Глава Первая: ПРЕДМЕТ РАССМОТРЕНИЯ
В последние годы сильно оживились так называемые “Пятидесятники”, или, как их еще называют в Африке и в некоторых других местах, “Духовные церкви”. Их насчитывается несчетное множество под всякими различными названиями, но, тем не менее, все они объединены одной общей идеей. Они утверждают, что дары Святого Духа, данные ученикам Господа Иисуса в день Пятидесятницы (Деян.2), во все времена были доступны всем истинно верующим, и что наши дни не исключение, при этом они воспринимают эти дары, как особое Божие благословение в их служении Христу.
Заявляется это с полной уверенностью и безо всяких оговорок и каких бы то ни было сомнений. Говорится, что чудесная сверхъестественная сила, показанная Петром, Павлом и другими, есть часть сегодняшнего церковного наследия. А потому вы можете получить приглашение пойти куда-то, чтобы там послушать говорение на незнакомых языках, хотя, не уверен, что такое приглашение будет сопровождаться уверением и в том, что все произнесенные речи на непонятном для вас языке, будут объяснены. Иногда на таких собраниях можно даже увидеть возложение рук на больного и последующее чудесное исцеление его.
Но что важнее всего во всем этом, так это то, что вы, услышав про все эти чудеса и увидев их, можете подумать, что перед вами действительно признаки даров Святого Духа, и что люди, являющие миру такие великие знамения, в действительности являются членами истинной церкви Христовой.
Цель написания этой брошюры заключается в том, чтобы всесторонне рассмотреть этот вопрос с точки зрения Библии, что же на самом деле в ней говорится об этом? А выводы, к которым она вас приводит, таковы:
1. Ранняя церковь была одарена из ряда вон выходящей силой Святого Духа - особым даром Христовым для Его вновь создаваемой Церкви.
2. Эти дары (исцеления и т.д.) предназначались только на первое время и не могли продолжаться долго.
3. Сегодняшние притязания на обладание дарами Святого Духа не должны восприниматься серьезно.
Во-первых, для начала, полезно посмотреть на Библейскую историю, на то, как время от времени людям давались силы Святого Духа - зачем и при каких обстоятельствах. Здесь представлены три примера, взятые из Ветхого Завета.
1. Хотя многие от природы одарены различными способностями к тому или иному ремеслу, однако Бог для постройки Своего святилища назначил Весилиила из колена Иудина, оделив его при этом особо:
“И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела” (Исх.31:3-5).
2. Точно так же самым обыкновенным людям давалась особая мудрость для управления народом:
“На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля” (Суд.3:10).
Робкие становились смелыми:
“И Дух Господень объял Гедеона; и он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним” (Суд.6:34).
3. Библия была написана не просто в результате человеческих усилий, но через понуждение и контроль Святого Духа. Именно поэтому все книги Писаний так сильно отличаются от других, когда бы то ни было написанных книг. Петр писал о ветхозаветных пророках:
“Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2Пет.1:21).
Примером тому может послужить Псалом 109, написанный Давидом, как пророчество об Иисусе Христе:
“Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Мк.12:36).
1. В Новом Завете особенно ярко видна сила Святого Духа в рождении и во всей жизни Господа нашего Иисуса Христа:
“Ангел сказал ей (Марии) в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк.1:35).
2. Во время крещения:
Иисус “увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него” (Мф.3:16).
До этого Иисусу еще не было знакомо такое “излияние” Святого Духа.
“Тогда Иисус возведен был в пустыню для искушения от диавола” (Мф.4:1).
Первым искушением было:
“Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.”
Такое искушение могло возникнуть лишь потому, что обладая неограниченной силой Святого Духа, данной Ему от Его Отца, Иисус мог исполнить такое пожелание.
3. Апостолы Иисуса также были одарены подобной силой. Однажды, во время своего служения Господь послал проповедывать их парами:
“Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте...” (Мф.10:7,8).
4. Подобное делали и семьдесят помощников:
“Господи! (говорили они после того, как они исполнили свою миссию) и бесы повинуются нам о имени Твоем” (Лк.10:17).
