Сии знамения … Мк.16:17
Личное свидетельство и изучение Библии
Предисловие
Поскольку это исследование построено в форме личного свидетельства автора, в центре внимания читателей оказывается его личное мнение и размышления, поэтому автору не удалось избежать частого использования в тексте личных местоимений. В книге Екклесиаста мы можем прочитать следующее: “… время всякой вещи под небом … время молчать, и время говорить” (Екк. 3:1,7). Осознавая, что “время говорить” на тему “чудес” и “знамений” пришло, мы полагаем, что самым лучшим свидетельством будет изложение на страницах этого буклета нашего собственного опыта. Мы предлагаем это свидетельство вниманию читателей вовсе не для того, чтобы выставить напоказ “свое я”, так как мы искренне осознаем эту прекрасную неизбежность, выраженную Иоанном Крестителем в словах: “Ему должно расти, а мне умаляться” (Ин. 3:30), но потому, что мы верим, что результат этого исследования может послужить к славе Божией, к возвеличиванию нашего Господа и Главы, и к благословению Его верующих людей.
“Сии знамения …”
Мк. 16:17
Для честного наблюдателя, а мы должны признать, что таковые нередко встречаются и за пределами наших церквей, множество всевозможных мнений и рассуждений, иногда совершенно противоположных друг другу, а также и расхождения в методах “церковного” управления, могут явиться вполне реальным “камнем преткновения” на пути принятия спасительной истины.
Как грустно, что все эти различия только способствуют пребыванию душ во тьме, и часто препятствуют вступлению молодых верующих в их истинное наследие во Христе. В этой связи, слова нашего Господа и Спасителя, записанные в 18-ой главе Евангелия от Матфея и в 17-ой главе Евангелия от Луки, должны быть положены на сердце каждым из нас.
“Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из малых сих” (Лк. 17:1-2).
Способствуют ли наши расхождения и различия в верованиях удержанию других во тьме, приводят ли они к преткновению неутвержденных христиан, являются ли они соблазном для юных верующих? Я очень боюсь, что это так. Конечно, Бог, создавший великие и прекрасные системы, Своей мудростью и силой держащий мириады небесных тел в упорядоченном движении, Бог, который сформировал бесконечно малые частицы, которые можно увидеть только через мощнейший микроскоп; Он, Кто есть Бог любви и всякой благодати, Совершенный в доброте и истине, конечно же, Он есть Бог порядка, и наверняка Он весьма опечален тем беспорядком и неразберихой, которые так свойственны сегодняшнему Христианству.
Но ведь должен же быть путь, назначенный Богом, и поэтому единственно верный путь Христианского учения и практического хождения, путь, по которому Сам Господь желает, что бы мы следовали. Но можем ли мы найти этот верный путь?
Я ни в коем случае не хочу внести еще большую путаницу. В этой статье я хотел бы рассказать читателям о том пути, который вывел меня и многих других верующих из преобладающего в духовных взглядах беспорядка, и который, я надеюсь, будучи изложен в этом исследовании, поможет и другим христианам, и приведет их к великим и прекрасным Божьим благословениям.
В 1929 году, когда я проходил подготовку к Христианскому служению в Библейской Школе, завершающие стихи 16-ой главы Евангелия от Марка подвигли меня к серьезному самоанализу. В этом отрывке я читал следующее (начиная с 15 стиха):
“И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями”.
Именно эти слова там и написаны, причем вполне отчетливо, но на самом деле, верил ли я в это?
Я считал себя верующим, был крещен, – фактически я был крещен дважды, и оба раза – полным погружением, первый раз между 16 и 17 годами, и второй раз – в 22 года, но это отдельная история. Я регулярно участвовал в Господней Трапезе и даже прошел через “возложение рук”, когда был отделен для служения Господу. И вот я оказался в Библейской школе, усердно работая над собой, потому что я чувствовал, что я призван подчиниться заповеди “идите … и проповедуйте …” (ст. 15). “Но эти знамения не сопровождают мое свидетельство, - говорил я сам себе, - Тем не менее, я – верующий, и воистину знаю спасение”.
