СЛЕПОЙ У ИСТОЧНИКА СИЛОАМ
Мы не знаем имени этого слепого человека, но нам известно, что он многие годы просил милостыню на ступенях Храма. Также мы знаем, что одним субботним вечером он стал видеть настолько же остро и отчетливо, насколько это под силу лишь самым зорким из нас. Иоанн единственный евангелист, который описал события, связанные с исцелением этого человека. Он особым образом подчеркивает, что человек сей никогда не имел зрения, ибо слепота его была от самого рождения. Подобно другим калекам, проживавшим в столичном граде, он занял себе местечко рядом с величественным Храмом Ирода, с которого мог обращаться к проходящим людям, прося их уделить ему монетку. Большинство из нас всегда испытывает определенную склонность к тому, чтобы быть более щедрыми рядом с местом, в которое мы приходим для поклонения. Со временем этот слепой превратился в неотъемлемую часть пейзажа, окружавшего Храм, и ученики наверняка должны были проходить мимо него много раз, когда год за годом приходили в Иерусалим на различные иудейские праздники. Была суббота и Иисус только что закончил очередной яростный спор с фарисеями. Он сказал им, что может освободить Своих учеников от уз смерти, но они сначала насмехались над Ним, а потом принялись угрожать, так что Он вынужден был покинуть Храм. Ученики, не обременяя себя излишней тактичностью, остановили Его на ступенях храма и указали на слепого человека, прося Иисуса разрешить их спор о нем. Согласно иудейской традиции, всякое страдание и всякая болезнь являлись результатом греха. Если тебе случилось попасть под катящуюся повозку, или ты подхватил проказу, то это означало, что ты совершил что-то нехорошее, чтобы заслужить это несчастье. Этому простому объяснению, однако, суждено было зайти в тупик в случае с данным конкретным слепцом, ибо он был рожден слепым, то есть на него свалилось несчастье в то время, когда он был еще слишком маленьким, чтобы совершить хоть какой-то грех. Должна ли в этом случае вина за его плачевное состояние быть переложена на плечи его родителей? Но если в его слепоте были повинны они, то это, в свою очередь, противоречило бы учению Пророка Иезекииля, который говорит о том, что Бог не наказывает сына за грехи его отца. Это замечание выглядело весьма разумным и они хотели выслушать точку зрения Иисуса. Буквально несколькими словами Он лишил весь их спор какого бы то ни было основания. “Греха не совершили ни сам этот человек, ни его родители”, - сказал Он. В целом, болезнь, действительно, является следствием греха, потому что страдания и смерть выступают частью проклятия, которое пришло в мир вместе с грехом Адама, и болезнь является одной из причин смерти. Но мы не можем делать вывод о том, что какая-то конкретная болезнь служит наказанием за какой-то конкретный совершенный грех. Страдания общи как хорошим людям, так и плохим, и Иов познал это на собственном опыте, когда был испытываем посредством постигших его бед и недугов. Причина, по которой этот человек родился слепым, продолжил Иисус, заключалась в том, что ему надлежит исцелиться таким образом, который заставит людей размышлять о Боге. Начав с загадочной фразы, Он повернул их мысли в этом направлении: “Доколе я в мире, я свет миру”. Что же Он имел в виду? Не объясняя Свои слова, Иисус наклонился и сделал из Своей слюны и праха, покрывавшего дорогу к Храму, вязкий состав - брение, - которое затем наложил на веки слепого собирателя милостыни. Если слепой не имел зрения и раньше, то теперь, получалось, он не мог иметь его вдвойне: он не мог видеть от рождения и, помимо этого, не мог бы видеть из-за слоя грязи, покрывавшей его глаза. “Пойди”, - повелел Иисус, когда закончил - “Умойся в купальне Силоам”. Купальня располагалась не более чем в четырехстах метрах от Храма, и к ней шли по довольно крутому спуску, который в субботу всегда был заполнен людьми. Этот нищий хорошо знал путь к силоамским водам: шаги по римскому мощеному тротуару отдавались своеобразным эхом, высокие стены излучали накопленное от солнца