БЕССМЕРТИЕ ДУШИ (часть 4)
Евр. 11:15 "Верою Енох переселен был так, что не видел смерти"
ПРОБЛЕМА:
Этот отрывок цитируется для доказательства того, что в момент смерти, души праведников отправляются на небеса.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Довольно трудно понять, каким образом этот отрывок может доказывать бессмертие человеческой души, или факт, что души в момент смерти отходят на небеса. В данном месте нет каких-либо упоминаний душ или небес.
2. Енох был переселен так, чтобы он не увидел смерти, но каким образом то, что произошло с ним, может приниматься как доказательство, что тоже самое произойдет со всеми, кто умер и кто еще умрет?
3. Возможно (но не точно), что Енох мертв. Обратите внимание на следующее:
а). Тот, кто писал послание к Евреям, включает и Еноха (см. сноску 38), когда говорит: "Все сии умерли в вере, не получив обетований. . ." (Евр. 11:13).
б). "Смерть царствовала от Адама до Моисея" (Рим. 5:14). Не упоминается ни о каких исключениях в контексте этого категоричного утверждения о царствовании смерти.
4. Енох не восшел на небеса - жилище Господа Бога, поскольку весьма выразительно сказано: "Никто не восходил на небо" (Иоан. 3:13).
5. Енох является примером неизвестного в Писаниях. Неизвестно точно, каким образом он был "переселен" или изменен. Неизвестно также, куда он удалился, когда Бог забрал его (Быт. 5:24). Только те, кому уже не остается ничего другого, будут использовать этот отрывок для того, чтобы пытаться либо доказывать бессмертие души, либо представлять небеса, как жилище праведников. Весьма уместным является наставление Второзакония 29:29: "Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам. . ."
2Петр. 3:10 "Стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят"
ПРОБЛЕМА:
Предметом спора здесь является то, что, поскольку, земля должна быть разрушена огнем, то будущее место обитания праведников будет на небесах, а не на земле.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Петр говорит, что "воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают" (ст. 12). Готовы ли те, кто пытаются доказать буквальное разрушение земли, позволить буквальное разрушение небес? Что может гореть в настоящих небесах?
2. Настоящая земля не будет разрушена. Это доказывается цитатой Петра из Исайи 65:17 и 66:22. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2Петр. 3:13), показывается в книге Исайи как время на земле, когда Иерусалим возрадуется и природа животных будет изменена (Ис. 65:18-25). Пророчество предполагает продолжительное существование земли.
3. "Небеса" и "земля" (2Петр. 3:10,12) являются описательными приемами для изображения законности и порядка на земле. Это также доказывается из цитирования Петром Ис. 65:17. Так как новые небеса и земля представляют собой итог творения нового, радующего и веселящего Иерусалима, в котором "Не будут причинять зла и вреда", небеса и земля, которые будут разрушены, должны быть человеческими законами и порядками, которые будут удалены для установления нового.
4. Петр говорит, что "мир" (см. сноску 39) во дни Ноя погиб (2Петр. 3:6). Настоящая земля, "мир" не погибли, только "Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше" было уничтожено (Быт. 7:21). Подобным образом, "Я истреблю их с земли" (Быт. 6:13) не означает буквального разрушения планеты, а подразумевает, только лишь, уничтожение злого порядка на земле.
5. "Горение земли", это одно из выражений в Ветхом Завете, использующихся для описания уничтожения неугодного Богу порядка, но не самой земли. Обратите внимание на следующее:
а). ". . . Ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля." (Соф. 3:8). Тем не менее, пророк продолжает рассказывать о дне, когда люди не будут говорить коварным языком, и когда "из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары" (Соф. 3:9,10).
б). "И горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня" (Мих. 1:4). Опять же, пророк продолжает говорить о дне, когда закон Господа изойдет от Сиона и из Иерусалима (Мих. 4:1,2).
6. Вместо того, чтобы быть разрушенной в великом пожаре, земля наполнится славой Господней (Чис. 14:12; Авв. 2:14; срав. Екк. 1:4; Ис. 45:18).
Матф 25:46 ". . .и пойдут сии в муку вечную."