Со всей искренностью юного христианина я начал искать решение этой проблемы. О, да! Конечно, я был знаком с массой всевозможных мнений, толкований и точек зрения, находящих объяснение этим словам, или придающих им некий духовный смысл, а потом попросту “заминающих” их. Среди моих наставников в этом вопросе были те, кто говорил: “Эти чудеса действительно иногда происходят с по-настоящему верными людьми. Ведь множество случаев исцеления по вере, изгнания бесов и т.д., встречающихся в работе миссий за границей, в Китае, Африке и других странах, подтверждают исполнение этого обещания”. Возможно, это действительно так и было, я был готов поверить в это. К тому же, тогда уже было множество различных групп верующих, которые утверждали, что они говорят на иных языках и совершают “исцеления по вере”.
Были также и другие верующие, которые, указывая на 1 Кор. 13:8, говорили, что поскольку апостол Павел утверждал, что “пророчества прекратятся”, “языки умолкнут” и “знание прекратится”, то и другие чудесные знамения, в которых постепенно отпадала необходимость, теперь окончательно прекратились.
Какая же путаница была во всем этом!
Но где же истина?
Итак, я лицом к лицу столкнулся с этой проблемой. Слова из Мк. 16:15-18 были записанными словами моего Господа, и они достаточно ясно показывали, что знамения, которые Он перечислил, должны были сопровождать всех, кто уверовал и был крещен. Этот отрывок подкрепляется множеством других мест Писания, а также и различными случаями, произошедшими с верующими, о чем мы можем прочесть в книге Деяний Апостолов. Но тогда что же случилось в наше время? Посмотрев вокруг, я увидел, что ни один из серьезных учеников Библейской Школы не творил подобных “знамений”, которые сопровождали бы его служение.
“Сии знамения” не сопровождали даже наших наиболее уважаемых учителей, лекторов и профессоров!
Но давайте сделаем небольшую паузу, дорогой читатель. Скажите, пожалуйста, подкрепляется ли ваша вера и свидетельство “сиими знамениями”, указанными в Мк. 16:15-18. Если нет, то задумывались ли вы когда-нибудь серьезно, почему это не так? Смотрели ли вы прямо в лицо этой проблеме и пытались ли найти ее решение? Пытались ли вы каким-либо образом проверить для себя это утверждение Господа из Мк.16?
Что же касается моего собственного отношения к этой проблеме в те далекие года, то я решил, что не дам себе отдыха до тех пор, пока не найду удовлетворительного объяснения этой кажущейся неспособности, бессилия и безверия многих и многих христиан в течение всех этих лет.
Сначала я обратился к истории церкви. Я разыскивал и читал всю литературу о христианских движениях, которые свидетельствовали в пользу “Пятидесятнических” знамений. За исключением немногих, более или менее выделяющихся “чудесных” случаев, провозглашенных римско-католической церковью, а именно случаев, похожих на “говорение на языках”, разбросанных вглубь по столетиям, разнообразных чудесных “проявлений” в период ранней Моравской церкви (начало 18 столетия), сцен религиозного экстаза, простраций с неистовой агонией, случаев внезапной потери движения и речи, громкого говорения на “языках” и других любопытных явлений, встречавшихся в период служения Джона Весли с 1739 по приблизительно 1780 год, - за исключением этих случаев, я нашел единственное более или менее значительное движение, начало которому положил Эдвард Ирвинг в 1-ой половине 19 века. Насколько я мог проследить, “Ирвингисты” являлись предшественниками современных “Пятидесятников”, а также других современных движений “Исцелений по вере” и “Говорения на языках”. Но во всей этой литературе я все же не нашел описания таких чудесных знамений, которые можно было бы хоть как-то сравнить со знамениями, обещанными Господом в Мк. 16:16-17 или с опытом верующих периода Деяний. Откровенно говоря, я был несколько разочарован.