за день тепло, а далее следовал опасный спуск по избитым, неровным ступенькам к прохладной воде, истекавшей из расселины в конце водопровода, построенного еще царем Иезекией. Иисус предлагал ему возможность, которая выпадает лишь раз в жизни. Слепой никогда не видел ни одного соделанного чуда, но он слышал, что Иисус из Назарета исцелял каких угодно больных. Подобно Нееману Сириянину до него, он осознавал, что он ничего не потеряет, если исполнит это простое повеление. Наградой же за её исполнение могло стать самое настоящее освобождение. Его путь к Силоамской купальне наверняка должен был представлять странное зрелище: человек, с глазами, покрытыми коркой от высохшей грязи, на ощупь пробирающийся по мостовой с такой поспешностью, которая выдавала неудержимое желание видеть. Мы вполне можем представить себе, как он опустился на колени у потока рядом с женщинами, наполняющими сосуды водой для домашних нужд, и как принялся смывать грязь драгоценной влагой, а потом, то поворачивая голову по сторонам, то поднимая ее вверх, впервые в жизни увидел золотое сияние лучей солнца, падающих на воду и отражающихся от ее темноватой поверхности. Место, которое прежде было известно ему лишь по характерной сырости, по запаху мха и по звукам струящейся воды, теперь преобразилось в новый мир красок, движения и жизни, полной энергии. Синее небо Средиземноморья, серебристо-зеленая листва оливковых деревьев, красные ленты на белых веревках, голубые глаза и морщинистые лица - всё то, что мы принимаем за обыденное и за должное, обрушилось на него с изумительной ясностью и четкостью. От этого зрелища захватывало дыхание. Слезы радости стекали по его щекам вслед за остатками силоамской воды. Бегом бросившись назад вверх по холму, с расправленными некогда слабыми конечностями, и с сердцем, колотящимся от волнения, он ворвался в круг своих старых друзей с неповторимым выражением на лице. Вначале они просто не узнали его. Подобное затруднение испытываем и мы, когда нам случается встретить человека, которого мы привыкли всегда видеть в очках, без них. Мне лично известен случай, когда одна знакомая женщина сидела рядом со своей матерью и не могла быть узнанной ею после того, как впервые в жизни поменяла очки на контактные линзы. “Он похож на него”, - сказали они. Но он сказал: “Это я” (Иоан. 9:8,9). Он оставался всё тем же самым человеком, но он преобразился из сгорбленного и лишенного зрения нищего в сияющего, возбужденного, молодого и кипящего энергией и радостью мужчину. Вскоре на сцене появились и фарисеи, тут же охладив его радостный пыл своей закореневшей ненавистью, которую они питали к Человеку, исцелившему беднягу. Несмотря на всю очевидность свершившегося чуда, они пришли к заключению, что, поскольку исцеление состоялось в субботу, то Иисус, совершивший это чудо, является грешником. Когда кто-то из стоявших поблизости людей заметил, что грешники, вообще-то, не способны творить чудеса, то фарисеи изменили тактику и принялись утверждать, что исцеленный никогда не был слепым, но всё это, мол, просто подстава. Это предположение рассыпалось в прах после того, как родители прежде слепого человека, прийдя, подтвердили, что их сын был слепым от самого своего рождения. После того как сам исцеленный посмеялся над их нежеланием согласиться с силой Иисуса, фарисеи прибегли к проверенному и излюбленному методу религиозных вождей, которым случилось быть уличенными в своем невежестве. Они просто взяли и отлучили его. Для богобоязненного иудея в те времена это было ужасным наказанием, ибо после этого ему запрещалось посещать синагогу и Храм. Также, его никто не стал бы нанимать на работу. Прекрасно понимая, насколько ущербно этот исцеленный человек должен был теперь чувствовать себя, и как радость его должна была превратиться в ощущение наступившего одиночества и страха, Иисус Сам отправился на поиски Своего недавно привлеченного ученика. “Веришь ли ты в Сына Божьего”, - найдя его, со всей серьезностью спросил Он. Слепой распознал Его голос, но он