ПРОБЛЕМА:
Данный отрывок используется для доказательства существования вечной муки для нечестивых людей. Предпринимаются попытки доказать, что поскольку одно и тоже греческое слово "айониос" используется для описания продолжительной жизни праведников также, как и при описании наказания неугодившим Богу, то, следовательно, обреченные будут преданы на вечные муки.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Наказание действительно вечное, но это не состояние сознательности в бесконечном мучении. Наказанием будет окончательное и полное уничтожение (Псал. 36:9,34). Жизнь вечная приготовлена для праведных, но недостойных ждет "смерть вторая" (Откр. 21:8), которая в контексте Писаний подразумевает бессознательное состояние (Пс. 146:3,4; Екк. 9:5). Слово "вечную" относится к результату наказания, а не к его процессу. Подобным образом, "суд вечный" в Евр. 6:2 и "вечное искупление" в Евр. 9:12 не означают того, что суд и искупление будут продолжаться всегда, до бесконечности, но подразумевают, что вечными будут результаты суда и искупления.
2. Нечестивые будут испытывать страдания в Судный День (Матф. 8:12; 13:30, 40-42,49-50; Лук. 12:47,48), но оно не будет вечным. В других местах Писание говорит или подразумевает момент окончания мук. Например:
а). Говоря о тех, кто является "не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа", Апостол Павел утверждает, что они "подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2Фес. 1:9).
б). Иисус сказал, что "кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Иоан. 15:6). Быть "извергнутым вон" как ветвь и сожженным, означает прекращение горения, когда огонь разрушит структуру сгораемого.
в). "И многие из спящих в прахе земли пробудятся . . . на вечное поругание и посрамление" (Срав. Дан 12:2 с Иоан. 5:29). Вечным будет проклятие и осуждение, а не муки в сознательном состоянии.
3. Даже если "вечное наказание" означает "вечные муки в состоянии разума", данный отрывок сам-собой не доказывает вечных мук нечестивых, так как греческое слово "айониос" может означать либо ограниченную, либо неограниченную продолжительность (см. сноску 40). Несмотря на то, что в Новом Завете почти повсюду используется слово "айониос", предполагающее неограниченную продолжительность (см. сноску 41), существует много употреблений того же слова в Септуагинте (см. сноску 42) (где подобное еврейское слово "олам" переводится как "айониос"), в которых совершенно очевидна подразумевающаяся ограниченная продолжительность. Например:
а). "Холмов вечных ("айониос")"; "Прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными ("айониос")" (Втор. 33:15,27). Здесь, подразумевающийся смысл слова "айониос" - ограниченная длительность в первой из приведенных цитат, и, во второй цитате (в той же самой главе!), слово подразумевает неограниченную продолжительность.
б). Священство Аарона называется "вечное священство в роды их" (Исх. 40:15). Однако, его ограниченная продолжительность явно подразумевается, так как позже священство Аарона должно было быть изменено (Евр. 7:12), когда "ветхий" завет станет негодным и близким "к уничтожению" (Евр. 8:13).
в). См. также Быт. 49:26; Исх. 12:17; 21:6; Иона 2:6; Авв. 3:6 ("холмы вечные" - "айониос").
4. В Писании существует множество мест, которые учат, что вечная жизнь - это награда праведникам (напр., Лук. 20:35,36). Также, есть много мест, которые учат, что все злые и непознавшие Бога будут уничтожены или погибнут (напр., 1Фесс. 4:13 срав. с Иоан. 3:16; 2Фесс. 1:9). Нельзя легкомысленно, по собственному усмотрению, переводить слово "айониос" как бесконечная продолжительность, которой описывается будущая жизнь праведников, и в других случаях, ограниченное по длительности наказание для недостойных. Решение должно основываться на способах употребления указанного греческого слова в иных местах Писания и учении ряда других отрывков о наградах, ожидающих праведных и нечестивых.
