:
а). Праведники идут на небо, чтобы получить ее.
б). Награда приходит с небес к праведникам (здесь, на земле).
2. Следующие места указывают на то, что награда приходит к праведникам:
а). Награда "хранится на небесах" (1Петр. 1:4), "И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы" (1Петр. 5:4).
б). "Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами своими, и тогда воздаст каждому по делам его" (Матф. 16:27).
3. Смотр. также: 1Иоанн. 5:11 срав. Кол. 3:2-4 и Откр. 22:12.
Матф. 17:3 "И вот, явились им Моисей и Илия, с ним беседующие".
ПРОБЛЕМА:
Данный отрывок используется для доказательства того, что награда праведников будет на небесах, поскольку Илия, унесенный бурей, был, тем не менее, жив спустя многие века и разговаривал с Иисусом при Преображении.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Делается вывод, что Илия жил от момента, когда он был взят на небо в вихре, и до времени, когда он появился около Иисуса при Преображении, однако отрывок этого не утверждает. Моисей присутствовал, но был мертв (Втор. 34:5). Поэтому, факт, что Илия был жив (предполагающий, что он присутствовал телесно) во время Преображения, не является сам по себе доказательством того, что он продолжал жить после его взятия на небо в вихре. Возможно, что он умер и был воскрешен по необходимости встречи с Господом.
2. Даже если Илия присутствовал в телесной форме, будучи сохраненным чудесным образом с того времени, когда он был подхвачен вихрем, то то, что было сделано с ним, не дает никаких оснований для современных верующих ожидать подобной привилегии. Бог не обещал остальным верующим того, что Он сделал для Илии.
3. Существует доказательство, что Илия возвращался на землю после того, как был забран с нее в вихре. Можно показать, что Иорамом, царем Иудеи, от Илии было получено письмо после того, как пророк был взят на небо. Либо письмо было написано перед тем как он отправился на небо и вручено посланником на земле (что маловероятно), либо Илия был "восхищен" таким же образом, как Филипп, по неоговоренной причине, был перемещен с дороги из Газы в Азот (около 26 километров, Деян. 8:39) и, затем, возвращен на землю. Рассмотрите данную цепь событий:
а). Илия забран на небеса в вихре (4Царств 2:11).
б). Елисей принял полномочия Илии во времена правления Иосафата (4Царств 3:10,11).
в). Иорам получил письмо от Илии пророка (2Пар. 21:1, 9-12). Царь Иорам правил после Иосафата (2Пар. 21:1).
4. Илия не восшел на небеса (место пребывания Бога; см. сноску 19), поскольку выразительно утверждается: "Никто не восходил на небо" (Иоанн 3:13).
5. Матфей описывает указания Иисуса ученикам: "Никому не сказывайте о сем видении (см. сноску 20), доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых" (Матф. 17:9). Эти слова, возможно, просто означают "не рассказывайте того, что вы видели", или они могут подразумевать, что Илия и Моисей не присутствовали телесно, но то, что произошло, произошло как субъективное ощущение. Видение может не иметь объективную реальность в обязательном порядке (Напр., Деян. 10:3; 10:17; обратите внимание на контрастность в Деян. 12:9, где Петр думал о происходящем в реальности как о простом видении), хотя и может иметь ее, как в случае, когда Господь явился Павлу на дороге в Дамаск (Деян. 26:19 срав. ст. 13-18; см. сноску 21) и, возможно, когда женщины у гробницы Христа видели "явление Ангелов" (Лука 24:23 срав. ст. 4).
Матф. 22:32; Лука 20:38 "Бог же не есть Бог мертвых, но живых".
ПРОБЛЕМА:
Данный стих рассматривается как доказательство того, что Иисус учил, будто Авраам, Исаак и Иаков были живыми на небесах.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Подобное суждение выказывает полное неуважение к контексту. Разговор ведется между Иисусом и саддукеями, которые отрицали воскрешение тела. Иисус сказал: "А о воскресении мертвых. . ." (Матф. 22:31). Отрывок не имеет ничего общего с бессмертными душами, в отношении которых пытаются доказывать, что они находятся на небесах.
2. Если Авраам, Исаак и Иаков живы (как провозглашают сторонники теории бессмертия души), то каким образом аргумент Иисуса доказывает воскрешение мертвых?
