Шесть ступеней основания (Евр.6:1-2)
Как мы уже убедились, для того чтобы продвигаться к совершенству и полноценному развитию, основы, называемые «словом о начале Христовом», следует оставить; неразумно все время класть основание заново, наоборот, нужно возрастать, как возрастает единое здание. Начиная наше исследование, мы приводим здесь все шесть компонентов этого основания:
Покаяние от мертвых дел
1Фес.1:9 показывает, насколько это должно быть значительно. «Вы обратились к Богу от идолов». Это заявление апостола подтверждает, что такое покаяние не может быть повторным. И это так же справедливо в отношении евреев. Обращение от идолов и покаяние от мертвых дел служит признаком существенной и коренной перемены. То послание Галатам было сопроводительным письмом к этому посланию Евреям, и слова апостола, как к Петру, так и к Галатам здесь весьма и весьма красноречивы.
«Ибо, если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником» (Гал.2:18).
«Но тогда, не зная Бога, вы были в рабстве у тех, которые по природе не боги. Теперь же, познав Бога, а более того, будучи познаны Богом, как возвращаетесь вы снова к немощным и бедным стихиям (stoicheia, то же самое слово, что и в Евр.5:12, где оно переведено как «начала»), которым опять и снова хотите отдаться в рабство?» (Гал.4:8-9)
Означает ли это, что нам больше не придется раскаиваться в грехе или совлекаться зла? Нет! «Покаяние» – ключевое слово в Евангелии Царства на земле. И Иоанн Креститель, и Господь Иисус, и Петр начинали свое служение с этого слова. Но пусть теперь читатель обратится к посланию Ефесянам; пусть он прочтет его от начала и до конца и попытается найти слова «каяться» и «покаяние» - он не найдет ни одного. Пусть теперь проделает то же самое с посланиями Филиппийцам и Колоссянам – результат будет такой же. Почему же это слово, столь часто употребляемое в Евангелиях и в книге Деяний, так строго исключается из посланий, которые представляют основы учения нынешнего домоуправления? Не потому ли, что Господь, опуская это слово, ключевое для земного Царства, ведет нас к осознанию, что мы находимся в совершенно другом домоуправлении?
Обратившись к Евр.9:14, мы обнаружим, что у апостола, убеждавшего оставить «покаяние от мертвых дел», была очень веское на то основание, к тому же прославляющее Господа Иисуса Христа. «Тем более кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел»! Читатель, что лучше: постоянно повторяющееся покаяние или однажды совершенное очищение грехов? Пусть Евр.10:1-14 ответит на этот вопрос. Это согласуется с Кол.2:13: «простив нам все согрешения». Требования апостола являются безошибочной проверкой учения в отношении нас, и здесь явно слышны слова: «Он Меня прославит».
Вера в Бога
Если призыв оставить учение о покаянии казался странным, то вдвойне странным должен звучать призыв не полагать заново основания «вере в Бога». Но мы можем быть абсолютно уверены в том, что каждый, кто придает такое большое значение оправданию по вере, в данном случае не поддерживает его оставление. Давайте еще раз воспользуемся нашим главным критерием. Что апостол Павел говорит о вере в своих посланиях?
«Чрез веру Иисуса Христа» (Гал.2:16)
«В вере Сына Божия» (Гал.2:20)
«Верою Иисуса Христа» (Гал.3:22)
«Чрез веру во Христа Иисуса» (Гал.3:26)
«О вашей вере в Господа Иисуса» (Еф.1:15)
«Чрез веру Христа» (Флп.3:9)
«Вашей веры во Христа» (Кол.2:5)
«В вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:13)
«Чрез веру, которая во Христе Иисусе» (2Тим.3:15)
Читая контекст приведенных отрывков, мы заметим, что все благословения, которые несет в себе Евангелие, не только существенно связаны с верой, но и с верой, заключенной во Христе! Об оправдании, воскресении, жизни, усыновлении и спасении говорится как о результатах веры, которая была у Христа в отношении всех этих вещей.
