ЕККЛЕСИАСТ, ПЛОД РАСКАЯНИЯ ИЛИ НЕТ
Авторство Книги Екклесиаста подвергалось сомнению некоторыми исследователями Библии, которые приписывали ее более позднему сочинителю, однако внутренние свидетельства самой книги ясно показывают, что писал ее Соломон. Уже в первой ее главе мы обнаруживаем следующие слова в пользу авторства Соломона, которые мы считаем весьма простыми и убедительными, и не вызывающими никакого сомнения: "Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме... Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме" (Еккл. 1:1,12).
Мудрость Соломона
Всякий раз, когда мы пытаемся размышлять над жизнью и характером Соломона, мы сталкиваемся с массой противоречий, нашедших воплощение в одном человеке. Этот человек был наделен от Бога Израилева исключительной мудростью, огромными богатствами и поистине энциклопедическими знаниями деревьев, птиц, рыб и пресмыкающихся тварей: "И изрек он три тысячи притчей... и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его" (3Цар. 4:32-34). Всё это дает нам некоторое представление о том, какое впечатление его мудрость, знания и его необычная личность должны были производить на всех, кто имел возможность повстречаться с ним.
Помимо всего этого нам еще нужно принять во внимание откровенное свидетельство знаменитой царицы Савской:
-
"Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками... И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться..." (3Цар. 10:1-5).
Необходимо вспомнить о том, что пророк Нафан сказал Давиду, что Господь повелел ему воздержаться от сооружения Храма. Вместо него строительством должен был заняться сын Давида, происшедший из чресел его (имелся ввиду Соломон), как свидетельствует о том библейское повествование: "Пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания... Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки" (1Пар. 17:4,11,12).
Мы также помним о том, как Бог Израилев явился Соломону во сне и сказал ему: "Проси, что дать тебе" (3Цар. 3:5). В ответ Соломон испросил у Бога даровать ему "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?" (ст. 9). Мы и представить не можем, как должен был ободрить Соломона ответ Господа, когда Тот сказал ему: "Вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои" (ст. 12,13).
Отступничество Соломона
Все эти благословения, однако, сопровождались весьма своевременным предостережением, которое гласило: "И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои" (ст. 14). К сожалению, Соломон, которому надлежало знать Божьи заповеди о том, что израильтянам запрещалось брать себе жен из языческих народов, нарушил этот закон. Он взял себе дочь египетского фараона и жен из моавитян, аммонитян, едомитов, сидонян и хеттеев: "И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его" (11:3).
Стихи, которые следуют далее, описывают его падшее состояние, к которому привело его отступничество от Божьих заповедей: "Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской... Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам" (ст. 4-8).
Соломон ослушался и другой важной заповеди о том, чего нельзя было делать царю. Писания ясно предупреждали: "Только чтоб он [царь] не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: 'не возвращайтесь более путем сим'; и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно" (Втор. 17:16,17). Несмотря на то, что Соломон был достаточно благословлен богатством от Бога, он всё-таки пустился в бесконечное накопление драгоценных металлов и прочих ценностей, и регулярно посылал свои торговые суда в другие земли, в которых можно было всё это раздобыть. Вслед за периодом блестящего правления, во время которого на него обрушивались бесконечные восхваления и восторженные отзывы, и во время которого он многократно был превозносим чужеземными царями и прочей знатью, Соломон неожиданно оказался в немилости у Бога и получил от Него порицание: "И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" (3Цар. 11:9-12).
Совершенно очевидно, что чужеземные жены Соломона оказывали на него постоянное давление и требовали от него свободы в том, чтобы исполнять свои языческие обряды. Они даже смогли убедить его построить им жертвенники. Это, к сожалению, привело его к принятию и одобрению их нечестивых деяний. Весьма возможно и то, что его своенравные жены выбивали из него разного рода уступки для своих языческих народов и различные привилегии чужеземным царям и правительствам. Это выглядит особенно вероятным, если вспомнить, что одна из его жен была дочерью фараона. Очевидно, также, что среди его жен должны были иметь место постоянные распри и соперничество за обладание особыми почестями и привилегиями.
Несомненно, что чрезмерные роскошества придворной жизни Соломона, а также обильные и расточительные щедроты и пиры, раздаваемые и устраиваемые в честь приезжавших чужестранных вельмож, усугубляли и без того невыносимое бремя, под которым страдали его подданные и которое почти толкало их на восстание. Непомерное обложение налогами было призвано обеспечить его расточительный образ жизни, его грандиозные строительные проекты, а также огромную армию с многочисленной кавалерией и колесницами, и большой торговый флот.
Положение дел приняло катастрофический характер после того, как его сын Ровоам отказал посланникам от народа, которых возглавлял Иеровоам, в их просьбе облегчить бремя людей: "Тогда Иеровоам и все собрание Израильтян пришли и говорили Ровоаму и сказали: отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе" (12:3,4).
Обратите внимание на откровенную безжалостность и жесткость Ровоама, когда он отказывал им в их просьбе: "Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему... и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами" (3Цар. 12:8-14).
