Если только позволит Бог (Евр.6:3-6)
«Если только позволит Бог». В высшей степени важно, чтобы каждый верующий, намеревающийся пройти свое поприще, стремящийся к награде, к достижению венца, и причисленный к так называемым «совершенным» или «зрелым», понимал, что скрывается за словами апостола «если только позволит Бог». Следующие за ними слова дают этому объяснение, говоря о невозможности обновления к покаянию тех, кто вкусил дара небесного и отпал. Образ Исава, который мы позже встречаем в послании, весьма точен.
«Исав, который за одно блюдо продал свое первородство. Ибо вы знаете, что и после того, желая наследовать благословение, он был отвергнут: ибо он не обрел ПОКАЯНИЯ, хотя и со слезами искал его» (Евр.12:16-17).
В послании Евреям слово «покаяние» встречается только в Евр.6:1,6 и в Евр.12:17. Очевидно, что случай с Исавом – это некоторая гипербола или иллюстрация к сказанному в Евр.6.
Слова «если только позволит Бог» обращены к тому периоду в истории Израиля, который уже обеспечил почву для наставлений в третьей и четвертой главах, - ко «дню возмущения в пустыне». Вспомним, что, услышав, как десять соглядатаев распускают худую молву о земле, Израильский народ начал роптать и говорил: «поставим себе начальника и возвратимся в Египет». Тогда Господь приказал Моисею сказать им: «Живу Я, говорит Господь… В пустыне сей падут тела ваши… и народ сильно опечалился». Может показаться, что эта их печаль была в некоторой степени покаянием, ибо они, «встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили. Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно. Не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши… НО ОНИ ДЕРЗНУЛИ ПОДНЯТЬСЯ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ… И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их…» (Чис.14:28-45)
В этих словах, «но они дерзнули», заключена параллель с выражением в Евр.11:29 «на что покусившись, египтяне были поглощены». Отрывок в Чис.14 вместе с Евр.6 и 12 заставляет остановиться и задуматься над тем, какой серьезный урок здесь содержится. Похожий смысл имеют следующие слова Господа:
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся на то, что позади, не пригоден для Царства Божия» (Лк.9:62).
Слова из Флп.3:13 «то, что позади» повторяются здесь в точности и слишком подчеркнуты, чтобы быть простым совпадением, а контекст слишком тесно связан со всем, о чем мы до сих пор говорили. Если обратиться к Флп.3, можно заметить еще одну параллель, прежде чем мы продолжим наше исследование. В Евр.6:6 встречается довольно выразительная фраза: «распинают Сына Божия и выставляют на позор», а затем в Евр.10:29: «кто попрал Сына Божия и кровь завета». Так же и в Флп.3 мы видим, что многие поступали как враги креста Христова.
Еще на миг, оглядываясь на Чис.14, мы должны вспомнить, что, хотя великое множество и пало в пустыне, они все же были народом прощенным. Моисей молился:
«Прости грех народу сему… И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему» (Чис.14:19-20).
Однако каким бы прощенным ни был тот народ, опять обновлять к покаянию его было уже невозможно. Если бы об этом помнили при изучении Евр.6, многим удалось бы избежать ужасной ошибки, когда некоторые на основании этой главы учат о возможности потери спасения чадом Божьим. Это послание, повторяем мы вновь и вновь, и в особенности данная глава, рассматривает то, что сопутствует спасению, то, что относится к совершенным, возросшим и побеждающим. Всего этого можно лишиться, спасение же дается по благодати, поэтому дела и награда тут ни при чем.
Таким образом, слова «если только позволит Бог» показывают, что, что-то Бог вправе и не позволить. Пытаться взобраться на гору и войти в землю Ханаанскую, не имея уверенности в Его присутствии, было безумной идеей, обреченной на провал. На первом и главном месте у нас должно быть желание идти вместе с Ним. И если при каждом таком провале с нашей стороны позволение стремиться к совершенству отменяется, то давайте смиренно склоним голову перед волей Божией и со смиренномудрием будем искать присутствия Господа. Несмотря на нашу убежденность, что венец и награда только прибавят к Его славе - почему мы и должны проходить с терпением предлежащее нам поприще, - награда теряет свою ценность, а венец становится шутовским колпаком, если Бог при этом не прославляется.
Невозможно слишком остро воспринимать всю серьезность падения, о котором идет речь в этой главе. Быть «тугим к слышанию», оставаться «младенцем», довольствоваться «молоком» вместо «твердой пищи» и не продвигаться вперед – все это может казаться нежелательным, но не чреватым тяжелыми последствиями. Богодухновенный апостол представляет нам иную картину. Оставаться младенцем - значит, в прямом смысле отступать назад, и это может стать началом отступничества. Давайте посмотрим, что Писание говорит о тех, кто потерпел неудачу на пути к совершенству.
