Среди слов Христа мы можем найти определенные саркастические, ироничные и сатирические утверждения, не выражающие то, во что Он верил или чему учил. (Ирония - вид юмора, или легкий сарказм, в котором скрытый смысл противопоставляется буквальному значению используемых слов. Отличительная особенность иронии состоит в том, что ее значение противоположно тому, что выражено внешне).
К примеру, фарисеи пришли к Господу в Перее, Иродовой области к востоку от Иордана, и сказали: ”выйди и уходи отсюда, потому что Ирод хочет Тебя убить” (Лук. 13:31). Они представили все так, как будто эта информация пришла непосредственно от Ирода; их целью было запугать Его и заставить уйти из Галилеи в Иудею, где Он в большей степени был бы под властью Синедриона, который контролировался ими. В ответ Христос сказал им, чтобы они пошли и сказали этой лисице, что еще 3 дня Он будет творить Свои благие дела, и останется в Перее до тех пор, пока не выполнит Свои намерения. Затем Он добавляет: ”Ибо не может быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима” (Лук.13:33).
Это ироничное утверждение. Его юмористический сарказм не должен быть упущен. На самом деле пророк может погибнуть где угодно, если люди обратятся против него. Но в Иерусалиме было убито столь много пророков, что наш Господь приходит к заключению в убийстве пророков. Этим наш Господь заявляет, что пока Он в области Иродовой, Он чувствует Себя в безопасности, поскольку пророки гибнут в другом месте - в Иерусалиме. Фарисеи контролировали все в Иерусалиме, и их должно было очень уязвить высказывание нашего Господа о том, что Он чувствует Себя безопасно в Иродовой области, поскольку единственное место, где может погибнуть пророк, - это контролируемый фарисеями город! Другие примеры ироничных утверждений, исходивших из уст нашего Господа, можно найти в Мф.23:32 и Мк.7:9. A.T. Robertson говорит о Мф.23:32 следующее: ”Острейшая ирония в этой команде была смягчена в некоторых манускриптах через будущее время изъявительного наклонения (future indicative) (plerosete): “Доведите до полноты меру ваших отцов; увенчайте их преступления убийством пророков, которых Бог послал к вам. Делайте же то, что вы давно имели на сердце. Час пришел!” О Мк.7:9 Робертсон говорит: ”Можно представить себе вид книжников, получивших это ужасное обвинение. Это был едкий сарказм, проникающий до глубины костей. Явная ирония не дает буквального истолкования этого места, как будто здесь есть похвала фарисейского искажения Слова Божия”.
Ложные представления о Христе, которые большей частью основываются на стереотипном образе, изображенном на витражах и религиозных картинах, заставляют многих думать, что Он был вялым человеком, никогда не проявлявшим настоящей телесной и умственной энергии. Но он, бивший менял бичом из веревок, снова и снова бил фарисеев бичом слова.
Иногда наш Господь обращал слова людей против них самих. Если люди должны нести ответственность за свои слова, то Он, кто возложил на них эту ответственность, имеет право использовать эти слова против них же. Их ложные принципы и позиции, так же как и слова, Он обращал против них. Для этого Он выражал словами то, на что они опирались и практиковали. Легко найти сотню людей, которые держаться ложных позиций и поступают по ложным принципам, и ни один из них не осмелится выразить их словами. Это можно увидеть в одной из Его притч.
ПРИТЧА О МИНАХ, ЛУК. 19:11-27
Когда Господь приближался к Иерусалиму, Его ученики знали, что Его появление в этом городе создаст большой кризис. Между собой они питали надежду, что Царство Божие будет немедленно явлено и разрешит все их проблемы. Ввиду этого Он рассказывает им притчу о некоем человеке знатного рода, который отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе Царство и возвратиться. Перед тем, как отправиться, он призвал 10 своих слуг и дал им одинаковые суммы денег с указаниями пустить их в оборот, пока он не придет. Несомненно, человек знатного рода изображает Господа Иисуса. Пропуская некоторые детали в этой притче, давайте рассмотрим случай со слугой, который хранил свою мину в платке. Его объяснение того, что он не пустил денег в оборот, было таким: ”Ибо я боялся тебя, потому что ты человек непреклонный: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял” (Лук.19:21).
