Состояние, близкое к спасению (Евр.6:7-9)
Характер отпадения в Евр.6:4-6 можно понять, если рассмотреть картину, следующую сразу же за этими словами в стихах 7 и 8. Здесь применяется образ возделываемой земли. Греческое слово, переведенное как «земля», ge, означает «землю, как отличное от воды; или землю, как отличное от небес; или же область, территорию какой-то особой земли; или страну, отличную от других стран, место обитания людей – каждого на своей собственной земле» (The Companion Bible, Ap.129/4).
«Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень полезную для возделывающих ее, получает благословение от Бога, а производящая тернии и репейник – негодна и близка к проклятию, и конец ее – сожжение» (Евр.6:7-8).
Особую важность представляют два термина, определяющие направленность учения, которое мы рассматриваем, - «негодна» и «близка к проклятию». Слово adokimos, «негодный», станет более понятным при рассмотрении его контекста в 1Кор.9:27. Речь здесь идет о беге на ристалище.
«Разве вы не знаете, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы – нетленный. Итак, я бегу не как впустую, ударяю кулаками не как по воздуху, но мучу мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным» (1Кор.9:24-27).
Далее идет десятая глава, в которой очень многое напоминает Евр.3-4. Основная идея связана со «всеми» и «многими». Выйти из Египта могли все, будучи искуплены Господом, но не все они вошли в землю обетованную. Мы видим, что в целом Евр.6 рассматривает вопрос «стремления к совершенству» либо дисквалификации бегущего на ристалище, признания его негодности. Вхождение в землю обетованную занимает то же место, что и награда в конце беговой дорожки. Потоки Божьей любви и благодати многие годы изливались на Израиль, но сравнительно малая его часть принесла плоды.
Следует заметить, что когда речь идет об альтернативе благословения, то говорится не о проклятии, но о негодности, которая близка к проклятию. Для примера возьмем двух рабов из Мф.24:44-51. Один из них в награду за верность поставлен над всем имением своего Господина, другой же извергается вон и обретает свое место среди лицемеров, где будет плач и скрежет зубов. Такая же участь ждет и ленивого раба из Мф.25, зарывшего свой талант в землю.
В обоих случаях они терпят урон и, конечно же, рискуют оказаться «близко к проклятию». Ни в одном из этих случаев не подразумевается спасение, но служение. «Конец ее - сожжение». Когда земля производит тернии и репейник, то «конец» всему этому - сожжение. Сама по себе земля не уничтожается, уничтожаются лишь ее плоды. И это вполне согласуется с 1Кор.3. Уничтожается ли здание огнем, выдерживает ли испытание – его основание остается неизменно:
«Он потерпит ущерб, сам же будет спасен, но так, КАК БЫ СКВОЗЬ ОГОНЬ» (1Кор.3:15).
В Евр.12:16-17 Исав предстает перед нами как потерявший первородство. Здесь прослеживается явная параллель с Евр.6: слова «он не обрел покаяния» перекликаются со словами «невозможно опять обновлять к покаянию». Точно так же и слово adokimos («негодный») находит отклик в Евр.12:17, apodokimazo («отвергнут»).
Благословение - это тоже нечто, получаемое в наследие. Глава заканчивается словами: «потому что Бог наш есть также огонь поедающий», что параллельно словам «конец ее – сожжение». Общий итог этому подводится в Евр.6:9, где апостол говорит:
«Возлюбленные, о вас мы уверены, что вы В ЛУЧШЕМ СОСТОЯНИИ».
Как читатели вспомнят, слово «лучший» – ключевое в послании Евреям, тесно связанное с «совершенным» на протяжении всего послания. «Лучшее воскресение» выражено в словах о «духах праведных, достигших совершенства». Здесь же, в шестой главе, стремящиеся к совершенству находятся в лучшем состоянии и близком ко спасению, «хотя мы так и говорим» (6:9). Фраза «близкое ко спасению» – это перевод слова echo в среднем залоге «получать что-либо, держаться чего-либо». То же самое в Мк.1:38, «ближние селения», и в Лк.13:33, «следующий день». В послании Евреям не рассматривается тема спасения, но состояние, близкое к спасению; не «воскресение мертвых» (Евр.6:2), но «лучшее воскресение»; не исход из Египта, но вступление в землю обетованную; не оправдание по вере, но подчеркивается тот факт, что праведный верою жив будет. Мы видим отличие, отмеченное в Евр.6:9 и на протяжении всей этой главы. Будем же приносить лучшее даже в том, что близко ко спасению, даже в том, что ему сопутствует. Даже если у нас другое призвание.
|