«Ибо невозможно… отпавших опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор» (Евр.6:6).
«Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех… тот, кто попрал Сына Божия» (Евр.10:26-29).
Следует проводить различие между таким фактом, что многие, если не все святые, после своего обращения, впадали в тот или иной грех, и отпадением, которое подразумевается в нашей главе. В Писании есть учение о том, что если человек будет замечен в каком-либо согрешении, то духовные братья в церкви должны исправлять его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и им самим не быть искушенными (Гал.6:1). Наставления семи церквам в Откр.2-3 – дальнейшее разворачивание этой истины. Очевидно, что здесь, в послании Евреям, затрагивается нечто более серьезное.
«Ибо невозможно однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и ставших общниками Духа Святого, и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор» (Евр.6:4-6).
Прежде всего, мы должны попытаться понять, в чем суть этих благословений, чтобы лучше понять суть отпадения от них.
(1) Они были однажды просвещены (photizo). В десятой главе это слово вновь встречается, и его контекст настолько важен, что нам следует обратить на него самое пристальное внимание. В целях экономии места приводим его не полностью:
«Не оставляя собрания своего… Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех… Страшное ожидание суда… огня, готового пожрать противников… кто попрал Сына Божия… Вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания… не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние… Если отступит… Мы же не люди отступления к погибели, но люди веры к приобретению души» (Евр.10:25-39).
Это ценный комментарий, представляющий Евр.6 в истинном свете и ограждающий нас от неправильного применения важного учения, заключенного в этом отрывке. Те, кто не осознают положение дел в Евр.6, всегда пытались свести к минимуму значение слова «просвещены», и оно у них означает лишь внешнее, поверхностное озарение, а не настоящее, внутреннее и духовное. Если это так, то в этом случае мы имеем дело просто с образованными людьми, с профессионалами, и проблему можно считать разрешенной. Однако в Евр.10:32, где слово photizo упоминается еще один единственный раз, такое истолкование неприемлемо. Эти просвещенные были верующими, а не какими-то профессионалами.
(2) Они вкусили дара небесного. Они стали общниками Духа Святого. Эти два утверждения истолковывают друг друга. Более того, они связаны с возложением рук, которое в большинстве случаев способствовало наделению этим даром. Вспомним, что, когда Симон увидел, что «чрез возложение рук апостолов подается Дух Святой, принес им деньги», а Петр сказал: «серебро твое с тобою да будет в погибель, потому что ты помыслил ДАР БОЖИЙ приобрести за деньги».
(3) Они вкусили доброго Божия слова и сил будущего века. Вот как звучит обещание о возвращении Израильского народа из Вавилона в Иер.29:10:
«Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие».
Чудесные дары времен Деяний были предвкушением будущего века. Заметим, что в их списке Святой Дух и его дары занимают важное место. Это, как мы видим, так же справедливо и для послания Евреям. Здесь, как сказано в десятой главе, наказание, следовавшее за нарушением закона Моисеева, ничтожно по сравнению с тем, что ждет оскорбившего Духа Святого, свидетельствующего о Христе:
«Как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него, что Бог и засвидетельствовал знамениями и чудесами и различными силами и раздаяниями Духа Святого по Своей воле? Ибо не ангелам подчинил Он будущую вселенную, о которой мы говорим» (Евр.2:3-5).
Сюда же мы присовокупим одну цитату из Евр.10, поскольку она подтверждает то явное ударение, которое делается здесь на Святом Духе: «оскорбив Духа Святого» (Евр.10:29).
Тема отпадения занимает значительную часть послания Евреям и имеет множество граней, выраженных в «унесении течением», в «небрежении», в «ожесточении сердец, как при возмущении», в «падении, последовавшем тому же примеру непокорности», в «оставлении собрания своего», в «произвольном согрешении после получения познания истины» и, наконец, в «отступлении к погибели».
Отпадение произошло уже после просвещения и вкушения даров Святого Духа, и в этом кроется неимоверная опасность. Этот аспект учения в послании Евреям – всего лишь приложение учения Господа в Мф.12:31-32:
«Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям. И кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему; кто же скажет против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом веке, ни в будущем».
Вот тяжелое наказание, ожидающее тех, кто, будучи утверждены посланным с небес Духом Святым, приняв свидетельство и став общниками даров Духа, все же отпадают. Они как бы отголосок того фатального эпизода в Чис.14 с назначением начальника, чтобы вернуться в Египет. Это вносит дополнения в структуру послания Евреям и в описываемую в нем обстановку и еще больше обозначает благодатные отличия домоуправления Тайны. Давайте будем испытывать различное и различать превосходнейшее, извлекая из прочих свидетельств жизненно важные уроки для возрастания в благодати.
|