Слуга оценивал своего господина как скупого и жадного, чуть ли не как вора; потому что тот, кто берет, где не клал, и жнет, где не сеял, пренебрегает простейшими требованиями честности.
Его господин не отказывается от этого обвинения и не пытается опровергнуть его. Он принимает то, как слуга принародно оценил его характер:
“Говорит ему: “твоими устами буду судить тебя, лукавый слуга! Ты знал, что я человек непреклонный: беру, чего не клал, и жну, чего не сеял. Почему же ты не дал денег моих в оборот? И я, придя, получил бы их с ростом” (Лук.19:22,23).
Ясно, что на основании этого места мы не можем строить учения о характере Христа. Даже хотя человек знатного рода в этой притче изображает нашего Господа, мы отказываемся от любого представления о Нем, которое может основываться на этих словах. Не говорил ли Он в другом месте, что Он кроток и смирен сердцем? Не убеждал ли Он Своих учеников давать, ничего не ожидая обратно (Лук. 6:35)? Не говорил ли Он, что Он пришел не взять, а дать? Именно из подобных утверждений строится наше представление о Его характере, а не из Лук.19: 22,23.
Эти слова были сказаны не как учение. Они были сказаны, чтобы открыть лживую позицию лукавого слуги. Его господин не был таким человеком, и сам слуга не считал его таким. Он заявлял, что им двигал страх, но на самом деле он был просто ленив. Если бы он действительно верил, что его господин жаден и бесчестен, то он бы воспользовался возможностью получить прибыль и застраховать себя.
В этой притче знатный человек говорит с саркастической иронией. Исходя из этого, мы можем ожидать, что Христос может брать слова других, хотя они могут быть и ложными, и обращать их против тех, кто их разнес. Именно это во многом распространяется на историю о богаче и Лазаре.
Многолетнее изучение этого места Писания, на протяжении которого я читал и изучал большинство доступных материалов по этой истории, дало 3 заключения:
1. Эта история - запись реальных событий, как все на самом деле происходило, а не реальные события, изложенные образным языком.
2. Эта история - не притча. Причины такого вывода изложены выше.
3. Это вымышленная история. Описываемые в ней события никогда не происходили. Использованный здесь Господом литературный прием - чистая сатира. Фактически, эта история является одним из тончайших сатирических высказываний во всей литературе. Более того, это неимоверно точная сатира, подобную которой мы вряд ли сможем найти в мирских произведениях.
Как отмечалось ранее, залогом успешной сатиры является то, чтобы читатель или слушатель был знаком с ее объектом. Эта сатира нашего Господа была тотчас понята Его слушателями в те дни, когда были сказаны эти слова. Им были хорошо известны их лукавые принципы и цели, хотя они были скрыты от других. Они знали, что их пороли их собственными розгами. С этого момента любой их ответ мог послужить лишь показателем того, что они поняли обличение Господа, и что истина достигла цели.
Однако, хотя эта сатира была сразу понята теми, к кому она была обращена, сегодня обычный читатель совсем не понимает ее. Полное незнание и непонимание существовавших тогда условий и фарисейских учений того времени уводят его в заблуждение, и он считает, что это - исторический рассказ или притча.
Любая сатира зависит от знакомства с ее объектом. Когда мы поймем это, нам станет ясно, что те, кто игнорирует ситуацию и условия, вызвавшие рассказ о богаче и Лазаре, не смогут понять его. Мы должны предпринять усилия, чтобы устранить незнание по этому вопросу. Поскольку многие похожие условия существуют и сегодня, эта сатира не потеряла своей злободневности.
