Нужно ли Христианам платить десятину?
Вступление
С одной стороны я совсем не против десятины. Если верующий хочет платить ее, то почему бы и нет? И все же меня недавно сильно удивили некоторые разговоры с моими друзьями из Техаса. Они рассказали мне, что существуют церкви, состоящие из тысяч верующих, которые все платят десятину. Пасторы таких церквей фантастически богаты. Я слышал, что у одного из них есть вертолет, на котором он летает между своими двумя приходами, каждый из которых состоит примерно по 4000 человек. И с этого-то человека паства должна брать “пример”, с человека, ставшим богатым лишь потому, что берет десятину? Просто не верится, что умные, думающие и неплохо зарабатывающие люди, могут спокойно взирать на это. Впрочем, многие члены этих церквей совсем не богаты. Они вынуждены жить в нищете, иногда не имея чем прокормить своих детей, и все равно отдающих десятину… в карманы баснословно богатых пасторов. Именно поэтому я решил, что настало время исследовать это явление с точки зрения Библии, ибо, как кажется, подобное положение вещей очень сильно порочит все Христианство.
Тысячи людей можно обвинить в том, что они никогда не утруждали себя тем, чтобы предпринять попытки исследовать самостоятельно Писания. Ах, если бы они сделали это, то были бы приятно удивлены, узнав, что они ничуть не обворовывают Бога, если не платят Ему десятину, ибо истинные Христиане призваны не платить десятину, а нести крест Иисуса. О “законе обратной связи” (т.е. если платишь десятину, то обязательно обогатишься) много говорили с телевизионных экранов различные Евангелисты, тогда как во Христе действует другой “закон” – закон временных утрат, по которому мы полностью получим все духовные благословения жизни после пришествия Христова. Мы умираем для того, чтобы жить. Мы сейчас сеем для того, чтобы в будущем пожать жизнь вечную (Гал 6,7-9). Мы ничего не должны делать, чтобы обогатиться уже сейчас. Это было бы сеянием в плоть, а не в дух. И подобное поведение, уж конечно же, не было бы угодно Господу Иисусу, Который обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его крестной нищетою. Обогатились духовно.
Люди попадаются на доверии пасторам. Это доверие настолько велико, что даже не допускает мысли о том, насколько же сильно они заблуждаются. Все в церкви создано так, чтобы человек, вольно или невольно, но делал пожертвования по воскресеньям. Господь не заповедовал такого, а вот созданные церкви – да. Один служитель как-то раз признался моему другу в том, что если он начнет проповедовать против уплаты десятины, то церковь прекратит свое существование. Мой друг возразил на это, что Библия об этом ничего не говорит. На что получил ответ: “Это не имеет никакого значения… иначе как существовать церкви, на какие доходы?”
В наше время обеспечение дела Божиего может быть поддержано верующими лишь своими добровольными пожертвованиями, зависящими от их понимания смерти Господней. И в этом нет ничего зазорного. Плохо другое. Плохо, когда слышишь нечто вроде следующего:
- неоплата десятины причиняет смерть;
- неоплата десятины является непосредственным воровством у Господа Бога;
- неоплата десятины означает прямой путь в озеро огненное.
Не так недавно один хорошо известный телевизионный евангелист во всеуслышание заявил: “Всем вам, служителям, необходимо смело проповедовать все места в Писаниях, где говорится о десятине, напоминая людям, что оплата десятины является одной из главных обязанностей верующего, ведущая его непосредственно в Царство Божие скорее, чем что-либо еще, и что, если он будет пренебрегать этой обязанностью (десятинами), то это затворяет для него вход в Царство Небесное скорее, чем что-либо еще”.
В подобном богословии спасением по благодати вовсе не пахнет, а спасение благодаря смерти Иисуса уступает месту спасению благодаря деньгам. Таким образом Католицизм меняет обличие, превращаясь при этом в Протестантизм. Заплати церкви, и у тебя будут полные лады с Богом.
Конец закона Моисеева
Единственное место в Библии, где даются заповеди о десятине, существует в законе, который был дан Богом Израилю через Моисея. Однако этот закон прекратил свое существование. Мы сейчас не под ветхим, а под новым заветом. После того, как с нами был заключен новый завет, очевидно, что ничего ради спасения из старого, ветхого завета Моисеева (такие, как десятины, например), нам уже не нужно исполнять. Павел замечает, что если мы исполняем хотя бы какую-то часть закона, то мы поэтому должны исполнять весь его, ибо неисполнение какой-то части его приносит осуждение. Таким образом совершенно недопустимо соблюдать лишь какую-то часть закона Моисеева, потому что такое положение вещей приносит проклятие (Иак 2,10; Гал 3,10). Вот, насколько это важно! Я не говорю, чтобы совсем не платили десятину, я говорю, чтобы никто не платил десятину с мыслью о том, что он тем самым исполняет заповедь, данную нам через Библию.