5. Слово "мука" получено в результате перевода греческого слова "коласис", означающего "обрезание, отсечение за ненадобностью". Данное греческое слово имеет происхождение от "колазо", что в свою очередь означает "сокращение, уменьшение, урезание, но обычно подобно латинскому "кастигарэ", т. е. содержать в цепях, удерживать, наказывать" (см. сноску 43). Такой смысл полностью гармонирует с учением Библии о наказании нечестивых. Иисус сказал, что они будут, подобно ветвям, брошены в огонь (Иоан. 15:6). Псалмопевец сказал, что они будут "истреблены" (Пс. 36:9) и что нечестивого "не станет" (Пс. 36:10). Малахия утверждает, что нечестивые будут сожжены подобно соломе и у них не останется "ни корня, ни ветвей" (Мал. 4:1), они будут "прахом под стопами ног ваших" (Мал. 4:3). Все это не напоминает язык, который может быть принят, как описывающий бессмертные души, подвергающиеся вечным мучениям.
Марк 9:43-48 "Огонь неугасимый"
ПРОБЛЕМА:
Этот отрывок, по пониманию Пятидесятников Огня Святости и других евангелических церквей, является доказательством того, что души нечестивых будут испытывать вечные страдания и мучения в огне ада.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Пятидесятники настаивают на том, чтобы смысл выражения "огонь неугасимый" принимался буквально, но что они могли бы сказать по поводу червей, которые не умирают? Существуют ли бессмертные черви в аду? Подобным образом, станет ли кто-либо принимать всерьез призыв отсечь свою руку (ст. 43), ногу (ст. 45) и вырвать глаз (ст. 47)?
2. Иисус почти дословно цитирует Ис. 66:24: "И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти". Но этот неугасимый огонь не является адским огнем учения пятидесятников. Обратите внимание на различия:
а). Огонь находится вне Иерусалима в Израиле (Ис. 66:20). Это не есть местонахождение адского огня по учению пятидесятников и евангелистических церквей.
б). Выходящие будут видеть трупы людей, которые согрешали против Бога. Учение пятидесятников предполагает назначение ада, как место для содержания душ, а не тел.
3. Греческое слово "Геенна", переведенное существительным "ад", происходит от еврейского "Гхи-Хинном" (см. сноску 44), что служило названием долины к югу от Иерусалима (см. сноску 45), где цари Ахаз и Манассия приносили своих сыновей богу Молоху (2Пар. 28:3; 33:6; Иер. 32:35). Это место было осквернено Осией (4Цар. 23:10) и было названо Тофет (алтарь) (см. сноску 46). Затем эта территория стала городской свалкой, куда бросали умерших животных и где сжигали различные отходы (см. сноску 47). То, что не уничтожал огонь, пожирал червь. Поэтому, Иисус использовал слово "геенна" в качестве символа полного и окончательного уничтожения, а не как термин, предполагающий вечное содержание в муках.
4. Огонь используется в Библии для обозначения полного разрушения, а не для осуществления вечных мучений. Обратите внимание на следующее:
а). Содом и Гоморра были разрушены огнем и серой и ныне, "подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (Иуд. 7 срав. с Быт. 19:24). Но горят ли эти города до сих пор? Писания утверждают, что они были низринуты "мгновенно" (Плач 4:6) и превратились в пепел (2Пет. 2:6 срав. с Втор. 29:23).
б). Надав и Авиуд (сыны Аарона) были сожжены огнем, который вышел от Господа (Лев. 10:1,2).
в). Огнем от Господа были пожраны 250 мужей, которые, противореча закону, приносили курения во время бунта Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16:35).
г). Огонь изошел от Бога с небес и "попалил" посланников царя Самарии во времена пророка Илии (2Цар. 1:10).
5. "Огонь неугасимый" - это ясное и понятное выражение, ограниченное в своем применении (др. словами, действие, описываемое им, происходит до тех пор, пока предмет, к которому относится воздействие огня, не будет полностью уничтожен). Два следующих отрывка послужат хорошим примером тому:
а). "Вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет" (Иер. 7:20). Тем не менее, Господь пожалеет Сион, когда прийдет "время помиловать его" (Пс. 101:14). Иерусалим станет городом великого Царя (Матф. 5:35 срав. с Лук. 1:31-33).
