Дело, совершающее веру (Евр.6:10)
Апостол, несмотря на свое предостережение о жутких последствиях в случае отступления, все же спешит сказать читателям, что, хотя он так и говорит, он убежден, что их состояние близко ко спасению. И теперь он переходит к раскрытию этого «лучшего состояния и близкого ко спасению» и рассматривает его под разными углами. Прямо же в следующем десятом стихе отчетливо видно, что включает в себя такое «состояние».
«Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр.6:10).
В Евр.10:22-24 мы видим нечто похожее. Там говорится о «полноте веры», в Евр.6:9-11 – о «полноте надежды». В первом случае увещевание основывается на том факте, что «верен Обещавший», тогда как во втором мы читаем, что «не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и любовь» и т.д., а кроме того, - что Он «поклялся Самим Собой» (6:13), чтобы полнота надежды еще удвоилась. В первом случае апостол призывает верующих «поощрять [друг друга] к любви и добрым делам», во втором он вспоминает «дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его». Состояние, близкое ко спасению – это все, что свидетельствует о совершенствовании в вере. Нам остается лишь вспомнить Иак.2:17, откуда мы узнаем, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Яркая иллюстрация к Иак.2 – вера Авраама, но не та, о которой говорится в Быт.15, когда Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность, а вера в Быт.22, когда он готов был принести в жертву своего возлюбленного сына. О чем Иаков и говорит:
«Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства, и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность» (Иак.2:22-23).
Тема здесь в точности такая же, как и в Евр.6. Состояние, близкое ко спасению, - это то, что доводит веру до совершенства. Совершенная вера была как бы «исполнением» обещания о ее начале. Так же и Быт.15:6 было «исполнено», когда вера Авраама проявила себя в благоугодных делах. Если мы просмотрим шестую главу послания Евреям, то обнаружим, что та же иллюстрация используется Павлом. Здесь еще раз представлена вера Авраама, проявившаяся в Быт.22. Поэтому важно помнить, что человек оправдывается помимо своих дел, но совершенствуется делами (Рим.5, Иак.2). Человек спасается чрез веру «не от дел», однако он был спасен на «добрые дела, в которых Бог предназначил нам ходить» (Еф.2). Несмотря на то, что в Тит.3 утверждается, что мы спасены по вере и «не делами праведности, которые бы мы сотворили», в Тит.2 открывается, что мы были искуплены, чтобы быть народом особенным, «ревнителем добрых дел».
Удивительно, насколько враждебно некоторые чада Божии относятся к любому упоминанию о делах. Мы не уступаем никому, мы твердо верим, что благодать и дела - коль скоро речь зашла о спасении – понятия несовместимые. Если мы спасены по благодати, то наше начальное спасение не может быть «от дел», ибо благодать исключает дела, равно как и дела исключают благодать (Рим.11:6). И все-таки нам кажется, что многое сокрыто от их взоров, раз они выказывают такое неприятие по отношению к делам, которое уже нельзя назвать истиной. Это всего лишь очередной пример неправильного разделения Слова истины. То, что является истиной в отношении начала спасения, не обязательно должно быть истиной в отношении плодов этого спасения. Закон не может быть фактором оправдания, но в то же время он свят, праведен, добр и духовен, и на то есть воля Божия, чтобы закон действовал в Царстве, которое еще должно наступить.
«Бог же мира… да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в нас благоугодное пред Ним чрез Иисуса Христа» (Евр.13:20-21).
Мы не можем «исполнять Его волю» и в то же время не делать добро, однако эти добрые дела исходят не из нашей плоти, но являются действием Самого Бога внутри нас – через Иисуса Христа. В Евр.10:24 сказано: «поощряя к любви и добрым делам», также и Евр.6:10 соединяет дела и любовь воедино. Это выявляет неотъемлемое качество, присущее добрым делам, благоугодным Богу. Сделать добро – это продать все имение и раздать нищим; сделать добро - это лучше отдать тело на сожжение, чем оставить веру; но так происходит лишь в том случае, если всем этим движет любовь; если же любви нет - «нет мне никакой пользы».
«Ибо во Христе Иисусе не имеет никакой силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, любовью действующая… Ибо вся полнота Закона в одном слове, а именно: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:6,14).
Такой же акцент делается на служении друг другу в Рим.13:8:
«Ни у кого ни в чем не оставайтесь в долгу, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил Закон».
Затем следуют заповеди, затрагивающие отношения между людьми – не прелюбодействуй, не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай. Удивительно, что как в Гал.5, так и в Рим.13 любовь, которая есть исполнение Закона, направлена не к Богу, а к человеку.
«И если есть какая другая заповедь – заключаются в одном этом слове, а именно: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:9).
Следует ли понимать это так, что в данном случае речь идет об обыкновенной филантропии? Отнюдь. Сильный акцент на заботе людей друг о друге делается по причине немощи человеческой природы. В 1Ин.2:9,10 не говорится «кто любит Бога, тот пребывает во свете», но:
«Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот во тьме и доныне. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете».
Кроме того, в 1Ин.3:14 не сказано, что обретение новой жизни проявляется в нашей любви к Богу, но сказано:
«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев».
Таким же образом проверяется исповедание любви Божией в стихе 17:
«А кто имеет достаток в мире и видит брата своего в нужде и затворит от него сердце свое, как пребывает в нем любовь Божия?»
Те же доводы апостол приводит в кульминационных словах в 1Ин.4:20-21, говоря:
«Если кто скажет: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, он лжец, ибо не любящий брата своего, которого он видел, не может любить Бога, Которого не видел. И мы имеем эту заповедь от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Ни в одном из этих отрывков нет и намека на то, что любовь к ближнему или к брату появляется прежде, чем любовь к Богу. Это становится ясно из 1Ин.5:2:
«Мы тогда узнаем, что любим детей Божиих, когда любим Бога и заповеди Его творим».
