Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Четверг, 06.08.2020, 19:02
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18]Иные языки [12]Израиль и пророчества [14]
Суббота [10]О Боге [47]Ангелы [24]
Что есть человек [19]О сатане и диаволе [18]Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25]Наши проповеди [78]Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Наши проповеди

Начальник и Совершитель веры нашей

НАЧАЛЬНИК И СОВЕРШИТЕЛЬ ВЕРЫ (Евр.12:1-4)

 

Итак, длинный список свидетелей веры представлен, нечто «лучшее» выделено; обращается также внимание на оставление верными всяческих благ и терпеливое перенесение ими скорбей, после чего апостол обращается к адресатам своего послания, чтобы применить преподанный урок на практике.

 

Одиннадцатую главу послания к Евреям, можно рассматривать как объемистую вставку, а подкрепленная ею двенадцатая глава вновь возвращает нас к концу десятой главы и представляет дополнительное применение заключенной там истины. Давайте освежим ее в памяти с помощью стихов Евр.10:32-39. Мы погружаемся в атмосферу скорби, но скорби, согреваемой лучами предстоящей радости: «зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. Ибо терпение вам нужно…» Прямая опасность, грозившая этим евреям, заключалась в «отступлении назад», в потере терпения, поэтому, чтобы ободрить их, апостол выдвигает три следующих момента:

 

(1)    Второе Пришествие Господа. «Ибо еще немного…» (Евр.10:37)

(2)    Примеры веры, заимствованные из Ветхого Завета (Евр.11).

(3)    Пример Самого Христа (Евр.12:1-4).

 

Сейчас перед нами как раз третий пункт. Слова, использованные в данном отрывке, требуют внимательного рассмотрения, и, возможно, неплохо было бы уделить внимание каждому из этих слов, прежде чем мы займемся отрывком в целом.

 

СВИДЕТЕЛИ (греч. martus). Слово это не подразумевает наблюдателя или очевидца чего-либо. Оно подразумевает человека, несущего некое свидетельство, иногда даже сопровождаемое мучительными страданиями. Английское слово martyr, переводимое как «мученик», по всей видимости, произошло от греческого, означающего «свидетель», и уж конечно, ни один из мучеников не был простым наблюдателем. Это слово мы обнаруживаем в Евр.10:28 в выражении «двух или трех свидетелей». В Откр.1:5 говорится об Иисусе Христе, «Который – Свидетель верный», а в Откр.2:13 то же самое слово используется по отношению к «Антипе, свидетелю Моему, верному Моему». В Евр.10:15 читаем: «свидетельствует же нам и Дух Святой», а, согласно Евр.11:4, Авель «получил свидетельство».

 

Возможно, не лишним будет привести все случаи употребления слов martus, martureo и marturion в послании Евреям.

 

«Для свидетельства о том, что должно было быть сказано» (Евр.3:5).

«Имеющий о Себе свидетельство, что Он жив» (Евр.7:8).

«Ибо засвидетельствовано: Ты Священник вовек» (Евр.7:17).

«Свидетельствует же нам и Дух Святой» (Евр.10:15).

«Подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей» (Евр.10:28).

«Чрез нее получили доброе свидетельство древние» (Евр.11:2).

«Ею получил свидетельство, что он праведен» (Евр.11:4).

«О дарах его свидетельствовал Бог» (Евр.11:4).

«До переселения своего он получил свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5).

«И все они, получив доброе свидетельство…» (Евр.11:39)

«Имея вокруг себя такое облако свидетелей» (Евр.12:1).

 

ОБЛАКО (nephos). Слово больше нигде в Писании не встречается, обычно слово, переводимое как облако, - это nephele. Этим словом греческие авторы любят обозначать большое количество народа. У Гомера в «Илиаде» есть строка: «оба готовились в бой, окруженные тучею пеших». Это слово использовали Геродот, Эврипид и другие. Этот же образ используется римскими авторами; например, у Тита Ливия есть такие слова: peditum equitumque nubes, что значит «тьма конных и пеших».

