Верою оставил он Египет
На очереди у нас довольно сложный отрывок.
«Верою оставил он Египет, не убоявшись ярости царя: ибо он, словно видя Невидимого, был тверд» (Евр.11:27).
Как правило, считается, что эти слова не могут относиться к тому времени, когда Моисей бежал в землю Мадиамскую, и речь здесь о его окончательном уходе из Египта. Нет необходимости останавливаться на вере, благодаря которой Моисей вывел Израиль из Египта, - это само собой разумеется. Поэтому предлагаем на короткое мгновение взглянуть еще раз на это первое бегство Моисея из Египта.
«Не убоявшись ярости царя». Когда мы читаем в Исходе о конфликте между Моисеем и фараоном, о явленных ярких чудесах, о силе, потрясшей небеса и землю, и даже об ангеле смерти, то нам кажется, что просто «оставить» Египет и просто «не убояться» ярости царя звучит довольно слабо, когда речь идет об этом триумфальном исходе из Египта и об израильтянах, нагруженных навязанной им добычей. Моисей оставил Египет сорок лет тому назад и вернулся назад с конкретной целью: вывести Израиль из Египта, а не остаться и обустроиться там самому. Каждый раз он представал пред фараоном, спокойно и в то же время твердо, контролируя ситуацию. И когда, наконец, Израиль покидал эту землю, страха перед яростью царя не было, а попытка фараона настигнуть их у Чермного моря едва ли подходит к изучаемому нами отрывку.
Между Евр.11 и речью Стефана в Деян.7 существует несколько точек соприкосновения. Стефан приводит самый полный отчет о причине, по которой Моисей бежал из Египта:
«Когда же исполнялось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И увидев, что кого-то обижают, он заступился и отомстил за страдавшего, поразив египтянина. Он думал, что братья понимают, что Бог рукой его дает спасение им; но они не поняли. На следующий день он появился между ними, когда они дрались, и склонял их к миру со словами: мужи, вы – братья; почему вы обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера египтянина? И бежал Моисей из-за этого слова…» (Деян.7:23-29)
Стефан представляет нам повод, побудивший Моисея так поступить. Он полагал, что Израиль поднимется как один и распознает в нем своего избавителя. Такого не произошло. Они его отвергли. Он оставил Египет и отсутствовал на протяжении сорока лет. Далее Стефан продолжает:
«Этого Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьей? – его-то послал Бог и начальником, и избавителем, рукою Ангела, явившегося ему в купине. Это он вывел их» (Деян.7:35-36).
Совершенно очевидно, что эти два явления Моисея Израилю представляют собой прообразы Первого и Второго Пришествия Христа. Его бегство в землю Мадиамскую уподобляется отвержению Господа, Его вознесению на небо и нынешнему периоду ожидания. Стефан тоже не говорит, что во второй раз Моисей оставил или покинул Египет, но что «он вывел их». Давайте еще раз перечитаем Исх.2:11-14. Стих 11 начинается словами «когда Моисей вырос», в Септуагинте же они звучат так же, как и в Евр.11:24. Но вот в Исх.2:12 есть утверждение, которое Стефаном не упоминается:
«Посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».
Проще было бы сказать, что Моисей огляделся по сторонам, чтобы удостовериться в отсутствии свидетелей его поступка. Но так ли это на самом деле? Как свидетельствует Стефан, Моисей полагал, что Израиль поймет, почему он это сделал; и у пророка Исайи похожее выражение применяется таким образом, что мы убеждаемся в том, что Моисей осознавал, что его действия носили характер мессианского предзнаменования:
«И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его» (Ис.59:16).
«Я смотрел – и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя» (Ис.63:5).
Несмотря на то что в Исх.2:14 сказано: «Моисей испугался», это не значит, что он «убоялся ярости царя»; судя по всему, он испугался не лично за себя, а по какой-то более важной причине. Спаррелл переводит этот отрывок так: «тогда Моисей испугался, ибо сказал: верно, узнали об этом предприятии», сосредоточивая таким образом внимание на происходящем в уме Моисея. Из слов Стефана мы знаем, что Моисей надеялся, что Израиль увидит в этом поступке как бы удостоверение избавителя, посланного Богом, и когда он был послан позже, то сказал: «а если они не поверят мне… и скажут: не явился тебе Господь?» (Исх.4:1), поэтому ему и были даны знамения в виде змея и проказы.
Но не стоит осуждать Моисея за убийство Египтянина. В руках Божьих он был и орудием убийства тысяч первенцев Египта, и орудием победы над лучшей частью египетской армии у Чермного моря. Понятно, что когда Моисей увидел враждебно настроенных евреев, у него возникли опасения, что его миссия не удастся. Поэтому он говорил: «верно, поняли смысл моего поступка»; почти то же самое Господь сказал одному из Своих учеников, омыв ему ноги: «что Я делаю, ты не знаешь теперь, но поймешь потом», подразумевая нечто большее, нежели чем простое поверхностное омовение ног. Поэтому у Моисея был только один выход – оставить Египет. Фараон пытался уничтожить его, и его бегство из Египта было неверием не более, чем бегство по той же причине Иосифа и Марии, о чем свидетельствует Мф.2.
Все это мы предлагаем нашему читателю внимательно изучить, будучи убеждены, что многие поступки действительно могут совершаться «верой», даже если в большинстве случаев их осуждают и считают плодами каких-то низменных побуждений.
|