Такая же тенденция прослеживается в Мк.7:10-13. В законе было сказано, что человек должен почитать отца и мать, однако фарисейская традиция давала ему возможность одевать маску благочестия и говорить: «корван (то есть дар) то, чем бы ты от меня воспользовался». Он мог сказать своим родителям так: я все отдал Богу, а значит, то, что я мог предоставить вам в старости, я посвятил целям более высоким и священным. Для таких у Господа есть только одно слово – лицемеры! И в наши дни верующие рискуют впасть в подобное лицемерие. Мы говорим о «деле Господнем». Что это значит – «дело Господне»? Когда мы берем на себя издержки нашего собрания, делаем ли мы что-то большее, чем светский человек, платящий за билет на лекцию или на концерт? Когда мы подписываемся на копию журнала, делаем ли мы что-то большее, чем покупающий утреннюю газету? Давайте не будем впадать в заблуждение из-за бессмысленных слов. Освобождать себя от притязаний тех, кто связан с нами узами плоти и крови, чтобы посвятить эти наши средства Господу – значит подпадать под строгое осуждение Мк.7 и 1Ин. Когда мы ясно видим все это, мы можем, не отклоняясь, установить настоящий порядок слов в Евр.6:10:
«Любовь, которую вы оказали имени Его, послужив и служа святым».
Любовь, оказанная во имя Бога, проявлялась к Его народу.
Имени Его. Почему Писание говорит «имени», а не Самому Господу? Что это за имя? Разве это не набор качеств, используемый нами как удобный способ выражения? Когда мы называем слово «дом», мы обычно подразумеваем совокупность разных материалов: кирпича, извести, дерева, стекла и т.д. Мысль так и останется невысказанной, если все это нельзя обобщить в одном слове. Имена Бога выражают то, Кем Он является для нас. А то, что их много и они разные, показывает многогранность отношений между Богом и Его творением. Какие качества отражаются в титулах Отца, Спасителя, Господа и Бога! Любовь, оказанная Его имени, – это любовь, направленная к Обладающему дивными качествами, явленными нам во Христе.
Мы молимся во имя Христа. Мы прощены во имя Его. Мы призываем имя Его. И мы радуемся, делая все во имя Господа Иисуса.
Любовь к имени Господа явлена в служении святым. Оно не принижает любовь к Богу, а наоборот, возносит служение святым на более высокий уровень. Мы служим святым и любим своих братьев, потому что мы любим Бога.
«Всякий, любящий Родившего, любит рожденного от Него» (1Ин.5:1).
Мы не можем любить Отца, если не любим Сына, мы также не можем любить Отца, если не любим Его детей. К тому же здесь мы имеем практическое воплощение желания апостола. «Будем стремиться к совершенству». Вера совершается в этих делах любви. Это и есть состояние, близкое к спасению; это то, что служит
«украшением учению Спасителя нашего Бога. Ибо явилась благодать Божия спасительная… наставляющая нас… жить в нынешнем веке, в ожидании… народ особенный, ревнитель добрых дел» (Тит.2:10-14).
Одно дело – послужить святым, другое дело – продолжать в том же духе. Эта особенность наиболее выступает в нашем отрывке:
«Любовь, которой вы послужили и служите святым» (Евр.6:10, вариант перевода).
Служение святым может подразумевать гораздо большее, чем просто подарки или неторопливый обход этих святых; служение святым означено претерпением великого подвига страданий:
«Вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии» (Евр.10:32-33).
Здесь мы видим, что это служение святым включает страдания и призывает к терпению. В данном отрывке апостол продолжает утверждать, что такое служение ведет к уверенности в получении награды:
«Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36).
Здесь прослеживается параллель с Евр.6:11-12. Евреи послужили святым и продолжали это делать. Они оказали (endeiknumi) любовь имени Господа. А дальше апостол говорит:
«Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял (endeiknumi) до конца ту же ревность для достижения полноты надежды» (Евр.6:11).
Они уже оказали любовь, так пусть же они продолжают ее оказывать, ибо это вплотную подходит к великому воздаянию. Здесь можно уловить отголоски третьей главы послания:
«И дом Его – мы, если сохраним твердыми до конца дерзновение и похвалу надежды» (Евр.3:6).
«Ибо мы сделались общниками Христа, если только основу нашей уверенности мы сохраним твердой до конца» (Евр.3:14).
В Евр.3:1 говорится об «общниках небесного звания», а оставшаяся часть Евр.3 и Евр.4 рассматривает вопрос неспособности войти в землю обетованную, который вновь затрагивается в Евр.6:11-12:
«Чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания».
При упоминание слова «облениться» мы вспоминаем другой отрывок - Евр.5:11, где то же самое слово переводится как «тугие (к слышанию)». Это уже было показано в структуре, приведенной на стр.108. Контекст касается Христа и Его «усовершенного» народа. Образы, которые здесь используются, - это «младенцы» и «зрелые, или совершенные». «Тугие к слышанию» застыли на месте, так и оставшись «младенцами». А в таком состоянии им невозможно было преподносить следующие уроки, связанные с их совершенствованием, а также с Христом-Священником по чину Мелхиседека. Эта же тема продолжается и в Евр.6:12. Тугие к слышанию или ленивые всегда будут падать, «последовав тому же примеру непокорности» (Евр.4:11), ибо «наследование» обещаний не должно смешиваться с дарами благодати, которые мы получаем только через Самого Христа.
В Евр.11:33 говорится о тех, чья вера «творила правду» (что никак не связано с праведностью не от дел), кто «достиг обещаний». А в Евр.6:15 сказано, что это достижение – результат долготерпения:
«И так долготерпением Авраам достиг обещания».
|