Совершенство или погибель
В послании к Евреям, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, однако время, потраченное на их устранение, того стоит. Ключом к разрешению этих трудностей являются два слова – погибель и приобретение души. Что такое погибель? Неужели в этом отрывке послания утверждается, что тот верующий, который не держится исповедания надежды неуклонно, отступит и в конечном счете попадет в ад? Во всяком случае, возникают сомнения относительно формулировки, которая, прямо скажем, для нас неудобовразумительна. В поисках ответа, согласующегося со всем Писанием, мы обнаружили, что в трех случаях слово погибель используется как альтернатива совершенству, и такая связь слов сама по себе очень назидательна. В первом случае речь идет о нашем послании Евреям. Едва ли надо доказывать, что смысл этого послания сосредоточен в словах Евр.6:1 «будем стремиться к совершенству» и что альтернатива этому находится в Евр.10:39 – «отступление в погибель». Но нам могут возразить, что поскольку это и есть тот самый стих, смысл которого мы пытаемся понять, то использовать его в данном случае было бы предвзято и неправильно. И поэтому мы обращаемся ко второму месту в Писании, где идея стремления к совершенству выражена словами: «не то, чтобы я достиг уже, или стал уже совершенным, но спешу, не достигну ли и я» (Флп.3:12).
«Все, кто совершенны» (Флп.3:15) получают от Павла наставление, с одной стороны, подражать его примеру, а с другой стороны, остерегаться следовать примеру тех, чей конец – погибель. Сейчас нам трудно представить, чтобы церковь, достигшая столь высокого духовного уровня, как это было в случае с Филиппийцами, нуждалась в серьезном предостережении не подражать нечестивым. Верующие, в отношении которых существовала такая вероятность быть унесенными течением, а может быть даже и потерять все свои благословения, жили по принципу «и на земле погулять, и в рай попасть». Из-за них-то апостол и проливал слезы, говоря об их хождении и сравнивая их с теми, кто
«поступают как враги креста Христова; их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» (Флп.3:18-19).
Такая формулировка показывает, что эти «враги» неспасенными не были, ибо как может неспасенный мыслить о чем-то помимо земного? Верующим Павел мог написать так: «о горнем помышляйте, не о том, что на земле» (Кол.3:2). Такие верующие, как и те, к которым обращены слова в Флп.3:18-19, становились врагами креста Христова, ибо крест свидетельствует об отделении от всего плотского и мирского.
Принимая во внимание этот отрывок, мы тем временем обращаемся к третьему месту, а именно – к Нагорной проповеди (Мф.5-7). Достаточно лишь упомянуть Его увещание терпеть и страдать, чтобы потом наследовать Царство на земле, - и станет ясно, что это главная тема Проповеди. Цель ее обозначена в Мф.5:48: «итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Слово погибель появляется позже, в Мф.7:13: «просторен путь, ведущий в погибель». Логическим завершением данного отрывка становятся слова «по плодам их познаете их» (Мф.7:20).
Итак, мы рассмотрели три места в Писании, где слова «совершенство» и «погибель» противопоставлены друг другу в соответствующих контекстах. Однако по-прежнему остается вопрос: что подразумевается под словом погибель? Погибель, как явствует из некоторых контекстов, может означать полное истребление, например, «человека беззакония», однако если найти хотя бы одно место, где это слово не несет в себе какой-либо доктринальной или богословской нагрузки, то станет очевидно, насколько по-разному это слово можно использовать. И благодаря Божьему провидению такое место существует, более того, оно находится в Евангелии от Матфея, отрывок из которого мы только что рассматривали:
«Подошла к Нему женщина с алебастровым сосудом мира драгоценного… ученики вознегодовали и говорили: к чему эта РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ [погибель]?» (Мф.26:7-8).
Прежде чем продолжить, давайте еще раз удостоверимся в том, что мы правильно понимаем значение слова «совершенство» - альтернативы погибели. Греческое teleios родственно слову telos, а telos означает конечную цель. Стремиться к совершенству – значит достигать своей цели. То, что это присуще данному слову, вскоре станет ясно из двух отрывков. В Флп.3:12 Павел дает некоторое объяснение тому, что он подразумевает под совершенством: «не достигну ли и я, потому что меня достиг Христос Иисус», а в Гал.3:3 он «совершенство» противопоставляет «началу»: «начав Духом, вы теперь завершаете [заканчиваете] плотью?» Стало быть, погибель, будучи противоположна совершенству, также подразумевает конец, но не победный, а проигрышный. В этом вся трагедия отступления назад. Основание положено, тот, кто строил на нем, будет спасен, но спасен «как бы сквозь огонь». Оставшись жить, он может «потерпеть ущерб», а его дела - сгореть у него на глазах. И такая страшная перспектива для евреев существовала.
|