Посланец и Первосвященник исповедания нашего (Евр.3:1)
Цитируя тот или иной отрывок из Писания, мы не можем себе позволить менять его формулировку, чтобы не создавать впечатления, будто мы относимся небрежно к заключенному в этом отрывке учению или ставим под сомнение его богодухновенность. Поэтому мы процитировали Евр.3:1, как написано. Однако является ли Господь Иисус Христос Первосвященником исповедания НАШЕГО? Разумеется, если мы евреи, но применим ли этот стих к язычникам, и в особенности к язычникам, спасение которых приходится на домоуправление Тайны? Мы сможем дать ответ на этот вопрос, только если Писание предоставит нам достаточное количество материала – как в форме прямого утверждения, так и в результате сравнения посланий между собой.
Если рассматривать призвание и сферу служения, которые представлены в послании Евреям, то в нем главная и характерная сторона служения связана с Христом, сидящим по правую сторону Бога в качестве Первосвященника. Что касается призвания и сферы служения в послании Ефесянам, то здесь центральное аспектом, прежде всего, является Его восседание по правую сторону Бога в качестве Главы Церкви. Подразумевают ли эти два титула одно и то же или между ними есть разница? Ни в одном из посланий, кроме послания Евреям, по отношению к Христу не используется титул Священника или Первосвященника, однако может ли развиваться учение послания Евреям без доктрины, в основе которой лежат эти слова? Призыв «приступать» во святилище основывается на том факте, что те, к кому он направлен, имеют «Священника великого над домом Божьим» (Евр.10:21).
Упоминание о необходимости жертвы за грех не ограничивается каким-то одним посланием. Послания Павла, как до Деян.28, так и после, содержат много таких упоминаний, однако на всем протяжении его служения в качестве поставленного Богом глашатая, учителя и апостола язычников он никогда не использует ни слово «священник», ни «первосвященник» по отношению к верующему в Господа! Правда, когда он приступает к посланию Евреям, он поднимает совершенно новый пласт учения, используя слово «священник» четырнадцать раз – число, на которое мы уже как-то обращали внимание в нашем исследовании, «Священник великий (megan)» - один раз (Евр.10:21) и «первосвященник» - семнадцать раз. Причем эта идея первосвященства так вплетена в тему послания Евреям, что учение глав 5,7-10 требуют еще дополнительного упоминания о священниках, а главы 2-9,13 неизбежно влекут за собой дополнительное упоминание первосвященников.
Слова являются своего рода маркерами, указателями, а потому включение или исключение того или иного слова из какого-либо значимого отрывка текста задает его общую направленность. Любой научный труд, письмо или книга на военную, финансовую или религиозную тематику неизбежно содержат в себе определенные специфические термины и исключают другие слова. И если представить в качестве этого научного труда, письма или книги содержание посланий Евреям или Ефесянам, то тему заголовка можно вывести путем сопоставления характерных слов, используемых в текстах. Если тема послания Евреям требует постоянного использования таких слов как «священник» и «первосвященник», то этот факт следует отметить много раз, чтобы обозначить характер учения послания. Если к этому еще добавить, что в послании Ефесянам ни то, ни другое слово ни разу не встречается, то этот лишний факт тоже будет отмечен не раз, прежде чем разница между главными темами посланий Ефесянам и Евреям станет очевидной. Кроме того, поскольку говорится, что в остальных тринадцати посланиях Павла нет ни одного упоминания слова «священник» или «первосвященник», то это лишнее доказательство того, что между его апостольским служением, освещаемым в этих тринадцати посланиях и в послании Евреям, существует разница. Если помнить, что тот же Павел несет ответственность за использование или неиспользование этих слов и что это определяется не только его корректностью и пунктуальностью, но и богодухновенностью всего Писания (2Тим.3:16, 2Пет.1:21), то свидетельство в пользу различий в призвании и сфере служения в посланиях Евреям и Ефесянам обретает немалый вес.
