4. Ветхий днями и Сын человеческий
Даниил, гл.7,9,10,13,14
Прежде чем погрузиться в изыскания по четырем зверям из 7-й главы, необходимо уделить некоторое внимание нескольким стихам из той же главы с описанием Небожителей.
Общепринято считать, что Ветхий днями – это прославленный Христос, а Сын человеческий – святые.
И это, если повнимательнее приглядеться, совершенно не верно. Одно то уже абсолютно не правильно, что имена здесь трактуются не принимая в расчет всех остальных мест Библии, где они встречаются. Кем еще может быть «Ветхий днями», если не Самим Вседержителем?! Сын же человеческий, естественно, - Господь Иисус.
Для начала докажем последнее.
a. Иисус называет Себя «Сыном Человеческим» около 80 раз. Предпринимаются также не очень убедительные попытки связать это имя с Иезекиилем, который также называется «сыном человеческим» и с Пс.8,5. Второе, возможно, могло бы иметь какую-нибудь ценность, если бы не сравнение со следующим пунктом «b», понижающим эту ценность до нуля.
b. «Знамение Сына Человеческого на небе… и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24,30). Это – Дан.7,13. Упоминание же в следующем стихе Ангелов – Дан.7,10.
c. «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы (Ветхого днями?) и грядущего на облаках небесных» (Мф.26,64).
d. «На облаке сидит подобный Сыну Человеческому… золотой венец… острый серп» (Откр.14,14). Сравните также с подобным «Сыну Человеческому… грядет с облаками» (Откр.1,13,7).
e. «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7,56).
Нужно иметь мужество (безрассудность?), чтобы отрицать какую бы то ни было связь только что перечисленных мест с Дан.7,13. А ведь это – только начало. В Библии можно найти гораздо больше мест, которые говорят, что в этом видении Даниил видел Отца и Его прославленного Сына.
Например, очень много общего между видением Ветхого днями с запоминающимися описаниями восседающего на престоле Вседержителя в Иез.1,16-20,27 и Откр.4,3,5,6; 5,6,7. Другие места в Писаниях, рассказывающие о славе Яхве, о Его великолепии, об огне и колесах: Пс.103,2; 17,9-14; 49,1-4; 1Пар.28, 18. Тьмы Ангелов вокруг престола из Дан.7,10 сравнимы с Откр.5,11; Вт.33,2; Пс.67,18. Выходящая «огненная река», возможно, то же самое, что и «свод», «подобие работе из чистого сапфира», «море стеклянное» (Ие.1,25,26; Исх.24,10; Откр.4,6; 15,2).
Если же кто-то скажет, что «волосы главы Его – как чистая вóлна» (ст.9), одно и то же, что и образное описание прославленного «Сына человеческого» в Откр.1,14, то это ничего не доказывает, ибо Сам Иисус говорил, что «Сын Человеческий» придет «во славе Отца Своего» (Мф.16,27), а потому такое сходство вполне естественно.
Очень грубая ошибка видеть в «Сыне человеческом» этого пророчества «святых, истинных верующих». «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное…» (Дан.7,14). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное» (ст.27). Сравнивая эти два места, обычно приходят к ошибочному выводу, что «Сын человеческий» - это святые. Такой вывод, мягко говоря, не дальновиден. Если царство дается Мессии, не означает ли это, что оно одновременно отдается и в руки Его святых? И что «доказывает» это?
Однако среди всех подобий находится одна важная, требующая разъяснений, разница. В первом месте говорится о «шествии» Сына человеческого, о Его «пришествии», возвращении на землю, тогда как Дан.7 и Откр.5,6,7 уже являют Сына Человеческого пред престолом Отчим.
Впрочем, этому есть простое объяснение. Два последних места (как и вознесение на облаке в Деян.1,11) рассказывают о славном принятии пред лицем Отчим вознесшегося Господа. А потому вполне возможно в Дан.7,13 небесное отражение дня очищения, когда первосвященник входит в Святое святых с облаком благовонных курений и с очистительною кровью приемлемой Жертвы. Нельзя настаивать на безоговорочном принятии такого толкования, но нельзя и исключать возможного прообраза Лев.16.
