Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Четверг, 06.08.2020, 18:30
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18]Иные языки [12]Израиль и пророчества [14]
Суббота [10]О Боге [47]Ангелы [24]
Что есть человек [19]О сатане и диаволе [18]Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25]Наши проповеди [78]Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Разное

Самсон (часть 2)

САМСОН (часть 2)

 3 Самсон и Иов
Во времена, когда Иов был смирён и осмеян, когда его духовное самомнение достигло небывалых высот, Иов был очень ясным образом Самсона, да таким, что Самсон должен был обязательно понять это, особенно, когда молол в доме узников. Ведь и Иов так же страдал от ослепления (Иов 11,20; 17,5; 19,8; 30,12).

Последние слова Иова

Самсон и его конец

Иов 30,1: осмеян младшими.

Суд 16,26

Иов 30,6: беззаконные живут в ущельях

Суд 15,8

Иов 30,9: “Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их”.

Суд 16,25

Иов 30,11: “Он развязал повод мой и поразил меня”.

В Суд 16,8 употребляется то же самое евр. слово и переведено как “тетива”, т.е. тем, чем связывали Самсона. Через несколько недель (?) Бог поразил его через Делиду (Суд 16,19).

Иов 30,12: “С правого боку встает это исчадие, сбивает меня с ног… А мою стезю испортили: все успели сделать к моей погибели”, - что говорит о плохом зрении Иова и насмешках молодых.

Именно это произошло и с Самсоном. Еврейское предание гласит, что отрок понуждал его танцевать, тыкая в бока Самсона палкой (Суд 16,25,26).

Иов 30,17: “Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя”.

Как Самсон, так и Иов сумели в жизни познать грядущий крест Христов: неестественная темнота, пронзенные кости, не утихающая боль мышц. Самсон до изнеможения танцевал потешая Филистимлян, Господь же вынужден был надрывать Свои жилы, для того чтобы дышать.

Иов 30,19: “Он бросил меня в грязь (образное выражение, означающее темницу), и я стал, как прах и пепел”.

Самсон в доме узников был как самый обыкновенный человек, “как прах и пепел” (Суд 16,11).

Иов 30,20: “Я взываю к Тебе… стою”.

Самсон воззвал к Яхве, и восстал (Суд 16,28).

Иов 30,24: “Верно, Он не прострет руки Своей на дом костей”.

Также и у Самсона была надежда на свое воскресение.


Самсон должен был видеть и понимать все эти образы, а потому и черпать в них для себя укрепляющие его силы и надежду. Последние слова Иова были следствием перенесенного им смирения и последующего за ним его оправдания и осуждения его врагов, которое должно было закончиться будущим воскресением. 
Можно надеяться, что и у Самсона была точно такая же надежда (задумайтесь над тем, как слова Господа, обращенные к Петру в Ин 21,13, могли бы принести ему ни с чем несравнимое утешение в Деян 12,8, если бы только он поглубже вник в них).
Но и это еще не все. У Иова есть и другие слова, которые могли бы утешить Самсона в конце его жизни: “Вот, Бог могуществен… Он не отвращает очей Своих от праведников… Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия… Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему (как Самсон), когда Он заключает их в узы” Иов 36,5-13).
 