б). "То возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет" (Иер. 17:27). Огонь не угас до тех пор, пока не уничтожил все, что могло гореть. Сейчас огонь там не пылает.
Откр. 14:10, 11 "И будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков."
Откр. 19:3 "И дым ее восходил во веки веков."
Откр. 20:10 "А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".
ПРОБЛЕМА:
Эти стихи являются отрывками, к которым постоянно прибегают, когда хотят доказать существование вечных мучений, ждущих нечестивых в аду.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. "Огонь и сера" используются в переносном смысле в Откровении, а не в буквальном. Обратите внимание на следующее:
а). При первом употреблении выражения "огонь и сера" говорится, что они выходили из лошадиных ртов (Откр. 9:17). Здесь огонь и сера, определенно, не имеют никакого отношения к аду.
б). Если бы подразумевались настоящие мучения в аду, тогда язык, примененный при описании этого отрывка, требовал бы, чтобы Иисус со своими ангелами находился в аду, так как говорится: "и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем" (Откр. 14:10).
в). Постоянство требует, что если выражение "мучим в огне и сере" употреблено в буквальном смысле, то те, к кому оно относится, должны будут и "пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его" (Откр. 14:10). Но последнее является явной сноской, заимствованной у Иер. 25:15. Для чего, спрашивается, настаивать на буквальных огне и сере?
г). Употребление "огня и серы" в переносном смысле находится в созвучии с общим символическим характером Откровения. Женщина - это "великий город" (Откр. 17:18); воды - "народы" (Откр. 17:15); Агнцем, подобным образом, представлен Иисус Христос (Откр. 17:14).
2. Огонь используется в Писании для того, чтобы показать полное разрушение, а не для того, чтобы сохранять в мучениях. Содом и Гоморра были разрушены огнем и серой и они, "подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (Иуд. 7 срав. с Быт. 19:24). Но пылают ли все еще эти города? Писание утверждает, что они были опрокинуты в момент (Плач 4:6) и превратились в пепел (2Пет. 2:6; Втор. 29:23). См. также Лев. 10:1,2; Чис. 16:35; 4Цар. 1:10.
3. "И дым ее восходил во веки веков" (Откр. 19:3) не является мучительным адским огнем, ибо описываемая сцена - это разрушение "Вавилона великого" и об этом свидетельствует плач купцов и кормчих (Откр. 18:8-10, 15, 18). "Во веки и веки" подчеркивает полное разрушение.
4. Откр. 19:3 выглядит заимствовавшим свою символику у Ис. 34:10. В этом отрывке огонь от Господа на Идумею (Идумея = Едому) "не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее" (Ис. 34:10). Но опять же, это не огонь ада, так как пророк Исайя продолжает говорить о лежащей в запустении стране, ставшей местом обитания пеликана и ежа (ст. 11).
-------------------------------------------
Откр. 19:20 "Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою"
Откр. 20:14 "И смерть и ад повержены в озеро огненное"
Откр. 21:8 "Боязливых же . . . участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая"
ПРОБЛЕМА:
Эти стихи цитируются пятидесятниками и евангелистами с целью доказать, что ад является реальным местом мучений.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
1. Переносный смысл "озера, горящего огнем" подкрепляется следующим:
а). Смерть повергается в огненное озеро (Откр. 20:14). Каким образом смерть может быть в буквальном смысле брошена в озеро огня?
б). Ад также повергается в огненное озеро (Откр. 20:14). Таким образом, ад не может представлять собой то же место, что и огненное озеро.
в). Часто символы Откровения объясняются. Например, "женщина" - это "великий город" (Откр. 17:18); "воды" - это "народы" (Откр. 17:15). Подобным образом, "озеро огненное" объясняется как "смерть вторая" (Откр. 20:14; 21:8).
2. "Озеро огненное и серное" фигуративно выражает то, что называется "второй смертью". Умереть - значит не иметь больше никаких мыслей (Псал. 145:4), и "ничего не знать" (Екк. 9:5). Это библейское определение смерти никак не подходит к объяснению о том, что озеро огня и вторая смерть относятся к вечному мучению в состоянии разума.
|