Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Четверг, 06.08.2020, 19:56
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18]Иные языки [12]Израиль и пророчества [14]
Суббота [10]О Боге [47]Ангелы [24]
Что есть человек [19]О сатане и диаволе [18]Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25]Наши проповеди [78]Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Разное

Видение Даниила

1. Истукан Навуходоносора

Даниил, гл.2

 

Из-за того, что всё основное в этой главе книги Даниила настолько давно известно и хорошо знакомо, самое важное в этом откровении зачастую просматривается быстро и поверхностно. А потому единственной веской причиной для того чтобы потратить на него время может быть лишь мысль о том, что некоторые привычные толкования царского сна с истуканом, просто не верны.

«Ты – это золотая голова!» объясняет настойчивое желание Навуходоносора получить разъяснения того, что он видел. Само собой, что он и раньше видел сны, много снов, которые, если не забывались сразу, не заслуживали особого внимания. Этот же засел у него в памяти и не давал покоя. Ибо в нем царь видел истукана, в котором узнавал самого себя: «Ты – это золотая голова!»

Слова, «слово отступило от меня», приводят многих в замешательство, ибо «слово отступило от меня» далеко не равнозначно – «я забыл, что мне снилось»! Если бы он и вправду забыл сон, он бы не настаивал на его толковании. «Слово отступило от меня» было предисловием к приговору: «Либо вы расскажите мне сон и значение его, либо я отрублю вам головы».

Очевидная сумасбродность такого требования (каким его видели разнообразные дворцовые волхвы и Халдеи) заключалась в подозрительности царя. «Вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время». Последние слова звучат особенно зловеще, если вспомнить, что «времена» в то время исчислялись от начала царствования того, или иного царя (напр., гл.2,1). А потому за словами, «пока минет время», подразумевалось воцарение нового царя. Ведь эти «мудрецы» вполне могли ответить на противоестественное всем их установленным правилам чародейств и гаданий требование, ложкой стрихнина в чашке утреннего чая своего господина.

Навуходоносор не был дураком.

Над Даниилом и тремя его товарищами нависла та же самая угроза, ведь и они принадлежали к тому же самому сословию. Им нужно было обладать огромной верой, что их Бог сможет ответить в минуту опасности.

Навуходоносора должно быть немало удивила и развлекла спокойная уверенность этих молодых людей в том, что они могут выполнить все его жесткие требования.

Можно представить себе насмешливый взгляд царя, когда на следующее утро перед ним предстал Даниил. Однако стоило лишь этому юному еврею начать говорить, как царь, сидя на краю престола, замер с широко открытыми от удивлениями глазами: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан…» Н-да, здесь не было и намека на шарлатанство.

Всего за несколько минут царь мог убедиться, что этому молодому пророку можно верить, а потому Навуходоносор теперь знал, что он может целиком и полностью положиться на предложенное ему за тем толкование (чего, к огромному сожалению, совсем нельзя сказать о толкованиях нашего столетия!)

То, что части этого замечательного истукана представляют собой последовательность империй, вряд ли можно сомневаться. И, если бы в этом видении не было ничего, кроме хронологии, то толкование его было бы просто замечательным.

Вавилон – Персия – Греция – Рим. Вот традиционная историческая последовательность толкования. Да и состав истукана на удивление, как нельзя кстати, подходит ко всем им.

Однако при этом почему-то стараются не замечать две неувязки:

а) почему это вдруг, ни с того ни с сего, объектом пророчества внезапно становится история мира сего, тем самым резко отличаясь от всех остальных ветхозаветных пророчеств?

б) и почему эта последовательность империй настолько явно не полна?

На последнее нужно обратить более пристальное внимание, ибо с тех пор, как закончила свое существование четвертая империя (Рим), мир видел много других, таких же великих и могучих, как и те четыре, предшествовавшие им. Империя Чингисхана занимала всю Азию. Владычество Испанского короля Филиппа II простиралось на большую часть Европы, на всю Центральную Америку и часть Южной. В сравнении с его мощью и великолепием Вавилон смотрится довольно-таки бледно. Гений Наполеона побеждал любую армию, встречавшуюся у него на пути. Победы Александра Македонского – ничто в сравнении с ним.

