Столь великое спасение (Евр.2:1-4)
«Как мы избежим, вознерадев о столь ВЕЛИКОМ СПАСЕНИИ?»
Что это за спасение, которое столь велико? Если бы оно таким образом указывало на спасение грешника кровью Христовой, у нас не возникло бы никаких возражений против такого определения. Насколько это спасение велико, никто передать не может; однако, спасение в послании Евреям не несет в себе евангельский смысл (о чем уже говорилось). Может быть, употребление этого слова в древнееврейском языке поможет нам в этом вопросе? Учитывая, что это слово часто подразумевает индивидуальное спасение, как в Рим.1:16, мы также можем убедиться, что оно используется и в более широком смысле.
Пс.13:7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль».
Здесь спасением названо восстановление Израиля как нации.
Пс.97:2 «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою».
Что это за спасение, которое было «явлено»?
Пс.97:3 «Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего».
Ис.11:11, 12:1-2 «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего… И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение мое».
Ис.52:9-10 «Утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего».
В данном случае, когда тесная связь между спасением и восстановлением Израиля налицо, комментарии излишни.
Откр.19:1-2 «Аллилуйя! Спасение и слава и сила – Богу нашему, потому что истинны и праведны суды Его».
Здесь низвержение Вавилона происходит на фоне полного спасения Израиля.
Существует нечто, выходящее за пределы первоначального спасения от греха, поэтому находящиеся под Новым Заветом должны понять, что есть одна сторона спасения, которая не затрагивается в только что приведенных библейских цитатах. «Столь великое спасение» – это что-то такое, о чем можно «вознерадеть»; спасение же в Псалмах и у пророка Исайи, о котором говорилось выше, не связано с верой или верностью человека.
Мы знаем, что Авраам, живя в шатрах в земле обетованной, ожидал града, имеющего твердые основания, но узнали мы об этом не из Ветхого Завета. Там нет и намека на что-либо подобное. Отправной точкой этой особой стороны спасения является проповедь Господа. Буквально этот отрывок звучит так: «которое обрело начало, быв проповедано Господом». Идея такова, что Господь Иисус был Первый, Кто дал представление об этом новом аспекте спасения и в чем оно проявляется. Почему, спрашивается? Прежде всего, Он родился Царем и пришел с проповедью Царства, и пока не стало очевидным, что Он будет отвергнут Его народом, на «столь великом спасении» внимание не заострялось. Однако, когда одно за другим начали проявляться знамения того, что Его земное служение окончится отвержением, тогда Он начал говорить более открыто о дополнительной славе, которую Он разделит с теми, кто во дни Его плоти разделил с Ним поругание.
Притчи наводят нас на мысль о двух сторонах, появляющихся при разделении Сокровища, найденного в поле и снова скрытого, и Одной Жемчужины (Мф.13). Когда Господь начал говорить о Своей смерти, Он также начал говорить о качествах тех, кто может претендовать на «столь великое спасение». В их числе Он называет самоотречение и готовность погубить свою душу и найти ее, когда Господь придет с ангелами Своими (Мф.16:21-28). Вот что сказал Господь юноше:
«Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и отдай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Услышав это, юноша ушел в печали, ибо владел он большим имуществом… Тогда ответил ему Петр: вот мы оставили все и последовали за Тобою; ЧТО ЖЕ будет нам? И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:21-28).