Стоит особо подчеркнуть, что ни в одном, из выше упомянутых примеров, силы Святого духа не проявлялись в обычной повседневной жизни церкви, но всегда давались лишь на определенное и важное дело.
За несколько часов до взятия Иисуса Его врагами, Он повторил Своим ученикам обещание послать в помощь им в Свое отсутствие особую Божественную силу:
“Утешитель же, Дух святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин.14:26).
Эти слова имеют для нас особую ценность потому, что дают нам полную уверенность в истинности всех четырех Евангелий, рассказывающих нам о том, что делал и говорил Господь наш. Те, кто писал их, обладали особой совершенной памятью и лучшим пониманием всего, что касается Христа, и писали точно так же, как и ветхозаветные пророки, “будучи движимы Духом Святым”.
Иисус сохранил Свое обещание. В день Пятидесятницы, под аккомпанемент великого шума и напоминающих огонь языков, Святой Дух был дан Апостолам (Деян.2:2,3).
С этого дня сила “Святого Духа” открывалась сама собой в этих людях. Они говорили на разных языках, проповедывали с такой силой, что слушающие их приходили к покаянию; совершенно безошибочно истолковывали древние писания и, совершая чудеса, исцеляли народ, все делая так же, как и Сам Иисус Христос, прославляя имя Его своими делами. А потому нет ничего удивительного в том, что “Деяния” получили еще и другое название - “Евангелие Святого Духа”.
Как показывает Новый Завет, такими силами, такой изливаемой сверх меры благостью тех дней, обладали не только Апостолы, но и многие члены быстро растущей Церкви.
Одно из писаний (1Кор.12:7-10,27-30) содержит список даров Святого Духа. Здесь дается перечисление их и краткие комментарии.
1. Апостолы. Кроме двенадцати были также и другие специальные посланники церквей, носящих то же звание (ср. Флп.2:25; 2Кор.8:23).
2. Пророки. Некоторые были вдохновлены к предсказаниям событий будущего (ср.Деян.11:28). Но само слово “пророчество”, в более строгом и точном смысле, означает “высказывать (наперед, впервые) слово Божие”. Так проповедь, приравненная к “первоначальному благовестию и преподаванию” в 1Кор.15:2-3, была таким же даром Святого Духа, как и все остальные.
3. Учителя. То есть наставники в подготовке к крещению и, конечно, тех, кто уже был крещен.
4. Чудотворение. Нам не много известно об этом даре, но что интересно - он упомянут отдельно от дара исцеления.
5. Исцеление. Слово говорит само за себя. Хороший пример этого дара - чудо соделанное Петром с хромым (Деян.3).
6. Мудрость. Дар для здравого руководства Церковью.
7. Знание. Конечно, не знание математики или какой-либо другой науки, но Божественное знание в добавок тому, что уже было почерпнуто из Писаний, ибо в то время составление Библии еще не было завершено.
8. Вера. Возможно, что этот дар помогал верующему достигать того, чего он не надеялся достичь, полагаясь только на свои собственные силы, например, успешного благовестия в полном опасности путешествии, или же при перевозе крупной суммы денег для бедствующих братьев и т.д.
9. Различение духов. Эффективная и необходимая самооборона от обманщиков. Когда кто-то претендовал на то, что он говорит от Духа, обладатели этого дара имели способность и власть подтвердить или опровергнуть подобное заявление. Когда получалось какое-нибудь послание, братья с таким даром могли делать заключение о том, как оно было написано, богодухновенно или нет.
10. Разные языки. Сейчас трудно с полной уверенностью сказать, что это был за дар. Возможно, что это был дар превышающий человеческие возможности и способности к иностранным языкам. Возможно, экзальтированная форма выражения на совершенно незнакомом языке, вполне возможно - на древнееврейском. Этот предмет требует отдельного изучения, но вот что можно сказать с определенностью, этот дар считался наименее ценным среди остальных.
11. Истолкование языков. Этот дар, вместе с языками, заключает список. Речь на незнакомом языке и без перевода - бесполезная вещь во всех отношениях. А потому некоторым и был дан этот дар. Но Павел повелевал, если нет кого-нибудь, кто мог бы истолковать речь, не говорить - этот дар (говорения) мог и должен был контролироваться.