Происхождением, национальностью, самим их законом, обычаями и отличием от других народов евреям все время напоминалось, что Иегова был Богом Израиля. Каждый иудей гордился этим фактом настолько, что Павел должен был сказать: «Бог – иудеев только? Не Он ли и язычников?» (Рим.3:29) Но эта «национальная» вера в Бога, хотя и содействовала их гордости, но не спасала. В притче о фарисее и мытаре мы видим яркий тому пример. У фарисея была вера в Бога, в противном случае он бы никогда не потрудился прийти в храм и сказать об этом. Однако мытарь осознавал, что такого общего, неопределенного представления о Боге, было недостаточно в его нужде. Обратите внимание на то, как он молился: «Боже, будь милостив (благосклонен на основании жертвы) ко мне, грешнику». Здесь присутствовала не только вера в Бога, но и в божественное усмотрение в отношении греха. То, что с раннего детства евреи слышали о Боге и читали Его закон, было для них в некоторой степени камнем преткновения. Они не понимали, что им Спаситель был нужен не меньше, чем язычникам. С другой стороны, у язычника не было такой национальной веры; он полагался на безусловную милость Божию во Христе.
Будучи еще на земле, Господь Иисус сказал: «веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин.14:1). Вера в Бога чьих-то отцов – это плохой заменитель той веры, которая признает Его «Богом спасения моего». Послание Евреям подчеркивает необходимость жертвенного и первосвященнического служения Христа. Все, кто приходит к Богу за спасением, приходят «через Него» (Евр.7:25).
Учение о крещениях
В оригинальном тексте порядок слов другой: «крещения учения» (или наставления). Здесь может быть уместен родительный падеж, выражающий отношение и подразумевающий, что эти крещения относились к наставлению или учению, ибо предписания в каждом домоуправлении всегда имели более глубокое значение, нежели чем простое соблюдение обрядов. В центре нашего внимания сейчас слово «крещения». Как мы видим, здесь оно во множественном числе, в отличие от «одного крещения» в Еф.4. И здесь апостол говорит: «оставив… не полагая заново… учению о крещениях». А в послании Ефесянам он говорит так: «стараясь сохранять… одно крещение».
Для начала мы сосредоточимся на двух других отрывках Писания, в которых присутствует слово «крещения». В Евр.9:10 оно переведено как «омовения»:
«Она [первая скиния] есть притча для настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным воздающего служение Богу: это только предписания, относящиеся к плоти, с яствами и питиями и различными омовениями (крещениями), наложенные до времени исправления» (Евр.9:8-10).
Бог использовал здесь то же самое слово, что и в Евр.6:2, поместив его в такой контекст, что это может быть привнесено в нынешнее домоуправление небесных и духовных благословений только вследствие слепоты и своеволия. Это относится к предписаниям, затрагивавшим плоть, а не совесть, и противопоставлено совершенному. Еще один единственный раз это слово встречается в Мк.7:4-8:
«И придя с рынка, если не окропятся [омоются], не едят; есть и многое другое, чего они приняли держаться: омовения чаш и кружек и медной посуды… Но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям [слово, подобное тому, что в Евр.6:2], предписаниям человеческим. Оставив [то же слово, что и в Евр.6:1] заповедь Божию, вы держитесь предания человеческого».
Поразительно то, что богодухновенный автор послания Евреям переносит в его текст те же самые слова, какие Господь говорил в Евангелиях. Тогда Господь сказал, что среди учений человеческих, которых они придерживались, было «учение об омовениях» и что они оставили заповедь Божию ради «предания человеческого». Апостол же, в сущности, говорит: «откажитесь от всего этого; оставьте учение об омовениях ради открытого вам Слова Божия». Итак, что мы имеем на данный момент?
«Крещения», о которых идет речь в Евр.6:1-2 и 9:10, имеют одинаковый смысл. Они составляли часть «предписаний, относящихся к плоти», наложенные Богом и не могущие никого сделать «совершенными». С другой стороны, это слово встречается в Мк.7:4 и указывает на обрядовые омовения, навязанные преданиями старцев. Поэтому кем бы эти омовения ни налагались – Богом или людьми, - они были лишь предписаниями, относящимися к плоти, и не имели части в «совершенном».
Тщательное сравнение Евр.9:10 с Евр.10:1-4 покажет путем повторения таких слов как «совесть» и «совершенный», что эти предписания существуют синхронно с левитскими жертвами; так же одновременно они и прекращаются. Послание Евреям – первое писание, открывающее, что жертвы, назначенные Богом, прекратятся; то же самое и с предписаниями, составляющими часть этого установленного Им служения.