4 Самсон и Гедеон
Желание Маноя удержать Ангела и принести ему жертву (Суд 13,15) было точно таким же, как и у Гедеона (Суд 6,18). После вознесения Ангела его вера окрепла (Суд 13,20 = Суд 6,21), а его страх также был выражен в словах, произнесенных Гедеоном (ср. Суд 13,21,22 с Суд 6,22). Возможно, Гедеон был неосознанным героем для Маноя, а Самсон во многом подражал духовности своего отца. Похоже, что он оправдывал ожидания своих родителей, впитывая в себя дух своих родителей, хотя и не присваивая его себе. Рожденные в вере знают, о чем я говорю.
Как Дух облекал Гедеона (Суд 6,34), так он сходил и на Самсона (Суд 14,6). Очень может быть, что случай, описанный в 15-й главе, когда Самсон принес с собой козленка как знак извинения за то, что убил так много Филистимлян, был намеренно им воспроизведен, как образ ревности Гедеона, ибо и тот принес в жертву Яхве козленка (Суд 6,19). Потом он берет 300 лисиц и привязывает к их хвостам факелы. Почему 300? Может быть потому, что он подсознательно думал о тех 300 человек, которые были избраны Гедеоном и о факелах в руках их, о тех 300, которые одержали победу над врагами Божиими (Суд 7,16)? Ну, а то, что 300 лисиц заменили 300 верных мужей, говорит о том, что Самсон во всем Израиле не смог найти ни одного верного, который мог бы поддержать его, а потому он и использовал животных. Очень может быть, что Самсон “сходил” к Филистимлянам, к их женщинам чтобы погубить их воинов (Суд 14,1,5,7,10 – евр. см. церковнославянский), по образу Гедеона, который так же “сошел” в стан, чтобы поразить врагов Божиих (Суд 7,9). Как Гедеон в своей ревности отделился от своих братьев, так и Самсон. Однако, кажется, что в этом Самсон подражал крайностям Гедеона, а не его настоящему духу. Возможно, Самсон находил оправдание для себя в том, что и Гедеон в расцвете сил, но в духовной слабости, весьма неразумно, начал умножать себе жен. “Если такой великий человек, как Гедеон, мог ублажать таким образом свою плоть, то и мне можно”. Он впал в ту же самую западню, в какую попадаем все мы – когда сравниваем самих себя с точно такими же братьями, как и мы, измеряя друг друга человеческим мерилом (2Кор 10,12). Должно быть, Саул понимал, что Самсон, как и он, сделал Гедеона своим идолом, но только внешне, из чего и должен был извлечь наставление для себя. Но не извлек, как то пытаемся сделать мы в этом параграфе. Он мог, но ему это было не нужно. Впрочем, то же самое происходит и с нами. Мы можем найти для себя любую необходимую для себя поддержку в слове Божием. Очень часто бывает так, что ежедневное чтение Библии предоставляет нам всю необходимую информацию для разрешения насущных проблем. Однако, если мы пренебрежем ею, а то и просто пропустим чтение, она окажется для нас совершенно бесполезной.
Когда Самсон решил поразить Газу, он вошел в дом блудницы, очевидно сознательно подражая в этом соглядатаям перед разрушением Иерихона (Суд 16,1). Впрочем, и здесь схожесть положения была лишь поверхностной, ибо и ему не чужд был синдром самооправдания на примере Писаний. Впервые это произошло с ним в молодости, когда он “сошел” взять в жены Филистимскую девушку (Суд 14,1,5,7,10 – евр. см. церковнославянский), хотя одновременно он тем самым искал случая поразить Филистимлян. Возможно, в глубине души, он очень хорошо помнил о том, как Гедеон “сошел” в стан Мадианитян, чтобы поразить их (Суд 7,9,10,11,24 – см. евр., церковнославянский). Он “сходил”, опускался как морально, так и буквально, оправдывая себя мыслями о том, что он сходит к ним точно так же, как и Гедеон. Именно так и происходят все искушения. И все это написано для нашего наставления. 
Очень важно помнить о том, что все искушения нашего Господа в пустыне, происходили у Него в душе и заключались в том, чтобы подогнать толкование Писаний к Своей выгоде для того, чтобы облегчить тяжесть креста.