СЕГОДНЯ?
Часто возникает вопрос, могут или нет современные верующие быть благословенны дарами Пятидесятницы? Ибо часто можно услышать о притязаниях на обладание дарами исцеления или говорения языками (о других дарах, что само по себе странно, слышать не приходится). Что же на самом деле скрывается за этим?
Давайте, во-первых, не забывать, что некоторая необыкновенная Божественная помощь была просто-таки необходима для первых проповедников Евангелия. Представьте себе на мгновение те трудности и препятствия, которые им нужно было преодолеть.
С ними не было больше их Господа чтобы вдохновлять их на продолжение, начатого Им дела. Не было среди них и особо одаренных, проверенных и испытанных проповедников, но наоборот, за исключением Павла, смирная паства, взятая из полного невежества. Чтобы верно направить свои усилия, они еще не имели вдохновенной мудрости Нового Завета, ибо в те дни эта часть Библии только начинала составляться. Не было ничего и в настроении властей, что могло бы поспособствовать к поддержанию их усилий. Тогда, в начале, были лишь разрозненные группы вновь уверовавших, без каких бы то ни было навыков в церковных делах и правил в повседневной жизни.
С другой стороны им противостояли настороженные и подозрительные римские власти и, особенно, сильная, хитрая и опасная оппозиция в лице хорошо организованных фарисеев и служителей храма.
Первые ученики на смогли бы выплыть против такого яростного прилива противников без помощи от своего Господа, без даров Святого Духа. Как бы они справились с такой непосильной для них задачей без посторонней помощи? Такие особенные обстоятельства (см. гл.2), требовали особенных людей, особенно подготовленных для великой работы. Но как только эта великая работа распространение Евангелия была сделана, и сделана хорошо, то необходимость в подобных дарах отпала.
И, как будет показано ниже, в Библии все подтверждает это заключение.
Чтобы понять это, достаточно внимательно ознакомиться с повествованием Деяний о том, как дары Святого Духа давались верующим Самарии.
Филипп, один из первых евангелистов (но не Филипп, Апостол Господа) имел большой успех, проповедуя в Самарии. Услышав об этом, Апостолы, бывшие в Иерусалиме, немедленно послали туда Петра и Иоанна, дабы они закрепили начатое им дело, а так же, чтобы через возложение рук на вновь обращенных, передать дары Святого Духа.
Здесь уместно задаться вопросом, а почему сам Филипп не сделал этого? Ведь ясно, что и он обладал Святым Духом. Почему он не передал даров верующим? Почему было нужно, чтобы Дух был дан через Петра и Иоанна? На это есть только один вразумительный ответ - Господь дал власть передавать Дух только через Апостольские руки, и ни чьи больше.
Такой вывод подтверждает и история с Симоном, который, видя возможность подзаработать и поднять свой общественный авторитет, подошел к Апостолам с предложением заплатить, с тем чтобы и ему иметь такую силу и власть.
“Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого” (Деян.8:18-19).
Не Святого Духа пытался купить Симон, а власть передавать чудесные дары Его другим. Очевидно, в этом ему виделось прибыльное вложение своих капиталов. Но он уже видел творимые Филиппом чудеса (Деян.8:6-7). Почему же он не подошел к нему со своим деловым предложением? Единственный ответ - он выведал, что только через двенадцать Апостолов (Павел, Апостол язычников, тоже обладал этим даром; см. дальше) подавались власть и сила передавать Духа другим.
Отсюда следует, что после смерти Двенадцати Апостолов, не осталось никого, кто бы мог передавать чудесные силы Духа другим. Следующее поколение было последним, которое было знакомо с присутствием таких даров в церкви, и с ними они умерли.
Это также подтверждают дошедшие до нас записи, сделанные первыми церквами. В первых двух-трех поколениях продолжала жить память об исключительных силах, переданных через Духа Святого... и не дольше.