Возложение рук
Деян.8:12-18 проводит очевидную связь между водным крещением и возложением рук. «Были крещены», затем «возлагали руки на них, и те принимали pneuma hagion (Духа Святого, его дары). Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостолов подается pneuma hagion…» К тому же в Деян.19:6 мы читаем: «когда Павел возложил на них руки, пришел на них pneumato hagion, и они начали говорить языками и пророчествовать». В Деян.28:8 Павел, помолившись, возложил руки на отца Публия и исцелил его. Все это уже прошло. После Деян.28, хотя у нас и имеются свидетельства о тех, кто был болен, среди них нет примеров исцеления возложением рук. После Деян.28 мы читаем про верующих, запечатленных обещанным Духом Святым, но нигде про возложение рук при этом не упоминается. «Нерукотворность», возможно, была бы подходящей надписью над входом в нынешнее домоуправление. Как мы убедились, чудесные дары сегодня дает только вознесенный и прославленный Господь (Еф.4:8-11), без какого-либо вмешательства людей.
В 1Тим.4:14 и во 2Тим.1:6 Павел напоминал Тимофею о его былых деяниях, однако, призывая Тимофея «совершать дело благовестника», он не видит нужды или основания для возложения рук. Указание «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим.5:22) относится к обычаю, который служил для утверждения (Деян.13:3); подобным образом не был дарован ни один дар, и ни один из них не является обязательным среди качеств епископа, которые перечислены в 1Тим.3. Таким образом, мы снова видим, что как раз через отмену этого ритуала - ритуала, который некогда сопровождался таким величием силы, утверждением в истинном смысле этого слова (Мк.16:20, Евр.2:3), - верующий приходит к пониманию полноты, которую он имеет в Одном лишь Христе.
Нужно лишь прочесть 1Кор.12-14, чтобы понять, что обладание чудесными дарами не было признаком совершенства - скорее младенчества (см. 1Кор.13:8-11).
Воскресение мертвых
Мы можем быть более чем уверены в том, что апостол Павел никогда не стал бы относиться несерьезно к такому «основанию Божию» и надежде верующего, как воскресение. Несмотря на это, для того чтобы объяснить столь замечательное утверждение в Евр.6 - как в Авторизированной, так и в Пересмотренной версии, - потребуется извлечь на поверхность то, что там сокрыто. Мы совершаем серьезную ошибку, если допускаем, что воскресение в представлении фарисеев или согласно верованиям большинства иудеев и их учеников – это то же самое, о чем говорили апостолы. Если мы хотим понять, о чем говорит Евр.6:2, следует внимательно следовать подлинным словам, «которым нас научил Святой Дух».
Словосочетание, переведенное как «воскресение мертвых» в Евр.6:2, в оригинальном тексте читается как anastaseos nekron. Давайте проследим, как эти слова используются в других местах. Мы сознаем, что одно из главных различий между учениями саддукеев и фарисеев заключалось в том, что первые отрицали воскресение, тогда как последние верили в него (Мф.22:23). В Деян.23:6 мы читаем: «мужи братья, я фарисей, сын фарисейский; судят меня за надежду и за воскресение мертвых (anastasis nekron)». В Деян.24:21 Павел опять заявляет: «за воскресение мертвых (anastaseos nekron) вы меня судите сегодня». А чуть раньше он сказал по этому поводу о себе следующее: «веруя всему, что согласно с Законом и что написано у Пророков, надежду имея на Бога, которую и сами они разделяют, - что будет воскресение и праведных, и неправедных». Эти места Писания дают нам представление о верованиях ортодоксального иудея, которые были основаны на Законе и Пророках.
В Ин.11:24 показано, что сестра Лазаря придерживалась той же надежды. «Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». В том же Евангелии, в Ин.5:28-29, приведены слова Самого Христа на эту тему: «приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие благое – в воскресение жизни, сделавшие злое – в воскресение суда». Пока все эти цитаты согласуются с Евр.6:2. И вот, обращаясь к Мк.9:9-10, мы открываем нечто, проливающее свет на Евр.6:
«И когда сходили они с горы, Он приказал им никому не рассказывать о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (ek nekron). И это слово они удержали, рассуждая между собой, что значит: когда Он воскреснет из мертвых».