Иаков
Слова, “что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно” (Суд 13,18) в точности повторяют слова, сказанные Ангелом Иакову в Быт 32,29. Так же похож и последующий за этим напавший страх (ср. Суд 13.22 с Быт 32,20). Семь дней брачного пира и предложение неверного тестя жениться на сестре невесты (Суд 14.12) напоминают то, что было когда-то пережито Иаковом (Быт 29,27), так же как и то, что младшая была красивее старшей (ср. Суд 15,2 с Быт 29,16,17). Из этого сходства положений Самсон должен был бы извлечь для себя урок, однако, как и Иаков, он все так же продолжал полагаться на свои собственные силы.
5 Самсон и Соломон
Очевидно, на Соломона Самсон оказал огромное впечатление. Очень многое, сказанное Соломоном, напоминает о Самсоне. Так, например, он говорит, что он нашел, “что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее – оковы (= “узы” в Суд 15,14); добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею” (Еккл 7,26). А множество его предупреждений опасаться языческих жен, или как об этом сказано в синодальном переводе, “чужой жены”, разве они не основаны на горьком примере Соломона (например, Пр 5,20; 6,26-28; 7,21-27). Очень часто в притчах отражаются исторические события, происшедшие в Израиле. Притча о мудром сыне, радующем своего отца и мать (Пр 23,25) и печалящий их своим поведением просто вопиет вспомнить о Самсоне. Предупреждение не смотреть на чужую жену, напоминает о том, как Самсон “увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских” и блудницу в Газе (Суд 14,1; 16,1). Блудница “сидит в засаде”, чтобы подстеречь законопреступника (Пр 23,25-28) – явный намек на Далиду и засаду, спрятанную в ее доме. И все же, Соломон, размышляя над тем, что происходило в жизни Самсона, распознал его слабые стороны, а потому и извлек для себя полезные уроки. В принципе, то же самое можем делать и мы, ибо все же существует огромная разница между знанием и верой.
Явная связь просматривается и между тем, как Самсон поймал лисиц, чтобы выжечь виноградники (Суд 15,4,5) и Песн 2,15, где звучит призыв ловить лисиц, которые портят виноградник. Похоже, Соломон, когда записывал эти слова, думал о Самсоне. Как сам Соломон, так и его языческая подруга, были собственниками виноградников (Песн 1,7; 8,11,12), и оба хотели, чтобы плоды виноградников не были повреждены (Песн 2,13,15; 6,11; 7,12,13). Впрочем, слова Соломона могут говорить так же и о его понимании горечи своего положения, если он сравнивал себя с Филистимлянами, и тем, какое опустошение нанесли им лисицы Самсона.
Дополнительно комментарии о Самсоне и Соломоне можно найти в “Самсон и Далида”.
Похожие обстоятельства в жизни случались не только в жизни чад Божиих, но и в наших жизнях. Мы можем переживать одно и то же по несколько раз. Но даже, несмотря на то, что сходство может быть отдаленным, это сходство, а также неоднократное повторение одного и того же события, может дать нам необходимое наставление, которое мы не могли постичь до сих пор, или же оно может быть нам послано в качестве наказания, за то, что мы во время не вняли ему. И все это, опять-таки, видно в жизни Самсона. Лев “рыкал” на него точно так же, как Филистимляне (одно и то же евр. слово в Суд 14,5 и Суд 15,14). Точно так же видна схожесть и в том, как его первая жена выпытала у него его тайну, с тем, как его тайну после 40 лет выудила из него другая блудливая женщина (Суд 14,15-17 = Суд 16,5,15,16). Он просто не замечал сходства, а если и замечал, то не хотел задуматься над этим. Думаю, что каждый может признаться в том, как он легко и быстро проскакивает несколько страниц, на которых описаны события, охватывающие 40-летний период жизни какого бы то ни было Библейского героя...