 

ТЕРПЕНИЕ (hupomone). Это слово встречается в послании всего два раза – в Евр.10:36 и Евр.12:1. Буквально оно означает «пребывать под чем-либо». В данном случае мы обращаем на него внимание из-за его однокоренных слов, которые в английском переводе выступают не так очевидно. Глагольная форма этого слова, hupomeno, появляется в Евр.10:32, «претерпеть подвиг страдания», в Евр.12:2, «претерпеть крест», в Евр.12:3, «Претерпевший противоборство», в Евр.12:7, «терпеть для исправления».

 

Простейшая форма слова meno, «оставаться», связана с нашей темой самым тесным образом. В послании Евреям она встречается шесть раз:

 

«Пребывает священником навсегда» (Евр.7:3).

«Пребывающий вовек» (Евр.7:24).

«Имущество лучшее и пребывающее» (Евр.10:34).

«Чтобы пребыло неколеблемое» (Евр.12:27).

«Братолюбие да пребывает» (Евр.13:1).

«Ибо мы не имеем постоянного града» (Евр.13:14).

 

ПОПРИЩЕ (agon). Слово подразумевает конкуренцию, состязание, борьбу, и сопровождающие его образы заимствованы из спортивных соревнований, имевших место в Древней Греции.

 

«Разве вы не знаете, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы – нетленный» (1Кор.9:24-25).

«Подвигом добрым я подвизался, бег закончил… отныне уготован мне венец праведности» (2Тим.4:7-8).

 

Связь с этими отрывками, скрытая от глаз англичанина, обнаруживается в Евр.12:4. Выражению «подвизаться против» соответствует греческое antagonizomai, которое является всего лишь глагольной формой слова agon, той же, что и в 1Кор.9:25, только с приставкой anti-, «против».

 

Уже само рассмотрение этих слов формирует истинную атмосферу этого отрывка. Перед нами ристалище, на котором предстоит испытать скорби, которое связано с невероятными испытаниями, которое заканчивается венцом и на котором мы видим перед собой славный Пример для подражания. Теперь мы можем составить структуру и перейти к самой теме непосредственно.

 

Евр.12:1-4

 

А 12:1       ТЕРПЕНИЕ (hupomone)

                   Предлежащее нам поприще (agon)

                   Опутывающий нас грех (hamartia)

    В 12:2    а Взирая на (apo) Иисуса

                                   b Начальник и Совершитель веры

А 12:2       ПРЕТЕРПЕЛ (hupomeno). Предлежавшая Ему радость

    В 12:2-3                               b По правую сторону престола Божия

                   а Подумайте

А 12:3-4   ПРЕТЕРПЕВШИЙ (hupomeno)

                   Противоборство (antagonizo)

                   От грешников (hamartolos)

 

При таком внушительном облаке свидетелей, которое мы неизменно обнаруживаем в Писании, мы получаем увещевание мужаться и проходить предлежащее нам поприще с терпением. При этом предписываются две вещи: (1) отложить всякое бремя; (2) отложить легко опутывающий грех. Тот, кто будет стремиться к совершенству, должен помнить об этих двух источниках препятствий на пути: (1) бремя; (2) грех. Первый сам по себе не является греховным. Для кого-то это могут быть материальные блага, для кого-то – семейные узы, для кого-то – здоровье, для кого-то – свобода. Каждый лучше знает, что мешает ему на этом поприще. Второй источник препятствий – это грех в одном из многих своих аспектов, а именно – «легко опутывающий». В данном случае подразумеваются не столько какие-то внешние грехи, сколько ветхий человек, ветхая природа, плоть. Связь этого отрывка с 1Кор.9:24-27 прямо указывает на это:

 

«Разве вы не знаете, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы – нетленный. Итак, я бегу не как впустую, ударяю кулаками не как по воздуху, но мучу мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным (недостойным)».

 

А вслед за этими словами идет отрывок об Израиле и искушениях в пустыне, что составляет параллель с Евр.3-4. Слова «мучу мое тело» позволяют вспомнить о совершенно ином хождении тех, чей конец – погибель и чей бог – чрево, согласно Флп.3, еще одному отрывку, где речь идет о венце.