впервые увидел это сильное лицо с сочувствующими, но пронзающими глазами. “А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?”, - спросил он. “Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою” (ст. 37). Впервые он посмотрел на Человека, который открыл его глаза, и благодарность, благоговение и уважение наполнили его сердце. Пав в ноги Иисусу, он поклонился Ему. Какой же урок скрывается за брением, сделанным Иисусом из слюны и земли? Зачем Иисус послал слепого умыться в силоамских водах? И что имел Он в виду, когда сказал, что Он пришел в мир, “чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы”? Эта загадка характерна для очень многих чудес, сотворенных Господом, а Иоанн дает нам лишь небольшую подсказку, с помощью которой можно найти объяснение. Он упоминает, мимоходом, что слово “Силоам” означает “посланный” (ст. 7). Одной из тем в Евангелии от Иоанна является то, что Иисус был “посланным” от Бога. Евангелист упоминает об этом факте сорок раз в двадцати главах своего евангелия. Поэтому мы смело можем предположить, что купальня Силоам означает, или символизирует, Самого Господа. Но зачем Иисус помазал глаза слепого брением? Здесь на помощь нам приходит Ветхий Завет, в котором говорится, что человек был сделан из праха земного, и что за грехи свои против Бога он обречен вернуться назад в этот самый прах после того, как умрет. “Прах” соравен “плоти” в этом учении, а “плоть” восстает против Бога в своей гордости и высокомерии. Слепой человек представляет нас всех, отлученных по причине своих грехов от тепла и света лица Божьего, наподобие того как Адам был изгнан из Едемского сада. Но Бог послал нам Спасителя, Своего Сына, который должен был смыть наши грехи. Если мы прилежно соблюдем Его заповедь, то мы тоже сойдем в воду и затем выйдем из нее новыми людьми. Подобно слепому нищему, мы все тоже рождаемся духовно незрячими. Мы грешники от рождения, и исцелить нас от этого недуга не под силу даже самому искусному доктору. Никакие деньги не помогут нам приобрести лекарство от него. Для того, чтобы избавиться от этой болезни, мы должны верить в силу Иисуса, способную помочь нам, и сойти в воды крещения для того, чтобы смыть с себя засохшую грязь прежних грехов. Эта живая вода, струящаяся из прохладной расселины в скале, способна открыть наши глаза и дать новое начало нашей жизни. Мы будем настолько же счастливы открыть для себя Спасителя, которого Бог даровал нам, насколько счастлив был тот прозревший слепой у источника Силоам. К сожалению, как и он, мы обнаружим множество других людей, которые, подобно фарисеям, станут усмехаться над обретенной нами верой. Ничто иное как гордость, этот главный грех, превращает людей в слепцов, неспособных видеть истину об Иисусе. Слова Иисуса в совершенстве подходят к таким людям: “Вы говорите, что видите”, и, поэтому, “Грех остается на вас” (ст. 41). Люди, уверенные в своих дипломах, в своих традициях и обычаях, и в своей мудрости, не готовы к рассмотрению слов и истин, провозглашенных плотником из Назарета. Они не могут заставить себя признать, что нуждаются в прощении от Бога. Они будут придумывать массу хитросплетенных теорий с тем, чтобы объяснить чудеса, сотворенные Иисусом, не обращая при этом внимания на исполненные нерушимой логики слова исцеленного о том, что “от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному” (ст. 32). Именно это и имел в виду Иисус, когда говорил: “На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (ст. 39). Он пришел для суда потому, что Он разделяет человечество: всякий из живущих должен сделать свой выбор относительно Иисуса - да или нет. Либо человек принимает Его Учение и заповеди, либо он отвергает Его. Третьего пути не дано. Все те, кто готов признать, что они слепы и беспомощны посреди темного мира греха и смерти, могут воззвать к Его исцеляющей силе и получить прозрение. Те же, кто настаивают, что они и без того вполне зрячие, отказываются от Его предложения и, не имея нужды в Истинном Свете мира, остаются навеки слепыми.
|