6 Самсон и Давид
Главное во всем этом то, что Богу угодно, чтобы мы изучали характеры тех людей, о которых Он говорит в Своем слове. И это надо делать не только в Библейских школах. 
Иов, Самсон, Иаков и проч. должны присутствовать в нашей жизни, в наших размышлениях, чтобы, в конце концов, мы смогли обрести в себе дух Самого Господа и жить по нему. Одним из образов, очевидно предназначенных для размышлений, является Самсон. Вероятно, именно по этой причине остается так много вопросов и различных мнений в толковании того, что он делал, как и его качеств, как, например - служило ли ему оправданием то, что он искал повод отмстить Филистимлянам через удовлетворение своего желания жениться на Филистимской женщине? Существует немалое число свидетельств тому, что многие Библейские герои находили вдохновение в Самсоне и, особенно, в его слабых сторонах. Манассия (2Пар 33,12,13 = Суд 16,19,28). Иеремия (см. “Изучение характера Самсона”). Неемия (Суд 16,28 = Неем 13,22,31). И, конечно же, Давид, ревностный верующий, испытавший в середине своей жизни те же проблемы с похотью (Пс 117,10-12 = Суд 16,2). Дух “почивал” на Давиде точно так же, как он сходил и на Самсона (1Цар 16,13), да так, что каждый из них мог убить льва, и ни кому до времени не рассказывать об этом. И каждому из них было при этом дано знать, что поступая так, они тем самым приносят освобождение своему народу от Филистимлян (1Цар 17,34-37). Впрочем, и сами слова Давида о том, что он будет избавлен от рук Филистимлян, очевидно, были вдохновенны Самсоном, известным как раз тем, что он в одиночку спас Израиль от Филистимского множества. Как Самсон, так и Давид доставили Израилю “великое спасение” (ср. 1Цар 19,5 с Суд 15,18). Как Самсон прославился своей любовью к загадкам (это слово встречается восемь раз в Суд 14,12-19; слова, записанные в Суд 15,16, так же написаны в форме загадки), так и Давид употребляет то же самое еврейское слово для описания того, каким образом он собирается донести до народа наставление (Пс 77,2). Так же и 3-й псалом изобилует намеками на битву Самсона в Лехе, да и написан он был тоже тогда, когда Давид был предан своим народом.
“Многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге"” - мысли Израильтян, когда они предавали Самсона в руки Филистимлян.
“Но Ты, Господи, щит предо мною” - именно так все это могло представляться со стороны постороннему наблюдателю.
“Гласом моим взываю к Господу” - что и было сделано Самсоном.
“Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня” - множество народа, собравшееся против одного человека, является явным намеком на Самсона при Лехе.
“Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих” (Пс 3,8) - на еврейском языке это место может читаться и как “ланитой”, т.е. челюстью, как и в Суд 15,16.
7 Женитьба Самсона (Суд 14,1 - Суд 15,8)
На все, что было связано с женитьбой Самсона, необходимо смотреть с учетом того, что все это было от Господа, и что он искал случая [отмстить] Филистимлянам (Суд 14,4). Господь использовал этот случай для того, чтобы Самсон начал судить Израиль (Суд 2,16,18; 1Пар 17,10). И здесь же присутствует одна из неопределенностей Писаний, которая заставляет задуматься о том, к кому относится местоимение “он”, то ли к Самсону, то ли к Яхве. Существует много мест, из которых следует, что то, что происходило вокруг них, было точно “от Господа” (Вт 2,36; Суд 11,20; 1Цар 2,25; 3Цар 12,15; 2Пар 10,15; 22,7; 25,20). А потому существует большое искушение читать Суд 14,4, думая о том, что и это также было намерением Божиим, чтобы Самсон захотел жениться на женщине и через это принести спасение Израилю от господства Филистимлян. А из этого следует, что Бог должен был понудить Самсона захотеть жениться именно на этой женщине. И это вполне возможно, ибо так же очень может быть, что Павлово “жало” во плоти было также чем-то запрещенным. Так же может быть, что это было введением Богом в искушение (Мф 6,13). Но, так или иначе, получается, что Бог действовал через неверные желания Самсона, через его человеческие слабости, используя их для исполнения Своей воли и для прославления Самого Себя.

