Евреи, хотя и были спасены, но рисковали отпасть и отступить назад. Апостол, видя это и прекрасно зная историю своего народа, воспользовался своим правом написать кровным родственникам «это слово увещания» (Евр.13:22). На протяжении всего послания в нем доминирует мысль о «пролете» мимо, об отступлении назад, о неспособности войти в покой, о потере дерзновения, об отречении от Господа, о продаже первородства, подобно Исаву. А идея стремления к совершенству дополняется и подтверждается примерами Халева и Иисуса Навина, примерами древних, получивших доброе свидетельство, и примером Самого Господа. Дела, любовь, надежда, вера, терпение; а если в Евр.6:10 сохранить слово «труд», как в Авторизированной версии, мы получим последовательность, похожую на ту, что представлена в 1Фес.1:3 и разъясняется в том послании.
«Вера» и «терпение» - это два слова, которые используются в непосредственной связи с наследованием обещаний. В Евр.10:38-39 упоминается о тех, кто «верою жив будет» и кто противопоставляется «людям отступления к погибели». Вера, наследующая обещания, – это вера к приобретению души (Евр.10:39). В свое время мы обоснуем такое истолкование, когда подойдем к изучению десятой главы. Вера, наследующая обещания, чуть ниже представлена как
«твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим» (Евр.11:1).
Это и сделало возможным достижение обещаний для Авеля, Еноха, Ноя, Авраама и всех остальных побеждающих. В целом же учение о вере обобщено для нас в Евр.12:2:
«Взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел по правую сторону престола Божия».
В следующих за этим стихах выражается необходимость продолжить на эту тему:
«Чтобы не обессилеть вам, изнемогая в душах ваших. Вы еще не до крови сражались» (Евр.12:3-4).
Апостол призывает читающих это послание стать подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания. В Евр.13:7-8 он говорит:
«Помните начальников ваших, которые говорили вам слово Божие: взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же».
Среди всех перемен и разрушений, среди упадка и опустошения, происходящих у нас на глазах, Господь остается Тем же. Наша вера и надежда проникают за завесу. Там наше прибежище. И пока оно пребывает, мы должны терпеть.
В большинстве случаев словом «терпение» переводится греческое hupomone, однако в Евр.6:12 стоит другое слово, а именно - makrothumia. Во 2Тим.3:10 проводится различие между терпением и тем, что подразумевается под словом makrothumia: te pistei, te makrothumia… te hupomone - «в вере, великодушии… терпении». Опять же в Кол.1:11 читаем: «ко всякому постоянству и долготерпению». Долготерпение приписывается и Богу Отцу (Рим.2:4, 9:22, 1Пет.3:20, 2Пет.3:15), и Христу (1Тим.1:16).
Своим послушанием и смиренным ожиданием лучшего грядущего века верующий человек как бы отражает то долготерпение, которое Бог являет грешному миру. Если же дух раздражается, ропщет и выражает недовольство, то существует опасность лишиться награды. Один из показателей совершенства заключается в умении удерживать свой язык (Иак.3:2). Из-за ропота спасенные из египетского плена потеряли землю обетованную. Послание, в котором говорится о венце вышнего призвания, призывает всех стремящихся к совершенству «все делать без ропота и сомнения» (Флп.2:14).
В последних стихах шестой главы заключены два вопроса, связанных между собой, а именно – о клятве и о предлежащей надежде.
«Ибо Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой» (Евр.6:13).
«Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы» (Евр.6:16-18).
Бог неоднократно заключал завет и давал обещание Аврааму, но лишь один раз Он воспользовался клятвой. Это было не в тот самый первый раз, когда вера вменилась Аврааму в праведность, о чем свидетельствует Быт.15, а после совершенного акта веры, о котором говорится в Быт.22.