В течение двух столетий на географических картах всего земного шара бросалось в глаза изобилие цвета Британской империи. Она во всех отношениях, и это очевидно, была намного величественнее всех тех четырех, взятых вместе.

А потому, если видение Навуходоносора представляет из себя сжатую мировую историю, то в чем причина таких очевидных пропусков? Само видение было исключительно и на удивление точно. Но почему не полно?

Если повнимательнее приглядеться к отдельным деталям истукана, то можно найти полный и удовлетворительный ответ.

a.     «После тебя (Навуходоносор) восстанет другое царство, ниже твоего» (ст.39). И это всё, что было сказано здесь о Персии. Причина проста: с самого начала царствования Навуходоносора Мидяне и Персы причиняли империи не мало хлопот. За очень короткое время их агрессивность стала особенно заметной. А потому было даже как-то неловко подробно останавливаться на этой серебряной части истукана.

Необходимо также заметить, что «ниже твоего» неверное высказывание о империи Персов, ибо они были намного лучше организованы, сильнее, да и просуществовали дольше Вавилонской. «Ниже твоего» – ниже на истукане. Что, кстати, показывает последовательность хода толкования этого видения Даниилом.

b.     «И еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею». Однако Греческая империя не владычествовала надо всей землей, и даже не владела всем цивилизованным миром того времени. Здесь, как впрочем и почти во всей Библии (одинаково как в Ветхом, так и в Новом Заветах), под словом «земля» следует понимать землю Израильскую. Как следует понимать слово «земля» можно определить только из самого текста. Здесь же понятно, что речь идет о положении Иудее во времена Александра Македонского.

c.     Самое интригующее из всех, описание подробностей «железного» Рима: «Как железо разбивает и раздробляет все… будет раздроблять и сокрушать» (ст.40). Однако, положа руку на сердце, надо признать, что такая характеристика совсем не подходит Риму. Ибо там, где проходили Римские легионы, за ними неотступно следовали законность и порядок. “Pax Romana” привносил в цивилизацию мир и надежную власть. Однако в этом, принимаемом всем миром правиле, было и одно досадное исключение. Палестинские Иудеи оказались очень беспокойными жителями одной из Римских провинций, испытывавших терпение Римских властей вплоть до 70 года по Р.Х. (и еще раз в 135 г.), когда все города и селения были безжалостно опустошены. Только тогда, и только в случае с Израилем, сбылось пророчество, «будет раздроблять и сокрушать».

В этих подробностях содержится очень важный ключ к разгадке сна Навуходоносора. Это не было откровением мирового хода истории. Это было откровение последовательности языческой власти, под которую подпадал на своей земле народ Божий. И было оно дано царю Вавилонскому по причине того, что он стал первым, кто включил землю святую в свою империю (у Сеннахирима сделать это не получилось, а потому Ассирия и не вошла в этот список).

Теперь можно заострить внимание и на еще одном ошибочном, но привычном, толковании Даниила 2. Вот уже несколько поколений убеждены, что персты ног частью железные, а частью глиняные, частью крепкие, а частью хрупкие олицетворяют собой разделившуюся Римскую империю периода (примерно) с 7-го века по наше время. Кто входит в этот десяток? Обширное поле для различных догадок. В «Надежде Израилевой» Д-р Томас предлагает на выбор два отдельных списка. На сегодняшний день ни один из них, естественно, не годится. И наконец, в «Толковании Даниила» он приходит к мудрому выводу, что до последних дней не возможно с полной уверенность назвать эти десять государств.