СЛУШАТЕЛИ
Для нас было бы полезно четко отметить определенные группы, к которым были обращены слова Христа. Мы расположим их в соответствии с близостью ко Христу (или по удалению от Него):
1. 1. Три. Эту группу составляет Петр, Иаков и Иоанн. Именно им Господь даровал наиболее глубокие откровения и видения. См. Лук.9:28.
1. 2. Двенадцать. Его ученики, ставшие апостолами. Они представляют всех, бывших учениками Христа. Им Он давал более простые откровения. Когда Он учил притчами, по их просьбе Он охотно давал разъяснения.
1. 3. Народ. По описанию Луки эта группа состояла из тех, кто слушал Его слова и старательно обдумывал их. Он учил их, и они охотно слушали Его, но им никогда не давалось столько, сколько ученикам. Дальнейшее их просвещение зависело от того, становились ли они учениками.
1. 4. Толпа. Это была праздная, смешенная толпа. Они были искателями ощущений своего времени. Они ходили за Христом, чтобы увидеть Его чудеса, потолпиться, получить пищу, или просто посмотреть, что будет дальше. Они никакого учения не принимали и ничего не отвергали. Они не знали, чего хотели. К ним Господь обращался лишь в притчах (Мф. 13:34).
1. Это не значит, что каждое обращенное к ним слово было притчей, но каждый раз, говоря в их присутствии, он включал в Свое обращение притчу. Подобно тому, как говорящего можно было бы охарактеризовать, что он всегда использует иллюстрации, и при выступлении непременно его иллюстрирует.
1. 5. Фарисеи. Они возглавляли и контролировали группу людей в Израиле, включавшую в себя саддукеев, книжников и священников. Они составляли аристократию Израиля. Эта группа контролировала в Израиле всю жизнь и мысль. Фарисеи и саддукеи по своему учению противостояли друг другу, но их объединяла вражда ко Христу. Поскольку история о богаче и Лазаре указывала на фарисеев, то для понимания этой сатиры необходимо рассмотреть их верования, обычаи и характер.
-
ФАРИСЕИ
Фарисеи были наиболее могущественной из трех сект в Иудаизме во времена Христа. Считают, что эта группа включала в себя около 6000 человек, но это был внутренний круг. В Евангелиях книжники и фарисеи постоянно упоминаются в связи друг с другом и так, как будто они образовывали одну группу. Они были столь влиятельны, что господствовали в Израиле надо всем. Они контролировали синедрион, священство, гражданские суды, и все Иудейское общество. Им противостояли саддукеи, но их оппозиция была столь немощна, что фарисеи терпели их, зная, что консервативные саддукеи далеко не зайдут, и что они имели возможность сокрушить их в любое время.
Фарисеи стяжали себе все права и власть, которыми Бог наделил царей Израиля. Это была группа, которая, благодаря своему богатству, фактически властвовала над Израилем, пользуясь всей царской властью. Это объясняет незначительное положение царской семьи во время рождения Христа в доме Иосифа. Фарисеи фактически присвоили себе работу священников, т.е. учителей народа, оставив священникам исполнять пустой ритуал, который без правильного обучения терял всякое значение. Богодухновенная запись в 4 Евангелиях раскрывает нам многое о характере фарисеев. Иоанном Крестителем они описаны как змеиное отродье (Мф.3:7); против своих противников они использовали клевету (Мф.9:34); чтобы достичь своего и утвердить свою власть они могли, не сомневаясь, пойти на убийство (Мф.12:14); они отвергали все знамения, данные Господом, и требовали себе особого знамения (Мф.12:38); они нарушали Божии заповеди ради своих преданий (Мф.15:2); они были лицемерами (Мф.23:3); они делали все так, чтобы их хвалили люди (Мф.23:5); они поедали дома вдов и долго молились для вида (Мк.12:40).
