НАДЕЖДА ДЛЯ БЕЗНАДЁЖНОГО МИРА
Чудесное послание Библии В наши дни новости, которые мы узнаем из газет и по радио, неизменно вызывают чувство тревоги. Наш мир раздирается борьбой - борьбой между администрацией и рабочими, борьбой между политическими партиями, борьбой между народами. Нашему миру угрожает множество проблем: голод, увеличивающееся загрязнение земли и вод, в нем постоянно присутствует насилие; социальные проблемы ведут к росту преступности и переполнению тюрем, к увеличению количества больных, многие из которых попадают в больницы из-за психических стрессов; и, наконец, количество жертв наркомании и алкоголизма неизменно увеличивается. Все это отягощено расширяющимся мировым экономическим кризисом, несущим рост безработицы и дающим мало надежд на реальные перемены. Развивающиеся страны попали в долговую кабалу к крупным мировым банкам (главным образом американским и западно-европейским) с потрясающей суммой долга в 630 миллиардов долларов без каких-либо надежд на выплату его.
ВСЕМИРНАЯ ТРЕВОГА 20-го ВЕКА
Еще одна особенность современного мира наглядно демонстрирует неспособность национальных правительств найти реальное решение проблем. Если бы пришелец с другой планеты прибыл для исследования на Землю, он обнаружил бы человеческий род, разделенный на нации, требующие охраны своей особой индивидуальности и тратящие ежегодно фантастические суммы на производство или покупку вооружений и обучение их использованию. Мировые расходы на вооружение составляют около 1 триллиона долларов каждый год. Если бы наш инопланетянин спросил национальных лидеров: "Зачем вы делаете это?", ему бы ответили: "Для защиты". А если бы он поинтересовался: "Защиты от кого?", то пришелец узнал бы, что все это происходит из-за страха перед другими народами. Иными словами, народы тратят огромные суммы денег ежегодно на создание оружия запугивания и уничтожения, потому что они не могут доверять друг другу. В этом и состоит суть проблемы. И никто не знает, как это остановить! И нет никакой надежды решить проблему немедленно. В настоящее время разработка ядерного оружия продолжается... Неудивительно, что чувство пессимизма так широко распространено сегодня. Вот каков этот "прогрессивный" и "цивилизованный" 20-й век.
СТОЛЕТИЕ НАЗАД
Сто лет тому назад в мире царила совершенно другая атмосфера. Девятнадцатый век был веком оптимизма, веком ускоренного развития в различных областях. Рост научного познания привел к впечатляющему техническому прогрессу, проявившемуся в различных изобретениях. Промышленное производство выросло и принесло с собой увеличение благосостояния людей. Образование стало доступным для всех слоев общества, и многие предсказывали важные изменения. Утверждалось, что благодаря тому, что люди станут более образованными, они будут больше предаваться занятиям прекрасным, наслаждаясь литературой и искусством, в частности музыкой и живописью. Результатом этого станет улучшение моральной атмосферы в обществе. Улучшение взаимоотношений между людьми принесет в конце концов мир на планету. Государственные деятели обещали новый социальный порядок в правосудии и равенство для всех. Когда богатство будут лучше распределяться, люди станут более состоятельными и изживут тем самым зависть. "Устраните бедность, и вы устраните преступность", - было одним из лозунгов прошлого века. Так как лучшие силы человеческого разума получат развитие, будет сохранен мир между народами. Церковных лидеров объединяла уверенность, что постепенно все нации примут "Христово Евангелие". Проповедь завоюет мир. Каким же шоком стали события "этого дикого двадцатого века" (Уинстон Черчилль). Мечта увяла под ударами двух мировых войн и перед угрозой нового и более смертоносного оружия. Сторонник эволюционного развития Герберт Уэллс выразил свою утрату иллюзий в двух книгах, вышедших в конце его жизни: "Разум, доведенный до предела" и "Судьба Хомо Сапиенса". В них он утверждает, что нет надежды на человеколюбие: "Нет ничего, кроме мрака". И это было заявлено в 1945 году, до того как была взорвана первая атомная бомба. Надежды человечества оказались бесплодными. Сперва была оставлена вера, что христианская религия объединит мир. Потом не оправдали себя ожидания, что политический прогресс и результате развития демократии принесет мир. Затем оказалась тщетной надежда, что наука будет средством изменения мира в лучшую сторону; научные изобретения стали опасным обоюдоострым оружием. Не остается никакой реальной надежды, что мир изменится.