3. Смыслом объяснения Иисуса является следующее: Бог является Богом живых людей, а не мертвых, поэтому отцы должны однажды воскреснуть из мертвых.
4. Авраам, Исаак и Иаков, хотя и являются наследниками одного и того же обетования, но о них сказано, что "все сии умерли в вере, не получивши обетований" (Евр. 11:13 срав. 8,9,39,40).
Лука 23:43 "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
ПРОБЛЕМА:
Данное место принципиально используется евангелистами для доказательства бессмертия души и ухода "спасенных" на небеса после смерти.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. В данном отрывке нет упоминаний небес или душ.
2. Преступник не просил места на небесах. Он сказал (стих 42): "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (когда прийдешь в Своем Царствии - R.S.V.)!" Та же самая надежда была выражена Апостолом Павлом (2Тим. 4:1,8). Преступник не думал о том, чтобы идти с Господом, он просил о месте в грядущем (будущем) событии.
3. Иными словами, Иисус ответил: "Ты просишь Меня вспомнить о тебе тогда, но Я говорю тебе прямо сейчас. . ." (Лука 23:43). Данная перестановка знаков препинания совершенно не относится к числу бездумных манипуляций с текстом. Греческое слово "семерон", переведенное "ныне", "сегодня", служит здесь в качестве особого, ключевого по важности слова (см. сноску 22). В следующих стихах "семерон" характеризует глагол прошедшей формы: Лука 2:11; 22:34; Деян. 20:26; 26:29; 2Кор. 3:14,15. Розерхам в своем переводе ставит запятую после "ныне" (см. сноску 23), и существует множество мест в переводе Септуагинта, в которых греческая конструкция подходит к типу конструкции Луки 23:43: "Говорю тебе ныне же" подходит к выражению "Я заповедую тебе сегодня", например, Втор. 6:6; 7:11; 8:1; 10:13; 11:8,13,28.
4. Если аргумент касательно пунктуации оказывается неэффективным, оппонента можно все-таки привести к желаемому заключению, предположив, что словом "ныне" Иисус подразумевал, будто преступник отправится в рай в тот день, когда он умрет. Но куда же он отправился в тот самый день? (Поскольку ему было обещано место с Иисусом, то установив, куда пошел Иисус в день смерти, можно, следовательно, утверждать, что и преступник пошел в то же место.) Большинство быстро заявят, что Иисус отправился на небеса. Кристадельфианцу необходимо всего лишь попросить представить доказательства этому заявлению, чтобы раскрыть его беспочвенность.
5. От оппонента следует попросить объяснения к следующим местам:
а). Иисус сказал: "Так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи." (Матф. 12:40 срав. 16:21). Как мог Сын Человеческий быть на небесах и в земле в одно и то же время?
б). Иисус после воскресения сказал: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему" (Иоанн 20:17).
6. Так как Иисус лежал мертвым в могиле в день Его распятия, то, следовательно, данный отрывок не предоставляет доказательств для учения о бессмертии души и для утверждений, будто злодей в тот день отправился на небеса. Этот преступник, подобно Господу, лежал в могиле. Если же выражение "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" должно читаться в смысле, что преступник отправился с Иисусом в могилу, тогда получается, что могила должна быть раем. Является ли это тем, чего хотел бы получить верующий в бессмертие души?
7. Можно надеяться, что на данном этапе дискуссии важность и значимость пунктуации станут вполне очевидными. Остается показать, что Иисус действительно ответил на просьбу преступника вспомнить его в Царствии. С раем в Писаниях всегда ассоциируется место на земле, а не на небесах. Рассмотрите следующее:
а). Те, кто победит, будут "вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр. 2:7). В этом безошибочное указание на Едемский сад. Едемский сад (рай) часто используется для описания состояния подобного райскому на земле, во время Царствия Божия (См. Быт. 13:10; Исайя 51:3; Иезек. 36:35).
б). Рай - это слово, получающееся при переводе слова "парадейзос", о котором Буллингер говорит, что оно использовалось греками для "описания большого прекрасного сада с деревьями или парка какого-либо восточного монарха" (см. сноску 24). Само слово, поэтому, является описательным для идеального места на земле а не на небесах (см. сноску 25).
8. Иисус учил, что вечная жизнь следует за воскресением и судом в последний день.