Цель Самсона
Из того, что написано о женитьбе Самсона можно предположить, что Самсон и сам искал причину для отмщения Филистимлянам, ибо Дух Господень смущал его из-за того, почему колено Даново не воспользовалось победами Иисуса Навина и позволило победить себя необрезанным (Суд 13,25; евр.) Это слово, переведенное здесь как “действовал” встречается в Писаниях лишь в Быт 41,8; Пс 76,5 и Дан 2,1,3 и переводится как “смутился”, “потрясен”, “возмутился” и “тревожится”. Дух Божий воздействовал на дух Самсона, заставляя “тревожиться”, когда он удалялся от людей для того чтобы поразмышлять в одиночестве. И это совсем не случайно, что он был похоронен именно в том месте, где впервые пробудилось его сознание (Суд 16,31). Возможно, что он просил, чтобы его похоронили в этом месте, чтобы тем самым показать, что он, в конце концов, все же возвратился к своей первоначальной невинной духовности. 
О нем сказано, что он хотел “взять” себе жену, а это слово так же и в еврейском языке подразумевает “взять”, привести ее в свой дом. Очевидно, что у него не было желания жить с ней в ее доме, ибо он хотел привести ее с собой, чтобы она жила в Израиле, всего в четырех милях от ее родного дома. Она была “угодна пред очами” его (Суд 14,3; евр. см. церковнославянский), т.е. она не нравилась ему как женщина, а нравилась тем, что подходила для свершения его планов. То же самое слово используется чаще для того, чтобы высказаться о выгоде, а не о красоте в 1Цар 18,20 (“приятно”); 2Цар 17,4 (“понравилось”); 3Цар 9,12 (“не понравились”). То, как Самсон загадал Филистимлянам свою загадку, выглядит почти вызовом, брошенным им, раздразнить его через его же жену, как будто он побуждал сделать это ради того, чтобы получить 30 перемен одежд Филистимских... Все это говорит о замыслах Самсона, которые он имел против Филистимлян. Они должны были отгадать загадку и “найти” верный ответ на нее (Суд 14,12; евр. см. церковнославянский). А из этого следует, что они буквально нашли труп льва с медом внутри него. Они следовали за женой Самсона, как пахарь следует за телицей так, что она привела их на его потаенное место, куда он приходил размышлять и молиться, к мертвому льву (Суд 14,18). Своей жене он говорит так, чтобы она поняла и усвоила, что его еврейские родители дороже ему, чем она: “Отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?” (Суд 14,16). В Быт 2,24 сказано: “Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть”, - т.е. о том, что жена после свадьбы должна быть человеку ближе, чем родители. А из этого следует, что Самсон тем самым напоминал ей, что свою женитьбу на ней он как бы и не почитает за женитьбу, так как он просто хотел, чтобы она до времени “была при нем” примерно так же, как его Филистимский брачный друг (Суд 14,20), т.е. пока он нуждался в ней. И все же он сделал то, что было немыслимым сделать всего лишь день назад - рассказал ей то, чего бы он не рассказал даже своим любимым родителям! Таково уж непостоянство нашего человеческого естества. 
Впрочем, есть основания полагать, что Самсон все же предвидел возможность проявления своей слабости, а потому и позаботился заранее о том, чтобы это так же могло послужить во славу Божию. Очень может быть, что его жена была частью задуманного им плана, возможно, она играла важную роль в истинных интересах достижения духовных целей Самсона. Сами Филистимляне поняли это, что видно из слов упрека, обращенных ими к его жене: “Разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?” (Суд 14,16). Они полагали, что целью женитьбы Самсона было лишить их собственность, которой Самсон собирался обогатить Израиль. Похоже, что выбор Самсона далеко не случайно пал на Фимнафу (“исчислять”, “причислять”), как на город “причисленный” к Израилю. Это было наследием, причисленным к обетованной земле Дана, однако отданное ими Филистимлянам (Нав 19,43,47). А Самсон мог смотреть на себя как на “Самсона