5. Четыре зверя
Даниил, гл.7,1-7,17-23
Здесь, вне всяких споров и сомнений, образно предсказывается будущее четырех империй, которые были показано еще истуканом Навуходоносора. И все же пророк Господень видел это, правда с той разницей, что царь видел в видении образность блеска и могущества человеческого, тогда как Даниил – четырех ужасных зверей. Причина такого двойного и различного повторения видения просто объясняется в Быт.41,32.
Об этих четырех зверях сказано, что они вышли из моря. Кстати заметим, что уже предпринимались попытки истолковать их происхождение из Средиземного, или Великого моря. Чего быть не может по очень простой причине – такое толкование не подходит к Вавилону и Персии.
Более правдоподобно, что «море» – это «огненная река» (Дан.7,10), «свод» (Иез.1,25,26), «нечто подобное работе из чистого сапфира» (Исх.24,10), «море стеклянное» (Откр.4,6; 15,2) пред престолом Вседержителя. Другими словами, эти империи возникли и существовали всего лишь благодаря провидению небес. Здесь даже можно пойти еще дальше, предположив, что эти четыре отвратительных зверя олицетворяют собой четырех Ангелов Божиих, непостижимым образом творящих зло среди народов мира.
Так и напрашивается связать ст.3 с обетованием, данным Аврааму, о «песке морском» (Быт.22,17). Возможно, что это тонкий намек на то, что речь в пророчестве идет о земле Израильской, о семени Аврама и его врагах (ср. с Откр.13,1).
И подтверждение вывода о том, что четыре империи притесняли Израиль, находим в Ос.13,7,8, где стоит обратить особое внимание на, «они (Израильтяне) забыли Меня» и на, «погубил ты себя, Израиль» (ст.6,9).
Лев с птичьими крыльями был знаком Даниилу как образ Ассирии и Вавилона, ибо в обеих странах он символически охранял вход в храм и во дворец (толкование Библией см. в Иер.49,19; 50,17). Барельеф Кира в Персиполисе изображает Вавилон в виде льва с пропоротым мечом брюхом. В книгах Иеремии, принадлежавшей библиотеке Даниила (Дан.9,2), высказывается точно такая же мысль.
Этот зверь «стал на ноги, как человек, и сердце человеческое (было) дано ему» (Дан.7,4). Это уже было не пророчеством, а историей, напоминанием о том, что не так давно произошло с Навуходоносором (гл.4).
Медведь, зверь обитающий в горах, был легко узнаваемым образом угрожающе растущей могучей Персии. Персы представляли собой гораздо большую угрозу, чем Мидяне бывшие пред ними.
Все цари, подходящие под толкование, должны также вмещать в себя и «три клыка во рту у него, между зубами его» (ст.5):
a. завоевателей с севера, упоминаемых в Иер.51,27;
b. трех «крупных» завоевателей: Вавилон, Лидию и Египет;
c. три направления, по которым шло завоевание: северо-восток, восток и юго-восток.
Третьим зверем был быстрый, крылатый барс – подходящий образ Греции. Всего лишь десять лет понадобилось Александру Македонскому для завоевания территории, простирающейся аж до Индии. Четыре крыла и четыре головы намекают на разделение империи на четыре, управляемые наместниками Александра, части.
Четвертым зверем, страшным и ужасным, и весьма сильным, несомненно является Рим. Возможно, что «большие железные зубы» – это то же самое, что и железные ноги у истукана, ну, а слово «сокрушает» встречается и там, и там (Дан.2,40).
О судьбе этих четырех животных кратко сказано, что «отнята власть их (ранее), и продолжение жизни дано им только на время и на срок» (Дан.7,12). Последнее слово, возможно, хотя и не бесспорно, указывает на пасху («время»), когда Рим начал осаду Иерусалима, закончившуюся пяти месячным «сроком», в течение которого святой город был попираем (также см. комментарии на восьмую главу Даниила).
6. Небольшой рог
Даниил, гл.7
Точно так же, как четыре зверя параллельны четырем империям в металлическом истукане Навуходоносора, так и десять рогов – десяти пальцам (перстам). Ну, а потому что нашлось столько много оснований полагать, что десяти перстное пророчество относится к последним дням, то это значит, что то же самое можно сказать и о десяти рогах. Ибо такой вывод напрашивается сам собой.