а). "Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его" (Матф. 16:27).
б). Те, которые делали добро, изыдут "в воскресение жизни" (Иоанн 5:29). Они воскрешаются "в последний день" (Иоанн 6:39,40,44,54).
в). Праведники пойдут "в жизнь вечную" после суда (Матф. 25:31-46).
Следовательно, преступник получит награду в последний день, когда Иисус прийдет в Свое Царствие.
Иоанн 14:2 "В доме Отца Моего обителей много. . ."
ПРОБЛЕМА:
Существует мнение, что "обителей много" относится к некому месту обитания на небесах, в которое праведники удаляются после смерти.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Данный отрывок не учит ничему подобному. Любое упоминание Божьего дома в Писаниях делается в отношении Его дома на земле. См. Иоан. 2:16; 4Царств 20:5; Мих. 4, в особенности стихи 1,2. Предположение о том, что в рассматриваемом отрывке речь идет о доме Отца на небесах, является ложным.
2. Отрывок не относится к буквальным обителям в привычном смысле этого слова, так как "обитель", по определению, больше, нежели просто дом. Каким образом тогда можно иметь обители в доме? Простое решение состоит в том, что данный дом относится к дому духовному. Рассмотрите следующие места:
а). "И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Петр. 2:5).
б). "Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, И он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего. . ." (Откр. 3:12). "И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр. 3:5,6).
в). "Вы . . . бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божьим Духом" (Еф. 2:19-22).
Божий дом является духовным и в нем существует множество мест для обитания (см. сноску 26).
3. Небо не является неподготовленным местом. Это престол Отца (Псал. 102:12; Матф. 5:34) где творится Его воля (Матф. 6:10). Христос, являясь Первосвященником и Посланником в Божьем доме, готовит место для своих последователей (Евр. 3:1-6). Под руководством Бога, Он строит дом верующих, приготавливает камни для право- и левосторонних почетных мест в Своем Царствии; Бог властно определяет их достоинство. Иисус сказал матери братьев Зеведеевых: "Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим" (Матф. 20:23).
4. Если бы ученики Христа шли на небо после смерти, тогда Его заверение "Приду опять и возьму вас к Себе" указывало бы на разлуку, а не на воссоединение (Иоан. 14:3).
5. Некоторые ошибочно объясняют, что "уход" Христа относится к Его распятию, а "возвращение" к Его воскресению. Правильным объяснением будет то, что Христос уходил к Своему Отцу, и что Он опять вернется на землю (см. сноску 27). Это может быть показано на примере следующего:
а). Иисус сказал: ". . .и, как сказал Я Иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь" (Иоан. 13:33). Ранее Иисус говорил Иудеям "Еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти" (Иоан. 7:33,34). См. также Иоан. 8:21. Так как Бог находится на небесах (Матф. 6:9), то Иисус должен был иметь ввиду Свое отшествие на небеса.
б). В Иоан. 14:12 Иисус говорит: "Я к Отцу Моему иду".
в). Также в Иоан. 14:28 Иисус повторяет: "Иду к Отцу".
6. "Приду опять и возьму вас к себе" объясняется евангелистами в том смысле, что Христос прийдет собрать праведников воедино и забрать их на небеса. Но нигде о правлении не говорится, что оно будет на небесах. См. Лука 1:32,33; срав. Дан. 2:44; Псал. 2:6 и Исайя 2:3.
7. Иногда отмечают, что Иисус сказал Петру: "Куда я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за мною" (Иоанн 13:36). Из этого стиха подразумевают, что Петр после своей смерти последовал бы за Христом на небеса. Однако, необходимо сделать ударение на двух моментах:
а). Петру было обещано место на земле, а не на небесах. "Тогда Петр отвечая сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им . . . когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Матф. 19:27,28). Иисус будет сидеть на троне в Иерусалиме (Лук. 1:32,33) когда возвратится (См. также Матф. 25:31,32).
б). Иисус не сделал каких-либо противоречивых заявлений в указанных четырех стихах. Является известным то, чего не подразумевает стих 36 в Иоан. 13. Он не подразумевает отшествие Петра на небеса. Что же он тогда подразумевает? То, что Петр последует смерти своего Учителя. Иисус рассказал Петру какой смертью тот умрет (Иоан. 21:18,19).
|