Притча, рассказанная чуть позже, о брачном пире сына царя, является предостережением вознерадевшим о «столь великом спасении», а само это слово, переведенное в послании Евреям как «вознерадеть», здесь интерпретируется как «оставить без внимания». То же и с неразумными, неподготовленными девами в Мф.25, которые своим пренебрежением выказывают неосмотрительность, пренебрегая словом Господним «итак, бодрствуйте». Евреи же, адресаты послания, напротив, получили похвалу в том, что приняли с радостью расхищение их имения, и увещевание не оставлять дерзновения, которому принадлежит великое воздаяние. «Столь великое спасение» в послании Евреям имеет параллель со «спасением души» у Петра, термином, использующимся в некоторых евангельских кругах неправильно. Связующее звено находится в Евр.10:39, где говорится о «вере к приобретению души». Слово «приобретение» - это перевод греческого peripoiesis, которое встречается в Новом Завете всего лишь пять раз и не займет много времени на обсуждение:
Еф.1:14 «Для искупления ДОСТОЯНИЯ»
1Фес.5:9 «К ПОЛУЧЕНИЮ спасения»
2Фес.2:14 «К ПОЛУЧЕНИЮ славы»
Евр.10:39 «К ПРИОБРЕТЕНИЮ души»
1Пет.2:9 «Народ, ВЗЯТЫЙ В УДЕЛ»
Отрывок в Евр.10 параллелен Мф.16:24-27. Выражение Петра «спасение души» несет в себе совсем другую идею, в отличие от той, которая подразумевается в евангелии на сегодняшний день. Павел никогда не учил о спасении души в посланиях церквям. Он употребляет такое выражение только в послании Евреям. Петр использует его в посланиях к евреям в рассеянии. Те, кому Петр направляет свое послание, были искуплены (1Пет.1:18), однако спасение их душ являлось чем-то, что они могли обрести как «цель их веры» (1Пет.1:9). Это спасение должно быть явлено в последние дни. Об этом спасении говорили пророки и исследовали, о чем заранее свидетельствовал Дух - «о предстоящих Христу [в Пересмотренной версии – ЗА Христа] страданиях и о последующей за ними славе… поэтому… возложите совершенную надежду на благодать, подаваемую вам в откровении Иисуса Христа» (1Пет.1:11-13). «Поскольку вы участвуете в страданиях Христовых, радуйтесь, чтобы и в откровении славы Его возрадоваться вам с ликованием» (1Пет.4:13). «Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную Свою славу во Христе, Сам, по кратковременном страдании вашем, усовершит вас, утвердит, укрепит, соделает непоколебимыми» (1Пет.5:10).
Эта вечная слава, это участие в славе в новом бытии, это вхождение на Брачный пир, - все связано со страданиями, с бодрствованием, а не с небрежением, иными словами, связано с побеждающей верой, как об этом говорится в Откровении. Вечная слава подобна вечному спасению в Евр.5:8-9, которое тесно связано со страданиями и с послушанием. Достигшие этого спасения составляют церковь первенцев (Евр.12:23). К достигшим апостол причисляет здесь и себя. Он включает сюда странствие по пустыне, чтобы проиллюстрировать неспособность достичь обещания; он увещевает терпеть; он приводит список побеждающих и, как Одного из них, упоминает Самого Господа Иисуса в главах 5 и 12. Именно поэтому было написано потрясающее свидетельство Евр.6, и эту цель преследуют повергающие в трепет заключительные стихи в Евр.12.
Трудность, с которой многие сталкиваются в отношении Евр.6, разрешится, как только мы отчетливо представим себе главную тему этой главы, ее суть, а также характер такого «утверждения». Чудеса, творимые апостолами, названы «силами будущего века», и отвергать их свидетельство было чревато очень серьезными последствиями. В этом же самом контексте появляется следующий намек на столь великое спасение - в истории Авраама. Посмотрим, какая часть его истории здесь представлена. Послание Римлянам строит свое учение на свидетельстве Быт.15: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Главная идея, пронизывающая все послание, не оставляет места делам. Иаков опирается одновременно на 15 и 22 главы Бытия. Послание Евреям сразу же направляется к Быт.22. В нем не говорится о вменении праведности без дел. Его специфика требует таких формулировок, как «творить правду» (Евр.11:33) и «праведный верою ЖИВ будет» (Рим.1:17), «получил свидетельство, что он праведен» (Евр.11:4), «стал наследником праведности по вере» (Евр.11:7).
Отрывок из Быт.22, на который опирается Евр.6, выходит за пределы оправдания по вере; как утверждает Иак.2:22, «ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства?» После того как Авраам прошел тяжелейшее испытание веры, прозвучали такие слова:
«Истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя. И так долготерпением Авраам достиг обещания» (Евр.6:14-15).
По-видимому, когда Авраам достиг этой стадии «доведения до совершенства», ключевого момента послания Евреям, Бог явил ему «столь великое спасение» - град, имеющий твердые основания. Content-Disposition: form-data; name="edttmessage"
1
|