Будет возвеличен Христос в теле моем
В этих словах апостола заключен величайший смысл. Мы подходим к очень важной области учения, а потому здесь наше исследование будет продолжено чуть более детально, и особое внимание мы уделим доктрине и практике, которые явствуют из этого отрывка.
Прежде всего, нам не следует давать место ложной духовности, которая лишает тело его законного места. Далее, мы должны сформировать четкое представление о том, какое место отводится телу в жизни верующего, когда он идет через испытания к славе дня грядущего.
Поначалу может показаться, что Павел хотел сказать: «будет возвеличен Христос в духе моем», ибо тело – слишком удобное орудие зла, чтобы говорить о нем в подобном контексте. Однако не пройдет и минуты, как нам станет очевидно, что для верующего возвеличивать Христа «в духе» было бы несложно, поскольку дух принадлежит новому творению. Таковы первые результаты полного высвобождения:
«Ибо закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2).
«Ибо живущие по плоти помышляют о плотском, а по духу – о духовном» (Рим.8:5).
Те, кто был воздвигнут вместе с Христом, чтобы ходить в «обновлении жизни», убеждаются, что они могут служить и в «обновлении духа». Мы получили залог Духа, а поступающий по Духу не будет совершать похотей плоти (Гал.5:16). Однако читателю известно, что тут можно было бы продолжить список цитат, свидетельствующих об освобождении верующего и обретении новой силы в духовной сфере.
Прежде чем начать разговор о теле, апостол делает вступление, упоминая о «содействии Духа Иисуса Христа» (Флп.1:19). Это содействие было достаточным оправданием для такого торжественного и привлекающего к себе внимание заявления: «будет возвеличен Христос в теле моем», поскольку «Дух Иисуса Христа», на который Павел в данном случае ссылается, явлен в Флп.2:6-10 в качестве примера, что значит «иметь между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе».
В отношении Филиппийцев апостол имел надежду, что они стоят «в одном духе», причем «единодушно» (Флп.1:27). Павел с любовью убеждал Филиппийцев, что «если есть какое общение духа», то они должны быть «единодушны и единомысленны» (Флп.2:1-2). Обращаясь к ним, апостол охватывает и их мысли, и дух, и душу, но когда речь заходит о нем самом, Павел не просто рассуждает о победе духа, но говорит: «будет возвеличен Христос в ТЕЛЕ моем».
С одной стороны, от тела надлежит полностью отречься. В послании Колоссянам Павел говорил:
«В Нем вы и обрезаны были обрезанием нерукотворенным в совлечении тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11, Исправленное издание Библии).
Здесь пропущено одно слово, которое используется в Библии короля Иакова. Там тело плоти названо «греховным». На самом деле в греческих рукописях, которые считаются наиболее авторитетными, этого слова тоже нет. В данном случае это не столько «грех», сколько «плоть», и влияние плоти проявляется в этом «теле». Суть этого влияния станет более понятной в свете всего, что предзнаменует духовное обрезание.
Это «тело плоти», которого в данном случае надлежит «совлечься», в дальнейшем показано в Кол.3:5: «итак, умертвите земные члены…». Затем следует целый список плотских пороков и изъянов. «Тело плоти» подразумевается и в Кол.3:9, где мы читаем о совлечении «ветхого человека с делами его».
Из всего этого следует, что тело не может быть орудием праведности, и в этом смысле оно должно быть отвергнуто. И хотя мы вынуждены нести его, в действительности телом надо «пренебречь», чтобы вся наша духовная деятельность, молитвы, бодрствование были сосредоточены на духе и на мыслях.
Тот факт, что мы соблазнились на употребление слова «пренебречь» в этом контексте, говорит о некоторой немощности нашей аргументации, ибо в самом конце этой же главы послания Колоссянам, где говорится об отвержении плоти, апостол как раз предостерегает насчет «изнурения тела» (Кол.2:23) как средства большей самоотдачи! Были ли члены тела преданы в рабы нечистоте и беззаконию в прошлом? Они могут быть преданы с тем же успехом в рабы праведности к освящению (Рим.6:19). Само по себе тело нейтрально, оно не является ни чем-то высоконравственным, ни чем-то низким и аморальным. Оно всего лишь орудие, и все зависит от того, какая сила им руководит. В том же самом послании Римлянам, раскрывающем греховность человеческой природы, «разумное служение» для верующего – это «представить» свое тело в «жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1). Смертное тело можно «оживить», а жизнь во плоти – освятить. Такие новые взаимоотношения со сменой господ очень основательно проявляются в 1Кор.6:19-20: «…вы не себе принадлежите, ибо вы были куплены дорого. Прославьте же Бога в теле вашем». Далее идущие слова «…и в духе вашем, которые суть Божии» роли не играют. Ведь меняется не конфигурация тела, а его принадлежность. Чтобы разъяснить смысл рассматриваемого нами отрывка, приведем одну запись, сделанную в 200-199 гг. до Р.Х.:
«Дата…. Аполлос Пифийский ВЫКУПИЛ у Сосибия Амфисского рабыню римлянку, по имени Никея, на свободу, ЗА ПЛАТУ в полторы мины серебра…»
Обращают на себя внимание не только слова «выкупил за плату». Там, где переводчик употребляет слово «рабыня», в греческом тексте стоит слово soma, то есть «тело». Именно «тело» сменило хозяина благодаря искупительному процессу освобождения, и в обществе, где рабы служили господам, питая надежду когда-нибудь получить свою свободу, слова Павла не нуждались в разъяснении. Всякий «выкупленный за плату» мог и должен был прославлять своего нового господина в собственном теле.