После длительной молитвы и размышления над этой проблемой я попросил Господа благословить и поддержать меня в моем желании стать безумным ради Него, если это нужно, если таким образом “сии знамения” стали бы сопровождать мою жизнь. Я честно искал живого исполнения и облечения Духом Святым. Я молился и молился. Я отдавался Господу и Его Духу всеми способами, какие я только знал. Но ничего не происходило! Ни одно слово на “ином языке” не сорвалось с моих уст, не дав мне тем самым ни одной возможности ни доказать, ни опровергнуть действие других “знамений”. Будучи в Глазгоу я посещал собрания “исцелительных компаний”. На этих встречах я увидел страстное желание и рвение о Господе. Пение было сердечным, сообщение евангельской вести и призыв к покаянию, который затем следовал, были бескорыстными, и, я уверен, многих привели ко спасению. Затем, под аккомпанемент непрекращающегося хорового пения и хвалебных восклицаний, многие больные люди были выведены и вынесены на сцену, где евангелист – тогда хорошо известный лидер “Пятидесятнического” движения – молился вместе с ними. Молитвы не было слышно из-за пения и восклицаний, звучавших со все возраставшей силой. Говорили, что многие больные были исцелены в этот вечер, но на мой взгляд, взгляд стороннего наблюдателя, вряд ли можно было это с уверенностью утверждать. Откровенно говоря, я не был впечатлен, и у меня появилась такая мысль, что если предположить, что обещание из Евангелия от Марка 16:16-18 было в силе в течение всего этого времени и будет действовать вплоть до второго пришествия Господа, то скорее всего, учитывая размах Христианства, у нас не было бы нужды в таких “исцелительных” компаниях, где только один ли два служителя обладают так называемым “даром исцелений”, ведь согласно Писанию каждый верующий должен был обладать каким-либо чудесным даром, так, например, говорится о членах Коринфской Церкви (см. 1 Кор. 12:7,11; 14:26 “каждому”, “у каждого”). В таком случае действительно не было бы нужды ни в докторах, ни в больницах.
Так или иначе, но я просто не знал, что и думать.
Но все же посещение этих собраний принесло мне большую пользу. Я продолжал исследование Библии, и как я благодарен Богу, что Он указал мне именно этот путь, ведь Сам Господь сказал: “Слово Твое есть истина” (Ин. 17:17). Мы не могли бы, да и не можем, знать, во что нам верить, и что выполнять или не выполнять, до тех пор, пока через внимательное чтение слова Божьего мы не откроем для себя, что Бог хотел бы, чтобы мы делали. Как уместны и справедливы слова Господа, сказанные Им саддукеям: “Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией” (Мф. 22:29). Этот недостаток знания написанного слова Божьего, которое есть истина, и является тем корнем, из которого вытекают все различия и разделения в сегодняшнем Христианстве. Дорогой читатель, позвольте Вас спросить: во что вы верите, и что исполняете? Верите ли Вы и исполняете то, что навязывают Вам другие люди – то, о чем по их мнению говорится в Слове Божьем, или же вы сами читаете и изучаете Библию и поэтому верите и выполняете то, чему учит Вас само Слово? Между этими двумя действиями существует огромная разница. Я очень благодарен Богу, что Он указал мне путь изучения и исследования Библии, пока я не нашел решения моей проблемы.