из Цоры”, как на шершня, образ Египтян, которые не так давно в Израильской истории изгнали Хананеев (Вт 7,20; Нав 24,12). Итак, перед нашими глазами рисуется картина того, как Самсон со своими родителями спускается на четыре мили отстоящей от их дома долине, и по пути сворачивает, чтобы полюбоваться виноградниками. А виноградник, как известно, является образом Израиля (Пс 79,15; Ис 1,8; 5,7; 27,2; Иер 12,10; Мф 21,41). И это должно быть было уже известно Самсону из Быт 49,11, хотя, вполне возможно, что образ виноградника для Израиля, прочно укрепился лишь в его время. Мысль о том, что Фимнафа была “причислена” Дану, а он не обладал этим городом, не давала покоя Самсону в винограднике, образ Израиля, народа, которому следовало обитать в нем. Наследие Филистимский виноградников было одним из благословенных обетований, данных Богом (Вт 6,11) и первоначально исполнившихся при Иисусе Навине (Нав 24.13). Однако над этими виноградниками снова господствовали Филистимляне. И тут навстречу ему вышел “рыкая” лев (Суд 14,5) он рыкал точно так же, как позже его “с криком” встретили Филистимляне (Суд 15,14). Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян. Нет никаких причин думать, что Самсон не видел во всем этом образности, и все же, на самом ли деле Самсон, в конце концов, поразил Филистимского льва и принес обетованное блаженство Израилю в образе меда (ср. Исх 3,8 с Вт 8,8 и т.д.)? Конечно же, нет. Он несколько раз одерживал символические победы над Филистимлянами, однако Израиль так и оставался в порабощении (Суд 15,20). Он не использовал все возможности, предоставленные Ему от Бога. И все же, несмотря на то, что можно подумать, что он прожил жизнь напрасно, что он на самом деле так никого и не избавил, все же, в целом, он прожил так, что достиг спасения самому себе. Все те, кому знаком свой, или кого-нибудь из своих близких уход от веры, могут найти в этом большое утешение.
Впрочем, необходимо признать, что это Бог послал льва навстречу Самсону, и сделал Он это в четком соответствии с образным мышлением Самсона, что частично может служить Самсону оправданием своей женитьбы. Он брел по виноградникам, размышляя о том благословении, которое они символизируют, о благословении Израиля, которое ныне оказалось в руках врагов Божиих. И тут Бог продолжает эту притчу тем, что посылает ему навстречу льва, образ Филистимлян, а также дает силу Самсону, благодаря которой он становится способным победить его. И дальше, когда Самсон возвращается к трупу поглубже поразмышлять над “падшим” (в Суд 14,8 для слова, переведенное как “труп”, употребляется необычное еврейское слово, происходящее от слова “падать” - например, Пр 29,16; Иез 26,15; 27,27; 31,12), “и вот, рой пчел в трупе львином и мед”. Еврейское слово, переведенное как “рой”, как правило (124 раза из 140) переводится, как собрание людей и, особенно, народа Божия, Израиля. Еврейское слово “пчела” означает Девора - имя одной из известнейших судей. А потому получается, что всем этим Бог хотел сказать Самсону, что благодаря его победе над Филистимским львом, народ Божий должен был стать верным, а потому и способным наслаждаться обетованной благодатью меда, взятого от Филистимлян. И Самсон понимал это, ибо “он взял его в руки свои” (а слово “взял”, как правило, на еврейском языке означает “господствовать”), ел сам и разделил его с другими. 