 

Однако самое большое ободрение мы обнаруживаем не в этой длинной веренице свидетелей веры и, конечно же, не в размышлениях о преградах и препонах, но в пристальном взгляде, устремленном на Господа. В Евр.10:37 Его скорое пришествие тоже было ободрением в скорбях. В Евр.12:2 Начальник-Победитель, восседающий по правую сторону Бога, привлекает Своей силой. Слово «воззреть» - на самом деле должно переводиться как «отворачиваться», в смысле отворачиваться от всех менее значительных образцов для подражания, даже от тех, что перечисляются в Евр.11, а также от всех немощей и препон, заключенных в нас самих, в сторону Господа Иисуса.

 

Здесь у Него два титула, которые наводят на некоторые размышления. «Начальник и Совершитель веры». Слову «Начальник» соответствует греческое archegos, и в Евр.2:10 мы уже встречали это слово, которое находится в тесной связи с Его другим титулом, «Совершитель». «Подобало Ему, чтобы Он… многих сынов приводя в славу, Начальника (archegos) их спасения совершил (teleioo) чрез страдания».

 

Поэтому мы вновь возвращаемся в Евр.12 к нашей изначальной теме – к необходимости стремления к совершенству, связанным с этим страданиям, а также к наглядному примеру тех, кто отступил в погибель (Евр.3-4).

 

«Который, вместо предлежавшей Ему радости…» Слово «вместо» - это перевод греческого anti, которое иногда несет в себе значение «взамен чего-либо». Это породило такое истолкование, что Господь отказался от предлежавшей Ему радости и вместо этого претерпел крест. Однако это не укладывается в контекст. Общее направление всего послания и этого отрывка в частности таково, что ради той радости, которая еще предстоит, мы можем переносить страдания в нынешнее время.

 

То же самое можно сказать о примерах Авраама и Моисея, детально описанных в одиннадцатой главе. Ради предлежащей радости Авраам довольствовался жизнью странника и пришельца. Ради предлежащей радости Моисей отвернулся от сокровищ Египта. Ради предлежавшей радости адресатам этого послания предписывалось переносить все терпеливо. В этом смысле и нужно истолковывать данный стих. И наши трудности разрешатся снова и снова, если мы позволим Слову помочь нам в этом. Если бы вместо того, чтобы тратить время на разные догадки по поводу слова anti, мы прочли несколько стихов из Писания, ответ на вопрос не заставил бы себя ждать.

 

«Исав, который за (anti) одно блюдо продал свое первородство». Здесь мы видим нечто обратное. Исав променял будущие благословения на нынешние, тогда как нам предписано следовать примеру Моисея, пренебрегшего своими нынешними гарантиями защиты от скорбей ради благ, существующих по правую сторону Бога вовеки.

 

Если не считать слов в Евр.6:6, «со своей стороны распинают», то это единственное упоминание о кресте в послании Евреям. Как и в параллельном послании Филиппийцам, речь здесь идет о терпении в пользу будущей награды, или венца (Флп.2:8, 3:18). Ни в одном из этих посланий крест не упоминается в связи с искуплением или примирением. Употребление этого слова сходно с употреблением его в Мф.10:38 и 16:24. Изречение «нет креста – нет и венца» подходит сюда как нельзя кстати. Крест отчетливо выступает в послании Коринфянам, ибо они были плотскими. Крест есть и в послании Галатам, ибо их уносило в сторону с пути веры. Единственный намек на крест в послании Римлянам встречается в Рим.6:6, где речь заходит о ветхом человеке. Ну а тема двенадцатой главы послания Евреям заключается, конечно же, в том, что, как Он претерпел крест, пренебрегши посрамление, и ныне воссел по правую сторону Бога, так же и верующий в Него может претерпеть свой крест, пренебречь связанным с ним посрамлением (не путать с Флп.3:19, «их слава – в сраме») и в свое время стать наследником «лучшего» - воскреснуть в лучшем воскресении и получить право на лучшее и пребывающее имущество в небесном Иерусалиме.