Позвольте мне немного поделиться с Вами тем, что я открыл, и рассказать Вам о тех выводах, которые я сделал после более, чем пяти лет серьезного изучения и исследования. Да! Это исследование заняло у меня более пяти лет, прежде чем я смог честно сказать, что я нашел, и нашел непосредственно в Слове Божием, удовлетворивший меня ответ на вопрос, вставший передо мной в связи с утверждением Господа “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения …”. Мне было очень трудно отказаться от предыдущего учения и предвзятых представлений, но я благодарю Бога за то, что Он так усмотрел и организовал мои обстоятельства, что у меня было время для такого длительного исследования, изучения и перестройки. И позвольте мне также заметить, что в своем исследовании я опирался только но Слово Божие. Конечно же, были и другие книги, которые помогли мне, но я твердо решил не принимать и не верить в то, что могли написать другие люди. В своем сердце я был убежден, что Слово Божие, которое, как я тогда верил и безоговорочно верю до сих пор, полностью “Богодухновенно” (2 Тим. 3:16-17), может само разъяснить любые вопросы. Кроме того, мои обстоятельства способствовали такому развитию событий, так как я был в то время всего лишь бедным студентом и не имел достаточно средств, чтобы покупать желаемые книги.
Единственной внешней помощью, которую я получал в период моих исследований, были беседы со старшим и очень уважаемым другом и верным помощником, который и сам столкнулся в своей христианской практике с подобными проблемами. Его замечания были для меня как бы указателями на такие удивительные пути в Писании, которых я никогда раньше не замечал и, тем более, не исследовал. Поэтому, я хотел бы еще раз отметить, что через него мне была предоставлена огромная помощь.
Итак, я глубоко обязан моему другу, мистеру Роберту Ричи из Шотландии (он умер в 1960 году), потому что его слова и замечания заставляли меня снова и снова возвращаться к Священному Писанию, чтобы исследовать и проверять каждую частицу, до тех пор, пока я не нашел твердого и по-настоящему удовлетворительного объяснения моей проблемы.
Что же я нашел? Результат исследований невозможно изложить на нескольких страницах, потому что поле моего изучения весьма и весьма расширилось и продолжает расширяться и открывать удивительное богатство чудес несравнимого ни с чем Божьего откровения. Далее на этих страницах я приведу лишь одно узкое направление исследования, - ответ на первоначально волновавшую меня проблему.
Итак, я обнаружил, что “знамения” или “чудеса”, упомянутые Господом в Мк. 16:17-18 впервые появляются на страницах Нового Завета в Мф. 4:23: “И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях”. Это был как раз тот случай, когда чудесные проявления были подкреплением учения и проповеди “Евангелия Царства”. В Мф. 9:35 мы встречаем почти полное повторение отрывка из 4:23, и когда Господь послал “Двенадцать” проповедовать в городах Израилевых, в Мф. 10:1 мы читаем: “И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь”. А в стихах 10:5-8 Господь дает апостолам особое указание: “На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте”.
И в Лк. 10, когда Господь отправляет “семьдесят”, Он, скорее всего, дает им подобные указания, так как в 17 стихе мы читаем: “Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем”.
Таким образом, я обратил внимание на то, что “чудеса” и “знамения” были как бы видимым подтверждением учения и проповеди “Евангелия Царства”, которое в течение земного служения Господа ограничивалось “погибшими овцами дома Израилева” (Мф. 10:5-6; 15:24). Далее я заметил, что эти “чудеса” и “знамения” творились теми, кто был крещен Иоанном Крестителем “крещением покаяния для прощения грехов” (Мк. 1:4; Лк. 3:3). Сам Христос был крещен Иоанновым водным крещением, и сразу на Него сошел Святой Дух в виде голубя. “Двенадцать”, очевидно, также были крещены (Ин. 1:19-51; Деян. 1:21-22). Подобное крещение было проповедано Христом, и выполнялось Его учениками (Ин. 3:22-26; 4:1-2).
Далее, я обратил внимание на то, что после дня Пятидесятницы оба крещения: и Иоанново, и крещение, совершаемое учениками Господа, были заменены крещением “во имя Господа Иисуса”, т.е. во имя воскресшего Христа.