Прежде чем мы сможем разобраться в использовании или неиспользовании слова «священник» в этих посланиях, необходимо рассмотреть, что говорит Писание по поводу священнического служения и его связи с Израилем и остальными народами. Послание Евреям само по себе является свидетельством, что задолго до того, как появился народ Израиля, идея первосвященства поддерживалась среди народов, ибо Мелхиседек был и царем, и священником во времена Авраама (Быт.14:18-20). По поводу священства по чину Мелхиседека (Евр.5:11) можно говорить много, но сейчас не подходящий для этого момент. Священники были в Египте в дни Иосифа (Быт.46:20) и в земле Мадиамской в дни Моисея (Исх.2:16), тем не менее, из 725 случаев, когда слово kohen переводится как «священник», по меньшей мере 700 относятся к Израильскому священству. Пусть по закону Моисея жертвоприношение и устройство жертвенника входит в обязанности священника, но такого ни в коем случае не было до «закона заповедей и предписаний, относящихся к плоти», введенного после того, как были разбиты каменные скрижали завета на Синае.
Авель принес благоугодную жертву, хотя священником не был. Ной принес всесожжение на жертвеннике; он также проводил различия между чистыми и нечистыми животными (Быт.8:20). Иов, будучи главой семьи, «посылал за ними [своими детьми] и освящал их и… возносил всесожжения по числу всех их» (Иов 1:5). Придя в землю обетованную, Авраам «создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт.12:7-8), а также устраивал жертвоприношения, когда получил великое обещание (Быт.15:9-21). Исаак устроил жертвенник (Быт.26:25), то же самое сделал Иаков, придя в Сихем (Быт.33:20), а затем в Вефиль - по повелению Бога (Быт.35:1-7); и наконец, не менее важная пасхальная жертва Господу была принесена старейшинами Израиля от каждого семейства, и при этом священники не упоминаются или же в них нет необходимости. В Писании священство вводится Божественным повелением только после того как Аарон и его сыновья были освящены для священнодействия, как сказано в Исх.29. А до этого священники упоминаются в Исх.19:22,24, впрочем, они скорее всего занимают то же положение, что и сыны Давида во 2Цар.8:18, где фразе «первые при дворе» соответствует еврейское слово kohen, или Завуф в 3Цар.4:5, где фразе «главный надзиратель» [1] тоже соответствует еврейское слово kohen. Можно предположить, что такое странное употребление слова kohen, обычно переводимого как «священник», возвращает нас к первичному значению, заключенному в его корне, - «представляться или выступать представителем кого-либо или чего-либо» (J.M.A., Comp. Bib. Dict.). И тот факт, что только священство Израиля под законом Моисея было левитским священством, в котором служение первосвященников было дано семье Аарона, а священство – колену Левия, - это не вывод и не умозаключение, это свидетельство Писания (Евр.5:4, 7:5,14).
Однако если обратиться к посланию Ефесянам, то в нем все, кто принадлежит к раскрывающимся там сфере и призванию, представлены как имеющие искупление, а также ставшие близкими кровью Христовой (Еф.1:7, 2:13). Они сами составляют «храм святой в Господе» и «жилище Бога в Духе» (Еф.2:21-22). Эта группа названа «святыми» (Еф.1:1), которые имеют наследие «для святых» (Еф.1:18) и являются «согражданами святым» (Еф.2:19), хотя и без какого-либо участия священников. Эта группа имеет доступ, а точнее, «дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него», но для того чтобы открыть этот доступ, не нужно искать священника среди людей. В практической части послания о Христе сказано, что Он «предал Себя за нас, как приношение и жертву Богу в запах благоухания» (Еф.5:2), и в той же практической части сказано, что Он освятил и очистил Церковь омовением, чтобы поставить ее пред Собой святой и непорочной (Еф.5:26-27). Кроме того, в первой главе Христос выступает не как Первосвященник, а как Глава Церкви, ну а Церковь – как Его Тело. Эти две составляющие – Глава и Тело - вновь встречаются в Еф.5, а Одно Тело вырисовывается во второй главе послания. Призвание Церкви в домоуправлении Тайны не отражено в образах и тенях закона.