Во всем этом видно очень подробно описанное значение крестной жертвы нашего Господа, которой Он одержал победу надо львом Диавола (ср. 1Пет 5,8 с Евр 2,14). 1Ин 3,8 может так же говорить и о победе Самсона. А это дает и нам доступ к блаженствам Царства Божия. Как несколько дней спустя (через три дня?) после поражения льва Самсон с медом в руках пошел от него, ев по дороге мед и разделяя его с другими, так же и Господь покинул пустой гроб Свой. Описание того, как Самсон сам ел и, не сказав родителям, откуда он взял этот мед, дал им, и они тоже ели его (Суд 14,9), является пересказом наоборот того, что произошло в Едеме (Быт 3,6 - вряд ли можно сомневаться в том, что Ева сказала Адаму откуда она взяла плод). Здесь же были разделены плоды не падения, как в Едеме, а плоды духовной победы. Исполнение обетования благословить Израиль медом зависело от повиновения Израиля (ср. Вт 32,13 с Пс 80,17), хотя и было обещано исполниться в будущем (Вт 32,13). Во времена Самсона Израиль не повиновался Богу, а потому и не обладал обетованными благами. И все же вся эта притча в целом говорит о том, что даже благодаря набожной ревности одного человека, чьей борьбе не помогали даже самые близкие, его родители (Суд 14,6,16), обетованная за повиновение благодать, может стать доступна великому множеству непослушного народа Божия. И в этом самая настоящая суть благовестия.
И Самсону все это было хорошо известно, ибо он достиг такого понимания благовестия, которого в ветхозаветные времена удавалось достичь не многим. Давайте посмотрим на женитьбу Самсона с положительной точки зрения. Он сошел в долину Аскалон и убил 30 Филистимлян, в то самое место, где Иисус Навин одержал победу, а Иуда не смог прогнать жителей долины (Суд 1,18,19). 
Позже, воспользовавшись моментом, он сжигает всю жатву и виноградники Филистимлян (Суд 15,5), сознательно указывая на закон, в котором сказано, что человек, сделавший такое своему ближнему Израильтянину, должен возместить погубленное им (Исх 22,5). Тем самым он как бы говорил, что эти люди не были его ближними, что они не были под тем же законом, что и он, а потому он и мог поступать с ними соответственным образом. Аналогично он отмщал Филистимлянам (Суд 15,5; 16,28), тогда как закон заповедовал Израилю не мстить сынам народа своего (Лев 19,18) и разрешал делать это его врагам (ср. Числ 31,2; Вт 32,43 с Нав 10,13). А заодно обратите внимание на то, как он из лисиц сделал подобие херувимов - огненный, крутящийся шар, катящийся в осуждении на Филистимлян. Позже в Писаниях лисица становится образом заблудшего Израиля (Иез 13,4), а потому очень может быть, что Самсон своими действиями хотел показать, что благодаря его вере и духовности слабый Израиль мог обратиться и стать херувимом Божиим, чтобы принести осуждение на Филистимлян, а себе освобождение. То, как для такого поражения он использовал их хвосты, может подразумевать Вт 28,13,44, где заблудший и погрязший в своих грехах Израиль времен Самсона, называется тем же самым словом - хвостом всех народов. Он понимал, что он был тем, кто мог бы принести Израилю как спасение, так и благословение. Его загадка говорит о том, как “из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое” (Суд 14,14), где “ядущий” (евр. “поглотитель”) и “сильный” означает не столько льва, сколько самого Самсона, ибо то же самое слово употребляется для описания того, как Самсон ел, или поглощал мед, взятый им из льва (Суд 14,9). И годами позже у Филистимлян появилась возможность узнать, что загадка Самсона была им загадана о самом себе. Он узнали это, когда радовались своей победе над опустошителем (поглотителем) земли своей (Суд 16,24). Так что Самсон понимал, что благодаря дарованной ему силе от Бога, он мог принести мед благословения Израилю.
Однако, несмотря на предоставляемые ему возможности, он все же так никогда и не сделал этого. Самсон так и не смог убить льва, а потому и народ Божий во все время его жизни оставался под господством Филистимлян (Суд 15,20), так и не познав благодати, которая была для них в то время так близка. Такие места, как Цора и Естаол всегда приходят на память в связи с отступничеством Израиля и господством Филистимлян (Суд 18,2,8,11; 2Пар 28,18), так что Самсон является лишь яркой вспышкой во мраке всеобщего грехопадения и бездуховности Израиля Божия. И все же, несмотря на то, что Самсон не дал возможности Богу спасти Израиль, сам он, благодаря всей своей жизни, спасся (но как бы из огня).