Можно показать, что вплоть до конца Деяний “знамения” сопровождали всех, кто уверовал и был крещен “во имя Господа Иисуса для прощения грехов” (Деян. 2:38-41; 8:12-13; 19:5-6). Павел принял это крещение для “омытия” грехов, как только принял воскресшего Христа (Деян. 22:16; 9:18) и проповедовал и совершал его сам (Деян. 16:14-15,31-33; 18:7-8; 19:1-7; 1 Кор. 1:13-17). В те дни такое крещение было неотъемлемой частью получения спасения (см. Мк.16:16, где приведен следующий порядок: 1-уверовали, 2-крещены, 3-спасены). Это крещение было видимым признаком “омытия” грехов и следовало, в основном, до или сразу после принятия дара Святого Духа (Деян. 2:38; 9:17-18; 19:5-7), который затем проявлялся через сопровождавшие их служение “знамения”.
Таким образом, дар Духа, данный в день Пятидесятницы, и последующие “знамения” непосредственно связаны с обрядом водного крещения. Многие христианские конфессии, практикующие такое водное крещение, считают, что оно является как бы свидетельством о спасении верующего и о том, что верующий запечатлен Святым Духом, но что касается чудесных знамений, которые должны сопровождать уверовавших и крещенных, то их отсутствие просто бросается в глаза!!! Кроме того, о водном крещении сегодня говорят как о следовании примеру нашего Господа Иисуса Христа.
Но в таком случае от сегодняшних верующих можно ожидать, что они последуют Его примеру и в обрезании, в посещении синагоги, в соблюдении Иудейских праздников, и т.д. Как видно из книг Нового Завета, водное крещение обычно совершалось немедленно при принятии некоего особого сообщения, проповедуемого или Иоанном Крестителем (Мф. 3:6-7; Мк. 1:4,8 и т.д.), или Господом и Его учениками (Ин. 3:22-26), или апостолами после воскресения Христа (Деян. 2:38-41; 8:35-39; 10:44-48; 16:14-15; 16:30-33; 18:8). Таким образом, оно было непосредственным видимым свидетельством покаяния, выполняемым для “омытия грехов” (Деян. 22:16; 1 Кор. 6:11; Евр. 10:22; 1Петр. 3:20-21). Таким образом, в то время водное крещение было необходимо для получения спасения, а также для проявления чудесных “знамений” дара Святого Духа.
Как баптист, я обратил особое внимание на то, что в отрывках Писания из посланий Павла к Ефесянам и Колосянам (Еф. 4:3-6; Кол.2:11-12), где используется слово “крещение”, нет упоминания воды. Я спросил себя, что же это за одно крещение, не совершаемое человеческими руками? Изучая места Священного Писания, в которых говорится о крещении, я вскоре нашел ответ. Ключевое утверждение содержится в Евангелии от Луки 12:50, где Господь провозглашает следующее: “Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!”. В начале Его земного служения, после некоторого возражения Иоанна Крестителя (см. Мф. 3:13-17) Господь был крещен в водах Иордана, но в приведенных выше словах Он обращается к другому крещению. Омовения, крещения, жертвоприношения Ветхого Завета продолжались также и во времена Нового Завета вплоть до самого конца книги Деяний, до того момента, когда Святой Дух через апостола Павла провозгласил следующие слова: “Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат” (Деян. 28:28). Все эти “образы настоящего времени” (Евр. 9:9), названные также “обрядами, относящимися до плоти” (Евр. 9:10), как бы направляли людей вперед, в будущее, а в наше время, - назад, к крещению в смерть на Кресте. Эта смерть и является сутью “одного крещения”. Именно в Его смерть каждый верующий погружается (крестится) Духом, когда, уверовав, получает Спасение, которое может быть дано только через Его смерть.
Я немного отвлекся от главной темы. И теперь давайте продолжим изучение чудес, подкреплявших служение Господа нашего Иисуса Христа. Как я уже упоминал выше, “чудеса” и “знамения” были подтверждением проповеди “Евангелия Царства”, это можно увидеть из начальных глав всех четырех Евангелий. По мере продвижения вглубь каждого из них список “чудес”, “знамений” и “добрых дел”, сопровождавших земное служение Господа Иисуса Христа, постоянно растет. Их было так много, что Иоанн в его Евангелии пишет: “Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21:25).
|