Необычный упор на священство, которое фигурирует везде в Моисеевом законе, находит свой отклик только в одном послании, а именно в послании Евреям. Положение главы семейства, которое занимали Ной, Иов, Авраам, Исаак и Иаков до появления закона, в большей степени походит на положение Христа по отношению к нынешней церкви. И вместо того чтобы указывать на некий прогресс, введение левитского священство определенно свидетельствует лишь о несовершенстве. Ни о каком совершенстве не могло быть и речи в рамках левитского священства, существовавшего по закону плотяной заповеди (Евр.7:11,16). Что касается Израиля, то здесь Христос, будучи Священником по чину Мелхиседека, исполняет служение, жалким подобием которого было священство Аарона. Язычники, живущие в домоуправлении Тайны, не нуждаются в таком устройстве; в своей вознесенной Главе они обретают все, и даже больше, чем Израиль мог обрести в своем Царе-Священнике.
Осознавая, что служение первосвященника определяется призванием, о котором говорится в послании Евреям, и что во Христе, Который является нашей Главой и Единым Посредником, мы имеем все и даже более того, что могли дать все священники Израиля или священство по чину Мелхиседека, осознавая все это, мы обращаемся к посланию Евреям, чтобы извлечь из него ценный урок, что хотя и не все Писание может быть написано О НАС или адресовано НАМ, однако все Писание полезно для научения. Итак, святым братьям и общникам небесного звания здесь предписывается «воззреть» на Него.
Для начала следует рассмотреть выражение «небесное звание». Греческое слово epouranios, «небесный», в Септуагинте встречается лишь дважды: один раз в Пс.67:15, где оно выступает в качестве титула «Всемогущего», и один раз в некоторых рукописях Дан.4:23, где мы читаем о власти небесной. В апокрифах оно встречается всего один раз во 2Макк.3:39, где говорится об «Обитающем на небе». Когда же мы обращаемся к Новому Завету, то обнаруживаем это слово в Евангелиях и в посланиях что-то около двадцати раз, из которых шесть раз приходится на послание Евреям. Вот что мы там видим:
«Общники небесного звания» (Евр.3:1)
«Вкусившие дара небесного» (Евр.6:4)
«Отображение и тень небесного» (Евр.8:5)
«Само небесное» (Евр.9:23)
«Лучшее, то есть небесное» (Евр.11:16)
«Небесный Иерусалим» (Евр.12:22)
Слово epouranios предоставляет нам такую возможность, которую нельзя упустить. Симфония – полезный инструмент, но в то же время мы не должны забывать, что беспорядочное механическое использование симфонии может сбить с верного пути. В данном случае мы очень близко подошли к нашему призванию. Порой мы утверждали, что фраза en tois epouraniois упоминается пять раз в послании Ефесянам и больше нигде не встречается. Читатель, прибегающий к своей симфонии, находит там слово epouranios, видит пять случаев его употребления в послании Ефесянам, а рядом с ними, в том же списке, места из Первого послания Коринфянам и послания Евреям с использованием той же фразы. Поэтому он решает, что наше учение несостоятельно, и преспокойно отклоняет все претензии послания Ефесянам на уникальность в отношении призвания, а кроме того, он поддается уверениям, что это претензии так называемого ультрадиспенсационализма (нарочито пугающий термин с расчетом на то, чтобы отталкивать робких или несведущих) – и вот, еще один верующий свернул в сторону в поисках истины. Мы никогда не говорили, что прилагательное epouranios, «небесный», встречается только в послании Ефесянам; точнее, фраза, переведенная как «на небесных местах», встречается только в этом послании и совершенно отлична от других формулировок. Что бы там ни говорилось, en tois epouraniois не встречается в Септуагинте. Если мы поймем, что это за небесное звание в Евр.3:1, тогда следует изучить и остальные упоминания слова «небесный». «Дар небесный» связан с Духом Святым (с его дарами) и с «силами будущего века» (Евр.6:4-5). Священники-левиты «служат отображению и тени небесного согласно тому, как было указано Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, говорит Бог, сделай все по образцу, показанному тебе на горе» (Евр.8:5). Эта тема продолжается на протяжении глав 8-9 и достигает своего логического завершения в Евр.9:23-24:
«Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное – жертвами лучшими. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, отображение истинного, но в самое небо, чтобы теперь предстать за нас пред лицом Божиим» (Евр.9:23-24).