Упразднив Слово Божие, фарисеи заимствовали многое из философии Платона относительно природы человека. Из смеси греческих представлений, древних египетских и вавилонских мифов они создали учение о чистилище и о молитвах за мертвых. Иосиф Флавий заявляет, что фарисеи учили о том, что каждая душа бессмертна, что лишь души добрых перейдут в другое тело, а души злых будут наказаны вечными страданиями. Они считали, что в душе находится вечная сила, и что под землей существует награда и наказание для тех, кто в этой жизни жил соответственно добродетельно или порочно.
Их постыдное обхождение с нищими в Израиле показывает, что они любили лишь себя, а не народ или страну Израиль. Задолго до времен Христа пророки обвиняли богатых и имеющих власть за их жестокое и неправедное обращение с нищими. Фарисеи считали, что разделение на богатых и нищих было частью Божьего плана, и они представляли нищету как добродетель, которая будет вознаграждена богатством в грядущей жизни. С другой стороны, саддукеи верили в то, что нищета связана с преступлениями, и что она является доказательством гнева Божия.
Одной из наихудших особенностей фарисейской системы было изгнание или отлучение из жизни Израиля согрешивших. Со временем их поступки могли быть в некоторой степени оправданы, но фарисеи так отдалили это, что если человек однажды подпадал под их осуждение, то у него практически не было возможности вернуться обратно. Таковых называли “грешниками”, и они часто упоминаются в Евангелиях. Как правило, они были виновны лишь в отказе преклониться под деспотическую власть правящей клики фарисеев.
Если человек однажды навлекал на себя гнев фарисеев, то надежды на прощение не было. Они никогда не прощали его. Если кто-то был изгнан, получив клеймо “грешника”, то никто не осмеливался помогать ему или вступать с ним в дело. Свидетельство “грешников” не имело силы в судах, и если кто-то обижал их, то они не могли обращаться за помощью к закону. Они пребывали в этом жалком положении как примеры того, что происходит с теми, кто оспаривает положение или высказывания фарисеев.
Находясь в таком положении, многие вынуждены были сотрудничать с римскими оккупационными войсками. Те им хорошо платили, особенно если они становились сборщиками налогов (мытарями). Это объясняет, почему мытари и грешники часто упоминаются вместе, как одна группа. В Израиле их избегали как изменников. Тем не менее, их истинный характер виден в том, что многие из них стали первыми учениками Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.
Когда Христос пришел и начал учить народ, то этим Он поставил под вопрос исключительное право фарисеев учительствовать в Израиле. Когда Он заявил о Своих правах, что выразилось в совершенных Им чудесах, они вызвали Его на арену. Будучи неспособными, состязаться с Ним в мудрости, они приняли решение убить Его (Мф.12:14). Они никому не хотели уступать ни крупицы приобретенной ими власти. Их отношение к Нему выражено в следующих словах Христа: “... но виноградари те сказали друг другу: “это наследник: давайте, убьем его, и наследство будет наше” (Мк.12:7).
Когда фарисеи пришли креститься к Иоанну, он не тратил времени, пытаясь изменить их, а сразу заклеймил их как отродье змеиное. Иисус Христос называл их побеленными гробами, лицемерами, змеями, детьми Геенны, ворами и убийцами.
При изучении истории о богаче и Лазаре мы должны помнить один важный принцип: эти слова были сказаны непримиримым врагам Христа, фарисеям. Эти слова были сказаны тем, чья участь была определена, когда они обвиняли Христа, что Он творит Свои чудеса силой Вельзевула, князя бесовского, таким образом хуля Духа Святого и совершая грех, которому нет прощения (Мф.12:22-32). Эти слова были сказаны тем, кто жестоковыйно противился воле Божией. Поэтому им не было дано никакого откровения истины (Ин.7:16,17) . А поскольку эта история не является откровением Божией истины, она должна быть ответом, упреком и разоблачением фарисеев. Другими словами, это - не откровение истины о будущей жизни, или состоянии мертвых, или будущего наказания и блаженства; но это - разоблачение низких и извращенных представлений, принципов и обычаев фарисеев. Это высказывание, объект которого выставляется в его пороках и глупости для осмеяния и осуждения - чистая и обыкновенная сатира. Помня об этих обстоятельствах, продолжим рассмотрение истории, рассказанной нашим Господом в присутствии фарисеев.