Изменения в законе
Иисус стал совершенной жертвой за грех и идеальным Первосвященником, Который по-настоящему смог вымолить прощение для нас. Именно по этой причине все жертвоприношения животных и священство (включая десятины, за счет которых они существовали) после Его смерти прекратились (Евр 10,5-14). “С переменою священства (от Левитского к Христу) необходимо быть перемене и закона” (Евр 7,12). “Итак, произошла отмена предыдущего установления (т.е. закона Моисеева), из-за его слабости и бесполезности - Закон ведь ничего не сделал совершенным, - и была дана новая надежда” (Евр 7.18,19; Радостная весть). А это значит, что всякие разговоры о неизменности когда-то данных Богом законов, не имеют никакого смысла, ибо ясно, что они все-таки изменялись.
Трудности с соблюдением закона
Если мы оправдываем десятину, то это означает, что мы не во всей полноте принимаем победу Христову. Это значит, что мы не принимаем Его жертву за совершенную, и что думаем, что для своего спасения, помимо веры в Него, нам необходимо делать еще что-нибудь. “Законом никто не оправдывается пред Богом… потому что праведный верою жив будет” (Гал 3,11; Авв 2,4). Наши собственные усилия в повиновении букве закона Божия, в какой бы форме они не происходили, бесполезно и не оправдывает нас, о чем, читающим эти строчки, конечно же, уже известно.
Если мы соблюдаем закон Моисеев, то должны стараться соблюдать его весь. Несоблюдение хотя бы чего-нибудь одного наводит проклятия: “а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона” (Гал 3,10).
Победа Иисуса
Из-за своих чисто человеческих слабостей мы не способны соблюдать закон Моисеев, а потому были освобождены от этого совершенным повиновением ему Христа. Своему спасению мы обязаны не своему собственному послушанию, а благодати Божией через Иисуса Христа. “Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти” (Рим 8,3). Таким образом “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою” (Гал 3,13). Именно поэтому нам больше не нужно соблюдать ничего из закона Моисеева. Новый завет во Христе заменил ветхий завет закона Моисеева (Евр 8,13). Своей смертью Христос истребил “учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас (из-за нашей неспособности полностью соблюдать его), и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту… Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе” (Кол 2,14-17). Вполне ясно, что потому что закон Моисеев был взят смертью Христовой на кресте, нам следует противостоять любому, кто требует от нас соблюдать что-то из закона, например, платить десятину, или соблюдать субботу. Как и все остальное в законе Моисеевом, это было тенью будущего, или же Христа. Вся образность закона, вплоть до Его смерти, была исполнена Иисусом Христом, а потому дальнейшая необходимость соблюдения его отпала.
Во всем Новом Завете, то тут, то там, можно найти предупреждения против соблюдения чего-нибудь из закона Моисеева. Так некоторые говорили, что нужно обрезываться по закону Моисееву, и тем самым “соблюдать закон”. Апостолы решительно осудили подобную мысль для истинных верующих: “чего мы им не поручали” (Деян 15,24). Петр о таких говорил, что они желают “возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы.
Но мы веруем, что благодатию (а не соблюдением закона Моисеева) Господа Иисуса Христа спасемся” (Деян 15,10,11). О том же самом говорит и Павел: “Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа… чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть… законом никто не оправдывается… во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им (Христом) всякий верующий” (Гал 2,16; 3,11; Деян 13,39).
Что из себя на деле представляла десятина
Если мы полагаем, что нам необходимо платить десятину, и что наше спасение зависит от этого, тогда нам нужно правильно делать это, ибо подозреваю, что в современных церквах ветхозаветный закон о десятине исполняется не правильно, не так, как о том написано в Библии. Взять хотя бы два примера.
1. У большинства граждан на Западе от зарплаты уходит около 30% на различные налоги, так от какой суммы следует считать 10%? От заработанной суммы, или от того, что остается на руках? Церкви, где используется десятина, пытаются внедрить уставы, по которым жило аграрное общество Израиля, а эти законы, явно, не подходят современному обществу.