Как сказал апостол, «не неправеден Бог, чтобы забыть», и то, как Господь ответил на веру Авраама, не ставящую условий, конечно, является лишь малой толикой «сильного ободрения», которое дает нам вера в Бога. Ангел Господень не просто сказал Аврааму: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего для Меня», но он сказал: «не пожалел сына твоего, ЕДИНСТВЕННОГО ТВОЕГО, для Меня». Бог это не забыл. Он придает особое значение жертве, на которую пошел Авраам, и, восторженно взирая на этот необыкновенный акт веры, не ограничивается необходимым минимумом и клянется Собой, говоря: «Благословляя благословлю тебя».
Бог желал «изобильнее показать». И это, как мы уже отмечали, не было чем-то обязательным с Его стороны. Бог мог ограничиться просто словом. Одного Его обещания было бы достаточно, чтобы пробудить в нас совершенную веру. Однако Господь настолько снизошел до Авраама, что, поощряя его доверие, Он пошел дальше и «поклялся Самим Собой». Это было сделано с целью подтверждения непреложности Его воли. Что касается фразы «в двух вещах непреложных», то здесь слову «вещи» соответствует
«греческое pragma, акт, действие или поступок, который мы производим, когда передаем что-либо от одного другому» (Оуэн).
Следует ли понимать под этими двумя непреложными вещами:
(1) Обещание, данное Богом вначале;
(2) Клятву, добавленную впоследствии?
Как нам кажется, такой ответ не вполне сюда подходит. Если мы прочтем главу до конца, то увидим, что итог всему сказанному в ней подводится в священстве Христа по чину Мелхиседека. Это священство связано с «надеждой» (Евр.6:18-20). В седьмой главе мы видим Авраама рядом с Мелхиседеком, и в ней признается величие Мелхиседека, а затем простой мостик перекидывается к вопросу превосходства священства по чину Мелхиседека над левитским священством. Далее следует упоминание «лучшей надежды», а также замечается, что, в отличие от левитов, Христос стал Священником с клятвой.
«Ибо те стали священниками без клятвы, а Он с клятвой устами Того, Кто говорит Ему: КЛЯЛСЯ Господь и не раскается (ср. непреложность воли и клятву, Евр.6:17): Ты Священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7:21).
Тесная связь между двумя клятвами (одной Аврааму, другой Христу), плюс двойное упоминание о надежде и о Мелхиседеке – это слишком явная часть всего замысла, чтобы быть оставленной без внимания. Это еще одно доказательство. Слова в Евр.6:17, «воспользовался клятвой», на полях Авторизированного перевода Библии снабжены комментарием: «вмешался с клятвой» (соответствующее слово в оригинале – mesiteuo, «быть посредником», «служить связующим звеном»). Слово mesites встречается в Евр.8:6, 9:15, 12:24 и неизменно переводится как «посредник». В 1Тим.2:5 сказано, что есть только «один Посредник между Богом и людьми, Человек Иисус Христос». Поэтому мы понимаем так, что данный отрывок доносит до нас эту мысль. Когда Бог в первый раз дал Аврааму обещание, что тот станет отцом многих народов, Авраам в тот момент не знал, что это обещание было гарантировано во Христе. Но, тем не менее, даже тогда вера Авраама была направлена к Богу, Оживотворившему мертвого, и омертвелость Авраама и Сарры служит иллюстрацией воскресения. Так что в Рим.4:16 обещание связано с верой:
«чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех».
Как показывает Евр.11, не только рождение Исаака, но и его жертвоприношение тесно связано с воскресением:
«Он рассудил, что силен Бог и из мертвых воскрешать, потому он и получил его обратно в предзнаменование» (Евр.11:19).
Полагаем, что именно на горе Мориа Авраам, охваченный восторгом от этого великого дара Божьего, ликовал, представляя себе день Христов и нарекая имя месту сему Иегова-Ире. После чего были произнесены слова клятвы, а затем стало очевидно, что цель Бога гарантируется во Христе-Священнике по чину Мелхиседека. Связь между Мелхиседеком и Авраамом мы на время оставим, пока не подойдем к изучению седьмой главы; единственно важно помнить, что Авраам встретил Мелхиседека и получил сильное впечатление от этой встречи прежде своего знаменитого призвания в Быт.22. После того как Господь выступил в качестве Посредника с клятвой, Авраам возвратился и жил в Вирсавии (Быт.22:19), а название Вирсавия означает «источник КЛЯТВЫ» (примечание на полях к Быт.21:31).
