Вера в сравнении с «покушением»
Вера Израиля начинает проявлять себя в действии при переходе через Чермное море:
«Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, египтяне были поглощены» (Евр.11:29).
Здесь заключен один урок веры, ради которого можно задержаться ненадолго. Сравнивая веру Иосифа и Моисея в Евр.11:22 и 24, мы узнали, что одна и та же вера при разных обстоятельствах производит совершенно разные действия. Вера вела Иосифа к египетскому престолу. Точно так же вера уводила Моисея прочь от него. А сейчас перед нами пример того, как двое совершают одно и то же действие. Израиль отважился пересечь Чермное море, и египтяне рискнули сделать то же. На первый взгляд, их действия были сходны; однако подоплека у них совершенно разная. Вера Израиля основывалась на Слове Божием: «скажи сынам Израилевым, чтобы они шли» (Исх.14:15). Следование египтян за Израилем, будучи тем же действием, было не по вере, а по ожесточению сердца: «Я же ожесточу сердце египтян, и они пойдут вслед за ними» (Исх.14:17). Но разве не было и у народа Божьего подобных «покушений» сделать что-то, что имело несчастливый конец?
Замечательным примером веры в наши дни является пример Джорджа Мюллера [1]. Несомненно, многие из нас в свое время благодарили Бога за его славное свидетельство, но означает ли это, что раз Джордж Мюллер успешно прошел через это Чермное море тягот, то это мог сделать каждый? Воля Господа связана в равной степени, как с верой, так и с послушанием. Его воля заключается в том, что кто-то несет в себе немощи, а кто-то чудесным образом исцеляется. Его воля заключается также в том, что кто-то живет в нужде, а кто-то обеспечен всем. И вера никогда не будет пытаться отвергнуть такое божественное предопределение. Если же кто-то пытается изменить положение дел, установленное свыше, то это уже не вера, а «покушение», предпринятое в свое время египтянами, как бы убедительно ни звучали слова о триумфе веры, которая может и горы переставлять. Давайте следить за тем, чтобы наше Чермное море пересекалось только согласно Слову Божьему, смотреть, что делается по вере, а что нет. И давайте будем избегать всего, что имеет только вид веры, но на деле является лишь ее подделкой.
Между стихами Евр.11:29 и 30 заключена трагедия неверия. Вода в Мерре, манна, Мерива, Кадес-Варни обходятся молчанием, и о вере здесь ничего не говорится. А между победным шествием через Чермное море и падением Иерихона легла пропасть в сорок лет, о которой здесь послание умалчивает. Увы, все мы знаем прекрасно, к чему приводят эти отклонения от заданного курса, эти сомнения на пути странствия, и об этом говорится в Евр.3-4.
Вера же, благодаря которой пали стены Иерихона, основывалась на Слове Божьем:
«Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон… пойдите вокруг города… и обходите город… и это делай шесть дней… а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый со своей стороны» (Иис.Н.6:1-4).
Это и составляет основу веры в Евр.11:30.
Чуть раньше мы убедились, что оба перечня перечисленных здесь свидетелей веры заканчиваются на женщине. Только в случае с Саррой стоит утверждение, а в случае с Раав – отрицание: «Раав блудница не погибла с непокорными» (Евр.11:31).
Относительно Раав идет множество бесполезных споров. Некоторые утверждают, что еврейское слово zanah (блудница) может подразумевать только хозяйку постоялого двора. Шлейзнер, а также многие другие толкователи, всегда считали слово zanah производным от zun, «насытиться», однако такое словообразование противоречит законам языка. Нет необходимости заострять внимание на языке Писания. Благодать, спасающая фарисея Савла, мытаря Матфея и им подобных, может спасти и блудницу Раав.
Еще одно затруднение, с которым некоторые сталкиваются, - это то, что Раав солгала, защищая соглядатаев. Этот факт в Новом Завете оставлен без внимания. В Писании нет попыток, чтобы как-то умалить ее статус блудницы и оправдать ее слова и поступки. Писание сосредоточивается на том, что, будучи грешной, заблудшей, невежественной и распутной, она верила в Бога и в Его Слово.
«Я знаю, что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас… мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря… Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис.Н.2:9-11).
Мы с полной уверенностью можем препоручить моральные устои Раав свету закона Божьего, благодаря которому они будут расти и развиваться. Несмотря на то, что она была блудницей и неверной, она верила в Бога, а это и есть начало всей нравственности и всей истины. Есть еще кое-что, что следует сказать о лжесвидетельстве Раав относительно соглядатаев. Она не несла ложного свидетельства, направленного против них. Но она также не спаслась от обвинения во лжи за счет сохранения жизни соглядатаям, всецело доверившимся ей.
Иис.Н.2 и Евр.11:31 не преследуют цель оправдать Раав и ее моральные устои, а свидетельствуют о ее вере. Эта женщина упоминается в списке с целью показать многогранность веры, и, таким образом, о вере говорят люди, очень непохожие в других аспектах. Сарра и Раав во многом находятся на разных полюсах. Между Моисеем и Иаковом тоже мало общего, хотя все они связаны между собой узами веры.
Итак, мы только что рассмотрели четырнадцать замечательных свидетельств веры, которая есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся. Мы увидели веру во многих ее проявлениях, веру, по-разному направляющую мужчин и женщин, но всегда опирающуюся на Слово Божие. Каждый из рассмотренных примеров был связан с отдельным ее аспектом. И прежде чем апостол продолжает, он приводит еще одну группу семерых, но на этот раз не снабжает их примеры веры какими-то особыми комментариями:
«И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени, если я буду повествовать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае и Давиде и Самуиле и о пророках» (Евр.11:32).
Видимо, нам следует принять такое сокращение и не тратить время на изучение жизни и дел Гедеона, Самсона и всех остальных. Мы продвигаемся дальше вместе с апостолом и рассматриваем его собственное резюме. Он приводит внушительный список свидетельств, причем первая часть этого списка представляет позитивное действие веры, вторая же представляет негативное, связанное с претерпением скорби.
|