В этом месте, возможно, будет полезным немного отступить от темы и порассуждать над достаточно значимой фразой "во время старости Соломона". Его отход от веры его отца Давида начался, судя по всему, с того момента, когда "жены его склонили сердце его к иным богам" (11:4). Всем нам известны неприятности, которые могут происходить с людьми в преклонном возрасте. В наш век развитой медицинской науки мы пришли к пониманию общего состояния человеческого организма в преклонном возрасте, которое выражается парой специфических слов - "старческая немощь". Это состояние нередко сопровождается частичной потерей памяти и возрастающей неспособностью к сосредоточению, а иногда даже неспособностью вести себя прилично, ответственно и, в целом, адекватно. Конечно же это не говорит о том, что многое из того, что мы видим вокруг себя в отношении престарелых людей в нашем обществе, в обязательном порядке должен был испытать на себе и Соломон. Нам известно, что его трудности происходили прежде всего от того, что он полностью попал под влияние своих чужеземных жен, как мы говорили о том выше. Это воистину грустная история о благословленном Богом царе Израилевом, молитва которого, произнесенная им годами раньше при освящении им же построенного Храма, способна так волновать и впечатлять нас всякий раз, когда мы читаем ее (8:22-53).
Всё суета
Это предисловие в виде размышления о жизни и царствовании Соломона подготавливает нас к тому, что он написал в своей Книге Екклесиаста. Это труд, составленный под воздействием явного разочарования и утраты всяческих иллюзий, как видится то из постоянно всплывающей фразы "всё суета", переводимой как "пустота" и "бессмыслица" в словаре соответствий Стронга. Это весьма тревожная и возбуждающая беспокойство книга, которая подвергает сомнению многие ценности, что на протяжении значительного времени казались нам естественными и само-собой разумеющимися. Она заставляет заново осмыслить нашу жизнь, которая, если не считать наших четко определенных религиозных убеждений, в остальном в немалой степени напоминает образ жизни окружающих нас людей. Мы так же женимся и выходим замуж, с родительской любовью заботимся о своих детях и, как и другие родители, не остаемся безучастными к их развитию и образованию. Нам нравятся наши благоустроенные квартиры, мы владеем машинами и уезжаем в отпуск, когда для того наступает время. Всё это хорошо знакомые нам вещи и понятия, которые мы считаем неотъемлемой частью своей нормальной повседневной жизни, однако отчаянный вопль Соломона "всё суета и томление духа", как кажется, готов раз за разом раздаваться в наши уши с отрезвляющих страниц Екклесиаста (1:14).
Можно сказать, что Книга Екклесиаста является продуктом разума, лишившегося покоя. Мы в состоянии понять это беспокойство и даже отчаяние, которое овладело Соломоном в результате его крайне недальновидной женитьбы на столь разнообразном множестве чужеземных женщин, исповедовавших языческие суеверия. Неудивительным выглядит то, что его исключительная вера, которой была отмечена начальная стадия его правления как царя Израиля, должна была пострадать в результате всех этих тяжких просчетов и ошибок. Однако нетрудно видеть, что неизбежные муки совести, которые теперь преследовали Соломона за всё содеянное им, и его едва сдерживаемые чувства раскаяния и сожаления, заставившие его повернуться спиной ко всем искушениям, какие только способен предложить окружающий мир, наконец-то проявились в полной силе, так что он не мог удержаться, чтобы не воскликнуть: "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!" (2:11). Теперь он со всей очевидностью сознавал, что радость, которую он испытывал при накоплении неисчислимого богатства, глубочайшие познания и слава самого великого царя своего времени - всё это обесценилось многократно, так что теперь он был погружен в полное разочарование и раскаяние, заставившее его воскликнуть в сердечном порыве: "И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё - суета и томление духа!" (ст. 17).
Уроки на день сегодняшний
Возможно мы особенно ясно увидим раскаявшееся сердце Соломона в том совете, который он дает всем помышляющим о супружестве. Он призывает таковых стремиться к указанному им идеалу: "Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем... это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем" (9:9). Обратите особое внимание на мудрый совет престарелого Соломона о моногамном браке (т.е. с участием одного мужчины и одной женщины) и о нерушимости супружеских уз, соединяющих на протяжении всей жизни мужчину и женщину, вступивших в брак.
На этой заключительной стадии книги можно без труда видеть и чувствовать дух и глубину раскаяния Соломона. Со всей искренностью и со всем пониманием того, сколь огромным энтузиазмом и энергией обладают молодые люди - и мы в наши дни тоже наблюдаем это в жизни наших екклесий - он призывает их: "И помни Создателя твоего в дни юности твоей..." Но слыша эти его слова, мы, одновременно, способны чувствовать его страдания, от которых он уже не может разрешиться, ибо он обращается далее с весьма отрезвляющим предупреждением о ямах, которые поджидают человека на его жизненном пути и в которых могут сгинуть беспечные: "...доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!" (12:1).
Мы можем рассматривать Книгу Екклесиаста в качестве исключительного документа, представляющего собой весьма беспристрастный и отрезвляющий анализ некоторых так называемых "ценностей", которые не подлежат сомнению в окружающем нас мире и превозносятся им. Среди них накопление материального богатства и знаний, и обретение значимого положения в обществе. Всё это считается вполне оправданными и законными целями, к которым каждый из нас, якобы, должен стремиться. Соломон, однако, ставит на место все мирские устремления и средоточия в своем памятном заключительном отрывке книги, где он, словно аксиому, выводит не подлежащую сомнению истину, произнося ее пылко и со всяческим убеждением: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека" (ст. 13).
Осмыслив это прочувственное исповедание Соломона, мы остаемся под впечатлением о том, что он высказал его лишь после трудного и болезненного самоисследования, приведшего к глубокому покаянию. Оно изошло из его уст, возможно, имея тот самый неугасимый дух, которым были отмечены его былые молитвы, возносимые Богу Израиля при посвящении и освящении Храма, когда, стоя на коленях перед всем народом, он призывал: "Услышь моления раба Твоего и народа Твоего Израиля, какими они будут молиться на месте сем... услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй... и будут молиться на месте сем, и исповедают имя Твое, и обратятся от греха своего... тогда Ты услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля" (2Пар. 6:21,26,27).
|