Поэтому апостол сказал: «тело же… для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6:13).
В 1Кор.9 Павел помещает «тело» в контекст ристалища, награды и венца (1Кор.9:24-27). Проводя аналогию с атлетическим состязанием, когда участники, желая получить награду, вырабатывают самодисциплину, апостол говорит:
«Мучу мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным» (1Кор.9:27).
Проповедующего здесь можно образно сравнить с герольдами, которые возвещали перемирие в Греции на время Олимпийских состязаний. Ну а «негодность», о которой говорит апостол, чем-то напоминает состояние дисквалификации в отношении венца.
Первое послание Коринфянам представляет негативную сторону этого состязания: «мучу мое тело». Послание Филиппийцам, наоборот, представляет его позитивную сторону: «будет возвеличен Христос в теле моем». При этом оба послания содержат в себе образ ристалища с получением награды в конце. Поэтому истину следует утверждать с учетом и того, и другого.
Тело состоит из отдельных членов.
«Ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было брошено в геенну» (Мф.5:29).
«Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же назначение…» (Рим.12:4)
«Ибо и тело не один член, но много» (1Кор.12:14).
«Если скажет нога: я не рука… И если скажет ухо: я не глаз… Но тем нужнее те члены тела, которые кажутся слабейшими. И те, которые нам кажутся наименее благородными в теле, мы окружаем особой честью… а наши благообразные члены в этом не нуждаются» (1Кор.12:15-24).
«Язык – маленький член» (Иак.3:5).
До возрождения Павла члены его тела были предназначены для защиты иудейских традиций и гонений на христиан, но после обращения его руки служили его нуждам и тех, кто был с ним (Деян.20:34).
Апостол, который в послании Римлянам сказал: «ноги их быстры на пролитие крови» (Рим.3:15) и «как прекрасны ноги благовествующих благое» (Рим.10:15), на собственном опыте знал правдивость обоих утверждений.
Побивая камнями Стефана, его обвинители сложили одежды к ногам юноши по имени Савл (Деян.7:58), однако чуть позже эти же ноги были забиты в колодки в римской тюрьме (Деян.16:24). И потому Павел мог с уверенностью сказать, что и его руки, и его ноги возвеличивали Господа.
Все это могло быть истиной в отношении любого члена его тела. Апостол молился, чтобы открылись его уста «дерзновенно поведать тайну Евангелия» (Еф.6:19). Его ухо, как и у того верного раба под Законом, было «проколото». Он тоже говорил: «люблю господина моего… не пойду на волю» (Исх.21:5-6). Павел носил на своем теле «язвы» (stigmata, клеймо раба, указывающее на его владельца) Господа Иисуса.
Тело, которое апостол предавал в рабство Господу, в Флп.3:21 названо «телом уничижения». Богодухновенный автор использовал здесь греческое слово tapeinosis. Оно образует связку с Флп.2:8, где используется слово tapeinoo, «смирить», которое мы рассмотрим более детально в свое время.
Тело, в котором Христос мог быть возвеличен, на самом деле было «телом уничижения», и не только из-за уничижения и самоотречения Господня, но и из-за самого характера человеческой природы и поддержания ее жизнеспособности.
Несмотря на то, что наше тело дивно устроено, оно является «уничиженным». Вся жизнь, с рождения и до самой смерти, имеет в себе много такого, о чем нельзя говорить безоговорочно. Даже тот факт, что два-три раза в день нам необходимо принимать пищу, чтобы наше тело могло нормально функционировать, говорит о его уничижении в настоящий период. Каждый день мы вынуждены прерывать работу и ложиться спать, хотим мы этого или нет. И то, что около трети нашей жизни требуется для отдыха, - это еще один признак слабости нашей нынешней природы. Но к счастью, несмотря на эти ограничения, верующий человек все равно может подражать апостолу, говоря: «эти руки и это мое тело отныне будут благородными орудиями Божьей благодати». А у самого апостола мы находим такие замечательные слова: «кто крал, пусть больше не крадет, а лучше трудится, делая доброе своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28).
Фрэнсис Ридли Хавергол облекает эту истину в стихи:
Руки воздеваю силой любви,
Ноги блаженны пусть будут мои,
Те, что спешат к грешным в пути,
Те, что омыты Духом Твоим.
Голос псалмами да прославит Тебя,
Ибо он знает, откуда вода,
Что увлажняет эти уста,
Что возвещают Бога всегда.
|