Если фарисеи, Марфа и иудеи большей частью верили в воскресение мертвых, то мы можем быть уверены, что ученики Христа тоже верили в него. В чем же тогда было их затруднение? В чем заключался их вопрос? В «этом слове» определенно была какая-то проблема для них, и проблема эта заключается в маленьком словечке ek, которое переводится как «из».
Как и большинство, они верили в воскресение мертвых в последний день, но это утверждение относительно воскресения «из мертвых» было для них чем-то новым. В Лк.16:31 говорится: «если Моисея и Пророков не слушают, то, когда бы и воскрес кто из мертвых (ek nekron), не убедятся они». Знамение пророка Ионы было единственным знамением, которым Бог просто снизошел до этого грешного рода. После того как Господь Иисус был распят, погребен, а затем воскрес из мертвых, истинность слов из Лк.16:31 только лишний раз подтвердилась.
На протяжении всего служения в Деяниях апостолы делали особое ударение на воскресении Господа, но оно было отвергнуто. Относительно Христа у Петра есть такие слова: «Его Бог воздвиг в третий день», «этого Иисуса воскресил Бог». В связи с исцелением хромого (Деян.3:13-15) Петр говорит следующее: «Бог… прославил Отрока Своего Иисуса… Которого Бог воздвиг из мертвых (ek nekron)». Саддукеи досадовали «на то, что они учат народ и возвещают в Иисусе воскресение из мертвых» (Деян.4:1,2,10).
Это выражение мы вновь встречаем в Рим.1:4 - «в воскресении из мертвых». Послания домоуправления Тайны открывают нам как одно из своих особых благословений то, что верующий во Христа будет воздвигнут из мертвых, как и Сам Господь. В третьей главе послания Филиппийцам об этом говорится напрямую. Начиная с четвертого стиха, апостол обобщает все, что касается его положения фарисея. Далее его слова сменяются таким замечательным заявлением: «но что было для меня преимуществом, то я счел ради Христа ущербом». Одним из перечисленных им «преимуществ» является воскресение. Будучи фарисеем, он придерживался ортодоксальной веры в воскресение мертвых. Однако пришло время, когда он оставил такую веру, но вступил не на позицию саддукеев, а стал участником воскресения из мертвых.
В Евр.11:35,40 говорится о «лучшем воскресении» и о достижении совершенства. Когда эти евреи оставили начальное учение о воскресении, это лишь позволило увидеть более отчетливо все, что было приготовлено для верующего, - в противоположность фарисейскому учению о всеобщем воскресении в последний день. Павел говорит об этом так же, как и о «крещениях». Существовали божественные предписания, а также связанные с ними человеческие традиции. Первые следовало оставить ввиду смены домоуправления, вторые же просто сводили на нет Слово Божье.
Суд вечный
Точно так же апостол рассматривает вечный суд. Во-первых, Бог является Судьей, а не человек, а во-вторых, на эту внушающую благоговейный страх тему многое в Слове интерпретировалось неверно. Обратите внимание на те отрывки в послании Евреям, где используется слово «вечный»: каждый из них, кроме Евр.6:2, относится к искуплению, а не к суду.
«Вечное спасение» (Евр.5:9)
«Вечный суд» (Евр.6:2)
«Вечное искупление» (Евр.9:12)
«Вечный Дух» (Евр.9:14)
«Вечное наследие» (Евр.9:15)
«Вечный завет» (Евр.13:20)
Din olamim - одиннадцатый принцип в вероучении иудеев. Он включает как награду, так и наказание. Здесь апостол мог настоятельно советовать им прекратить рассуждать о суде ради более благословенных и индивидуальных для каждого возможностей в плане искупления. «Мне отмщение, Я воздам». Возможно, уверовавшие евреи, подобно многим христианам в наши дни, были слишком увлечены тем, какая участь выпадет во время будущего суда тем, кто не уверовал вместе с ними, не принадлежал к их народу, не исповедовал их учение. Здесь автор послания предпочел внести некоторые изменения. В сущности, он убеждает оставить все это на Божие усмотрение и обратить взоры на «вечное Царство», «вечную жизнь» и «вечную славу», которые можно упустить, если уж чересчур гореть предвкушением «вечного суда».
|