Вслед за этими двумя упоминаниями скинии идут два упоминания Небесного города и Небесного отечества.
«Но на самом деле они стремятся к лучшему [отечеству], то есть к небесному» (Евр.11:16).
«Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живого, небесному Иерусалиму» (Евр.12:22).
Таким образом, небесное звание в Евр.3:1 имеют все, кто подобен Аврааму в вере, и не только ему, но и другим героям веры в Евр.11, и сферой их благословения является небесное отечество, Новый Иерусалим. Церковь Одного Тела занимает другую сферу благословения – где Христос восседает по правую сторону Бога, сферу, отличную от Небесного града, который в конечном итоге сходит от Бога с небес на землю. И в связи с соучастием в этом небесном звании, евреям в послании сказано «воззреть на Посланца и Первосвященника их исповедания, Иисуса». Слово katanoeo, «воззреть», в Новом Завете встречается четырнадцать раз и примерно двадцать раз в Ветхом Завете (в Септуагинте), где служит переводом различным еврейским словам, как-то: bin, nabat, sakal, shamem, tsaphah и raah. Эти слова означают соответственно «понимать»; «принимать во внимание»; «осознавать, осмысливать»; «удивиться»; «следить, наблюдать» и «пристально смотреть, вглядываться». Каждый из этих терминов подразумевает внимательный и неутомимый взгляд. В английский язык слово «воззреть», consider, пришло из латыни и первоначально означало «смотреть на звезды», поскольку звезда – это латинское sideris.
«Такое воззрение предполагает крайнюю осторожность, такое рассмотрение подразумевает предельное внимание. Воззрение предназначено для практики, размышление – для теории» (Крабб).
Область, на которую следует обратить пристальное внимание, согласно Евр.3:1, может быть установлена с помощью упоминания этого же слова в другом месте:
«И будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр.10:24).
Это внимание охватывает Посланца, Первосвященника, а кроме того, Искупителя и искупленных, Начальника и Его подражателей; оно далеко от простого любопытства и чисто теоретического интереса. В Евр.7:4 апостол нацеливает наше внимание на Мелхиседека, говоря:
«Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих».
Здесь наше внимание переключается от истинного Первосвященника на Его самый возвышенный прообраз в лице Мелхиседека. Когда мы в следующий раз обращаемся к Христу, то на этот раз Он выступает как Начальник (как переведено в Евр.2) и Совершитель, как Начало и Конец, как Побеждающий, связанный с предлежащим Ему поприщем и претерпением креста.
«Подумайте о Претерпевшем от грешников такое Себе противоборство, чтобы не обессилеть вам, изнемогая в душах ваших» (Евр.12:3).