Об этом свидетельствует и Апостол Павел в 1Коринфянам 13 в нескольких стихах, следующих непосредственно после длинной главы, посвященной дарам Святого Духа: исцеления, знания, языков и т.д. Он ясно говорит:
“И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (Деян.13:8).
И такое заявление богодухновенного Апостола должно быть решающим! Сверхчеловеческие дары Святого Духа были даны церквам лишь на время, до тех пор, пока новые верующие не утвердятся в вере и здравой Христианской жизни. На сегодняшний день для этого вполне достаточно полностью завершенной Библии. (Как уже упоминалось, во времена Апостолов Новый Завет только начал постепенно составляться. После смерти их несколько церквей уже имели его целиком).
Подзаголовок, “Давался только через Апостолов”, подразумевает, что никто, кроме них, не обладал такой властью и способностью.
Но существовал, конечно, и другой путь получения даров - непосредственно с небес. Но это было в исключительных случаях. В Новом Завете Упомянуты только четыре таких примера:
1. пример нашего Господа во время Его крещения (Мф.3:16);
2. в день Пятидесятницы (Деян.2:1-4);
3. во время собрания благодарного братства (Деян.4:31);
4. и в доме язычника Корнилия (Деян.10:44).
Отсюда следует, что те, кто претендует на обладание дарами Святого Духа, должны были получить их или же с небес, или же через возложение рук Апостольских.
Первое было редкостью даже в новозаветные времена, а второе - просто невозможно. Для таких людей здесь кроется большая проблема - как они получили Духа?
Стоит заметить, что в те давние времена, когда Бог изливал Свой Дух на людей, Он изливал его всегда с какой-то определенной целью и всегда только на время. Вместе с Моисеем было семьдесят помощников старейшин, благословенных Духом (Чис.11:24-30). Но это благословение никак не относилось к Иисусу Навину, его приемнику. Саул, помазанный Самуилом, начал пророчествовать (1Цар.10:9-13), но позже этот дух был заменен у него на злого духа (1Цар.16:14). В течение Своего служения Господь, Иисус Христос, давал силы Духа Святого Двенадцати Апостолам, посылая их для проповеди (Мк.6:7,13), но чуть позже девять из них не смогли излечить больного отрока, страдающего припадками (Мк.9:17,18,28,29).
Утверждения, которые иногда приходится слышать о том, что Библия обещает возобновление сил Святого Духа в последние дни, неоспоримо, но в подтверждение этого ошибочно, и почти всегда не к месту, приводятся стихи из Писаний.
“И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения” (Иоил.2:28).
Апостол Петр процитировал эти слова на празднике Пятидесятницы, имея в виду своих современников, иудеев в Иерусалиме. Если, что кажется весьма вероятным, и в будущем произойдет исполнение этих слов, то следует ожидать исполнения этого благословения в первую очередь в Иерусалиме на верующих иудеях, поскольку в словах Иоиля особо выделяется гора Сион в Иерусалиме (ст.32), а уж затем это благословение, по примеру раздаяния даров Святого Духа в первом веке, распространится и на язычников. Это место потому должно бросать густую тень сомнений на притязания современных харизматиков, ибо “родословие” их даров берет начало откуда угодно, но только не с горы Сион в Иерусалиме.
В связи с притязаниями на обладание дарами Святого Духа, возникает много вопросов. Таких, например, как и почему сейчас можно в изобилии услышать о “дарах” говорения языками и исцеления, и совсем не слышно (по крайней мере это касается автора) о дарах пророчества, или различения духов?
Хотя известны несколько современных “демонстраций” иммунитета через Святого Духа от укусов ядовитых змей - но они, увы, все заканчивались плачевно.
К какому же выводу можно прийти, наблюдая такие притязания и неудачи?
И опять, почему притязания на чудесные исцеления, как кажется, всегда относятся к нервно-паралитическим болезням, болезням, которые непосредственно связаны с психикой? Или же к внутренним болезням с неопределенным диагнозом? То есть, когда после возложения рук исчезают внутренние, не известного происхождения, боли, а больные артритом пальцы начинают сгибаться и разгибаться? Не зависит ли в подобных случаях результат “исцеления” от сильного желания больного? Стоит однако заметить, что к страдальцам, исцеленным таким способом, позже болезнь всегда возвращалась. Разве Святому Духу не возможно исцелить раз и навсегда?
