Страх Господень
Следует ли членам тела Христова, живущим в домоуправлении благодати, испытывать страх? Удаляет ли совершенная любовь страх, как писал Иоанн в своем 1-ом послании 4:18?
Во-первых, заметим, что это написал Иоанн, Апостол обрезанных, а не Павел, Апостол необрезанных. Но все же из этого стиха можно извлечь назидание верующим домоуправления благодати, несмотря на то, что некоторые считают, что им сейчас ничего не следует знать о страхе, который имел в виду Иоанн, когда писал этот стих. Это не был страх Господень, а страх преследования и страдания.
По воле Бога послания обрезанным были написаны специально для верующих будущих дней, для тех, кто будет жить в период суда, следующим за этим периодом благодати, когда чаша Божьего гнева будет излита на антихристианский мир. Следовательно, эти послания содержат информацию об Антихристе, горе, “грехе к смерти”.
В течение этого времени суда и переворота, когда Антихрист стоит у власти, когда поклонение Богу и Христу будет настолько трудным, тогда совершенная любовь будет давать смелость и изгонять страх. Давайте мысленно перенесемся на место гонимых святых периода скорби, и посмотрим, как прекрасно подходит следующий стих к их ситуации:
“ И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви”.
1 Иоанна 4:16-18
Этот пример применим и к нам, когда по мере нашего пребывания в любви страх каждодневных испытаний и наказаний удаляется
Но, несомненно, этот стих не учит, что любовь удалит все чувства страха Господня и благоговения перед Ним.
Так Петр, другой апостол обрезанных, пишущий под водительством Святого Духа, для того же самого периода, преподает уроки, по которым мы также хорошо учимся. Он говорит:
“И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
Но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца,”
1 Петра 1:17-19
Неправильно думать, что Святой Бог, оскорбленный грехом, будет судить, не принимая во внимание личность, изливая Свой гнев, бросая в ад; Бог, который спас меня, заплатив за мой грех кровью Своего Сына. Подумайте, чего я избежал и как! Подумайте, что я могу обращаться к Нему как к Отцу, к Тому, Кто будет судить грешников в Своем гневе. Какие чувства должно разбудить это в моем сердце! Смешанные чувства любви и радости с одной стороны и страха и трепета с другой.
Верующие, чей страх Бога уходит не дальше почтенного уважения, имеют ограниченное понятие о бесконечной Божьей любви, которая двигала Им для их спасения. Они ограниченно понимают крест и Его благодать.
Страх, в который Писание приводит нас, это не страх принуждаемого раба или виновного в преступлении. Это не страх преследования и страдания, и даже не наказания за грех. Это как раз то, что заключает в себе понятие “страх Господень”. Это результат нашего глубокого понимания своей ничтожности и Его безграничного великодушия и величия, что стоит по другую сторону от гордости и самоуверенности. Вместе с этим идет реальный страх ослушания и огорчения Его. Такой страх вполне совместим с благодатью.
Мы думаем, что если бы президент Соединенных Штатов благосклонно пригласил бы Вас на обед в Белый дом, то Вы приготовились бы к визиту со всем страхом и трепетом. И это при демократии! И Ваш страх не зависел бы от того, что президент мог бы сделать вам, а мотивировался бы скорее важностью статуса президента, если конечно Вы сами не президент. И тем более не может быть, что Вы вели бы себя с президентом по-приятельски. И факт, что президент, пригласивший Вас, не извинил бы за такое непочтение к своей президентской особе. И не странно ли то, что Писание так часто напоминает нам о страхе Господнем, который характеризует наше отношение и поведение! Истина, что Господь соблаговолил называть Своих учеников “Мои друзья”, но будет неправильно если мы назовем Его “Друг Иисус”. Мы также читаем в Евреях 2:11, что “Он не стыдится называть их братьями”, но будет неверно, если мы назовем Его также “Брат Иисус”.
В это домоуправление благодати Он посадил нас по правую руку от Себя, как возросших в полной мере детей, благословленных всеми духовнными благословениями. Но это не значит, что мы бы забыли или игнорировали нашу собственную ничтожность или Того, кто даровал нам незаслуженные благословения.
Когда эти факторы укоренены в разуме, тогда наши взаимоотношения с Богом делают реальным все самое святое. Раз позволить себе забыть их, и у нас не останется ничего, кроме теологической догмы, без святости и благословений. Забыть это - и милость потеряет свою значимость.
Упущение истины, прекрасного выражения благодати, так часто происходящее в наше время, доводят близкие отношения с Богом до чувства равенства с Ним. Некоторые люди используют Его Имя и Его Слово в вольной манере, хотя в их изучении Писания и молитвенной жизни присутствует немного почтения и смирения. Немного удивляет образ их жизни. Нет святости в таких отношениях с Богом. К таким ли близким отношениям Он нас приглашает? Такие ли отношения способны принести истинную радость и благословения в нашу жизнь?
Страх Господень идет рука об руку с истинной привязанностью и посвящением Его Святому Имени. И это всегда способствует продвижению благочестивой жизни.
Когда Анания и Сапфира нарушили божественный порядок, установленный в их дни, они были умерщвлены и “великий страх объял всю церковь” (Деяния 5:11). А результатом было то, что “верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин” (Деяния 5:14). В Деяниях 9:31 мы читаем, что церкви Иудеи, Галилеи и Самарии “ходили в страхе Господнем, и при утешении Святого Духа, умножались”. В Деяниях 10:2 мы читаем, что Корнилий был “благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим”. Много таких же стихов можно найти в посланиях Павла, но мы оставим их для других статей.