 

Нас настоятельно призывают «подумать» о Претерпевшем от грешников такое Себе противоборство, чтобы не обессилеть изнемогая. Слово analogia, от которого произошел глагол «подумать», переводится в Рим.12:6 как «согласие», так что в данном случае подразумевается некое взвешивание и сопоставление одного с другим. Другими словами, это означает рассмотрение всех «за» и «против» в отношении сбережения или потери своей души. При таком рассмотрении действия Исава (Евр.12:16) должны быть расценены как неверные, а действия Моисея (Евр.11:24-26) – как верные, поскольку нынешние утраты подразумевают обретение души в день, о котором сказано в Мф.16, а также в Евр.10:37-39.

 

И вот, мы сталкиваемся лицом к лицу еще с одним прецедентом преткновения – с «противоборством от грешников», приводящим к изнеможению. Чуть раньше мы читали об «опутывающей» природе греха, теперь – о противоборстве грешников. Соответствующее слово antilogia переводится в Евр.6:16 как «спор», в Евр.7:7 в отрицательном контексте – как «бесспорно», в Иуд.11 – как «восстание» Корея.

 

Это последнее употребление слова, скорее всего, имеет определенное отношение к учению послания Евреям об Одном Священнике. Три раза слово antilego упоминается в книге Деяний (Деян.13:45, 28:19,22), что проливает дополнительный свет на особое «противоборство», с которым, вероятно, могли столкнуться евреи. В каждом из этих случаев имеет место сопротивление Иудеев служению Павла. Эти отрывки ограничиваются только началом и концом его служения в Деяниях. Единственное другое упоминание во времена Деяний о том, что Израиль – «народ непокорный и строптивый», находится в Рим.10:21.

 

Думаем, что нашим читателям едва ли нужно разъяснять, что «противоборство» имеет отношение и к нашему благословенному призванию, противоборство от тех, кто, подобно строптивому Израилю, имеют «ревность не по разумению», кто абсолютно неверно понимает наше свидетельство, называя его ультрадиспенсационализмом! Давайте не будем впадать в бессилие и изнемогать, даже если некоторые верные люди Божии ругают нас по-всякому, думая, что этим они служат Богу. Такое внимательное и соразмерное воззрение на все, что претерпел Христос, даст нам силы понести собственный крест, ибо никому из нас не приходилось терпеть что-либо подобное страданиям Христа.

 

«Вы еще не до крови сопротивлялись, подвизаясь против греха». Поскольку в греческом тексте слово «подвизаться» в данном случае имеет своим корнем agon – поприще, становится ясно, что и здесь сохраняется этот образ состязания.

 

А теперь «воззрим» на Него, на Начальника и Совершителя веры, и посмотрим, как Он заключает в Себе все ее качества, показанные в Евр.11.

 

Его приношение говорит «лучше, чем кровь АВЕЛЯ».

Он был возлюбленным Сыном Божьим, на Котором было Божье благоволение (ЕНОХ).

Спасение, которым Он спасал, НОЮ было бы не под силу.

Он был ближе Богу, чем «друг Божий» (АВРААМ).

Он был «Сыном Единородным», принесенным Отцом в жертву (ИСААК).

Он действительно дал благословения относительно будущего (ИАКОВ).

Он станет великим Начальником и Восстановителем (ИОСИФ).

Он Пророк более великий, чем МОИСЕЙ.

Он объединяет в Себе все героические поступки ГЕДЕОНА, ДАВИДА и других.

Он претерпел то, что никому не доводилось претерпеть, отвергнув освобождение, спасение Себя Самого, и в конце концов достиг лучшего воскресения и славы, где и ожидает дня Своего Пришествия.

 

Он есть воистину самый, что ни на есть, Возлюбленный, наибольший из тысяч. Здесь, как и в Кол.3, Христос – ВСЕ И ВО ВСЕМ.

Категория: Наши проповеди | Добавил: Вериец (06.07.2008)
Просмотров: 784 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2020