Не стоит забывать о том ключе, который был нами только что обнаружен – видение было об угнетении Израиля на святой земле. Когда, наконец, они были рассеяны широко и далеко, их история (Божественная история) резко прервалась и не возобновлялась до тех пор, пока не возникло Сионистское движение наших дней. И только теперь, после возрождения Сионизма, видение о Божественной истории Его избранного народа, опять может значить хоть что-нибудь. Другими словами десять пальцев, крепких и хрупких, не олицетворяют длительный период Европейской истории (любимая мысль многих толкователей, зиждущихся на политической подоплеке), а представляют собой десять врагов Израиля, которые будут угнетать государство Израильское в последние дни – непосредственно перед столкновением с Камнем, Мессией.

Ну, а то, что этот «камень» символизирует Мессию, не приходится сомневаться. Объяснение самого Даниила достаточно ясно: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (ст.44). Да и Сам Иисус сравнивал себя с камнем, когда говорил: «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (ст.35; Мф.21,44).

Остальное нуждается в пояснениях.

Например, кто отторгнет камень «от горы не руками» (ст.45)? Из последних слов явствует, что это будет сделано Божеством, а не человеками. Однако привычное толкование об отторжении от горы человечества, похоже, не находит прочной Библейской основы.

Более правдоподобно кажется то, что здесь просто подчеркивается божественность этого действа. Хорошо известно, что в Вавилонском пантеоне было божество по имени «Великая гора». Навуходоносору такое толкование было бы понятно.

Мысль о длительном временном перерыве, несмотря на то, что причина его дается в самом пророчестве, у многих вызывает серьезные трудности. Однако не стоит забывать, что многие пророчества о Мессии содержат в себе точно такой же разрыв: Лк.21,24,25; Мих.7,10,11; 5,2-5; Зах.9,9-11; Ис.61,2 (?). Следует особо отметить, что подобные перерывы в других пророчествах Даниила (гл.8,9,11) большинством комментаторов принимаются без каких бы то ни было затруднений.

Возможно ли определить, кем являются эти десять пальцев, десять государств, десять царей? Во-первых, поскольку камень сначала ударяет в ноги, то эти десять должны быть врагами Провидения Божия в последние дни. В Откр.17 подкрепляется этот вывод, когда говорится, что эти десять царей «будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их» (Откр.17,14). И это было главным аргументом д-ра Томаса в идентификации десяти врагов Израиля последних дней. Возможно, что об этих десяти так же говорится в Дан.7,7,8; Пс.82; Ис.13-23; а также, может быть и в Иез.38.

Два момента помогают немного приблизиться к пониманию этих десяти. «Как железо не смешивается с глиной», «они смешаются через семя человеческое» (ст.43). Дважды произнесенное слово в этом стихе – это слово «араб». Случайность, или нет?

Арабы получили свое название из-за того, что они составляют смешанное потомство от Измаила, Лота и Исава[1]. «Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим». Возможно, хотя и под большим вопросом, арабы в последние дни будут восстанавливать государство Израильское, но «на расстоянии вытянутой руки», не смешиваясь, с Израильтянами.

Можно возразить, что образ «железа и глины» никак не связан с продолжением Римской империи («голени железные»). И это действительно так! И здесь не стоит упускать из вида толкование самого Даниила: «Частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа». Другими словами, речь здесь не идет лишь о Риме, а о железной крепости, о силе царства.

 

2. Сумасшествие Навуходоносора

Даниил, гл.4

 

Здесь повторяется ситуация Дан.2: царь опять очень сильно желает знать значение своего сна, волхвы не могут ничем помочь, после чего выступает Даниил и рассказывает о Божественном провидении над Вавилоном.

Есть нечто странное в том, что после предыдущей неспособности своих чародеев и гадателей, Навуходоносор не избавился от этих шарлатанов. Возможно, это произошло из-за того, что священство («Халдеи») имели большое влияние при его дворе?  Открытая неспособность этих ученых людей истолковать последний сон о большом дереве, вполне могла быть и нарочитой. Легко видеть, что этот сон не предвещал ничего хорошего, а потому им совсем не хотелось рисковать испортить и без того натянутые отношения с царем, предсказывая ему неприятности.

А потому они предоставили эту возможность Даниилу. Был ли он на самом деле «главой мудрецов»? Или же эти слова говорят о том, на кого пал выбор? И почему он пришел после всех? Об этом ничего не сказано.