Очень важно, прежде всего, отметить, что то, что написанно о небольшом роге в Дан.7, повторяется в описании зверя в Откр.13,1-13:
a. «уста, говорящие гордо» (ст.25; Откр.13,5);
b. «сорок два месяца», времена, время и полувремя (ст.25; Откр.13,5);
c. война со святыми (ст.25; Откр.13,7);
d. «до конца» (ст.26; Откр.17,14);
e. имеет все качества четырех предыдущих угнетателей «святых» (Откр. 13,2).
Если правило толкования Писания Писанием вообще стоит чего-нибудь, то отсюда следует неизбежный вывод, что зверь Откровений – то же самое, что небольшой рог Даниила.
Бывшие раньше комментаторы отчетливо видели эту родственность. Однако их бескомпромиссная борьба с папством, а также ошибочное и совсем не Библейское толкование времен «день за год», заставляли искать исполнения этого пророчества в хронологическом ходе истории человеческой. Однако, чтобы с этим согласиться, существует слишком много «против»:
a. три исторгнутых с корнем рога приравниваются к трем состояниям папства; такое толкование слишком тривиально из-за своей мелочности, чтобы быть правдой – даже в редких книгах по истории упоминается эта мелкая тема;
b. под «святыми», особенно во времена Реформации, подразумевали «истинных верующих»; однако под «святыми» в Ветхом Завете (напр., в Псалтири), да и у Даниила (напр., гл.12,7; 8,24), это слово всегда относилось к Израилю, народу святому;
c. это гонение продолжалось «доколе не пришел Ветхий днями», т.е. до последнего Божественного вторжения в дела человеческие; преследования же папством протестантов закончилось двести лет назад, а Царство Небесное так и не настало (ирония судьбы, но истинные верующие времен Реформации подвергались большим гонениям со стороны фанатично настроенных протестантов, чем от католической церкви);
d. «до времени и времен и полувремени»; обычно на эти слова смотрят, как на 3½ х 360 дней (лет!), соотнося этот длительный период времени с «властью» папства; однако все времена, сводящиеся к 1260 годам, уже прошли, а Ветхий днями все еще не явил Себя – очевидно, что-то не так в подсчетах?
Пришло время снова подыскивать более убедительные (и основанные на Библии) толкования.
Всё и в Дан.7, и в Откр.13 и 17 призывает видеть в «святых» Израиль, народ Божий, и их политических врагов в последние дни, в последние 3½ года скорби великой. Против Дан.12,7 вряд ли можно что-то возразить: «К концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится».
И это не противоречит всему остальному: ни десяти перстам, которые были разбиты Камнем; ни трем рогам, исторгнутым другим рогом, восставшим после остальных, последним врагом Израиля; ни десяти царям, отдавшим свою власть и силу зверю, чтобы тот смог вести брань с Агнцем и быть побежденным Царем царей и Господом господствующих.
Все упоминания 3½ лет у Даниила и в Откровениях гладко вписываются в подобный ход событий. То же относится и к пророчеству об Илии в Мал.4, ибо несколько раз в Писаниях подчеркивается, что его пророческое служение продолжалось «три года и шесть месяцев» (Лк.4,25; Иак.5,17), что повторится и в последние дни. (Больше об этом там, где говорится о «семи седминах»).
После этого «зверь» будет «убит… и тело его» сокрушится и предастся «на сожжение огню» (Дан.7,11; Откр.19,20).
7. Овен и козел
Даниил, гл.8
Ни в одном другом видении, как в этом, не встречается так много нарочитых повторений, как «явилось… видение… явилось… и видел я… и видел я в видении…» Шестикратное повторение привлекает внимание и говорит о важности этого откровения.
Причина борьбы между овном и козлом ясно показана в ст.20 и 21: два рога овна – цари Мидийский и Персидский, а воинственный козел – царь Греции, с большим рогом, Александром Македонским, образователем империи. Четыре рога, заменившие его место, представляют собой образ разделения империи на четыре части (см. комм. на гл.7,6).
До этого толкование просто и очевидно. Однако с 9-го стиха все становится не столь просто и ясно, ибо здесь появляется еще один «небольшой рог», вышедший из одного предыдущего, который «разросся к югу (Египту) и к востоку (Сирии) и к прекрасной стране» (Израилю).
Толкование этого места колеблется между Антиохом Епифаном (2Мак.10,9), бешеным преследователем Иудеев, и неожиданным расширением влияния Рима до Евфрата. Современные толкователи упрямо держатся за второе, будучи не известно, почему уверенными, что книга Даниила была написана в третьем столетии до Р.Х.