ИСТОЧНИК НАДЕЖДЫ
Существует один источник, который никогда не вводил нас в заблуждения, поощряя ложные ожидания. Это - Библия. На всем своем протяжении Библия говорит, что история человечества завершится великой кульминацией, часто называемой кончиной века" или "последними днями". Отдельные места Библии впечатляюще рисуют события, которые произойдут в эти последние дни". Одно из наиболее ярких и замечательных описаний этого можно найти в 21 главе Евангелия от Луки, Ученики спросили Иисуса, что будет признаком Его Пришествия (имеется ввиду возвращение Христа на землю) и "кончины века" (Матфея 24:3). Иисус отвечает им описанием того, что Его ученики испытают после Его вознесения на небо. Он предвещает, в частности, еврейскому народу: "...и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Луки 21:24) . Это - наиболее замечательное пророчество, заключенное в одном стихе. Рассмотрим, что оно означает:
(1) Война принесла евреям жесточайшие страдания. Через сорок лет после вознесения Иисуса на небо (в 70 году н. э.) римские войска оккупировали Иудею, разрушили Иерусалим, сожгли Храм и изгнали евреев.
(2) Евреи были рассеяны среди всех народов мира; веками они подвергались гонениям, а порой истреблялись целыми общинами.
(3) На протяжении веков Иерусалим захватывали разные правители: римляне, арабы, турки, а позднее англичане.
(4) Но слова Иисуса предсказывают конец господства других наций. Нам посчастливилось стать свидетелями этого. В 1948 году Израиль был восстановлен как независимое государство на земле Палестины. В 1967 году Израиль завладел Иерусалимом, который вновь стал столицей государства.
Другими словами, это замечательное пророчество Иисуса свершилось в наши дни. Насколько важно тогда должно быть то, что Он сказал потом:
"И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Луки 21:25 - 26).
Это - поразительная картина мира, охваченного страданиями. "Ах, - скажут некоторые, - это не буквально, а фигурально. Убедиться в этом нетрудно: достаточно лишь взглянуть на упоминание солнца, луны, звезд, моря, сил небесных". Очень хорошо. Позвольте нам убрать из слов Иисуса все, что только может быть фигуральным, и попытаемся прочесть то, что осталось:
"...на земле уныние народов и недоумение... люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную..."
Это уже не фигуральное описание. Это ужасающе буквально. Это о народах и людях, страхе и недоумении перед лицом ужасных событий. Замечательно, что слово "вселенная" - в буквальном значении "земля обетованная" - не несет ничего фигурального. "Недоумение" может быть осмыслено как "стать в тупик".
Теперь трудно избежать вывода, вытекающего из этой части речи Иисуса: во времена, когда господству других народов над Иерусалимом придет конец, человечество испытает распространившиеся по всей земле уныние, страх и недоумение; и именно это происходит на наших глазах.
Столетие назад мудрейшие из людей обманулись, указав направление мирового развития следующего века (нашего времени). Они заблуждались всецело. Но Иисус, говоривший почти 2000 лет назад, дает нам верную картину хода событий, и это запечатлено в Библии. Библия несет истину об этом жизненно важном вопросе для будущего человечества; в то время, как наиболее образованные люди прошлого века были совершенно неправы. Давайте запечатлим этот факт в наших умах, помня о нем во время дальнейшего рассмотрения вопросов подобного рода
МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА
На протяжении столетий проблемы мирного сосуществования народов, населяющих нашу землю, носили скорее местный характер. Поддержание добрых отношений между соседними странами было основой существовавшего равновесия и мира (хотя и это не всегда удавалось. Но со временем эти проблемы усиливались и за последние 50 лет еще более обострились. Наконец-то люди стали осознавать, что проблемы человеческого общества на земле не являются ни национальными, пи региональными. Это - мировые проблемы. Первым серьезным шагом на этом пути было учреждение Лиги Наций в 1919 г. как осознание ужасающих событий Первой Мировой войны (1914 - 1918). Народы брали на себя обязательство решать все разногласия мирным путем, а не военным. Фактически, Лига взяла за основу действий слова из Библии: "Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаия 2:4). Надежды были огромные, но ровно через 20 лет они были разбиты вдребезги двумя военными диктаторами: Муссолини в Италии и Гитлером в Германии. Ужасы Второй Мировой войны (1939 - 1945) обострили чувство срочной необходимости контроля на планете. Результатом этого было рождение Организации Объединенных Наций. Тем не менее, эта организация основывалась скорее на благочестивых надеждах, чем не жизнеспособном оптимизме. Доказательством этому служит сама история ООН, изобилующая бессильными попытками предотвратить военные конфликты, когда какая-нибудь сверхдержава преследует свои цели.