ПРИЧИНА, ВЫЗВАВШАЯ РАССКАЗ ЭТОЙ ИСТОРИИ
Как уже было сказано, эта история всегда ошибочно рассматривалась как “остров в рассказе Луки, отрезанный от материка Евангелия и не соединенный с тем, что его окружает”. Утверждающие так устраняют весь свет, проливаемый на это место его контекстом. Ключ к характеру, значению и цели этой истории находится в том, что ей предшествует.
При изучении этого места мы не должны обращать внимание на человеческие разграничения, Например то, что текст разбит на главы или заголовки. Нам надо начать изучение этого места, где Господь начинает речь, и проследовать до Его последних слов. Запись начинается в Лук.14:25 и продолжается без перерывов до Лук.17:10. Каждое сказанное слово влияет на значение, характер и цель истории о богаче и Лазаре. Очевидно, говоря слова, записанные между Лук.14:25 и Лук.17:10, Господь оставался на одном месте. Это было самое длинное сражение нашего Господа с Фарисеями.
Действие начинается в Лук.14:25-35, где наш Господь говорит к шедшей за Ним толпе. Сначала Он говорит им нечто трудное для понимания высказывание о ненависти к отцу, матери, жене, детям, братьям, сестрам и своей душе, а также о ношении своего креста было полной загадкой для тех слышавших, чьи умы не были просвещены Духом Божиим. Потом Он говорит им 3 притчи.
Последняя притча, обращенная к толпе, заканчивается словами: ”Ее бросают вон”. Хотя это было сказано о потерявшей силу соли, похоже, что оно привлекло внимание и произвело впечатление на мытарей и грешников, потому что именно это сделала с ними деспотическая аристократия Израиля. А поскольку за этим последовало приглашение “Имеющий уши да слышит”, все мытари и грешники стали приближаться к Нему, чтобы слышать.
Это возмутило и взбесило фарисеев, поскольку Иисус принимал людей, которых они отвергли и изгнали. Они присвоили себе все права царей и священников Израиля, но никоим образом не брали ответственности по отношению к другим, которая заключалась в пастырском и посредническом характере царей и священников. Фарисеи никогда не искали грешников и никогда никого не возвращали к Богу. Между аристократией и грешниками существовала великая пропасть, которую не мог пересечь простолюдин, и не пересекал никто из фарисеев. Они установили это бесповоротное разделение посредством своего учения. Они настаивали на том, что Бог дал им это положение, и только Бог мог забрать его у них. Наш Господь игнорировал эту кастовую систему и поспешил на помощь тем, кого они заклеймили как грешников. Это вызвало их глубочайшую ненависть. Они не могли терпеть того, что кто-то облегчает суровое наказание, наложенное ими на определенных людей. Они оправдывали свою немилость утверждением, что Бог суров к этим людям, поэтому и они вынуждены быть суровыми к ним.
Когда мытари и грешники стали приближаться, чтобы слышать Господа, фарисеи и книжники стали роптать и бросать обвинения (Лук.15:1,2) И, похоже, что мытари и грешники, привыкшие уступать фарисеям, и желая избавить Господа от каких-либо затруднений, вызванных их присутствием, начали удаляться от Него. Но Его великая любовь к потерянным не могла допустить этого, и наш Господь рассказывает фарисеям притчу в присутствии мытарей и грешников. Эта притча имела 2 цели: разоблачить и укорить фарисеев, а также ободрить и обнадежить мытарей и грешников.
Эта притча состоит из 3 частей. Это истории о потерянной овце (Лук.15:3-7), о потерянной монете (Лук.15:8-10) и о блудном сыне (Лук.15:11-32). Каждая из них разоблачает и укоряет фарисеев, а также ободряет и вселяет надежду в грешников Израиля.