Ничего не решает в данном случае и ст.10: «И вознесся до воинства небесного (см. Ис.14,13), и низринул на землю часть воинства и звезд (см. ст.13) и попрал их».
Больше подробностей дано в ст.11: «И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его». И это произошло «за нечестие», за то что «он повергал истину на землю» (ст.12).
В этом месте следует обратить внимание на следующее:
a. слово «место» означает «место святыни»;
b. Вождь воинств – это Михаил Архангел, которому вверены дела Израиля (см. Дан.12,1; 10,13,21; Нав.5,14; Исх.23,20);
c. «истина» - обетованные заветы, которые были отвергнуты Израилем;
d. святыня не была попираема (см. Лк.21,24) вплоть до 70 г. по Р.Х.;
e. эта разрушительная сила называется «мерзостью запустения», которую определил Сам Иисус Христос в Мф.24,15: «Когда увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте…»
Всё это связывается с загадочным периодом. «На сколько времени… святыня и воинство (храм и народ) будут попираемы?… На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (ст.13 и 14).
И тут все комментаторы в один голос приносят свои извинения за неспособность истолковать это время по причине двух, никуда не вписывающихся, но очень важных моментов:
1. вечер – утро может быть только днем, ежедневным жертвоприношением (два за 24 часа);
2. «две тысячи» появились через несколько сот лет после Даниила, когда переписчики Библии произвольно превратили ключевое еврейское слово, означающее «тысячи», в «две тысячи» прибавив еще один гласный звук [4] превратив ЭЛ’ПИМ (тысячи) в ЭЛ’ПАИМ (две тысячи).
С такой, почти 100% уверенностью в правильности замены, получаем, тысячи и сто пятьдесят дней (с двумя жертвоприношения каждые 24 часа), или другими словами, тысячи любых дней и сто пятьдесят, особо важных пять месяцев.
Можно решить, что совершенно случайно Иосиф Флавий, ничего не понимавший в пророчестве из Дан.8, пишет о том, что осада Иерусалима, начавшаяся на пасху в 70-м году, продолжалась ровно пять месяцев? Но еще до начала этой Иудейской войны, книга Откровение предрекала, и в подробностях, об этом в Откр.9,5,10.
Но и это еще не все!
В объяснении, данном Даниилу, ясно говорится, что это пророчество «относится к концу времени», к тому, «что будет в последние дни» (ст.17 и 19). И это было особо отмечено тем, что пророк был «без чувств» – очевидный образ смерти и воскресения (Быт.15,12; 2,21; Иер.31,26; Лк.9,32; Откр.1,17).
И в самом деле, здесь добавляется такое объяснение, в котором Римскому разорению земли, уже не находится места. «Восстанет царь наглый и искусный в коварстве (что бы это значило?); и укрепится сила его, хотя и не его силою (ср. с Откр.17,13), и он будет… губить сильных и народ святых… и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» (т.е. Божественной силой; ст.23 и 25; Откр.17,14).
Итак, как о том ясно сказано в ст.26, «видение о вечере и утре… относится к отдаленным временам». Его исполнение, которое подробно описано в ст.23-25, должно также произойти еще и в последние дни. При пятой трубе (Откр.9,5,10) повторятся эти «пять месяцев» суда, определенного Израилю, и в гораздо большей степени, чем то было в 70-м году.
Это время – время определенное (ст.19), назначенное. У Иудеев большей частью под «определенным временем» понимались большие праздники. Здесь – либо пасха, либо праздник кущ.
Впрочем подобные выводы нельзя почитать неизменными, ибо Сам Господь уверял верных Своих, что «ради избранных сократятся те дни» (Мф.24,22). Как и почему? Он не объяснил. Помочь ответить на эти вопросы может 2Пет.3,11,12, при условии, конечно, если избранные Его будут обращаться к Нему с искренней и горячей молитвой (Ис.62,6,7).
Только что упомянутое условие было той причиной, по которой Даниил был удостоен объяснения Гавриилом (ст.16). Оно было ему даровано потому, что он с молитвой «искал значения его». Для настоящего верующего совсем немаловажно сознавать, что на его искренние молитвы отвечает Божий Ангел Гавриил (Лк.1,26,30,13; 22,43,44; Дан.9,21; 10,12; 6,11,22; Деян.10,30,31; Иер.32,16,18 – «Гавриил» означает, «Сильный Божий»).
|