Очевидно, необходима такая власть, которая сможет решать проблемы между народами, заставляя непокорных подчиняться общественным интересам; власть, которая будет контролировать военный потенциал, несущий огромную угрозу человеческой жизни на земле; власть, которая будет решать вопросы общемирового масштаба, такие как голод и загрязнение окружающей среды. Идея единой власти для всей планеты лежала в основе широко пропагандируемой в 50-е годы теории "Мирового правительства". Здесь уместно вспомнить, что осознание того, что общечеловеческие проблемы требуют мирового решения, пришло в последние 50 лет. И это не вселяет большого оптимизма.
Бертран Рассел, создавший в 50-е годы серию радиопередач о "мировом правительстве", говорил, что, если человечество не создаст систему мирового контроля, обладающую достаточной властью, оно погибнет через 50 лет. "Я очень опасаюсь, что оно погибнет", - добавлял он. Отвечая на вопрос: "Что вызывает Ваши опасения?", он говорил: "Анархические страсти людей", то есть неспособность контролировать свои желания. Годы, прошедшие после этого высказывания, не принесли человечеству особых надежд.
Но все-таки есть надежда для нас. Существует источник, который с самого начала рассматривал жизнь людей на земле как мировую проблему, требующую мирового решения. Этот источник - Библия. Библия говорит, что человечеству была дана власть управлять делами земными, но только на короткое время. Когда придет "кончина века", люди будут устранены от управления миром, "ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами" (Псалом 21:29). Когда царство Господне установится на земле, "поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему" (Псалом 71:11). И "тогда земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Исаия 11:9). Таким образом, мировая проблема, которую Библия предвидела с самого начала, получит мировое решение - единственно верное решение.
Как авторы Библии, писавшие порой более 2500 лет назад, знали это, когда только 100 лет назад наиболее образованные люди ошиблись в своих предсказаниях будущего на земле? Как такое возможно? Вновь мы попросим читателя запечатлеть в создании эту идею, помня о ней во время дальнейшего анализа.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИДЕРА
Толпа никогда сама не создавала прочных ценностей. Они создавались благодаря появлению лидеров, которые побуждали и вели остальных к достижению желанных результатов. Одним из наиболее ярких примеров является история рабства в Британской империи в 19 веке. Парламент обсуждал этот вопрос неоднократно, но воздерживался предпринять какие-либо шаги, чтобы уничтожить рабство. Уж слишком большую прибыль приносили сахарные плантации на Ямайке. И только благодаря более чем тридцатилетним усилиям Уилберфорса и его товарищей Парламент склонился к положительному решению вопроса. Без лидера в этом случае ничего не было бы достигнуто.
Таким образом, мир срочно нуждается в выдающемся вожде, способном вывести все народы из настоящего кризиса. Но где же он? Способен ли какой-нибудь из современных государственных лидеров получить всемирную поддержку? Кто он? Президент США? Премьер-министр Великобритании? Один из сидящих в Кремле? Премьер-министр Франции? Рассматривая эти кандидатуры, необходимо осознать абсолютную несостоятельность этих политиков в решении поставленной задачи. Не существует ни одного политического лидера, который мог бы получить поддержку всех народов, необходимую для выполнения великой задачи - изменения существующего положения дел на планете. А без надлежащего лидера это практически невыполнимо. И вновь необходимо отметить, что осознание этого пришло только в последние годы, когда стали отчетливо видны мировые масштабы, проблемы.
Насколько замечателен тот факт, что Библия предвидела эту проблему. Приход лидера, способного повести народы к миру и справедливости, был отчетливо предсказан в Библии. Мы можем обнаружить это в речи Павла к Афинянам в 17 главе Деяний Святых Апостолов. Он начал с того, что поведал Афинянам, что они не знали единственно верного Бога, который есть "Господь неба и земли" который "от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли", Веками люди поклонялись идолам, но эти "времена неведения" подошли к концу. "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться". Затем Павел провозглашает Евангелие:
"...ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деяния 17:31).
Общая идея сказанного отчетливо видна: "Божьей волей установлен день, когда Он будет править (что вытекает из понятия "судить") миром. Здесь вновь слово "вселенная" используется в значении "земля обетованная". Это - практическое руководство для всех народов на земле: они должны подчиниться власти Царя, который будет править в справедливости - и как им это необходимо! И исполнит все это по воле Божьей никто иной, как тот, кто воскрес из мертвых - Господь Иисус Христос.
|