Еще одно упоминание клятвы в послании Евреям дополняет свидетельство о ней:
«Я поклялся в гневе Моем: не войдут они в покой Мой» (Евр.3:18, 4:3).
Эти два места связаны с невозможностью войти в землю обетованную, или в покой. Опять же здесь рассматривается не спасение, но состояние, близкое ко спасению. Таким образом, три упоминания клятвы в послании Евреям связаны между собой:
(1) Те, кто не стали побеждающими, как Израиль в пустыне (Евр.3:11, 4:3).
(2) Те, кто стали побеждающими, как Авраам (Евр.6:17-18).
(3) Священник побеждающих (Евр.7:21).
Эти две клятвы и есть две непреложные вещи в Евр.6 - клятвы, данные Аврааму и Спасителю-Первосвященнику. Надежда Авраама основывается на завете, который, естественно, заключен не без пролития крови. А клятва дает основание для надежды:
«Дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр.6:18-19).
Мы пропустим выражение «нашедшие убежище», знакомое нам по Авторизированному переводу. Слово katapheugo, переведенное в данном случае как «находить убежище», используется несколько раз в Септуагинте, когда речь идет о городах-убежищах, и, вероятно, это повлияло на переводчиков Авторизированной и Пересмотренной версий Библии. Однако это слово используется и в других аспектах, и оно не обязательно указывает на поиск убежища, если только контекст не требует такого прочтения. Например, в Септуагинте в Лев.26:25 слову «укрыться» соответствует греческое katapheugo, обычно так же переводится и еврейское asaph. В Иер.50:5 и Зах.2:11 этим словом переводится еврейское lavah, «присоединиться, прибегнуть», в Ис.54:15 слову katapheugo соответствует naphal, «падать». В Ис.55:5 этим словом переводится еврейское rutz, «поспешить». Это еврейское слово встречается в Пс.18:6, где обозначает прохождение поприща, а также в Есф.3:13,15, 8:10,14, где указывает на гонцов, спешащих с письмами. Иов в 9:25 говорит: «дни мои быстрее гонца». Такое значение слова katapheugo, а именно «бежать, спешить», полностью согласуется и с контекстом Евр.6, и с более отдаленным контекстом Евр.12.
Причина, по которой мы усматриваем связь с Евр.12, заключается в повторении еще одного слова, которое нам следует рассмотреть. В Евр.6 говорится о «предлежащей» надежде. Соответствующее греческое слово – prokeimai, и встречается оно в Евр.12:1-2:
«Будем с терпением проходить предлежащее (prokeimai) нам поприще».
«Который, вместо предлежавшей (prokeimai) Ему радости, претерпел крест».
Здесь не может быть ошибки. Речь о поприще и о получении награды в конце этого поприща. Здесь подводится итог целому ряду подробных свидетельств о побеждающих в Евр.11. Здесь говорится о тех, кто не отступает назад, но стремится к совершенству, кто верит к приобретению души. Апостол продолжает настаивать на том, чтобы верующий «ухватился» за эту предлежащую надежду. Это слово, krateo, появляется в Евр.4:14: «будем твердо держаться исповедания».
До сих пор мы видели, что все, продвигающиеся подобно Аврааму к предлежащей цели и стремящиеся к духовной зрелости, находили поддержку и ободрение в том, что они имели такого Первосвященника, Который знал их искушения, Который прошел этот путь до них и Который всегда готов помогать искушаемым, как это было с Авраамом.
Но не будем забывать, что сейчас мы также имеем сильное утешение и ободрение, исходящее от Христа, пожалуй, не только в качестве Священника по чину Мелхиседека, но и на основании возвышенного утверждения в Флп.2:6-11, в котором можно найти множество параллелей с учением, проповедуемом в послании Евреям.
«В твердой уверенности, что Начавший в вас доброе дело завершит его ко дню Христа Иисуса» (Флп.1:6).