Различные побуждения
Несмотря на то, что во всех выше упомянутых случаях можно увидеть духовность Самсона, существует достаточно много веских причин полагать, что в его женитьбе им двигали различные, если не сказать, противоположные побуждения. Задумайтесь, почему он, назорей, так часто любил посещать виноградники, любил находиться рядом с запрещенными для него плодами (ср. с Христианами, занимающиеся своим продвижением по службе, просмотром телевизора, чтением романов...)? И это было присуще ему - необычайное рвение и понимание, смешанное с желанием пройтись как можно ближе к краю пропасти, чтобы, в конце концов, ничего не получить в замен. Из того, что сказано о Самсоне видно, что виноградники притягивали его. Как бывший алкоголик не может оторвать глаз от бутылок, выставленных в витрине магазина, “всего лишь из-за любопытства”, так и Самсон забавлялся тем, что было для него запрещено - точно так же, как то делаем и все мы. Чуть позже он подтолкнул Далиду связать его “семью сырыми тетивами”, что на еврейском языке подразумевает, что они, сделанные из лозы, были все еще зеленые. Так что он просто стремился к запрещенному. То, что он сжег эти виноградники (Суд 15,5) может означать, что он наконец-то понял, что лучше всего истребить под корень саму причину искушения, так сказать, вырвать соблазняющий тебя глаз. 
Он сжег те виноградники, потому что хотел быть правым, а точнее чистым, перед Филистимлянами (Суд 15,3; см. церковнославянский). То же самое еврейское слово в других местах переводится как “быть свободным”, оставаться без наказания”, “не быть повинным”, “быть чистым”. Все это выглядит так, как будто он сознавал, что согрешил, но полагал, что благодаря своей дальнейшей войне с Филистимлянами он заслужит прощение. Однако, подвергшись позору в узилище в Газе, он должен был понять данное ему наставление, что прощение даруется не за дела и не за нелюбовь мира сего, а исключительно по вере. Похоже, он чувствовал гнев из-за того, что так сильно привязался к этой Филистимлянке (Суд 14,19), а потому и “возненавидел ее” (Суд 15.2). Впрочем, этот чисто человеческий гнев может быть смешан и с гневом праведным, гневом за то, что его жена была отдана другому, а значит прелюбодействовала, а потому и понесла, возможно, ненамеренно, наказание, положенное по закону за блуд (Лев 20,14; 21,9). Он понимал, что Филистимляне ввели его в грех, а потому и хотел всего лишь истребить источник своего искушения. Однако, поступая так, он тогда же потерял осознание своей правоты. Он “перебил им голени и бедра”, что является явным намеком на жертвоприношение “плеча” (то же самое евр. слово) в Исх 29,22; Лев 9,21; 1Цар 9,24; Иез 24,4, как будто он тем самым хотел принести жертву Яхве. После чего он опять (!!!) сошел (евр. см. церковнославянский) “и засел в ущелье скалы Етама” (Суд 15,8). Никто, поднимающийся на скалу, не может одновременно спускаться вниз. Так что здесь, скорее всего, речь идет о его духовном “спуске” для того, чтобы засесть в одиночестве в ущелье от народа, судьей которого он был. Сидеть, или же обитать в ущелье, а расселине скалы в Писаниях (например, в Ис 2,21 и Ис 57,5) ассоциируется с нечистой совестью. 
И все-таки, несмотря ни на что, пред Богом он так и оставался без перерывов судьей Израиля на протяжении 20 лет (Суд 15,20). То, что он умолял пришедший за ним народ не убивать его (Суд 15,12,13), вряд ли рисует его судьей, или вождем этого народа. Однако он хотел быть судьей, хотел быть вождем Израиля, а потому Бог и вменил ему его желание (Суд 15,20), так же как Он вменил ему и пожизненное назорейство (Суд 13,7), несмотря на то, что оно очевидно нарушалось прикосновением его к мертвым телам (ср. Суд 14,19; 15,15 с Числ 6,6) и, возможно тем, что он пил вино на своей свадьбе (Суд 14,10, где слово “пир” = “питье”). Так что ему не только была вменена праведность, но Бог посчитал, что на его сильное стремление, на его желание слабого, простого, смертного человека, можно смотреть как на исполнившееся.

Категория: Разное | Добавил: Вериец (08.07.2008)
Просмотров: 769 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2020