Даниил также немного замялся. Однако, понуждаемый царем, он все же в нескольких словах рассказал, что предвещает сон, прибавив от себя, что исполнение его зависит от покаяния. Что и было принято во внимание. Но на время. Ибо сон все же исполнился, хотя и через год. Возможно, со временем предупреждение стало постепенно забываться и его место опять заняла врожденная гордыня за дела рук своих.

Говорят, что его царица была родом с гор Елама, и часто вздыхала на равнинах Месопотамии в тоске по родным горам.

«Тебе не хватает гор, дорогая? - спросил Навуходоносор, - они будут у тебя». Так появилось одно из семи чудес древнего мира – висячие сады Вавилона.

Расхаживая по этому чуду, сотворенного его гением, он хвалился: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!»

Но тут пришел суд. Царь был поражен очень странной болезнью, ликантропией[2], которая превратила его в животного. Археологи отмечают удивительный семилетний перерыв в исторической документации времен царствования Навуходоносора (Rendle Short: “Modern Discovery...” p.l46).

Вместе с выздоровлением пришло и благодарное осознание всевластия Вседержителя. Царское исповедание веры (Дан.3,31-33 [98-100]; 4,34) являет его человеком сильно набожным и высоко духовным, что, кстати, подтверждается разнообразными, дошедшими до нас, описаниями этого царя.

Для неравнодушных к последним дням особый интерес составляет период в «семь времен», популярное толкование которых, следующее:

7 времен

=

7 годам

 

=

7 х 360 дней

 

=

7 х 360 лет (!!!)

 

=

2520 лет

Таким образом, подсчеты (в соответствии со здравым смыслом) приводят к 1914 году по Р.Х. И толкуется это, как время сумасшествия народов.

Во всей разноголосице мнений по этим подсчетам ни у кого не вызывает сомнений лишь одно: «семь времен» – это буквальные семь лет. Всё остальное в полном тумане, особенно то, что касается идеи о сумасшествии народов вплоть до 1914 года, ибо мир никогда не был столь сумасшедшим, как после 1914 года.

Нужно ли еще что-нибудь добавить, что бы предупредить читателя от глупости подобных толкований?

 

Даниил, гл.4. Дополнительные примечания.

 

Навуходоносор должен был особо относиться к кедрам Ливанским, ибо он сам был им.

«В тени его (Вавилона) я собрал всех в мире».

«Своею рукой я срубил могучие кедры».

«Меродах… благоприятствуй моей рубке леса».

Надпись на барельефе: «образ моей царское персоны» - срубленные кедры.

Ст.7. Основан на Иез.31,3,13.

Ст.11. Та же судьба, что постигла Ассирию. И за то же самое.

Ст.13. «Все общественные работы прекратились на четыре года».

Ст.14. Уничиженный. Навополассар – «ничей сын – мне – великолепный».

Ст.14. В Ис.10,5 можно найти более раннее исполнение.

Ст.22 и 24. Предопределение и случайность здесь идут рука в руку.

Ст.27. Например, мост Навуходоносора через Евфрат был длиной около 123 метров и шириной около 21 метра.

Семь лет. Характеристика царя. Ибо за столь длительный срок у него странным образом не была отобрана власть.


3. Написание на стене

Даниил, гл.5

 

 Нужно обратить внимание на хронологическое несовпадение глав книги Даниила. Порядок их должен бы быть таковым: 7, 8, 5, 9, 6, 10-12.

До сих пор не умолкают споры об участниках этой драмы пятой главы: Валтасаре, царевне и, особенно, Дарии.

Последовательность царствования в Вавилоне сейчас относительно точно установлена. За долгим царствованием Навуходоносора (44 года?) последовало краткое воцарение (2 года) его «злого сына» Меродаха. За ним, также недолго, царствовал зять Навуходоносора, Нериглесар[3]. После него на престол был поставлен 9-ти летний мальчик, Лаборосарход, которого очень быстро сменил Навонидус (Набонидус), первосвященник из Харана.