И наконец мы читаем:
«Взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки – Тот же» (Евр.13:7,8). То, на что следует воззреть в Евр.3:1, - это Христос и два Его величайших служения: (1) Посланца; (2) Первосвященника их исповедания. Откровение о том, что Христос является Посланником, представлено как что-то неожиданное для многих, и хотя мы уже прежде ссылались на этот статус, неплохо было бы иметь ясное представление о сущности термина «Посланник». Итак, Посланник. Соответствующее английское слово apostle пришло в наш язык прямо из греческого, однако это не английское слово, если не считать его заимствование. И значение его следует искать в оригинальном языке Нового Завета, в котором оно звучит как apostolos. Это слово используется как в греческой версии Ветхого Завета, Септуагинте, так и в классическом и повседневном греческом, применяемом где-либо помимо Писания. В классическом греческом языке слово apostolos использовалось в значении «вестник», «посол», «представитель» или «доверенное лицо», позже оно приобретает такое значение, как «командующий военно-морскими силами». Такое несколько ограниченное значение в дальнейшем проявляется в употреблении слова stolos, «флотилия, приготовленная к плаванию, морская эскадра или экспедиция». В Септуагинте apostolos встречается в 3Цар.14:6 во фразе «я грозный посланник к тебе», где словом «посланник» переведено еврейское shalach, непосредственно связанное с такой же миссией, что была у Иосифа в Быт.37:13, у Моисея в Исх.3:14 и у Исайи в Ис.6:8. В целом оно связано с несением какой-либо вести – избавления или осуждения. Структура этого слова проста. Apo – предлог, и как почти все предлоги в греческом, несет в себе смысл движения, направления или неподвижности. В данном случае его перевод «от» указывает на происхождение, движение и направление. Stello – это глагол «посылать», стало быть, apostolos - это тот, кто послан кем-то. Глагол apostello используется в отношении Двенадцати, которые были посланы Христом (Мф.10:5), по отношению к Иоанну Крестителю (Мк.1:2, Ин.1:6), в целом по отношению к благовестникам (Рим.10:15), к ангелам (Евр.1:4), а также к апостолу Павлу (Деян.26:17). Однако есть еще один случай, когда используются слова apostello и apostolos, что дает истинную и исключительную власть всем последующим посланникам и вестникам. Оба эти слова используются по отношению к Господу Иисусу Христу. Он - самый выдающийся из всех посланников (1Ин.4:9,10,14). «Воззрите на Посланца и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса» (Евр.3:1). Таким образом, здесь нам раскрывается характер очень важного служения, означенного титулом «Посланец». И здесь акцент Павла на использовании слова «меня» во 2Тим.2:2 напоминает другое, более возвышенное применение этого местоимения в Мф.10:40: «принимающий вас Меня принимает» - и этим напоминает нам о главном Источнике всей власти, о Самом Боге. В самом начале Его земного служения Господь говорил о посланническом характере Своей миссии: «Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис.61:1, ср. с Лк.4:18). Он говорил, что Он Тот, Кого Отец «освятил и послал в мир» (Ин.10:36), и в Своей знаменитой молитве в Ин.17 Он молился: «Освяти их истиною… Как Ты послал Меня в мир, и Я послал их в мир» (Ин.17:17-18). Мы встречаем слово «послать» снова и снова в Евангелии от Иоанна. «Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир» (Ин.3:17). «Ибо Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи» (Ин.3:34). «Самые эти дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне, что Отец Меня послал» (Ин.5:34). В данном случае упоминание в Евр.3:1 служения Посланника вытекает из превосходства Христа над ангелами, которым посвящены первые две главы послания, однако наш читатель может и не прочувствовать словесную связь, которая существует между этими двумя местами. Об ангелах апостол сказал: «Не все ли они служебные духи, ПОСЫЛАЕМЫЕ (греч. apostello) на служение для имеющих наследовать спасение?» (Евр.1:14). Ангелы были «посланниками», но нам не говорится «воззреть» на них - наши глаза обращены к Нему. В Евр.3:2-6 Христос как Посланник сравнивается также с Моисеем, равно как в последующих главах послания к Евреям, Христос как Первосвященник сравнивается с Аароном и с Мелхиседеком. [1] В русском Синодальном переводе эта фраза отсутствует (прим. переводчика).
|