Хотя история о потерянной овце - это притча, мы не должны упускать ее сатирический оттенок. Многие никогда не увидят этого, поскольку обращаются с этой притчей поверхностно. Сотни представлений вкладывали в это место в проповедях, и иногда самые поразительные. В каждое утверждение и в каждое слово вкладывались образы, не имеющие под собой никакого основания. Большинство из них впервые появились в известном гимне “ 99 в безопасности лежат в загоне” (Dr. Sankey). Привнесение подобных идей ослепляет многих и не дает им увидеть сатирический характер этой истории, выявляющей корыстолюбие и скупость фарисеев. Цель этой притчи - разоблачить и осудить их непомерную любовь к материальной собственности. Слово пастырь не встречается в ней.
Вопрос “кто из вас, имея сто в овец?” направлен к фарисеям. Если они видели, что потеряна одна овца, то их охватывала такая жадность, что они бросали 99 без пастуха, открытых для нападения диких зверей. Овцы в Израиле были распространены. Они были предметом торговли; и если кто-то рисковал 99, чтобы вернуть одну заблудшую, то это открывало алчность, которая и мысли не терпела о том, чтобы потерять хоть одну крупицу уже имеющейся собственности. Более того, идея о том, что человек приглашает друзей и соседей порадоваться с ним по поводу найденной овцы, по меньшей мере смешна. Подобные действия были бы подходящими, если бы был найден пропавший ребенок; но в случае с овцой они нелепы. Жадный человек думает, что все откликнутся не его предложение порадоваться, но должен найтись тот, кто скажет: ”Если дело лишь в этом, то я ухожу”.
Наш Господь использует подобную притчу в Мф.18:11-14, и именно там мы находим великий образ ищущего Спасителя. В этой притче пропущены все сатирические моменты. Она была рассказана не фарисеям, а Его ученикам.
Однако, в Лук.15 утверждение о “99 праведных, не имеющих нужды в покаянии”- чистая сатира, граничащая с сарказмом. В Израиле не было праведников, не имевших нужды в покаянии, но фарисеи считали себя таковыми. Господь Иисус обратил их мнение о себе в слова, которые были направленны против них самих.
История о потерянной монете - это еще один упрек фарисеям (Лук.15:8-10). Она подчеркивает то, что уже было сказано. Их отношение к потерянной овце и к потерянной монете было одинаковым. Их отношение к потерянному грешнику было совершенно другим. Добавление к истории о потерянной монете показывает, что они искали потерянному овцу не из-за любви к бессловесным животным, поскольку такое же старание они проявляли по отношению к деньгам. Для женщины просто нелепо приглашать подруг и соседок, чтобы порадоваться находке потерянной монеты. Нет ничего необычного ни в поисках потерянной монеты, ни в том, чтобы искать ее старательно, если это стоит того; но звать людей, чтобы радоваться о находке, - это просто абсурд. Нелепые действия и отношение могут быть высмеяны только нелепой историей.
Фарисеи не могли радоваться о кающемся грешнике, но зато о нем радовались на небе ангелы Божии. Фарисеи старательно искали потерянных животных или потерянные монеты, но никогда не искали потерянных людей. Деньги и животных они оценивали выше людей.
История о блудном сыне изображает грешников Израиля. В ней без преуменьшения показаны их грехи. В ней нет сатиры и сарказма, несовместимых с его отношением к этим людям. Когда Господь говорит, что во избежание голода блудный сын “пошел и пристал к одному из граждан той страны”, то, вероятно, это скрытое указание на то, что в Израиле были люди, которые вынуждены были идти на унизительную работу сборщиков налогов к римлянам. Кроме истории о блудном сыне, нигде более мытарям и грешникам не дано такого величайшего слова ободрения.
Записанное о старшем сыне (Лук.15:25-35) представляет отношение фарисеев. Младший сын был потерян в далекой стране, а этот потерян в доме своего отца. Прием, оказанный младшему сыну, вызвал у его самоправедного брата ожесточение и гнев. От гордости он начинает обвинять отца.