А почему никогда не было примеров исцеления сломанной ноги или восстановления ампутированного члена, или мгновенного излечения проказы? Одно такое исцеление смогло бы опровергнуть и удалить навсегда любое недоверие!
Дочитав до этого места, читатель может сказать себе: “Значит в наши дни не возможно излечиться с Божественной помощью? Значит такое благословение исчезло навсегда?”
На это есть простой и твердый ответ. Во все времена Богу было угодно слышать обращенные с верой к Нему молитвы, и часто, хотя и не всегда, отвечать на набожный крик о помощи. Такие, как Давид, Иов, Езекия, Епафродит избавились от серьезных заболеваний - и безо всякого возложения рук какого-либо обладателя дарами Святого Духа. То же самое возможно и сегодня. Отец Небесный всегда готов “приклониться и услышать” отчаянные молитвы Его чад.
Однако это совсем не означает, что мы вправе ожидать ответа от Бога на все наши молитвы так, как нам того бы хотелось. Апостол Павел считал, что его делу в Господе серьезно мешает то, что он называл “жалом во плоти”, и три раза молил, чтобы оно было от него удалено (2Кор.12:7,8). Но ответом было твердое “нет”. Богу виднее! А то, чтобы все оставалось так как есть, как явствует из этого примера, было лучше и для самого Павла.
Важно понять различие между исцелением через молитву Богу сущему на небесах, и через дар Святого Духа от какого-нибудь раба Господня.
Рассмотрим, например, исцеление Петром хромого при дверях храма (Деян.3:1-10). В данном случае не приходится сомневаться, как это происходит в наши дни, в том, что Господь ответил внезапной исцеляющей силой. Петр уже обладал ею, и использовать ее или нет, было его правом выбора. Здесь, при дверях храма, он решил воспользоваться ею - и тут же человек был вылечен, начав ходить и прыгать так, как никогда не делал этого в жизни.
Те, кто претендует на обладание дара исцеления сегодня, должны демонстрировать нечто подобное. Но могут ли они?
Сегодняшние Пятидесятники (“Духовная Церковь”) постоянно и настойчиво требует веры в исцеляемом до начала самого процесса исцеления. Как это сильно отличается от исцеления хромого Петром или воскресения им Тавифы (Деян.9:36-41), или от чудес, совершенных Филиппом среди Самарян (Деян.8:7), или от исцеления Павлом бесноватой в Филиппах (Деян.16:16-18), или же от возвращения им же к жизни Евтихия, упавшего из окна третьего этажа (Деян.20:9-12).
И наконец, почему каждая церковь, претендующая на обладание Святым Духом, имеет в своем учении что-нибудь не Библейское? Если бы Святой Дух действительно присутствовал в этих церквах, не должна бы тогда установиться полная гармония между их учением и учением Библии? Трудно поверить, что дары Святого Духа были даны Господом, чтобы помогать учить тому, что не является истиной. Однако снова и снова можно обнаружить в церквах Пятидесятников отклонения от основных истин Слова Божиего.
Апостол Иоанн предложил следующий тест для проверки:
“Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога”(1Ин.4:1-3).
Хотя и неприятно писать об этом, но факт остается фактом, что при ближайшем рассмотрении всех по очереди церквей Пятидесятников, претендующих на обладание дарами и руководство Святым Духом, обнаруживается, что верования их сильно разнятся от учения Библии. (Краткий тому пример. Когда эта брошюра уже была готова к публикации, один из моих друзей Пятидесятников заявил о своей вере в то, что после смерти души истинно верующих отправляются на небеса, чтобы пребывать там вечно вместе с Иисусом Христом. Его наставники, Пятидесятники, никогда не рассказывали ему о таких элементарных вещах, как воскресение и суд в последний день. Для получения более полной информации по этому и другим вопросам, вы можете написать по адресам, указанным в конце этой брошюры).
Все это должно нас, по крайней мере, приучить к осторожности.
|