Павел и страх Господень.
Некоторые, кто испытывает недостаток благочестивого страха, будут доказывать, что мы не имеем права выводить такие заключения из стихов Евангелий, Деяний и посланий обрезанным. Мы ответим, что этот урок в равной степени важен во всех домоуправлениях для несовершенных людей, благоговеющих перед совершенным Богом. И нет домоуправления, в котором какая либо другая позиция в этом отношении была бы верна. Но остается фактом, что Павел, великий апостол благодати, говорит больше о страхе Господнем, чем другие авторы Нового Завета.
Мы напомним вам, что именно Павел сказал о безнравственных: “Нет страха Божия перед глазами их” (Римлянам 3:18). Может ли быть, что он в тоже самое время учил бы верующих тому, что им не нужно иметь страх Господень перед их глазами? Он учит нас любить и поклоняться Богу за Его благодать, верить Ему и приходить с доверием в Его присутствие, чтобы принимать и овладевать своей позицией во Христе, и ходить как сыны Бога. Но из этого не следует, что такая возвышенная позиция позволяет нам ходить в гордости и самоуверенности, и эта позиция не дана нам по наследию или по личным заслугам, но по благодати.
Так апостол увещевает нас:
“Поступать достойно звания в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу с любовью”.
Ефесянам 4:1-2
Павел, с помощью Святого Духа, объясняет, что нам не следует иметь страха, присущего рабам или страха, порожденного нашими грехами, преследующими нас. И было бы большой ошибкой игнорировать то, что Павел сказал о страхе в жизни христианина или предполагать, что в этом домоуправлении благодати вовсе нет места страху среди верующих. Это Павел в Римлянам 11:20 увещевает нас “Не гордись, но бойся”. Это Павел в Филиппийцам 2:12 советует нам “…со страхом и трепетом совершайте свое спасение”. Это Павел в Ефесянам 5:21 умоляет нас повиноваться друг другу в страхе Божием. Это он в Колоссянам 3:22 увещевает рабов служить господам в простоте сердца, боясь Бога.
Есть другой печальный недостаток в поведении церквей сегодня, который зачастую базируется на основании того, что это домоуправление благодати, и мы должны снисходительно обходиться друг с другом. Таким образом, Божьи люди легко избегают своих обязанностей, вовлекая недоразумение и беспорядок в свою среду. Все тот же Павел, апостол благодати, пишет Тимофею:
“Согрешающих обличай пред всеми, чтобы прочие страх имели”.
1 Тимофею 5:20
Апостол пишет Коринфянам, которых сам упрекал прежде в небрежности:
“Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием”.
2 Коринфянам 7:1
И хвалит их за дух, который они приобрели через его упрек. Он говорит:
“Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле”.
2 Коринфянам 7:11
В отношении нашего появления перед “судилищем Христовым”, апостол снова использует слово “страх” (греч. phobos), которое в английской библии переведено как “ужас” (англ.terror).
“Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям”.
2 Коринфянам 5:11
“Судилище Христово” конечно не стоит смешивать с Великим Белым Престолом, перед которым необращенные будут судимы за грехи. Наши грехи уже осуждены на Голгофе, и мы можем быть уверены, что “…нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Римлянам 8:1). Но кроме уже совершенного спасения будет время, когда верующие будут награждены за выполненное служение. И это будет происходить в будущем, перед “судилищем Христовым”. Это видно из 1Коринфянам 3:12-15, где нам советуют быть внимательными к тому, как мы строим на основании, которое было положено. Апостол говорит:
“Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня”.
1 Коринфянам 3:12-15
Таким образом, у нас есть обещание, что самые неверные из избранных, все равно будут спасены по Божьей благодати. Но это будет постыдный и горький опыт для некоторых детей Божьих в тот день, когда они будут вынуждены страдать от потери, в то время, когда другие будут вознаграждены. Они будут видеть свое дело сгорающим в огне, в то время как сами будут спасены “как бы из огня”. Они будут вынуждены остаться без благословения Того, Кто отдал Свою жизнь ради их спасения. И тогда будет сказано, что они не совершили настоящего служения в их общении.
Позвольте заметить, что эти стихи не относятся к тем, кто не работал вовсе для Бога, но к тем, чья работа не может быть одобрена и кто не строил на основании, положенном Павлом.
Если это было бы положено в сердце Божьими людьми сегодня, то они так скоро не променяли бы истину на кафедру, общественное признание или свободу от преследования. Если бы это было бы положено в сердце, они бы имели одну большую страсть: знать истину и правильно ее преподавать
В свете вышесказанного, так важно, чтобы мы повиновались наставлению:
“Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины”.
2 Тимофею 2:15.
Вот почему апостол, Духом, предупреждает нас:
“Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям”.
2 Коринфянам 5:10-11
Пусть Бог пробудит нас к реальному пониманию этих вещей! Пусть мы увидим опасность снисхождения к мирским и плотским удовольствиям, к жизни для себя, к пренебрежению Божьей воли. Пусть многие, даже среди наших читателей, посвятят себя служению Христу, в виду дня, когда мы предстанем пред Ним, чтобы дать отчет.
Страх Господень вполне совместим с благодатью. Более глубокое понимание Божьей благодати, более глубокая благодарность и радость, более святая любовь и обожание - есть плоды этого Божьего страха.
|