2. Во многих церквах подписывается соглашение, по которому член церкви обязуется каждую неделю платить 10%. Без такого соглашения человек не может считаться членом этой церкви. В Библии же говорится о ежегодной десятине. Не еженедельной! А на седьмой год десятина вообще не взималась. В этих же церквах, очевидно, об этом почему-то забыли.
Три вида десятины
Необходимо знать, что по закону Моисееву отдавалось три разных вида десятины, тогда как церкви, где платится десятина, просто говорят: “В Ветхом Завете написано о десятине, а потому, давайте, платите 10% и дело с концом”. Первая десятина давалась левитам и священникам и составляла 10% от 100% от всех произведений земли за первые шесть лет (Вт 14,27; 12,19). Вторая десятина давалась по праздникам и составляла 10% от 90% того, что оставалось после отделения десятины левитам. Эта десятина поедалась пред лицом Господа и отделялась исключительно на 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы. Третья десятина отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы (Вт 14,22-29; 26,12-15; Ам 4,4-5). Ни одна из десятин не откладывалась на 7-й, субботний, год. В этот год земля покоилась.
То же самое, в качестве подтверждения, можно найти не только в Библии. О трех видах десятины писал еврейский историк Иосиф Флавий. Он писал, что “одна десятая давалась священникам и левитам, одна использовалась во время праздников в больших городах и одна, помимо этих двух, каждый третий год давалась бедным” (ср. с Тов 1,7-8).
Таким образом по Библии Израилю заповедовалось отделять десятину в течение семи лет. Когда и сколько отдавались десятины, хорошо видно из нижеследующей таблицы.
|
Семилетний цикл |
Десятина |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
6-й год |
7-й год |
Левитам |
10% от 100% |
10% от 100% |
10% от 100% |
10% от 100% |
10% от 100% |
10% от 100% |
Нет |
Праздничная |
10% от 90% |
10% от 90% |
Нет |
10% от 90% |
10% от 90% |
Нет |
Нет |
Бедным |
Нет |
Нет |
10% от 90% |
Нет |
Нет |
10% от 90% |
Нет |
Всего % |
19% |
19% |
19% |
19% |
19% |
19% |
Нет |
В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино, а позже и животные, которые были также произведением земли. И никогда десятина не отдавалась деньгами. Ко всему прочему в законе Моисеевом написано, что десятина от всех произведений земли принадлежит Господу (Лев 27,30-33).
Во время праздников деньги использовались лишь как эквивалент для покупки десятины в городе, но никогда для замены. Десятины составляли животные и то, что росло на земле. Никто и никогда не говорил о купюрах, или же о банковских чеках, которые нужно класть каждую неделю на поднос, как это делается ныне в церквах при сборах десятин.
Различия между Библейскими и современными десятинами
Обратите внимание на то, что сказано в Лев 27,30-33: “И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое…” То, что входило в десятину, не избиралось. Оно бралось наугад. Вполне возможно, что десятина бралась, как об этом часто можно слышать, из “отборной”, или же “тучной” части, но в любом случае взятое не разбиралось, “хорошее ли то, или худое”.
И, пожалуйста, задайтесь вопросом, получал ли десятины кто-нибудь еще, кроме священника? Современные пасторы утверждают, что они исполняют роль ветхозаветных левитов, которым следует отделять десятину. Однако по Библии десятиной пользовались и другие, не только священство. Это были бедные, чужеземцы, сироты и вдовы. Они получали десятину каждый третий год, называемый “год десятин”.
В Библии говорится о десятинах сельскохозяйственной экономики. Нам ничего не известно о том, как отделяли десятину горшечники, плотники, купцы и прочие. Так что современные требования платить десятину пасторам вообще никак не обосновывается Библией.
Подумайте о том, что написано во Вт 14,26: “и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое”. Часто можно услышать, что Иудейская десятина употреблялась на празднество (если хотите), и поедалась “пред лицом Господа”. Заповедь Божия о десятине включала в себя “чего пожелает душа твоя”, в том числе вино и сикеру! Только представьте себе, как вы ежегодно во время празднества используете десятину от всего того, что вам произвела земля! Из этого места следует, что люди радовались, собираясь вместе, празднуя пред Господом то, что принесли пищу в дом Его. Согласитесь, что этот дух далеко не похож на тот, что присутствует при сборе десятины в современных церквах, где 10% ваших денег идут в церковь и, как правило, пастору. И никому больше!
|