Притча заканчивается внезапно, и так и должно. Фарисеям следовало самим понять, что изображала эта притча. Многие желали бы, чтобы кто-нибудь спросил Господа: “Что сделал старший брат в ответ на просьбу отца?”
Все это было сказано фарисеям в присутствии мытарей и грешников. Но наш Господь еще не закончил разоблачение фарисеев. Не сходя с места, Он поворачивается к Своим ученикам и говорит к ним в присутствии фарисеев. (Это особенность сатирического метода. Сатира не является правилом, адресуемым тем, чьи недостатки она выявляет. Она указывает на них). История, которую Он им рассказывает - одна из самых странных, которые можно найти в Библии, но она является настоящим ключом к следующей за ней истории о богаче и Лазаре. Итак, она должна быть тщательно рассмотрена.
“Сказал Он и ученикам: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество. И призвав его, он сказал ему: ”что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять”. И сказал себе самому домоправитель: ”что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь. Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления”. И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: ”сколько ты должен господину моему?” Он сказал: ”сто мер масла”. И он сказал ему: ”возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят”. Потом другому сказал: ”а ты сколько должен?” Тот сказал: ”сто мер пшеницы”. Говорит ему: ”возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. ”И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света” (Лук.16:1-8).
Эта странная история приводила в недоумение изучающих Библию во все времена существования христианства. До 7 стиха она вполне приемлема и правдоподобна, но когда добавляется 8 стих, она становится неправдоподобной, нелепой и абсурдной. Однако наш Господь для этого ее и предназначил, поскольку абсурдные представления и принципы могут быть высмеяны лишь абсурдной историей. Эта абсурдность еще более бросается в глаза, если переложить эту историю на современный лад.
У одного очень богатого человека был менеджер, заведующий всеми его делами; и ему было донесено, что этот менеджер расточал его имущество. Он вызвал его, расспросил об этом и, наконец, сказал ему подготовить полный отчет о его делах, потому что решил, что он не годится для управления его делами. Это очень озадачило менеджера, потому что не знал, чем будет дальше заниматься. Запись о его бесчестии будет следовать за ним, и из-за нее его уже не возьмут на подобную работу, для тяжелой работы он не подходил физически, а просить милостыню не позволяла гордость. Будущее виделось мрачным.
Он решил, что все кончено. Но тут ему пришла в голову мысль срочно завести себе друзей и поставить их в долгу перед собой за счет своего хозяина, чтобы, когда он будет уволен, они должны бы были найти ему место среди своих.
Воплощая этот замысел, он созвал всех, кто был должен его боссу. Первый был должен 10 000 долларов, и менеджер сказал ему забрать свой контракт и написать новый на 5 000. Второй был должен 4 000, и он сказал ему забрать свой контракт взамен на новый, в котором была бы указана задолженность в 2 000; и так он прошел по всему списку. Они все были довольны и благодарили менеджера, и сказали, что если у них когда-нибудь будет возможность оказать ему взаимную услугу, то с радостью сделают это.
Когда богатый человек узнал, что сделал его обманщик-менеджер, то он похвалили его за то, что тот действовал так практично, заботясь о своих собственных интересах, и оставил его в прежней должности да еще и на более высоком содержании.
Читаем ли мы об этом в Новом Завете, или перекладываем на современный язык, история все равно остается абсурдной. Так не бывает, и никогда не будет. Этот управляющий поставил должников в такое положение, что потом после потери своего места мог шантажировать их, восполняя этим свои нужды. Они - соучастники преступления, тайного обмана, нелегального обогащения себя за счет других. Ни один работодатель никогда не похвалит человека за такие махинации. Человек этого мира никогда не поверит, что подобное могло произойти. Тем не менее, некоторые, считавшие себя ”детьми света”, действительно верили, что подобное может произойти в их отношениях с Богом. Насколько верно, что дети этого мира в своем роде мудрее сынов света.