Во время, с которого начинается Дан.5, Навонидус со своим войском был вне страны, возможно, пытаясь остановить нашествие Персов, а может быть и еще по какой другой государевой надобности. А потому в это время вместо него в столице оставался его сын, Валтасар, не упускавший возможности во всю насладиться преимуществами своего положения. Документы 12-го и 13-го годов царствования Навонидуса упоминают Валтасара, как наследника престола.

Возможно, это была годовщина взятия Иерусалима при Седекии (так утверждает Талмуд), подтолкнувшая к мысли получить удовольствие от антисемитской выходки в этот знаменательный для всех Иудеев день. Перед большим стечением изрядно выпивших господ и «дам» были принесены и представлены на обозрение всё святое великолепие храмовых сосудов, среди которых находился также и светильник.

Разве не достойны были боги, даровавшим такую славную победу над евреями, подобающего им прославления, дабы они также помогли победить бы еще и персов? Не стало ли такое прославление «богов золотых и серебряных» прототипом современных тостов?

Увы, такая «набожность» не приносит пользы. Кир, предвидя происходившее, преспокойно ожидал вне стен неспособного к защите Вавилона.

Кстати, этот самый зал, где происходил пир Валтасара, с массивными кедровыми дверями, с боковыми комнатами для уединения и расписанный историческими картинами, был раскопан археологами.

И в самый разгар пира на стене появилась писавшая рука. При виде её ужас охватил тут же протрезвевшего Валтасара. «Тогда царь изменился в лице своем» (буквально: «изменилась его светлость», ибо он был «просвещенной» особой). «Связи чресл его ослабели». Диарея?

Сразу же последовал громкий призыв толкователей знамений. Однако они предпочли за лучшее промолчать, чем сделать какое-либо предположение о значении написанного (возможно, они уже состояли в заговоре с персами). А потому ради собственной безопасности они притворились ничего не знающими. Был бы здесь Навуходоносор, им бы не удалось так легко отделаться.

 «Я должен знать»,- настаивал Валтасар. И тут же ему на помощь пришла царица, Нитокрис. Сначала она была женой Навуходоносора, теперь же (по политическим соображениям) была взята в супруги Навонидусом. «Королева-мать» не была пьяна, как другие, а потому и смогла припомнить имя Даниила, который ныне, возможно, был на покое (гл.8,27). Он может «толковать загадочное» – знание Даниилом Писаний не осталось не замеченным.

Ответ пророка на все уговоры и обещания царя был краток и суров (ст.22 и 23; в противоположность гл.4,16). Упомянув о пережитом Навуходоносором, он объяснил значение написанного. Вавилоняне верили в существование «Книги судеб», писавшейся Бел-Меродахом и, возможно, думали о ней в данный момент.

МЕНЕ: дни царства твоего исчислены – на этом делается особое ударение повторением этого слова дважды.

ТЕКЕЛ (слово родственное еврейскому сиклю, «шекель»): ты сам и твоя политика взвешены на самых точных весах Божественного суда, и найдены слишком легкими.

ПЕРЕС: под этим словом, обычно, подразумевались Персы. Однако оно больше ближе к еврейскому слову со значением «разделять, разрушать», что и подтвердилось событиями той же ночью. Но почему такое странное отличие?

УПАРСИН: приставка «у» – арамейское «и». Остальное – медленное, как бы по слогам, повторение предыдущего слова во множественном числе. А потому является подтверждением разделения царства, подтверждением того, что оно точно разрушится.

Так оно и случилось!


[1] Больше о враждебности арабов к Израилю в последние дни можно узнать из «Евреи, Арабы и Библейское пророчество»
[2]Название болезни, образовавшееся от двух греческих слов, λύκος (волк) и ăνθρωπος (человек).

[3]Здесь и дальше точность перевода имен, не встречающихся в Библии, не гарантированна (Прим. переводчика).

Категория: Разное | Добавил: Вериец (03.07.2008)
Просмотров: 953 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2020